398. «У жены за день накапливается много всего, и когда ложимся спать, она хочет со мной пообщаться. А я, как лёг, получается, уже и засыпаю сразу».
399. «Общаться с женщиной очень важно. Очень важно, чтоб у вас какое-то время было выделено в течение дня, чтоб вы могли просто посидеть и пообщаться. Очень важно».
400. «То есть, если я ложусь, мне поднимать голову, чтоб я не отрубался?»
401. «Искать варианты в другое время это делать. Значит, какое-то другое время надо искать. Может, во время завтрака есть возможность пообщаться. Но какой-то найти момент, где вы просто о чём-то поговорите так душевно, поулыбаетесь, поюморите. Вот это очень важная часть, тоже очень важная».
402. «Я ей предлагаю в другое время пообщаться, но она говорит: “Некогда в другое время”».
403. «Ты попробуй посмотреть варианты. Всё равно ты можешь подметить момент, где это можно сделать. Вы же не так видитесь: ты открыл глаза – уже бежишь на работу и уже всё; и когда уже закрылись глаза, ощутил, что она где-то рядом (последнее, что ты ощутил). Ну, не так же. Всё равно какие-то у вас минуты есть… А кушаете как? Она обед приготовит – ведь ты же кушаешь рядом, наверное? Или она приготовила покушать и убежала куда-то?»
405. «По-разному бывает, но всё-таки бывают моменты, где она рядом находится. Вот тут просто присядь немножко и расскажи ей что-нибудь. Послушай, что она расскажет, переспроси: «Ты ж куда-то ходила. Как ты сходила?..» То есть поинтересуйся тем, что происходит у неё внутри, чтобы она могла что-то тебе рассказывать.
406. Будь внимателен и прояви вот это – что ты внимательно слушаешь, что тебе интересно то, что она рассказывает. Это будет важно».
407. «После интимной близости женщина тоже хочет поговорить».
408. «Что мешает? Вырубиться сразу хочется?»
409. «Бывает, я и тему-то не знаю, думаю, о чём говорить».
410. «Расскажи о каких-нибудь творческих идеях своих».
412. «Конечно. Расскажи, что ты думаешь, что бы ты хотел. Можешь переспросить, а что бы она хотела, что ей интересно. Это опять же то, что вы должны нащупать.
413. Ты сейчас задаёшь вопрос, который говорит о том, что как будто вы вообще друг друга не знаете. Жили, жили – и ничего не знаете. Но уже должно проявиться какое-то у тебя знание, что ей интересно, и тогда ты легко мог бы эту тему взять и тронуть (из того, что ей интересно). Ну неужели ты не знаешь, что ей интересно?»
414. «Ну, так-то знаю. Но так сразу не придумаю».
415. «Смотри, ты знаешь тему, которая ей интересна. При чём здесь «придумаю»? Вот ты и спрашиваешь именно эту тему. Ну, найди… Ты просто пробовать начни, и с каждым разом это лучше начнёт получаться.
416. Но всегда надо помнить – общение с женщиной очень важно. Развал во многих семьях происходит только оттого, что просто этого общения не хватает.
417. Ей надо куда-то идти общаться, ей важно общаться. Но вы же как друг рядом находитесь. Вы, как правило, находитесь в качестве того, кто должен заменить ей и подруг, и родителей, – всех должны заменить. Значит, вы те, с кем вообще ей можно делиться на любую тему. Вот вы и должны эти условия предоставить.
418. Другое дело, как вы будете это делать. Тут уже могут быть какие-то советы, друг с другом можете посоветоваться. Но надо с чего-то зацепиться и просто двигать эту тему.
419. Сначала, может быть, получится и глупо, как-то косноязычно, это не страшно. Вы проявите заинтересованность: «Если хочется, давай, я с удовольствием хотел с тобой просто пообщаться. Мне интересно, приятно с тобой общаться. Давай, конечно, пообщаемся». Начните хоть с чего-то. И потихонечку и она начнёт.
