В январе – феврале на землях обетования нового продолжали иногда ощущаться небольшие землетрясения, эпицентр которых находился в Туве. Этот процесс начался в горах Тувы, восточнее Кызыла, в конце декабря сильными частыми землетрясениями и продолжался несколько месяцев.
2. В январе Учитель откликнулся на уговоры друзей о поездке к морю-океану. В конце января вместе с младшими детьми семьи Учителя, Дениса Сафронова, Александра Цанкова, Игоря Гончарова, Вадима и семья Владимира Тинькова отправились авиаперелётом в тропический Таиланд на остров Пхукет, где провели две недели у океана.
3. Любовь Учителя к тёплому морю, мягкий тропический климат позволили Ему вернуться из этого путешествия отдохнувшим и наполненным впечатлениями и силами.
4. Первая в новом году воскресная встреча с Учителем в долине слияния произошла двадцать шестого февраля.
5. «Здравствуй, Учитель. В ситуации, когда младшая сестра закрывает дверь в нашей комнате, не пускает меня, а мне нужно делать уроки и всё необходимое находится там, мне лучше ругаться с ней, звать взрослых или оставить всё как есть? Но уроки тогда останутся несделанными».
6. «У тебя в вопросе прозвучало: «ругаться с ней или звать взрослых». Два решения, они разные. В одном случае ты ругаешься, а в другом уже не ругаешься. Как ты думаешь, как лучше сделать – ругаться или всё-таки не ругаться?»
7. «Ну, лучше не ругаться, конечно».
8. «А если не ругаться, есть возможность решить тему? Ты говоришь: «позвать взрослых». Это означает, что ты уже не ругаешься, ты просто позвала взрослых, чтобы они помогли тебе решить задачу эту домашнюю. Но ты уже не ругаешься. Так можно. Конечно, лучше не ругаться».
9. «Здравствуй, Учитель. Я раздражаюсь на своего младшего пятилетнего брата, когда он делает непонятные вещи (плюёт на меня, кричит, забирает нужные вещи). Как справиться со своим раздражением и помочь брату?»
10. «Не ругаться. Твоё раздражение к чему-то тебя подталкивает. Само раздражение ты сразу убрать не сможешь. А когда ты раздражение испытываешь, дальше появляются в твоей голове какие-то решения: поругаться, ударить, ещё что-то сделать. То есть уже появляются какие-то образы, которые подсказывают тебе, как поступить в этом случае.
11. Но подсказывает тебе твоя обида, твоё раздражение. Вот как раз всё, что подсказывает тебе раздражение, делать не надо. Попробуй сделать что-то другое, что не связано с раздражением. Вот это и есть то, что от тебя нужно.
12. Если будешь всю жизнь стараться не делать то, что подсказывает тебе раздражение, ты будешь очень сильной и интересной. Замечательным человеком так можно стать. Поэтому старайся не делать, не слушаться раздражения. Это большая, серьёзная задача.
13. Многие взрослые, которые сейчас говорят о том, что они верующие, поддаются раздражению, и далеко не все способны справиться с раздражением, то есть они ещё могут поддаться ему.
14. А потом начинают думать, как исправить ошибку, пойти извиниться и так далее. Но они уже успели послушать своё раздражение, а потом уже думают, как это исправить.
15. Самое правильное – это сначала не послушать раздражение. Потом и исправлять не потребуется ничего.
16. Поэтому начинай сразу учиться не слушать своё раздражение. Возникло оно – вот теперь будь осторожна: что раздражение тебе подскажет – вот это не делай».
17. «Добрый день, Учитель. Правильно ли поступил родитель, наказав ребёнка девяти лет тем, что не разрешил посетить два воскресных занятия по миропониманию и творчеству, считая, что сын не успевает по хозяйству? К тому же сын неоднократно оставлял младшего брата без присмотра в отсутствии родителей».
