Повествование от Вадима

Часть 19

Глава 25

98. «Правильно ли мне было бы воспользоваться услугами медицины для того, чтобы я могла родить сразу двоих детей?»

99. «Нет, неправильно. В этом случае всё должно быть естественно.

100. То, что естественно в этом случае не даётся, не даётся по определённым законам и не случайно. Значит, есть причины очень важные, которые не должны позволить вам сделать какое-то действие, которое вам бы желалось.

101. Тем более, если говорить о рождении детей, это особый род ответственности, где предусматривается, какая вероятность в дальнейшем будет возникать в жизни этих детей, насколько это допустимо и уместно и будет ли благоприятным для всех, в кругу кого ты находиться начнёшь впоследствии. Тут очень многое учитываться должно.

102. Поэтому, если естественно в этом случае вам что-то не даётся в отношении рождения детей, примите это как нормальное, естественное обстоятельство. Оно уместно».

103. «Эта мысль мне пришла, когда я, столкнувшись с четырьмя сиротами, осознала, что я не имела благоговейного отношения к мужчине, от которого у меня могли бы быть дети, и как красиво выглядит мужчина – я этого не видела».

104. «Да, да. И уже хотя бы даже такое понимание, если оно возникло, – это уже немаловажный элемент решения внутренней проблемы. Не всё вам удастся на практике исправить.

105. Есть ошибки, которые можно ещё вернуть (как бы так условно вернуть) впоследствии; они повторят то, что у вас было проблемой раньше, и вы можете на практике это исправить. Но есть обстоятельства, которые уже будет вернуть сложно, то есть повторить будет по разным, вполне объективным, обстоятельствам невозможно.

106. Поэтому вам останется хотя бы теоретически прийти к правильному решению и внутри согласиться, то есть дозреть, хотя бы внутри согласиться с правильным решением. Это уже немалое достижение. Хотя полноценное достижение – это когда на практике вы ещё правильно сделаете».

107. «Вот у меня ещё пока не получается».

108. «Видимо, это следующее уже».

109. «Учитель, можно ли пошутить в адрес мужа фразой: «Если ты хочешь, чтоб мы сегодня покушали, тогда принеси дров»?»

110. «Это шутка? И он должен рассмеяться: «Ха-ха-ха! Ну ты даёшь! Вот это здорово!» Да? Шутка предполагает смех, такой здоровый смех. А ты действительно предполагаешь, что он должен был улыбнуться?»

111. «Да».

112. «Тогда подсказываю: это не шутка».

113. «Так не надо, да?»

114. «Это угроза, – сказал Учитель под смех слушающих. – Тем более для мужчины: как же не поесть? да ты что ж? Для мужчины первое – это поесть. Если он голодный, это опасное явление. Поэтому не шути так», – засмеялся Учитель.

115. «Хорошо».

116. «Учитель, помоги, пожалуйста, разобраться в ситуации. Сестра попросила у меня свёклу, чтобы готовить для мужского общежития. Я ей дала, а она спросила, можно ли ей периодически приходить и брать ещё свёклу. Я ей отказала, но у меня при этом возникло чувство неловкости за свой отказ. Нужно ли было ей объяснить, почему я отказала?»

117. «Ну, если отказала, то, конечно, хорошо бы попробовать пообщаться, чтоб человек понял».

118. «Пояснить, почему отказала?»

119. «Да».

120. «У меня возник страх, что у этой сестры отпадёт желание у меня что-либо просить».

121. «Но ты же отказала. Тогда тем более страх будет возникать – непонятно, почему отказываешь. Человек может додумать вообще несуразные образы».

122. «То есть мне ей пояснить?»

123. «Больше вероятности, что человек вообще перестанет с тобой общаться именно как раз оттого, что ты недоговоришь, не пояснишь.

124. Если вы в чём-то пытаетесь отказать и ощущаете, понимаете, что у человека может возникнуть ложное представление негативного характера, в сознании его, то лучше поторопиться, ненавязчиво дать лёгкие пояснения, в связи с чем вы считаете это неправильным».

125. «Добрый день! Брат, которому я выращивала урожай, приехал. Я постаралась к его приезду развить в себе хорошие чувства по отношению к нему. Но когда я проявляю какую-то заботу о нём, то в ответ звучит насмешка. Я пробовала поработать со своей реакцией на насмешку, но внутри что-то очень сильно сопротивляется, и даже боль какая-то физическая появляется».

