Повествование от Вадима

Часть 24

Глава 5

Воскресная встреча с Учителем в долине слияния шестого апреля.

2. «Может ли в единой Семье быть принято правило, что весной каждый либо сеет зерновые для своего годового запаса, либо покупает и хранит у себя, при этом продолжая набирать опыт на небольших огородных участках?»

3. «То есть, закупив зерно, пробовать сеять его?»

4. «Закупает полный запас на год, но пробует в небольшом объёме в огороде ещё набирать опыт. Либо сеет уже весной столько, сколько на год надо».

5. «Жёсткое правило устанавливать такое не надо. Могут быть разные причины, и вполне могут быть весомые. Однозначно это закрыть нельзя так (поставить запрет на покупку, и только выращивание оставить).

6. А опыт хорошо было бы иметь. Не сразу может получиться вырастить то, что хочется. Впервые это приходится делать».

7. «В единой Семье выращивание зерновых – это ответственность каждого, как и выращивание овощей? Или хозсовет должен сорганизовать тех, кто, предположим, не может сам вырастить?»

8. «Если не могут, надо смотреть, что не получается, но организовывать это надо. За это отвечает вся единая Семья. За то, что внутри происходит в Семье, отвечает вся Семья.

9. Поэтому если какие-то приоритеты ставятся, то уже дальше вместе смотрят, у кого что не получается в движении в эту сторону».

10. «А изначально это ответственность каждой природной семьи?»

11. «Так-то да, все должны беспокоиться о том, чтобы могли своими руками сделать всё необходимое для дальнейшего автономного проживания. В том смысле, чтобы минимально зависеть от денежной единицы и необходимости что-то закупать.

12. Но не у всех может сразу это получиться. Поэтому тут уже нужно смотреть, что за исключения возникают в том или ином случае. И в каком случае можно считать оправданным исключение, а в каком, может быть, это уже больше проявляется слабость и попытка уйти от исполнения этой ответственности. Это уже можно подетально смотреть.

13. Тем более что, оговаривая вообще всю эту тему в целом, прежде всего подразумевается человек верующий, который будет стремиться исполнять обозначенные приоритеты.

14. Человек верующий – это тот, кто стремится все силы отдать тому, чтобы исполнить всё, что видится благоприятным и определяется благоприятным. То есть который постоянно беспокоится о том, насколько достойно он старается нести ответственность, лёгшую на его плечи.

15. Но человек может не проявить нужную устремлённость, и не только не проявить, но и не попытаться для себя определить, правильное это или неправильное его внутреннее устремление.

16. Часто, когда кто-то проявляет халатность, он, бывает, это делает, опираясь на какие-то дополнительные ложные оправдания. И он не торопится переспросить у других, он не торопится подвергнуть сомнению собственное оправдание.

17. Оно ему на данный момент кажется дорогим, и он старается за него тихо так, мирно держаться. Но при этом по делам своим отклоняется от исполнения того, что становится важным для Семьи, единой Семьи верующих.

18. Поэтому, конечно, когда вы оговариваете какие-то нюансы, связанные с вашими совместными усилиями, приложением усилий в каком-то одном направлении, хочется подразумевать, что разговор идёт между верующими, нормальными верующими, беспокоящимися о том, насколько ответственно и достойно они несут возлёгшую на них ответственность.

19. Но практика показывает, что приходится сталкиваться и с проявлением халатности. Поэтому однозначно какое-то правило порою сложно дать, его в принципе как будто бы нельзя дать. В то же время для верующих правило – оно как закон.

20. Если мы обозначаем что-то как благоприятное, это всё равно что лишить человека верующего выбора. Для него это означает закон. Если это благоприятно, то как верующий, стремящийся сделать максимально благоприятно, станет делать по-другому?!

21. То есть по факту, в разумном смысле, это усилие – сделать по-другому – в принципе как будто становится невозможным для верующего. Именно для верующего.

22. Если б это устремление было у всех достойным, вопросы многие и не возникли бы в принципе. Но ты их задаёшь. За ними усматривается халатность в проявлениях каких-то отдельных людей или тяготение к проявлению халатности.

23. И всё хочется привести в порядок, хочется задать какие-то дополнительные вопросы и поставить этих людей в чёткое русло, чтобы, при своём тяготении куда-то отклониться в сторону, они натыкались на «забор» и неизбежно шли в нужном направлении. Раз, пытается вправо – бум, там стенка, она оговорена законом; раз, влево его клонит – там тоже стенка, оговорена уже какими-то дополнительными вопросами.

