Восьмое ноября. Слияние с Учителем в этот день впервые произошло на новом месте. Новая долина слияния была подготовлена служителями для таинства недалеко от нового дома Учителя, вдоль литургийной дороги.
2. Свежий снег уже укрыл долину слияния. Учитель расположился на огромном камне, обвитом корнями высокого стройного кедра.
3. Мгновения из встречи с Учителем после слияния.
4. «Такой вопрос… Если я не хочу утешить родственников в горе и прекратила с ними общение, это значит, что я обнищала духом?»
5. «Смотря как ты всё это делаешь. Непонятно… Тут можно додумать: человек позвонил, родственник: «Ты знаешь, у меня вот такое…» – ты, вместо того чтобы сказать: «Да ладно, ничего, всё пройдёт», бросила трубку, прекратила общаться. Либо он каждый день в течение уже десятка лет звонит и говорит, как ему плохо, и ты десять лет его постоянно успокаиваешь, успокаиваешь, а потом поняла уже: нет смысла дальше – ты прекращаешь. Два варианта уже появилось вероятных событий. Так что подразумевается у тебя?»
6. «У меня подразумевается, что я могла бы оказать помощь…»
7. «Ситуация более точно должна быть описана. Ты не упомянула конкретность. Ты сейчас задала вопрос, где Я тебе нарисовал два варианта развития, где два разных ответа уже потребуется дать. Уже, значит, неконкретно спрашиваешь. Точнее нужно».
8. «Я чувствовала желание помочь и потом отказалась от этого желания».
9. «Ну, ты же отказалась, – значит, на что-то ты ориентировалась. Какой-то аргумент должен прозвучать внутри тебя – почему ты отказалась? Надоело, устала… понимаешь, что бессмысленно… То есть варианты… Что-то внутри-то подтолкнуло. Вот исходя из аргументов, уже дальше можем посмотреть, уместно ли тебе было опираться именно на этот аргумент».
10. «Я сомневалась в своих способностях, в своём сердце…»
11. «Это не аргумент. На этот аргумент можно не опираться. Если ты стараешься помогать, ты будешь помогать только так, как умеешь.
12. И если именно к тебе обращаются, то, значит, нужна именно твоя помощь (с твоими способностями, которые по-своему ограничены). Сама естественная ситуация показывает то, что тебе надо делать, и с тебя не спрашивают каких-то идеальных решений…
13. Вот Я тебе предложил варианты. Они могут быть и шире, эти варианты. Всё зависит от того, как ты аргументируешь свой отказ.
14. У тебя возникает ситуация, располагающая к действиям каким-то. Ты либо предпринимаешь эти действия, либо отказываешься от действий каких-то, но тут требуется аргумент, ты на что-то должна опираться. И вот под сомнение ты должна поставить конкретный аргумент, если действительно он тебя смущает. Но точный конкретный аргумент надо назвать, причину, по которой ты либо соглашаешься, либо отказываешься».
15. «Время упущено – вот причина».
16. «Время… Как время упущено? Как ты можешь знать, упущено время на самом деле или нет? Вы не знаете, что будет завтра. Вы не знаете, что должно быть сегодня. Говорить об упущенности можно, когда ты точно знаешь, как должно было быть».
17. «Я была ведома желанием, а сейчас его не стало».
18. «Ну, по разным причинам оно могло исчезнуть. Может, у тебя усталость навалилась – исчезло желание. Может, тебе захотелось покапризничать (но это тоже опять с усталостью часто связано) – исчезло желание. А может быть, действительно неуместно дальше делать (тоже возможно). То есть разные варианты могут быть.
19. Пока сейчас у тебя не получается спросить то, что требует корректировки. Значит, действуй так, как ты считаешь правильным. Потому что возможен как правильное решение отказ, так и неправильным может быть отказ. Может быть два варианта. Но причину пока ты не называешь. Сейчас не можешь определить её, видимо».
20. «Здравствуй, Учитель. Как мне можно избавиться от страха? Когда я иду ночью где-нибудь в тёмном переулке, я всегда боюсь», – спросила девочка.
21. «Старайся не думать о том, что тебя пугает, и придумывать другое. Ты же, наверное, ночью идёшь и придумываешь: бабайка сидит за углом. А ты попробуй представить это место, где ничего нет, травка растёт, никого нет… Ты попробуй увидеть другое в своём сознании.
