Двенадцатое августа. Воскресная встреча с Учителем в долине слияния.
2. «Здравствуй, Учитель. Вопрос от мужчины. При обсуждении двух пониманий сестра сказала: «У меня понимание, что все непонятные ситуации в прошлом надо стараться понять, разобрать». А брат ответил: «Вот так и родятся мудрецы, которые, вместо того чтобы жить, всю жизнь думают». На что сестра загорелась. Уместна ли такая фраза?»
3. «Фраза со стороны мужчины?»
4. «Да».
5. «Нет, неуместна. И загораться неуместно было».
6. «Ну, она как бы обиделась».
7. «Но это же неправильно».
8. «Да».
9. «Значит, и тот и другой неправильно поступили».
10. «То есть в этой ситуации надо было помягче немножко?»
11. «Кто задаёт этот вопрос: сестра или мужчина?»
12. «Сестра».
13. «Вот. А вы должны, как верующие, про кого спрашивать? Про себя или про кого-то другого?»
14. «Это ситуация не моя, она произошла между братом и сестрой».
15. «Я тебя спрашиваю сейчас, про кого верующие должны задавать вопрос».
16. «Про себя».
17. «Тогда зачем ты берёшь такой вопрос? Если она через тебя спрашивает, пусть спросит про себя. Правильно ли ей обижаться на такие-то слова – вот должен быть какой вопрос.
18. Но Я уже ответил: и тот и другой были неправы.
19. Если она считает благоприятным познавать своё прошлое, непонятные моменты своих прошлых деяний – пожалуйста.
20. Но когда говорят, что «так и рождаются мудрецы», эта часть фразы верна. Да, действительно, люди думающие впоследствии становятся мудрецами. Правда, не все думающие.
21. Головой шевелят вроде бы все, но мудрецами становятся далеко не все. Только тот, кто грамотно сопоставит свой жизненный опыт с пониманием правильных действий, в конечном итоге и имеет шанс стать мудрым, а не просто умником, который много может говорить правильных фраз, но ничего не умеет правильно сделать сам.
22. А вот по вашей реакции видно, что вы можете сделать. Не по тому, как вы рассуждаете. Как вы реагируете – это то, что не зависит от ваших рассуждений. Реакция человека – это его опыт. Если опыт правильный, то, даже если вы неправильно рассуждаете где-то в чём-то, вы реагируете правильно. Вот это и есть главное – реакция.
23. И если у вас проскользнула обида, то, что бы вы ни говорили правильно вслух, вы поступили нехорошо. Обида – это атака. Вы атаковали человека. Он для вас стал врагом, и вы его атаковали, обидевшись.
24. Врагов надо любить. И обижаться не надо.
25. Человек выразил своё понимание на этот момент времени – ну и ладно. Обозвали вас в открытую дурой за то, что так много рассуждаете, – ну и ладно. Вы всё равно остаётесь тем, кем вы себя считаете, а не кем вас называют.
26. Если вы хорошо понимаете, что вы стараетесь познать Истину, и отдаёте все силы для этого, вы идёте правильно. И неважно, кто как вас назовёт. Вы идёте правильно, значит, вы постепенно приобретёте и мудрость.
27. Так что надеюсь – понятно».
28. «Можно ли на собрании начать покаяние словами: «Каюсь пред Богом, перед Учителем, перед вами, братья и сёстры», если в последнем Твоём ответе услышалась оценка о неудачности такого покаяния перед братьями? Кающийся чувствует, что проговаривание этих слов…»
29. «Перед братьями, да, проговаривать?»
30. «Да, на собрании».
31. «Или перед Богом? Если приходит человек к людям и перед ними желает покаяться, он перед ними и кается. Он же к ним пришёл покаяться.
32. Правильно – не торопиться облекать свои действия во что-то очень возвышенное, такое пафосное.
33. Если вы хотите покаяться перед Богом, не надо об этом громко кричать. Вот тихо отойдите и покайтесь тихо. И в этой искренности, которая будет у вас проявлена, на самом деле и будет выражена реальная истинность того, что вы проговариваете.
34. Если истинная реакция у вас происходит, искренне выражается, значит, покаяние нормально; неискренне – значит, оно не принимается, это никакой роли в вашей жизни, в изменении судьбы не играет, это просто игровой момент очередной.
35. А если пред ближними… вот перед ближними надо сразу говорить по сути вещей. В чём вы хотите покаяться – вы сразу начинаете каяться. Без какого-то долгого вступления, ленточками никакими не махать чтоб.
