Двадцать седьмое декабря. Встреча с Учителем после слияния в канун приближающегося Безвременья.
2. «Учитель, помоги мне разобраться с моей грубостью. Правильно ли я понимаю, что если у меня возникло недоверие к священнику и я предложил ему разобрать смущающие ситуации, то, если он этого не делает, тогда это меня уже не должно беспокоить и волновать?»
4. «Я предложил ему встретиться в удобное для него время, чтобы мы эти ситуации рассмотрели. Он сказал, что сам приложит усилие, чтобы мы встретились. Но больше мы не встречались».
5. «Ну да, можно пока не настаивать, веруя в то, что он всё-таки пробует найти эту возможность. Но через какое-то время вполне можно будет обеспокоиться, почему этого нет.
6. На самом деле, если человек встал на Путь Истины и не проявляет активность в стремлении найти возможность для такой беседы, о которой было упомянуто сейчас, то это говорит о том, что он не следует законам Последнего Завета, он противодействует развитию того, чему здесь предначертано развиваться».
7. «А если прошло уже два, три месяца?»
8. «Вот теперь уже где-то надо попробовать вам всерьёз поднять вопрос. Пусть попробует логично теперь пояснить, почему он это не сделал. И у него должно быть всё логично, где должно быть однозначно видно, что это действительно было просто невозможно. Если этого он сделать не может, это его большая ошибка. Он нарушил Закон, который должен блюсти, обязан».
9. «Меня беспокоит такой оттенок, что, когда я прихожу на литургию, я пробую слиться со священником (он же там ведущий), пробую петь, но у меня возникает волна требования к нему».
10. «Верно, всё верно. Это его большая ошибка, Я сказал. Священник не имеет права допускать такие ошибки, потому что это то, что он должен других подталкивать делать, наставлять, помогать делать. Это очень важное таинство – выстраивание ваших отношений друг с другом, и это грубое нарушение с его стороны».
11. «Я хочу спросить про свои усилия».
12. «Ты стремишься оправдать».
13. «Я его стараюсь оправдать. Я понимаю, что он делает так, как может, как способен делать».
14. «Да. Теперь ты поднял вопрос, теперь его надо будет рассмотреть уже с других сторон, уже не со стороны твоей. Это церковный вопрос, это уже общесемейный вопрос, всей Семьи верующих. Это проблема. Теперь будет решаться это по-другому уже».
15. «Я хочу в себе разобраться. Если у меня сейчас на литургии возникает требование к священнику, я пробую это решить в себе».
16. «Ты не сможешь довериться, если есть накладка такая. У тебя не будет комфорта внутри. Теперь надо решать эту проблему. Ты столкнулся с тем, чему действительно уместно выразить недоверие. Это не просто один, два, три дня (тут ты должен обязательно установить в себе равновесие и просто с доверием отдаться этому событию).
17. Но ты назвал сроки, где уже уместно говорить о недоверии. Уже трудно будет, Я думаю, священнику найти логическое объяснение тому, почему ему не удавалось это сделать. Что это за пожар, который он срочно тушил и не мог оторваться, иначе погибнут люди? Потому что объяснение должно быть аналогичное, очень серьёзное, где просто нельзя отойти в сторону».
18. «Здравствуй, Учитель! Является ли слабостью мужчины такое проявление? На собрании в адрес сестры шли грубые высказывания и претензии, на что она эмоционально отреагировала. Я приобнял её, чтобы успокоить. После чего она разревелась у меня на плече. Вместе с ней заплакал и я».
19. «Так про какую слабость ты говоришь – про слёзы или про грубое обращение?»
20. «Про слёзы, про мои слёзы».
21. «Ну и ладно. Нестрашно, нормально.
22. У мужчин чаще сдаёт сердце только оттого, что они не позволяют себе поплакать, они считают это недостойным. И здоровье их сильнее подкашивается, чем у женщин. Женщины проще доверяются эмоциям, и им легче становится переносить определённые трудности. А мужчинам нет.
23. Именно оттого, что они стараются держаться, чтоб выглядеть по-мужски, их нервная система, их сердце не выдерживают такой нагрузки. И поэтому они быстрей уходят из жизни, чем женщины. То есть они в этом отношении имеют серьёзную такую слабинку, уже в отношении своего здоровья, именно благодаря психологическим установкам.
