Девятого января Учитель дал интервью документалистам из Германии, молодым женщинам Кристине и Хане. Кристина задавала вопросы, Хана работала с видеокамерой. Мгновения встречи.
2. «Мы студентки Берлинской киношколы. Делаем фильм. Мы четвёртый раз здесь. Очень благодарны, что у нас появилась возможность с Вами встретиться и задать Вам некоторые вопросы.
3. В этом фильме мы пытаемся приблизиться к пониманию того, что такое вера и что даёт человеку вера, чем человек верующий отличается от человека неверующего и в чём его преимущество. Является ли способность верить каким-то даром или этому можно научиться?»
4. «Закон веры является основой вообще жизнедеятельности человека в любой сфере. Потому всё, о чём говорит человек, рассуждает, что утверждает, – всё основано на его вере. То есть веру надо рассматривать как нечто противоположное знаниям или стоящее рядом со знаниями.
5. Есть знания как точная информация и вера (человек думает, что знает, но не знает, он предполагает). Если человеку нравится предположение, он воспринимает его как знание. Но это вера в эти знания, в то, что он знает. На самом деле он не знает.
6. Все суждения в средствах массовой информации, происходящие в обществе, основаны на вере. Человек верит в то, что говорит, но он не знает, что на самом деле происходит. То есть вся деятельность человека основана на вере.
7. И получается, в данном случае можно сделать одну логическую параллель: чем вернее сориентирована вера человека, (чем ближе к Истине то, во что он верит), тем точнее и правильнее выстраивается его судьба, тем лучше она начинает формироваться.
8. Если что-то, что связано с верой, доказать, оно становится знанием, оно перестаёт быть верой. Но это не означает, что то, что связано с верой, нельзя доказывать.
9. Человек со временем, неизбежно набираясь опыта и мудрости, начинает понимать правильность того, во что он верит. Его мудрость позволяет глубже видеть происходящее, он точнее видит что-то, от чего-то отказывается, что-то новое приобретает по мере развития.
10. Но в вере нередко проявляются факты, которые человек может не узнать никогда вообще, в принципе, потому что уровень его сознания имеет некоторые ограничения.
11. И в некоторые информационные поля Мироздания, Вселенной вообще ему никогда не удастся проникнуть. Иначе ему надо стать чем-то другим, обладать каким-то сверхсознанием, которым он никогда не будет обладать: это другая структура материи.
12. Так вот, человек имеет определённые ограничения и неизбежно будет опираться на веру, когда он будет верить во что-то, чего он до конца не будет знать.
13. В жизни человека всегда будет происходить так, что он будет многое искать, опираясь на внутреннее чутьё, свою способность довериться чему-то, и делать свои шаги собственные. Очень важно, чтоб он делал свои шаги, веруя во что-то и учась тому, что ему недостаёт.
14. И когда в жизни его будет проявляться некий особенный факт и ему будут приоткрывать нечто очень важное, имеющее отношение к Истине развития человека, тут доказать что-то будет очень трудно. И те, кто будут наиболее к этому созревшие внутренне, своим чутьём будут это находить.
15. Будут к этому притягиваться, будут делать какие-то интересные, революционные шаги в своём развитии, тем самым поджигая тех, кто уже к этому тоже немножко созрел, но самостоятельно боится сделать шаги (им нужен пример), ну и конечно, других, кто, давая ориентиры другим, может посмотреть, поспорить, отринуть. Но это уже естественная форма жизни.
16. Но в жизни человека всегда вера будет присутствовать. Это закон очень большой, очень многогранный. И к нему надо подходить не с таким примитивным пониманием, как формулировка «религиозность», это очень примитивный взгляд.
17. Это очень большой закон, который надо рассматривать на самом деле очень серьёзно. Без правильного познавания этого закона нормального развития у человека не произойдёт».
18. «Если человек, например, атеист, но во всех своих проявлениях жизненных следует всем законам Божиим, стремится к лучшему, не причиняет вреда ближнему, самосовершенствуется, работает над собой, над своим эго, то для Бога он чем-то отличается от того, кто каждый день к Нему обращается? Или Бог готов принять и того, кто живёт в соответствии с Его законом, но…»
19. «Здесь важно человеку самого себя не обманывать. Бога ему не обмануть, а вот самого себя он легко может обмануть. То есть, когда он чувствует, что надо сделать как-то и это было бы хорошо, но он этого не делает, потому что боится, что над ним посмеются (или ещё что-то такое, от чего он зависит), – для него важно, судьбоносно для него, какой выбор он сделает.