22. Представь эту другую картину, весёлую, как ты это видела днём, как человек может видеть место, которое ему знакомо, и он понимает тогда, что там никого нет, он не будет бояться.
23. А если ты будешь фантазировать опасности, они тебя будут пугать. Но это ты себя будешь пугать. Только сам себя человек в таком случае пугает. Надо просто представить это всё по-другому – и страх отойдёт».
24. «Здравствуй, Учитель. Я довольно-таки часто в последнее время бываю в растерянности. Ты много говоришь о том, что сейчас надо на себя внимание обращать, на собственные действия, чтобы они соответствовали Истине. А если ближний рядом, чётко видно, нарушает какой-то закон Истины, нарушает правила, установленные где-то в Городе или в деревне где-то, ему подсказки делаешь…»
25. «Смотря чего это касается. Если здесь в Городе делается какое-то нарушение, то желательно это остановить.
26. Если в деревне – там есть у вас разные правила… Живёт местное население, есть верующие, вы по разным законам живёте. И среди вас есть те, кто то туда, то сюда болтается (кто ближе к местным, кто ближе к верующим), то есть в серединке где-то. Ну как с них требовать, они ещё сами не определились, что им хотелось бы. Там вы не можете требовать. Вот если вы уже Семью создали и явно нарушаются законы Семьи, тогда да, подсказывать можно.
27. То есть это подсказывать можно только там, где у вас группа соединилась в стремлении максимально исполнить Истину. Тогда да, там вы друг другу можете давать дополнительные подсказки, пробуя помочь справиться с чем-то, разобраться с чем-то».
28. «У нас в деревне есть большая группа, есть малая группа. Вот мне с одним парнем из малой группы хочется поговорить о том, что его действия я вижу ошибочными, что он в этой группе участвует. Вообще, там вторая группа, на мой взгляд, не соответствует требованиям Истины. Но в силу того, что от Тебя слышу, что надо только на себя внимание обращать, я с ним как-то подробно об этом деле не говорил».
29. «Нет, это не значит, что вообще вы не можете никому ничего подсказать и попробовать, по крайней мере, побеседовать. Вы просто будьте внимательны, не стремитесь поучать. У вас тяготение поучать очень большое. Оно опасное.
30. Просто попробовать тронуть тему какую-то, где видится ошибочность действий, – возможно такое. Но дальше надо посмотреть по тому, как реагирует человек, с готовностью ли он начинает воспринимать твою попытку эту тему затронуть или нет. Если не с готовностью, тогда останавливаешься. Извинись, что смутил его, и иди дальше.
31. То есть рассчитываться всё должно на то, что ты разговариваешь с верующим человеком. Верующий характеризуется стремлением понять то, что он способен воспринимать пока ошибочно, то есть он стремится разобраться во всём этом. Поэтому верующий сразу проявит готовность. Все остальные будут бояться, они будут отворачиваться, коситься, называя себя верующими. Но верующими они не являются, они пока сторонятся Истины.
32. Вы попробуйте понять простое: верующий жаждет Истины, он никак не может отказаться от того, что ему даётся подсказка. Он всегда с готовностью на это откликнется, хотя что-нибудь пугает внутри. Он преодолеет это, победит в себе этот страх и обязательно выразит готовность послушать, что ему пробуют подсказать, чтобы понять для себя, как лучше всё-таки действительно поступить».
33. «То есть, не навязываться?»
34. «Да, вы пробуете только подсказать, подразумевая предварительно, что верующий человек – ваш собрат, соратник на трудном Пути. Но если он начинает как-то напрягаться, сторониться – всё, извинись, ты не там делаешь то, что требуется делать».
35. «Вот такая бытовая ситуация, допустим. В палаточном городке на кухне есть правило, что из бочки питьевую воду можно черпать только ковшиком. Сложилось так, что трое подошли. Один ковшиком черпает, я жду очереди, пока он нальёт. А сзади брат подходит и кружкой воду черпанул. Я сделал ему замечание. А он показал, что обиделся даже на меня».
36. «Если там правило есть такое, то ты правильно подсказал. Если вы находитесь в пределах Города или в Семье, которая может образовываться в деревне, там эти правила должны вы строго стараться исполнять.