18. «Однозначный ответ не могу дать. Если он действительно любит занятия по миропониманию и старается их посещать, для того чтобы развиваться, лучше понять что-то, то лучше этим не наказывать.
19. Если же это возможность уйти из дома и не делать ничего по дому, это другой вариант уже. Тут уже нельзя сказать, что всегда надо отпускать. Надо заслужить. Хочешь идти на миропонимание – сделай дело. То есть уже и такой подход вполне может быть.
20. Но тут надо смотреть, насколько это действительно ему хочется (постижение миропонимания), насколько оно ему интересно, насколько он действительно проявляет там заинтересованность и старание всё понять.
21. Потому что если это есть, то, конечно, оно многое оправдывает. Если пока он что-то ещё не уразумел по дому, где-то лень пустил вперёд себя, постепенно это всё осмыслится, он поймёт, что делал неправильно».
22. «Здравствуй, Учитель. Если видится, что на хозсовете хозяйственные вопросы решаются крайне неэффективно из-за многочисленных разборок и голосований, можно ли избрать ведущего в материальных деяниях жития единой Семьи, за которым остаётся право последнего решающего слова?»
23. «Это возможно. Если вы говорите о каких-то хозяйственно-бытовых вопросах, то таким человеком может быть избран тот, кто своей жизнью уже сумел показать успехи в том же направлении.
24. То есть человек хорошо ведёт хозяйство, у него грамотно выстроено всё, и вы видите, что он действительно более, чем вы, умеет править хозяйством, – конечно, вы можете ему позволить сделать последнее решение, поставив его старшим в каких-то направлениях. Это возможно. Но это надо действительно найти такого человека.
25. Если его у вас нет, вы имеете приблизительно равные возможности и условия, это немножко облегчит нахождение решений. Но сказать, что они, как правило, будут успешными, интересными, – так нельзя будет сказать».
26. «Спасибо».
27. «Вопрос от учительницы. Допустимо ли детям первого класса на уроке выполнять на компьютере математические игровые задания пятнадцать-двадцать минут в неделю, или в этом возрасте лучше не пользоваться компьютером?»
28. «Чтобы развивать что? То есть урок даётся для развития чего-то. Вот в данном случае, если предлагается такое действие, для развития чего?»
29. «Математические игровые задания».
30. «Ну, если там какие-то головоломки своеобразные, которые надо решать, а компьютер как-то их оживляет, создаёт дополнительные образы, так возможно.
31. Но главное, чтобы не компьютер решал, как на калькуляторе, чтоб вы не пользовались для этого компьютером. Тут лучше головой учиться решать и считать в уме, это будет полезней.
32. А если это только какие-то интересные, красочные головоломки, такое возможно. Это интересно, когда ребятишки увлекаются этими головоломками. Не когда там они стреляют просто лишь во что-то, а когда решают. Есть такие задачки, они любопытные».
33. «Спасибо. И ещё вопрос от мужчины из Семьи: можем ли мы с женой часть урожая овощей получить за счёт обмена с деревнями на лесной урожай: клюква, брусника и другое? В этот сезон не исключено, что у нас не будет достаточно земли под огород».
34. «Да обмены – пожалуйста. Обмены вы все можете… Всё, что вы руками делаете, вы можете обменивать друг с другом».
35. «Но тогда урожай не полностью вырастят».
36. «Сейчас Мне непонятно вот это дополнение. Можно ли делать, чтобы не выращивать урожай?»
37. «Получается так».
38. «Получается или это действительно так? Задаётся вопрос: можно ли заниматься лесным собирательством, чтобы целое лето ничего не делать на огороде, а потом в конце лета собранное обменять на то, что люди вырастили за лето?»
39. «Если не хватит земли под огород».
40. «Так вот видишь, это другое. Это другой совсем вопрос. Реальных нет возможностей вырастить – можно ли обменять? Да пожалуйста.
