В праздничный День восемнадцатого августа Учитель дал видеоинтервью журналистам агентства «France press».
2. Две молодые француженки, Алисса и Элиза, появились в общине по заданию агентства и предполагали находиться на земле обетованной несколько дней. Но авария с трагическими последствиями на Саяно-Шушенской ГЭС, случившаяся накануне Праздника Слова, изменила планы журналисток: они получили распоряжение руководства не задерживаться в общине и как можно быстрее оказаться на месте аварии.
3. Учитель пошёл навстречу торопившимся журналисткам и дал согласие на интервью в праздничный День.
4. Алисса задавали вопросы без переводчика. Элиза работала с видеокамерой. Фрагменты этого интервью.
5. «Чем вызвано Ваше присутствие две тысячи лет спустя?» – был первый вопрос Алисы.
6. «Сначала нужно было сказать: будьте добрыми, а потом надо много-много объяснять, как это – быть добрым: что нужно сделать, как сделать, в каком случае сделать, чтобы это действительно было добрым. Слишком много разных пониманий у людей по поводу добрых поступков. И эти понимания отличаются друг от друга, и очень опасно отличаются.
7. Это надо было рассказать – так как же по-настоящему быть добрым, что такое любить ближних по-настоящему».
8. «Как Вы видите, отличия между религиями, которые сейчас существуют (христианство, мусульманство и другие), – они должны быть?»
9. «Прежде всего нужно провести простую параллель. Можно ли изучать законы математики разнообразными путями традиционными какими-то, которые очень сильно отличаются друг от друга? Какой-то христианский принцип в математике, мусульманский принцип, иудейский… может ли быть? Нет. Законы, которые изучают в науке, одни и те же. И все стараются эти законы понять. Но какие-то одни и те же законы.
10. К духовному развитию точно так же нужно относиться. Это один Закон. К нему нельзя подходить как кому вздумается, потому что это опасно. Чем меньше понимаешь Закон духовного развития, тем сложнее будет развиваться, тем больше будет путаницы, а значит, и трагедий. Закон один, и его надо понять всем.
11. Нельзя религию рассматривать как какую-то этническую культурную ценность. Этот Закон – для всего мира, для всех людей на Земле один. И только когда люди это поймут и к этому Закону придут, тогда наступит мир и благоденствие…
12. И в своём техническом развитии люди дошли до того уровня, когда у них обязательно должен был стать выбор: либо они поймут, для чего они рождены, и начнут истинные свои деяния, которые будут благом и процветанием, либо они должны будут закончить свою жизнь, и они сами её закончат.
13. И это не будет кара Бога. Бог никогда никого не наказывал и наказывать не может. Это невозможно для Него. Это принципиально отличается от Его Естества. Наказывать могут только люди. И они сами себя накажут.
14. А те, кто прозреет, – им надо пойти дальше, составить ту основу, которая будет похожа на образ Ноева Ковчега. Они потом дадут начало новому человечеству нормальному, где будет одна Семья на всей Земле и одно понимание Бога.
15. То, что сейчас нужно будет открыть, – это не только научить людей любить друг друга по-настоящему, но и понять всё то о Боге, на чём они споткнулись, спорят друг с другом.
16. Я открою им эту тайну, и они поймут, что они хранили разные части одного целого. Это целое нужно увидеть. Вот обо всём этом целом Я расскажу, учитывая уровень разумения современного человека. Не средневековой давности, а именно сегодняшнего человека. Его уровень мышления нужно учесть.
17. Поэтому к вере нужно подойти с гораздо более высоким требованием и пониманием, чем то, что было в древности. В древности люди не стремились думать, им достаточно было бояться Бога.
18. И они привыкли не думать. Но тогда, естественно, находятся те, кто вместо них думает, и слепые начинают вести слепых. А это опасно.
19. Нужно раскрыть всё то, о чём они пробовали думать, но думали неправильно. А дальше выберет сам человек. Выбор должен быть свободен. Но время это пришло».
20. «Вы сказали, что это выбор самого человека. А что произойдёт с теми людьми, которые не верят, не приехали сюда?»
21. «А вот тут и нужно уметь понять, хотя бы немного понять Славу и Мудрость Божью.