126. «Ну, насмешка, конечно, негативный характер носит сама в себе. Это нельзя с радостью принять.

127. Вы не учитесь тому, чтобы какое-то негативное явление рядом с вами, призванное разрушать вашу психику и ваш внутренний мир, воспринимать как-то с лёгкостью и с радостью. Нет. Я настраиваю вас относиться к этому благожелательно.

128. Это не предполагает какую-то радость внутреннюю, это в принципе невозможно воспринимать с радостью. Это негативное явление. Оно будет приносить определённый шрам внутри вашего внутреннего мира. Если оно направлено к вам, след останется, оно ударит. То есть это явление наносит вам удары, и какой-то след остаётся.

129. Ваша задача – не реагировать так, как прежде всего ваш инстинкт начнёт подсказывать, извращённый уже инстинкт (защитить своё самолюбие, то есть себя, какое-то ваше «я», вами ложно воспринимаемое и представляемое, и какими-то тоже негативными действиями, которые якобы вам надо сделать в ответ).

130. Вот тут надо быть очень осторожным, потому что как раз это и будет увеличивать разрушение, которое уже началось с удара со стороны по вашему внутреннему миру. Вы просто начнёте укреплять это разрушение, действуя аналогично в ответ.

131. Тут вы должны сдержаться. И дальше уже подумать об уместности тех или иных усилий, которые вы рассматриваете: надо ли их продолжать делать, или видите уже неуместным продолжать (такое тоже вполне может быть).

132. Но вам надо точно увериться, а насмешка ли это, или это просто естественная реакция какая-то у человека, характерная для него, но насмешкой у него она не является. Просто он так косо улыбается время от времени одним уголком рта, у него характерная особенность какая-то.

133. А кто-то взглянул – и у него всё упало, расстроился, думает: «Ну всё, надо мной посмеялись. Значит, он меня унизил, он меня представил вообще низшим существом. Он, наверное, только об этом и думает» – и начнёт развивать в своей голове такие пакости, которые… Легче бы, действительно, было б только с его стороны это действие, чем вы его умножили уже своими мыслями. То есть вы в целом создали очень большое негативное поле уже своими размышлениями такими и переживаниями.

134. Поэтому ваша задача – посмотреть, разобраться в ситуации. Если это насмешка, то действительно это означать может, что человек не созрел к восприятию той помощи, которую вы пробуете ему оказать. Вы можете отказаться от этой помощи.

135. Но, бывает, продолжение помощи когда делается, это может поменять ход событий и изменить представление этого человека в отношении того, что рядом с ним происходит.

136. Но вы должны увидеть, что это действительно уместно продолжить, что вы во что-то верите, вы понимаете внутри и верите, что ваш добрый поступок постепенно изменит представление этого человека и он станет мягче, как-то у него глаза больше откроются, лучше увидит то, что рядом с ним происходит. Если верите в это, можете продолжать.

137. Но это не означает, что только так и нужно поступать. Вы вполне можете увидеть, что продолжать какой-то род помощи может быть неуместно: человек не воспринимает это правильно, а значит, своей реакцией он только лишь разрушает себя, а вы создаёте соблазн для этой реакции, продолжая делать это действие, которое делали до сих пор. Тут вам надо в этом, конечно, разобраться».

138. «То есть мне самой можно решить?»

139. «Попробовать, да, присмотреться. Если надо, переспросить, переуточнить. Но для себя, по крайней мере, убедиться, что это в данном случае действительно насмешка».

140. «Хорошо, спасибо. Можно ещё вопрос? Правильна ли моя позиция в такой ситуации? Я считаю, что если человек добровольно выбрал для себя какие-то условия жизни (например, у женщины возникли чувства к мужчине, создалась семья и они поднялись жить на Гору), то сочувствовать этой женщине в том, что она оказалась в сложных условиях жизни, которые создал ей этот мужчина, имея свои определённые особенности, неправильно. У меня такая установка, что если я начну ей сочувствовать, то одновременно начну осуждать другую сторону, её мужа. Моя установка неправильная?»

141. «Сочувствие – опасное явление, это опасная сторона. Сочувствие обычно предполагает, что вы согласны, что происходит что-то нехорошее и кому-то незаслуженно достаётся».

142. «Вот именно поэтому я и не сочувствую, чтобы не осуждать другую сторону».