420. Конечно, психология мужчины бывает и такая, что он после близости испытывает просто очень сильное расслабление, и его будет сваливать в сон. Но это тоже надо будет как-то объяснить.
421. Ну, просто объяснить: «Ты знаешь, у меня такая слабость есть: после этого чувствую, что меня нету, у меня голова не работает, я не могу связать двух слов. Я могу попробовать, но, может, тебе смешно просто станет: буду нести какую-то ерунду, потому что у меня не работает голова. Всё, что у меня было в голове, я выплеснул в этот момент». Но тогда надо предложить ей другое какое-то время, чтобы это общение могло быть.
422. То есть искать общение важно. Вы просто теперь начните это делать, а там уже можно делиться опытом. Потому что кто-то из вас интересное найдёт решение, у кого-то они уже есть, и вы начнёте вот так делиться на мужских собраниях. Это уже можно легко как-то в себе развивать. Но главное, чтоб это было».
423. «Учитель, у меня жена очень активная в общественной работе, и у неё это хорошо получается. Но раньше она занималась только хором и это накладки в хозяйстве не приносило, а сейчас она ещё и в школе работает. Вначале это была одна степень нагрузки, а сейчас нагрузка увеличивается. Раскрываются её таланты, она всё нужней и нужней становится, и это реально начинает мешать хозяйству. Надо ли мне прикладывать усилия, чтобы поговорить об этом, предлагать ей что-то выбрать?»
424. «Общаться в этом случае тоже важно, когда вы пробуете какие-то варианты рассмотреть, чтоб действительно хозяйство нормально тоже хоть как-то расцветало.
425. Разговаривать потребуется, но тут Я уже не могу дать чёткую рекомендацию, какие слова в этом случае говорить. Это, естественно, будет несерьёзно, потому что ситуации могут быть разнообразные.
426. И надо уже по мере того, как развивается вот это общение, посмотреть, где что-то не удаётся сказать, где попытка твоя затронуть эту тему вызывает у неё напряжение, может быть (может быть испуг, может быть какое-то смущение).
427. Вот тут ты тоже должен покопаться, переспросить её. Может, ты не то что-то сказал, что её смутило; может, ты предложил как-то не так или что-то ей показалось в твоих действиях неправильным. Пусть она тебе это подскажет, если смущение возникнет. Если не будет смущения, то вполне может быть, что вы к чему-то легко придёте в этом общении.
428. Так-то, конечно, хорошо, чтоб женщина успевала прежде в доме создавать нужную атмосферу. Это её мир. Женщина творческая во многом будет терять себя как женщина. Это закон.
429. Порой и важно, чтоб женщина где-то поучаствовала, потому что вы всё не успеваете, и где-то какую-то организационную деятельность женщине тоже придётся вести (и бывает, получается неплохо). Но надо понимать однозначно – женственности это ей не прибавит, это будет идти в минус к женственности. Просто будет обязательно идти в минус.
430. А если женственность у неё будет теряться, она будет всё больше приобретать, значит, мужских качеств. Организаторская деятельность – это исключительно мужские особенности.
431. Получается, многие женщины просто очень сильно насыщены уже вот этими примесями мужскими, потому что в обществе это видится нормальным и все стремятся этому.
432. Тем более, создают ещё разные понятия философские за равноправие. Всё то, что призвано уничтожить женщину, а вместе с ней и человеческий род. Потому что нормально женщина не сможет расцветать, не смогут быть нормальными дети. А раз не смогут нормальными дети быть, можно ставить крест на этом обществе».
433. «Учитель, а надо мне мягко, корректно довести до того, чтоб всё-таки выбор был сделан, чтобы она выбрала одно?»
434. «Однозначно выбор не надо ставить. Можно пробовать предлагать, показывать что-то, но в то же время как-то благосклонно относиться к тому, что ей хочется. Если будет настаивать, скажи: «Хорошо, возможно так».
