99. «Существует ли в пещерах Тибета генофонд человечества в виде людей в состоянии самадхи?»
100. «Важна память души человека. Вот там самые главные ценности созидательные! Человека, умеющего творить красивое, выражать это поэтически.
101. Ни одно религиозное учение мира не учило развивать искусство, то есть в искусстве проявляться. Шла концентрация на чём-то, связанном с Богом напрямую как будто бы, но это то, что на самом деле к Богу не имело отношения, это несколько иные цели и не те, какие у вас должны были развиваться.
102. Именно искусство, умение выразить любование миром… А выразить любование миром можно только в случае, когда умеешь любить этот мир. А любить этот мир – это значит благостно как-то переживать его, а благостно переживать – это значит быть привязанным. То есть это всё как одно целое.
103. И если вас учить впасть в какое-то состояние и потерять все привязанности, вы ничего и создать не сможете, вы не будете любить мир, вы будете вне этого мира находиться. Поэтому вам нужен опыт тот, который накапливается в вашей душе. Вот это очень важно!
104. Ну и, конечно же, очень хорошо было бы, чтобы сохранились тела, которые сейчас есть, те тела, где в генах наиболее интересная информация накопилась от разных людей.
105. Ведь в душе накапливается информация как бы одного человека, его личный труд. Его индивидуальность работает благодаря одному инструменту, другому инструменту, третьему инструменту… но накапливается одна характерная информация.
106. А в теле накапливается информация разных личностей, которые были вот с такими-то качествами, с такими-то качествами… Потом от родителей такие-то качества передались к детям, и они начинают формироваться тоже, тоже играют свою роль, но только лишь меняют качества инструмента, которым душа должна воспользоваться.
107. Поэтому, конечно, было бы неплохо, чтоб сохранилось достаточное число инструментов с хорошим качеством. Это было бы важно. Тогда не надо было бы начинать всё с начала в этой связи с материальной оболочкой.
108. Но чтобы воспользоваться какими-то телами, однажды где-то там замороженными или сохранёнными в чём-то, в виде каком-то, засолёнными ли… Ну а с каким опытом это произошло? Это не тот опыт. Вот это очень важно понять.
109. Творческий опыт – это то, чем, как правило, с духовной стороны не занимались. Были художники – пьяницы. Все знают: вон там был он, никому не нужен, там все его гоняли, а он рисует замечательные картины. Потом говорят: «О-о! Такие цены за его картины!» А при жизни его все толкали, гоняли, никто и знать толком не желал. Только умер – вот тогда стали ценить.
110. И получилось, что в жизни на самом деле люди разделили две вещи, которые должны быть в единстве. Где есть культурные ценности отдельно, и есть духовные (это как бы что-то другое). Хотя это на самом деле всё должно быть гармонично объединено.
111. И если это разделилось однажды, то совершенно естественно можно было увидеть, что сейчас культура бездуховна, а духовность бескультурна, грубая и примитивная, и о красоте никакой речи не может идти, слишком уж примитивно и средневеково.
112. Это всё надо объединить обязательно. Это одна ценность. Их надо соединить и грамотно всё это использовать…
113. Поэтому сейчас, как бы там кто-то что-то ни сохранял… они могли быть в хорошем состоянии, сохраниться… какой-то фон интересный может у этого тела быть, если человек в молитве был, но жил, как правило, в одиночестве (это тоже один из нюансов не очень благоприятных), человек мог сохранить кое-что интересное, но у него нет нужного опыта.
114. Таким телом, конечно, можно воспользоваться и воплотиться душе какой-то с хорошим творческим опытом, и может интересное получиться соединение… Но надо, чтобы всё-таки не воскрешать «консервы», а чтобы вы остались жить! Живые, дышащие радостью, жизнью! Чтоб сохранились те, кто способен сейчас жить и радоваться. Вот это, конечно, важная ценность!
115. А то, что ещё если что-то где-то сохранилось, – ну, воспользуемся; не сохранилось – так не воспользуемся. Это не столь важно.
116. То есть от этого не может зависеть судьба человечества. Она зависит от тех, кто живёт сейчас. Вот они и определяют свою судьбу и вообще существование рода человеческого. Вот на это внимательно и надо смотреть.