143. «Но бывает понимание, что есть трудные условия жизни, совершенно естественно возникающие, потому что есть определённый склад отношения к окружающей реальности, определённый склад взаимоотношений, выстраивания какой-то работы, деятельности совместной, которая создаёт некоторую неизбежность – какую-то экстремальность.

144. И если кто-то сюда попадает, кому-то это, может быть, легче воспринимать, кому-то сложнее. Всё зависит от того, к чему привык человек до сих пор в своей жизни, в какой среде он находился. Поэтому кому-то легче, кому-то проще будет.

145. Но если кому-то очень сложно будет, это не значит, что надо сочувствовать. Если вы понимаете, что эта среда строится в стремлении к духовным ценностям и неизбежна такая сложность, то это очень хорошо, что человек в неё попал. Для него прекрасная, значит, возможность; значит, он дозрел и ему далась возможность в это войти и попробовать себя поменять. Его можно только поздравить, что он попал в эти условия».

146. «Вместо сочувствия я предлагала чем-то помочь».

147. «Если ты видишь, что кому-то сложно, и ты бы хотела в чём-то помочь, пожалуйста помоги».

148. «Я как раз это и делала, а она мне говорила: “Ты не сочувствуешь тому, как мне сложно, в каких условиях я оказалась”».

149. «Что такое «сочувствие»?»

150. «Я не понимаю, что нужно было делать».

151. «Так вот ты переспроси. Ты говоришь: «Я не понимаю», но ты хочешь спросить. Так ты сначала узнай, что подразумевает человек под словом «сочувствие». Если он тебя что-то просит, от тебя чего-то ждёт, но ты не понимаешь, что он просит, так это же нормально – переспросить сначала, выяснить, что именно человек от тебя ждёт.

152. Что такое «сочувствие»? Рядом сесть, скрючиться и тоже переживать? Что такое? Ругать то обстоятельство, в котором вы находитесь? Вместе сесть: она ругает, и ты села, тоже начинаешь ругать это всё?»

153. «Нет».

154. «Так какого сочувствия? Что подразумевается под словом «сочувствие»? Вот выясни это, потом начнёшь рассуждать: а уместно ли тебе вообще, в принципе, как человеку, устремлённому к свету, который учится благодарить окружающую реальность за всё, что ему предоставляется, вот такое действие? допустимо ли?»

155. «Я считаю это неуместным».

156. «Так вот ты сначала выясняешь это, потом определяешь. Неуместно – не делаешь, уместно – делаешь, независимо от того, что об этом подумает другой человек, как он тебя оценит в этом случае. Твоё действие должно быть правильное, несмотря на то что о тебе подумают окружающие».

157. «Учитель, скажи, пожалуйста, как быть в такой ситуации? Она вроде бы шуточная, но вполне реальная. Моя мама много лет пытается переехать сюда, на землю обетованную, она последователь. И один брат однажды в шутку спросил меня: «Как там мама? Собирается ехать?» Он знает, что мама уже десять лет вроде бы едет, но никак приехать не может. Я ему, тоже шутя, ответила: «Вот замуж выйду, лялька появится – приедет нянчиться». Но в моей жизни глобальных перемен нет и не предвидится. Не является ли моя шутка препятствием к тому, что мама не едет сюда?»

158. «Но ты шутку с кем шутишь? С мамой или с посторонним человеком?»

159. «С посторонним человеком».

160. «Нет, в данном случае нет. Если ты маме так ненавязчиво установку даёшь – «приедешь, когда ребёнок появится», хотя сама понимаешь, что он может не появиться…»

161. «Но ведь мысли наши материальны. Они не повлияют?»

162. «Смотря как ты на самом деле на эту мысль опираешься. Если тут же улыбнулась и забыла, ничего страшного. Если у тебя внутри установка такая есть, то всё равно, что ты маме говоришь».

163. «Учитель, здравствуй. Моя мама очень опасается моих амбициозных планов. Обычно я ей о них не рассказываю. Но иногда происходит так, что мы оба в хорошем настроении, и я делюсь с ней своими планами, и она опять впадает в страх, в панику, не разделяет их, опасаясь, что я играю…»

164. «…с огнём?»

165. «Да, назовём это так. Стоит ли мне её слушать, если она против того, чем я занимаюсь, куда иду, либо делать то, что я хочу? Это первый вопрос. И второй вопрос: стоит ли ей рассказывать о своих планах, ведь она моя мать?» – прозвучал вопрос от гостя общины.

166. «Рассказывать можно. Только уже надо внимательно смотреть, в каком случае ты это делаешь. Ты уже обозначил два случая.

