Седьмое сентября. Воскресная встреча с Учителем в долине слияния.
2. «Если я вижу, что брат совершил нарушение правил Города, за которое у нас предполагается трёхчасовая отработка, но при этом на круге не покаялся, мне надо к нему подойти и уточнить почему?»
3. «Конечно. Можно подойти и уточнить, что, может быть, что-то не так понимается. Может быть, он вообще не понимает, что какое-то нарушение произошло».
4. «Допустимо ли верующему в компании неверующих подчиниться их настаиванию и выпить немного алкоголя, чтобы не привлекать отказом к себе внимание?»
5. «Нет, нельзя так».
6. «Я работаю в сельском клубе. Правильно ли будет исполнять слово старшего, неверующего директора клуба, если он настаивает, чтобы в отчётных журналах завышались цифры посещений клуба?»
7. «Нет, неправильно. Нарушение закона нельзя делать».
8. «Правильно ли верующему не делать подсказку не членам единой Семьи, если они делятся с собаками своими кусочками литургийного хлеба?»
9. «Не надо так делать, это неверно делать».
10. «То есть можно им подсказать, что так делать не надо?»
11. «Да, подсказать можно, что это неверно».
12. «Учитель, скажи, мог ли я на собрании дать брату мудрость, основанную на предположении и, возможно, на негативном домысливании?»
13. «Ту мудрость, которая основана на предположении?»
14. «Да, да».
15. «Неверно. Сначала нужно уточнить, что произошло. А потом уже увидеть, следует давать или не следует давать. Но сначала нужно уточнение, которое отдельно в какой-то момент нужно сделать».
16. «Я так и сказал: “Я предполагаю…”».
17. «Нет-нет, сначала лучше уточнить».
18. «Вопрос от сестры из мира: “Если мой чувственный мир и тело копируют сложное состояние ближних (мамы, мужа, сына и других) и приводят меня в состояние болезни на неделю и более, создавая состояние опасности для жизни, то что мне надо сделать, чтобы такого копирования не допускать?”».
19. «Я не понимаю, о каком копировании идёт речь. Что подразумевается под словом «копирование»? Насколько оно в буквальном смысле подразумевает что-то? Как она может копировать мужчину? Что подразумевается под копированием? Надо стараться, чтобы в вопросе ясность звучала».
20. «Тут пояснение есть, что ей всё сложнее удаётся выходить из болезненных состояний».
21. «Это не пояснение».
22. «Нет?»
23. «Пояснение – это когда ты точно приводишь, что означает «копирование». «Копирование» в точном смысле».
24. «Если у него обида, она как бы копирует…»
25. «При чём здесь его или её обида? Копирование мужского и женского здесь не играет роли никакой. Она пишет про «копирование» какое-то. Если употребляется какое-то слово, Мне нужна ясность, почему именно это слово употреблено, с чем оно связано.
26. Потому что под ним скрываются какие-то обозначения, при которых слишком широкое что-то подразумевается. Но непонятно, что именно. Каждое отдельное явление может отдельно объясняться. Нельзя одним обозначением сразу много разного обозначить».
27. «А можно обозначить словом «дрожь» такое состояние?»
28. «Тогда так и надо спросить: «Кто-то дрожит в семье – и я дрожать начинаю. Как сделать так, чтоб не дрожать?» То есть это должно к чему-то очень конкретному свестись.
29. А так очень большая тема затрагивается и дальше приводится нечто, на что просто можно сказать: нужно исполнять Последний Завет во всём его объёме, а не какую-то отдельную часть.
30. Но весь объём возможно исполнить только в условиях, где вы соединяетесь в единые Семьи, где вы начинаете контактировать максимально широко. И тогда вы по максимуму можете вскрыть нюансы в своих общениях, где быстро будут показаны многие ваши недостатки. И вам легче будет над этим работать, вам будет понятно, где у вас появились какие-то отдельные отклонения от Истины.
31. Пока вы не находитесь в единых Семьях, пока вы только лишь время от времени встречаетесь друг с другом побеседовать в магазине, на улице, вы толком не сможете касаться недостатков друг друга. Это будет сложнее.