435. Не забывай: мы сейчас трогаем эту тему, Я её буду помнить, Я буду общаться всё равно с девчонками, Мне придётся показать, что именно эта деятельность (в какой-то мере Я уже показал) на самом деле для женственности неблагоприятна.
436. Любая такая деятельность – это попытка всё равно занять какую-то поверхность повыше. То есть это какая-то ступень, которую занимаешь, и ты начинаешь руководить, ты повыше становишься.
437. Но это и есть мир мужчины. Занимая повыше ступень, он стимулирует развитие событий таким образом, что, если появляются претенденты на эту ступень (либо кто-то появляется рядом, кто показывает, что у него ступень выше, задевает эгоизм), это вечная борьба начинается.
438. Но для мужчины это комфортно, это его качество утверждения. Где-то он напористость проявляет, для него это хорошо. А для женщин… это однозначно начинает убивать женственность, им нельзя этого делать.
439. Но в обществе, получается, создалось очень много условий для того, чтобы женщине говорили: «Да ты что! А вдруг тебя муж бросит, а вдруг ещё что-то… Тебе надо быть крепкой в жизни». И всё, у них направленность туда, где однозначно будет рубиться вся их женственность. Соответственно, пойдёт вырождение рода, не будет нормальной гармонии.
440. Поэтому у вас тут не надо этот перегиб делать, надо попробовать это восстановить, но дальше посмотреть… Может быть безвыходная ситуация: какая-то женщина всё-таки должна что-то сделать. А раз какая-то женщина должна сделать что-то за вас, то хорошо, чтоб это сделала та, кто это умеет делать действительно.
441. Но надо теперь поискать этот баланс, исходя даже из позиции, что, может, придётся чем-то жертвовать. Может быть, в силу того, что дети могут остаться без присмотра, если этим не пожертвовать. Тогда, может, придётся пожертвовать.
442. Теперь надо вам будет задуматься на эту тему. Но женщины после встреч начнут понимать, что вся такая их деятельность будет разрушать их женственность. Теперь они сделают сами выбор, захотят ли они это делать и в какой мере будут хотеть делать».
443. «Учитель, у нас накладка возникает в семье часто в связи с тем, что у нас с женой разные биоритмы. Например, у меня потребность рано вставать, и если я завожу будильник и он хоть раз запищал, она потом не может уснуть (она очень чувствительна). Или, к примеру, если я позже неё ложусь спать и разбудил её, она не может уснуть. Вот этот момент не решается…»
444. «У неё тоже, может, здесь повышенное требование, что тоже начнёт всё ломать. Но успеет ли она понять, насколько пожелает это понять, насколько она постарается это всё поменять – это будет зависеть от неё.
445. Но если ты зафиксировал ситуацию, что ей от твоей деятельности становится некомфортно, она не успевает нормально отдохнуть, – совершенно логично, что мужчина ищет вариант так достигать своей собственной цели мужской, чтоб ей позволить отдыхать.
446. Значит, что-то пробовать посмотреть творчески, но не пытаться её подтянуть под себя».
447. «Учитель, за столом сидим, я кушаю… И как будто бы мы говорили о том, что проблемные моменты лучше не обсуждать, но периодически возникают какие-то вопросы. Например, как она вчера вышла с фонариком и увидела, что гусеницы выползают из капусты. Я тут ем, а она про эти гусеницы говорит. Она рассказывает, рассказывает, а мне неприятно…»
448. «И у тебя ощущение гусеницы на языке или что? Да пускай рассказывает. Ну, гусеницы… Ты кушаешь нормально».
450. «Но вы же хозяйством занимаетесь, поэтому, конечно, в какой-то мере это беспокойство всегда будет на языке».
451. «Но мне не надо ей замечание делать, что мы договаривались?»
452. «Нет. Ну пусть, это не страшно, ну пусть говорит о гусеницах. Одно дело, если ты такой впечатлительный, пытаешься сразу представить гусениц у себя в тарелке, мышей в тарелке. Но это проблема у тебя уже, не у неё».
