Повествование от Вадима

Часть 20

Глава 27

В воскресный день двадцать девятого августа на встрече после слияния Учитель отвечал только на вопросы членов единых Семей, сформированные через собрание Семьи.

2. Начиная с этого дня, Учитель на встречах после таинства слияния стал отвечать прежде всего (а чаще – только) на вопросы, подготовленные членами единых Семей. Изредка Учитель отвечал на неподготовленные вопросы, и прежде это касалось людей приезжих.

3. Из встреч с Учителем двадцать девятого августа и пятого сентября.

4. «Учитель, возможно улыбнуться во время покаяния перед братьями? Не будет ли это говорить о недостаточной глубине покаяния?»

5. «Смотря в какой момент ты, улыбаясь, говоришь о своих ошибках».

6. «Если ситуация несколько комичная».

7. «Ну, если комичная, так возможно, конечно.

8. Но, может, она только тебе покажется комичной, а для других это серьёзное будет что-то. Тут надо уже быть мудрым, внимательно смотреть, осмысливать происходящее.

9. Ведь, заходя к кому-то, общаясь с кем-то, в любом случае, чтобы улыбнуться, пошутить, надо стараться сделать это уместно, понимая атмосферу, в которой ты находишься. Потому что где-то, улыбнувшись над чем-то, можно глубоко ранить человека, если это сделано необдуманно и совершенно неуместно.

10. Поэтому всё зависит от того, как ты это действительно понимаешь, видишь, как все видят это. Но если все тоже осознают комичность, улыбнулись, то ты улыбнулся вместе с ними – это нормально».

11. «Спасибо».

12. «Вопрос от гуляевской группы. Могла ли группа из основного состава перевести в помогающие сестру, которая самостоятельно взяла опеку над двумя неверующими братьями-инвалидами, проживающими по соседству (они финансово независимы, сами себя обслуживают), и строит им жильё на своём участке? Причина перевода – у группы отсутствует возможность участвовать в заботе об этих братьях».

13. «Непонятный вопрос, потому что в этом случае неизвестно отношение этих людей к тому, что происходит в группе. Нет возможности помочь – это не значит, что человек куда-то должен отодвинут быть. Этого описания недостаточно.

14. Если они нуждаются в помощи и хотят быть вместе с вами со всеми в одном потоке, но в силу своих физических возможностей не могут, а этот человек, рядом с ними находящийся, может эту поддержку им оказать, то…»

15. «То можно оставить в основном составе, да?»

16. «Конечно, конечно. То есть тут нужно смотреть, в чём накладка-то видится. Если человека надо освободить от какой-то ответственности повышенной, то в связи с чем? Он или отказывается делать, или старается делать совсем что-то по-другому, неуместно. Что происходит? Что за причина?

17. А так, получается, его отодвинули, потому что он решил взять ответственность за тех, за кого в принципе любой верующий в нормальных условиях должен стараться брать ответственность… опекать, помогать».

18. «Группа, наверное, переживает за то, что, если сестра заболеет или что-то с ней случится, она не сможет…»

19. «Ну и что? Ну нет так нет. Другие посмотрят: могут – не могут. Сделают так сделают; не могут сделать – не сделают. Но так нельзя смотреть – а что будет потом?

20. Так можно и к каждому придраться внутри Семьи: «Детей много? Много. Тогда давай из Семьи, а то вдруг ты заболеешь». И это какая-то ерунда получится.

21. То есть вы сегодня видите: это надо сделать, и есть тот, кто может это сделать, – ну, замечательно, если он делает. А что будет потом – вы уже оцените исходя из того, что будет. Всё равно стараться помочь надо будет».

22. «Брат, ранее выведенный из Семьи, пришёл на прослушивание праздничного Слова. И после того, как Семья попросила его покинуть собрание, брат отказался это сделать, потому что считал, что его неверно вывели из Семьи. Брат был выведен из Семьи, потому что у него закончился срок приглашения на труд и Семья не сочла возможным дальше ему предоставить труд. Как было бы лучше поступить Семье? Прекратить собрание, назначить на другой день прослушивание? Вывести брата с собрания Семьи?»