41. Но делается то усилие, которое позволяет иметь эти возможности. Потому что в какой-то момент будут ягоды, вырастут хорошо; в какой-то момент они не вырастут хорошо, и обменивать тогда нечего будет, если всегда думать только: «А вот у меня есть сейчас» и успокоились, что ягод всегда хватает, чтобы выменять необходимое.
42. То есть, если не хватает земли, делаются ли все нужные усилия, чтобы земля в достатке была, или не делаются?»
43. «Это дополнительно получается».
44. «Вот в этом случае нормально, когда вы стараетесь иметь землю, но не зависящие от вас обстоятельства не позволяют вам её иметь в нужном объёме. Но это обстоятельство, не зависящее от усилий человека. А человек должен сделать для этого всё возможное».
45. «Добрый день, Учитель. Вопрос от Семьи деревни Петропавловка. Верно ли мы поступили, не приняв в Семью мужчину, если при его вступлении на вопрос брата: «Поясни мне вот ту ситуацию, которая у нас с тобой была» от него прозвучала фраза: «Ты лжёшь, это неправда, ты обманываешь»?»
46. «Хотя он ничего и не говорил, да? Или у него спрашивали, что произошло?»
47. «Да, у него спрашивали, он сам ничего не пояснял. Но когда у него спросили, он на это ответил то, что это неправда, ложь. И мы на основании этих слов его не взяли в Семью. Верно ли мы поступили?»
48. «Ну, это реакция неверная».
49. «У нас?»
50. «Его реакция неверная. Поэтому тут всё зависит от того, способен ли он задачи подобного плана решать так, как от верующего требуется, или он всегда будет зажигаться и так вот набрасываться с обвинениями на кого-то.
51. Если он слаб в этом отношении и не может решать правильно, то, конечно, в Семье пока ему нет смысла быть. Потому что любая попытка затронуть что-то выльется в такую ответную реакцию. «Ты лжёшь» – это обвинение, это однозначно нельзя применять.
52. Если человек утверждает что-то, а это неправда, тогда да, это относится ко лжи.
53. Ну, это такая тонкость, где надо детали смотреть. С чем связано его утверждение? Видел ли он это, или ему показалось и он попытался утверждать только из того, что ему показалось, хотя прямо он не видел? То есть из чего исходили какие-то утверждения? Может быть, он неправильно что-то утверждал в принципе.
54. То есть это должен быть грамотный подход, где по деталям вы рассматриваете действие каждого. И дальше уже посмотреть, кто как осознаёт неправильность уже своих шагов.
55. Тот, кто поторопился сказать «ложь», допустим, начинает признавать: «Да, в этом случае действительно я, извините, поторопился, так я не должен был сказать». Это уже говорит о том, что этот человек начинает правильно реагировать, и имеет возможность правильно реагировать, и есть надежда и дальше помогать ему вместе с вами двигаться в направлении познания Истины.
56. Если в попытках вот так всё решить будут видеться эмоциональные всплески, плохо контролируемые, тогда рано человеку быть в Семье ещё, он ещё не умеет вести себя правильно. То есть нужный объём ответственности он пока не в силах понести, тогда придётся ему запрещать на собраниях находиться. Ну, это, опять же, уже неинтересно.
57. Собрания как раз и призваны вам помогать контактировать друг с другом и познавать свои собственные слабости. А познавая слабости, их надо уметь решать правильно. Иначе просто смысл какой их познавать, если их не решать, не осмысливать так, как следует это делать?
58. Так что, видишь, из того, что ты спросил, однозначный ответ Я дать не могу, правильно вы поступили или нет как Семья. Желательно было бы здесь начать рассматривать, познакомиться лучше и увидеть, кто из загоревшихся как решает эту тему, насколько он в состоянии действительно приходить к правильному решению и соглашаться с ним.
59. Для вас важно вот именно это для всех – предрасположенность участвовать именно в горячей ситуации, где вы стараетесь трезво оценивать то, что с вами произошло. Потому что это самый щепетильный, самый скользкий момент, где ваш интерес задет.
