Двадцать седьмое июля. Встреча с Учителем в долине слияния.
2. «Ситуация: утром заканчивается в доме газ, я в девять часов утра понимаю, что нужно…»
3. «Старайся говорить как можно точнее по сути той темы, которую ты пробуешь затронуть. Волнуясь, ты можешь легко перейти к деталям, и начинаешь переходить к ним. «В девять часов» – это деталь, которая на самом деле к вопросу не будет иметь никакого отношения.
4. Попробуй сухую суть взять того, что ты хочешь спросить. У тебя возникло какое-то понимание по поводу чего-то происходящего, вот сразу и назови».
5. «Работа в этот день на покосе без обеда до вечера не позволяла мне взять баллон в положенное время, с двенадцати до шести. Я пробую дозвониться до ответственного по газу. Не дозвонившись, я решаю идти к нему непосредственно домой, чтобы договориться. Придя домой и не найдя ответственного по газу, я беру ключ от контейнера с баллонами, который висит на улице на дверной ручке».
6. «Ключ вывешен для того, чтобы все в Городе при необходимости могли взять?»
7. «Всё верно, по согласованию. С пониманием того, что баллон есть в контейнере и что он оплачен уже, беру этот баллон. Мог ли я сделать такое действие, если было понимание, что в дальнейшем я оповещу старшего о своём действии?»
8. «В условиях, когда ты точно понимаешь, что в данном случае тебе это очень нужно, для вашей семьи это очень нужно (даже ещё более весомо – не только тебе), но старшего на месте нет, можно ключ брать и брать баллон, если у тебя есть чёткое понимание, что как раз эта возможность у тебя открыта. В этом случае можно, нарушений нет».
9. «Что значит «возможность открыта»? Это понимание того, что мы согласовали, что есть баллон?»
10. «Ну, то есть у тебя случился ряд каких-то обстоятельств, приведших тебя к пониманию, что твой газ уже лежит, и он твой, и лежит до тех пор, пока ты его не заберёшь, и у тебя есть возможность его забрать.
11. Не когда ты предполагаешь, что он, может быть, есть и надо пойти ещё посмотреть, лежит ли там баллон, а когда у тебя есть уже чёткое представление, что он там лежит, его просто осталось забрать, но в силу этих сложившихся обстоятельств, сейчас старшего рядом нет. В этом случае можно использовать.
12. Если ты предполагаешь, что, может быть, баллон есть, а может, и нет, вот тогда нежелательно брать ключ, потому что ты ещё даже и не знаешь, тебе ещё надо сначала выяснить вообще, привезли его или не привезли.
13. Если в основе вы узнаёте правильность действия, главного действия, всё остальное перетекает в другую плоскость: всё, что вы придумаете в качестве вопроса по этому поводу, если оно не несёт согласия с этим действием, автоматически становится неправильным. Всё, любое пояснение.
14. Поэтому вам в любом случае, когда вы пробуете задать с двух сторон вопросы, касающиеся одного обстоятельства, прежде важно выяснить правильность самого действия, основного обстоятельства. Остальное всё автоматически легко расставляется на места.
15. Спрашивается либо что-то, подтверждающее эту правильность, либо что-то, что подразумевает сомнение в правильности сделанного. Так вот всякий вопрос, связанный с сомнением, автоматически в этом случае отпадает, и его уже можно не задавать».
16. «Понимания такого, что оплаченные баллоны приехали в Город и лежат в контейнере, достаточно?»
17. «Ваша компания братьев какая-то оплатила какое-то количество баллонов, и ты видишь, что их берут, – значит, это количество баллонов уже появилось, вы их купили и полностью привезли?»
18. «Всё верно».
19. «И остаётся просто в какой-то период забрать?»
20. «Да».
21. «Ну, это может быть доводом. Либо вы покупаете частями. Тогда ты можешь засомневаться: а то, что ты оплачивал, вошло ли в ту часть или, может быть, уже забрали? Из десяти привезли первые два баллона, может быть, и их уже разобрали, и смысла ехать нет. Тогда надо будет доуточнить».