36. Покаялись искренне, взгрустнули. Если искренне каетесь, то это, конечно, грустный момент. Вы же признаётесь искренне в своих недостатках каких-то, неправильных действиях, они не могут радовать. И от этого будет сразу видна ваша искренность».
37. «Но кающийся чувствует, что проговаривание этих слов помогает ему лучше открыться перед Отцом и ближними…»
38. «Я уже сказал, не обязательно проговаривать: «Перед Отцом». Это психологическая игра идёт. То есть всё зависит от искренности.
39. Люди привыкли играть в религиозные игры. Играют уже тысячи лет, и много наиграно так, что выглядит очень впечатляюще как будто бы. Но впечатляюще для тех, кто не знает сути вещей. Это выглядит тогда впечатляюще, торжественно как будто бы, могуче.
40. Но на самом деле это просто «пшик»… Это эффекты, они во многом ложные. Перед Богом нужна искренность, а не куча торжественных слов.
41. Так что, если на этом какая-то метка у человека стоит (условность играет роль), надо стараться теперь убрать эту метку, это неправильно.
42. Если разговор идёт именно о покаянии (подводим итог), здесь нужна просто искренность. Никаких торжественных слов не говорите, это только хуже. Никаких возвышенных слов не говорите, всё будет только хуже от этого.
43. Просто сразу говорите о себе: что у вас не так, в чём вы готовы и видите необходимость раскрыться, признавая пред всеми (уже они становятся как свидетели) искренне свою слабость в чём-то, и ищете помощи, подсказки какой-то, может быть (если всё ещё нуждаетесь в подсказке и не понимаете правильность действий). Вот так будет правильней сделать».
44. «Учитель, можно ли маме забирать у сына четырнадцати с половиной лет компьютер на длительный срок (неделя, месяц), если он не выполняет домашние обязанности, а другие методы не помогают? Компьютер является собственностью сына, ему его подарил отец, не живущий с нами».
45. «Возможно так. Ты же не отбираешь его вообще, не говоришь: «Вот это теперь моё». Нет. Если ты продолжаешь его воспитывать, то такое возможно.
46. Если он дорожит компьютером, ну пожалуйста, ему надо потрудиться, сделать ту часть усилий, которую ты от него ожидаешь, потому что он находится под крышей твоего дома и питается, живёт благодаря тебе, от тебя его жизнь зависит. Это элементарные вещи, и ребёнку надо пробовать учиться уважать это.
47. Но ты говоришь сейчас один из оттенков, который связан с какой-то проблемой ваших взаимоотношений. И если кроме этого момента, всё остальное не будет правильно решаться, то это будет очередная острая грань, где будет скандал, где он может выразить своё большое негодование к тебе, может сказать, что он тебя уже не любит, ещё прочую глупость наговорить, в обиде находясь.
48. Эти взаимоотношения нельзя решить таким одним моментом. То есть это по многим нюансам ваших взаимоотношений выстраивается. Должно складываться доверие, где он в какой-то мере, может быть, и расстроится от твоего решения, но в глубине будет понимать: «Вообще-то, мама права». Он не будет глубоко обижаться.
49. Но это целый комплекс воспитательных мер, и не просто воспитательных, а когда ты стараешься (или учишься даже) быть ему другом. Это очень важно. Родители, как правило, в этом проигрывают. Они думают, что они должны только воспитывать. Это большая ошибка.
50. Другом надо быть. Друг тоже может воспитывать. Но друг умеет понимать и никогда не обижается, он не ругается. Он может быть строгим, если видит, что надо своего друга встряхнуть; он может проявить какую-то строгость, но она будет понятна. Но он никогда не обидится. Друзья не обижаются.
51. А если вы почувствовали какую-то обиду (а до сих пор считали, что вы друзья), значит, вы не дружите. Сам факт обиды говорит о том, что вы не умеете ещё дружить. И тот, кто обиделся, другом не является.
52. Вот отследите эти свои колебания внутри в общении друг с другом. Учиться быть другом очень важно.
53. Если родители и дети в какой-то мере друзьями стали и доверие возникло, то все строгости, которые родитель может проявить, правильно будут восприняты. Ребёнок будет переживать, но он правильно всё воспримет, особо не будет останавливаться на обиде своей, на переживании и уж никак не позволит себе сказать что-то нехорошее в их сторону.
54. Но этим вопросом так всё не тронуть, конечно. Это большой объём темы, и тут очень многое надо учиться делать правильно».
