Из встречи с Учителем в долине слияния двадцать восьмого апреля 53-го года Эпохи Рассвета.
2. «Здравствуй, Учитель. На моё предложение отнести очистки соседской козе сестра отказалась, сказав: «Я не девочка». Тогда я предложила, чтобы она забрала их своей козе. Сестра согласилась, а я подумала: «Я бы так не поступила, я бы отнесла очистки». Была ли эта мысль осуждением? И уместно ли было в этом случае предлагать сестре, чтобы она забрала очистки своей козе?»
3. «Такое сравнение неправильно было делать. Так не надо сравнивать – как бы вы сделали».
4. «Ну, у меня невольно получилось сравнить».
5. «Лучше такое сравнение сделать в другом варианте: когда ты бы могла увидеть, что ты бы, в свою очередь, поступила хуже (и в данный момент ты просто для себя уже отмечаешь пример поведения, который у тебя на глазах произошёл, и для себя ставишь новую планочку, до которой следует себя поднять).
6. В том случае нормально, когда ты можешь про себя проговорить, что ты бы хуже сделала. Но не проговаривать про себя, что ты бы сделала лучше. Такое сравнение неправильно делать. Ну, забрала так забрала. Предложила… нормальное предложение, в этом ничего нет нарушающего».
7. «Могу ли я не каяться, если уже не первый раз забыл позвонить в колокол? Или каяться нужно каждый раз?»
8. «Хорошо бы проанализировать причины, по которым происходит повторение ошибки. И если требуется, то просто на проволочке закрепить перед собой большой плакат, на нём крупными буквами надо написать: «Позвонить в колокол во столько-то» и с ним ходить по улицам.
9. Надо предлагать для себя какие-то методы такие (может быть, упрощённые, примитивные, на первый взгляд), которые очень хорошо помогают почувствовать обстоятельства, перестроить себя, дисциплинировать. То есть можно довести до какой-то усмешки какие-то действия, но это потом очень здорово подправляет и дисциплинирует.
10. А так, если это не особо внутри как-то рассматривается, прорабатывается, то, конечно, получается какая-то формальность. Нарушил – ну, покаялся; нарушил – опять покаюсь, да и всего лишь.
11. Это, конечно, пустое занятие, оно ничего не даёт положительного в развитии, а в ухудшении играет роль. Даже если человек в этом случае кается, может получиться в худшую сторону, если это делается уже формально, без какой-то работы.
12. Покаяние подразумевает неповторение ошибок. Если они повторяются, где-то происходит пробел, пробой, то есть где-то вы что-то недорабатываете, нужно пересмотреть какой-то нюанс внутри и изменить своё поведение. Уже по-прежнему нельзя действовать. Прежний вариант даёт сбой, значит, что-то новое надо ввести.
13. И тут уже надо экспериментировать, творчески подходить. И если творчески прорабатывается, всегда ищется новый вариант, но какой-то новый казус вынуждает опять ошибиться, вот тогда покаяние желательно.
14. Покаяние – это когда перед ближними проявляется готовность не повторять, искренняя готовность не повторять такой ошибки».
15. «Спасибо. Второй вопрос. Допустимо ли было, находясь послушником на часовне, пригласить прихожанку в сложном состоянии в комнату послушника, чтобы напоить её чаем и ответить, как ей поступать в сложных ситуациях, если в правилах послушника написано требование: не разговаривать на темы, не связанные со службой?»
16. «Если требование написано, то желательно его исполнять. Но что такое – появление человека рядом в сложном состоянии? Если там действительно требуется какая-то особая помощь и человек в очень сложном состоянии, то, конечно, не надо его бросать на улице одного и лучше успокоить, это хорошо было бы сделать.
17. Но теперь остаётся нюанс: что за человек, что за состояние, насколько оно требовало немедленного вмешательства обязательного. Или это очередной каприз, который проявляется регулярно, и через несколько минут после того, когда она уйдёт, она опять может впасть в такое состояние, потому что внутри каприз такой на сегодняшний день.
18. Вот эти нюансы уже дальше играют роль в том, стоило ли в этом случае обратить внимание или можно было бы как-то иначе это решить. Но это уже такой подход, где играют роль многие дополнительные мелочи, которые могут определить более точно правильность усилий. Но однозначно сказать будет неверно, ответ один дать нельзя будет».