22. «Спасибо, понятно».
23. «Если житель Города взял без разрешения ответственного ключи от склада, унёс оттуда баллон с газом и на обратном пути попросил меня об этом сообщить моей жене, которая является ответственной за газ, правильно ли я сказал, что его действие неверное?»
24. «Прослушал ты всё то, что сейчас Я объяснял подробно? Я же сказал – любой вопрос, который подразумевает неправильность данного действия, становится неправильным. Но ты его сейчас задаёшь.
25. Если взять за основу сейчас заданный тобой вопрос, он подразумевает неправильность действия этого человека, которое Я обозначил как правильное. Правильно ли негодовать или выражать сомнение по поводу действия, которое перед этим Учитель обозначил как правильное?»
26. «Есть обстоятельство, которое Учитель не знает, а я могу сказать».
27. «Если ключ связан с общедоступной формой, он принадлежит всем жителям Города. Это уже не относится к категории чего-то особенного и не будет связано с какими-то индивидуальными вещами данной семьи».
28. «Дело в том, что не было однозначного понимания…»
29. «Я перед этим объяснял человеку, который спросил, что если у него есть твёрдое понимание, что это так, то он может это сделать.
30. Ты предполагаешь, что нет общего понимания такого твёрдого, но это у тебя нет твёрдого понимания. С его точки зрения он правильно сделал. Поэтому допустимо, что ты сначала где-то можешь засомневаться, но судя по тому, что он хотел впоследствии предупредить о сделанном (и у него действительно это получилось), это пришло, значит, реальное подтверждение, что всё произошло правильно. То есть действительно баллон есть, и он его забрал.
31. Либо он приезжает и скажет: «Ох, я ошибся. Баллона, оказывается, не было, зря я поторопился это сделать». Уже по факту можно увидеть реальность этого события.
32. Ведь это же не враг, и он не будет эту информацию прятать, и он не делал, соответственно, специально, чтобы кому-то насолить, тем более. Часто идёт реакция, подразумевающая, что в действиях ближнего произошло что-то, связанное с действием врага. И идёт бурная реакция у вас всегда на что-то, что произошло не так, как вы бы хотели. Вот этого надо торопиться избежать.
33. То есть нельзя произнести фразу, что его действия похожи на воровство, к примеру. Нельзя такое подразумевать. Воровство – это однозначно когда кто-то сознательно старается извлечь тайно какие-то предметы для себя, сохраняет это втайне и никому не объясняет это. Вот тогда что-то похожее на воровство.
34. Может быть, ещё туда подходит, если человек, не спрашивая тебя, не дожидаясь, не оговаривая условия никакие, просто заходит куда-то в твои сокровенные апартаменты и где-то сам самостоятельно берёт то, что ему нравится. Потом он может, конечно, сказать. Но вот тут уже больше можно говорить о чём-то, связанном с воровством.
35. Но если мы говорим о предмете, который общедоступен для всех, то в этом случае однозначно торопиться обозначить что-то воровством уже будет неверно. Тут надо быть осторожней. Это будет слишком сурово выраженное сомнение.
36. Так что засомневаться, конечно, ты можешь. Потому что любой из вас, предпринимая какие-то усилия и искренне стараясь сделать как можно правильнее, где-то может действительно не успеть согласовать правильно информацию, немножко впасть в какое-то заблуждение и допустить какую-то, казалось бы, ошибку. Но это нормальная ошибка.
37. То есть она совершенно естественно присуща человеку, её легко вы можете допускать. Это то, о чём раньше мы говорили, – творческая ошибка. Это не специальное, не осознанное стремление нарушить какие-то законы. В этом случае будьте благосклонны и просто терпеливее, с улыбкой отнеситесь к этому.
38. Просто доуточняйте ситуацию (где произошла накладка, в каком смысле накладка), чтобы оговорить какие-то дополнительные нюансы и уже в дальнейшем легко этим пользоваться.