55. «Можно ли приучать себя к молочным продуктам, от которых отвыкла, если есть медицинские показания их употреблять (хрупкие кости, переломы)?»
56. «Запретов жёстких нет на эту тему. Всё возможно. В таком случае (из того, что ты спрашиваешь), в такой плоскости всё возможно.
57. Такое может быть, когда в виде исключения вы что-то можете употреблять, но не из той серии, что мы однозначно убрали и к чему не возвращаемся. Ты говоришь о кисломолочных продуктах. Да пожалуйста, это возможно. Вы не настолько уникально очищены, чтобы опасаться случайного попадания какого-то белка в свой организм. У вас такой грани ещё нет (да может, её и не будет).
58. Вы стараетесь придерживаться каких-то определённых рекомендаций, оптимального какого-то решения. Это свою роль играет, и происходит необходимое изменение в вашем организме. Но это не настолько жёсткие рекомендации, которые становятся просто законом.
59. Вот закон нельзя нарушать никаким образом. Если что-то как закон устанавливается, то вы должны это исполнить. А здесь закона нет. Здесь есть определённые рекомендации, которые играют свою роль.
60. Но вы настолько все разные, что одна и та же рекомендация одинаково не может быть вами использована. Вы можете стараться использовать, но вполне могут возникать некоторые исключения, которые можно обыгрывать некоторыми изменениями в этих рекомендациях. Возможно.
61. Я несколько обобщил всю эту тему, потому что так вопрос затрагивает её. Но обобщениями надо осторожно пользоваться. Потому что в обобщениях каждый из вас склонен выдернуть для себя то исключение, которое очень желает для себя. Но это желание может быть неправильным.
62. Ведь вы, как верующие, учитесь делать то, что не связано с вашим желанием. Вы можете желать учиться, но когда вам ставится задача и нужно повести себя как-то по Истине, как правило, это не связано с вашим желанием, более того – оно противоречит этим желаниям.
63. Если вам дать делать то, что вы хотите сделать, это будет то, чему вы соответствуете. Вы ничему не будете учиться, это просто будет удовлетворять ваши желания, пытаться удержать вас на том уровне, на котором вы находитесь.
64. Но Я уже сказал вам: если роста у вас не происходит, у вас идёт деградация. Здесь обязательно должно быть движение, замереть вы не сможете, в каком-то уровне развития законсервироваться и остаться не получится. Вы либо развиваетесь, либо деградируете.
65. Поэтому, если вы не стараетесь изменять себя в лучшую сторону (хотите вы того, не хотите вы того; понимаете вы это, не понимаете – совершенно неважно), вы будете обязательно деградировать. Обязательно.
66. Изменяться нужно в лучшую сторону. Это задача очень важная. Человек ещё никогда не был в гармонии, никогда за всю свою историю не был в гармонии. Он должен войти в неё, иначе он погибнет.
67. То есть род человеческий должен будет закончить своё существование, если человек не сможет войти в гармонию или, по крайней мере, не станет правильно и с нужной активностью изменяться в сторону гармонии. Этот род погибнет неизбежно.
68. Он и гибнет, гибнет очень успешно. Весь мир болен очень сильно. Многие перестают рожать детей, у многих они рождаются больными, с серьёзными отклонениями. Это растёт лавинообразно. Это нельзя будет выправить, надеясь на лекарства, на доктора или на политику, тем более. Это тупиковая ветвь развития – таким образом, как сейчас всё происходит.
69. Нужно в корне поменять свою жизнь, отношение к реальности. Нужно выстроить другой тип жизни своей, форму жизнеустройства, другое всё выстроить нужно.
70. Так что, видишь, маленьким вопросом ты затрагиваешь очень большие темы…»
71. «Учитель, правильно ли было мне предоставить брату (члену единой Семьи) жильё, если моим мотивом при этом было не желание быть полезной брату, а нужда в мужской помощи по хозяйству и страх, что сама не справлюсь?»
72. «Такое тоже возможно. Вы не сразу сможете реагировать на что-то правильно, возникает необходимость делать какие-то промежуточные верные шаги, которые приведут уже окончательно к правильным реакциям.
73. Поэтому, даже такой шаг делая, ты всё равно помогаешь человеку. Ведь ты можешь предложить жильё тому, кто в нём нуждается, а не просто тому, кто должен бросить что-то уже большое у себя и перейти к чему-то маленькому у тебя, только чтоб удовлетворить твои потребности какие-то хозяйственные. Нет.