117. А так, если думать, что где-то что-то сохранится, – это как будто бы что-то странное, то есть не вы играете спасительную роль в жизни, а где-то какое-то тело хранится. А тогда чего вам особо беспокоиться? Гуляйте, кутите! Те тела сохранятся – и всё нормально будет! Там воскресятся – и всё будет замечательно!
118. Нет. Вы и должны сыграть эту роль! Вам надо воплотить Замысел Бога и жить сейчас, даря эту радость, которую призван человек дарить, любя окружающий мир.
119. Но надо увидеть эти ценности правильно, чтобы голова не была забита ложными идеями и не переполнила ваш чувственный мир беспокойствами о какой-то глупости, мешая вам радоваться, улыбаться, смеяться, шутить и не бояться друг друга».
120. «Можно ли, если супруга не работает, находится дома, установить следующие требования: домашние хлопоты и просьбы мужа являются для неё работой? И соответственно, требовать неукоснительного выполнения при условии посильности задания…»
121. «Так неверно задавать вопрос. Я не могу вам говорить, что надо что-то требовать, Я, наоборот, учу вас ничего не требовать.
122. Заставить человека делать что-то (если рассматривать в буквальном смысле слово «заставить») – это предполагается некое насилие, которое однозначно заставит человека что-то делать.
123. Если этого не предполагается, тогда можно говорить только лишь о предложении: не заставить, а предложить. Можно ли предложить?.. Да всё можете предложить. Но если человек откажется делать… и что дальше?
124. Если вам негармонично жить вместе и какие-то накладки возникают, надо уметь общаться друг с другом, надо разобраться что вы друг от друга ждёте, что вы хотите, как вы видите ваше совместное пребывание. Это очень важный момент. Чтобы дальше определить, а вообще зачем вы живёте рядом, вы действительно ли стремитесь составить одно целое или вы создаёте видимость, что вы рядом, а на самом деле преследуете совершенно разные цели, которые никак не могут играть на пользу тому, что бы вы вместе сделали друг с другом.
125. То есть в этом надо обязательно разбираться, чтобы дальше определиться: так идёте вы вместе или кто-то кого-то должен просто тащить, а тот будет упираться и стараться уйти в другое место? Это ненормальное тогда будет состояние.
126. Совместно жить нужно тогда только, когда вы действительно умело определились, что вы действительно вместе хотите идти, и в одном направлении. Где понятно, что один может делать одно, но он не будет успевать другое, и другой совершенно естественно понимает, что как раз эту область-то он и должен будет решать гармонично, чтобы друг друга дополнять и вместе идти куда-то к замечательному будущему.
127. Но в этом надо разбираться, то есть нужно общение. А вопрос предполагает, что нужного общения у вас как будто бы не происходит. Вы как будто бы насильно стараетесь держать то, что не является целым, а как-то странно сочетается. Поэтому, конечно, надо разобраться и понять вообще, что вы делаете, и нужно ли вам быть вместе, и хотите ли вы этого».
128. «Нужна ли человеку похвала? Не развращает ли это? В частности, в мастерстве: если пока ещё что-то не совсем получается, то лучше указать на ошибку или хвалить, полагая, что всё хорошо?»
129. «Хвалить – это хорошо. Но хвалить, конечно, можно по-разному. Просто одним термином рассматривать эту область взаимоотношений будет недостаточно верно. Потому что и похвалой надо уметь правильно пользоваться, и какой-то критикой надо уметь правильно пользоваться.
130. Ведь можно так покритиковать, подсказать ошибки, что у человека была какая-то неуверенность (может быть, небольшая), а вы её сделаете такой, что ему перестанет хотеться что-то делать дальше.
131. И наоборот, можно похвалить так, что он перестанет рассматривать критически своё собственное произведение и будет думать, что достиг большого величия и теперь остаётся только махать карандашом, ни о чём не думая, а все должны уже просто падать в обморок при соприкосновении с его произведением…
132. Во всём этом должна быть грань, мудрость, которую надо уметь применять. Надо уметь и хвалить, и подсказать ошибки. Одним ответом на такой вопрос не дать ясность.
