Здравствуй, дорогой Учитель. Помоги мне, пожалуйста, сделать правильный шаг и разобраться со своим чувственным миром в такой ситуации. Три года назад мой муж, с которым мы венчались в Церкви Последнего Завета, отказался от меня, и я покинула дом. Эти три года работала на Горе в радости. А сейчас он просит о помощи. И мой чувственный мир как бы настроен на эту помощь. Правильно ли я думаю, что ему надо оказать помощь с огородом, с какими-то хозяйственными делами? И как мне себя проявлять? Как жене, как другу или как сестре?»
2. «В качестве кого тебе проявляться?»
4. «Как друг. Но как сестра и как друг – это тоже должно быть близкое. «Жена» и «друг» тоже должно быть чем-то единым.
5. Хотя жена от друга отличается некоторыми особенностями, характерными только для взаимоотношений мужчины и женщины, когда они создают семью. И если эти взаимоотношения окончились (ты об этом уже сказала, что он отказался видеть тебя женой), то в качестве жены ты уже никак не можешь проявляться, прийти и проявиться.
6. Остаётся – друг. Сестра или друг – это уже не столь важно. И сестра тоже должна быть другом».
7. «Значит, я правильно почувствовала?»
8. «Ты должна оценить, взвешивая ту помощь, которую ты где-то оказываешь, и ту, которую предстоит оказывать. Ведь до того как приступить к этой помощи, которую ты озвучиваешь, ты что-то уже делаешь в другом месте».
10. «Вот для этого тебе остаётся лишь взвесить большее – меньшее. Потому что то, что ты делаешь, тоже связано с усилием твоим как друга в помощь кому-то. И вот тебе надо оказать (как другу опять же) в другом месте помощь. Ты только лишь оцениваешь, насколько в данном случае что-то в этот момент для тебя становится большим. Если видишь большим там оказать помощь – пожалуйста. Это выбираешь ты».
11. «Здравствуй, Учитель. Муж увидел, что я расстроилась и спрашивает: «Что с тобой? Ты на меня обиделась?» Правильно ли сказать: «Всё нормально. Стараюсь не обидеться, работаю над собой»? Или правильно пояснить: «Мне показалось, что ты сейчас смеёшься надо мной. Но я стараюсь думать, что ты не смеёшься, просто у тебя такое мнение»?»
12. «Не понял. Попроще пробуй спросить».
13. «Что сказать, если он спрашивает, не обиделась ли я на него?»
14. «Скажи правду. Что тут, какой-то сложный вопрос? Ну, если обиделась, так скажи: «Да, обиделась. Прости, вырвалась обида. Не смогла справиться». Или что? Или, если её нет, скажи «нет»».
15. «Мне, честно говоря, сложно даже определить, есть она или нет».
16. «Скажи: «Наверное. Не могу определить. Может быть, и обиделась. Прости»».
17. «А на что обиделась – не надо говорить?»
18. «А зачем? Тебя спросили про твою обиду, а не для того, чтоб пояснила ты. Ты скажешь: «Да, наверное, обиделась. Прости, не сдержалась». Если спросят тебя: «А на что? Что тебя смутило?» – тогда пояснишь».
19. «То есть если он спрашивает, что со мной случилось, на что я горю, о чём я переживаю, то тогда пояснить, да?»
20. «Да, да. И то ты будешь пояснять, не говоря: «Да я вот обиделась на твои нехорошие действия». Ты можешь сказать: «Мне по своей слабости показалось, что тут как будто бы выглядели нехорошо вот эти действия». Ты не обозначаешь неправильными эти действия со стороны мужа, а говоришь о том, что тебе показалось, что они как будто бы неправильные, и тебя это смутило, но ты, видимо, что-то неправильно поняла».
21. «И можно, наверное, попросить какой-то подсказки, да, если я уже говорю ему?»
22. «А там уже дальше всё зависит от того, как вы дружите друг с другом, как он готов идти тебе навстречу и помочь пояснить».
24. «Ну так он и сделает это тебе».
25. «Он и спрашивает для этого, в принципе».
26. «Он дальше сам сделает, тебе уже не потребуется просить».
