Повествование от Вадима

Часть 18

Глава 2

С четырнадцатого по двадцать четвёртое февраля выставка картин «Духовный путь и искусство» трёх художников сибирского духовного экопоселения проходила в Челябинске, в выставочном зале Государственного исторического музея. Учитель на выставке не присутствовал.

2. В воскресные дни февраля Он появлялся в долине слияния и после таинства отвечал на вопросы верующих.

3. Фрагменты из воскресной встречи с Учителем семнадцатого февраля.

4. В ответе на один из вопросов Учитель сказал:

5. «Расцвет Обители Рассвета – это не просто когда красивый храм, его присутствие уже играет какую-то большую роль. Это играет большую роль, но недостаточно большую. А если вы действительно это сможете делать, то сможете вы делать только в одном случае – когда ваш дух достаточно созреет и вы действительно правильно соедините свои усилия.

6. А вот это как раз – самое главное – и играет решающую роль. Потому что ваш дух, достигнув нужной стадии развития, своей силой активно начнёт воздействовать на окружающее пространство.

7. По-другому у вас не получится эти храмы красиво возводить. Вы будете суетиться, продаваться будете, но сделать вы не сможете это хорошо. То есть это данность вашего духа, пока ещё низкого, имеющего малую цену.

8. Но потенциал есть. Если сумеете развернуть его – спасибо, хорошо, замечательно. Но это от вас зависит, ваш выбор».

9. «Учитель, когда я бываю в миру и когда меня спрашивают об общине, о Виссарионе, у меня возникает желание сказать, что Виссарион – это мой друг. Мне тогда легче будет всё остальное говорить, уточнять и прочее. И я хотел сначала переспросить: возможно ли такое?»

10. «Нормально ли? Нормально. Только тут ещё маленькая добавочка одна есть, такой нюанс. Обычно друзей рассматривают индивидуально. Очень трудно вам (пока ещё опыта не хватает) рассматривать друга в том смысле, в котором, в общем-то, и следует рассматривать.

11. Ведь если Я твой друг, значит, Я друг и всем, кто рядом с тобой. И в какой-то момент Я могу увидеть, что в помощи нуждается больше тот, кто рядом с тобой. Хотя ты тоже нуждаешься в помощи, но Я пока не могу, не вижу благоприятным тебе оказать помощь, Я оказываю её тому, кто рядом.

12. И в этот момент главное – не засомневаться, что Я продолжаю оставаться другом. Потому что, если человек засомневается, это значит, что он очень узко рассматривает понятие дружбы, он рассматривает друга только для самого себя».

13. «Учитель, правильно ли понимание, что недопустимо выражать желание и в мыслях, и вслух, чтобы меня муж когда-нибудь похвалил, сказал: «Молодец!»? От этого зависит моё состояние».

14. «К этому лучше не привязываться. Женщины как будто бы очень в этом нуждаются, но лучше к этому не привязываться. Это опасная сторона привязанности. Потому что тогда возникает требование, постоянное ожидание и, если этого нет, начинается расстройство неизбежное.

15. Всё зависит от мужчины. Они разные бывают. Для кого-то достаточно нечаянно признаться в любви, и он понимает, что, если он рядом находится, это и надо воспринимать как постоянную его любовь. Если он не будет любить, значит, он уйдёт тогда или что-то ещё будет явно выраженное. Но если он рядом, значит, сколько можно повторять одно и то же? Тогда это, получается, воспринимается как недоверие, что ли, твоё; ты, значит, тогда засомневалась, если ты опять хочешь каких-то подтверждений.

16. По-разному мужчины выстроены… Кто-то склонен будет говорить это часто в силу своих внутренних качеств, им интересно это говорить, а кому-то неинтересно, и это не значит, что он слаб или это какой-то его недостаток. Это тоже нормальная сторона индивидуальных проявлений, красивых и хороших, но своеобразная. И надо это уважать и к этому спокойно относиться».