24. И получается, многие уточнения – они для того, чтобы ограничить  тяготеющих к халатным проявлениям, к каким-то недостойным проявлениям. Мы их пробуем ограничить, мы их пробуем как будто бы искусственно загонять в нужное направление, чтоб они двигались в нужную сторону. Это нехорошая ситуация, она неприятная.

25. Потому что приходится в этом случае осознавать, что есть тот, кто говорит: «Я верующий, да, для меня дорога Святыня, всё, что связано со Святыней», но внутри не стремится исполнить всё, как требуется по закону Последнего Завета, по Завету Бога.

26. То есть Отец заповедал, дал Завет Свой, явил человеку Свои Пожелания, которые для вас определяются как законы (но по сути это Пожелания). Открывается путь, показывается – правильней идти вот туда.

27. Конечно, это может восприниматься только как Закон. Закон – это что-то, от чего ни в коем случае нельзя отходить. Поэтому такое Пожелание должно восприниматься как бы без выбора, без каких-то оговорок: а может быть, не надо? а может быть, это в другой раз?

28. Надо все силы приложить, чтобы это сделать, а потом посмотреть, что не получается. Чтобы дальше, возможно, внести дополнения какие-то смягчающие. Явно непосильное что-то для конкретного какого-то человека можно оговорить.

29. Но сначала хочется усилия его увидеть, где он все силы приложил, чтобы сделать то, что определилось как благоприятное. Вот он приложил все силы – потом правильней оговаривать какие-то отклонения.

30. Но если он не приложил усилия, сразу торопиться оговорить отклонения – это слабость. Это неприятное явление, оно связано с большими ошибками и, соответственно, с затруднением в построении вашей единой Семьи. Чего-то целостного, монолитного, как основы, которая позволяет вам и помогает вам уверенней стоять в этой жизни и прилагать совместные усилия в каком-то направлении.

31. Вот попробуйте ещё раз всё, что Я сказал, осмыслить и сделать для себя выводы, чтоб мы в дальнейшем как можно меньше старались заранее оговаривать правила, которые ещё пока не постарались исполнить, как это изначально оговаривалось.

32. Поэтому, если говорится для верующих: «Вы должны уметь выращивать зерновые, вы должны уметь выращивать на земле всё то, в чём вы очень нуждаетесь», вы должны, значит, все силы приложить в этом направлении. Потом только мы смотрим, что у кого не получается.

33. Но сначала это делается. Видно, что человек стремится, он пробует копаться, он пробует сделать, реализовать то, что в этом случае намечено. И потом мы можем подвести итог. Но сначала – усилия, это должен сделать верующий. Верней, именно верующий так будет делать. Он сначала постарается сделать всё, а потом осмыслит какие-то нюансы, которые не позволили ему это сделать.

34. Ведь силы у вас у всех разные, условия жизни разные. Значит, вполне может быть какой-то нюанс, который в качестве исключения может быть дополнительно рассмотрен и который оправдает вашу какую-то неспособность. Это будет нормально. Но сначала усилия.

35. Вот Я ещё раз проговорил задачу, которая опять же не просто как задача, это как Пожелание Отца детям Своим: обратите внимание! сделайте вот эти усилия! Это то, в чём вы очень нуждаетесь, то, что будет играть жизненно важную роль в дальнейшем продвижении по этому пути. Это действительно очень важно.

36. Но мы уже так много на эту тему говорим и всё ещё продолжаем задавать вопросы: а надо ли это делать? а можно ли отложить на потом что-то? И это выглядит уже как-то не очень интересно.

37. Это рассматривается, как будто это всё вначале происходит. Но это уже не начало. Уже прошли годы, именно годы. Не недели, не месяцы, а годы прошли, а мы всё трогаем эту тему».

38. «Получается, на Семье я предложил выращивать зерновые на общем поле. Где какая-то группа специалистов, применяя технику, это сможет вырастить, и не надо будет всех отвлекать. Но потом я, дополнительно осмысливая, предположил, что, может, таким образом я лишаю людей того, что каждый…»

39. «В этом случае допустимо. Вот по поводу зерновых – допустимо такое совместное усилие».