22. Каждый находится на том месте, где уже заранее учтена вероятность его поведения – на что он способен. И он сделает то, что для всех будет наиболее благоприятно и для него самого.
23. Нет случайных явлений в жизни людей. Они очень грамотно расставлены по своим местам и рождаются в тех местах, где для них будет очень благоприятно. И всё, что они сделают, – это их естественное, что им присуще. И если им присуще что-то очень маленькое, на них больше и возлагаться не будет. Зачем? Пусть он маленькое сделает, но там, где всем будет полезно то, что он сделает.
24. А так как человек не умирает на самом деле, покидая тело, то, даже если большая часть человечества по определённым каким-то причинам может покинуть своё тело в какой-то краткий период времени, они никуда не денутся, они вернутся.
25. Но они должны вернуться в нормальное общество, где с детства у них уже не будет закладываться информация разъединения, стремления уйти от других и доказывать что-то своё, эгоистическое, не слушая, что говорят другие.
26. Принципы, по которым ныне живёт человеческое общество, должны быть исключены. Люди должны стремиться друг к другу, а не в стороны друг от друга, доказывая только свою истину.
27. Нужно эту основу создать, иначе будет трудно бороться с тем, что происходит в обществе как ненормальное явление, мешающее людям вместе нормально жить».
28. «А вы создаёте здесь новую единую Семью?»
30. «А есть другие учителя на Земле? Ведь Вам сложно всё охватить…»
31. «Всё и не нужно. Мне нужны те ученики, которые исполнят Моё, – и задача будет исполнена во благо всего человечества. Здесь не будет того, как в Ноевом Ковчеге. Два, три, четыре человека, пять человек – это слишком мало. Нужно гораздо большее число людей. Но и не обязательно очень большое множество.
32. Необходимое количество уже существует. Если оно ещё умножится, так хорошо. Но даже если оно будет только таким, какое есть, этого достаточно.
33. Главное – им успеть измениться настолько, насколько требуется, чтобы впоследствии были созданы благоприятные условия, чтобы уже формироваться как требуется. Чтобы отхождения от Истины не было, чтоб вероятность в дальнейшем разъединиться на духовной основе была исключена.
34. Эта благоприятная ситуация уже есть сама по себе, и ей надо определённое время ещё созревать, чтоб уже стать способной создать нужные условия, самые благоприятные, какие допустимы в этом случае.
35. А учителей много разных на Земле. Но в этом случае надо понимать: если люди двигаются по ступенькам кверху, то каждая ступень очень ценна. Нельзя сказать, что вот эта ступенька неправильная. Её нельзя сравнивать с чем-то. Если эта ступенька послужила хоть кому-то, чтобы подняться выше, это уже хорошо.
36. Но если ступеньки отличаются друг от друга, то уже это говорит о том, что они не есть одна ступень, это что-то разное. Разные высказывания об Истине говорят только об одном – там высказана разная степень правильности. Но нельзя об одном и том же говорить по-разному и считать это одинаково правильным. Это несерьёзно.
37. Поэтому кто-то говорит больше правды, кто-то – меньше. И вот так ступеньки выстраиваются одна за другой. Чем выше, тем больше открывается правильность Истины. А значит, тем больше возлагается ответственность на того, кто ступает на эту ступень. Чем выше, тем больше ответственность и больше раскрытая Истина.
38. Поэтому много на Земле всего. На всякий вкус».
39. «Скажите, почему именно здесь Вы решили жить, в тайге, в Сибири? Означает ли это уход от мира для Ваших последователей?»
40. «А ничего зазорного нет в том, чтобы уйти от мира существующего. Потому что в том мире невозможно жить нормально, там законы жизни ненормальные. И чтобы создать что-то нормальное, нужно вывести группу людей, которые все жизненные вопросы начнут решать сами. Не когда за них решает система ненормальная, о которой они говорят, что это нехорошо, но пользуются этим. Это будет лицемерие.