20. Но в зависимости от этого дальше уроки тоже будут складываться, которые помогут ему выбирать всё-таки хорошее независимо от того, как на него посмотрят. Этому он будет учиться.
21. И значит, прежде всего в этом случае рассматривается истинный потенциал человека. То есть у него есть какие-то качества, выше которых он ничего не сделает.
22. И вот тут смотрится, насколько искренне он старается сделать то, что видит для себя правильным, как он старается это сделать.
23. Даже если выбор его совершенно неправильный, но учитывается, как он видит это. Если он воспринимает это от всего сердца всем своим существом как нечто очень правильное, ему надо это делать, обязательно надо это делать, даже если оно по большому счёту нехорошее. Ему надо сделать, для него это важный шаг, как ступенька выше.
24. Потом он дальше пойдёт. Жизнь вечна у человека, и бояться, что что-то он не успеет, глупо. Поэтому с позиции Вечности это и не рассматривается – успеет он что-то или не успеет. Главное, чтоб он делал.
25. Дорогу осилит идущий. Пусть идёт, он придёт куда надо. Главное, чтоб он шёл. Поэтому каждый человек ценен. И не случайно находится каждый на своём месте.
26. А вот если человек имеет многое в себе, большой потенциал, но начинает обманывать себя и недоделывает то, что должен был сделать, вот это для него нехорошо. У него идёт скатывание вниз. Хотя он по своим качествам может намного превосходить кого-то, но он делает нехорошо. На него это отрицательно действует, если он потихоньку недоделывает то, что должен был сделать».
27. «А что Вы думаете о смерти вообще?»
28. «Ничего не думаю. Просто покидаешь тело, которое оказывается уже ненужным, чтобы потом дальше что-то сделать. На самом деле её не существует.
29. Есть привязанности к людям, к родным, которых человеку не хочется потерять, которых жалко оставить. Хочется дальше с ними побыть, пообщаться.
30. Ну а сам факт ухода из тела – это какая-то ерунда… это как выйти из дома. Ну покинул тело, и всего лишь. Потом же всё равно человек это будет видеть.
31. Человек-то пугается неизвестности. Он боится неизвестности, особенно ещё если много кошмаров каких-нибудь насмотрелся в фильмах. Вот и боится неизвестного и тех образов, которые уже у него родились и в которые он верит, но которых не существует».
32. «А людям, которые приходят к Вам, как им быть без Ваших ответов? Ведь они привыкли приходить к Вам».
33. «Будут отвыкать. Привыкать к такому опасно – когда всегда хочется спрашивать. Всегда боишься предпринимать собственные шаги, думаешь: «Вот есть Учитель, можно всегда прийти и что-то спросить, всегда проблему можно решить». Это опасная сторона. Надо уметь делать свои собственные шаги».
34. «Но Вы же их в какой-то мере приручили?»
35. «За этой темой Я смотрю. Поэтому Я не приручаю так сильно. Наоборот, Я стараюсь держать нужную дистанцию и по возможности отучать от всех таких мелочей: они опасны, к ним нельзя приучать.
36. Так, как раньше мы встречались, мы уже давно не встречаемся. Это раньше Я почти на всё отвечал. На всё, что спрашивали, Я отвечал, во всём участвовал. Сейчас нет. Сейчас они больше приучаются уже действовать самостоятельно.
37. Это один из важных моментов Учения – научить верующих принимать собственные решения, договариваться вместе, вместе общаться, вместе приходить к правильным решениям. То есть они должны вне Учителя самостоятельно уметь решать многие задачи. Если этого не делать, то это большая ошибка их была бы».
38. «Справятся?»
39. «Конечно, куда же денутся».
40. «Где-то (например, в Германии) царят разные свободы и так называемая толерантность. Например, разрешается то, что здесь запрещено. И получается, что иногда человек лучше ощущает себя там, где у него не так много выбора и не так много свободы, где есть какие-то правила?»
41. «Конечно».
42. «Если есть какие-то правила и ограничения, это снимает у человека тревогу. Иногда, когда очень много свободы, человек не знает, что с ней делать».
43. «Человек всегда стремится удовлетворить свои желания. Он ещё пока не знает вообще, что такое нормальное духовное состояние его.
