Повествование от Вадима

Часть 22

Глава 27

Из воскресной встречи с Учителем в долине слияния двадцать пятого ноября.

2. «Правильно ли мне и моему маленькому сыну воспринимать как неправильное действие, если на детской литургии в молитвенном доме некоторые псалмы сопровождаются хлопками и прыжками?»

3. «Лучше этого не делать. Если сделано, то и нельзя говорить, что это ошибка. Но лучше псалмы не сопровождать подобного рода действиями».

4. «Если человек в разговоре высказал мне много разных подсказок и отрицательных оценок в мой адрес по разным ситуациям, а спустя время попросил прощения за весь разговор, сказав, что это всё была реакция его эгоизма, можно ли мне уточнить, за что конкретно человек извиняется, чтобы понять, существует ли между нами понимание по поводу этих ситуаций?»

5. «Ты можешь только переспросить: там действительно всё было неправда? Ведь если прощения попросил, значит, он, может быть, почувствовал, что в каких-то эмоциях негативных тебе это проговорил, но проговорил то, что действительно соответствует реальности».

6. «Да, то, что думал. И потом попросил прощения».

7. «Так вот за что именно? За своё эмоциональное состояние или за то конкретное, что он подсказывал тебе?»

8. «Вот я это и хочу узнать. Можно это уточнить?»

9. «Это можно переспросить. Скажи: «Конечно, извинения приняты. Можешь даже не извиняться, я прекрасно тебя понимаю и благодарна тебе, что ты так сделал». Ты успокой его, скажи: «Я благодарна тебе, что ты всё так мне сказал и теперь есть возможность о чём-то подумать».

10. Ну а дальше ты можешь просто переспросить что-то, ещё уточнить какие-то детали.  Может быть, тебе что-то оказалось непонятным из предыдущего его высказывания, какой-то пункт ты хотела бы уточнить. Скажи: “Ты мне лучше уточни вот тут, что тебе не понравилось, что я тут неправильно сделала”».

11. «Если до этого казалось, что мы друг друга понимаем, то потом, когда он выдал мне вот это всё, получилось, что как будто вообще мы друг друга не понимали».

12. «Это нормальное явление у вас в жизни».

13. «И можно переспросить конкретно по этой ситуации?»

14. «Конечно, конечно. Только расположи его к разговору. Покажи, что ты доверяешь, что ты не сердишься, не обижаешься на него. И дальше попроси уточнения, скажи, что ты будешь очень благодарна, если он тебе поможет лучше что-то понять. Это нормально.

15. Видимость понимания легко возникает у вас. Даже если на самом деле вы ничего не понимаете друг в друге, видимость понимания легко формируется.

16. Ведь всё, что делает ближний и говорит, вы уже преломляете через своё понимание, вы добавляете свои образы к этим выражениям, которые говорит ближний. И вам кажется, что он говорит то, что вы видите за этими словами. Хотя он этими словами пробует выразить совсем другой образ.

17. Но так как он это не уточнил для вас, не рассказал детально, то вам легко может показаться, что вы правильно поняли, хотя разговор шёл о другом.

18. И если это уточнение не будет происходить в течение длительного времени, вам с течением времени всё больше будет казаться, что вы хорошо друг друга понимаете. А разговаривали на разных языках на самом деле.

19. Поэтому время от времени такое прозрение, что вы, оказывается, одно и то же видите по-разному, – это нормальное явление, вы действительно видите по-разному и очень часто желаемое принимаете за действительное.

20. В реальности немножко по-другому всё происходит, а вы свои желания накладываете на реальность. И сбиваетесь потом, когда узнаёте правду, истинность этой реальности.

21. Но обижаться не надо. Вы просто изначально должны допустить вот это простое правило, что вы все видите реальность по-разному, все без исключения. Вы похожие какие-то моменты можете видеть похожим образом, но не одинаково.

22. И с течением времени вы должны знакомиться друг с другом, узнавать друг друга, чтоб потом, предпринимая какие-то усилия совместные, вы делали это с учётом каких-то особенностей друг друга; чтоб, зная человека, вы не возложили на него чрезмерную ношу и не требовали с него больше, чем он может. Вы его просто принимаете таким, какой он есть, с его уникальными, неповторимыми особенностями.