39. Если вы вводите какие-то правила, легко можно подразумевать, что произойдут какие-то естественные события, где выявится что-то, чего вы не оговорили. И уже сразу однозначно воспринимать это как суровое нарушение какое-то нельзя.
40. Вы просто не оговорили какую-то деталь, и человек, естественно, допустил ошибку именно в этой стороне, с этой точки, которую вы не оговорили. И он совершенно искренне допустил ошибку. Но это творческая ошибка, это не какое-то суровое нарушение».
41. «Если жена в момент срыва ударила мужа сапогом, который был в руках, и облила водой, то можно ли считать провокацией к таким действиям то, что муж на просьбу жены разобрать её напряжение проговорил: «Да, ситуация комичная», засмеялся, сказал, что надо окучивать топинамбур, и пошёл».
42. «Никакого оправдания такому действию быть не может. Ударить другого возможно, если при каких-то обстоятельствах вы защищались или где-то даже пытались защитить другого (ребёнка, к примеру, жена пыталась защитить), пришлось делать какие-то усилия и они привели к тому, что мужчина получил какую-то затрещину.
43. Там мы ещё можем посмотреть детали допустимости применения каких-то действий. Но это так пока Я говорю – мы можем посмотреть допустимость.
44. Какая проговаривается ситуация – категорично недопустимо такое действие. Это, простите Меня за такой простой образ, пьяный грузчик так вот пришёл домой, жену треснул, потому что как-то его засмущало её поведение. А тут женщина ударила. Нечто подобное.
45. Какими бы вы ни считали себя утончёнными, умными, если вы ударили другого человека, вы просто грубиян невоспитанный с очень слабым духовным миром.
46. Туда же относится способность обозвать кого-то чем-то нехорошим. Когда вы говорите унижающие фразы ближним, обзывая их как-то, это всё туда же может относиться, к вашему грубому, невоспитанному внутреннему миру.
47. Даже если вы художник, даже если вы музыкант, даже если вы поэт… Культурное развитие не предполагает однозначно аналогичного духовного развития большого. Оно показывает, что человек более чувствительный.
48. Художник – это тот, кто уже имеет более развитый чувственный мир. Его моторика, его развитие умственное, его усилия физиологические имеют более развитую основу. Согласованность в проявлениях у них более развитая, поэтому им легче выражать свои переживания, умело выражать, красиво выражать.
49. Чувственный мир развивается, конечно же, с духовным миром вместе. Но он не развивается в такой мере, когда можно сказать, что вот если художник, то обязательно он духовно развитый. Такое неприменимо однозначно.
50. Очень много, огромное количество примеров, где можно увидеть – замечательнейший музыкант, но это будет очень нервная личность. Его лучше не трогать, пусть он где-то сидит в катакомбах, не выходит к людям. Пусть он замечательную музыку пишет, но лучше пусть не появляется, не портит настроение своим поведением. Такое может быть.
51. А вы здесь собрались научиться управлять своим духовным миром. Поэтому многие из вас художники, у многих склонность прекрасная есть к чему-то интересному. Можно сказать – вы утончённые. Но Я бы не хотел, чтоб вы увлеклись этой иллюзией. Вроде бы вы утончённые, но легко можете вести себя вот так вот…
52. Я не стремлюсь обидеть грузчика, но Я не знаю просто, какой образ вам ещё подобрать. Мне хочется посмачнее это сделать. Но Я не могу сказать о животном в этом случае: животные так себя не ведут. То есть это будет слишком большой комплимент, вас даже с животными нельзя сравнить. А вот что-то такое пьяное, несуразное, грубое, способное легко ударить – это пожалуйста.
53. Не знаю, какой ещё образ взять. Сказать – «пьяный музыкант»… Он вроде так не дерётся. У него слишком тонкие косточки рук, он может сломать себе руку, он поэтому будет беречь её.