74. И ты сейчас затрагиваешь ситуацию, где может предполагаться человек, у которого жилья нет, и он будет очень рад, что оно у него хоть какое-то появилось на какое-то время и он может тоже быть полезен кому-то.
75. Поэтому если ты сначала это не ощущаешь (то, о чём говоришь), правильной реакции ещё пока нет, то такое действие тоже возможно.
76. Но надо учиться, конечно, желать быть полезным окружающим. Это такая направленность как «любите врагов своих», направленность, которая нуждается в очень многих уточнениях. Чтобы каждый конкретный какой-то шаг вы учились делать правильно, и это поведёт в нужном направлении.
77. То есть тут недостаточно будет сказать: «Вон там видите макушку горы? Вот до неё и идите». Но дорога до этой макушки горы может быть разная, и потребуются разные усилия. Нельзя сказать: вот идите чётко, твёрдо ступайте ногами… Так не получится.
78. А там может быть и водная гладь, и болотистая, и ямы могут быть, и надо уметь правильно менять свои действия, правильно реагировать, правильно преодолевать, то есть каждый шаг надо будет делать по-разному, чтоб двигаться в нужном направлении.
79. Так и здесь. Говоря о том, как вы должны реагировать, Я порой ставлю направление. Если вам непонятно, как сделать следующий шаг уже в этом направлении, вы называете что-то очень конкретное, и тогда мы рассматриваем каждый шаг. Делая правильно его, вы пойдёте в нужном направлении.
80. Так что данный шаг допустим».
81. «Моя соседка по общежитию сказала мне, что не высыпается, и попросила соблюдать режим тишины с десяти вечера до шести утра. Правильно ли мне её не послушаться, если после десяти вечера я обыкновенно занимаюсь черчением городских проектов? Хотя я и стараюсь делать это тихо, соседка всё равно просыпается от случайных шумов (скрип половицы, передвигание стула и тому подобное) и потом не может уснуть».
82. «Хорошо бы учитывать пожелание соседки. Такое может быть, что человек очень чутко спит и от шороха он может проснуться. Но потом он не выспится. И если такая усталость начнёт накапливаться, он никому помощи не сможет оказать и будет срываться легко. Потом соскочит, надаёт тебе табуреткой по голове и чертежи порвёт, и будешь знать…
83. И если так сделает, ну скажет: «Я сорвалась. Что мне делать?» или «Правильно я сделала?». Я скажу: «Ну ладно». Ну, человек сорвался, что ж с него возьмёшь? Как с него что-то требовать другое? Он сорвался. А кто довёл? А чертильщик довёл.
84. Поэтому, конечно, такое желательно учитывать. Невысыпание серьёзно влияет на здоровье, на психику. И в ваших условиях, когда много задач нужно решить и устаёшь очень быстро и сильно, это будет серьёзная подножка – не давать человеку выспаться. Просто тогда надо поискать какие-то другие варианты».
85. «Правильно ли мне было при такой просьбе о режиме тишины поставить будильник на четыре тридцать, чтобы встать и помочь хозяйке приготовить еду, если с хозяйкой мы договорились, а с соседкой по общежитию согласовать это я забыла?»
86. «А видишь, получается то же самое. По этому будильнику и в соседних палатках соскочат. Наверное, там не только эта женщина.
87. Если нужда есть в отдыхе, то желательно режим отдыха соблюдать. Это важную играет роль, большую, это здоровье ваше. А здоровье… это уже жизнь начинает от него зависеть.
88. Психика у вас сильно перегружается. По всем параметрам, как сейчас происходит, она у вас должна серьёзную нести нагрузку, большую, и отдыхать желательно. Чувствуете, спать тянет сильно – лягте поспите. То есть это играет большую роль. Если не давать спать, это серьёзная будет накладка».
89. «А как тогда быть в случае, если договорилась?»
90. «Искать варианты. Искать варианты, но стараться не будить. Пойти предупредить: «Не получится мне просто встать вовремя, мне нечем себя разбудить». Или если та женщина встанет вовремя, пусть тихонечко зайдёт, потолкает тебя – встанешь, поможешь. Но искать творчески нужно выход».
91. «Правильно ли мальчика шести-семи лет не водить на занятия по каратэ, так как у него может возникать соблазн применить эти навыки и силу неверно?»
92. «Если ты видишь, что его психология выстроена так, что действительно он склонен применять неправильно, то лучше так не делать.