41. Поэтому религию нельзя рассматривать как «ёлочное украшение» на каком-то грубом, некрасивом дереве и смотреть: вот как красиво висит! Оно не сделает дерево лучше. А традиционное вероисповедание – это больше «ёлочное украшение», о котором говорят, что оно есть, оно красивое, но оно не меняет основу жизни. Жизнь как была ненормальная у людей в обществе, так она и идёт. И идёт уже многие века.
42. А Закон духовного развития подразумевает всё, что касается взаимоотношений человека с человеком и его отношения к окружающему миру. Чтобы максимально вскрыть эти особенности человека, нужно позволить людям решать все жизненные вопросы только самим, учась общаться друг с другом по всем вопросам.
43. Поэтому это условия уникальные, когда можно их привести к земле, где они учатся всё делать своими руками, учатся договариваться, учатся приходить на помощь друг другу. Это очень важно. Их нужно было привести сюда. Это одна из сторон.
44. Ну а другая сторона – это учёт геофизических особенностей Земли. Ведь это должно быть там, где действительно надо сыграть спасительную роль. Не всё на Земле останется нетронутым. Очень сильно многое изменится. Поэтому главное Событие должно быть там, где оно окажется в конечном итоге полезным».
45. «А что здесь будет тогда, когда Земля изменится?»
46. «Посмотрим… Хорошие условия жизни», – улыбнулся Учитель.
48. «Да посмотрим, насколько может всё повернуться».
49. «Но Вы имеете в виду, что будет какой-то катаклизм природный, экологический?»
50. «Да. Плато в Сибири (здесь, в этих местах, и дальше, шире) окажется наименее изменённым».
51. «А как Вы можете встретиться с людьми, которые далеко, если Вы так далеко живёте?»
52. «Несколько лет Я посещал много стран. Я ездил, встречался с огромным количеством людей во многих местах. Это сотни городов. Я много поездил. Но наступил период, когда уже так постоянно ездить становится затруднительно в связи с психологической атмосферой самих обществ.
53. Значимость происходящего здесь набралась такой величины, когда это стало пугать чиновников разных государств и церковь в первую очередь. Поэтому, стоит Мне сейчас куда-нибудь поехать, это будет такое большое напряжённое обстоятельство. Очень многие захотят мешать, ругаться, шуметь, запрещать. Не хочется их соблазнять. Но это уже и не требуется, потому что должное количество людей здесь уже есть.
54. Но Я не еду – вы приезжаете для этой цели. Это также играет свою роль».
55. «Вы несколько раз сказали «должное количество людей здесь есть». Вы имеете в виду что именно, в каком смысле? Чтобы спасать мир?»
56. «Чтобы заложить ту основу, благодаря которой спасётся всё человечество.
57. Душам, которые могут в обилии покинуть свои тела, надо потом куда-то вернуться. И вернуться не в какое-то тело, которое имеет генетическую информацию старого образца. Потому что эта информация начнёт опять довлеть над молодым организмом юным, и он опять же начнёт тяготеть к ошибкам, от которых он однажды ушёл, покинув тело.
58. Нужно сформировать вот эту психологическую базу, основу, где своей работой, подвигом, праведным подвигом, люди искоренят склонность делать нехорошие ошибки, уйдут от этого ненормального своего жизненного опыта, который утверждался на Земле веками. Нужно это погасить, стереть насколько возможно, перестроить.
59. И когда вот эта основа сформируется, тогда души уже безболезненно начнут возвращаться в эту информационную основу, которая не позволит тяготеть к старому, уходить к старым ошибкам. Это будет помогать перерабатывать их существующий опыт, запечатлённый в их душах, на более позитивный лад.
60. То есть нужно определённое количество людей, которые станут (можно сказать условно) прародителями будущего человечества. Но это не должно быть пять человек, десять не должно быть, это должны быть сотни людей, тысячи. Это будет. Это в какой-то мере есть. И ещё будет. Время ещё есть».
61. «А сегодня Вы сами сказали, что надо торопиться…»
62. «Да. Прежде тем, кто уже здесь находится, надо торопиться. Приходит с каждым разом всё более суровое время и больше требует от человека что-то делать правильно.
63. И если, приехав сюда, многие назвались верующими, это не значит, что они верующие, это не значит, что они всецело посвящают себя исполнению того, что они слышат. Кто-то проявляет слабость одну, кто-то другую слабость допускает.