27. «Учитель, для восстановления здоровья необходимое условие (одно из важных) – это умение слиться с природой…»
28. «Ну, это важно, да, важная составляющая».
29. «А как создать образ природы? Ты давал, допустим, образ Отца Небесного как солнышка. Это такой чёткий, ясный, конкретный образ…»
30. «Всё, что ты видишь в природе, надо как живое воспринять. Как живое, вибрирующее, дышащее. То есть эти вибрации везде существуют, от всего. У всего своя вибрация… у травинок, у деревьев разная. Это надо хотя бы как-то примитивно пусть даже представить – всё движется, вибрирует. И ты тоже имеешь вибрацию свою какую-то. И ты соединяешься в этой вибрации со всем окружающим миром, пробуешь это ощутить, но ощутить что-то живое, движущееся, дышащее».
32. «Ты просто настраиваешься на это, максимально исключая заботящие тебя мысли о чём-то там не вскопанном… где-то кто-то тебя обидел, наверное, – мысли крутятся, может быть, вокруг этого человека… Старайся отключиться от всех этих суетных сиюминутных дел, ты стараешься максимально настроиться на эту вибрацию.
33. Это по крайней мере создаёт наиболее благоприятный фон твоей собственной вибрации, который уже помогать начинает тому, чтобы твой организм благоприятно справлялся с каким-то отклонением, возникшем в нём.
34. Но у тебя не получится всегда ходить и вот так вот представлять эту вибрацию, всё время на неё настраиваться. Иначе у тебя отрешённый взгляд будет, и ты можешь наткнуться на что-нибудь, ещё и сломаешь невпопад что-нибудь. Лучше бы этого не было.
35. Значит, ты какое-то время можешь настраиваться. Это сыграет свою роль ещё потом на какое-то время (после того как ты прекратишь на эту тему думать), оно ещё будет сохраняться. Но дальше всё зависит от того, о чём ты думаешь. Чем больше мыслей о какой-то суетности, сиюминутности, тем быстрее начинают преобладать в тебе вибрации того, о чём ты думаешь. Конечно, это вытесняет остальную вибрацию, на которую ты стал настраиваться перед этим, это будет изменять её.
36. Поэтому мы и говорим: на самом деле вы можете легко многие болезни в себе менять. Всё зависит от того, как вы настраиваетесь на гармонию, о чём вы думаете, какой фон преобладает в ваших мыслях.
37. Есть ли положительный настрой спокойствия, тишины, гармонии, которая вас окружает? У вас уникальная возможность на это настраиваться. Вы не находитесь в условиях, где только начинаете настраиваться – тут автобус прорычал, кто-то на мотоцикле пролетел, самолёт там где-то чуть стёкла не выбил пролетел. То есть вас ничего как будто бы не отвлекает, у вас хорошая возможность настраиваться на гармонию окружающего мира, природы.
38. Вот это надо помнить и частенько стараться настраиваться на неё».
39. «И при этом не обязательно на какой-то конкретный больной орган как-то настраиваться?»
40. «Организм это сразу сам начнёт всё выправлять. Даже независимо от того, обращаете на него внимание или нет, организм, определив какую-то неполадку внутри, уже начинает сам направлять все силы к тому, чтобы исцелить это место.
41. И вот тут важно, конечно, подпитать этот организм весь. Не отдельный орган, а вообще организм подпитать, настроить на гармонию. Тогда это наиболее благоприятно начнёт происходить.
42. Но это можно усилить ещё и мыслью своей, ещё дополнительными какими-то образами специфическими. Когда вы и орган можете представить – как вы там что-то можете изменять.
43. Но для этого хорошо бы ещё представить, что за болезнь внутри происходит. Тогда, если этот процесс болезни вы можете увидеть в себе, в своём сознании, – вы можете кое-какие нюансы начать ускорять, менять в лучшем направлении, уже правильно представляя это в своём сознании.
44. Но это уже более сложная ситуация. Тут надо хорошо знать свои внутренние органы и процессы, которые там протекают. Хотя бы более-менее».