44. Так вот если он не знает, что такое зрелость духовная, которая у него должна быть, то что, значит, дать ему возможность удовлетворить все его желания? Это значит – пустить его под откос, чтоб он ехал, куда-то вниз катился и набирал скорость, пока не грохнется обо что-то.
45. Духовное развитие всегда подразумевает какую-то работу над собой, над своими чувственными проявлениями. То есть ты организуешь самого себя, лишаешь себя чего-то, что на самом деле тебе во вред, но очень хочется.
46. Ты начинаешь себя лишать этого, чтобы выработать совсем другое отношение к жизни, другие желания чтоб сформировались внутри. Ведь они формируются по мере развития человека, их нельзя включить – выключить. Стал верующим – всё, я теперь хочу вот так. Нет, желания не будет нового.
47. До желания нового надо подняться. Если оно правильно выбрано, до него ещё надо подняться, и тогда испытаешь его. Но раньше это не испытаешь. Раньше будут довлеть желания, которые тебе присущи.
48. И вот тут с ними придётся бороться. А это уже ощущение дискомфорта. Ведь ты же урезаешь свои желания, а этого не хочется. Хочется быть свободным: «Как же так! Я же хочу, я же человек».
49. Люди это делают уже тысячи лет. Всё время своего существования они именно это делают. Какой результат? Где прорывы в развитии? В духовном развитии (не в материальном, а в духовном) где прорывы?
50. Так вот вся сложность заключается в том, что человек может развиваться именно благодаря вере, а это значит отсутствие многих знаний. И при том что как руководство к действию у человека играют важную роль его желания, а они эгоистические.
51. Эгоизм – это личное благо. Человек может говорить о благе всех, но он говорит только пустые фразы, красивые. Его интересует личное благосостояние и благосостояние тех, кто ему близок, остальные его не интересуют. Он может за остальных побороться, если от них зависит его благосостояние. То есть это всё связано с его эгоизмом. Это тупиковое развитие.
52. Поэтому всё построение человеческого общества эгоистическое. Оно направлено на то, чтобы удовлетворять эгоизм человека. Придумываются разные правила, разные законы, где человек начинает бороться за свои права. Это всё глупости. Это то, что удовлетворяет его эгоизм. А он у всех по-разному развит.
53. И в этой борьбе люди будут друг друга уничтожать, прикрываясь красивыми лозунгами. Они неизбежно будут уничтожать друг друга. Они это делают.
54. С каждым разом это будет всё масштабней и масштабней, потому что возможности у человека растут. Это сейчас можно всё наблюдать.
55. Это тема, которую очень серьёзно надо пересматривать, потому что она ведёт к трагедии. Вот этот ложный взгляд, который существует.
56. Человеку надо научиться с собой справляться, а он пытается справляться со всеми вокруг. Пытается всех организовывать, а даже себя организовать не умеет».
57. «У многих сейчас ощущение, что человечество не было так близко к самоуничтожению, как сейчас. Вы по-прежнему оптимистичны в том, что человечеству и миру удастся спастись?»
58. «Человечество подошло к рубежу, когда нужно в корне изменить свой взгляд на реальность. В корне. Основательно, принципиально, очень глубоко изменить. С тем, что есть у человека, жить нельзя, это тупиковое развитие. Оно всё равно где-то должно подойти к тупику, и всё должно рухнуть.
59. То есть человек всегда занимался самоистреблением. То, что сейчас происходит… можно сказать, происходит очередной этап самоистребления. Он то усиливается, то утихает в зависимости от каких-то возможностей, которые есть у общества. Стремление к этому самоистреблению постоянно было, и оно время от времени делает эти прорывы.
60. То есть при таком обществе, которое существует на Земле, это естественный результат, другого не может быть. Люди всегда будут при таком отношении к жизни бояться друг друга, искать выгоду. А раз искать выгоду, им надо устранять конкурентов, по возможности взять власть над всеми.
61. Это такие примитивные попытки, которые все делают с древних времён ещё, когда с камнем бегали в руке. Вот так и до сих пор они эти попытки продолжают делать. То есть они ещё те же самые люди древности.
62. И вот надо в корне всё это пересмотреть. Но в корне пересмотреть невозможно в условиях, когда у человека всё хорошо как будто бы, а ему предлагают: «Ты знаешь, вот пора менять жизнь. Ты живёшь неправильно». А у него всё есть, работает, денег много… И он захочет поменять свою жизнь? Нет, он не захочет поменять.