64. Вот Я говорю о тех, кто допускает слабости. Чтоб они встрепенулись и побыстрее начали делать то, что уже знают как правильно, но откладывают по слабости своей на потом. Это нельзя, слишком большой ценой это может обернуться теперь уже. То есть лучше поторопиться».
65. «А теперь уже это ограниченное время? Как Вы видите?»
67. «Вы сказали, что надо торопиться, что может плохое произойти с остальным миром, может быть не в Сибири…»
68. «Я никак не вижу. Мне это не нужно. Я знаю, что мне надо поторопить, Я ощущаю эту потребность. А с чем связано – потом Я посмотрю. Но это будет точно. Мне не нужно знать эту информацию, она слишком неприятная, и она дополнительную тяжесть приносит. Её лучше не знать наперёд. И так слишком много непростого, что приходится переживать. А это сказывается».
69. «Вот Вы сказали, что все люди, которые здесь живут, должны решать сами, по каким законам они будут жить. А Вы какие ритуалы, какие законы хотели бы увидеть?»
70. «Ритуалы Я не даю. Я лишь поясняю, что ритуальная часть – это культурная попытка человека поэтически славить Бога. И это может быть у всех по-разному. Это могут придумывать сами люди сколько угодно.
71. Это нельзя ставить основой, от которой как будто бы зависит духовное спасение человека. От этого спасение не зависит. И люди вправе сами придумывать, как бы они хотели славить Бога.
72. Тем более нет никаких упражнений на самом деле, которые бы развивали духовность человека, когда человек мог бы закрыться у себя дома и, проявляя упражнения, духовно развиваться. Такого не бывает. Это иллюзия, ошибка.
73. Духовное развитие – это общение человека с человеком, где он начинает реагировать на что-то, что происходит у другого, где человек учится правильно относиться к тому, что вокруг него происходит. Как он к этому относится – вот там скрывается закон духовного развития.
74. И Моя задача – показать, как правильно человек должен реагировать, поступать в том или ином случае. Особенно если происходящее рядом с ним приносит ему неприятные ощущения. Ведь именно в этом случае человек склонен делать главные ошибки. А они в жизни каждый день, их много.
75. У разных людей это огромное количество разнообразных таких обстоятельств, но они очень похожи между собой. Этих обстоятельств очень много, которые нужно пояснить теперь. Именно там законы духовного развития.
76. Не когда человек пришёл в храм исполнять литургию и думает, что вот теперь он спасён, он крестился – и уже обеспечил место в раю. Нет, ни в коем случае. Вот выйдет их храма – и начнётся духовное развитие: как он начнёт общаться с другими.
77. Это то, о чём старались умолчать, от чего уходили, и всё попытались свести к самому простому: главное, приди в храм, поставь свечи – и всё нормально. Нет.
78. Поэтому традиционная религия боится того, что Я могу дать. Потому что Я разрушу традиционные каноны (на самом деле несерьёзные, они имеют место быть). Но так, как их рассматривают, – их нельзя так рассматривать. Это иллюзия спасения, на самом деле никакого спасения не происходит в этом случае.
79. Надо учиться жить правильно. Так вот эти законы и нужно пояснить. Поэтому Я готов любой закон открывать. Но Меня надо тогда спросить, для какой ситуации, для какого конкретного жизненного обстоятельства что не понятно.
80. А сюда входит не только то, как строить совместно творчество, как производственную деятельность вести, как в домашних условиях жить, сюда же входит ещё то, как мужчина и женщина правильно должны воспринимать друг друга, как искусство должно развиваться… Ведь это всё должно быть основано на духовных принципах, не должно быть оторвано от них.
81. И один из важных моментов, что искусство не должно быть оторвано от духовности. Здесь очень большой пробел оказался. Оно как будто отдельно стало от духовности развиваться и неизбежно зашло в тупик. Очень глубокий тупик сейчас. Это надо выправить.
82. Художник стать должен верующим человеком обязательно, иначе его произведения можно выкинуть в ведро, куда-нибудь в мусорницу, они никому не нужны, их нельзя смотреть».