60. То есть кто-то сказал против вас то, чего вы как будто бы за собой не признаёте. Вы считаете, что этого нет, а вам говорят, что у вас это есть. То есть как-то ваш интерес начинает задеваться.
61. Тем более, когда не просто вас хвалят: «У вас есть такие качества замечательные!», а вы тут сразу возмущаетесь: «Не смей». Вы так не говорите. Когда вас хвалят, вы замечательно принимаете. Как ругать начинают – всё, никакой ругани уже принять не можете, никакой критики, сразу загораетесь: «Отчего это? Ты откуда взял? У меня такого нету» и такую ерунду начинаете говорить в этом случае…
62. Вот в этот момент, когда вас начинают спрашивать по вашим слабостям, если вы начинаете горячо защищаться, – всё, вы проявили слабость, вы неграмотно реагируете на ситуацию. Как верующие, вы не должны были этого делать. Послушайте, расспросите, но не говорите, что у вас этого нет, сразу влёт, как только вас задевает.
63. Это одна из ваших распространённых ошибок. И тогда трудно вам вести беседу. Вы начинаете зажигаться и ведёте так беседу, что продолжать её теряется смысл.
64. Но раз вы защищаетесь, тогда другому, кто попытался задеть какую-то тему горячую для вас, как верующему, надо остановиться, её уже нельзя продолжать.
65. А раз нельзя продолжать и он сделает это действие, задача окажется нерешённая. То есть горячая реакция того, кого задели, спровоцирует обстоятельства к тому, что задача не будет решаться, она останется на будущее.
66. Поэтому ни в коем случае не защищайтесь. Защита предполагает наличие какого-то врага, который напал на вас. Но от друзей вы не должны защищаться.
67. Если вы пытаетесь быть другом кому-то и воспринимаете друзьями тех, кто рядом с вами, не защищайтесь от них. Никто не собирается вас растоптать, защищаться нет смысла.
68. Это в дикой природе есть законы нападения, защиты, там свои правила. Но вы разумные существа. Значит, вы не должны жить так слепо по законам природы. И если пробуете правильно выстраивать взаимоотношения, этот момент защиты должен исчезнуть между вами.
69. Доверие… Если кто-то видит что-то, ну, может, действительно что-то не так вы сделали. Пусть, может быть, он неправильно увидел, но что-то же в вас спровоцировало такое негативное восприятие у ближнего. Какое-то, может быть, неумелое ваше действие. А может быть, вы действительно неправильно поступили.
70. Так вас это должно в первую очередь сразу заинтересовать – вы неправильно поступили? «Опа! А что я неправильно сделал? Ну-ка, ну-ка, покажите мне. А как вы думаете, как надо было?» И вы рассуждаете, вы сразу принимаете вероятность своей ошибки. И вы стараетесь через дополнительные вопросы уяснить, что вы неправильно сделали.
71. Вот проследите за своим языком, за речью: что вы начинаете болтать, когда вас задевают? Вы действительно начинаете нести то, что относится к категории – «болтать», потому что разумное там уже нельзя вычленить. Нельзя так защищаться.
72. Поэтому сразу уточняйте: что? где? а почему так увиделось? И вы так выясните. С вами интересно общаться будет. Так вы и расти быстро начнёте сами.
73. Эту задачу важно решать, это один из камней преткновения у вас. (Вместе с этими словами Учителя началось непродолжительное трёх-четырёхбальное землетрясение.)
74. О! Ну, видите, землетрясение началось. Вот договорились… – улыбнулся Учитель. –
75. Сейчас ещё возмущаться буду больше. Смотрите не задевайте Меня теперь, рассказывайте что-нибудь хорошее, – смеялся Учитель. –
76. Хорошо. Пока завершим. Потому что опасно продолжать дальше… – смеялся Учитель вместе со всеми. –
77. Вот так и смейтесь. Смейтесь и будьте лучами света друг другу. Улыбайтесь и не напрягайтесь. Не хмурьте брови в общении друг с другом. Не делайте вид такой подозрительный, таких разведчиков, шпионов… такие взгляды, где то и дело так и чувствуется, как будто бы кому-то хочется вас в чём-то укорить, раскрыть ваши «скелеты в шкафу».