133. Не смущайтесь. Здесь нельзя быть категоричным, надо просто смотреть уместность. Ведь похвала, умело сделанная, вдохновляет, окрыляет человека. Тем более ещё в зависимости от того, насколько человек имеет неуверенность в себе. Если у него внутренняя неуверенность в себе большая, то не смущайтесь хвалить человека, чтобы он поуверенней шёл дальше…
134. Но в то же время очень важно грамотно говорить об ошибках. Но даже об ошибках надо говорить рассуждая. Просто говорить об ошибке, указывая на неё, будет неверно.
135. Ведь область искусства, мастерства – это та область, где человек-творец преследует какую-то цель. И в зависимости от того, какую цель он преследует, характер ошибок может быть совершенно разный. Где-то можно вообще не воспринимать что-то сделанное как ошибку, а в каком-то случае очень важно именно это замечать как ошибку. Смотря к чему стремится мастер, что он пытается выразить и какую цель преследует.
136. И поэтому, так как вы не знаете целей, стремлений мастера, в этом случае можно только лишь поделиться. Прежде старайтесь поделиться, что вас смущает вот это место (переспросите, как он это видит), что вам кажется, что это можно было выразить иначе, предложите свой вариант, как на ваш взгляд было бы правильно.
137. Но не стойте так твёрдо на том, что так, как вы видите, это и есть самое правильное в данном случае. Нет. То, что он изобразил, он изобразил правильно, вы просто не можете это до конца оценить. Поэтому вы просто предлагаете, мирно предлагаете и не выступаете в данном случае в роли учителя.
138. Предоставьте художнику возможность услышать ваше критическое предложение и просто поразмышлять и на чём-то своём остановиться, что ему будет дорого. И это будет нормально для него».
139. «Скажите, пожалуйста, можно ли доказать людям наличие Бога с помощью математических формул?»
140. «Нет. Если это люди, которым действительно нужны формулы, чтобы поверить Богу, можно этого не делать, время не терять.
141. Потому что прежде всего это надо внутренне понять. Вы имеете такую возможность. Если души ваши рождены Богом, значит, у вас есть некая информация, призванная помогать вам интуитивно находить Божье и определять действительно Его существование, чувствовать. Интуитивно именно, не осознанно.
142. Когда вы не можете доказать, но вы чувствуете и как будто бы даже знаете (хотя не можете представить, но знаете внутренне, где-то в глубине, что это есть) – это и есть самое главное определение, которое нужно иметь.
143. А так просто доказывать кому-то, кто и не хочет этому верить, – это бессмысленно. Это даже не требуется.
144. То есть человек всё равно придёт к Богу, но ему на данный период времени это не нужно. Отвлекать его, смущать… Он не будет готов сделать то, что связано с Богом. Потому что, доказав Его существование, вам надо будет доказать дальше, а какой путь наиболее правильный.
145. Ну, поверит он: «Да, Бог существует!» – хорошо, доказали, молодцы, замечательно! – и что? И куда теперь пойти, как Его исповедовать? И дальше надо доказать, а какой путь правильный. Какими ещё формулами надо доказать, что именно вот этот путь наиболее верный, а другой нет?
146. Ну и пойдёт человек куда-нибудь, а там его приведут к самосожжению. Скажет: «Ну вот, доказали. Поверил, называется. А теперь с бензином бегать надо…» А ведь разное бывает на Земле, много разной такой путаницы, и достаточно неприятной».
147. «Дух и душа – одно и то же?»
148. «Это не одно и то же. Дух – это прежде относится к категориям силы. Сила, энергия… её можно определять как «дух».
149. Душа – это тело. Тело, которое нуждается в том, чтобы его питала сила. То есть лёгкие – воздух, дух – душа. Лёгким нужен воздух. Воздух не есть тело, но это некая частица, некая энергия, некая условность, которая призвана питать лёгкие, и они благодаря этому живут, формируются, там дальше уже включается программа развития.
