Повествование от Вадима

Часть 19

Глава 36

Из встреч с Учителем после слияния шестого и тринадцатого декабря.

2. «Здравствуй, Учитель! Как мне поступить в такой ситуации? Мы приходим с другом к нему домой, и его мама спрашивает: «Ты опять накурился?» Он говорит: «Нет». А потом она у меня спрашивает: «Он курил?» И что мне делать? Если я скажу «нет», я совру. Если скажу «да», я от друга получу по шее», – прозвучал вопрос от ребёнка.

3. «Выбери, чему ты будешь следовать. Тогда уж и с другом так разговаривай: «Я к тебе могу пойти, но мне придётся сказать правду. Так что ты уж реши, можно к тебе в гости идти или нет». Пусть он сам решит.

4. Конечно, правильней быть правдивым. Но тогда уж ты договорись с другом, что ты-то будешь говорить правду. Поэтому пусть он сам решит, будет он с тобой дружить или нет.

5. Но друг – это тот, кто стремится помочь тому, кому он стремится быть другом. Это не тот, кто способствует гибели человека. Ведь сейчас курить – это очень неполезное занятие. Очень! Поэтому, если ты будешь способствовать, помогать ему это делать, значит, ты не как друг поступаешь, не по-дружески.

6. Друг – это тот, кто может одёрнуть, остановить, дать хороший совет и не поддерживать своего друга в каких-то ненормальных делах.

7. Так что ты уж с ним пообщайся, и пусть он сам решит, будет он с тобой дружить или нет, позовёт тебя в гости или нет, потому что, если тебя спросят, ты скажешь правду. Понятно?»

8. «Спасибо, Учитель».

9. «Не было ли с моей стороны грубостью или осуждением сказать такие слова: «Ты встал в дверях, сам не входишь и другим не даёшь»? Это было в ситуации, когда я пришёл к человеку уточнить фактическую сторону смутившего меня обстоятельства. Он мне сказал: «Давай начистоту. Чем я тебе не угодил? Что ты ко мне привязался?» И я не нашёл ничего лучшего, чем выразить такими словами своё чувственное состояние».

10. «В данном случае было если так прямолинейно сказано, то неуместно. Это могло быть образное начало того, что дальше ты скажешь конкретно уже. Не образно, а уточнишь. То есть ты мог бы сказать, что в его действиях тебе видится вот такое вот обстоятельство, когда он как будто бы сам встал и не проходит и другим не даёт пройти.

11. Но дальше требуется уточнение, что именно на самом деле… Он тебя прямо спросил: «Что? Начистоту…» Он же тебя спросил? Вот тебе и надо было ответить, что именно уже дальше видится тебе неправильным, где ты хотел бы уточнить позицию, почему так делается.

12. Может быть, его мотивы были бы способны оправдать его действия, а ты просто для себя хотел бы как-то это понять. Но нужны более конкретные дальше пояснения. Но так сразу в лоб сказать, повернуться и пойти… И чего тогда приходил?»

13. «Разговор-то продолжился».

14. «Вот Я тебе говорю тогда: это не должно быть сразу как обвинение какое-то. Ты высказываешь тот образ, который у тебя возник по поводу каких-то его действий (что тебе увиделось, что это похоже на такое вот обстоятельство). И где дальше ты хотел бы уже перейти к более конкретным деталям ваших взаимоотношений. И где ты постараешься понять для себя мотивы, особенности того, что ты увидел, что тебя смутило. Не принести ему мудрость, что он неправ, а самому понять.

15. Ведь главное в ваших взаимоотношениях – это стремление понять поведение ближнего. Когда вы, слушая, можете легко увидеть границу между тем, когда человек, поясняя свои действия, сам начинает смущаться своих действий, то есть уже начинает подразумевать их ошибочность, и тем, когда он поясняет и говорит это настолько твёрдо и уверенно, что видно, что это его особенность на сегодняшний день.

16. И её вам не поменять. И не надо этого делать. И делать это будет неправильно вообще. Это особенность, где вы, приняв к сведению, дальше с пониманием отнесётесь к таким обстоятельствам и не будете больше его за это осуждать. Пока это ему присуще.

17. Но если в процессе разговора он проявил сам смущение и хотел бы разобраться в том, что он делает, тогда он это проявит и у вас появится возможность дать какие-то подсказки, пояснения, которые, на ваш взгляд, видятся наиболее точными: в том или ином обстоятельстве как нужно было бы себя повести. И тогда другой род разговора может произойти».