23. «Да ничего, потерпели, послушали».

24. «Прослушать вместе с этим братом?»

25. «Конечно. Просто в данном случае после таких нарушений человек выходит из списка вероятных кандидатов на то, чтоб войти в Семью.

26. То есть теперь вы должны будете создавать обязательно списки вхождения, то есть определённую очерёдность желающих появиться в вашей Семье. И если вам приходится кому-то отказывать, вы будете аргументированно показывать, в связи с чем это происходит.

27. Хотя саму аргументацию вы тоже должны будете согласовывать здесь ещё с горянами. И в конечном итоге, если нужно, возникнет вопрос, вы Меня спросите.

28. То есть вся аргументация должна быть очень существенная, а не что-то придуманное, излишне усложнённое. Поэтому это всё будет нужно контролировать.

29. И тогда создаётся определённая очередь. Она совершенно естественно может возникнуть, потому что сразу всех желающих вы принять не сможете, всё у вас может нарушиться.

30. Дальше, если любой член из этого списка нарушает законы внутрисемейные, вы можете попробовать с ним поговорить на эту тему, потому что это может просто быть в силу того, что человек не понимал, действительно не знал, что это нельзя делать.

31. Но если нарушение какое-то уже известное происходит, он из списка удаляется, из очерёдности. И поставиться может в самый конец только тогда, когда он принесёт покаяние. Но он встанет только в самом конце списка.

32. То есть по списку вы можете брать. Когда появилась возможность, вы можете два-три человека принять. По очереди кто идёт дальше, вы их берёте.

33. Поэтому, если человек так будет нарушать, он просто удалится из списка и встанет где-то очень далеко в конце».

34. «И ещё вопрос от женщины – было ли предложение брату удалиться с собрания бессердечным?»

35. «Надо сказать, в каком виде это было сделано, чтобы оценить, бессердечно это было сделано или нет».

36. «Бессердечность заключалась в том, что наше решение, как посчитали, шло от ума. А если бы мы прислушались к своему сердцу, то, может быть, мы ему и разрешили бы слушать Твоё воскресное Слово».

37. «Может быть, послушались бы и разрешили. Но говорить о том, что вы всегда правильно чувствуете или, допустим, следуете правильному чувствованию, – так будет неверно утверждать. Как правило, нередко вы следуете неверному чувствованию.

38. То есть есть эгоистическое такое, искажённое чувственное проявление, а есть духовное. Научиться чувствовать правильно – это задача.

39. И нередко, если говорить просто «жалко» (такой термин – «жалко человека»), вы не сможете проявить никакую строгость, она принципиально окажется невозможна. Но отсутствие строгости говорит об отсутствии дисциплины. Значит, можно смело дальше говорить об отсутствии организации, и вы слаженно сделать что-то не сможете.

40. Нужна дисциплина. Когда организуется какое-то большое действие с массой людей, очень важно уметь правильно организоваться. А значит, какой-то род дисциплины будет очень нужен. Умение слушаться, организовываться – это очень важно.

41. Иначе всё пойдёт как попало, кто во что горазд. Потому что чувствование слишком индивидуально, уникально и неповторимо. И если каждый чувствует что-то по-своему (а это однозначно – он чувствует так, как никто в мире больше не чувствует, потому что есть свои оттенки, которые не повторяются), значит, если каждый следует тому, что чувствует, все пойдут исключительно в разные стороны, искренне веруя, что они чувствуют своё сердце как будто бы. Но двинулись в разные стороны. То есть это наглядно уже проявляется много времени.

42. И вот надо выделить умение действительно правильно почувствовать истинный голос свой. Это уже задача, то, чему ещё надо учиться. То есть всё больше развивать это истинное чутьё, тогда будет безошибочно определяться.

43. Но в данном случае, конечно, можно было бы гибко. Если уже кто-то так упёрся, нет смысла бороться как-то тут, скандалить, шуметь. Ну ладно, это не что-то чрезвычайное».

44. «Вопрос от черемшанской Семьи. Учитель, может ли Семья принять сестру в свой состав, если она не может её обеспечить материально и нет соответствующего труда? В настоящий момент сестра обеспечивает себя, работая продавцом в магазине, где продаётся алкоголь, табак и убойные продукты».