37. Это ваше стремление исполнить вместе принятые какие-то правила, это ваше единство. Чем вы лучше это соблюдаете, тем лучше качество проявляется вашего единства. Это очень важно. Поэтому там вы можете смелее это требовать, напоминать ли…
38. Желаю вам счастья. До встречи. С премьерой на новом месте!» – улыбнулся Учитель в завершении этой встречи.
39. Двадцать второе ноября. Фрагменты из встречи с Учителем после слияния.
40. «Учитель, я заметила в своём муже какие-то изменения. И на мой вопрос, не влюбился ли он, он ответил: «Да». Когда я спросила, а как же мне жить дальше…»
41. «А это разве как-то связано?»
43. «Разве это как-то связано? Ну, влюбился. Ну, ничего, пройдёт».
45. «Ты? А ты кем была рядом? Разве, если влюбился кто-то, что-то поменялось? На время поменялись только ощущения, которые могут пройти. В зависимости от того, что будет делать человек, – в зависимости от этого будет длительность этих ощущений сохраняться внутри. А ты, кем была, тем и остаёшься».
46. «Отношение-то его ко мне поменялось. Он мне сказал, что он меня не любит. Вместе с тем его устраивает, что я живу с ним рядом».
47. «Но если он хочет, чтоб ты была женой, он хочет быть тебе другом, тогда вы продолжаете жить. Он старается сделать всё достойно.
48. Но он не властен над этими чувствами, он не может их убрать, взять и убрать. Их невозможно так взять и убрать. Они могут пройти со временем, но он должен сделать выбор. Как человек он должен поставить перед собой приоритеты, ценности жизненные расставить и выбрать, сделать свой выбор.
49. Если он стремится считать тебя женой, тогда ты и продолжаешь быть женой. Он же другом тебе старается быть, на это прежде надо обращать внимание. Если ему дороже чувства станут, тогда это опять его выбор должен быть сделан какой-то.
50. Но ты его не толкай. Будь женой. Просто ты же друг ему, ты стремишься ему быть другом. Вот и будь ему другом, старайся помогать».
51. «Любит или не любит – неважно, да?»
52. «Неважно. Ты стремишься быть другом. Ты не смотришь на то, он друг тебе или нет. Ты стремишься быть другом. Это самое главное, за что нужно цепляться в таком случае. Это и есть самая главная ценность.
53. Если вы будете только смотреть, насколько друзья вам ближние, вы будете всегда чувствовать себя одинокими. Потому что ближний всегда может поступить так, как вам не нравится, как вам не хотелось бы. И вы тут же расстроитесь: «Оказывается, он не друг». Вроде бы считали другом, а он не друг. И опять вы одиноки.
54. Не тот угол взгляда на происходящую реальность. Надо посмотреть внутрь себя и определиться: так вы кто ближним? друг? Значит, будьте друзьями и старайтесь по-дружески помогать.
55. Если он покажет, что ты ему мешаешь, явно помеха на его пути, тогда ты определишься, что, может быть, благоприятней тогда вам расстаться, чтобы тебе не мешать ему.
56. Но он должен тогда как-то проявить, что ты помеха. Если он этого не проявляет и пользуется твоей помощью как друга, тогда не тереби его.
57. Эти чувства появляются и проходят. Но, Я говорю, всё зависит от того, насколько сам человек начнёт цепляться за эти чувства: он может их продлить; не будет цепляться – они быстрее пройдут.
58. Но так, в один час, он не сбросит это. Вину в нём нельзя видеть в этом случае, потому что такое чувство появляется, не спрашивая желания человека, независимо от того, как он понимает происходящее. Оно может так нагрянуть…»
59. «А стоит ли мне спрашивать о женщине, в которую он влюблён?»
60. «Зачем? Чтобы продлить его чувства?»
62. «Ты же будешь мысль его возвращать к теме, от которой он, может быть, хотел бы отвернуться. Не хотел бы бередить себя, хотел бы увлечься чем-то другим, чтобы не думать на эту тему, а ты начнёшь его возвращать в эту тему».
63. «Но я вижу, что он живёт этим. Он постоянно проверяет интернет, пришли ли письма, постоянно где-то витает. Я спрашиваю: «Ты о ней думаешь?» Он говорит: «Да»».