18. «Учитель, я шёл по дороге и встретил трёх подростков, они общались между собой. Потом один подросток переключился на меня и проговорил такую фразу: «Ну, и куда мы идём?» И у меня сразу сложилось такое ощущение, что он хочет похорохориться перед друзьями…»

19. «Это однозначно негативное, неправильное решение, внутренний образ неправильный».

20. «То есть может такое быть, что мне самому присуще так действовать (хорохориться перед друзьями), поэтому я и перенёс на него это понимание?»

21. «Если внутри возникает неправильное понимание, оно связано с тобой. Тут дополнительно уточнять уже нет смысла, – улыбнулся Учитель. – Вот до этого Я говорил об обстоятельствах, связанных с умением понимать то, что касается другого человека, кто бы он ни был. Когда ты с пониманием начинаешь относиться, всё становится гораздо проще.

22. Если вы относитесь к действиям ближних, сравнивая только с собственными какими-то установками, накладки всегда будут возникать. Потому что действия ближних будут, как правило, не согласовываться с тем, что вы представляете себе по поводу тех или иных взаимоотношений людей.

23. Поэтому, с пониманием когда вы относитесь, вы позволяете человеку делать то, что ему присуще. Но не рассматривайте, не торопитесь рассматривать это с негативной стороны.

24. Сначала надо посмотреть с положительной стороны. Потом это можно отдельно переспросить, чтобы уяснить для себя, для чего так было сказано, что двигало-то, чего хотелось-то: «Можешь сказать? Меня смутило это действие. Что хотелось-то сказать?» И можно услышать пояснения, на которые ты улыбнёшься и махнёшь рукой, скажешь: «Нормально». То есть вполне можно услышать такое какое-то пояснение.

25. Но лучше сначала додумать хорошее. Это и есть первая задача верующего человека. Что бы ни произошло (и особенно то, что может вас ущемить), вы стараетесь сразу преобразовать это в положительное понимание какое-то, вставить какой-то образ взамен того, который всё время напрашивается в этом случае у вас внутри и соблазняет вас обидеться, расстроиться.

26. Вы заменяете его другим образом каким-то, насколько вы в состоянии создать этот положительный образ и также шутливо отреагировать. Он говорит: «Ну и куда мы идём?» – а ты говоришь: «Я не знаю, куда вы идёте. Вроде стоите». Ещё что-нибудь, как угодно, но ты можешь в шутку также ответить.

27. А потом, если всё-таки тебя смутило, остался какой-то штришок тёмненький внутри, отдельно поговори: зачем так было сказано? Тебя смутило это, и ты просто хотел бы уточнить, почему это было сказано, для чего.

28. И ты можешь прорисовать то, что тебя смутило, какой у тебя образ напрашивается, можешь тоже его проговорить: «Меня смутило, потому что мне показалось вот так вот. А как было? Так ли?» И либо там пойдёт подтверждение, либо он совсем другое что-то скажет, на что можно, как Я уже сказал, улыбнуться и махнуть рукой».

29. «То есть вот это моё домысливание меня как бы перекрыло, и у меня пошло…»

30. «Да, и ты стал действовать согласно первому домысливанию, которое возникло. А оно негативное. Это делать было неправильно».

31. «То есть мне надо было максимально взять себя в руки и максимально по-доброму начинать себя вести?»

32. «Конечно, конечно. А потом переспросить.

33. Вы живёте в условиях, где вы учитесь выяснять эти обстоятельства для себя, учитесь познавать мотивы ближних, потому что вы учитесь их понимать.

34. Где, Я уже подсказал правило, есть разные варианты: когда вы говорите с ближним, он либо начинает сомневаться в своих действиях (и у вас появляется возможность добавить что-то, подсказать), либо уверенно что-то проявляет (тут вы понимаете, что что-то предлагать бессмысленно: человек уверен, он считает, что он прав, он не сомневается в своих действиях).

35. Ну, не сомневается так не сомневается. Ты делаешь у себя пометку, что есть такая особенность, и относишься к этому уже с пониманием. То есть не торопишься обижаться. Если присуща человеку какая-то вольность, какая-то особенность, к этому надо уметь мирно относиться, не ходить дёргаться рядом с ним, всё время требуя от него другого поведения. Он по-другому не поведёт себя».

36. «И не обязательно копаться в себе: что это у меня? какие мои страхи подтолкнули меня к такому негативному выводу?»