45. «Так-то это действие уже будет неверно для верующего человека – заниматься торговлей того, что на самом деле является вредным для других людей. То есть это действие, нарушающее закон Истины. Поэтому, соответственно, как вы в Семью можете взять?»

46. «Вольно-невольно мы будем нести ответственность за эти действия?»

47. «Ну, в какой-то мере да. Если вы в одни ряды ставите человека с собой, со своими действиями, то да, конечно, вы начинаете в определённой мере нести и за него ответственность, за то, что он делает.

48. Если вы взяли к себе для того, чтобы человека отучить от чего-то негативного, к чему он привык, это нормально. Потому что, пока он отучится, не сразу может что-то у него получиться, пока ещё что-то будет пробовать делать негативное. Но вы, находясь рядом, помогаете ему избавиться от этой привязанности к чему-то нехорошему, потихонечку выйти из этой зависимости негативной и исцелиться.

49. А в этом случае вы берёте не для того, чтобы убедить человека не работать там, и это не является болезнью. Это определённый выбор, который надо сделать самому человеку прежде».

50. «Но она в принципе знает об этом. Одинокая хозяйка…»

51. «Это не оправдывает».

52. «Не оправдывает?»

53. «А как можно оправдывать? «Я продаю яд другим, потому что я одинокая хозяйка. Пускай те умирают люди, но мне-то ж надо на что-то жить!» – в этом роде получается оправдание какое-то. Ну, это же несерьёзно».

54. «Можно ли не пожимать протянутую для приветствия руку, если сидишь за столом и кушаешь? Мотив такой – что можешь испачкать свою руку».

55. «Нет, на это ориентироваться неверно. Если это создаёт естественно какие-то неудобства (надо протянуть руку, опрокинуть при этом графин, перевернуть тарелку), неудачное какое-то чисто физическое сочетание, тогда возможно такое. Но тогда надо извиниться и пояснить, почему отказываешь.

56. То есть когда кто-то протягивает руку и вы пытаетесь отказать в этом пожатии, то человек склонен будет подумать, что вы пренебрегаете, вы как-то так относитесь к нему агрессивно. И соответственно, надо быть готовым дать какие-то пояснения. И они уж конечно не должны быть связаны с этим: «Ты уж извини, я боюсь запачкать руки». Это будет совершенно неуместно».

57. «А вот другая ситуация. Я из туалета вышел, и навстречу идёт кто-то и старается со мной поздороваться…»

58. «Нестрашно. Если у тебя всё вымазано, ты протягиваешь руку: «Ой, извини, тут у меня просто… Давай вот эту руку». Ну, это ещё понятно, с чем связано. А то, что там две-три бактерии лишние, может, и сели, так у него, может, ещё больше (где он перед этим был?). Нет, это всё несерьёзно, можно на это не обращать внимания».

59. «Ещё один вопрос. Будет ли нарушение духовного единства, если не приходить на обязательный утренний хозяйственный круг и единый труд в шесть тридцать, так как страдает производительность мастера в мастерской? Мастер потом сонливый, там станки опасные».

60. «Нежелательно такую прямую зависимость мастеров создавать внутри Семьи от круга. То есть эти нюансы должны быть дополнительно рассмотрены уже с таким учётом и пересмотрен вообще сам факт круга: насколько можно перенести или каким-то образом обозначить это для мастера (для конкретного уже), донести что-то или заранее это как-то рассмотреть. Но это творчески нужно пересмотреть.

61. То есть так вот чётко обозначенный круг по времени не обязывает всех обязательно туда прийти. Если это создаёт массу неудобств внутри Семьи, и особенно для творчества, то это неудачно поставленное время для круга, неумело поставленное. Значит, надо к этому несколько иначе отнестись, как-то по-другому подойти».

62. «И вообще, создаётся ли духовное единство от того, что люди просто приходят в одно место в одно время?»

