Из воскресных встреч с Учителем в долине слияния тридцать первого января и четырнадцатого февраля 50-го года Эпохи Рассвета.
2. «Учитель, в миру часто бывает такое, что мужчина и женщина встречаются, имеют близкие отношения и не составляют семью. Если они свободны, обычно это никем не осуждается. Ты дал нам определённый запрет на такие отношения. В чём суть нечистоты таких отношений? Можешь ли Ты это раскрыть?»
3. «О чём именно ты спрашиваешь?»
4. «Если свободные мужчина и женщина встречаются и не составляют при этом семью».
7. «Просто дружат? Или для чего они встречаются?»
8. «Имеют интимные отношения».
9. «Именно для них встречаются?»
10. «Да. Если, как я понимаю, они находятся в равных условиях, то в чём здесь ошибка мужчины? Я, наверное, чего-то не понимаю. Что здесь нечистого? Объясни, пожалуйста, суть».
11. «Если бы вы не имели души, то запрет можно было бы вообще никакой не оговаривать. Когда ставятся какие-то рамки для вас этические, они прежде, конечно же, касаются ценностей, которые не так просто осмыслить головой, но они важны для того, чтобы сохранить нечто очень важное, утончённое, связанное с вашей душой.
12. То, о чём ты говоришь, больше призвано быть связано с большим доверием друг другу, где открываются очень многие ваши стороны (или они, по крайней мере, призваны открываться), к которым надо относиться очень утончённо, бережно, и где очень важно к этому отношение возвышенное.
13. А часто, как правило, на это не обращается внимания, и к интимной близости стремятся только потому, что есть желание этой близости и всё. Вы ищете удобные формулировки, чтобы удовлетворять свои желания, при этом не беря никакой ответственности за другого, чтобы это общение было беспроблемным. В любой момент – раз – и ушли, никто ни к кому претензий не имеет.
14. Но тогда в полной мере в доверии, в нежности вы не раскроетесь, это не тот контакт. Он ближе к животному явлению. И поэтому если мы говорим о том, чтобы облагородить свой чувственный мир, сделать его тоньше, красивее, то будьте осторожны в этой связи, не переводите это во что-то такое примитивное.
15. Тогда пойдут потери, которые вернуть вы не сможете в этой жизни. Потому что здесь быстро начинают утрачиваться некоторые утончённые моменты вашего чувственного мира, которые вы уже в этой жизни, в этом теле не приобретёте. Они если утрачиваются, то утрачиваются до конца жизни этого тела. Они у вас появятся только с новым рождением.
16. Поэтому у тех, кто проходит эти круги своеобразным образом, который нередко можно достаточно уместно обозначить порочным, – у них то, что должно быть утончённым, упрощается. Оно становится как что-то обыденное, простое.
17. Но там нет нужного полного доверия, раскрытия человека, нет того изящества, нет того, даже надо сказать, ювелирного какого-то подхода, когда вы как будто бы ювелирно обрабатываете что-то, какой-то камень ограниваете. Не когда вы просто сколотили ящик (хотя это тоже порой очень важно, и грамотно сколотить тоже полезно), но когда вы подходите очень утончённо, ювелирно, красиво.
18. Но для этого должно быть определённое переживание, определённое утончённое отношение. И здесь сразу вам как-то оговорить эти правила очень непросто. Нельзя сказать, что в данном случае вот при таком-то вашем поведении всё нормально получается, а вот при таком-то (другом поведении каком-то) это не получается.
19. То есть Я не смогу дать такие вам пунктики, описать их, чтобы вам проще было ориентироваться, в данном случае вам удаётся подходить к этому утончённо или не удаётся. Я просто знаю, что, как правило, на это не обращается вообще внимания. Но тогда стираются некоторые грани, они потом и вовсе перестают замечаться.
20. Поэтому здесь хорошо бы присмотреться, для чего кто-то как-то с кем-то встречается. Просто лишь удовлетворить своё и понимать при этом: «А мы ничего не берём друг за друга. Так удобно»? Вот если действительно присутствует «удобно», это уже делает это обстоятельство примитивным, грубым.
21. Вот надо уметь искренне взглянуть на всё это, очень хорошо посмотреть, грамотно, именно признаваясь смело в том, что вы преследуете, какая грань в данном случае вами открывается и какую вы цель на самом деле преследуете, не прикрываться какими-то большими лозунгами.
22. Поэтому здесь Мне проще только лишь какие-то ориентиры показать, которые вам понятны. Но это упрощённые ориентиры. За ними скрывается нечто, что уже оговорить Мне будет трудно».
23. «Учитель, а если ничего большего нет, если для организма чувствуется, что довольно-таки сложно жить без женщины?»
24. «Тогда в чём дело? Почему не составляется семья-то?»