45. «Спасибо. Ещё такой вопрос… Не будет ли духовным нарушением с моей стороны то, что мы живём гражданским браком со своей супругой? Ну, таинство венчания приняли и живём пятнадцать лет гражданским браком, не зарегистрировавшись, печати нет в паспорте. Претензий ни у меня, ни у неё нет по поводу того, что мы так живём. А само по себе духовное нарушение в этом есть? Меня спрашивают люди: «Ты зарегистрировал брак?» Я говорю: «Нет». Так это, говорят, нарушение. Вот я и думаю переспросить на эту тему».
46. «…Регистрации играют свою роль, определённую психологическую роль играют и бывают важными. Нельзя сказать, что это обязательно, потому что это только такая человеческая, больше земная сторона жизни и носит условный характер больше.
47. Зарегистрировать где-то свой брак, пойти записать в какую-то книгу – это не имеет к духовности никакого отношения. Это свои придумки государственного такого характера, где у них есть свои условности, добавочки какие-то законные, акты на эту тему. Но это к духовности не имеет отношения.
48. А когда люди венчаются – это их всплеск определённой благодарности, которую они стремятся выразить пред Богом. Человек, когда рад, у него возникает совершенно естественное желание поделиться радостью с кем-то. Или, если ему что-то даётся откуда-то, ему хочется выразить благодарность за то, что ему даётся, когда даётся ему радостное что-то и желанное.
49. Поэтому сам факт венчания, когда это делается со священником, – это нечто такое, что подразумевает совершено естественный порыв ваш выразить благодарность Отцу. Но вы делаете это через священника – того, кто как бы становится свидетелем того, что вы делаете. Это немаловажный нюанс таких интересных таинств.
50. Поэтому, когда вы это таинство обходите, вполне может возникнуть логично вопрос – а у вас что, нет желания выразить благодарность? Или вы делаете что-то нечистое? То есть что смущает? Почему?
51. Я немножко расширяю этот вопрос… А там, где произошли какие-то накладки, у них получается условие – только зарегистрироваться. Они как бы переходят на другую ступень, несколько ниже, и эта ответственность (венчание, благодарение) на них уже повторно не возлагается. Это свой шаг навстречу. Ну, он уже приобретает несколько специфическую такую особенность…»
52. «Дело в том, что я в своё время принял закон венчания. И в принципе каких-то проблем и накладок в том, что мы не расписаны, нет. Поэтому у меня никогда и не возникало каких-то противоречий внутри».
53. «Тогда ещё одну деталь сразу добавим, если уж трогаем несколько шире эту тему.
54. Если венчание случилось со священником, то необходимость регистрации не стоит. Уже смотрите, насколько это удобно и нужно ли это. То есть, может быть какие-то административные обстоятельства требуют от вас каких-то подтверждений документальных. Если в этом возникает необходимость – да пожалуйста, можете. Не возникает – это уже неважно.
55. То есть Я перед этим говорил и для тех, кто, приняв это таинство, ещё не совершил каких-то серьёзных нарушений в этой области, и ему доверяется нести эту ношу. И для тех, кто как-то всё-таки, приняв таинство венчания, допустил серию ошибок, недостойных для верующего. И тогда уже повторно, если человек проявил такую недостойность со своей стороны, ему не предлагается такое же таинство. Тогда для него остаётся только, если уж составлять вновь семью, хотя бы мирскими законами это подтвердить».
56. «Можно ещё вопрос? Мы живём с супругой пятнадцать лет, четверо детей. В общем-то, дружная семья, мы живём хорошо. До этого жили, может быть, не очень, но последние годы – прекрасно. Всё бы хорошо, но есть один маленький нюансик – редкая интимная близость бывает с супругой. Именно потому, что у жены вообще редко желание возникает к этому. Причины такие – усталость, боязнь забеременеть, какие-то болезни по женской части».
58. «В связи с этим у меня просто пропадает ощущение её как жены, вот в чём дело. То есть я начинаю ощущать её больше как сестру. И у меня опасение…»
60. «Даже если это вообще пропадёт?»
61. «Даже если вообще пропадёт. Это не должно быть проблемой. Не должно быть.
