99. «Хорошо. Другой вопрос. Есть в истории много людей, которые входили в гармонию с Природой, с духом Жизни. Они вообще хоть какой-нибудь шаг в своём духовном личностном развитии сделали или нет?»
100. «Да посмотреть бы на них, как они жили среди людей. Если они ушли от людей, как-то гармонию создали, то непонятно, достигли они чего-то или нет. Ведь достигнуть вы это всё должны для того, чтобы правильно начать жить друг с другом, а не для того, чтоб уйти друг от друга.
101. Поэтому это можно было бы увидеть, только когда они бы начали жить среди людей. Дать ему ещё семью, жену такую и посмотреть, достиг он чего-нибудь или нет в гармонии. Вот там бы сразу всё было бы видно.
102. А если он ушёл, кто его знает, что он там достиг. И как можно достигнуть чего-то, если у тебя нет условий это развивать? Ты не развиваешь это.
103. То есть развить можно что-то, только когда есть условия, именно касающиеся (это, опять же, образно говоря) определённой группы мышц. Ты можешь их развить только при определённых упражнениях.
104. Нельзя уйти куда-то в сторону, делать совершенно не относящиеся к этим мышцам упражнения, а при этом эти мышцы развиваются. Так не может быть. Надо именно на этом сосредоточиться и упражнения, связанные с этими мышцами, делать.
105. Так и в душе вашей. Люди рождены для того, чтобы быть вместе, а не раствориться в общем сознании Вселенной.
106. Вы сами подумайте: что это за абсурдная мысль – дать вам жизнь, чтоб вы погрязли в навозе, убивали друг друга, столько злобы излили, чтоб в конечном итоге опять растворились везде? А что вас оттуда выдёргивать? И вообще, зачем было создавать, чтобы столько горя было? А для чего, кому оно нужно? Абсолюту? Творцу?
107. Да вообще это не нужно. Такая цель нелогична, она неуместна. Для чего? Чтобы всё-таки за тысячи лет вы пролили тонны крови? Замечательно! Чтоб потом вы растворились и вас не стало? Вот здорово! То есть никакой логики нет.
108. А ведь всё логично. Если мы говорим о Гармонии, всё взаимосвязано, всё вместе друг другу помогает, и в целом всё это развивается. Оно едино, оно на одном законе рождено и взаимосвязано таким образом, чтобы оно было полезно друг другу, чтоб всё вместе, сталкиваясь, помогало друг другу развиваться и совершенствоваться дальше. Но оно всё имеет свою логику, оно не абсурдно, оно не хаотично, как кому вздумается. Всё взаимосвязано.
109. Значит, и в вашем рождении тоже есть смысл. Вы рождены, чтоб быть вместе и этой Семьёй заполнить Вселенную. А значит, все законы, связанные с духовным развитием, направлены должны быть на одно – научить вас уважать друг друга, научить вас в большом множестве стать едиными, чем-то единым стать.
110. Вот тогда вы обретаете великую ценность, ради которой вы и рождались, потому что, став едиными, вы приступите делать то, ради чего вы и рождались, – изменять Мир материи.
111. Но вам надо стать едиными. А что такое вам быть едиными? Это где и семья есть, это где вы проявляетесь в творчестве, это всё, в чём и должны выражаться ваши истинные ценности. Но вы должны быть вместе, нельзя уходить друг от друга.
112. Поэтому главные ваши качества – это то, что вы сейчас и пробуете по-всякому решать, будучи вместе. Учитесь договариваться пойти на работу, определять характер работы; прийти в семью – в семье решить семейные проблемы; к соседям заглянуть – решить проблемы… Вот это всё и есть главные духовные ценности. Вне этого искать духовные ценности нельзя, в другом нет духовной ценности. Она в этом прежде, духовная ценность ваша. Вот вы чему и должны научиться.
113. Поэтому главного святого можно увидеть по-настоящему только среди вас, а не отдельно от вас. Это когда вы находитесь в гуще вашей, решая нормальные, житейские проблемы, которые вы и призваны решать бесконечно долго, и проявляете эти хорошие качества. То есть составив семью, рожая много детей, занимаясь творчеством и вот эту священность свою проявляя.
114. Но не в пещере отдельно. Это не то. Конечно, определённый подвиг в этом есть, но он не решает задачу, ради которой вы и родились. Он не решает, это вне задачи явление находится.
115. Поэтому найти интересного человека, хорошего по-настоящему, можно только в вашей среде, когда вот в такой гуще этот человек, не уходит от людей, а всегда находится среди них, и помогает им, и решает те задачи, о которых было сказано однажды: «Вот есть мужское, вот есть женское», и заповедано было: “Да будет оно единым, и не разлучает их ничто человеческое”».