25. «А уже есть достаточно сложный опыт, когда это было поле битвы. И дети уже взрослые…»
26. «То есть вот и присутствует удобство, выгода».
27. «Я попробую с другой стороны объяснить. Я эту нагрузку уже нёс и понял, что второй раз так не сумею».
28. «Вот Я и говорю о выгоде. Выгодно… То есть ты пробуешь как будто бы выразить желание или какую-то нежность в сторону женщины, которой ты на самом деле не доверяешь. И она пользуется, получается, обстоятельством.
29. Но с её стороны, может быть, доверие будет, она, может быть, стремится довериться и до конца не понимает, что вступает в близость с мужчиной, который ей не доверяет. Он бы ей сокровенное не доверил, она в какой-то мере для него на дистанции, он её держит на расстоянии условно вытянутой руки, не подпускает ближе.
30. Но тогда что же за нежность может выразиться у вас? Тогда действительно, получается, больше преследование того, что внутри зудит, как-то требует удовлетворения, а вот психологической полноты, красоты не будет достигнуто. Вот Я об этом-то и говорю.
31. Конечно, это задаёт некоторую сложность, верно. Тем более что такие накладки, когда у вас нет полноценной жизни в этой области, – это тоже связано с отклонениями в здоровье. То есть это играет свою негативную роль. Да, верно. Но ведь мы здесь прежде говорим сейчас о духовных ценностях, не ищем удобства, как всё-таки здоровье подправить, а психологически чтоб было спокойно, хорошо…»
32. «То есть этими накладками лучше пренебречь, да?»
33. «Лучше не бояться ещё раз обжечься в этом отношении. Лучше не бояться. То есть надо выстраивать отношение всё-таки по-другому к женщине, не бояться. Да, она, может быть, опять поле битвы принесёт. Но она подчеркнёт что-то, что пока ещё не решено внутри. И у тебя будет возможность помочь ей.
34. Ведь когда она вступает с тобой в союз какой-то, у неё вскрываются программы, которые связаны именно со вступлением в такой союз. Если этого не будет, у неё эти программы не вскроются. Как только это произойдёт, у неё начнут срабатывать эти программы. Если они есть, ты попробуешь помочь.
35. Но тут же мы не оговариваем обстоятельства, где при любом развитии событий вы обязаны быть рядом до конца своей жизни. Я вижу, у вас наступают моменты, когда настаивать на пребывании вашем рядом друг с другом уже вовсе не станет для вас полезным, это даже начнёт вредить вам.
36. Кто-то, уже закусив губы, начнёт переть, как бык, пробовать выдержать. Но сказать, что это благоприятно для души, будет нельзя. Потому что тогда начнётся ломка, ломка психики, то есть накопление комплексов, которые потом будет очень сложно разрушить.
37. Но, по крайней мере, вы попробовать должны всё сделать правильно, а там посмотрим, в состоянии вы что-то делать или не в состоянии, по какой причине (по крайней мере, кто никак упорно не пытается решить эту задачу правильно).
38. То есть вы же контактируете друг с другом, чтобы помочь друг другу, а не извлечь друг от друга для себя пользу. Поэтому как бы это трудно ни было, но надо подойти к этому правильней».
39. «Последняя деталь. По моим ощущениям, я второй раз такое поле битвы не выдержу. Но я же могу не знать, будет ли такое же поле битвы? Это не обязательно так?»
40. «Конечно, ты можешь не знать этого. И уже накопленная усталость, какие-то штрихи у тебя, которые оказались болезненным следом в твоей душе, конечно, теперь будут идти впереди у тебя и на самом деле портить восприятие чего-то нового. Это будет создавать настороженность – а вдруг опять то же самое?
41. Но вот тут уже надо быть осторожней, потому что неизбежно ты как будто бы судишь человека, уже как будто бы осуждаешь на то, что он такой же, как все, он обязательно создаст то же самое поле для тебя опять. А вдруг нет? Ведь может такое тоже быть.
42. Конечно (тут Я смею позволить себе улыбнуться), может быть, не так часто это, но всё-таки оно должно быть. Неужели у вас этого уже нет? Оно должно быть. И вот это, пусть небольшое, редкое, но как-то надо попробовать найти. Не бояться его, по крайней мере, искать, идти, делать смелый шаг.
43. Я понимаю прекрасно все сложности, которые у вас в этом случае возникают, но всё-таки духовные ценности надо поставить сейчас выше.
44. Не скатитесь в то, во что обычно сейчас все скатываются и так очень успешно. Но ту трагедию, которая за этим скрывается, никто из них не замечает. А трагедия всё больше и больше становится явственной».