17. «Я проговорила ему: «Коль, ты мне всё подсказывай, но пусть хоть на сто подсказок один раз скажи, что я что-то делаю правильно, просто скажи: «Молодец!» – и у меня такой подъём сразу появляется!» Это неправильно – такая просьба к мужчине?»

18. «Можно попробовать, конечно, такое подсказать. Но на самом деле ты просишь его угодить своей слабости. Оно как будто бы допустимо…»

19. «Я прошу поддержать меня».

20. «Всё равно это однозначно сводится к тому, что ты просишь его поддержать твою слабость. Но ты должна понимать: если поддерживать слабость, слабость укрепляется.

21. Поэтому это как будто возможно, но в каком-то, знаешь, исключительном, может быть, случае, один раз где-то как-то могу допустить, что вы такое сделали, то есть благосклонно отнестись к тому, что вы проявите в этом случае.

22. Но будьте осторожны, вы должны всегда помнить: это связано со слабостью. И чем больше вы ждёте поддержку слабости, тем больше забросьте идею о стремлении быть сильнее. Потому что вы сами стремитесь быть слабее, ведь эта слабость будет укрепляться, и с течением времени вырастет очень сильное требование в этом отношении, вы можете очень сильно остановиться на этом.

23. А это всё зависит от мужчины. Коля у тебя не особо склонен рассыпать комплименты и бегать цветы дарить. Поэтому с ним вообще «где сядешь, там и слезешь» в этой области».

24. «Спасибо».

25. «Учитель, к этому же вопросу можно уточню? А если мужчина обращается с просьбой похвалить его? Нормально сделать это для него?»

26. «Вот смотрите: если вас просят, сделайте. Но если спросит он, Я уже другой ему ответ дам: это будет ненормальная просьба, это тоже всё связано со слабостью.

27. Но насколько мне удаётся подмечать, вы вообще больны в большом объёме этой слабостью, все ждёте друг от друга похвальбы всякой, комплиментов, а то и жить не хочется уже.

28. Вы смотрите в другое место: если у вас есть возможность что-то кому-то сделать – это и есть самая главная радость. Не оценка этой радости кем-то, а возможность, где вы реализуете своё желание быть полезным, – вот это и есть самое ценное и важное!

29. Поэтому если вам это уже предоставили, то неважно, как вам на это ответят. Да пусть вас потом в шею выгонят – ну и ладно, вам удалось хоть немножко, частицу радости своей выразить. Ну, грустно, конечно, что так закончилось, но не отчаиваться, не впадать в самобичевание какое-нибудь, глупости не начать городить в своём уме. Сама возможность свершилась: вы реализовали желание быть полезным. Всё, самое ценное в вашей жизни в этот момент произошло.

30. А уж чем вам заплатили? Вам заплатили тем, чем могли, тем, что было у человека, то он вам и отдал. Ну, был кусок агрессии, висел тут, некому было отдать – он швырнул его вам. Что-то ж надо было отдать, а под руку подвернулось только это. Ну ладно, что ж, взял и: “Спасибо, спасибо, если надо, ещё зовите”».

31. «Учитель, хочу спросить: понятия очищения души и развития души – это разные понятия или разные процессы?»

32. «Одно другому помогает. То есть это взаимосвязано тесно. Оно разное, но взаимосвязано очень тесно.

33. Представьте себе: душа – это, знаете, как шарик. Вам дали спущенный шарик, он ещё не надувался – это её основа, которую надо надуть, чтобы он развернулся, раскрылся и взлетел, исполняя то, ради чего он и должен наполниться. Но наполниться он должен благодатью.

34. Но пока вы храните его неумело, внутрь шарика набился песок, грязь, всякие там опилки, окурки… Ваша задача – вычистить сначала. Вот вы проникаете внутрь его и начинаете выгребать оттуда всю эту грязь.