116. «Вчера со мной произошла такая ситуация. Я целый день собирала ягоду и принесла её соседям (мы с хозяевами решили, что чуть-чуть я оставлю на еду нам, а остальное соседям отнесу). Соседи не знали, что я им принесу ягоду. Я поставила ведро и сказала: «Это ваше». А хозяйка: «Как? Наше? Нет, нет. Любочка, нам так много не надо, мы себе отсыплем немножко». Она отсыпала в две тарелки, остальное принесла обратно. И в связи с этой ситуацией у меня возникло чувство расстройства, боль какая-то. Это что-то эгоистическое?»
117. «Нет, нормально. Когда в данном случае тот, кому ты даришь что-то, возьмёт столько, сколько действительно надо, – это нормально. А не всё, что ему подарят».
118. «Хорошо. А моё состояние при этом должно так же радостным оставаться?»
119. «Конечно. Люди же взяли, ты смогла помочь».
120. «А если я вижу, что ещё осталась ягода?»
121. «Пошла и предложила ещё кому-то. Если действительно ты видишь, что можно ещё кому-то дать, ещё поделись с кем-то».
122. «Хорошо. А правильно ли будет сначала согласовать с хозяевами своё желание поделиться ещё с кем-то? Или можно это на своё усмотрение сделать?»
123. «В доме, в котором ты живёшь, где есть хозяева, для которых ты набирала ягоду? Или как ты набирала её?»
124. «Я набирала её, вообще-то, для соседей».
125. «У тебя было свободное время – ты просто набрала ягод?»
126. «Да, просто по желанию пошла набрала ягод».
127. «Тогда можешь распорядиться так, как посчитаешь нужным.
128. Если тебя послали набрать ягоду и ты, помогая уже семье, в которой живёшь, пошла набрала ягоду, тогда, конечно, отдать что-то ты можешь, только согласовав, что действительно много удалось набрать, можно даже поделиться. Вы вместе решили».
129. «Да, это было моё желание, когда я пошла собирать. Значит, ответственность на мне?»
130. «Да, прежде всего на тебе – кому ты хочешь дать».
131. «А если у меня расстройство от того, что соседи не взяли ягоду, как я должна работать над собой, чтобы у меня правильная позиция появилась? В тот момент, когда это расстройство появляется, я должна переключиться на радость?»
132. «Ты должна найти правильное понимание обязательно. Не просто переключиться и радоваться. А радоваться чему? У тебя же должен быть какой-то конкретный, нормальный, разумный образ, выстроенный тобой. А не просто: «Это хорошо». А что хорошо? «А не знаю. Хорошо». А у самой никакого образа вообще нет, пустота в голове, просто хорошо. Что хорошо?
133. Вы же учитесь оправдывать действия ближнего. То есть какое-то произошло событие и кто-то сделал какое-то усилие, вас смутившее, – вы же должны будете оправдать это действие. Только тогда вы научитесь нормально радоваться, когда вы найдёте правильное оправдание этому действию, и вы успокоитесь.
134. Вот вы должны научиться находить оправдание. А оправдание – это уже сознательное ваше усилие. То есть вы должны логически взвесить какие-то нюансы и выстроить какой-то образ, действительно нормальный. Не какой-то придуманный, тоже ненормальный, но он вас успокаивает. Он должен быть нормальный во всём, этот образ.
135. Поэтому вы и слушаете многие подсказки, чтобы, используя их, на их основе строить правильные образы, и ими пользоваться, и учиться доверять этим образам.
136. Хотя ваше естество начнёт подмывать вас и подсказывать вам совсем другое, какой-нибудь каверзный образ такой, неприятный, пахнущий дурно. Он будет подсовываться вам, и он такой – к нему хочется потянуться. Вы останавливаете себя за руку, оттягиваете: «Стоять! Ну-ка, вот образ, мы будем верить в него, в этот образ! Мы будем доверять этому образу, потому что именно так только может произойти». То есть вы начинаете волевым усилием заставлять себя верить как будто бы во что-то другое…
137. Вера – это очень специфическое явление, и заставить себя поверить нельзя. Это уже качество ваше.
138. Когда вы достигаете нужного качества, вы легко начинаете доверяться чему-то, чему соответствует качество вашего внутреннего мира, оно проявляет эту способность верить.
139. Если вы не дозрели до чего-то, во что можно верить, вы верить не сможете. Вам можно будет только пытаться себя убедить, что вы верите. То есть вы будете прилагать какое-то волевое усилие, но веры у вас не будет. Именно не будет веры. Хотя вы будете говорить: «Да, мы верующие». Но если посмотреть подетально, вы неверующие, вы те, кто пытается себя убедить, что он верующий.