78. Дружелюбней, дружелюбней надо. Этим-то вы и должны сейчас отличаться от всего мира.
79. То есть у вас уже разница большая с тем, что происходит везде. Очень большая разница! Если вы особо не контактируете с внешним миром, то можете этого особо как будто бы и не знать. Но если начнёте контактировать, вы увидите: у вас очень большая (может быть, даже гигантская) разница уже, между вашим состоянием внутренним и тем, с чем сейчас люди в мире находятся.
80. Так что храните это и воспитывайте в себе дальше. Потому что этот процесс идёт, он ещё не закончился. И вот это активное ваше видоизменение требует много сил ваших, усилий над собой.
81. А чем дальше, у вас больше может усталости возникать. А усталость часто подталкивает именно к раздражению. То есть повышается раздражительность, вы можете легко начать срываться, чувствовать соблазн сорваться там, где как будто раньше могли легче перенести. Это не означает, что вы стали хуже, это может ещё нередко означать, что вы просто подустали, и надо, значит, быть ещё внимательней.
82. Потому что, если у вас возникла эта ситуация, она ваша, вам урок дали. Вот пред вами страницы учебника, то есть урок школьный – раз – и раскрылся.
83. А если вы не забываете, что вы, здесь живя, каждый день находитесь в школе, у вас нет выходных, у вас нет каникул, у вас каждый день и ночь школа, уроки, если вы это хорошо помните, то вы будете бдительней. Забываете про это – легко промахнётесь, пропустите очень важные уроки.
84. А Мне ведь приходится наблюдать, как некоторые из вас, пропустив уроки, начинают отставать уже… Настолько отстают, что теряют возможность догнать. Реальной у них уже нет возможности догнать. То есть не всё можно повторить.
85. Вы некоторые уроки пропускаете, которые нельзя повторить вам, чтобы, ещё раз пройдя уже с учётом ошибок, которые вы сделали, вы уже сделали следующий шаг правильно в тех же условиях.
86. Не каждое такое условие и урок можно повторить. Некоторые, однажды бросив, отодвинув в сторону, вы уже в этой жизни не сможете пройти. А это потеря, уже невозможно будет ещё раз предоставить вам такую возможность.
87. Поэтому кто-то из вас отстал настолько порой в чём-то, что уже не сможет догнать в этом отношении. Поэтому надежда остаётся, что в чём-то другом он ещё удержится и не отстанет. Но отставание у некоторых из вас есть, и порой серьёзное.
88. Поэтому Я бы хотел, чтобы вы никогда не теряли бдительность. Никогда её нельзя терять! И всё, что мы говорим, актуально всегда для вас. Всегда.
89. Кто-то из вас начинает делать ошибки, которые раньше не делал, потому что стал хуже.
90. Ведь вы знаете это условие, мы оговаривали, что ничего не стоит на месте. Вы становитесь либо лучше в чём-то, либо хуже, в зависимости от того как вы решаете каждодневные какие-то уроки.
91. Правильно решили – лучше стали, отодвинули – хуже стали. Не просто на время отложили и сохранили какое-то ровное состояние, то есть потом как будто бы решите. Нет. Отодвинули, неправильно решили – вы стали хуже, слабей. Ещё отодвинули – ещё слабей.
92. Поэтому кто-то сейчас делает ошибки, потому что стал хуже (новые ошибки), а кто-то ошибку может допустить, потому что, как Я перед этим сказал, просто сильно устал, не доглядел, немножко допустил то, чего раньше не допускал. Но не потому, что хуже стал, а подустал и неправильно отреагировал.
93. Это ещё не значит, что он много потерял. Это, конечно же, пробел, это тоже сделало его чуть хуже. Но у него больше шансов вернуть всё на место, чем у того, кто отодвинул, не стал решать правильно.