19. «Спасибо. И третий вопрос. Если на вопрос: «В чём ты увидел духовную ошибку?» брат, выносящий вопрос на обсуждение, ответил: «Мне неважно, есть ли там духовная ошибка, я просто вижу это действие недопустимым», то правильно ли ведущий собрания остановил рассмотрение обсуждаемого вопроса, предложив брату привести либо строки Писания, либо логическую аргументацию своего видения?»
20. «Непонятно, про какие действия идёт речь (про действия этого человека, или он рассуждает о действиях другого человека) и каким образом вы там рассуждаете. Не совсем понятно обстоятельство».
21. «Стали обсуждать действие, которое брат увидел недопустимым. Никто не увидел духовной ошибки, а он увидел, но аргументов не приводит. Как ведущему правильно действовать?»
22. «Если не может привести аргумент, тогда никак вы дальше не проводите обсуждение.
23. Не совсем понятна тема. Что вы хотите добиться – не пойму Я. Мне непонятно, что вы там делаете. Вот высказал, у него нет аргументов… Ну, нет так нет аргументов, и как будто и всё».
24. «Ну, и предложили ему привести аргументы».
25. «А зачем? Для чего? Вы преследовали на собрании какую цель?»
26. «Прийти к единому пониманию».
27. «Но он не может прийти к пониманию. Значит, вы, большинством голосов найдя какое-то решение, всё обозначили. Значит, тогда остаётся вот это решение, если он один не видит это правильным».
28. «А он говорит, что Семья вся неправильно действует».
29. «Нет, он должен будет последовать тому, что определили большинством голосов, если привести аргументы не может.
30. То есть, приходя к единому пониманию, все обозначили какое-то одно мнение, а один человек, будучи не в состоянии привести какие-то аргументы, видит по-другому. Тогда он должен будет согласиться со всеми.
31. Может быть, все и ошиблись. Но пока вы не найдёте более точного вопроса, деталей, по которым можно сказать: да, это ошибочное мнение (или неошибочное), – он должен будет последовать тому, что определяет большинство.
32. Если вы большинством голосов определили, что вот так надо будет сделать, и он не знает, как сделать по-другому (но чувствует, что как будто бы не так), он должен будет так сделать.
33. Если не сделает, это его ошибка, он нарушит закон Семьи. Эта ошибка в данном случае неуместна для верующего человека. Даже если все как будто бы ошибаются.
34. Если все видят, что так правильно (какое-то усилие своё), им надо позволить это сделать. Если оно неправильно, значит, они не понимают сути того, что делают; значит, какие-то детали для них ещё неясны до конца и поверхностный взгляд на какие-то нюансы позволяет им видеть пока вот это решение.
35. Это не страшно. Эта ошибка не страшная. Они делать начнут большинством, усилия прилагать какие-то в этом направлении, но сам ход событий, времени неизбежно покажет, в чём они ошибаются. Потому что начнут выходить какие-то детали, которые до сих пор они не могли увидеть и осмыслить соответствующим образом.
36. Это вскроется обязательно, и тогда вы уже сможете более точно определить проблему, задать вопрос и получить уже окончательный ответ, правильно так делать или неправильно. Но большинству надо подчиниться…
37. Вы должны исходить из простого правила изначального: вы все мыслите по-разному, все без исключения. В нюансах каких-то, но вы всё-таки в мышлении различаетесь между собой.
38. Рассуждая об одном и том же, рассматривая одно и то же дерево, вы его все по-разному опишите. Хотя видите все одно и то же, но, если вам дать описание самостоятельно сделать, все опишите разное. Но дерево-то одно, а описания разные.
39. И если прочитать все ваши описания постороннему человеку, который не видел этого дерева, он не сможет создать образ этого дерева. Он, читая разные описания, его не сможет представить правильно. Такая особенность мышления человека, его восприятия.
40. Поэтому просто опираться на «я вот так чувствую» недостаточно. Если вы строите одно общество, один коллектив, вам надо будет учиться смирять себя и идти вместе с другими. Не во всём. Есть нюансы, где действительно, даже если весь мир скажет сделать так, вы не должны будете этого сделать. Может такой нюанс быть.