63. «Если они просто пришли, потолкались и ушли, то нет. Это неправильный вопрос. Иначе тебе надо сказать: если они пришли для исполнения одного дела все вместе в одно место, это и есть духовное единство? Ну, в общем-то, в какой-то мере да (если вы не стремитесь в этом случае спастись от кого-то, вместе собраться, чтобы умножить ваши силы и побить кого-то).

64. Тут уже определяется всё тем, для чего вы делаете. Либо решили: сейчас вы соберётесь вместе, вам сейчас тут золота подвалят, и вы там столпились, толкаетесь, такая тесная кучка у вас сразу образовалась, такая крепкая (трудно собрать её в другое время так вот крепко). Ну это, опять же, к духовному единству не имеет отношения. То есть вас собирает эгоистический интерес.

65. Если всё-таки вас ведёт что-то не связанное с материальными ценностями, это уже больше к духовному относится. И если вы это делаете искренне, с удовольствием, а не как «обязан», тогда это духовный рост».

66. «А если ты делаешь просто…»

67. «И ворчишь внутри? Это не духовный рост. Именно у этого человека, даже если он среди этого множества находится, духовного роста нет.

68. Поэтому смотря как вы к чему-то относитесь, с каким побуждением вы идёте.

69. Но организация труда предполагает, что придут к этому делу одному и те, кто не хочет прийти по лености своей. Но ему нужна помощь, его нужно организовывать. Ждать, когда он сам к этому созреет, – не всегда удобный момент получается.

70. И в таком случае человек как будто бы хочет быть с вами, но он ещё леность большую испытывает в труде. Ну, как-то же ему придётся себя перестраивать. А перестраивать себя – это значит прилагать волевое усилие по изменению самого себя, это значит не хочется сделать, но надо. Он встаёт и делает, но не хочет. У него идёт работа, он меняется.

71. Поэтому организация труда предполагает не только заинтересованных, кто чувствует потребность, трясётся аж, бежит быстрей делает со всеми вместе, но и тех, кто поворчит, покосится криво, но всё-таки пойдёт туда. Для него это тоже работа.

72. Главное, чтобы он не ругался, старался быть со всеми. Вот тогда у него идёт правильная работа. Если он только механически подчиняется, но внутри позволяет себе ругаться, ворчать, недовольство какое-то проявлять, у него духовного роста не идёт, у него может даже ещё хуже быть».

73. «Человек ушёл с рабочего места, поставив в известность напарника, что идёт на свою стройку, куда должен приехать экскаватор. Правильно ли, что большинство Семьи определило, что это грубое нарушение? То есть он не позвонил старшему, старшего не было на стройке».

74. «Да, он должен постараться поставить старшего в известность, чтоб старший согласился, если там есть этот старший».

75. «Нет, старший был в другом месте, его не было на стройке».

76. «Ну, смотря где другое место. За забором другое место? В другом городе?»

77. «То есть надо было звонить ему пробовать?»

78. «Если нет у вас такой быстрой возможности согласовать действия, то, конечно, возможно. Но, опять же, смотря что он оставляет».

79. «Вот это действие было Семьёй определено как грубое нарушение».

80. «Только в связи с чем? Только потому, что не поставил в известность, это ещё нельзя обозначать как грубое нарушение».

81. «Ну и как результат – вывели из Семьи этого человека большинством голосов».

82. «Ещё рано об этом говорить. Тем более ещё непонятно, а он признаёт ошибку или не признаёт».

83. «Он признал ошибку, покаялся».

84. «А зачем вывели тогда?»

85. «Я не знаю. Так большинство проголосовало».

86. «Это странное решение. Тем более зачем тогда каяться человеку, если всё равно выведут, получается? Он же старался покаяться, признать ошибку и изменить себя, понял, в чём он ошибался. А его – бум – всё равно выкинули».

87. «Ну, видимо, чтоб его время высвободить, чтоб он больше мог у себя строить».

88. «Хотя он и не хочет этого, да, наверное? Ну, сейчас начинается уже… Это вопрос, получается, неподготовленный».

89. «Хорошо. У меня ещё последний вопрос. Сейчас как бы подводят к тому, что литургия в деревне должна быть обязательной для мужчин основного состава. И я хотел бы понять глубину – зачем надо участвовать в литургии?»