32. Хотя это тоже возможно. Но это будет минимальная вероятность. В этих условиях очень сложно будет учиться открывать себя и узнавать, что же надо вам поменять.
33. Если вы даже не знаете, что надо в себе менять, то говорить вам, что менять, будет бессмысленно, потому что вы сами ничего не видите. Просто вам рассказать, что менять, будет неверно.
34. Очень важно, чтобы вы начали на это обращать внимание. Тогда у вас возникает заинтересованность в постижении именно этого нюанса. Вы его увидели, вы его почувствовали – у вас есть особая заинтересованность, которая делает вас способными принимать нужный объём информации по решению этой проблемы. У вас заинтересованность появляется – тогда вы её возьмёте.
35. Если рассказать вам большую тему, к которой у вас заинтересованности не проявилось в чувственном мире, вы её схватываете только очень поверхностно, вы не можете её применить. Такова особенность человека.
36. Поэтому без практики, где вы вскрываете свои недостатки, бессмысленно давать огромные объёмы подсказок каких-то точных. Вы их не сможете применить при всей их чёткости, проявленной для вас.
37. Нужна заинтересованность человека. Поэтому Я добиваюсь от вас вопроса более точного, что в свою очередь подразумевает ваше личное рассуждение в этой области. Где вы пытаетесь понять, что с вами происходит, и выделяете детали, в которых вы начинаете подмечать, что они не так работают, как следовало бы.
38. Вот когда вы выделяете такую деталь, у вас дополнительно возникает заинтересованность по поводу уже конкретной детали, Мне проще дать вам подсказку, и вы проще ею воспользуетесь.
39. Поэтому, когда вы говорите уже о вопросах, идущих извне, не из общины, у вас, как правило, не получается формулировать нужный вопрос. Это что-то слишком большое, обтекаемое и подразумевающее огромную какую-то тему.
40. Нельзя решить какую-то отдельно взятую проблему саму по себе, просто вот взять её и только её и решать. Она связана со многими дополнительными эмоциональными состояниями человека, их нюансами, которые формируются, помимо того, что затрагивается в таком вопросе. Есть ещё масса того, где всё это продолжает решаться, и только вот затронутой в этой теме ситуацией эту общую проблему нельзя решить. То есть это начинается череда каких-то больших проблем.
41. Но надо тогда регулярно поспрашивать ещё и другие элементы, связанные с этой проблемой. А так, спросив одно, не получится ясность приобрести. Поэтому будьте внимательны, старайтесь думать, что с вами происходит. Это очень важно. Нужно, чтоб вы понимали более ясно картину, с вами происходящую. Тогда легче будет всё подправлять.
42. Иначе всё будет только сводиться к простому: любите друг друга и всё. Но это ни о чём. «Любите друг друга» – это как призыв: «Будьте хорошими учениками». То есть учите хорошо уроки и всё. И что, от этого вы стали отличниками?
43. Ну призвал Я: «Будьте хорошими учениками, всегда учите хорошо уроки!» Сколько бы вы ни слушали этот призыв, от этого вы отличниками не станете. Отличником можно стать, когда вы точно осваиваете подаваемый вам материал.
44. Но это уже конкретный разговор. Когда Я не только призываю: «Будьте хорошими учениками», но и рассказываю вам предмет очень точно и обстоятельно. А вы, его изучая, дальше проявляете, хороший ли вы ученик или какой-то посредственный.
45. Но вам нужен урок. Поэтому просто сказать вам: «Будьте хорошими учениками» – это бестолковый призыв. Так же и «любите друг друга» – это нечто такое обобщённое.
46. Оно не несёт детальность, в которой как раз и начинается самое главное – что такое любить: а вот в этом случае, а вот в этом случае… а будет ли такой-то поступок действительно относиться к любви или нет.
47. Но это уже размышление должно быть у вас на эту тему. Поэтому смотрите внимательно, если удаётся попасть в такую ситуацию, где кто-то вас пробует попросить задать вопрос. Уточняйте у него эту тему.
48. Старайтесь максимально уточнять, чтоб лично у вас было чёткое представление о том, что вам пытаются обрисовать, чтобы вы передали этот вопрос. Потому что Я же у вас буду переспрашивать потом какие-то детали. И у вас должно быть чёткое, ясное представление, какие конкретные проблемы у того человека происходят.