62. Проблема будет там, где ты что-то можешь решать, но ты отказываешься решать по какой-то глупой причине. Можешь решить, но ты отказываешься, какую-то условность придумал и запретил себе что-то делать, решать как-то задачу – тогда это проблема.
63. Если совершенно естественным образом что-то происходит и ты не знаешь, как это решить, тогда это не проблема. Это уже относится к опыту, накопленному в генетике, связано с вашей физической оболочкой, вашим родом, какими-то отклонениями болезненными, которые происходили.
64. То есть много разных нюансов начинает играть роль: вообще само общество как формировалось, воспитание того общества… То есть столько всяких мелочей, которые вместе начинают давать такой зримый, ощутимый эффект – какие-то как будто бы отклонения. Но они оказались неизбежны, потому что так шла жизнь, она не была гармоничной.
65. Поэтому вы сейчас не требуйте этой гармонии друг от друга. Слишком все далеки от гармонии оказались. Теперь надо прийти к этой гармонии. Но это долгий путь. Сейчас это долгий путь, отклонение слишком далеко зашло.
66. Поэтому – терпение. Не ожидайте того, что видится хорошим, но в то же время оно как-то не удаётся. Ну, не удаётся – нормально. Тому есть естественные причины, и так быстро не решить эти проблемы. Терпение… и идти дальше».
67. «Здравствуй, Учитель. Вопрос от петропавловской единой Семьи. Пенсионер, член Семьи, попросил денег из кассы под обещание возместить с пенсии, ожидаемой через две недели. И вопрос от пенсионера: есть ли нарушение Истины в том, чтобы так взять эти деньги? Бюджет единой Семьи не опирается на пенсии».
68. «Не надо обещать то, чего в данный момент нет. Ему приходится обещать то, чего нет у него. То, что может быть, но то, чего нет. Он же ведь говорит о будущей пенсии, которую он получит. Её нет, значит, сейчас.
69. Если вы в этом случае что-то упоминаете, то оно не должно быть связано с обещаниями такого рода. Обещать вернуть можно только то, что есть, но в данный момент лежит в другом месте (где-то недалеко, куда просто надо сходить). Сейчас нет с собой, но оно есть, просто лежит в соседней деревне. Оно есть.
70. А тут идёт обещание того, чего нет. Поэтому, если он может обратиться, что ему нужны деньги, дальше не надо обещать: «Я верну, когда получу».
71. И те, кто собирается дать, соответственно должны тоже понимать, что, может быть, когда появится пенсия, что-то возместится, а может быть, и нет. То есть на это уже никто не должен рассчитывать.
72. Тут уже сам человек, получив потом пенсию, решил дополнительно внести деньги туда, откуда ему выделили деньги. Только лишь не как долг, но просто он сам понимает, что правильно будет туда опять внести, иначе будет не хватать этой суммы. И он её вносит по своему желанию, по своему пониманию этой необходимости».
73. «Добрый вечер, Учитель. Я обратился к брату по имени в уменьшительно-ласкательной форме, назвав его Серёженькой. Через несколько дней он проговорил мне, что его это напрягает и что вообще он видит это действие просто ненужным. У меня возникло смущение и вопрос».
74. «Ну, ты говоришь: «Извини, не знал. Хорошо. А как тебе приятней?» Можешь переспросить, чтобы ещё раз какую-то ошибку не допустить. «А можно ли вот так или вот так?» – уточнил».
75. «То есть во всех других ситуациях с другими людьми желательно уточнять: можно ли? Или можно почувствовать?»
76. «Как угодно. Это неоднозначное решение. Если с этим человеком ты уже увидел, что это накладка, ты извинился, потому что по неведению сделал, и уточнил что-то. С другими, может быть, и не будет никакой такой проблемы.
77. То есть так уже сказать, чтоб ты с испугом подходил теперь к каждому, нельзя. Потому что так назвать – это не относится к негативному какому-то, грубому проявлению. Поэтому это всё зависит дальше от специфики».
78. «С этим человеком вопросов нет, то есть там нормально всё. Но дальше как?»
79. «Так как это не является грубым чем-то (как нарушение), то сказать, что с другими тоже теперь будь осторожен, Я не могу, так нельзя будет. У них, может быть, больше ни у кого и проблемы этой не возникнет».