23. Так вот везде и надо учиться понимать. Это и есть путь сближения, путь любви, доверия. С пониманием когда относитесь, а не когда наложите на него образ и думаете, что вот теперь он будет, он обязан соответствовать этому вашему образу, и вы этому доверяете. Это неправильное доверие, ложное.

24. Вы сначала понять должны человека, а потом ему доверять уже с учётом этих его особенностей. Вы ему доверяете, но уже умеете с ним правильно общаться, не перегибая, не задевая его слабых сторон, не пытаясь наступить на его больные места. Просто бережно с ним общаетесь, помогая ему. Это и будет правильный путь общения вашего».

25. «Пока мы ведь только через словесное общение друг друга узнаём?»

26. «Ну, словесное… Словесное – это хорошо, это первое. Телесное – пусть это будет не первое».

27. «Я не имею это в виду», – засмеялась спрашивающая.

28. «Взглядами ещё пока тоже рановато».

29. «Я имею в виду, что телепатически мы ещё не умеем друг друга понимать».

30. «Как придёт это – ты уже спрашивать Меня не будешь, это уже бессмысленно. Вы придёте, помолчите, мы так пообщаемся, и всё нормально. Не будем сотрясать воздух тут микрофонами всякими. А одновременно посидят ещё и во всём мире вот так на слиянии.

31. Так что это, конечно, хорошая возможность, но пока её не стоит открывать, вы Меня завалите такими мыслями, что Я не вздохну тогда.

32. А так вы уже организованные будете, вы будете знать, что лишнее думать неправильно, будете сдержанны. А то обрадуетесь – всё можно Учителю сказать, где бы ни находился, всё, что напереживалось, и начнёте валить тогда, – улыбнулся Учитель, – слова Мне не дадите сказать.

33. Так что нормально, всё в своё время. Пока вот такая простая, примитивная возможность вас остановить, ограничить, это очень полезно».

34. «А если человек не очень любит общаться, говорить, то как его узнавать?»

35. «По мере возможности. Не ставится задача, что вы должны узнать всех, кто рядом с вами (а значит, вы начинаете навязываться, теребить человека, узнавать). Нет, по мере возможности. Есть возможность контактировать, общаться – старайтесь понять человека.

36. Может быть, даже со стороны смотрите, как он общается с другими людьми, не с вами, тоже учитесь понять. Вы видите, как он реагирует на какие-то слова, как он ведёт себя в той или иной ситуации, вы тоже учитесь понять.

37. А на собраниях когда вы находитесь, у вас есть возможность услышать, как кто-то выражает какую-то мысль, как он реагирует на какие-то подсказки, на какие-то произнесённые речи. То есть это тоже возможность учиться понять. Возможностей очень много».

38. «Спасибо. В ситуации, когда дорогой для меня человек рассказывал мне в течение трёх дней (в основном во время обеда или перед сном) якобы мнения разных жителей Города, где моё психологическое состояние выглядело ненормальным, могла ли я спросить его, зачем он мне всё это рассказывает, и попросить больше этого не делать? Или нужно было смиренно выслушивать дальше?»

39. «Ну, хороший у тебя друг, конечно, очень добрый. Так он, видимо, веселит тебя».

40. «Ну, я тоже так поняла», – засмеялась спрашивающая.

41. «Фразы делятся на две простые категории: способные принести радость и способные принести огорчение.

42. Ведь вы же всё чувственно воспринимаете, а в чувствах есть два варианта: либо что-то начинает радовать, либо огорчать. Третьего нет варианта. Всё остальное – это степень выражения радости или огорчения. Но это или радость, или огорчение.

43. В данном случае человек пытается тебя огорчить. Ну, очень интересная личность, конечно, там у тебя».

44. «Я поняла, так подколоть…»

45. «Ну, видимо, тебе это важно слушать. Конечно, ты как будто бы и можешь остановить его, можешь переспросить: а зачем? Ну, ему действительно хочется тебя просто поогорчать. Либо что-то конкретное тебе подсказывает человек: «Ты знаешь, будь внимательна вот в этом, в этом случае… Это немножко почему-то напрягает, какие-то нюансы ты делаешь, высказываешь, а это огорчает кого-то, может огорчить».

46. Вот что-то если он конкретно начнёт подсказывать – да. А просто рассказывать, как о тебе думают другие люди, – это, конечно, нездоровое явление. Это к понятию «верующий» не относится, это уже на самом деле нарушение законов. Человек пришёл и расстраивает. Так не помогают на самом деле. Поэтому смотри…

47. Но, конечно, для тебя максимально правильно – это попробовать слушать его и перестраивать всё в хорошие образы. Ты учишься всех понимать и оправдываешь, говоришь: «Да вряд ли они думают так плохо. Конечно, они не могут думать плохо, они верующие люди».