63. А пока такие примеры есть, те, кто ничего не имеет, будут стремиться стать теми, у которых всё есть. У них ложный ориентир, и пересматривать свою жизнь они тоже не особо хотят. Получается, человеку неизбежно нужно условие, когда его надо заставлять думать по-другому.
64. И получается, за всю историю всегда человека реальность заставляет думать правильно, сам он отказывается думать правильно. Он тяготеет думать так, как ему удобно, а это, как правило, неверно. Его надо заставлять, стукать, ему становится больно, и он начинает глубже что-то пересматривать.
65. Для человечества теперь наступил период, когда ему надо очень больно стукнуться. И вот тут всё зависит от того, кто как себя поведёт, какой выбор сделает. Ведь подсказку будут ощущать все, какую-то внутреннюю подсказку совести будут все ощущать, ведь они все дети Бога и частицу Божью имеют все, без исключения.
66. Значит, в какой-то ответственный момент у человека колыхнётся это внутреннее «я» его, оно даст подсказку. А вот как он поступит – это его выбор, на который повлиять нельзя. Но, к сожалению, склонность сделать ложный выбор, неправильный, очень большая.
67. Поэтому неприятности, которые есть (за ними сейчас остаётся только наблюдать), будут расти. Их так остановить, как пытаются сделать, невозможно, это неверный подход в принципе».
68. «Здесь у каждого идёт ежедневная работа над собой, да?»
69. «Вообще, у каждого человека в жизни всегда идёт работа, когда он сталкивается с ближними».
70. «А у Вас?»
71. «У Меня работы никакой нет в этой связи. У Меня работа другая, о которой Я не буду говорить. Но такой работы, как обычно у вас идёт, конечно, у Меня не может быть».
72. «Каков смысл или предназначение женщины? Как она может максимально красиво и совершенно свою суть воплотить в жизни?»
73. «Женщина – это мама. Слово «мама» – самое большое, что можно придумать из слов. Прежде всего женщина должна быть красива внутри. Это терпение, это смирение, скромность, сдержанность.
74. Она как вода, она способна принять всё, обтекая, не выставляя какие-то грубые углы (у воды нет углов). Она любой камень примет: он плюхнется – она немножко взволнуется и успокоится, и дальше течёт.
75. Если женщина правильно формируется, она будет передавать эту гармоничную информацию рожденному ребёнку, потому что ребёнок внутри полностью воспринимает информацию мамы. Её формирование на него влияет.
76. Поэтому, даже если она просто ничего не делает, её состояние внутреннее уже формирует ребёнка. А если она ещё что-то делает, конечно, это значительно усиливает воздействие на формирование ребёнка. Но от того, что она делает, уже тут можно смотреть, либо в положительную, либо в негативную сторону идёт воздействие на ребёнка.
77. А так как развитие общества зависит от рождения детей, то от того, какая мама, уже зависит благополучие дальнейшей цивилизации, развитие человечества.
78. Значит, ответственность у мамы очень большая. Она первая начинает формировать ребёнка, не папа. Папа что-то закладывает, но формировать первое время начинает мама. Она задаёт какую-то основу, от которой потом происходит дальнейшее развитие у ребёнка и, соответственно, влияние на общество.
79. Поэтому то, насколько чиста женщина, насколько внутри она правильно формируется, играет очень важную роль в развитии всего человечества.
80. И если женщина начнёт кричать о своих правах, можно поставить крест на нормальном развитии. Это не имеет никакого отношения ни к скромности, ни к смирению, ни к чистоте. Она начинает бороться, как мужчина.
81. Женщина, увидев, что как будто бы она в чём-то ущемляется, пытается уподобиться мужчине, пытается тоже что-то утверждать. Но она проигрывает, однозначно сразу начинает проигрывать. Она никогда не станет мужчиной, но она перестанет быть женщиной.
82. И говорить о развитии детей уже становится сложно: психика у них будет больная, будет сломана, искажена сильно. Потом выправлять это будет очень трудно».
83. «А как можно сохранить нежность в отношениях, если прожиты уже годы и накопились всякие обиды и недовольства?
Как от этого уйти, как остаться интересными друг другу?»