93. Тем более дети… Детей не обязательно учить боевым приёмам. Их можно много лет учить просто быть здоровыми, иметь хорошее здоровье, быть крепкими. Очень много чем можно заняться, не связанным с боевыми искусствами.
94. Если пришли и сразу их тут же начинают учить бить, ну это что-то глупое и несерьёзное будет получаться. Так неправильно вообще относиться к серьёзным боевым искусствам.
95. Надо учиться владеть собой. А когда долго ты учишься упражнениям, которые тебя укрепляют, это уже своего рода проверка. Потому что, когда человек приходит и хочет сразу научиться только кого-то стукнуть, у него быстро отпадёт интерес. Ну и не надо, не хочет – не надо».
96. «Правильно ли я поступаю, выполняя требование сестры (не члена Семьи) не ходить на воскресную литургию, а посещать только литургии по средам, так как она не может спокойно видеть меня из-за того, что год назад я вступала в близкие отношения с её мужем? После этого я осознала ошибку и покаялась, но она говорит, что простить меня не может, проклинает меня. И я опасаюсь, что если я буду приходить, то её негодование…»
97. «На литургию?»
98. «Да, на литургию».
99. «Должна приходить на литургию. Это не должно зависеть от того, как на это реагирует кто-то.
100. Посещение литургии священно для верующего. Это его стремление выразить всё то, о чём мы говорили. И тут такие пожелания со стороны ближних не должны быть препятствием. Это уже работа для того человека, кто негодует, это ему надо учиться принимать данность.
101. Это как данность некоторая. То есть солнце всходит – и ругаться на то, что оно почему-то взошло опять, бессмысленно. Оно всходит всегда в одно время и одинаково, и нет смысла на это негодовать, это не поменять. Так и здесь.
102. И если верующий идёт на литургию, это должно быть что-то похожее на движение солнца, которое не поменять, и никто не должен стремиться это менять. Это уже надо принимать как данность.
103. Если по какой-то причине человек не пошёл на литургию, это его проблема какая-то, которую он должен сам в себе разобрать. Но изначально восприниматься это действие должно одинаково, как и движение солнца. Поэтому нельзя эту данность оспаривать и по поводу неё негодовать».
104. «Правильно ли мы сделали (Семья), что пригласили на стул мудрости Семьи не членов Семьи, чтобы они могли нам подсказать о накладках и ошибках, увиденных ими в Семье или в действиях членов Семьи?»
105. «А в Семье они как увидят, если они не живут в этом? Тут они не могут. Если они могут подсказать что-то, что подмечают на улице, возможно такое, любого человека можно позвать.
106. Можете в деревне пригласить любых жителей, которые вообще, может быть, никак к вам не относятся, но, тем не менее, где-то по работе, по делам всё-таки могут с вами сталкиваться. И тогда попросить можно, чтобы человек сказал, что, на его взгляд, когда он видит это со стороны, ему кажется неправильным, и выслушать его. Это будет полезно.
107. Но это должна быть не формальность, не условность какая-то. Это должно быть реальное, конструктивное действие, где видно, что из этого действительно что-то может интересное получиться. А не просто поприсутствовали, наговорили каких-то глупостей, к реальности не имеющих отношения, – вот этого чтоб не было.
108. Поэтому, если не член Семьи, это как любой другой человек. Если этот человек сталкивается с кем-то по работе, по делам, у него есть шанс действительно что-то сказать, что он замечает как недостойное для верующего в поведении того, кому идёт подсказка».
109. «Тогда, получается, их можно пригласить на это собрание?»
110. «Можете, если видите, что в реальности контактируют люди между собой. Значит, именно по поводу того, с кем он контактирует, он может что-то и подсказать. Не по поводу других, с кем он не контактирует.
111. Иначе у вас голословная получится критика, пустая. Он где-то что-то услышал, говорит: «Вот это у вас то…», хотя к этому не прикасался никогда, но очень подробно об этом говорит. Вот это будет глупость. Чтоб вы не теряли на это время.
112. А вот по поводу того, где он действительно с кем-то соприкасается, вы приглашаете. Скажите: «Вот человек. Что ты хотел бы по нему сказать? Есть у тебя какие-то подсказки, в чём он недостойно себя ведёт?» Он высказался. Всё, после этого можно отправить.
113. То есть это, знаешь, как пригласили свидетеля в суд. Ну а свидетель, когда он пришёл, наговорил с три короба, что ему не нравится (причёска, например) – и пошёл. А вы уже разбираетесь с человеком, который носит ненормальную причёску».