35. И пока вы выгребаете, вы делаете праведный труд. А делая праведный труд, вы стягиваете священную силу, и она начинает наполнять шарик. Он начинает увеличиваться в размерах, как бы развивается и потом полетит. Но сначала вы его очищаете.

36. Имея жизнь изначально, вы имели большую склонность двигаться по законам эгоизма и, соответственно, неизбежно замусорили весь этот объём. И поэтому, конечно, прежде всего вам надо приступить к очищению, убрать всё лишнее, убрать все лишние привязанности, не следовать им.

37. Как только вы начинаете не следовать соблазну, вы начинаете очищать то, что раньше, следуя соблазну, вы туда накидали лишнего. И так вот, запрещая себе следовать и не позволяя себе следовать за тем, что соблазн вам предоставляет, вы тем самым вычищаете ненужное из своей души.

38. А если очищаете, вы же делаете праведный труд, и сила ваша, которая постоянно от Отца к вам идёт, начинает лучше внутри вас собираться. Вы в лучшую гармонию взаимодействия с этой силой вступаете, и начинает вокруг вас формироваться эта сила. Она позволяет благодаря этому вашей душе как бы увеличиваться, развиваться».

39. «То есть очищение – это то огненное очищение, которое мы проходим?»

40. «Огненное очищение – это на самом деле условно очищение. Просто это момент, по которому вы можете зафиксировать, что вы столкнулись с тем, над чем надо поработать. То есть такой маленький значок: «Ага, вот оно, вешка», по которому вы определяете: у вас есть слабость. Теперь вы должны посмотреть, с чем она связана, что надо сделать.

41. Потому что переживать можно и по-хорошему, а переживать можно и потому, что защипнули ваш эгоизм».

42. «Здравствуй, Учитель. У меня вопрос, связанный с природной семьёй. Жена встретила мужчину. Он, по её словам, друг ей, природного влечения нет к нему. И они общаются достаточно давно уже по мобильному телефону, с получаса до полутора часов каждый день больше месяца, наверное. Выяснилось, что у него природное чувство к ней открылось. Я попробовал с ним поговорить и предложил, что общения эти не стоит делать. Но она мне сказала: «Ты что, запрещаешь мне?» Я подумал потом и сказал: «Хорошо, общайтесь». Правильно я сделал, как друг, что разрешил им общаться?»

43. «Запрещать ты, конечно, в любом случае не должен. Но если ты попробовал подсказать, что не стоит, – вот это «не стоит» не есть запрет, это как подсказка о том, что ты видишь здесь недостаточно правильное что-то…

44. Запрет – это когда ты подходишь и говоришь категорично: «Нельзя, я запрещаю. Этого не делать!» Вот это будет запрет. А то, что ты выразил, это к запретам не относится.

45. Но если человек сам действует и тебя не спрашивает, то можно даже не подходить и не советовать ничего. Тем более именно в этой ситуации, которую ты описываешь».

46. «Ощущение появилось не так давно, что семьи нет. В принципе эти ощущения могут приходить мужу?»

47. «Могут, конечно, прийти».

48. «Но говоришь себе: «Ну и ладно, ну и что», хотя внутри неприятно».

49. «Неприятно. Ну да, это то, о чём мы сейчас перед этим говорили: есть моменты, которые действительно могут быть неприятными. Но когда вы через этот огонь проходите терпеливо, вот тогда можно сказать, что огонь очистительный. Но на самом деле, конечно, не огонь очистительный, а то, что вы терпеливо идёте в правильном направлении.

50. Потому что очищать может не огонь в таком смысле, а ваши действия. То есть вы не позволяете себе следовать за соблазном. Огонь – это соблазн сделать что-то. И тут вы уже решаете, делать или не делать. И когда вы начинаете правильно поступать, вот тогда вы очищаете себя. Но это ваши действия очищают. А условно мы говорим: огонь очищает».

51. «Учитель! Стали появляться такие мысли, которые мужу приносят боль, то есть хочется, чтобы появилась женщина, которая смогла бы как жена ему помогать, раз я ему приношу пока одни переживания. Это желание снять ответственность?»