24. Слёзы не случайны. Это природное явление, оно играет свою роль. И тут уже надо смотреть. Одно дело, позволять себе слёзы по любому поводу. Это есть невоспитанность, порой бывает просто каприз. Но есть обстоятельства, где как-то так «цементировать» свою мимику, чтоб никак не допустить каких-то якобы присущих только женщинам явлений, – это ненормально, так нельзя.
25. Ну, заплакал так заплакал. Ну что ж, бывают такие обстоятельства, где, чувственно если их воспринимать, слёзы могут появиться. Это просто спутник определённых чувственных переживаний – слёзы. И если вы развиваете прежде свою чувственную сторону, а не какое-то у вас каменное сердце, тут это совершенно естественно будет для вас».
26. «Когда я зашёл в помещение, мне было стыдно смотреть в глаза братьям и сёстрам. Уместна ли эта стыдливость?»
27. «Нет конечно. Но ты же сразу задаёшься вопросом – а почему тебе стыдно? Ты сделал какое-то нарушение? В чём? Или ты сразу подумал, что они теперь начнут тебя обвинять?
28. Такая стыдливость как будто бы уже неизбежно становится связана и с твоим осуждением в отношении своих ближних. Ты допустил мысль, что они о тебе подумают плохо. А они могли этого вовсе и не думать».
29. «Когда на собрании кто-то искренне кается, со слезами, и если у меня такое же слезливое состояние появляется, то это тоже нормально? Стесняться не стоит?»
31. «Учитель, будет ли правильным отказать приёмному сыну в денежном содержании, если он, находясь на учёбе в городе, не посещает занятия и не работает (ему шестнадцать лет)?»
32. «Ты спрашиваешь обстоятельство, за которым следит закон государства, наверное. Или про что ты спрашиваешь?
33. Если государство тебя обязывает, то куда ты денешься? Если не обязывает, такие допустимы обстоятельства, когда ты можешь оговорить это явление и, вместе с ним обсудив, показать, что ты вынужден будешь не помогать, потому что ты непонятно на что даёшь деньги. То есть так допустимо.
34. Но настолько ли ты свободен от законов государства? И не потребует ли оно от тебя что-то всё-таки сделать, несмотря на то, хочешь ты или не хочешь и как ты это понимаешь?»
35. «То есть я правильно понимаю, что можно с сыном поговорить, объяснить, а уже потом посмотреть, каков будет результат? Можно будет и поменять потом решение?»
36. «Да, да, да. Это всё явления, которые вы можете пробовать делать, и дальше смотреть на развитие обстоятельств. Потому что, пока вы в государстве живёте, вы будете, порой, вынуждены следовать тем или иным законам, чтобы не вступать в слишком большие какие-то неприятные обстоятельства, очень шумные».
37. «А правильно ли само моё понимание, что он уже сам выбирает свой путь и желательно ему самостоятельно себя содержать, обеспечивать и организовывать?»
38. «Ну, так-то да. Но ты должен грамотно ещё взвешивать. Он может выбрать нормальное что-то – поучиться на кого-то, но у него может не быть возможности содержать себя в том месте, где он учится. Поэтому логично будет попробовать ему помочь.
39. С другой стороны, вы эту часть изначально должны оговорить, и он тоже должен понимать: если он хочет учиться там-то или там-то, это может стоить столько-то или столько-то. И тогда уже посмотреть по факту, а в состоянии ли вообще папа это обеспечить. Если он не в состоянии, тогда нет смысла и выбирать.
40. То есть это всё должно быть разумно взвешено, а не так: «А я вот поступил туда-то, но там надо много… Вот теперь крутись, папа. Мне надо выучиться». Так неверно».
41. «Здравствуй, Учитель. Я хотела бы попросить Твоей помощи в такой ситуации. У меня в последнее время начала закрываться природа к мужу, и возникли большие страхи по этому поводу: страх, что останусь одна…»
42. «И что ты хочешь спросить? Надо ли бояться остаться одной? Или что?»
43. «Я хотела бы, конечно, пока это возможно, сохранять семью. С его стороны отношение ко мне намного улучшилось».