49. Вот тогда Мне будет легче и через кого-то передать ответ. Но не просто берёте вопросы и приносите сюда».
50. «После того как в Городе у нас потух огонь, который мы хранили, я предложил на одном из собраний посмотреть вероятную причину, из-за чего это произошло. Были затронуты такие темы, как взаимопомощь в строительстве в Городе».
51. «И теперь что ты спросить хотел? Я понял это начало».
52. «Ко мне подошёл человек и сказал, что это моё предложение является грубым нарушением Истины по причине того, что я не подошёл предварительно к члену хозсовета и не уточнил у него, по каким причинам эти вопросы и темы не реализуются».
53. «Грубое нарушение – это когда ты выдвигаешь уже что-то типа претензии, обвинение по поводу чего-то. Если ты предлагаешь рассмотреть темы, то это не относится к претензиям и обвинениям.
54. Так что ты сделал? Обвинил, сказал, что это вот из-за того-то произошло? Или спросил, а не из-за этого ли произошло, и предложил посмотреть тему?»
55. «Второй вариант. Я предложил».
56. «Второй. Во втором варианте любое предложение не является нарушением Закона. Предложить такое возможно. Но этот момент, связанный со свечой, – это нечто большее, чем то, что вы пытаетесь рассмотреть.
57. Вы можете найти причину, но можете и не понимать её. При всём своём желании вы можете так её и не осознать. И это не будет ошибкой, что вы так и не поняли этого.
58. То есть эта тема несколько более широкая, чем то, что вы в силах посмотреть. Хотя, если вы, в свою очередь, попытаетесь критически ещё раз посмотреть на какие-то действия свои, которые вы предпринимаете совместно, и найдёте что-то негативное, это только в плюс пойдёт, что вы это подправите.
59. Но это вовсе может и не означать, что именно из-за этого со свечой что-то могло произойти. Вовсе может это не означать. Это дополнительный стимул, попытка понять свою ошибку. Это допустимо, это нормально.
60. Но самокритичный взгляд должен быть всегда у верующего человека. Он всегда должен быть в какой-то мере в обеспокоенности, а не нарушает ли он Истину каким-то своим действием, которое, может быть, он делает впервые.
61. Тогда он идёт и спрашивает, уточняет для себя, чтоб найти успокоение, что в данном случае он действительно поступил как будто бы правильно (по крайней мере, на сегодняшнее понимание, которое имеет и сам человек, и его ближние)».
62. «Видя нужду мамы и дочери в установке забора, я предложил свою помощь. Это было в другой деревне. Вечером хозяйка радушно постелила постель мне. Но пришла другая сестра пожилого возраста, живущая в этой же деревне, и попросилась на ночлег. Дочь постелила ей около печки, а мне постелила на кровати. Я смутился, что я буду рядом с этой женщиной пожилой спать, и я как-то чувственно не мог согласиться с этим. На что дочка сказала: «Давай ты будешь входящим, и что скажу – ты будешь делать. Мы тебя терпели, и ты потерпи».
63. Здесь у меня ещё больше взыграло что-то, что не позволило спать в этом доме, и я пошёл искать ночлег на улице. В другую деревню уехать я не мог. Я нашёл стог и лёг под стогом, пытаясь всё как-то положительно осмыслить, внутренне себя успокаивая, что поступил правильно. Утром я проснулся, понял, что я сделал что-то не так. Пришёл, извинился. Дочка тоже извинилась. Я хотел бы узнать, мог ли я вот так поступить? Либо у меня это блок?»
64. «Тебя смутило, что ты будешь спать в одном помещении с этой женщиной?»
65. «Да. И то, что она будет в неглиже».
66. «А тебя не смутило, что ты будешь на кровати, а она будет на полу?»
67. «Вот это тоже меня смутило».
68. «Меня заинтересовало, почему ты это не назвал в первую очередь?»
69. «Это я хотел назвать, просто…»
70. «Но не назвал».
71. «Да, забыл просто. Это меня тоже смутило».
