С девятнадцатого сентября выставка трёх сибирских художников «Духовный путь и искусство» продолжалась на Украине до первого ноября. Картины Учителя увидели в этот раз в Закарпатье (Мукачёво, Ужгород), Одессе, Киеве, Донецке.
2. Учитель с выставкой не выезжал, остался дома в Небесной Обители, где по воскресеньям после таинства слияния отвечал на вопросы верующих.
3. Фрагменты из встречи с Учителем после слияния двадцать восьмого сентября.
4. «Учитель, я часто загораюсь от поступков своих детей. Я оцениваю, что то, что я буду делать в этот момент, будет не воспитанием, а просто выплеском моего раздражения, негодования…»
5. «…и ты выскажешь какие-то грозные слова. Или что?»
6. «Я могу просто унизить, обидеть».
7. «А-а, если ты можешь унизить…
8. Обидеть – это немножко другая форма. Обидеть можно любым, даже праведным, шагом. Это зависит от способности человека негативно воспринимать какие-то действия окружающих, он может обидеться от чего угодно.
9. А вот унизить – это уже другое дело. Хотя это ещё тоже не предполагает, что человек обидится. Он, может, и не обидится на то, что ты его унизишь. Но унижать не надо».
10. «Я так оцениваю, что в этот момент могу и унизить».
11. «Тогда надо очень точно определить качество своих шагов, насколько ты действительно будешь унижать. И если ты не в состоянии с собой совладать и действительно начнёшь это делать, то лучше в этот момент воздержаться.
12. Но, опять же, преодолеть себя, чтобы всё-таки в нужный момент попробовать поменять ситуацию каким-то психологическим воздействием на детей, было бы тоже немаловажно учиться, даже если горишь.
13. Но недовольство – это естественная реакция на неправильное действие. Ты недоволен.
14. Воспринимать совершенно ровно нарушение Гармонии не получится. Для этого тебе надо отключиться вообще от происходящего вокруг, уйти в мир иллюзий определённый, где ты не будешь ощущать этих вибраций, потому что на самом деле ты перестанешь замечать вообще происходящее вокруг, для тебя это будут размытые силуэты, которые ты не фиксируешь, не оцениваешь. Но как только ты оценишь, ты начнёшь вибрировать, вибрировать в зависимости от того, что происходит вокруг тебя.
15. Если гармоничное событие, оно будет тебя радовать, оно будет тебя как-то вдохновлять, наполнять. Нарушение Гармонии будет вызывать у тебя внутри переживание негативного толка.
16. Поэтому, если ты всё-таки участвуешь в событиях, а не отрываешься от них, отключившись, ты будешь переживать эти события. Значит, любые нарушения Гармонии ты начнёшь негативно переживать. А значит, всё равно же надо как-то пробовать воздействовать на ситуацию, ты же тем самым пробуешь оказать помощь. Но это нормально.
17. Просто как вы контролируете себя в этот момент, какие вы позволяете себе поступки – это уже работа, которую параллельно тут же ведёте вы сами над собой, пытаясь участвовать в жизни другого человека. Тут уже надо контролировать себя.
18. У вас, к примеру, слова напрашиваются какие-то унизительные – вы ловите, понимаете это всё, тормозите и тут же усилием воли, скрипя зубами, вздувая вены на лбу, вы находите более-менее нормальные выражения и пробуете их выдавить через свои стиснутые зубы. Но это уже работа. Это и участие, получается, в ближних (вы всё-таки находите какие-то важные слова), и одновременно вы побеждаете себя. Это нужно делать».
19. «То есть моё понимание, что я должен обрести мир в душе и только после этого с ребёнком разговаривать, неправильное? Значит, я должен раньше реагировать?»
20. «Найти то равновесие, которое уже будет позволять вам не выплеснуть негативное проявление какое-то неуместное, ненормальное для человека разумного, тем более верующего. Вот это равновесие, главное, удержать, чтоб не выплеснуть неуместное. А дальше – надо же как-то решать порой те или иные очень горячие обстоятельства».
21. «Учитель, я работаю на общинном производстве и владею определённой технологией строительства срубов. Ко мне подходят люди с просьбой научить их этой технологии. Они не работают в общинном производстве (кто-то из детей верующих, но в основном неверующие). У меня есть желание им помочь и рассказать то, что я знаю, научить. Но старший считает, что не нужно учить того, кто может составить конкуренцию. Я, естественно, этого не делаю, но остаётся осадок…»
22. «Конкуренция не относится к духовным законам, к духовным истинам. Это то, что противостоит духовным истинам. Понятие «конкуренция» связано только с эгоизмом, и поэтому у тебя выбор – поддаться законам эгоизма либо превзойти их».
23. «Правильно ли я понимаю, что, когда человек у меня спрашивает, я с радостью рассказываю всё, что есть во мне, все умения?»
24. «Да, да, это твоё. А не кто-то это должен решать за тебя. Это твой выбор».
26. «Но запомните: конкуренция – это всё всегда связано с эгоизмом, с желанием соревноваться, выгадать, быть первыми. Это ненормальная сторона, на чём строится всё человеческое общество на всей Земле. От этого все страдают, и никак до них не дойдёт, что такая форма в принципе не должна быть в жизни человека. Иначе это грозит обязательно самоуничтожением, обязательно глобальной катастрофой будет грозить. Неизбежно это приведёт к этому. И ведёт успешно сейчас».