45. «Учитель, благоприятно ли мне приглашать любящую женщину в гости, чтобы пообщаться, если в предыдущей ситуации, когда я её не пригласила, у мужа было сильное напряжение и сложное состояние (у него к ней тоже чувство)? У меня нет желания её приглашать, но я сделаю это на волевом усилии, чтобы помочь мужу».
47. «То есть пусть он находится в сложном состоянии, а я должна опираться только на свои реакции и своё видение этой ситуации?»
48. «Да, да. Он неправ, если так проявляет себя. Он поступает на самом деле неправильно.
49. Хотя само переживание запретить нельзя и сказать: «Не переживай». Если человек переживает, то он будет переживать, если он, по крайней мере, склонен переживать. Но вот что на основе своих переживаний он делает – вот тут уже надо посмотреть, правильно он делает или нет.
50. Если он как-то выражает тебе своё недовольство по поводу того, что ты упоминаешь, он нарушает закон Истины. Все эти обстоятельства (ведь Я однажды говорил и ещё раз подчёркиваю) должны у вас развиваться только инициативой женщины и отсутствием инициативы мужчины. Отсутствием полным! А если он проявляет недовольство, он проявляет инициативу, – он подталкивает. Он не должен этого делать. Он нарушает Закон».
51. «То есть я на это не должна обращать внимания, пользуясь Твоим ответом, да?»
52. «На это лучше не обращать внимания, да. Ты смотри со своей стороны, насколько видишь благоприятным что-то.
53. Но ты можешь, конечно, где-то и ошибиться. Но из того, что ты сказала сейчас, именно в данном случае у тебя правильное ощущение того, что не надо было это делать».
54. «А как тогда быть по поводу их общения по телефону?»
55. «А что ты спросить хочешь? Надо ли запретить? Сейчас про себя вопрос».
56. «Он у меня просит разрешения на общение с ней по телефону».
58. «Я ему говорю: «Я не могу тебе запретить, у тебя свобода выбора»».
59. «Ты не можешь запретить – тогда что ты спрашиваешь? Я уже ответил: инициатива с его стороны – это нарушение Закона. Он поступает сейчас противно вере».
61. В четырнадцатый день февраля какая-то часть человечества отмечала день святого Валентина.
62. Один из первых вопросов встречи в этот день: «Учитель, я утром занимаюсь гимнастикой и включаю запись с Твоей проповедью. Не будет ли это фоном?»
63. «Смотря что ты больше делаешь. Слушаешь проповедь и просто автоматически как-то исполняешь какие-то упражнения? Либо ты как фон используешь и слышишь отдельные слова, только фиксируешь время от времени, но, главное, думаешь о том, что ты делаешь (о зарядке, о дыхании, о каких-то нагрузках)? Как ты это делаешь? То есть о чём прежде всего ты думаешь?»
64. «Например, я делаю растяжку и вижу, что кровь к голове приливает лучше, и лучше воспринимается проповедь в этот момент».
65. «Но тогда растяжка будет не очень хорошо получаться.
66. Тебе надо сосредоточиться, чтоб кровь прилила в другое место в этот момент, чтоб у тебя лучше растяжение происходило, не порвалось у тебя ничего. Тебе, наоборот, надо кровь опустить от головы вниз, чтобы у тебя разогрелось то место, которое ты хочешь растянуть. Там нужна кровь, а ты говоришь о другом. Кровь у тебя улетела в другую сторону, и ты сухие мышцы хочешь растянуть. Они и лопнут. Это уже неправильно в данный момент.
67. Если ты даёшь какую-то нагрузку (именно нагрузку), тебе надо сосредоточиться на этой нагрузке, внимание туда обратить, направить туда энергию, направить туда кровь, тепло, разогреть. То есть у тебя работа идёт над организмом. В этот момент тебя не должно отвлекать что-то другое, где тоже требуется внимание…
68. Это если что-то, знаешь, автоматическое делаешь (подметаешь пол, какую-то уборку делаешь), где какой-то концентрации усилий не требуется особой, внимания твоего, тогда ты можешь, конечно, включить, слушать – ну и параллельно в доме что-то делать».
69. «Это не будет нарушением, да?»
70. «В этом случае нет. Ты же слушаешь, и тебе не требуется концентрация внимания, это автоматически у тебя получается, легко».
71. «То есть, если концентрация не требуется, можно включать?»
72. «Да. Главное, чтоб ты слушал».
73. «А если нужна концентрация, то лучше не включать (на работе, например)?»
74. «Потому что тогда ты толком и не слушаешь, и не можешь делать упражнение. Это может даже и опасно стать для твоего организма».
75. «Учитель, скажи, пожалуйста, нужно ли на усилии воли заставлять себя посещать литургии, если чувственно такой потребности никогда и не ощущалось?»