453. «Это осадок создаёт какой-то».
455. «Ассоциация, что мышь серая у меня перед глазами».
456. «И тебе неприятно кушать её? Но ты не мышь кушаешь».
457. «Я же слушаю её, переключаюсь».
458. «То есть, когда видишь мышь, тебя всего судорогами сворачивает и ты верещишь от этого, когда мышь пробегает мимо? Да?»
459. «Нет. Но мыши мне неприятны».
460. «Но ты как реагируешь? Ну, неприятно, ну и что. В чувствах у человека есть две вариации: то, что располагает, приятное (и разной степени приятности), и то, что отторгает, неприятное (тоже разной степени неприятности).
461. Конечно, Я не могу сказать, что мышь вызывает у вас у всех восторг какой-то и прямо так хочется схватить, поцеловать. Вряд ли. Да, будет какое-то чувство нежелания к ней прикоснуться. Но чтобы это помешало кушать… как будто бы не должно так быть».
462. «Она продолжает разговор, и я чувствую, что она как-то меня цепляет, цепляет, всё красочней, всё красочней…»
463. «Теперь подумай, теперь зайди с мужской логикой и посмотри на ситуацию: случайностей не бывает. Для чего она делает это? Она говорит только для тебя, потому что в тебе есть проблема и она помогает тебе её увидеть.
464. То есть она же не просто демонстрирует свою слабость, а ты сильный, смотришь и думаешь, как же ей помочь, такой слабой. Нет, она же действует и давит на то, что у тебя неправильно внутри воспринимается.
465. Поэтому Я тебе говорю: это не должно вообще никак мешать нормальному употреблению пищи, не должно было повлиять. Значит, если это влияет, где-то внутри перегиб в этом отношении».
466. «А вот ещё у неё такая особенность… Она очень прагматична, и если какие-то вещи куплены, она их носит, носит без конца. Нормально мне обращать её внимание на то, что её внешний вид как-то не очень? Одежда уже старая, какого-то времени прошлого…»
467. «Ты не говори, что она надевает старое. Не говори: «Вот у тебя платье старое». Лучше скажи: “Давай ещё что-нибудь купим”».
468. «Да я ей принёс один журнал, второй журнал, говорю: «Давай что-нибудь выберем. Какое-нибудь платьице, может быть. Ведь у тебя платьев нет, одни штаны, костюмы деловые”».
469. «Так не надо говорить. У неё замечательные вещи, которые она выбрала, ты должен их уважать. Ты скажи: “Но это же мало. Тебе наверняка хочется чего-то ещё интересного. Давай ещё посмотрим”».
470. «Но в итоге она выбрала опять штаны, джинсы».
471. «Но это уже и общение с женщинами должно быть, не только с тобой. То есть это уже немножко шире тема. Одной темой, может, не удастся так сразу…»
472. «Мне нормально так втягивать её в то, что вот это ей будет женственней?»
473. «Нормально, втягивать нормально. Но вот как ты будешь делать – уже там может быть что-то нормально, что-то ненормально. Главная направленность нормальна, втягивать – нормально. То есть помогать ей стать женственней очень важно.
474. В любом случае, у нормальной женщины мужчина будет расцветать как мужчина. Так же как у нормального мужчины женщина будет расцветать как женщина. То есть это взаимосвязано. Поэтому мы и говорим о гармонии. Когда всё гармонично взаимосвязано, значит, расцвет полноценный происходит как одних, так и других, одной стороны и другой стороны.
475. Поэтому правильное отношение женщины к мужчине стимулирует у него развитие мужественности, ощущение своей силы, оно помогает ему крепче становиться и уверенней идти вперёд.
476. Так же, если рядом правильно мужчина себя ведёт, женщине захочется расцветать, ей очень будет приятно ощущение своей слабости (что она может спокойно довериться, не беспокоиться ни о чём и просто расцветать в нежности, в той красоте, которой она наделена)».