140. Потому что многие вещи вы не сможете воспринимать из того, что Я говорю, с радостью, с доверием. Вы примете их как информацию, вы готовы с ней согласиться, но внутри вы будете бояться это сделать. То есть вы не доверяетесь ещё этому, вы будете пугаться, вы будете смущаться, вы будете чувствовать, что внутри у вас что-то противится пока ещё этой подсказке. Это и есть, что веры ещё пока нет.
141. Но вы стараетесь быть верующими, то есть вы делаете волевое усилие и двигаетесь в том направлении, которое вы уже для себя приняли (условно приняли) как истинное направление. Вы уже берётесь этому доверяться.
142. Вот тогда, двигаясь в этом направлении, если это правильное направление, вы обязательно дозреете до ступени на практике, когда вы сможете верить. Но это значит, что качество ваше уже изменилось, стало лучше. Вы дозрели до того, чтобы уже верить, и вам тут уже говорить «верьте» бессмысленно. Вы и так верить будете без каких-то подсказок со стороны.
143. Так что тут вам надо учиться правильно находить образы, а не просто: «Надо радоваться. Должно быть всё хорошо» – и всё, и ничего в голове, пусто. Этого будет недостаточно. Надо учиться правильно создавать эти образы.
144. И чем чаще вы будете учиться их делать, правильные, тем легче вам будет в очень горячих обстоятельствах, которые вас зажгут психологически. Там вам легче будет опереться на эти хорошие образы, которые ваше сознание будет уже гораздо более умело предоставлять вам. То есть вам легче будет опираться на своё сознание, чтобы найти нужное оправдание.
145. Если этот опыт у вас мал, то в трудную минуту вам будет трудно найти эти образы. Вы не сможете, может быть, даже их найти вообще и будете по накатанной скользить, где только негативные образы будут заполнять вас и вам будет очень тяжело. Вы можете наделать много глупостей в этом случае. То есть зацепиться даже не за что, слишком скользкая будет поверхность и очень гладкая, никаких выступов, за которые можно было бы зацепиться.
146. А вот когда вы начинаете работать в сознании своём и чаще учитесь на практике в разных условиях придумывать интересные оправдания, это вы как бы позволяете на том жёлобе, который у вас накатан, на его поверхности, появиться многим разным ручкам. И когда вас начинает туда нести, скользить начинаете, у вас появляется больше шансов ухватиться и удержаться за эту ручку, не заскользить слишком далеко. Вот этот опыт надо развивать в себе.
147. Это очень важный жизненный опыт, где надо вот так мыслить о том, что с вами происходит, находить правильные решения очень важно. Вы ещё пока так бедны в этом отношении, вы даже не представляете. Хотя вы так много уже имеете! Но вам не хватает именно вот этого опыта общения.
148. Потому что это можно нарабатывать только в общении, когда вы вместе общаетесь, вы вместе обсуждаете это при любой возможности. Есть свободная минутка – обсудили какой-то нюанс. Вы переспрашиваете у других, а как они видят, а как они считают вот в этом случае было бы правильно, а какой у них в этом случае образ возникает… И вы делитесь.
149. И при своём многообразии вы имеете на практике условия очень благоприятные обрести быстро очень много разных взглядов, как видят ваши ближние. Но для этого вам надо пожелать с этим познакомиться.
150. Если вы будете держаться закрытости, будете пугаться и держаться за свою пугливость, имея большое богатство, вы будете бедными. Вы рядом имеете много разных взглядов, но вы даже не будете знать, что они существуют и что они бывают ещё разные, отличающиеся от ваших. Но это ваше общение.
151. Вот поэтому мы и говорим о духовности, которая связана с вашим тесным контактом друг с другом обязательно. Учитесь жить вместе. Это самое большое, для чего вы сейчас должны приложить все свои жизненные усилия.
152. Это первый, главный шаг, то, что призвано поднять вас до уровня нормы. От нормы начинается ваше творчество, нормальное творчество. Но до нормы вы должны стать едиными.
153. Потому что нельзя будет нормы достигнуть, пока вы не едины, пока у вас есть склонность пугаться друг друга, сторониться друг друга, отворачиваться друг от друга, обижаться друг на друга, обвинять друг друга. Вот пока всё это присутствует, вы к норме не подойдёте. А без нормы вы не начнёте творческое нормальное развитие.