44. «Так теперь что ты хочешь спросить?»
45. «Хотела бы спросить: как избавиться от этих страхов и как мне сохранить семейную жизнь?»
46. «Так нельзя. Одним вопросом все проблемы не надо спрашивать. Ты в одном вопросе задаёшь что-то множественное… «Избавиться от страхов» – а задаёшь один вопрос. И как одним вопросом ответить на многое, что у тебя там может быть? Или может ещё быть то, чего сегодня нет, завтра может появиться.
47. Так вот Я тебя и переспросил перед этим: ты хочешь спросить, надо ли бояться остаться одной или не надо? Попроще посмотри на каждый отдельный свой страх.
48. Если надлежит остаться, останься. Улыбнись, будь благодарна, если такому быть. Но это представлять нет смысла. Будет ли такое – ты не знаешь. Но если всё-таки тебя донимает твой страх, ты ему и ответь: «Но если такому быть – ну и пускай, ну ладно»».
49. «А как мне тогда быть, если у мужа желание ко мне в последнее время всё чаще и…»
51. «Как мне быть, когда у меня природа закрывается и мне не хочется этих отношений?»
52. «Это как раз то, что вы должны были вместе и решать, не доводя до вот этого состояния. Потому что, если у тебя она не откроется, он не откроет и вы, вместе беседуя откровенно, не сдвинете эти створки закрывающиеся в обратную сторону, – никак Я тебе не подскажу… А как?
53. В этом нельзя заставить себя, ещё хуже будет. Вот это психологически вы и должны решать, эту тему. Где всё, что тебя пугает, настораживает, вы откровенно должны обсуждать и искать пути, как это смягчить, убрать, открыть твоё доверие. У тебя доверия недостаточно.
54. Но это может быть либо только от твоих пустых страхов, либо от обоснованных страхов, которые действительно навязываются поступками мужчины. И то, и другое может быть. Но чтобы выяснить, что именно, для этого нужна откровенная беседа. Где всё, что от вас зависит, вы должны решить».
55. «Знаешь, Учитель, мне хочется мужа обнять, хочется к нему прижаться…»
57. «Но у него в этот момент, когда он отвечает на мою нежность, возникает ко мне желание как к супруге».
58. «Проговаривайте всё и действуйте. Не тормози там, где что-то хорошее с твоей стороны проявляется, не останавливай себя. Ну а там, где что-то пока не получается, беседуйте, рассматривайте вместе. Но где всё это рассматривать надо бережно, с любовью, по-доброму. Никаких строгостей, никаких намёков на виноватость. Просто вместе аккуратно всё посмотрели».
59. «И ещё. Недавно я почувствовала глубинную обиду на мужа за то, что много лет назад он предложил мне спать под разными одеялами».
60. «Ну так а чего ж ты обиделась? Вот это твоя ошибка».
61. «Мне его тогда не хватало, мне хотелось быть ближе к нему».
62. «Неважно, хватало – не хватало. Обидеться ты не должна была. Это большая ошибка, которая даёт свой след. И если ты ещё не простила за всё это, внутри не проработала это обстоятельство, это тоже ложится в копилочку неприятностей, которые ты потихонечку собираешь. И вот так начинает всё закрываться».
63. «Но мне казалось, что я проработала и обиды уже нет, а совсем недавно прилегла к нему на плечо – и вновь ощутила глубинную обиду».
64. «Сразу опять же начинаешь над ней работать. Тут же, как только она всплыла, тут же начинаешь перерабатывать её в своём сознании, как в мясорубке, чтоб из этой мысли только один фарш остался».
65. «Понятно. Но у меня какое-то очень чувственное переживание было».
66. «Понятно, понятно. Вот обязательно работа нужна».
67. «Но это переживание закончилось очень сильным моим кашлем, я три часа не могла остановиться».
68. «И ладно, и ладно. Работай над тем, что у тебя в голове формируется от этих обид, над этими мыслями. Их надо перерабатывать, настраивать в правильном русле и стараться верить в то хорошее, что всё-таки ты оказываешься в состоянии найти.
69. Но это должно быть что-то оправдывающее, где ты найдёшь те ключики, которыми легко можешь закрыть эти неприятности, чтоб они у тебя не вскрывались больше».