477. «Вот про заготовки рассказывают… Мне, наоборот, приходится её уговаривать: «Давай что-нибудь сделаем. Что мы будем есть зимой?» У нас куча кабачков, она начинает их раздавать. Я говорю: «Давай хоть икру сварим из них, раз в этом году такие кабачки». Правильно ли об этом говорить мне ей?»
478. «Предлагать что-то приготовить на зиму?»
480. «Главное – без претензий. Конечно, ты предлагать можешь что-то сделать ещё для дома. Предлагать можно, но главное, чтоб во всех этих предложениях не звучало, нигде не сквозило какое-то недовольство тем, что она делает. Хвали её, то, что она делает, и предлагай варианты ещё, что бы хотелось тебе увидеть».
481. «А сразу надо проявляться в интересе к журналам мод, к одежде?»
483. «Или это должно получиться как-то правдиво? Ведь никогда это не интересовало меня…»
484. «Что такое сразу? Я не говорю – придёшь, выворачиваешь все журналы: «Ну-ка, сюда», глаза горят… Как сумеешь.
485. Я сказал вам то, узнав что вы уже должны делать. То есть дал вам направленность, отмашка сделана – вы пошли. Вот теперь давайте смотреть, как вы будете делать, пытаться осознавать ошибки, менять что-то. Но вы уже должны идти.
486. То есть в твоём вопросе как будто бы где-то должно подразумеваться такое: «Мы сейчас услышали, что надо делать. А можно ли пока не делать этого, присмотреться в течение какого-то времени?» А дальше потом будет вопрос, в течение какого времени можно присматриваться, и мы начнём рассматривать то, что не относится к тому, чтоб исполнить. Мы начинаем рассматривать, как подойти к исполнению.
487. Я сказал вам: так вы должны сделать – всё, вы пошли искать варианты, как это сделать. Не как потом подойти, а как уже подходить.
488. Добавлю ещё один нюанс: не получится сделать новое что-то сразу искренне, так, как будто в этом вы уже хороший мастер. Это как любая другая истина: всё, что новое вы для себя слышите, вы не сможете сразу сделать.
489. Если вы слышите что-то хорошо вам знакомое, значит, вы это уже делаете, вам это понятно, вам труда особого это не составляет. Но если для вас это новое, вы не сможете сразу сделать грамотно. Вы будете тыкаться, мыкаться. Но ваша задача – начать проявлять к этому интерес, заинтересованность.
490. Пусть вы не так активно будете действовать: «Ах, давай! Всё, делаем!» Не надо, конечно же. Но, уже в дальнейшем подмечая проявленный интерес женщины, вы тут же откликаетесь, заглядывая через плечо: «Да, действительно красиво». То есть вы начинаете в этом как-то участвовать.
491. Делайте первые какие-то шаги. Вы всё-таки мужчины, значит, голова у вас мыслит немножко почётче, больше логики. Значит, вероятность найти какое-то более интересное решение у вас как бы повышена, есть возможности. Всё, давайте ищем.
492. Что-то не получается – вы спрашиваете. Но сейчас мы оговорили начало – начинайте. Дорогу осилит идущий, так начинайте идти, и всё получится.
493. Пусть это будет глупо, но женщине всё равно будет приятно. Вы всё равно какое-то внимание уделили, а не просто с мудрым видом прошли мимо так, как будто бы вы такие возвышенные, вам неприлично опускать взор туда, в журналы.
494. Если женщина уделяет внимание тому, что для вас неприлично, а ей это дорого, вы, обозначив журнал как неприличное, тем самым обозначили неприличным её внутренний мир. Как ей тогда вас любить, женственной быть, если всё, интересное ей, неприлично для вас?
495. Вот тут и надо её поднять. Или опуститься, но создать условия, где вы на равных. Вам это интересно – вот тогда вы как бы на равных. Тогда конфликта здесь уже не будет. Так что давай учись. Хорош «быковать». (Улыбка Учителя утонула в общем смехе.)