83. «Видно, что для Вас искусство очень важно. А есть какие-то произведения искусства, которые для Вас особо трогательны?»
84. «Так точно Я не обозначу. Есть, конечно, то, что радует, даёт надежду. Но это область, которую надо очень серьёзно развивать.
85. Нельзя здесь относиться, как к ребёнку, где ребёнок что-то выразит, а родители говорят: «Ах, как хорошо!», хотя там ещё ничего нет. Но они просто радуются, потому что ребёнок хоть какой-то шаг уже сделал хороший.
86. Но если мы говорим об искусстве, то тут нельзя относиться, как родитель к ребёнку. Тут нужно требовать, надо учиться. То есть надо осваивать накопленный опыт, хорошую часть его, и вкладывать то, что в этом опыте отсутствовало в древности, а это – умение любить.
87. Не надо изображать трагедии. Не надо творить, когда тебе плохо, когда у тебя настроение подвержено обиде, недовольству, нельзя созидать в этот момент. Надо творить что-то, что будет окрылять других людей, давать надежду, наполнять и даже исцелять.
88. Потому что, когда в произведение художник вкладывает свою любовь, умение любоваться миром, воспевать его, это творение начинает быть целителем. Оно в элементарных случаях начнёт исцелять тех, кто будет смотреть: если придёт больной, у него пройдёт какая-то болячка. Оно будет действовать как икона, хотя таковой не является, но действовать будет так же.
89. И нужно это обязательно оговорить и этой области много внимания уделить, потому что люди рождены творить. И творчество играет очень важную роль (одну из основных) в формировании духовного мира человека.
90. Поэтому люди должны уметь рисовать, учиться рисовать. Любое, что бы они ни делали своими руками, они должны делать красиво. А для этого надо научиться чувствовать, что ты делаешь. Надо натренировать свой внутренний механизм, привести к норме, когда ты можешь сложить то, что ты видишь.
91. Ведь если человек не может изобразить то, что видит, у него нарушена связь между головой и руками. Ведь он же видит, а почему не нарисует? Или у него глаз нет? Есть глаза. Почему не может изобразить? У него нарушен этот механизм, его надо развивать.
92. И люди должны уметь творить красивое в любой области, но при этом ещё они должны быть хорошими, добрыми, а не только развивать технические навыки».
93. «Последний вопрос. Как я понимаю, страх – антипод любви. Как Вы это видите?»
94. «Верить и бояться Бога – это противоположные явления. Когда верят, не боятся. Если боятся, то говорить о вере бессмысленно.
95. Человек, когда следует за страхом, не следует за верой. Как раз вера призвана уничтожить страх. Она противоположна.
96. Если ты веришь, что не упадёшь, ты не боишься упасть. Если боишься упасть, но идёшь, как можно говорить, что ты веришь, что не упадёшь? А почему же боишься тогда, если веришь, что не упадёшь? Зачем бояться того, чего нет?
97. Здесь нужно уметь разделить понятия. Если любишь Бога, бояться Его бессмысленно. Если боишься, говорить о любви становится бессмысленно.
98. По отношению к страху надо иметь правильный взгляд.
99. Страх есть как инстинкт у человека, связанный с его самосохранением, самовыживанием: ему надо почувствовать какую-то опасность реально существующую, как у животных. Но у животных есть очень важный механизм, упрощённый по сравнению с человеком: животное не боится того, чего нет. Человек (восемьдесят процентов или девяносто) боится того, чего не существует. Это его воображение, это его гораздо более сложный чувственный мир.
100. И поэтому надо научиться видеть и отделять ту часть страха, которая становится естественной, от той, которую придумываешь сам. И вот дальше посредством рассмотрения многочисленных жизненных примеров уже надо смотреть: в этом случае как поступить, в том случае как поступить, где сначала будет тормозить человека его собственный страх…
101. Но если он верит, что вот так действие определено Учителем, оно правильное, и он делает это, перешагнув свой страх, победив себя, – чем больше он это будет делать, тем больше будет уходить страх. Человек будет утверждаться в правильности своего дела, он будет развиваться, раскрываться. Но это большой труд.