40. «Какая-то группа именно специалистов, применяя технику, засеяла бы всё».

41. «Да, верно, верно. Что касается посевных, хорошее пожелание – сделать на одном каком-то поле, или на двух полях, или на трёх, может быть, но совместно. В зависимости от площади, которая может быть вами увидена возможной для использования».

42. «Хозсовет отправил людей из Петропавловки в деревню за Курагино в короткую командировку погрузить зерно, они поехали. И получилось так, что другие в тот день работали четыре часа, а у этих, которых отправили, восемь рабочих часов было. Вопрос со стороны хозсовета: надо ли им компенсировать то, что они на общее благо где-то были отвлечены от своих хозяйств?»

43. «Возможно такое».

44. «Надо компенсировать, когда сами люди об этом просят или когда не просят? Вот эта именно грань…»

45. «Можно спросить у них. Может быть, у них что-то планировалось очень важное для хозяйства и не удалось сделать. А может быть, кто-то скажет: «Да нет, всё нормально. Мне всё равно некуда было использовать это время». Пожалуйста. Можно предложить, переспросив».

46. «Но именно моральная грань такая со стороны хозсовета…»

47. «Обязанности здесь нет, это не трудовой договор. Опять вернёмся к ранее сказанному: все верующие стараются все силы отдать во благо становления единой Семьи. Значит, то, что вы определили как нужное для Семьи, каждый из них, как верующий, устремлён сделать. Устремлён. Не просто он в долг вошёл, чтоб ему потом скомпенсировали, – он устремлён сделать.

48. Но вы понимаете, уже с другой стороны, что в этот момент он что-то мог не успеть сделать тоже очень важное, что тоже играет роль для становления единой Семьи. И вы можете где-то предоставить время дополнительно, спросив, не против ли он, нужно ли ему будет такое время.

49. Но если рассматривать опять с позиции верующего, он может согласиться, если действительно это играет важную роль. Не просто рассмотрит это с позиции дополнительного отдыха, а что какой-то труд он действительно мог бы в этом случае сделать, и тогда он согласится на это время».

50. «Но это в том случае, если отправили его по заданию. Бывает такое, что…»

51. «Задание каждый верующий исполняет с большой готовностью. С большой. Вы не просто обязываете его и потом становитесь обязанными скомпенсировать это.

52. Это нужно для Семьи, значит, любой верующий стремится это сделать с готовностью. И выразит благодарность, что ему дали такую возможность и он оказался полезен для своей Семьи большой. Верующий благодарен будет за эту просьбу.

53. Остальные могут торговаться. Но им надо тогда себя спросить, а кто они, кем они себя считают здесь».

54. «Есть другие случаи, когда люди работают больше определённого Семьёй уклада не по просьбе хозсовета и не по заданию. И тогда при распределении какой-то помощи в хозяйствах можно ли учитывать вот этот момент, чтобы в первую очередь помочь тем, кто по своей инициативе работает больше?»

55. «Дальше Мне сложно уже будет подсказать. Тут надо посмотреть какую-то необходимость, явную необходимость. Всю работу во благо Семьи верующие делают с готовностью и благодарны за то, что у них такая возможность появляется.

56. А дальше вы смотрите, какую помощь нужно оказать кому-то и где это видится приоритетным. Вы уже должны взвесить, посмотреть и определить эти усилия дополнительные. Пожалуйста, это можете смотреть, но вместе соизмеряя, сопоставляя.

57. Если кто-то видит ошибочность какого-то действия, пусть попробует сказать аргумент, почему ему кажется, что именно это ошибочно, и сказать, какой вариант он хотел бы предложить. И показать аргумент опять же, почему другой вариант, который он предлагает, действительно, на его взгляд, более важен, более приоритетен.

58. Пусть попробует показать. Это опять возможность дальше поговорить. И либо вы сами придёте к нужному выводу, либо можно будет здесь спросить, но уже назвав что-то очень конкретное, два конкретных обстоятельства, какое из них приоритетней. Если вы не можете это определить, вы можете это спросить. Но это уже будет что-то конкретное».

59. «Учитель, правильно ли было решение мужского собрания поручить брату контролировать посещение обязательных литургий, Богославий, утренних кругов, тем самым лишив его возможности в последние минуты перед этими таинствами сконцентрироваться на них, отложив все мирские заботы?»