37. «Нет, возможно такое, что ты посмотришь внутри себя, что задело у тебя. Но это для того, чтоб ты мог работать. Ведь если ты сразу не выяснишь, ты пойдёшь и тебя будет глодать ситуация. И внутри, что-то рассматривая в себе, ты найдёшь какие-то пояснения, которые могут уже (пусть не полностью, но частично) смягчить эти внутренние переживания. А потом окончательная беседа с этим человеком может и вовсе всё развеять.

38. Это внутренняя работа, она возможна. Но лучше учиться искать положительное. Потому что даже такие безвинные обстоятельства порой легко могут вас спровоцировать на что-то, что является вашей серьёзной слабостью. И тут хорошая возможность над этим поработать.

39. Тем более если это касается подростков. У них некоторые нюансы между собой наработались упрощённо и в игровом режиме. Где они, не подразумевая чего-то негативного, не желая принести боль и обидеть как-то, могут какую-то вольность, которую между собой легко применяют и на которую сами не обижаются, применить к любому взрослому также. Пусть не регулярно, но в какой-то момент так – раз – и получилось.

40. Хотя никакого негативного замысла могло не быть, да и наверняка у них этого не бывает. Они просто у нас здесь так немножечко свободно воспитываются и имеют те вольности, которые обычно не позволяют себе подростки уже в других местах.

41. Поэтому со школьниками верующих в местной школе уже не знают что делать, как вести себя. Потому что как на них повлиять? У них слишком вольное поведение, без страха.

42. Но это и хорошо. И в то же время кое-чего не хватает, получается. Некоторой культуры, некоторых нюансов.

43. Желательно обращать на это внимание и потихонечку это воспитывать. Но аккуратно, чтоб это не было что-то сухое, воспитанное внутри, а чтоб к этому с душой можно было бы подойти самому ребёнку, чтоб он мог чувственно хорошо это воспринимать и выражать что-то (если уж говорит что-то, то это от чувств его идёт, а не потому, что так надо, что так правило гласит)».

44. «Спасибо».

45. «Я всегда срываюсь, когда кто-то при мне Тебя ругает. В миру это было часто, до приезда сюда».

46. «И вопрос?»

47. «Я не знаю, как мне уменьшить свою реакцию в этом отношении. Она у меня очень эмоциональная идёт, когда я хочу остановить человека».

48. «Покрути ручку громкости», – улыбнулся Учитель.

49. «Не получается. Я всегда очень переживаю за человека в этот момент».

50. «Это работа, внутренняя работа, которой ты будешь учиться (и учатся все) в течение всей жизни. То одно будет задевать, то другое будет задевать. И нельзя сделать так, чтобы тебя не беспокоило то, что видится и на самом деле является нарушением каким-то. Это не может не беспокоить.

51. А дальше – поведение. За поведением уже надо следить. «Срываюсь» – это означает накричала, унизила, ударила».

52. «Да, именно накричала».

53. «Но смотря ещё как кричала. Пока Мне сейчас сложно представить, что ты там делаешь. Может быть, ты просто повысила голос, а тебе кажется, что ты уже кричишь. Либо действительно встала и орёшь так, что аж трясётся всё вокруг, дребезжат стёкла. Что именно ты делаешь? Что подразумевается под словом «крик» у тебя?»

54. «Я пытаюсь остановить человека, чтобы он не говорил этого, и пытаюсь сказать ему, что хула на Святой Дух – это самое страшное преступление, не надо этого делать».

55. «Если он не понимает, ты идёшь дальше, ты ничего не сделаешь, с пониманием надо относиться.

56. Сегодня Я, видите, уже неоднократно делаю ударение на очень важном – вырабатывать в себе понимание. С пониманием относиться к тому, что ты понимаешь уже, – это просто. Надо с пониманием ко всему отнестись, понять, что происходит с каждым, что кому присуще. Когда ты знаешь, что человеку этому присуще, и ты перестаёшь осуждать его, это и есть с пониманием к нему отнестись.

57. С пониманием – это не значит одобрить, сказать: «Хорошо! Замечательно!» Нет. Это когда ты перестаёшь осуждать, перестаёшь нервничать слишком, то есть тебя это уже не раскручивает, ты просто понимаешь, что в данном случае человеку этому присуще.

58. И ты не исправишь своей беготнёй, какими-то криками, нервничанием своим, никак ты эту ситуацию не исправишь. Но атмосферу ухудшишь дополнительными своими внутренними этими проявлениями требования, которые не смогут нормально дать необходимый плод».

