100. Сейчас у вас есть возможность не придумывать глупости. А пока есть такая реальная возможность, продолжает быть, уточняйте, спрашивайте. Пусть это останется между вами, уже многократно повторённое Мною, как-то объяснённое с разных сторон, но чтоб вы твёрдо уяснили, что есть Истина, как правильно двигаться по этому Пути. Пользуйтесь, пока эта возможность у вас уникальная существует».
101. «Здравствуй, Учитель. Я правильно понимаю, что самое главное – подарить подарок от души, а не то, что ты даришь», – спросил мальчик.
102. «Ну, так-то верно. Конечно, прежде всего от души ты делаешь подарок, а не потому, что так надо, что тебе сказали: «Ну как же, ты идёшь в гости, тебе надо что-то подарить».
103. А ты и не знаешь, что подарить. И ищешь какой-нибудь предмет, который надо кому-то подарить, потому что надо. Берёшь что-нибудь и несёшь. Надо это этому человеку на самом деле, не надо – ты ему дал и всё. Ну, ты сделал своё дело, ты как будто бы исполнил то, что надо сделать. Но так неправильно.
104. Дарить прежде всего, конечно же, надо от души. Но именно то, что ты увидишь, что это нужно этому человеку. Лучше так дарить.
105. А не придумывать какую-нибудь глупость… подарить человеку, а тот и не знает, что делать теперь с этим. И выбросить неудобно (подарили же!), а то вдруг обидишься. А он не знает, куда это деть.
106. И это стоит у него в доме как мусор, который жалко выбросить. Потому что вдруг ты узнаешь, что твой подарок выбросили, и обидишься. А человек не хочет тебя обижать, и приходится скапливать этот мусор у себя в доме большой кучей. Так не надо дарить.
107. Увидишь, что надо человеку, – подари, если можешь. Не видишь пока, не знаешь, что подарить, – ну и не надо. Вы не должны так зависеть от этого.
108. Вы не должны тоже ждать подарков от других, это будет тоже неправильно. Если кто-то пришёл без подарка, замечательно. Главное, что человек сам пришёл и как-то выразил свою радость, поздравил с каким-то днём (дни рождения у вас время от времени случаются), ну и замечательно.
109. Но к подаркам привязываться не надо. Это должно быть что-то особенное… когда это действительно надо. И когда человек возьмёт этот подарок и поймёт, что он так долго этого ждал, искал, хотел, а тут – раз – и у него это появилось. Он будет очень рад.
110. Но не дарите всякую ерунду остальную, если не уверены, что это надо человеку».
112. «Будет ли правильным мужчине согласиться на просьбу женщины и её мужа оказать им помощь в родах, если мужчина не медик, но при этом имеет некоторый опыт принятия домашних родов и его жена не возражает? Смущает момент, что неизбежно приходится прикасаться к телу женщины в случае необходимости (массаж, поддержки, осмотр, обработка). В таком случае возможно?»
113. «Если нужна действительно помощь в этом случае, то тут нет смысла рассматривать, кто к этому будет причастен. Если этот человек способен решать проблему, может её грамотно решить, – вопрос не ставится, мужчина к женщине прикасается или наоборот».
114. «Как правильно в этой ситуации смотреть на женщину, на её тело? Оно красиво, и, естественно, это замечается. Возможны ли, скажем, моменты любования или должно быть какое-то другое отношение?»
115. «В тот момент, когда нужно роды принять?»
116. «Нет, есть моменты, когда отдых, просто беседа идёт. Там же не всё время такая напряжённая ситуация. Какое-то другое должно быть отношение в этом случае проявлено со стороны мужчины?»
117. «Тут нюансы начинают укрываться. Что за отдых? В каком виде этот отдых происходит?»
118. «У женщины между схватками и после родов есть периоды определённого отдыха. И в этот момент мы просто беседуем, допустим. И естественно, фиксируется как бы…»
119. «То есть она полностью лежит обнажённая, ты любуешься? Или она накрытая и ты спрашиваешь, можно ли любоваться и в этом случае?»
120. «Женщина, как правило, обнажённая».
122. «Да. Рядом муж находится».
123. «Ну, ты знаешь… как тебе сказать… «Любоваться» – это определённое внимание, которое ты начинаешь проявлять, то есть некоторая активность внимания. Ну, как-то это будет неуместно, наверное, в этот момент. Или ей нравится?»
125. «И поэтому в этом случае ты как-то должен быть сдержан, конечно, с проявлением активного внимания своего. Проявить некоторую скромность желательно было бы. В данном случае она же в каком-то вынужденном положении находится, где не столь велика у неё свобода действий, когда она могла бы за чем-то посмотреть и поставить какие-то границы.
126. Тем более в таком случае, если мужчина пришёл как способный оказать помощь, женщина начинает доверяться ему и начинает воспринимать его прежде всего как лекаря».
127. «Женщина так и говорит: «Я не воспринимаю тебя как мужчину, воспринимаю тебя как брата»».