84. «Вот мы начинаем уже говорить о результатах. То есть долго-долго шли… и что теперь с этим делать? Учение учит, как не делать эти шаги опасные. То есть надо учиться решать эти задачи с самого первого появления этих негативных нюансов в жизни. Их надо сразу правильно решать, тогда и будет всё сохраняться. А когда уже накопилось и всё сломалось, нечего сохранять, оно уже сломано.
85. Сохранять – это когда что-то есть и ты это хранишь. Но если этого нет, то сохранять нечего, надо приобретать заново.
86. Конечно же, если накопились негативные какие-то завалы в жизни психологические, их решать надо пробовать. Удастся ли на этом приобрести что-то из ранее потерянного или не удастся – не эта должна быть цель.
87. Цель должна быть – просто научиться это решать правильно. Пусть поздно, но научиться правильно решать. Может быть, всё и не удастся решить. Не это главное. А просто учиться решать, каждый шаг учиться делать правильно.
88. Поэтому здесь уже несколько иначе нужно на всё взглянуть. Не надо в своей работе задумываться о том, какой подарок получишь. Вот это ошибка будет.
89. Ведь все дела свои человек пытается рассматривать с позиции, а что за это ему будет, а удастся ему что-то приобрести, а дадут ли ему то-то или то-то. Вот это коренная ошибка в деятельности человека. Он должен просто радоваться возможности делать что-то. Есть возможность делать – ты живёшь. У тебя есть жизнь – ты делаешь. Когда ты делаешь, ты живёшь.
90. Когда получаешь подарки, ты не живёшь. Ты просто получаешь, но ты не делаешь ничего. Ты удовлетворяешься в этот момент. Это не жизнь.
91. Жизнь – это развитие, движение, делание. Когда ты делаешь, ты живёшь. Нужно научиться радоваться тому, что есть возможность делать.
92. А когда смотришь на подарки, жизнь становится скучная какая-то: то одного нет, то другого нет… Вот одному далось, а тебе не даётся – и сразу депрессия: как-то всё сложно, как-то жизнь не сложилась.
93. А разве нет возможности что-то делать? Да полно, полно возможности что-то делать, но человек на это не смотрит. Любил бы деятельность – был бы счастлив. А так как любит подарки, он вечно несчастлив: подарками невозможно удовлетворить человека, сколько бы ему их ни дали.
94. Такова особенность психологии и эгоизма человека. Первое время порадуется, потом станет скучно, ему надо что-то другое. То есть этим нельзя удовлетвориться. А когда любишь деятельность, то, пока есть возможность что-то делать, ты радуешься, ты счастлив.
95. Поэтому надо научится решать эти проблемы, просто решать, не задумываясь, успеешь или не успеешь, получишь за это что-то или не получишь. Просто решай. Решая проблему, ты становишься лучше, если решаешь правильно её.
96. А благополучие совместное с кем-то всегда зависит от правильных усилий этих сторон. Если только одна сторона делает правильно, а другая нет, благополучия не будет. Оно невозможно, всегда будет конфликт.
97. Поэтому благополучие решается только совместно, если с кем-то идёт какая-то связь. Но решать надо правильно, а не как кому вздумается, единые усилия должны прилагаться.
98. И вот это тоже большая проблема. Накопился такой богатый негативный опыт в жизни человека, что сейчас, изучая Учение, люди именно этому учатся уже много лет и это с трудом удаётся, хотя имеют ответов огромное количество, как в той или иной ситуации пошагово решать проблемы.
99. То есть это трудно сделать, хотя точно обозначено, как надо сделать. Вот особенность человека. Это очень непростая задача – изменить самого себя. Этот труд самый сложный, какой вообще можно придумать на Земле, – духовное развитие.
100. Поэтому в духовность привыкли играть, но не развиваться. Создать лозунги, создать видимость, что они развиваются, сказать красивые фразы. Но на самом деле, если посмотреть на жизнь этого человека, к духовности это не имеет никакого отношения. Там просто идёт такая лицемерная игра в духовность, но это не духовное развитие.
101. Духовное развитие – это сложная школа, о которой всерьёз никогда не говорилось. Ещё и рано было говорить: сознание было слишком ограничено.
102. А вот теперь время, когда подводится уже черта в судьбе человечества, и надо открывать эту тему. Потому что уже есть те, кто созрел, начинает глубоко менять самого себя, всерьёз менять. Ну вот они сейчас и пробуют это делать с переменным успехом».