52. «Неправильно так думать, неправильно. Не надо так думать».

53. «Не допускать таких мыслей, да?»

54. «Не надо, да, неверно. Вот уже конкретный момент, когда ты можешь спросить: «Уместно ли такое: внутри мысль – поддержать её и пожелать такое?» Нет, это неверно».

55. «Я вижу, что он нуждается очень. У меня не получается пока делать так, как я вижу».

56. «Ты просто стараешься дальше. Глубоко не погружайся в своё мнение, излишнее переживание в этом смысле никакой пользы тебе не даст. Ты просто ещё раз пробуешь оценить, что именно у тебя не получается. Если нужно – с кем-то, может быть, посоветоваться: а как бы лучше вот этот момент сделать? И пробовать, пробовать делать то, что пока ты не делаешь, но что пока видится тебе правильным или пока могла узнать как правильное».

57. «Правильно ли я понимаю, что, когда меня начинает нести, я ухожу в другую комнату…»

58. «Если чувствуешь, что потеряла контроль, то лучше, конечно, отойти от ситуации, которая разжигает тебя и где ты потеряла контроль. Лучше, конечно, отойти, помолиться, привести себя в порядок.

59. Но извиниться, чтоб человек тоже понял, что в данном случае ты не просто отвернулась и тебе, грубо говоря, плевать, что он там говорит, – ты пошла делать своё дело. Извинись, скажи: «Извини, мне нужно сейчас привести себя в порядок, теряю контроль» – всё, пошла помолилась».

60. «А если некуда уйти, а я чувствую, что, если он ещё будет говорить, я могу сорваться?»

61. «Можешь опять попросить прощения, сказать: “Коленька, сейчас пока дай мне возможность…”»

62. «А он никогда не останавливается. Мне приходится на минуту закрыть уши, слиться с Тобой и дальше продолжать его слушать».

63. «Ты знаешь, получается немножко для него странная картина: он тебе говорит, ты неожиданно затыкаешь уши и сидишь рядышком с заткнутыми ушами…»

64. «Я его предупреждаю, говорю: “Коль, мне сейчас сложно”».

65. «Если действительно никак по-другому у тебя нет возможности поймать себя и хоть как-то привести в равновесие, тогда, конечно, допустимо».

66. «Дети это видят, и мне больно, что так…»

67. «Ничего, ничего. У тебя другого выхода нет. Пусть лучше это увидят, чем твой срыв.

68. Детям можно потом с улыбкой что-нибудь пояснить: “Уши зачесались, срочно надо было их почесать”».

69. «Я стараюсь быстрее уши открыть, чтобы сил набраться, чтобы смиренно всё принять. То есть это допустимо?»

70. «Да, тут уже нужно учитывать опять же особенность мужа: он такой – упёртый баранчик».

71. «Я на этом в основном всегда ломаюсь, что всегда прошу…»

72. «Терпи, терпи. Учись терпеть. Это его особенность. Поменять это… это столетия требуются. Легче ему тело сменить, чем в этом теле это менять. Всё это будет сложно».

73. «Учитель, как-то сестра мне произнесла такую фразу: «Если бы ты любила, ты бы всё исполняла». Правильно ли мне было ответить, что я учусь любить?»

74. «Ну, как умеешь, да. Может быть, ты и не так любишь, как следовало бы, но это есть данность сейчас у тебя какая-то. Ты проявляешь те чувства, какие в состоянии в этих условиях проявить.

75. Но теперь уже не в этом вопрос, а в том, если ты находишься в такой ситуации, как тебе правильно вести себя, чтобы учиться быть другом, учиться быть мамой, учиться быть женой, учиться быть хорошей женщиной, ценной; как надо повести себя при таких-то конкретных обстоятельствах. Вот всё это ты теперь учишься постигать».

76. «Хорошо. Спасибо большое, Учитель!»