60. «Мне трудно судить о том, что это за таинство такое – «отложить мирские заботы». Как вы определяете, что вам надо какое-то на это время, что это за усилие такое – Мне это непонятно.

61. К литургии можно подойти сразу. Мне даже сложно будет дальше что-то ответить. Почему нужно время? С чего это взято? Мне незнакомо это понятие. В любую секунду можно переключиться на литургию.

62. То, чем ты озабочен, – вот это уже может какую-то роль играть. Бывает озабоченность, когда вы переживаете о чём-то очень важном для вас. Что-то нарушилось в вашем понимании, в каких-то жизненных обстоятельствах, это сильно вас задело – и вы начинаете переживать.

63. Вот это переживание вы можете не отбросить даже за час, может быть даже за день до литургии, за целый день вы не сможете отбросить. То есть всё равно в литургию войдёте с этим переживанием. И в зависимости от силы переживания, оно может по-разному у вас длиться, и его не так-то будет просто отбросить.

64. Но когда вы просите за чем-то присмотреть, это как будто бы не подразумевает сильных переживаний. А раз это не подразумевает сильных переживаний, то, чтобы переключиться на литургию, как будто бы и не требуется какого-то дополнительного времени.

65. Тем более литургия – это когда вы в процессе этого таинства настраиваетесь на что-то Божественное, важное, священное. Не обязательно мгновенно переключиться и с первых секунд начала литургии уже находиться всей душой и сердцем в этом таинстве. Нет, такой задачи не стоит.

66. Вы прикасаетесь к литургии и в процессе её исполнения переключаетесь, настраиваетесь на священный лад. И потом, закончив литургию с этим  ладом внутренним, благодатью определённой в сердце, вы дальше идёте творить что-то по жизни, пытаясь сохранить эту благодать, передать её через свои дела, разговоры, какие-то усилия рук. Или даже просто своим существованием передать это миру, поделиться с миром.

67. Но вопрос, который задан, ещё раз повторюсь, Мне не до конца понятен».

68. «А вот то, что он в начале литургии, в первые минуты смотрит, кто опаздывает…»

69. «В первые минуты? Не надо смотреть в первые минуты, кто опаздывает. Началась литургия – всё, началась литургия. А дальше, если кто-то пришёл позже и как-то начинает мешать таинству, тогда ещё можно отдельный разговор провести на эту тему.

70. А то, что опоздал человек… если он не помешал, зашёл чуть-чуть позже, включился в это таинство, – ну и ладно».

71. «Вопрос от журавлёвской Семьи, вопрос от мужчины. Правильно ли было мужчине отказать в помощи женщине в ситуации, когда ему было предложено усмирить неверующего мужа этой женщины, который в возбуждённом состоянии рушил топором баню? Угрозы для жизни этой женщины он не видел. И ещё он пояснил, что был вызван участковый и обещали прислать опергруппу».

72. «Но он же, наверное, отказался потому, что это могло угрожать ему? Он, может, об этом подумал? Отказ же должен быть с чем-то конкретным связан.

73. Так вот если ему не угрожают, то почему он не захотел попробовать успокоить человека?»

74. «На собрании им были проговорены мотивы. Он сказал, что мужчина был невменяем и махал топором».

75. «Если он видел, что человек находится в невменяемом состоянии, значит, вполне возможно, что человек мог, не контролируя себя, угрожать и жизни того, кто начнёт останавливать его. Если такое он увидел, то, в принципе, возможно такое развитие событий. Когда человек невменяемый, конечно, можно ожидать много чего.

76. Поэтому тут всё зависит от того, насколько сам человек видел это всё, ощущал, понимал, что происходит. И в данном случае, если он не увидел благоприятным вмешиваться, трогать эту ситуацию, конечно, это возможно во избежание чего-то более нехорошего».

77. «На мужском собрании брат делал подсказки хозсовету, часть которых, на взгляд члена хозсовета, не соответствовала фактической стороне и содержала отрицательные оценки в утвердительной форме. Допустимо ли было члену хозсовета сказать брату на собрании, что подсказки основаны на домысливании и лучше было бы задать уточняющие вопросы?»

78. «Такое возможно, если действительно видится, что основана подсказка на неточной информации. Так возможно».

79. «Даже если подсказки делаются, когда их не спрашивают, да?»