64. «Смотри сама. Но лишний раз лучше не возвращать его внимание в эту область».
65. «То есть я хочу себе больно сделать и поэтому спрашиваю, чтобы с эгоизмом быстрее справиться».
66. «Но если ты просто хочешь себе больно сделать, ну сделай. Но тогда ты понимаешь, что это ты хочешь сделать себе больно».
68. «С другой стороны, в таком случае ты можешь интересно над собой поработать. Если ты, всё это расспрашивая и подмечая то, что у тебя взрывается внутри, загорается, будешь править, параллельно одновременно пробуя к этому хорошо отнестись, тогда это хорошая работа внутри. У тебя серьёзные изменения могут произойти, какие у кого-то за всю жизнь могут не произойти. Поэтому смотри…
69. В данном случае нельзя определить (из того, что ты спрашиваешь), по Истине это будет или не по Истине. Можно делать, можно и нет; можно не спрашивать, можно спрашивать. То есть это однозначно с Законом не пересекается.
70. Но тогда задайся вопросом – именно действительно для чего ты хочешь это делать? Чтоб не было какой-то глупости в мотивах».
71. «Здравствуй, Учитель. Мне в принципе нравится, как готовит моя жена. Но пару раз было такое обстоятельство, когда она приготовила блюдо и, сидя за столом, хвалила, какое оно получилось вкусное. У меня же было другое мнение по поводу этого блюда. В первом случае я просто промолчал, а во втором – с улыбкой подсказал, что лучше было бы, если бы такую оценку сделал мужчина, если бы он похвалил блюдо. Может быть, я неуместно такую подсказку сделал?»
72. «А почему лучше? В какой-то мере и лучше… Но если ей нравится сделанное, чего б не похвалить саму себя, ну и ладно. Ты уж сразу пугаешься.
73. Если ты скажешь, что она каждый день, что бы ни сготовила, сидит себя хвалит, гладит, смотрит в зеркало, улыбается: «Какая умница! Как хорошо! Ай-яй-яй! Вот это приготовила! Вот это да!» – и так каждый день, – улыбнулся Учитель, – ну тогда б ладно, ты, может быть, и попробовал бы вмешаться как-то так мягко. Но ведь вроде такого нет. Похвалила себя – ну и ладно. Ну понравилось ей, сготовила…
74. Мастер же тоже… что-то сделает, у него что-то получится – он же тоже скажет: «О, здорово! Ничего получилось!» То есть он в какой-то мере немножко себя может похвалить. Не сидит наглаживает себя… Но оценить-то он может, что у него получилось что-то интересное, что ему тоже нравится.
75. Мастеру должно нравиться то, что он делает. Иначе как он будет мастером, если делает, а всё время не нравится и лицо кислое? Поэтому нормально.
76. Вот если тебя спросит она: «А как тебе?» – ты можешь сказать: «Мне не очень…» Но тогда скажи, что именно не нравится. Может быть, это как-то по-другому, на твой взгляд, лучше было бы сделать».
77. «То есть, даже если она достаточно часто будет себя нахваливать, не спрашивая меня, мне не обращать на это внимания? Только если спросит, тогда сказать?»
78. «Можешь не обращать… Либо, если хочешь, чтоб что-то она приготовила как-то по-другому, тогда попроси, скажи: «А сделай вот это мне… и вот так. Не как вот это, а вот так давай сделаем»».
79. «Я живу в общежитии. Люди любят смотреть фильмы, а я не очень люблю, и сказал им об этом».
80. «Потому что ты не любишь? Чтоб люди тоже не смотрели, да?»
82. «Хорошо…» – улыбнулся Учитель.
84. «Да лучше уж самому уйти».
87. «Но всё время тоже не будешь уходить-то».
88. «Ну а всем что делать? Они по-другому не могут жить».
90. «Если у них это смысл жизни, так как ты их лишишь? И потом куда им, всем на конюшню отправиться? – засмеялся Учитель. –
91. Когда живёшь с большим количеством людей, тут уже есть свои специфические особенности, к которым надо быть внимательным. То есть уже навязывать одному свою волю для всех неправильно. Если большинство сложилось в каком-то ключе и преследует какую-то единую для себя цель, то меньшинству лучше не навязывать что-то другое».