48. На самом деле верующие плохо не думают ни о ком. Поэтому, если он так много перечисляет, что о тебе так плохо думают, тут либо неверующие все, либо это…»

49. «…либо он не так понял».

50. «Да, не так понял и всё. Ему, может быть, так хочется понять. Такое, прежде всего, проявляется у человека, когда он рассказывает что-то, что ему хочется видеть. И он начинает эту краску прописывать.

51. Ну, ты оправдай. Оправдай, подними себе настроение в этот момент. Можешь отключиться, не вслушиваться в детали. Просто прорисуй какую-то другую ситуацию про себя, улыбнись так мечтательно.

52. Вот ты его озадачишь! Он будет думать: ну, сейчас ты расстроишься опять, психанёшь, голос возбуждённый поднимешь тут, а ты так мечтательно улыбнулась, потянулась… Ну, для него это будет задача. Спросит: «Что?» А ты скажи: «А тайна, не скажу… Тайна. Но кое-что было очень важно…» И пусть, заинтригованный, дальше гадает».

53. «Спасибо. Последний вопрос. Если я проявилась как автор романа об опыте религиозного постижения женщины и о постижении женщиной своей природы (он готовится к изданию), является ли это действие совместимым с Учением Последнего Завета и допустимо ли для верующей женщины быть писательницей?»

54. «Писательницей? Да зачем?»

55. «Ну, вот я и смотрю, у нас как-то это не принято, да?»

56. «Да как-то да… Отчего так? Если исходим из того, что вы пришли лечиться к доктору, нормально ли описывать свои больные фантазии? Чтобы что? Чтобы другие быстрее перестали болеть или что?»

57. «Ну, какой-то опыт выхода из самых больных ситуаций, выхода из негатива во что-то светлое…»

58. «Ну, ты учишься, ты лечишься у доктора. Ты ещё, значит, не вылечилась, если лечишься, да?»

59. «Не вылечилась».

60. «Так. Так ты какой-то иной вариант лечения ищешь? Не тот, что доктор даёт, да?»

61. «Нет, я не ищу, но, может быть, у меня какой-то опыт уже есть, и хочется с людьми поделиться».

62. «Больной опыт? Просто есть какой-то…»

63. «Почему больной? Опыт лечения!»

64. «Лечения? То есть ещё не вылечившийся человек, который проходит процесс лечения (и неизвестно, когда он вылечится), уже готов поделиться опытом лечения? Отлично… (Слова Учителя сопровождал общий смех.)

65. Вот посмотри проще на ситуацию. Если ты хочешь что-то очень красивое описать и тебе удаётся описать так, что другие, читая, заворожённо смотрят, вникают в какие-то образы, им становится приятно, если это что-то возвышенное, что-то окрыляющее, – это хорошее произведение.

66. Но это относится уже к искусству, к тому, что вы и должны учиться выражать. А если опыт лечения – ну… таких романов с этими лечениями уже столько всяких. Все смотрят сериалы, смотрят, как там лечатся. Все лечатся, лечатся, и так заворожённо все лезут туда. Нет, на самом деле так вылечиться нельзя».

67. «А если у меня, допустим, там попытка понять природу женских страхов, комплексов: комплекса вины, комплекса греховности…»

68. «Ну и старайся понять. А зачем это выставлять на обозрение?»

69. «Просто, когда я позвоночник сорвала, я себе искала что-то… И кстати, вот эта моя природная нереализованность требует какой-то сублимации».

70. «От вдохновения себя выплеснуть просто куда-то, да?»

71. «Ну, реализовать каким-то образом это».

72. «Реализовать… Ну, вот ты посмотри, всё сводится к тому, что Я сейчас как бы шуткой проговорил. Для чего выплеснуть болезнь? Это не излечит. То есть, когда выплёскиваешь болезнь, легче не становится, на самом деле лечения не происходит. Тогда что? Вот это эгоистическое внутреннее начало и стремится сделать то, что ты говоришь. Но к духовному это не относится.

73. То есть на самом деле для духовного развития это не играет роли. Поэтому это только эгоистическое желание в такой ситуации, в которой ты пребываешь.