80. «Нельзя однозначно запретить такую поправку, когда человек может напомнить, что в данном случае подсказка основана на простом домысливании, где видится неточность информации. Такое возможно.

81. Но это может подсказать только тот, кто знает фактическую сторону дела и видит, что подсказка идёт неправильно. Все остальные не смогут подсказать, они не знают, о чём идёт речь. Поэтому единственно, кто может подсказать, – это те, кто знает суть дела. А в данном случае это те, кому подсказка идёт. Такое возможно.

82. Если брат делает подсказку на домысливании, он уже нарушает законы. То есть уже как-то ему надо помочь уяснить, что делать так нельзя, для верующего это недостойно – говорить что-то, не зная на самом деле реальную суть дела.

83. Поэтому в какой-то мере можно подсказывать, чтобы брат на такие подсказки мог промолчать. Это тоже благоприятно. Но это такая сторона, где однозначно какой-то один ответ дать Я не могу».

84. «Брат сидел на стульчике мудрости. Обозначая не решаемую им проблему, другой брат применил выражение: «Стоишь нараскоряку», полагая, что человек не может определиться, где ему стоять обеими ногами. Можно ли применить подобное образное выражение, стараясь не использовать многословие?»

85. «Нормальное ли это высказывание, да?»

86. «Ну да. У нас возникло смущение, что это, в общем-то, ненормально…»

87. «То есть вам всем не понравилось?»

88. «Ну да».

89. «Так этого достаточно. Зачем говорить то, что не нравится другому? Если ему нравится, он отлично относится к такому выражению, тогда и ладно».

90. «То есть можно обращаться к нему так?»

91. «В его внутреннем мире, значит, это всё вполне отлично укладывается.

92. Но на самом деле это больше относится опять же не к развитию, а к чему-то из прошлого, от чего вы пытаетесь уйти. Хорошо бы цепляться поменьше за это прошлое, от которого нужно уйти.

93. Поэтому вы просто все вместе посмотрите: это вам нравится всем? И простое сравнение уже легко может подсказать, что так делать не надо».

94. «Является ли осуждением фраза: «С тобой бывает сложно договориться»? Сказана она была при обсуждении вопроса, почему человека сняли с должности».

95. «Это осуждением не является. Договориться сложно бывает по разным причинам. Это зависит как от одной стороны, так и от другой стороны в общении.

96. Может быть, неправильно договаривается тот, кто пробует вот эти слова проговорить. Может быть, он сам не умеет договариваться, поэтому в целом получается сложно договориться с другим человеком, если сам не умеешь договариваться.

97. Это в обоих направлениях действует. То есть это неправильно воспринимать с одной стороны. Вот если он скажет: «Ты плохо договариваешься», то есть начнёт обозначать, что ты не умеешь разговаривать, вот тогда это уже идёт осуждение другого человека.

98. А «с тобой сложно договориться» – это подразумевает и то, что тот, кто говорит это, сам не умеет договариваться».

99. «Правильно ли Семья большинством голосов увидела неверные действия сестры в ситуации, когда она на фразу, что с ней бывает сложно договориться, стала отвечать: «И с тобой, и с ним тоже сложно. Но я же не снимаю вас с должности и принимаю вас такими, какие вы есть»?»

100. «Это попытка защититься. Расстроили человека, вот он и защищается».

101. «И вопрос от женщины, с которой была ситуация: “Учитель, правильно ли я поступила в ситуации, когда на фразу, что со мной бывает сложно договориться, ответила, что мне тоже бывает сложно договориться?”».

102. «Неправильно. Надо сказать: «Да, я грубая, я глуповатая. Наверное, со мной действительно сложно. Но помогите мне тогда понять, в чём я не права». Смирение где?

103. Если вам говорят: «Ты дурак», ну и скажите: «Да, я знаю. Я просто хочу из дураков вырваться, как-то стать поумнее. Я прошу вашей помощи просто лишь. Помогите мне стать умнее. У кого попросить помощи дураку? У тех, кто поумнее. Если в данном случае вы считаете себя умнее, ну вот я и прошу у вас помощи. У кого же тогда просить? У тех, кто ещё дурнее меня? Но там я ничему не научусь».

104. Будьте смиреннее, умейте смирение проявить правильно».

105. «Спасибо».

106. «Закончим. Желаю вам счастья. До встречи».