94. Поэтому будьте бдительны всегда. Уроки идут, вы меняетесь.
95. А в силу того, что меняется всё, гудит всё. Если вы внимательны, то, когда вы ложитесь спать и тишина вокруг, вы можете услышать, что гудит где-то двигатель как будто бы. Гудит Земля вся. Вся Земля гудит, гул постоянно идёт, то есть вибрация идёт. Это и есть вибрация, которая меняется у Земли, и гул стоит всегда.
96. Просто чем больше вы шумите, тем сложнее это слышать. Но когда тишина (а у вас она может быть идеальная в этих условиях, где уже ни машины, ничего не ездит, ничего не гудит нигде), вот это можно хорошо услышать. Идёт постоянный гул, как будто где-то работает двигатель.
97. Меняются вибрации, и меняется ваше тело. Вы испытываете нагрузку, и когда быстро это меняется, вы не успеваете. Организм при его естественных возможностях не успевает быстро изменяться. А значит, он устаёт быстрей, он испытывает повышенную нагрузку. Это скажется на вашей психике.
98. То есть вы психологически чувствуете часто накатывающую усталость, а в связи с этим и появление дополнительного раздражения, чего-то такого… порой, может быть, депрессии. Это естественные плоды вот этой усталости.
99. Ваша задача – держаться. Мы уже говорили: держаться вы должны предельно, стиснув зубы, и вперёд ползти. Хоть ноги не шевелятся, но вы ползёте. Ничего не шевелится – мыслью ползёте. Вот тогда вы побеждаете. Вот это идеология победителя. Так вы сможете победить себя.
100. Если кто-то пожелает (инопланетный) помочь вам, они помогут вам в том, что вы уж сами не сделаете. Это тоже возможно, такая вероятность.
101. Но то, что внутри, от вас зависит, в этом никто не поможет. Это только вы сами можете сделать и должны сделать. От этого очень многое зависит. Так что надо стараться.
102. У вас много трудностей, Я знаю. Вам надо суметь выжить в этих условиях, это очень важно.
103. И не просто выжить – вы должны сформировать одну Семью. Пусть хоть, может быть, не идеально, но до определённых критических моментов вы должны более-менее интересное что-то создать, устойчивое. Пусть, может быть, опять повторюсь, не идеальное, но уже хоть как-то устойчивое. Это будет очень важно. С определённого момента это уже начнёт играть серьёзную роль в вашем дальнейшем формировании как человеческого общества.
104. Но до этого момента у вас сейчас идёт такое очень горячее становление, где вас кидает в разные стороны, из стороны в сторону по-разному: кто-то ближе становится, кто-то дальше становится (тут это только от вас зависит). Никакой верёвкой вас не удержать, это только вы решаете в тот или иной момент, как поступить.
105. Вот просто не забывайте: задело вас что-то, чувствуете – неприятно стало от какого-то обстоятельства, – всё, у вас выбор – стать или лучше, или хуже. Вот запомните это!
106. А дальше сделайте выбор – каким вы хотите стать. Хотите стать лучше – тогда «грызите» ситуацию так, как надо её «грызть» правильно, и решите эту задачу, станете лучше. Но это вы решаете.
107. А ситуации у вас индивидуальны. Они подбираются под вас. Даже не совсем правильно – «подбираются», вы их сами создаёте. Поэтому они настолько идеально благоприятно для каждого подходят. Потому что именно вы и подбираете для себя эти ситуации, вы их создаёте. И они точно под ваши слабости начинают проявляться, эти задачи.
108. И выбор… Сразу выбор: так что – лучше или хуже? Вот и задайте себе этот вопрос: что вы хотите?
109. Ну вот, надеюсь, такой очередной урок вы усваиваете правильно и будете всё-таки лучше.
110. Счастья вам! Чтоб вы твёрже стояли на ногах, какие бы землетрясения у вас ни проходили. До встречи».