81. «Убираю литургийную дорогу. Лучше будет, благоприятней для меня, для среды, если я буду слушать псалмы на плэйере или если сам буду исполнять псалмы?»
82. «Когда сам исполняешь, это таинство само по себе несёт более активную форму воздействия на окружающую среду, чем когда вы прослушиваете и тоже настраиваетесь на эту волну, с которой пробуете слиться, прослушивая.
83. Когда исполняете, это уже начинается сотворение ваше. Когда вы просто слушаете, вы настраиваетесь, но вы не находитесь в фазе творения. Поэтому, конечно, когда вы напеваете, исполняете молитву сами в тот момент, когда что-то делаете, это фаза творения, и она более активно воздействует на окружающую реальность».
84. «Добрый день, Учитель. Я раньше в своём творчестве всегда исходил из того, что в произведении должна быть какая-то цель, идея какая-то, которую я пытался выразить своими техническими средствами, на которые способен. А сейчас окунулся немножко в другое направление, другой жанр – в танцевальную музыку. И хочу у Тебя уточнить: действительно ли нужна всегда идея какая-то? Или допустимо какое-то такое состояние в творчестве, когда просто из того, что есть, делаешь заводной ритм, несколько красивых аккордов и, в общем-то, нормально?»
85. «Да, это просто радость. Ты просто рад, и ты в данном случае это хочешь сделать».
86. «Этого достаточно как идеи?»
87. «Конечно. И ты изливаешь то, что у тебя внутри находится, посредством каких-то своих дополнительных возможностей, которые в данном случае не у всех в должной мере развиты. Если тебе удаётся интересным образом вылить радость вовне, создав что-то, ну так пожалуйста».
88. «А с другой стороны, нет ли у меня перегиба в том смысле, что, когда я песни, например, сочиняю, мне хочется вложить свои переживания, какие-то более глубокие размышления? Или это тоже допустимо?»
89. «Хочется – сделай. Это потребность человека – излить то, что у него внутри находится. Это нормально.
90. Но по мере того, как человек развивается, чем лучше становится внутренний мир, тем всё интересней ему это будет удаваться сделать. Но это всегда основывается на желании выплеснуть что-то хорошее из себя.
91. Лучше, конечно, ориентироваться в данном случае на что-то хорошее, а не когда хочется покритиковать, хочется подчеркнуть что-то, ткнуть всех в грязь лицом как-то интересно, очень умело. Это ни к чему совсем.
92. Многие находятся лицом в грязи. Куда ещё дальше-то опускать их? Им надо помочь поднять лицо оттуда», – улыбнулся Учитель.
93. «Учитель, допустимо ли детей шести и девяти лет просить помогать по огороду четыре часа?»
94. «Я не могу сказать о каком-то режиме. Надо просто смотреть по тому, как всё получается, как они себя чувствуют. Это надо наблюдать. Это может у всех по-разному получиться. Нет жёсткого закона».
95. «Я их чувствую. Если вижу, что жарко, они устали, я их отпускаю».
97. «Но муж считает, что только два часа, что они маленькие ещё».
98. «Нет нормы такой. Так сухо, без ощущений, нельзя к этому подходить. Тем более что в разные дни они будут по-разному себя чувствовать.
99. Может быть, даже и много дней подряд они какой-то режим в состоянии выдержать. Но вполне может наступить момент, где они будут чувствовать себя не очень благоприятно в этом случае. Опять же, если не чувствуя попробовать заставить их исполнить ту норму, которая замечательно до этого исполнялась, их можно надорвать в этот один день. То есть всё равно чувствовать надо. Нельзя сухо подойти».
100. «Здравствуй, Учитель. Подскажи, пожалуйста, были ли правильными такие мои действия? В доме была ситуация сложная, а на следующий день я у жены спросил: «Как ты себя чувствуешь?» Она ответила: «Никак». Потом я спросил: «Как у тебя отношение ко мне?» Она пожала плечами: «Не знаю». Правильно ли мне было спрашивать это?»
101. «Второе – неправильно. То, что интересуешься, как настроение, как состояние, – это нормально».