167. В одном случае – она находится в каком-то переживании и первое твоё упоминание о планах может вызвать какое-то проявление бурных негативных эмоций. Другое дело – если она сама порой расположена тебя расспросить: «Ну, как ты, сынок? Как у тебя дела? Что собираешься делать?» (в каком-то расположении находится, чтобы что-то от тебя услышать), то, даже если она может расстроиться, рассказывай о своих планах, это нормально.

168. Потому что ей тоже надо учиться воспринимать сына правильно. Она должна уметь принимать сына таким, какой он есть. Потому что в его формировании она принимала прямое участие и какие-то явления, какие-то оттенки психики она заложила тоже сама. И это будет наблюдать. Это нормальное её знакомство. Поэтому рассказывать можно о планах, но уже смотреть, выбирать какое-то более удобное время.

169. А вот то, что она может против чего-то быть… Конечно, ты должен внимательно переспросить её (по возможности, какие-то аргументы, которые она видит), почему она считает это неправильным.

170. Если она видит только, что это опасно, это не аргумент. Если она видит, что что-то неправильно, что так не должен поступать хороший человек, тогда ты повнимательней уточни, что именно ей кажется неправильным.

171. Выяснив эти нюансы, ты внутри должен дальше оценить: а ты теперь как сам, после того как выслушал, действительно считаешь это неправильным? И если ты считаешь правильным, делай так, как ты считаешь правильным.

172. Даже если мама всячески будет говорить: «Нет! Тогда не приходи в мой дом», ты всё равно должен пойти и сделать так, как ты считаешь правильным. Выразить сожаление, что мама так реагирует, но сделать так, как ты считаешь правильным».

173. «А если она считает, что я не справлюсь?»

174. «Это может показать только время. То есть человек не может делать только то дело, где точно знает, что он справится. Очень многие события делаются только лишь с верой, что это удастся сделать. Но знать невозможно будет, справится человек или нет.

175. Тем более у него, может быть, и достаточно сил, чтобы справиться, но он не знает, что завтра что-то с крыши соседней свалится на его голову. И даже если у него сил много, но ему пришлось лежать в постели – и он ничего не сделал. Хотя в принципе он мог это сделать.

176. Все эти нюансы нельзя никак предугадать, поэтому так гадать нельзя и строить своё будущее на каких-то негативных предположениях.

177. Если ты веришь, что ты сделаешь, ты должен делать. Даже если у тебя не хватит на это сил, но ты веришь, что ты должен это делать, – ты должен делать».

178. «Добрый день, Учитель. Я хотел задать вопрос по поводу уроков рисования для детей пятого класса (я сейчас преподаю рисование в Таятах). Так вот, дети не хотят рисовать с натуры. У них был пробел в занятиях, и им сложно. Они больше рисуют разные фантазии. Воображение же важнее, да?»

179. «Чем что?»

180. «Чем рисование с натуры».

181. «Нет, нельзя так сказать. Всё важно. И то, и другое важно».

182. «Но когда я им даю задание что-то нарисовать с натуры, у них протест: «Нет, не хотим». У них даже темы вызывают протест».

183. «Но если они не хотят, ты, конечно, не заставишь это делать. Может быть, тут как-то обратить внимание на то, как ты пытаешься к этому подвести. Может быть, ты найдёшь интересный какой-то метод, который заинтересует их».

184. «То есть в игру превратить?»

185. «Да. Конечно, очень важно учиться рисовать то, что ты видишь, и рисовать так, как ты действительно видишь. Это развитие психики, это саморазвитие человека. Очень важно. Но и воображение, помнить тоже надо, играет большую роль».

186. «А чтобы с натуры рисовать, то это лучше с мольбертов делать? Если с парты, то уже искажение идёт?»

187. «Как угодно, ничего. С руки, блокнотики… как угодно. Главное, что человек пытается изобразить то, что видит».

188. «Мы пробовали провести пару уроков рисования с натуры, но некоторые дети отказываются это делать».

189. «Может быть, какая-то причина есть ещё».

190. «А можно сделать так, что одни рисуют с натуры, а другим дать свободную тему?»

191. «Можно. Но можно и беседовать, почему не хочется, выяснить. Страх какой-то может быть, боязнь проявить своё неумение.

192. То есть такие нюансы тоже вполне могут присутствовать. Человек смущается, у него комплекс возникает. Лучше не поддерживать комплекс, пробовать надо расшатать и вывести».