41. Но такие серьёзные законы мы уже во многом оговорили. То есть вам уже сейчас будет сложно на это своим опытом случайно выйти. Мы уже рассмотрели все серьёзные моменты заповедями разными, вы обогатились подсказками. А теперь у вас в жизни остались какие-то нюансы, шероховатости, где что-то вы просто не смогли спросить, потому что вместе в это ещё не попали (поэтому вы и не спрашивали).
42. Попадая вместе в какие-то (как будто бы знакомые) обстоятельства, вы начинаете выяснять, что появляются какие-то уголочки шероховатые, которые вынуждают болезненно обо что-то задевать. Это тот момент, когда вы уже доуточняете новыми вопросами и углубляете затрагиваемую тему, узнавая, как правильно себя вести. Так что будьте осторожны в этом случае. А то много у вас казусов возникает».
43. «Правильно я поступила, сказав мальчику, ученику второго класса, о том, что он нравится девочке и что она хотела бы с ним дружить, если меня об этом неоднократно просила сама девочка и я знала, что мальчику тоже нравится эта девочка?»
44. «Да можно».
45. «Спасибо».
46. «Так что тебя смутило-то здесь? Ты же задаёшь вопрос, как будто тебя что-то смущает».
47. «Меня смутило то, что я своим действием могла смутить мальчика».
48. «Но он же не против, ты говоришь».
49. «Ну, он отреагировал молчанием».
50. «А что ж он, должен подпрыгнуть в восторге тут просто? Он же смущается. Это тема, которая будет смущать, стеснять. Он промолчал, нормально».
51. «Правильно ли будет отменить обязательное посещение литургии, чтобы теперь каждый из нас не подконтрольно, а сам нёс ответственность за свой выбор – идти ему на литургию или нет?»
52. «Мне бы очень хотелось, чтоб, конечно, вы не шли подконтрольно.
53. Но вы данным вопросом задаёте очень любопытный оттенок этой темы. Потому что те, кто не пойдёт, к верующим не имеют отношения. Но если не имеют отношения, то что они делают в Семье?
54. Можете не заставлять. Но тех, кто не придёт, можете вывести из Семьи. Получается вот так», – улыбнулся Учитель.
55. «А если вот такой вариант: освободить того, кто хочет, чтоб на нём контроля не было, а остальные – под контролем?»
56. «А зачем освобождать? Он желает, но может не ходить, да?»
57. «Вот того, кто написал этот вопрос, допустим, освободить…»
58. «Это нельзя вот так рассматривать. Я сейчас привёл обстоятельства, которые ставят под улыбку сам вопрос. Конечно, не надо заставлять. Вы же вроде верующие. А разве может у верующего отсутствовать стремление восславить Бога, выразить свою благодарность?
59. Литургия – это же выражение вашей радости, благодарности. Вы просто это делаете организованно время от времени (по воскресеньям, в другие дни), вы сами обозначаете какое-то чередование и делаете. Просто выражаете ликование своего внутреннего мира, выражаете благодарность. Она полезна и вам, она полезна и окружающему миру.
60. Конечно же, Отец это не слушает, Я вам уже это объяснял. Потому что это несколько другие потоки вашего общения, другого рода, другой структуры. Но это нужно вам. Вот так выражаясь, вы развиваетесь, вы формируете внутренний мир и окружающее пространство видоизменяете.
61. Так что это работа. Литургии, песнопения, псалмопения – это всё ваша работа по изменению окружающего пространства. Во имя чего вы и были рождены.
62. Значит, отказываясь работать в этом направлении, вы автоматически показываете свою незрелость, то есть вы не созрели быть верующим, вы не созрели вступить на этот путь труда.
63. Это не просто пение, это изменение окружающего пространства с помощью звуковых вибраций, где вы вкладываете чувственные переживания (это тоже вибрация). Вот эта двойная вибрация, переплетаясь, меняет структуру окружающей вибрации, энергию Земли меняет. Это работа, работа благостная, которую верующие прежде и торопятся сделать.
64. Там, где вы это делаете, вокруг вас очищается пространство. Оно чище становится, это можно замерять. Я думаю, скоро наука уже дорастёт до таких нюансов (хотя уже в какой-то мере доросла и начинает фиксировать, что действительно в этом случае поле вокруг начинает изменяться, оно другим становится, оно чище становится).