72. «То, что человек может спать там в ночнушке (женщина будет спать), это же не подразумевает, что ты обязательно должен смотреть. Ситуации разные бывают…
73. Если кров один, на улице идёт дождь (ну мало ли что произойдёт такое, когда никого нежелательно выпроводить на улицу в поисках чего-то), а стога сена там не нашлось, ну как хозяйка будет себя чувствовать, если ты пошёл и где-то под забором пробуешь спать? Мокрый, холодный, инеем покрылся весь… Так она ж себе просто места не найдёт, скажет: «Что же я за хозяйка такая!» Она же изведётся, спать не сможет после этого. Поэтому смотря как уйти куда-то.
74. Так вот в зависимости от разных обстоятельств подразумеваться может легко то, что под одной крышей придётся ночевать как мужчинам, так и женщинам. И не обязательно, что они хорошо знакомы. Ну, ситуация сложится какая-то экстремальная. То есть это вполне допустимое всё.
75. Дальше нечистота может определяться (или какое-то смущение) в зависимости от того, кто как себя вести будет. Вот там уже могут складываться какие-то накладки. Но не от того, что человек ночует рядом. Поэтому сам факт того, что ночует рядом, это не должно было смутить».
76. «А вот моё поведение… Что это взыграло? Я не смог этот барьер пройти».
77. «Барьер – позволить ночевать с одним человеком в доме?»
78. «Да».
79. «Ну, посмотри, что именно тебя смущало».
80. «Но это неверное действие? Я так понял».
81. «Если Я сказал, что это допустимо, значит, всё, что против этого у тебя будет возникать, уже неверно однозначно».
82. «А вот такая деталь, что дочка проговорила: «Мы тебя терпим, и ты потерпи»… Значит, я домыслил, может быть, нехорошее? Правильно, что мне надо было покинуть дом?»
83. «Хорошо было бы уточнить. Возможно, неправильно сформулирована фраза».
84. «Я утром уточнил, что она имела в виду».
85. «Это утром. Видишь, хорошо было бы сразу уточнить, чтоб дальше принимать решение».
86. «А сразу у меня голова не сработала».
87. «Ты не уточнил и, получилось, в какой-то мере где-то поторопился осудить человека».
88. «Это осуждение? Но я пытался не осуждать».
89. «Но ты же последовал тому, что в тебе прозвучало. Значит, ты принял это. Принял осуждение, получается.
90. В её словах как будто бы читается, что они с трудом переносят тебя в доме, видеть не хочется, но вынуждены принимать. Получается что-то в этом роде. Конечно, если такое, то лучше уйти. Но это ли прозвучало?
91. То есть хоть как-то тебе мягко нужно было попробовать уточнить, действительно ли это сложность, что ты находишься в этом доме, правильно ли ты понимаешь. И можешь дальше проговорить: «Я легко могу переночевать в другом месте. Вы не смущайтесь, скажите прямо, если это действительно для вас нагрузка. Для меня это совсем не проблема».
92. Создай такой вид, что тебе даже и нормально будет. Скажи: «Пойду я даже в земле зароюсь и буду чувствовать себя, как дома». Покажи, что ты не будешь страдать, выходя из этого дома. И у тебя есть большая вероятность в этом случае услышать какое-то правдивое пояснение.
93. Если ты проговоришь с грустным видом: «Я, наверное, вас тут уже замучил, но мне идти некуда», тогда, конечно, они могут начать изворачиваться, чтобы быть гостеприимными, и скажут не то, что думают. Но думы-то остаются, и они будут играть свою роль. От этого будет трудно отдохнуть, в атмосфере этих дум.
94. Поэтому, если заподозрил, что ты в нагрузку находишься в доме, постарайся уточнить это».
95. «А самому лучше ничего не предпринимать?»
96. «Но для этого надо быть более-менее как-то уверенным, что ты действительно там в нагрузку. Тогда лучше пойти и сказать: “Девочки, никаких проблем, у меня есть где переночевать. Не хочу вас смущать”».
97. «Но я не хотел быть в нагрузку».
98. «Ты должен так объяснить, чтоб они не смутились от твоего ухода».
99. «Потом мы немного посмеялись утром».
100. «Ну, утром. Но если они смутились от твоего ухода, значит, ты неправильно объяснил».