76. «Всё, что вы делаете (касательно упражнений в духовном развитии), изменяя себя, вы делаете это усилием воли. То есть каждое такое упражнение требует от вас усилий. Не желаний, а усилий, волевых усилий. Благодаря этому вы начинаете себя менять, то есть вы себя приучаете к другому ритму жизни. Приучаете. Его нельзя просто пожелать.
77. К этому можно загореться интересом, но интерес долго не будет гореть. В зависимости от того, как вы будете стараться делать свой труд праведный, вы можете либо поддержать интерес, либо потушить его быстро, если неправильно что-то делается. Но само вдохновение, которое открывает интерес, не может одинаково длиться и дальше.
78. Поэтому духовный Путь прежде требует, чтобы прозрели к нему, ощутили порыв, интерес, а дальше потребуется работа. Работа не будет связана с желанием человека.
79. Поэтому, если мы определяем какие-то ориентиры и Я помогаю вам увидеть, что да, это важно, это играет роль в вашей жизни, хорошую роль, – уделите этому внимание. То есть вам надо приучить себя этому следовать.
80. Значит, что-то начнёт у вас рождаться, чего не было до этого. И оно потихоньку будет приоткрываться и всё лучше, лучше расцветать. И потом вы всё это увидите совсем в другом свете, не так, как сейчас.
81. Поэтому, если мы говорим о литургии как о попытке вашей восславить Бога, выразить свою радость, благодарность, что-то светлое, что у вас есть на сегодняшний день, как сказать, что это надо делать по желанию или без желания? То есть у верующего это постоянное стремление – славить Бога всем, что он может.
82. Ну а у святого это совершенно естественное явление, которое присуще ему, он всегда это желает делать.
83. Так тогда давайте разделим святость и движение к этой святости. Где святость – это норма жизни, а вы пока движетесь к этой норме, вы развиваете себя, поэтому вы пока ещё многого не желаете.
84. Всё зависит от вашего настроения, каких-то внутренних капризов, которые время от времени проявляются. Вы ищете какие-то оправдания дополнительные, чтоб не сделать что-то, что как будто бы определили уже как «надо сделать». Но что-то у вас не складывается, и вы сразу быстро находите оправдание: «А может, не стоит? Зачем я к себе насилие прилагаю? А вдруг я ещё хуже так сделаю?» И главный результат – это уйти и не делать то, что определено как священное.
85. И мало-помалу вы – чуть-чуть, чуть-чуть – и начинаете уходить все в сторону. Редеет, редеет группа людей, которые всё-таки устремлены вперёд. И это, конечно, будет уже печально. Неправильный взгляд. Надо приучать себя к этой жизни.
86. Поэтому лучше себя настроить, найти себе лучше пояснения те, которые помогут вам пойти и сделать, выразить свою благодарность (ведь, по сути, требуется выразить благодарность).
87. Вы определились на жизненном пути, вам помогло что-то прийти к этому. Сложились обстоятельства для вас именно так, чтоб вы это увидели, а не провело вас мимо. То есть столько разного произошло!
88. А если б вы ещё знали, от чего вы ушли, двинувшись в этом направлении, было бы всё, конечно, гораздо проще. Но тогда бы немножко другой эффект был бы. А вот именно важно так, чтоб вы поверили.
89. Если уж выбираете хорошее, так чтоб вы верили бы в хорошее, а не чтоб тут же доказательством показали: «Всё, да, конечно, конечно. Какой разговор!» Лучше вы поверьте и на волне веры пробуйте идти. Вы будете развивать ту свою сторону, которую ещё не развивали».
90. «Добрый день, Учитель! Поздравляю Тебя с праздником Святого Валентина! Ты, наверное, хорошо к нему относишься?»
91. «Вы Мне такие интересные всегда вопросы в этом отношении задаёте по тому, как вы любите друг друга, что и конца и края разбирать проблемы не видно пока ещё, – улыбнулся Учитель. –
92. В идеале, конечно, хорошо. Любят друг друга – здорово! Но потом выясняется: «Да вот, не хочется ответственность брать… да вот там что-то ещё…» И ковыряют в подарке, который даётся.
93. Вроде бы говорится: дарёному коню в зубы не смотрят. А тут – какой там не смотрят! Каждый зуб проверят, пошатают его, подёргают, постучат – а будет ли держать», – шутил и улыбался Учитель.
94. «Учитель, у меня вопрос по выбору священника. Получается, что голосуют только служители. Но ведь деятельность священника касается всех. Может быть, можно и женщинам, и помогающим тоже участвовать в голосовании?» – прозвучал вопрос, касающийся ситуации, когда на Горе надо было либо выбрать священника из среды жителей Обители Рассвета, либо пригласить из Петропавловки для жизни и служения в Обители священника Сергея.