90. «В принципе, да? Зачем нужна верующему литургия? Или именно тебе?»

91. «Ну, я от Тебя никогда не слышал этот ответ в Писании».

92. «Никогда? Ничего себе! То, что вы вместе организованно выражаете славление Богу, – зачем это нужно?

93. Я часто говорил о славлении Бога. Литургия – это прежде всего славление Бога. Вы организованно пытаетесь выразить славление, выразить торжество своей души, радость своей души, то прекрасное, священное, что в вас есть. Оно зарождается, и вы это выражаете вместе, пытаетесь сделать это красиво. Это культурная сторона духовных таинств.

94. Духовное таинство – это работа над собой, это ваше исполнение законов Истины. Литургия – это не закон Истины, это культурная часть духовных таинств. И вы это выражаете красиво, вы организуете песнопения, делаете шествие.

95. А так, получается, культура вообще зачем человеку? Если у него есть мастерская, и всё… и сидят все в мастерских. Куда ходить? Времени нет, надо ж работать. И им тогда не надо ни петь, ничего не надо… То есть мы перечеркнём тогда вообще культурную часть. А она играет очень важную роль.

96. Но, опять же, кто-то дозрел, хочет сразу это сделать, выразить, кто-то не дозрел… Но эта культурная часть играет роль важную, это своеобразная шлифовка внутреннего мира».

97. «Я уже много лет за Тобой иду. И как-то увидела, что во мне основная проблема – стать человеком. Но человек есть мужчина и человек есть женщина, правильно?» – спросила женщина, вернувшаяся в общину из мира.

98. «Нет, неправильно, не торопись. Человек – это добрый человек, это добрые качества: дружелюбие, неспособность осуждать, способность любить, которая активно проявляется в стремлении выразить это красиво. Вот это и есть человек. Это уникальные качества именно человека. Ну, ещё можно перечислить ряд особенностей, но Я кратко пока упоминаю. Что мужчина, что женщина – одинаково связаны с этими качествами, они не разделяются».

99. «Ну а задачу стать женщиной можно вообще не ставить?»

100. «Это дополнительно. Ты женщина в любом случае. У тебя будут неизбежно свои особенности восприятия мира, которых нет у мужчины. Уже они есть, они и будут по-своему проявляться.

101. Но дальше тебе просто надо задуматься, что ты хочешь сделать, уместно ли это делать, неуместно ли это делать. Это уже немножко с другой позиции надо подойти.

102. Поэтому, видишь, прежде всего главная задача у вас, здесь собравшихся какой-то массой, – то, что вы стремитесь вместе организоваться и пробовать учиться помогать друг другу, быть добрыми в отношении друг друга, уметь правильно принять боль, тяжесть ближнего, успокоить его, облегчить его ношу тем, что вы выслушаете в какой-то момент… Вот это умение правильно контактировать друг с другом и должно развивать ваши духовные качества прежде всего.

103. И когда вы стремитесь быть полезными ближним, вы уже перемещаетесь, вы неизбежно находите темы общения какие-то, интересы, которые вас по-разному сближают между собой, потому что у вас у всех разный уровень интересов и разные качества.

104. Вы по-разному группируетесь, все вместе одинаково общаться вы не сможете, у вас разные интересы. Поэтому одному что-то интересно, другому неинтересно, он будет рядом сидеть и ничего не понимать. И не надо ему тут обязательно потеть и быть рядом, чтобы только лишь создать видимость, что вы все вместе. Это вовсе не обязательно.

105. И вот так, перемещаясь, проявляя свои интересы, вы притягиваете к себе тех, у кого что-то должно откликнуться на ваши интересы. И такие мужчины, которым нужно притянуться к интересу такой женщины, они сами начнут подтягиваться. Вы же перемещаетесь. Их не надо специально где-то догонять, выискивать и уже активно добиваться чего-то».

106. «А можно конкретный пример? Мне подруга сказала, что есть у неё знакомые одинокие мужчины, которым помощь в доме нужна. И она с ними поговорила, оговорила, что у меня ограниченные возможности физические…»

107. «Если нужна помощь и ты можешь эту помощь оказывать, хорошо».

108. «То есть можно прийти и попробовать?»