59. «То есть промоделировать это невозможно? Это неправильное действие? А реакция верная, только очень бурная?»

60. «Конечно. Ну да».

61. «Я не знаю, как мне себя вовремя…»

62. «Что? Язык прикусить вовремя?»

63. «Да, вот именно. Не получается».

64. «Ну, это уже учись. Тут Я тебе не дам какую-то рекомендацию, прищепку или ещё что-то. Это уже как раз то, чему учиться надо, только от человека зависит. Тут нельзя ему вручить какой-то механизм, где он сразу сунул туда лицо, его зажало – и он не может ничего сказать и мимику изобразить какую-то. Это только то, что вы должны сами выработать.

65. А внутри это не погасишь. Если (ещё раз повторяемся) вы действительно видите что-то неправильное, то внутренняя реакция, не принимающая это неправильное, нормальна, потому что действительно неправильное что-то происходит».

66. «А можно как-то уменьшить вот эти переживания за этого человека? Я переживаю, что он это делает».

67. «Чем больше ты будешь учиться понимать, с пониманием относиться к ближним, чем больше это будет получаться у тебя и делаться тобой (а раз делаться будет, то ты обязательно будешь развиваться в этом случае), тем меньше это будет проявляться.

68. Но это зависит ещё и от особенностей человека, его индивидуальных особенностей. Это может не измениться (или поменяться очень мало) в течение всей жизни. Ты можешь до конца дней так и не убавить до желаемого, низкого какого-то, уровня эти проявления в силу только того, что, может быть, это тебе особенно присуще. И тем более это может быть особенно связано с каким-то аналогичным опытом, не маленьким опытом.

69. Поэтому ты работаешь не только над сегодняшними характерными особенностями своей психики, своего природного тела, которым ты обладаешь в данный момент, но и с тем опытом, который у тебя был. Ты и с ним начнёшь работать одновременно. А это может быть запас немаленький.

70. Поэтому надо просто терпеливо делать, стараться. И нет такой таблетки, которая быстро могла бы это изменить. Это труд. И от того, как вы трудитесь и каков был ваш опыт раньше, будет зависеть, как скоро вы победите».

71. «Учитель, я услышал от брата другой национальности такие высказывания: «Что вы собой представляете, русские? Да вы никчемность, вы ничтожества! Вы как жили в землянках, так и живёте». Я никогда не был националистом и фанатиком какой-то одной национальности, но…»

72. «А тут зажглось, да?»

73. «Впервые в жизни ощутил очень серьёзную боль, опустошённость, такую, что даже не захотелось с ним вступать ни в какие дискуссии. Что это со мной произошло? Эгоизм… за русский народ?»

74. «Ну да, эгоизм. Да просто эгоизм. Ты же принадлежишь к русскому народу, поэтому тебя и зацепило.

75. Не просто в принципе о русском народе волнуешься, а ты же принадлежишь к нему. Поэтому сейчас это тебя прежде касается, что ты никчёмный и в землянке живёшь», – сказал Учитель под смех слушающих.

76. «Ну да. Правильно я сделал, что не стал с ним вступать в дискуссию?»

77. «Правильно, конечно. Не надо было вступать. Сказать: «Да, вот мы и дождались Христа. Он к больным же приходит, а не к здоровым»».

78. «Так я ему и сказал: «Учитель-то тоже русской национальности». Тут он стушевался».

79. «Но ты, видишь, попытался его поправить. Ты бы принял свою малость, сказал: «Да, больные. Ну вот мы и дождались. Сейчас вот поможет нам Учитель выбраться из землянок», улыбнулся. К этому проще надо попробовать отнестись. В другой раз будь мудрее.

80. Потому что это на самом деле болезнь всех людей, и особенно малых народов. Чем меньше народ, тем сильнее это может их задеть. Но это просто сложилась такая психологическая ситуация, потому что люди пока ещё не могут понимать, что они дети одного Бога. Они делят себя на разные национальности, ещё пока не доросли до понимания единства.

81. И пока это внутри сидит, оно и не даст соединиться, то есть всегда будет держать вас на дистанции. И если вы вместе что-то будете строить, то, пока вот эта внутренняя преграда не уйдёт, вы будете просто сообщество разных людей, но Семьёй одной не будете.

82. То есть вы просто разные люди, в силу экстремальных условий попытавшиеся делать что-то одно во спасение. Но как звери. То есть на время пожара соединились и побежали галопом в каком-то направлении все вместе. Друг друга есть как будто недосуг, надо спасаться от огня, и поэтому бок о бок там тигр с козлёнком бегут, чешут, потеют… Там им сейчас не до того, чтоб есть. Какой там есть!