65. Сам человек другим становится. Когда он молитву творит, он другим становится, меняются вибрации его мозга, импульсы мозговой деятельности меняются. То есть многие-многие нюансы быстро начинают видоизменяться, и в благотворную сторону.
66. Поэтому это важная работа ваша. И к ней надо относиться как к тому труду, который вы стремитесь сделать, вы желаете внутренне сделать. Вы как бы планочку ставите – «желаю». Потому что желание – это то, что всегда проявляется на определённом уровне вашего развития.
67. Если ваше развитие даёт какое-то характерное желание, то на этом уровне развития вы не испытаете тех желаний, которые соответствуют другому уровню развития. У вас их просто не будет. Вы будете понимать, что надо так сделать, но желать вы не сможете, пока не разовьётесь до того уровня, и только тогда начнёте это желать. Нельзя будет заранее это желать.
68. Поэтому вы все обладаете разными желаниями, хотя и изучаете один и тот же Завет. Сказать, что вы одинаково желаете всего, что там написано, не получится. Кто-то уже желает это сделать, чувствует эту потребность, он дозрел до этих истин. А кто-то мнётся, он знает, что это надо сделать, но так не хочется, и он заставляет себя это делать. Это более низкий уровень, то есть он формируется ещё, он не созрел.
69. Когда Я говорю: «Вы должны желать это сделать» – это как планочка. Вы проговариваете про себя: «Да, я хочу это сделать», но это больше будет, конечно, условность для тех, кто ещё не хочет. Это вы как бы прорисовываете психологическую границу, следующую планочку, до которой вы стремитесь подняться. То есть это надо сделать.
70. Но надо к этому отнестись уже хорошо, не как к какой-то грубой работе, а с внутренней гордостью. Вы же делаете большое дело, значит, к нему надо отнестись соответственно, а не просто так. «Вот, тащу камни, будь они неладны», – кто-то так скажет. А кто-то скажет: «А я строю храм», он с гордостью несёт эти камни».
71. «Как правильно поступить, когда вижу предполагаемое неисполнение сказанного Тобой членами единой Семьи? Прорабатывать внутри себя и стараться меньше погружаться в происходящее вокруг, учитывая период экзамена?»
72. «Нет, если ты видишь вероятное, предполагаемое нарушение, то, конечно, надо попробовать это осмыслить. С кем-то осмыслить попробовать, посмотреть, как другие видят это. По возможности на собрании попросить для себя мудрости, чтобы тебе объяснили, почему в этом случае это считается правильным, хотя ты видишь неправильным.
73. Но ты, в свою очередь, должен привести аргументы какие-то (или строки из Писания какие-то, или где-то ты что-то уже слышал вживую, но, может быть, ещё не совсем записано). Ты эту тему должен затронуть. И дальше уже это в качестве какого-то вопроса должно появиться здесь».
74. «А если после этого не решается ничего?»
75. «Ты можешь сам спросить. Но это уже не будет подсказка Семье, но как рекомендация, которая позволяет глубже пересмотреть, что делается. Потому что, может, действительно что-то не так делается, какой-то нюанс. Может быть, ты точно не переспросишь, но, тем не менее, ты затрагиваешь тему, и, получив ответ на ту тему, которую ты затрагиваешь, они могут посмотреть, а делают ли они так же, как эта тема затронута.
76. Но это надо обязательно затрагивать. То есть тут нельзя просто смиряться. Если видишь, что Семья действительно делает какие-то отклонения в своих действиях, надо эту тему пробовать будоражить. Не фанатично, не так, чтобы оскорблять, осуждать, но искать варианты, как эту тему всё-таки затронуть вопросом, и задать его здесь.
77. Но по идее, которая уже у вас должна сформироваться, никто в Семье отказать в удовлетворении вопроса не может. Если у кого-то из верующих в Семье есть вопрос, его мучащий, где предполагается, в его понимании, какое-то нарушение закона для Семьи, для верующих, эта тема обязательно должна быть рассмотрена, её не должны отложить. Иначе это уже относится к вероятному очень серьёзному нарушению».
78. «Тут ещё один оттенок. Может быть, это не решается, потому что у меня внутри всё-таки неправильное отношение?»