109. «Да пожалуйста, пожалуйста. Но ты идёшь не для знакомства, ты идёшь оказывать помощь. А знакомство уже параллельно может происходить».

110. «Но мотивация же у меня всё равно быть в среде, где есть мужчины, не дома с родителями. Это неправильная мотивация?»

111. «Тут нужна помощь человеку. Ты видишь, что ты можешь её оказать, – ты идёшь и её оказываешь».

112. «Помощь, может, женщине какой-то нужна, но я иду не к женщине, а к мужчине».

113. «Если параллельно тебе предложили и ту и другую помощь, ты выбираешь, где больше нужна помощь».

114. «А если одинаково нужна? Я выбираю просто потому, что вот именно к мужчине».

115. «Пожалуйста, можно и так».

116. «Нормально, да, это?»

117. «Можно и так. Мужчине, может быть, благоприятней помощь от женщины принять, чем от другого мужчины. Тем более смотря какая помощь. Может быть, он нуждается в такой помощи, которую другой мужчина с трудом может сделать, и женщина её окажет. Женщине такую же помощь, может быть, проще будет самой себе сделать, чем мужчине. Тоже такое может быть. Одинаковая вроде бы нужда, но женщина это может проще решить, чем мужчина, и ты идёшь к мужчине.

118. Ну, тут уже смотри, взвешивай. Но это от тебя решение будет зависеть, и должно зависеть. Но оно не будет связано с какой-то особенностью, где тебе очень важно наиболее точно всё сделать. Поэтому, даже если ты в какой-то мере ошибёшься, это нестрашно.

119. Выбери сама. Тем более одинаково нужна помощь. Значит, всё дальше решается твоим выбором, значит, какой-то принципиальной разницы нет. Нужно, чтобы ты сделала что-то, что ты почувствуешь дополнительно. Потянуло больше к мужчине – да пожалуйста, сходи, помоги ему, нормально».

120. «Сейчас специально женщины не ищут именно такой мотив, чтобы учиться служить мужчине реальному. Хотя вот я не знаю… служить – это же всё-таки жена служит?»

121. «Вы все призваны учиться служить друг другу. Служить, помогать.

122. Ну, тут мы используем термины, которые не обязательно рассматривать в той параллели, в которой это всё рассматривают в других местах. К примеру, берём армию, там служить – это ты бегаешь честь отдаёшь и всё, только «так точно», «никак нет», больше у тебя слов не существует. Ну, эту не берём ситуацию, хотя это тоже вроде – служить. То есть это другой вариант.

123. Но, по большому счёту, служить вы друг другу все учитесь, то есть быть полезными. Служить – это значит не быть господином каким-то над ближним, а вы как слуга: он нуждается в помощи, а вы ему прислуживаете, вы помогаете.

124. Но прислуживаете не в каком-то унизительном смысле, по-дружески вы помогаете: принести больному что-то, поднести к постели, напоить чаем простудившегося… Вы служите, вы как слуга в этот момент ведёте себя, как будто бы вы услуживаете. Но это же не что-то унизительное, нормальное явление.

125. И так же здесь. Вы призваны помогать друг другу не потому, что у ближнего прихоть, каприз, и вы подбежали и всё это исполняете. Вы, как правило, учитесь служить в случае, когда человек нуждается, но сделать не может, но хотел бы, чтоб это всё сделалось. Это всё нормальное, это действительно всё нужное, но он не может. Очень хочет, пробует – никак. Кто-то другой увидел, что он может сделать, и он пришёл услужил. Он сделал, оказал помощь. Это нормально, это не унизительное.

126. Поэтому ваше служение именно связано с помощью в том случае, где человек нуждается в чём-то, но не может сделать. А нужда его соответствует действительно нормальным побуждениям человека, его нормальным устремлениям. Не просто это относится к его капризу, а к нормальным его побуждениям, стремлениям.

127. В этом случае послужить ближнему, помочь очень важно научиться. Уметь это сделать правильно, чтобы наполнился человек от вашего служения, а не сожалел, что вас позвал, а потом отвязаться не смог».