74. А в интернете почему чего попало полно? Это связано исключительно с тем же самым. У людей потребность бывает излить, поделиться своими размышлениями. А там такая чушь… Всё, что только можно собрать нечистого внутри, – у них у всех появилась возможность это выплеснуть. И никто не тормозит их, не останавливает, не запрещает. Открыл интернет, набрал… пожалуйста, излил мысль – пусть мир читает. И это с большой охотой делается.

75. Ну конечно, это получается такая помойная яма. Это уже не будет искусством, тем, что нужно  другим, не будет.

76. Они как бы друг друга подстёгивают, заражают друг друга ещё больше. И всем всё больше, больше они стараются это всё выплёскивать, делиться тем, что вообще лучше никому не показывать, а в себе рассмотреть, перебрать, понять, что это ненормально. Всё, отбросил, больше ты это не повторяешь, следующий какой-то шаг в себе просматриваешь и учишься созидать.

77. То есть, если что-то исходит от вас, оно должно быть красивым. Должно быть ваше стремление сделать что-то красивее. Так что если вы делаете, то только стремясь сделать красивее мир, улучшить этот мир, облагородить мир. Поэтому пусть это хоть маленькое что-то, мало умеете вы это делать, но вы это стараетесь сделать вот только с этой целью – сделать мир лучше. Вот тогда нормально».

78. «Ну а если я действительно с этой целью делала? Я не знаю…»

79. «Так то, что ты назвала… не совсем похоже, что это воспевает что-то красивое».

80. «Там просто по закону жанра человек через какой-то внутренний конфликт приходит к свету».

81. «Конфликт… это к красивому не имеет отношения. А ты сразу перейди к главному, без конфликта».

82. «Но люди же не идеальные, им же нужно выйти к этому?»

83. «А зачем?»

84. «А если сразу расписать: вот муси-пуси, трали-вали… это неубедительно выглядит».

85. «Неубедительно что? Им сразу не нравится? «Красиво?» – «Ой, фу, какая кака! Вот где бы там кто-то что-то… да так круто, чтобы аж пробило, аж адреналин из ушей полился!.. Вот тогда после этого уже можно и хорошую концовку». Нет. Это как раз уже больное состояние общества. Они все произведения создают через вот этот конфликт. Нет, так нельзя. Это ненормальное состояние.

86. Ну, это увидеть так сразу вас Я не смогу научить. Это надо освободиться от всех болезней, и тогда вы сами поймёте, что даже чуть-чуть ощутить конфликт очень неприятно. Даже чуть-чуть к нему прикоснуться – это будет равносильно стрессу, очень неприятно.

87. Вот к этому вы должны подойти. А вы говорите о конфликтах, которые ещё можно развернуть, показать, покрутить с разных сторон. Да к этому прикоснуться неприятно должно быть. А если приятно, это вы больны. Вы прикасаетесь к болезни, вы смакуете её, значит, что-то в вас нуждается в смаковании болезни, вы больны, это прямой признак.

88. На самом деле фильмы, где затрагиваются такие вот обманы, предательства, должны быть очень сложны для восприятия, очень неприятны. И чем тоньше вы будете становиться, чище, тем больнее вы будете это всё ощущать. Это будет очень сложно. Вам надо будет придумать тогда форму смотрения какую-то отвлечённую, которая не позволяет вам переживать.

89. Ну, к примеру, происходит событие, а вы понимаете, что рядом камера стоит, все смеются там, подсказывают, улыбаются, шутят друг над другом, это игровая сцена. Вы не воспринимаете, как в жизни, к примеру, тогда можете как-то сбавить обороты переживаний.

90. Но на самом деле это всё нехорошее, оно должно уйти вместе со всеми больными воспоминаниями этого мира, исчезнуть навсегда.

91. Поэтому созидание не должно нести таких переживаний, оно должно окрылять. Оно должно быть как воздух – вы коснулись и вздохнули, вас как будто что-то подняло, окрылило. И вы не переживаете. Вы забыли, наоборот, о переживаниях, которые у вас были. Вы забыли о них, прикоснувшись к произведению, забыли обо всех своих сложностях. Вот это да, вот это уже нормальное произведение. Так что настраивайтесь на другой лад».

92. «Ладно. То есть можно отредактировать, оставить светлое? Концовку оставить, да, и всё?»