70. «Понятно. Спасибо большое, Учитель».
71. «Учитель, у меня вызвала смущение ситуация, которая происходит у нас на утреннем круге. Один псалом, который мы поём, взявшись за руки, содержит в себе всего два слова: «Господи, благослови!» Я все эти годы жил с пониманием, что верующий человек специально не просит того, что ему и так даётся в обилии».
72. «Это допустимо. Как псалом – допустимо. Это как поэтический образ такой, творчески выраженный. Тут можно такое допустить. Это не индивидуальное обращение человека к Богу, это такое коллективное творчество, где допустимы такие выражения».
73. «Правильно ли я понял, что мы можем, придя на собрании к единому пониманию, какой-нибудь другой псалом спеть в этом месте?»
75. «Следующий момент. У меня осталась в памяти подсказка, что когда мы все встаём в круг, взявшись за руки, и начинается священное таинство, то тут лучше не петь, лучше мыслеобразами поработать, руки поднять».
76. «Сказать, что для любого круга только одно состояние, – так нельзя. Смотря с какой целью вы встали в круг. Но исключить песню? Не надо исключать так категорично. Возможно такое.
77. А то получится: в круг встали – надо молча, а спеть хочется. Ну, тогда встали квадратом, да? Для квадрата ничего не было сказано. Тогда спели», – улыбнулся Учитель.
78. «Учитель, родной! Нарушу ли я Истину, если не подниму вопрос о нарушении брата при вступлении его в группу? Полтора года назад у брата были интимные отношения с женщиной, семью с которой он не собирался составлять. В то время он был разведён с женой, но после развода у них с женой были интимные отношения. Сейчас жена его находится в миру. Кроме нас четверых об этом поступке брата никто не знает».
79. «Если жена не составила новой семьи, то они продолжают быть мужем и женой».
80. «А можно мне не поднимать вопрос, потому что для второй женщины это будет очень тяжёлым психологическим ударом, если это будет подвергнуто огласке? Обязательно ли это разбирать?»
81. «Про удар лучше не думайте. Вы видите неправильным и хотите разобраться в этом, хотите понять, насколько правильно было то или иное обстоятельство. При разборе вы прежде должны преследовать цель научиться чему-то, для себя понять.
82. То есть вы касаетесь какой-то темы в каком случае? Когда она вас смущает. Но это может быть либо действительно неправильное обстоятельство, либо у вас в голове неправильный ориентир. От чего-то у вас возникает смущение.
83. Поэтому, когда вы преследуете цель рассмотреть какое-то негативное явление, смутившее вас, это должно быть связано именно вот с этим последним обстоятельством – когда вы беспокоитесь о своём правильном восприятии чего-то (по всей видимости, нормального, но вас оно смущает). Что у вас в голове мешает это увидеть нормально? Вот с этих позиций вы и поднимаете те или иные темы, чтобы ещё раз уяснить.
84. Но одновременно, при выяснении, это вскроет, конечно, всё, что с этим на самом деле связано. И каждый участник этих обстоятельств тоже по-своему начнёт думать на эту тему. Может, у кого-то тоже свой взгляд, который он считает правильным, а на самом деле он неправильный. Это же и ему возможность всё рассмотреть.
85. На самом деле все ваши стремления рассмотреть какое-то негативное, смущающее вас явление должны быть нормально восприняты. Не пугайтесь вы этого обстоятельства. Вы, бывает, закрываетесь, вы уже наперёд думаете, что вас осудят, что кто-то кого-то осудит , и вы пугаетесь и сдерживаетесь.
86. У вас изначально вот этот подход к обстоятельству неверный, неграмотно проявляется. Только одно должно вами владеть в этом случае – стремление набраться мудрости, понять, что вам мешает увидеть это обстоятельство с положительной стороны. Потому что вы как будто бы и должны допускать, что оно, наверное, правильное, но что-то вас смущает».
87. «Учитель, а если брат не захочет рассматривать эту ситуацию, тогда как мне поступать?»
89. «А как же приём в группу?»
90. «А это Семья решает вместе, это не ты решаешь одна».
91. «А Семья ничего не знает об этом поступке».
92. «Но он же не хочет рассмотреть. А тогда это уже Семья должна задать вопрос, а не ты».