128. «Но в данном случае эти мужчины жили же как-то без меня. Потом я пришла и просто пробую помочь, да? А допустим, вот у меня физические возможности…»

129. «Сейчас о чём ты говоришь?»

130. «Я, может быть, тоже сложность какую-то начну создавать».

131. «Тебе предложили, рассказали: вот человеку нужна помощь. Что за рассуждения дальше? Тебе уже показали, что нужна помощь. Ты приходишь, эту помощь пробуешь оказать. Можешь ещё раз переуточнить, не будет ли он против, если ты в этом отношении поможешь.

132. Ну, может быть, как-то особенно не получится, но пусть он сам оценит. Если подходит для него эта помощь, ты будешь с удовольствием её оказывать дальше. Если что-то не удовлетворяет, пусть скажет, что не удовлетворяет, ты попробуешь по-другому это сделать.

133. Но если у тебя не будет получаться так, как он это желает, ну не будешь делать. Извинишься за беспокойство, отойдёшь в сторону, пусть другой кто-то поможет, если найдётся другой. И всего лишь».

134. «Если я иду с мотивом просто понять, например, могу ли я быть действительно полезной…»

135. «Ты, главное, не бойся. Понимаешь?»

136. «Одной проще…»

137. «Постой. Ты очень боишься. У тебя очень большой комплекс в отношении себя. Не надо бояться, пробуй помогать. Ты сразу уже рассматриваешь с позиций, не будешь ли ты обузой. Не бойся.

138. Пробуй искать тех, кто нуждается в помощи, и смотри, можешь ли ты помочь. Иди и помогай. Тем более ты же помогать можешь только так, как ты умеешь. Ну, ты и покажешь, что ты готова помочь.

139. Пусть смело человек скажет, если подходит для него помощь, ты будешь рада её оказывать. Если как-то не получается, может быть, с его подсказкой ты попробуешь сделать по-другому и у тебя получится по-другому. Но если в принципе не будет получаться сделать то, что просит человек, ну извинишься, скажешь: «Я пока так не могу, прости меня. Ну, я попробую тогда уже в другом месте, где моих маленьких сил будет достаточно». Это нормальное явление. Вы так по-простому, по-доброму общайтесь…»

140. «А когда у меня возникает состояние, что мне нужна помощь, то мне уехать тогда? Вот я, допустим, помогала насколько могла, а потом…»

141. «Помогала – и…»

142. «И вот силы кончились. Можно уехать, например, к родителям?»

143. «Если ты чувствуешь, что дальше ты помогать не можешь, ты можешь даже невольно превратиться в обузу, – ты можешь извиниться перед человеком, скажи: «Прости меня, я не смогу дальше тебе помочь, сейчас мне нужно отдохнуть. Я сейчас не смогу в этот момент помочь тебе, нуждаюсь в отдыхе, п оэтому я к маме…» Да пожалуйста».

144. «То есть лучше не оставаться в таком случае?»

145. «А вот дальше будет видно. Когда ты так скажешь, всё дальше станет видным. Потому что тот человек, если увидит, что можно тебя оставить, нужно ли оставить, – он сам скажет. Скажет: «Да куда ты поедешь? Отдыхай ложись. Я не против, что ты отдохнёшь. Не обязательно сделать то, что предложено тебе. А то с утра до вечера делать это… Да пожалуйста, можешь отдыхать». Тогда тебе и не надо никуда убегать».

146. «То есть лучше оговаривать все свои особенности?»

147. «Оговаривать, конечно, надо. Оговаривать доверяясь. Потому что иначе комплекс тебя только раскручивает внутри, ты за него держишься и боишься, как бы не напугать кого-нибудь своим внутренним миром. А это вынуждает тебя всё время прятаться и быть одинокой, потому что ты вечно боишься, что можешь кого-то напугать.

148. А когда такое есть, изнутри выходит, это делает человека одиноким, потому что он уже таким своим состоянием начинает невольно пугать. Действительно пугать начинает именно этим качеством. Поэтому надо смелее его открывать и корректировать всё то, что может оказаться шероховатым внутри.

149. Поэтому очень важно вам общаться друг с другом. В одиночку нельзя стать хорошим человеком».