150. Так и у души – нужна некая сила, которая поддержит её существование. Потому что душа не воспринимает окружающий воздух, она не может питаться продуктами, которыми питается ваше тело. Но у всего есть что-то, что питает. То есть это всё в Мире материи рождено из энергии, путём уплотнения начало формироваться во Вселенной. А значит, есть Источник, от которого эта энергия тянется и питает всё, что дальше начинает уплотняться впоследствии. Это всё взаимосвязано.
151. Так и душа. Если она была воплощена, то от неё тянется нить к тому Источнику, от которого она была воплощена, то есть из Естества которого была таким образом через таинство уплотнения сделана.
152. От Бога всегда тянется некая условная нить, связывающая душу каждого человека с Богом. И она никогда не рвётся, её не возможно порвать, она всегда у вас всех есть, и благодаря ей держится жизнь души, существует. Вот эту силу можно назвать духом. Душа – это то, что питается духом».
153. «Объясните, пожалуйста, почему к Иисусу Христу, к Богородице и к другим святым все обращаются на «ты», даже к царю-батюшке на «ты», а все простые люди обращаются друг к другу на «Вы»? Это что, знамение вечности?
154. «Притом ещё «господа»!.. (Смех в зале.)
155. Это плоды комплексов. Устали рабами быть, а кто-то: «Господа!..» – «Ух, я тоже господин!» – и всё, и начали по-детски вот так вот выкручиваться из ситуации. Очень хочется быть господами, ну вы и дорвались сейчас – господа!.. Теперь ещё интересно, дальше куда ещё поскачут все.
156. Это условность, опять же, придуманная только ненормальным отношением к жизни. Поэтому, конечно, «ты» – это, прежде всего, что-то дружеское, родное.
157. Но если вы услышите «ты», которое не звучало между вами, а так, неожиданно, вы можете насторожиться, как-то съёжиться: «Что это за фамильярное такое отношение?» То есть вы боитесь, вы просто боитесь друг друга. Вам кажется, что вас унизят, как-то к вам не так относятся, как следовало бы относиться.
158. Это всё зависит от условностей. Поэтому как выберете своё общение друг с другом – вы сами определите, договоритесь друг с другом.
159. Но то, что в массе происходит в обществе, – это исходит из комплексов. То есть болезнь порождает линию поведения, которая должна удовлетворить эту болезнь, плоды болезни».
160. «Многие православные в России отказываются от паспорта, так как на каждой странице документа имеется орнамент в виде трёх шестёрок и удавки. Вы также имеете такой паспорт. Как Вы относитесь к этому, ведь это число зверя?»
161. «Да пусть там, на паспорте, хоть башка с рогами будет изображена! (В зале раздался смех.) Это просто бумажка. Если требуется ей как-то пользоваться, ну пользуйтесь, она никакую идеологию вам не задаёт.
162. Так а вам мало сказать, что деньги к мамоне относятся, к демонам, к дьяволам? И вы что, их бросите куда-то, выкинете, шарахнетесь от них? Нет! Вы их положите глубоко в карман и будете поглаживать, ещё и собирать их побольше. А тут к паспорту придрались, увидели какие-то цифры… Ну и что – цифры!
163. Вот когда что-то начнут предлагать вам с телом вашим сделать… Ну, к примеру, нередко можно встретить такую информацию: чипик засунуть вам куда-нибудь, чтоб он облегчил вашу жизнь (двери дома открывались, когда вы подходите к дому, машина заводилась сама), – вот тут уже будьте осторожны, потому что благодаря уже этим вмешательствам легко контролировать поведение тела человека. То есть тогда вы чётко попадёте в очень опасные условия жизненные.
164. А то, что на бумажке написано, и то, что вы условно используете в своей жизни… да неважно, что там написано, это на самом деле глупости. То есть так дико реагировать на такие элементарные события в своей жизни не надо, это просто несерьёзно.
165. Человек, который так реагирует, просто до конца не понимает сути того, о чём он выражает какие-то свои мысли. Надо уметь размышлять, очень важно размышлять.
166. Поэтому сейчас наступает время, где многое надо уметь правильно видеть, надо правильно осмысливать, надо пробовать заглянуть в суть события, на которое вы пробуете реагировать или предполагается вам реагировать. Вы подумайте просто. Во всём есть логика, во всём есть какой-то смысл, и вот этот смысл пробуйте усмотреть.