93. «Ну зачем людей мучить? У них и так муторно на душе, они заглянут: «Ёлы-палы! И тут ещё это всё!..» – ещё хуже стало».

94. «Хорошо. Спасибо».

95. «Здравствуй, Учитель. Если хозсовет решил, что брат должен идти на труд по распределению хозсовета, то могла ли Семья перерешать, чтоб брат был освобождён от труда по распределению хозсовета и чтобы стал преподавать в государственной школе и работать над циклом лекций для юношества «Духовный путь и искусство»?»

96. «Если такого единства нет, то уже непорядок в самой Семье. Получается, Семья не доверяет хозсовету. Но хозсовет должен быть выбран Семьёй таким образом, когда Семья доверяет каждому члену хозсовета. А здесь, получается, какое-то недоверие, что-то неправильно происходит.

97. Поэтому так нельзя будет говорить – «могла ли перерешать». Здесь выявлена ошибочность построения внутри Семьи вот этой структуры, организации. Значит, надо пересмотреть. Не доверяют – тогда пусть переизбирают хозсовет».

98. «Хорошо».

99. «Но если доверяют, тогда не должно возникать желание перерешать что-то. Хозсовет решил – всё должно быть сделано.

100. Либо тогда дополнительно как-то надо ещё раз собраться. Допустим, хозсовет решил какую-то ситуацию, готов озвучить, и они предварительно, прежде чем окончательно к чему-то прийти и уже, условно говоря, дать отмашку, чтоб это стало работать, могут собрать Семью и выразить образ, как они собираются сейчас выстроить деятельность рабочую.

101. Где со стороны Семьи поступят дополнительные вопросы, уточнения какие-то, пока не придут к какому-то ясному пониманию, что действительно то, что выдвигается хозсоветом, максимально благоприятно в данный момент времени. Чтоб эта ясность возникла. Вот до этого времени можно такое общение вести».

102. «Не было ли перегиба в том, что Семья решила, что день не только мужчин, но и женщин (членов единой Семьи) обязательно начинается с утреннего Богославия и священного круга в семь утра, если только у них нет уважительных причин?»

103. «Нет, прежде всего к мужчинам лучше строже относиться, это нормально. Это даже не строже… это наиболее благоприятный подход психологический».

104. «Можно ли считать семейным трудом для мужчины воспитание пятерых детей дошкольного и младшего школьного возраста и ведение большого хозяйства (две лошади, овцы, ослы, корова), если при его работе по схеме «пятьдесят на пятьдесят», как принято в деревне, они с ведением хозяйства не справляются? И жена устроилась работать в государственную школу, чтобы приносить деньги семье».

105. «Нет, ну как же не справляется? Он должен справляться. То есть вы же гибко должны подходить в Семьях. Человек не может справиться, и у него хозяйство начинает страдать… так неправильно запускать».

106. «А тогда как лучше поступить?»

107. «Мудро. Посмотреть, взвесить, что там не получается, почему не получается. А Я так не могу подсказать. Вы же не говорите Мне детали.

108. То есть это уже вникать надо в ситуацию, почему не получается, что не получается. Может быть, ему на этот момент прислать кого-то в помощь, а он в этот момент поучаствует где-то, чтобы ему было тоже это полезно. Это уже надо смотреть очень гибко, и на месте».

109. «Я правильно понял, что мужчина всё-таки должен трудиться в Семье достаточно полноценно по той схеме, которая принята?»

110. «Он должен трудиться. Желательно, чтоб он трудился. Потому что вы этой совместной деятельностью укрепляете общее хозяйство. Если будет думать только об одном хозяйстве, а где-то другое уже начинает заваливаться, то так нехорошо. Тогда надо будет уделить внимание другому хозяйству, чтобы оно совсем не упало. Но это надо смотреть уже… Какое-то другое сравнение должно поступить, более конкретное».

111. «Хорошо».

112. «Но если у него хозяйство будет заваливаться, тогда вам невольно придётся туда уже включать и другие силы, не только ему позволить это делать, но ещё и приходить к нему.

113. Получается, рациональности нет. Зачем же его тогда выдёргивать настолько сильно? Может быть, определиться со временем – поменьше.

114. Но жёсткого условия нет по времени, что «пятьдесят на пятьдесят», как ты говоришь. Таких условий не существует жёстких. Выбирается что-то оптимальное, но потом по каким-то исключениям можно сделать дополнительные отхождения от утверждённых каких-то правил».