54. Грузчику проще: он развернулся, кружкой своей пивной навернул – и он даже не понял, что произошло. Он скажет: «Махнул тут… муха летела. Ну, извини, ударил». Вытащит жену из-за угла за ногу: «Прости». Ему, может быть, это проще…
55. Ну простите, что Я так. Но Мне порой хочется как-то смачно затронуть вашу, порой слишком большую, увлечённость самовлюблённостью, когда вы часто слишком неуместно пытаетесь себя возвысить.
56. Это часто происходит из-за комплексов. Когда много комплексов, много страхов, вы пытаетесь доказать ближним, какие вы хорошие. Вы много можете говорить о том, какие вы замечательные, как вы кому-то можете помогать. Но это комплексы, это ваши собственные страхи.
57. Потому что нормальный, развитый человек никогда об этом торопиться говорить не будет. Он поможет и постарается так сделать, чтобы никто об этом не знал. Это нормально, это скромность, где вы не торопитесь выразить свою святость.
58. Но если вы это демонстрируете, это первый признак, что вы очень слабый человек. И это всё основано на ваших собственных комплексах, серьёзных комплексах.
59. Будете работать, будем это убирать. Ради этого вы и пришли. Не только сохранить свои культурные способности, но прежде всего вот эту основу нормально организовать, привести её в порядок. Вот когда приводится чувственный мир в порядок, тогда на гораздо более высокой ступени вы сможете что-то созидать в творчестве.
60. Творчество – это уникальное явление. В нём прежде выражаться должна духовная ценность человека. А духовная ценность связана прежде всего с умением любить, а не с умением показать, как ты, оказывается, особенным образом можешь что-то выразить (так, как никто больше не выражает).
61. «Вот смотрите, вот у меня как замечательно! Так никто не делал больше. Это я сумел сделать так!» – обычно так художник сейчас в любой области (в поэзии, везде) пытается выразиться. Это неправильно, это как нижнее бельё пытаться демонстрировать.
62. Но кто-то продемонстрирует красивое, действительно интересно оформленное. А кто-то мятое вытащил: «А у меня вот такое вот есть, смотрите!» – а оно ещё и вонючее… И при этом ещё умудряется бравировать: «Не так, как у других!», и удивляется, почему его не принимает никто, не замечают, какой он уникальный, оказывается.
63. Окультурить свой духовный мир – это величайшая задача, которую упорно человек обходил тысячи лет. Говоря о прекрасном, он почти ничего не делал к тому, чтобы это прекрасное развивалось.
64. Волею обстоятельств единицы умудрялись становиться мудрыми и пытались бороться, побеждать себя. Но это единицы. А ведь рождены миллиарды. И рождены все Богом, Волею Отца. Но значит, у всех одинаковая ответственность: все должны быть такими. Вот сейчас вы и сталкиваетесь с этой задачей.
65. Поэтому сколько раз Я всегда делаю вам ударение – будьте внимательны, когда вы хотите выразить своё негодование по поводу действий ближнего. Тысячи раз чтобы себя сразу тормознули и проверили, что сейчас ведёт вас. Если вас ведёт негодование, вы начнёте говорить глупости обязательно.
66. А вас не может какое-то чувство не вести, не может. Вы не можете просто рассуждать без чувств. Самая первая реакция – идут чувства. Либо вам нравится, либо вы равнодушны, либо вам не нравится. Три варианта реакции, они влияют на ход мышления.
67. В чувственном мире духовно развитой личности преобладает положительная реакция. Для человека, даже если его мышление зависит от чувств, наиболее правильное мышление формируется при положительной реакции. Хотя оно продолжает быть условно разумным.
68. Исключительная разумность возможна только в одном случае – когда ни одно ваше чувство не играет определяющую роль. Но вы так не живёте и никогда жить не будете.
69. Это могло быть присуще и остаётся присуще многим представителям разумного мира. Но человеку это никогда не будет присуще, потому что человек рождён для другой миссии вообще.