79. «Может быть. Но если ты вынес и не решается, то это не совсем твоё состояние. Если ты молчишь ходишь и что-то не решается, это уже другое. Но эту тему надо затрагивать. Само по себе это может долго решаться.
80. Оно, конечно, решится всё равно. Я уже перед этим вам говорил, что, какую бы ошибку вы ни стали делать, надо вам это позволить, если вы упорно видите, что это правильно. Хотя это ошибочно на самом деле, вам надо дать это сделать. Сделать и проанализировать характер ошибки, понять, в чём же всё-таки вы что-то недооценили. И мудрость будет общая у вас.
81. Главное – не пугайтесь. Вокруг вас не шпионы, то есть никто не стремится развалить Семью, нет таких. Вы все искренни, но часто тянете в разные стороны. И соответственно, переживаете. А переживание подталкивает осудить.
82. То есть, если ближний в вашу сторону тянет, как будто контрреволюция тут завелась, сразу Феликса Эдмундовича хочется вспомнить: «К стенке!» (что-то уже начинает так подкручиваться в голове), «быстрее расстрелять» и так далее.
83. Пожилые люди старой закалки всё ещё так мыслят. Смотрят по телевизору, когда правительство там показывают, и только и проговаривают про себя: «Стрелять бы всех вас!», «К стенке!» От многих можно услышать такое. Это старое мышление.
84. Вот Я сейчас и улыбаюсь… То есть на самом деле это всё зиждется на особой психологии эгоизма человека: если не по его делается, значит, враги. Очень примитивное разделение.
85. Так вот вы, главное, не нервничайте так. Не по-вашему делается – это не враги делают, ваши друзья, но они пока почему-то видят по-другому. А может, они действительно правильно видят, а вы – неправильно, в свою очередь. Вот эту мысль допускайте, вот из этого прежде и исходите.
86. Когда вы предполагаете, что вы неправильно мыслите, и вас это мучает, вы приходите к ближним с вопросом: «Ребята, помогите мне, я уж весь измучился, внутри всё горит, никак не могу понять. Мне видится, что это неправильно… Ну, разъясните мне, как на самом деле мне это надо видеть, почему это считают другие правильным?»
87. На это должен откликнуться любой верующий, кто хоть как-то видит это по-другому, чем вы. Он попробует со своей точки зрения это объяснить. Не совсем понятно – у другого спрашивайте.
88. Но объяснить это должны обязательно. Потому что верующие беспокоятся о том, что с ближним происходит, они не могут быть равнодушны. Верующие не могут быть равнодушны. Остальные могут. Ну, с неверующего и спроса нет, у него нет такой ответственности».
89. «Здравствуй. Вопрос такой: стыд – это неотъемлемая часть совести? Это как-то связано с совестью? То есть если совести нет, то и стыда у человека нет?»
90. «Стыд может проявляться ещё в зависимости от каких-то условностей дополнительных, сформированных в процессе воспитания человека. Поэтому может быть и ложный стыд, то есть там, где стыдиться нечего на самом деле, кажется, что стыдно.
91. Эти вещи должны правильно сформироваться внутри у вас. То есть это такие естественные проявления чувственного мира, которые нужно организовать.
92. Что-то уже сформировано, благодаря какому-то родительскому вмешательству, воздействию окружающей среды в детстве. Человек растёт, формируется… юношество… опять какая-то накладка происходит, новое воспитание, новые чувства стыда какие-то появляются или убираются какие-то чувства стыда, которые до этого были.
93. То есть это всё процесс формирования идёт. Он бывает спонтанный. В зависимости от того, как разные люди, находящиеся рядом, относятся к одному и тому же событию. И эта накладка может время от времени и у вас формироваться.
94. Но сейчас вы постигаете Истину, значит, у вас призвана происходить уже настоящая, нормальная организация внутреннего мира, где вы для себя (если засмущались в каком-то случае – а надо ли стыдиться такого-то проявления, или это нормальное проявление?) уже задаёте вопрос и начинаете формировать себя, заставляя себя что-то делать.
95. Стыд – это чувственное проявление, которое связано с каким-то уровнем вашего развития. И если вам дать какие-то новые мерки, вы их не почувствуете сразу, к ним нужно усилием воли подняться. Значит, нужно будет какие-то усилия приложить, и потом это чувство уже в новом виде проявится».