83. Но однажды один кто-то, конечно, с удовольствием облизнётся, посмотрит (где-нибудь, уже когда удрали подальше, вроде бы миновала опасность): «Может, закусим теперь?» Уже так посмотрят друг на друга, – улыбнулся Учитель. – А пока да, в трудных условиях они все дружная семья такая… несутся – пыль столбом.

84. Так и здесь. Если вы взялись строить единство, то, пока вот эти барьеры внутренние не уйдут у вас, единой Семьи не будет. Вот это надо – умение ощутить себя как одно целое.

85. Не придираться к тем нюансам, к которым уже привыкли и которые психологически делят людей между собой. Надо обойти эти все нюансы, придуманные человеком, которые только усугубляют разделение людей между собой, укрепляют, поддерживают. Надо уметь от этого отказаться.

86. Это всё формальность, которой вы просто временно можете пользоваться. Но отнеситесь к этому как к совершенно пустой условности. Вы дети одного Бога. Вы все одинаковы, у вас один и тот же человеческий опыт, который вы накапливаете и призваны развивать.

87. Делит вас между собой только ваш личный опыт: у кого он больше, у кого меньше; кто мудрее уже стал, кто ещё пока не успел набрать мудрости. Только разность вот этого опыта вас отличает друг от друга.

88. Но все остальные таблички – это таблички. Просто пришиты к вашей одежде разные таблички, шевроны, надписи какие-то. Вы же должны увидеть человека, а ваши глаза быстренько ищут эти знаки отличия.

89. То есть привычка уже искать это отличие, на нём концентрироваться – это слабость. Это отсутствие мудрости, и ещё это отсутствие понимания Истины. Оно и вынуждает людей вот так быть действительно – как звери больше, но не как настоящие дети Бога.

90. Потому что дети Бога – они одна Семья. Они дети одного Родителя, им нечего делить между собой, они одну задачу исполняют. А раз делятся, значит, ещё не дети Бога. Значит, ещё животные, которые делятся на разные классы, подклассы (чешуйчатые, лохматые и так далее). И каждый ещё отстаивает свою позицию (что лохматость эта – данная Богом, её надо хранить; другой чешуйчатость отстаивает), такие все ортодоксы.

91. А на самом деле только улыбнуться можно. Но, опять же, надо с пониманием к этому отнестись. Если с пониманием не отнестись, можно просто сгореть. Наблюдать всё это – и в пену превратиться, и исчезнуть, – улыбнулся Учитель. – Только с пониманием надо к этому отнестись, тогда ещё как-то, может, внутри найти можно будет равновесие и поспокойней глянуть на это безобразие».

92. Завершая встречу, Учитель сказал: «Надеюсь, вы обратили внимание на то, что Я подчёркивал уже сегодня ещё разок о том, что касается понимания. Отнестись с пониманием – это очень важный момент. Очень важный!

93. Это то, что позволяет взрослым не так уж сильно обижаться на детей, когда дети шалят. Где вы уже с пониманием их воспринимаете: это дети. Когда кто-то разнервничается, другой начинает его поправлять: «Да ладно тебе! Это ж ребёнок». То есть вы уже как бы начинаете поправлять, что с ребёнка как будто и спрос другой. Это и есть понимание.

94. Вы допускаете, что в данном случае это совершенно естественно и требовать чего-то большего невозможно, всё равно этого не будет, а значит, и требовать глупо. Просто надо дождаться: время придёт и всё поменяет.

95. Так вот и каждому – друг к другу вам надо уметь отнестись с пониманием, а значит, понять особенность ближнего. Тогда легче.

96. А если вы не спрашиваете, не пытаетесь его понять, тогда, конечно (вы ведь все разные), вы друг о друге ничего не знаете. Вы ждёте друг от друга то, чего вы не можете друг другу дать. А раз не можете дать (а вы ждёте), значит, вы обидитесь, вы расстроитесь: вы ждали, а он не дал. И цепочка расстройств неизбежно начинает раскручиваться.

97. Но если вы понимаете ближних, особенности, присущие ближним, вы не будете ждать от них того, чего они дать не могут. А значит, и причин к расстройствам у вас тоже не будет возникать. Поэтому учитесь понимать друг друга. Это очень важно.

98. Счастья вам. До встречи».