70. Поэтому вы можете рассуждать (учиться рассуждать нужно уметь), но вы никогда не научитесь нормально рассуждать, пока не будет внутри у вас преобладать добро, пока у вас не будут преобладать правильные духовные ценности. Только тогда вы начнёте правильно рассуждать.
71. Поэтому, как только негодование возникло по поводу действий ближнего, будьте предельно осторожны: вам надо прежде вспомнить о главных ценностях. Вы должны учиться понимать ближних, вы должны учиться разрешать им делать их ошибки, к которым они искренне стремятся идти.
72. И если они искренне стремятся делать ошибку (на ваш взгляд, ошибку), они действуют правильно. Правильно. Их не имеет права никто осуждать. Им надо позволять это делать и помогать, быть готовыми вовремя подставить плечо там, где вы видите, что могла быть яма (но видите, что человек упорно туда идёт, искренне считая, что там её нет).
73. Окажитесь в нужном месте в нужное время. И когда он, искренне считая, что там ямы нет, сунет туда ногу, вы подставите плечо, руки, что угодно, но вы поможете ему не упасть.
74. И конечно, потом быстренько уйдёте и не будете говорить: «А помнишь, я тебе помогал». Чтоб вот эту ерунду потом вы не сделали. Тихо удалились – и вас нет. Оставьте человека дальше решать свою задачу (опять же искренне).
75. Поэтому не торопитесь ругаться. Это самая большая ошибка – когда вы сразу включаете эмоции. Но одно дело – вы просто переживаете за неправильность действий другого, другое дело – когда эта сила эмоций пока ещё такова у большинства из вас, что на её волне вы рассматриваете действия ближнего как действия врага. Как будто это тот, кто только и думал, как бы вам сделать больно.
76. Ну а если вы так будете жить, вы просто психически нездоровые личности. Это самое больное у человека, это самое опасное у человека. И то, что сейчас происходит везде, вокруг… это всё на одной волне идёт, всё на одной.
77. От этого надо избавляться, иначе Земля избавится от вас. Это закон, закон Мира материи: вредные вирусы, которые упорно не стремятся войти в Гармонию, должны погибнуть.
78. Человек ведёт себя сейчас пока как вирус вредный, очень опасный вирус, уничтожающий Землю, свой дом. Всё уничтожающий. Детей своих уничтожающий, хотя много орёт, что он их любит и дорожит ими. А делает делами своими наоборот.
79. Я затянул ответ свой, но он чрезвычайно важный. Без него, если вы не поймёте это всё правильно в нужной глубине и широте, всё остальное будет «пшик» пустой. Будет просто игра в духовность, но ценность ваша будет никакая.
80. Поэтому надо быть внимательными. В основном все вопросы, которые мы рассматриваем, связаны с тем, что кто-то как будто бы сделал неправильно. То есть это основа всех вопросов. И где вы пробуете понять, а как же правильно сделать.
81. Вот и учитесь занять позицию, когда вы не допускаете себе в мыслях, что ближний враг у вас, что он как-то стремится вам сделать больно. Никто не стремится сделать больно.
82. Вы живёте, тем более здесь, все как единомышленники, вы все стремитесь одно постичь. Значит, тем более нет среди вас тех, кто стремится сделать больно.
83. А может быть, кто-то и захотел, не справившись с эгоизмом, просто захотел в ответ крикнуть: «Сам дурак», больно сделать, потому что ему показалось, что его дураком назвали (и чисто детская реакция: значит, сам дурак; хочется доказать, что ты не такой уж маленький), – вот к этому стремлению сделать больно надо отнестись философски и снисходительней: это всё-таки слабость.
84. Главным старанием вашим должна быть забота о ближнем, вы допускаете – вполне мог кто-то ошибиться, ну ничего. Посмотрите потом вместе, в чём произошла ошибка, где вы и что не успели оговорить. И договорите какие-то правила, вместе согласуйте. Но опять же – вы улыбнётесь. И вы вместе, вы как одна Семья – вот чтоб это никогда вы не теряли».