102. Поэтому духовный Путь развития – это, по сути, Путь, где надо победить самого себя. Это очень сложный Путь. И многие боятся по нему идти. Им легче пойти поставить свечку, помолиться в храме и думать, что всё нормально. А это не так».
103. «Когда Вы говорите, что всё в мире изменится, у меня лично это возбуждает какой-то страх».
104. «Ну да. Если человеку сказать (даже если он верит), что душа его не умирает и он остаётся после смерти тела, то это не значит, что он вообще не будет бояться смерти.
105. Это механизм биологический. Он должен быть у человека, он помогает ему чувствовать опасность, которая действительно может угрожать его телу, существованию его тела. И его исключить нельзя.
106. Если его исключить, люди легко могут уходить из жизни тогда там, где им вовсе и не надо было это делать. Нужен был предохранитель.
107. Поэтому, даже если сказать: «Не волнуйтесь. Человечество всё равно спасётся, даже если останутся только те, кто здесь», это не значит, что все перестанут бояться. Конечно, им будет страшно.
108. Тем более если какие-то детали увидеть наперёд. Даже если не наперёд, а даже если мы в прошлое посмотрим: цунами накатывается… разве можно сказать, что на это можно посмотреть спокойно? Конечно нет. Это серьёзное горе, очень большое. И если люди живут чувствами, то они не останутся незатронутыми, это будет больно.
109. И жизнь человека как раз связана с умением чувствовать и развивать свои чувства, но не уходить от них. Нельзя уйти в какое-то упражнение, отрешившись от мира. Это не есть развитие чувств. Сохранить чувства можно неповреждёнными, но они не будут развиваться в этот момент.
110. Чувства у человека развиваются, когда он в чувственной близости с окружающими живёт. Когда он их чувствует и может переживать, сопереживать, передавая им нужную силу в помощь. Это чувствами можно сделать. Это очень важный механизм, от которого нельзя уходить.
111. Но человек чувственный становится очень уязвимый. Если он открыт перед людьми, этим могут воспользоваться те, кто пока ещё не видит таких ценностей и может ударить.
112. Нельзя закрываться. Очень важное условие – ни в коем случае не закрываться. Потому что это механизм естественный и найдётся рядом тот, кто будет бить, кому и надо это делать.
113. Но человек, правильно ведя себя, начнёт помогать тому, кто будет бить. Он будет примером. Нельзя многое донести только словами, нужно показать, как это делается. И вот здесь очень важно, как ты ведёшь себя рядом.
114. Поэтому нельзя стать по-настоящему святым, уединившись от мира. Надо среди людей им стать, рядом всегда быть, тогда и хорошо будет.
115. Так что бояться… ну, этого исключить нельзя будет. Конечно, это будет неприятно, и сложно, и трагично, и много горя будет, но этого не избежать.
116. Это не будет кара Бога, это уже естественный ритм Земли. У неё есть свои ритмы изменения, которые не связаны с эмоциями. Земля живая, но у неё нет того уровня эмоциональных энергий, которыми обладают хотя бы даже животные. У неё ещё проще, и ей неважно, кто погибнет.
117. Она движется в зависимости от окружающих её ритмов, от того, как человек ведёт жизнедеятельность на её поверхности. Она это чувствует, и она видоизменяется, она защищается.
118. Поэтому всё, что будет происходить, – это уже результат деятельности человека. И ещё определённые естественные моменты, связанные с жизнью самой Земли.
119. Это должно было совпасть так, чтобы стать рубежом, у которого остановится ненормальная часть развивающегося общества. Она не должна пойти дальше. Слишком опасно становится, слишком большие умения имеет человек. Нездоровый человек, психически нездоровый, имеющий способность злиться, обижаться, имеющий корыстные побуждения.
120. Ему нельзя дать такое оружие. Но он его начинает иметь, потому что запретить тоже невозможно. И потихоньку, пробиваясь всё выше и выше в техническом развитии, но не в духовном, люди сами подходят всё плотнее и плотнее к самоуничтожению.
121. Но лучше, чтоб их уничтожила природа, чем если они включат свои механизмы и уничтожат и себя и Природу. Это будет сложнее.
122. Но за этот период надо создать то, что поможет человечеству, чтобы оно не исчезло вообще».