128. «Если ты невольно что-то замечаешь (невольно!) и просто у тебя это отмечается как что-то приятное, хорошее, красивое, это нормально, это естественно. Тут ты никак не будешь с этим бороться, глупо будет бороться.
129. Но любование… это специальное уделение внимания у тебя происходит. То есть ты специально любуешься, ты просматриваешь, скользишь взглядом, то есть ты отмечаешь каждую деталь, которая тебе особенно нравится.
130. Но в данный момент, когда ты общаешься и ты так пристально присматриваешься, так скользишь взглядом, это будет несколько неуместно».
131. «Понял. И ещё один вопрос, касающийся детской литургии. Бывают моменты, когда у нас один из двух музыкантов по естественным причинам (отъедет, заболеет или по семейным обстоятельствам) не может участвовать, и я иногда приглашаю женщину ещё одну. Но она идёт не с особым желанием, она как бы отыгрывает там псалмы, но жажды у неё не возникает. Нужно ли в этом случае на Богославие приглашать такого человека, который не горит желанием в проведении?»
132. «Смотря что смущает человека. Хорошо бы поточнее узнать, что смущает.
133. Одно дело, человек от скромности смущается: получится ли у него хорошо? Может быть, он чувствует, что он слишком грубовато что-то может сделать, и не хочет испортить. Тогда можно пригласить такого человека и попробовать помочь ему освободиться от ненужного комплекса. Ибо, если другие видят, что будет благоприятно его участие, надо довериться. Значит, действительно что-то получается, и не надо так сильно себя уж ругать увлекаться. Либо человеку просто неинтересно в этом участвовать, у него немножко другой ракурс».
135. «Если так, тогда не надо втягивать.
136. Духовные таинства должны исполняться у вас от потребности внутренней. Когда вы созреваете до определённых таинств, до какой-то очередной ступени, вы начинаете желать её. То есть вы чувствуете потребность в том, что эта ступень вам открывает. Тогда это правильней будет исполнять.
137. Если вы втягиваете на ступень, которую человек ещё не почувствовал, не дозрел до неё, – он начнёт делать то, чего ещё пока не должен делать. Это не нужно. Это будет для него даже, может, и опасно.
138. Поэтому, когда мы говорим о духовных таинствах, истинах, вы неоднократно уже услышали от Меня, чтоб вы никого ни в чём не убеждали. Ни в коем случае этого делать нельзя.
139. То есть нужна зрелость, только определённая зрелость. Для зрелого человека достаточно небольшого упоминания, чтоб он был заинтересован. Он сам потом всё остальное возьмёт. Но он проявит свою инициативу, его не надо втягивать. Иначе это бестолковое будет всё».
141. «Учитель, мужу и жене нравятся танцы. Но парные танцы, как я полагаю, в основном выражают эмоции, какие-то переживания. И вот не будет ли это разрушать как-то семью, если муж или жена танцуют не друг с другом, а с другими партнёрами?»
142. «То есть они регулярно уходят где-то потанцевать с кем-то?»
143. «Нет, не то чтобы регулярно».
144. «Но про танцы, значит, что-то ещё надо добавить».
145. «Они на сцене выступают».
146. «То есть для выступлений на сцене, которые планируются, которые делаются в какой-то период? Или это регулярно делается, то есть каждый день вы тренируетесь, чтобы раз в год выступить?»
147. «Нет, не чемпионат. Просто либо это бывает на Празднике, либо другие какие-то праздники государственные в районе».
148. «Если ты говоришь, в принципе может ли это разрушить… Может».
149. «Может ли это именно как-то способствовать?»
150. «Ну, может создавать соблазни дополнительный. Может».
151. «Есть же там какие-то поддержки, где мужчина может как-то…»
152. «Есть. Да, да. Есть такое. Может это способствовать».
153. «Тогда, если танцевать, лучше только мужу и жене?»
154. «Ну, смотря какую цель вы преследуете, что вы ищете во всём этом. То есть хорошо бы, чтобы каждый из вас внутрь заглянул и присмотрелся: когда он стремится это делать, что же на самом деле его влечёт?»
155. «Ну, если поверхностно смотреть…»
156. «Нет, ну как же поверхностно?.. Смотреть прямо в самый корень надо».
157. «Понятно. Имеется в виду, что возникает мысль, что если это как будто бы надо на Празднике, то…»
158. «Ну, если поверхностно, да: «Мы просто хотим порадовать людей»».
160. «Ну, тут что смотреть… Лозунги – они везде такие прекрасные».
162. «Так вот на самом-то деле вы не за лозунгами идёте. Что-то внутри тянет. Есть какое-то желание, которое вы порою не озвучиваете…»
163. «То есть мысль самоутвердиться?»
164. «Хорошо бы, да, внутрь посмотреть, что вы на самом деле стремитесь делать. И если увидится что-то недостойное, то лучше это не удовлетворять».