167. Мир материи соткан таким образом, когда всё идёт друг за другом, цепляется друг за друга и всё имеет смысл. Нельзя говорить: «А пути Бога неисповедимы», а значит, какой бы абсурд вы ни увидели, порой начинают доказывать этот абсурд и дальше и при этом как бы оправдывать: «А это Богу виднее. Мы не можем постичь, почему Он так сделал». Да Он не может сделать то, что абсурдно, это вообще несуразность будет совершенная.
168. Если Богом что-то делается для вас, оно имеет смысл, это можно объяснить. Ну, конечно, кроме той информации, которую в принципе не в состоянии воспринимать сознание человека.
169. Но то, что касается жизни человека, его контакта с Миром материи окружающей, почти всё можно объяснить, оно имеет смысл. И этот смысл важно тоже понимать, чтобы понимать эту Гармонию, а не пугаться её и бояться на эту тему размышлять.
170. Так вот и с этим документом… Тут надо внимательнее присмотреться. Конечно, это определённый может быть сигнал. Сигнал насторожиться. Может быть, за этим последует что-то ещё? Вот будьте внимательны. Но сам по себе этот документ никакой роли не играет. То есть он не может вам вредить».
171. «Учитель, что такое для человека сны? И почему они чаще всего тяжёлые и редко светлые?»
172. «Сны – это информация, которая вокруг вас, условно говоря, летает. Это мысли других людей, они между собой интересным образом сочетаются, возникает накладка одной мысли на другую. То есть это информационные поля, волны, они распространяются вокруг, двигаются бесконечно и накладываются на ваше сознание.
173. Когда вы в расслабленном состоянии во время сна, вы легко можете эти образы уловить, как приёмники. Но, как правило, если там участвуют люди другие, которые вам незнакомы, они могут ассоциироваться у вас с лицами, которые вам знакомы. Потому что прежде используется здесь ещё и ваша память, что у вас в памяти есть.
174. И вот эти сочетания вызывают такие фейерверки разнообразных образов, которые появляются у человека во время сна. Они очень кратковременны, потому что волн очень много, образов очень много, сигналов разных очень много. И они так вот перемешиваются, накладываются, и сны у вас длятся краткие мгновения, потому что их очень много разных.
175. А есть некоторые, которые начнут более-менее в какую-то картинку складываться ясную. Хотя, если вспоминаете днём, то детали этой картинки, можно увидеть, какие-то немножко абсурдные, как будто друг с другом не сочетаются. Хотя во сне казалось, что всё нормально, вроде бы всё понятно.
176. И конечно же, чем больше сложности вокруг, чем сложнее ваше внутреннее состояние, чем больше беспокойства у вас внутри, эти образы (во время сна) могут быть сложноваты. Можно соскочить, проснувшись, испугавшись чего-то, что во сне появится…»
177. «Можно ли в трудную минуту просить помощи у умершего близкого человека? Или это ему мешает?»
178. «Да нет, это ему не помешает. Если он в состоянии помочь, он поможет. Не захочет помочь – не поможет. Смотря кто ещё умерший, как он к вам относится. А то скажет: «Ага! А помнишь, ты мне подножку ставил? А вот теперь я тебе поставлю». Может, такой друг у вас там летает где-то рядышком.
179. Поэтому в данном случае прежде всего, отвечая на вопрос, надо подчеркнуть: помешать ему никак вы не помешаете, но, как правило, те, кто покидает тело, дней через сорок уже в принципе оказываются не в состоянии контактировать с вами, и тем более как-то энергийно вам помогать.
180. Активно помогать вам можно только в пределах сорока дней. В этот момент ещё сохраняется отпечаток тела, в котором жил человек, пользовался которым (душа пользовалась); и это энергии, которые максимально ещё пока держат душу в связи с миром материи.
181. Вот тогда можно активней воздействовать на тот мир, где находится в этот момент умерший. То есть он может даже (в зависимости от плотности его энергии) и подвигать предметы, поскрипеть дверями, поохать, напугав вас ещё больше. Но это всё зависит ещё от качества его энергии.