154. Поэтому этот ноль, нулевой уровень, вам надо обязательно достигнуть. Тысячи лет люди до этого времени всё пробуют эту норму достичь, ноль достичь. Ноль как опору, от которой начнётся восхождение. Видите, какая непростая задача?
155. Хотя так много написано, много рассказано, столько событий явлено, чудеса сплошь и рядом, там наворочено уже такого всего! А как топтались, так и топчутся, обижаются, все с подозрением смотрят друг на друга, пользуются первой подвернувшейся ненормальной мыслью и сразу за неё цепляются: «Да? Ух, какой негодяй!» Хотя и не видели, а что на самом деле происходило. Мысль промелькнула, кто-то сказал…
156. И получается, вы живёте мнением других людей. Не собственным мышлением, а как кто-то сказал. То есть вам сказали так думать, вам сказали иметь такое мнение – и вы имеете это мнение. Какое-то ненормальное явление в жизни человека.
157. Поэтому вам нужно обязательно учиться мыслить самостоятельно. Всегда иметь собственное мнение очень важно, научиться находить его правильно, то есть формировать его на правильной основе, это мнение.
158. И то, что оно будет у вас разное, это нормально будет. Главное, чтоб основа у него одна и та же была, без страха, с нормальным доверием друг к другу. Где вы не враги друг другу и не надо врагов друг в друге искать, которые как будто только и думают, как бы вам тут подножку подставить, не помочь вам, обойти вас, забыть про вас.
159. Это школа очень серьёзная, поэтому вы уж будьте внимательны. Идут годы, а годы в этом отношении – тоже испытание. Одно дело – к чему-то подходишь, прозрев, сразу загораешься, и хочется сделать, и делаешь много, а другое дело – когда это растягивается на годы, горение первое начинает проходить.
160. И вот тут не утратить главный смысл в себе, цели, которые ты уже увидел, усилия, которые ты принялся прилагать, не остановиться в этом отношении – вот это и есть уже тоже серьёзное испытание. И может быть, даже очень серьёзное. Можно сказать, в какой-то мере даже опасное испытание.
161. Потому что с течением времени легко остановиться. Потихонечку тормозить: в одном, в другом месте приостановился, там подуспокоился – и, глядишь, уже стоишь. И так и не заметил, что остановился. Это очень большая опасность.
162. Человек привык, если уж делать что-то, чтоб только очень быстро, сразу, ярко, в короткий период времени. Если надо кого-то наказывать, то почему же так долго не наказывают? Надо быстро, чтоб было видно, что уже наказали, всё нормально, тогда справедливость существует.
163. А скажешь: «Да вы чего волнуетесь? Это его судьба. Если он так с вами поступил, ему всё это воздастся». – «Когда?» – «Да лет через сто». – «А-а, нет. Ну как, почему же не сейчас-то? Где справедливость? Он же сейчас неприятности сделал, значит, надо тут же и стукнуть его, чтоб что-то сверху стукнуло, тогда видно, что Бог есть».
164. Вот такой примитивный взгляд на жизнь – это невероятно! Это сколько же можно хранить такой первобытный взгляд! Пора уже несколько иначе смотреть – и шире, и мудрее, и умнее.
165. Так что теперь уже не опираться на прошлый опыт нужно – попробовать посмотреть заново, без отягощений прошлого, чтоб не отягощаться многочисленными умозаключениями, которые однажды были сделаны.
166. Посмотрите просто, ведь вы уже имеете Божье в себе, вы имеете возможность на многое взглянуть гораздо правильней. Просто освободитесь от лишнего, от испугов, страхов, этих зажимов ненужных, и смотрите смелее. Вы и должны поступать так, как именно вы видите правильным. Каждый из вас должен так и поступить. Не как кто-то для вас видит правильным из ближних.
167. Ну ладно… На эту тему можно много чего ещё говорить. Хотелось бы, чтоб среди этих многих слов у вас немногое утерялось, поэтому не буду увлекаться.
168. Ладно. Главное вам напомнил, особенно в преддверии Праздника. Ведь вы всегда знаете: Праздник – это некий рубеж очень важный, и те переосмысления, которые у вас происходят в этот период, перед Праздником, они о-о-чень важны, очень. Вроде незаметно как-то все эти таинства многочисленные происходят, но (уж тут поверьте, Я подсказываю вам) это очень значительно.
169. Поэтому, если какие-то проблемы у вас есть серьёзные, желательно, чтоб до известных вам Праздников вы успели все их разрешить, пойти и разрешить эти проблемы психологические. Чувствуете что-то не то – идите к тому человеку, с кем у вас не то, разрешите эти проблемы. Как можно чище подходите к Праздникам. Это немаловажно для вашей судьбы.