165. «А если действительно ничего больше не увидится, кроме как просто подарок какой-то?»
166. «Просто порадовать людей?»
168. «Ну, попробуйте. Но всё равно будет нюанс такой соблазна. Он будет, потому что прикосновение женщины к другому мужчине – это ощущение новое…»
169. «Ещё раз можно, пожалуйста… Что другое?»
170. «Соприкосновение мужчины и женщины – это определённое соприкосновение информаций разных. И они могут в какой-то момент оказаться по ощущениям более благоприятными, чем то, что было до этого.
171. Муж и жена пошли танцевать. Муж выбрал женщину другую, жена выбрала другого мужчину. Так вот Я и говорю про этот момент. Две новые информации соединились друг с другом. Они могут вызвать новые ощущения. Эти ощущения могут показаться более благоприятными, чем то соединение, которое до этого было, и может зародиться соблазн.
172. Но если вы на это не обращаете внимания, ну и ладно. Но мы же говорим о том, может ли это способствовать. Может. Потому что это ощущение как бы создаёт предрасположенность, то есть оно начинает способствовать.
173. Но вы можете пойти по этому пути, можете не пойти. Но ощутить что-то иное, что может быть соблазнительным, вполне возможно. Это естественно».
174. «Я правильно понимаю, что это примерно как в кино: если там кто-то играет, он проживает жизнь там? Если любовь показывают, то тоже они могут…»
175. «Кино – это немножко другая игра. Она связана с воздействием на определённую информацию, которую вы накопили. И поэтому, даже если что-то неправдиво сыграно, оно задевает информацию, которая вам знакома. И она уже в свою очередь, подтолкнувшись со стороны экрана, начинает у вас раскручиваться, вызывать переживания какие-то.
176. А контакт с другим человеком – это не с артистом прикосновение. Ты прикасаешься к реальной информации каких-то ощущений и особенностей, где уже несколько более активное, более яркое может быть воздействие произведено, чем с экрана телевизора».
177. «Здравствуй, Учитель. У меня вот вопрос. Как-то Ты говорил о притче про слона и муравья. И вот позиция муравья мне как-то не совсем понятна…»
179. «Если сильный человек, предположим, занял позицию муравья – не высовывается, весь показное смирение… Всё-таки ему лучше быть самим собой? Что благоприятней для души?»
180. «Так нельзя к этому подойти. Что такое – быть самим собой? Если сказать: ну, будьте самими собой… Но у вас столько всего своего есть! И вы же, как правило, встаёте на Путь истинный, обретаете Учителя для того, чтобы себя поменять, а не для того, чтобы Учитель поддержал вашу индивидуальность, сделал вас крепкими в своих собственных устремлениях и вы просто ещё смелей начали выражать то, что имеете. Нет, вы должны все поменяться.
181. Поэтому мы дальше и смотрим, какие конкретные действия данный человек не знает как правильно решить (так или так). И каждый из вас, пытаясь грамотно рассуждать на эту тему, выделяет характерный вопрос, который для него становится действительно характерным, именно для этого человека.
182. И он начинает получать какой-то ответ, уже простой, ясный, но связанный с конкретным, практическим его усилием. Не с каким-то рассуждением философским о каких-то великих делах, а с каким-то конкретным шагом на каждый день.
183. И вот этим мы начинаем, разбирая каждый конкретный шаг, постепенно вырисовывать Учение. Ведь вы будете спрашивать приблизительно одно и то же. И какую бы широту вы ни затронули, вы затронете широту ту, которая касается всех людей на Земле. И не будет такого государства, отдельной страны, племени, которые могут какой-то невероятно новый, в корне отличающийся от других вопрос задать. Вы все зададите вопрос в одной и той же плоскости.
184. Вы на одной Земле мыслите приблизительно одинаково. Вас же держит, какими бы вы ни были разными между собой, одно поле сознания. Уровень развития у вас приблизительно один и тот же. Ну, некоторые отличия есть, но незначительные.
185. Поэтому в данном случае важно, чтобы вы начали задавать практические, конкретные вопросы. Где дальше будет видно, стоит ли этому человеку прятаться…
186. Показное смирение – что это такое? Смирение – это очень хорошо. Но есть нежелание поправить то, что действительно надо поправить, и человек придумывает себе искусственно какую-то формулировку смирения, которая на самом деле уже является не смирением, а его стремлением уйти от ответственности какой-то. Тогда это действительно уже ложное смирение.
187. Но тут уже точно надо знать, а действительно ли это ложное смирение или нормальное. Вот почему и нужен конкретный вопрос, где дальше Я скажу: нет, в данном случае он много сил имеет, но тут правильно было ему активно себя не проявлять, это было бы неуместно».
188. «Ну, это в основном чтоб лишнего не грузили, мне так кажется».
189. «Нет, «лишние загрузки» все лучше рассматривать через конкретную ситуацию, конечно. Если у вас есть вопрос, вам очень важно обозначить его очень точно».