182. Но если ему придётся окончательно уйти из мира материи, уже стать маленькой светящейся точкой, тут уже контактировать с вами будет ему сложнее.
183. Но, на самом деле, обращаться за помощью в данном случае будет неуместно. Именно поэтому вы не имеете такого тесного контакта с миром материи такого характера, не видите этих ваших ближних. То есть это говорит о том, что это вам не нужно, оно не является для вас главным.
184. Тем более что он такой же, как вы, он точно так же может ошибиться, как и вы ошибаетесь.
185. Хотя при покидании тела очень многие тайны открываются, которые, находясь в теле, трудно видеть. То есть некоторые ценности, которые вам мешает видеть эгоизм вашего организма и заботы, начинают видеться. Потому что многие заботы, горести, переживания отпадают с момента покидания тела.
186. Очень много исчезает, человек может почувствовать себя легко, как будто освободился от какой-то тяжести. В этот момент ему легче увидеть многие истины, которые до этого он не мог увидеть, пока находился в теле.
187. Ну, это он может подсказать, если сумеете с ним поговорить. Но сумеете ли именно с ним поговорить – вот это ещё тоже вопрос. Потому что желающих таких что-то нашептать очень много. Они быстренько воспользуются этой ситуацией.
188. Вы скажете: «Эй, Витя, ты тут?» – «Конечно я тут!» А там такой «Витя»… лохматый, с такими рогами… Он вам «поможет», посоветует так «хорошо»…
189. Тем более мир иного разума, чем у человека, который существует рядом с человеком, может очень многое знать о человеке. По совершенно естественным причинам он находится, может быть, наблюдателем, он многие нюансы ваши знает прекрасно.
190. И поэтому, когда вы начнёте с ним контактировать, он (посредством того, что напомнит вам какие-то сюжеты) укрепит вашу веру в то, что вы общаетесь со своим знакомым. Потому что вы можете сказать: «О, действительно, это мог знать только он и я!» Да у вас столько ещё свидетелей рядом на самом деле было, наблюдало за вами!
191. Вам казалось, что вы тихонечко там что-то делаете и только вы вдвоём. А там столько глаз вокруг! «Смотрите, смотрите! Что это они делают?» – и такая группа других уже существ соберётся и смотрит, как на сцене вас наблюдают. А вы такие уверенные, что вы в одиночестве, никто не видел.
192. Ну а потом уже этим они могут воспользоваться и представиться вам вашим хорошим знакомым, который знает всё сокровенное, что вы так держите в тайне на века. А там уже полвселенной на эту тему судачат, какие вы чудаки. Так что будьте внимательны к этому.
193. Тем более тут ещё Мне как-то пришлось соприкоснуться с определённой информацией… что якобы уже начали создавать приборы, помогающие разговаривать с умершими. Вот интересно было! Почитал Я эту информацию… Вывод был у Меня такой – Я подумал: «Ну вот вы и попались!»
194. Если сейчас с помощью таких приборов вы так начнёте общаться, то там тем более уже видно, что вы общаетесь вовсе не с умершим. Вы же не знаете, с кем вы общаетесь, а тут же прибор! Это же не голова человека, где можно засомневаться в его здоровье и психике. Это же, вот он, прибор! Подкрутил ручки – смотри! Шум белый… раз – выделил слова, предложения – ответы на вопросы идут. «Ты смотри, действительно общаемся с умершим!»
195. Так вот это и будет то, что Я сейчас вам описывал, только это может быть очень убедительным. И тут вам здорово могут надавать!
196. И опровергать-то это будет сложно, и проверить-то невозможно. Нельзя тут как-то осудить прибор в предвзятости какой-то или нездоровости. Он будет спокойно фиксировать то, что в состоянии по своим техническим качествам, не предвзято. Но человек может здорово попасться.
197. И якобы это начинает уже распространяться очень сильно, то есть начинают делать такие вот приборчики. А ведь вы такие любопытные! Так хочется поговорить с кем-нибудь… с Пушкиным поговорить, что-нибудь поспрашивать о своём будущем, о женихах… Тут вам дадут, конечно! Ну, что ищете, то и найдёте».