27. «Учитель, я заметила у себя большой страх к медведям. Если я иду одна по тропе, мне очень страшно, что медведь выйдет. Я бы хотела, чтобы это ушло. Что мне надо делать? Мне надо идти специально в лес, чтобы этот страх прошёл?»
28. «Встретить медведя, потрепать за ухо его, пожурить, ухмыльнуться ему в лицо, прямо в его мордочку, щёлкнуть его по носу…» – шутил Учитель.
29. «Можно это сделать, чтобы этот страх ушёл?»
30. «Да просто стараться не обращать на него внимания. Представляй другую картинку. Страх же возникает отчего? Оттого что ты рисуешь картинку: вот он выходит, кусает тебя за ухо, треплет, а ты и верещишь от страха. Вот ты и пугаешь сама себя.
31. Картина может развивать твой страх, а не просто само по себе – ты идёшь и боишься. Нет, ты боишься конкретных каких-то проявлений.
32. Как только тебя страх одолевает, ты рисуй в своей голове другое проявление: ну, вышел, посмотрел на тебя, улыбнулся, цветок в зубах принёс тебе, положил перед твоими ногами, ушёл дальше, мяукая и урча».
33. «Получается, это чувство зависит от того, что я представляю, да?»
34. «Да, страх всегда связан с воображением человека. Либо с реальной опасностью, когда вы можете внезапно испытать тревогу: вы не думали на эту тему, но тревогу внезапно испытали.
35. Это действительно может быть опасность, которая существует, и необязательно она может реализоваться в вашу сторону негативно, но она в принципе сейчас существует. Она может развернуться как нападением на вас, так и просто тем, что пройдёт мимо. Но поле агрессивное чьё-то начинает вызывать тревогу.
36. Зверь идёт – это необязательно агрессивное поле, неизменно с ним связанное. Нет, зверь не такой. Это у человека может быть так, у зверя так не может быть. Зверь редко может в такое состояние попадать. Он либо раненый, то есть ему надо злобу, ярость выплеснуть, – тогда, конечно, он становится опасным. Либо больной бешенством или ещё чем-то нехорошим – тогда да.
37. Но в основном звери не находятся в таком состоянии. Поэтому просто чувство тревоги вы не будете испытывать при нахождении зверя даже рядом, где-то за кустами. Вы можете его не ощутить, потому что медведь мирно кушает там малину свою или ещё что-то, и вы спокойно можете пройти, даже не зная, что он был рядом.
38. Ну, это уже сейчас мы отклоняемся. Просто есть в принципе опасность, когда вы можете почувствовать тревогу, если вы не думали на эту тему, но когда что-то агрессивное находится рядом. Либо когда вы сами начинаете рисовать картину в своей голове, тоже начнёте испытывать тревогу, но она зависеть будет от вашего воображения.
39. И часто именно так и происходит. Вы быстро, мгновенно дорисовываете какие-то картины и боитесь, идёте и продолжаете мыслить на эту тему, запугивая себя, и потом уже всё… теряясь, падаете в обморок от страха. Хотя никого рядом не было, только заяц в кустах сидел, трясся и смотрел на вас удивлённо так: “Что с человеком происходит?.. Неужели я так его напугал-то?”»
41. «У меня в жизни было яркое время, когда было много друзей, песен, горы были. Мне об этом времени очень приятно вспоминать, и я заметила, что когда мне трудно, то я начинаю именно это время вспоминать. Это нормально?»
42. «Вспоминайте всё, что вам дорого, в трудную минуту, что может вызвать улыбку и в какое-то равновесие помочь привести всё внутри.
43. Просто это у всех у вас разное бывает, разной ценности воспоминания. У кого-то возвышенные, у кого-то заниженные. Но если даже заниженные способны приводить к какой-то радости и удовлетворению, к равновесию в трудный момент, – конечно, это всё допустимо.
44. Просто по мере вашего развития эти ценности, о которых вы вспоминаете, приобретают всё более высокий характер. То есть у человека исключительно верующего воспоминания только священные будут, молитвенные. То, что он говорит и думает о Боге, – прежде всего это его будет успокаивать и наводить порядок внутри.
45. У человека, ещё не вошедшего в эту стезю и русло должным образом, могут воспоминания о каких-то дружеских отношениях с кем-то в жизни приносить радость. Просто ли любование какой-то природой, какие-то воспоминания, как он куда-то ездил и что-то видел материальное, существующее либо в природе, либо сделанное руками человека. Это тоже может приносить равновесие, удовлетворение.
46. То есть у вас по-разному эти воспоминания могут проявляться. Но вы можете вспоминать всё, что угодно, в трудный момент. Ваша задача – найти равновесие, чтобы дальше сделать наиболее благоприятный и правильный шаг.
47. А наиболее трезво мыслить вы можете, только когда вы максимально проявляете своё равновесие внутри себя, в своей душе, в своей психике. Только тогда вы наиболее благоприятно начинаете мыслить.
48. Поэтому, если требуется какое-то осмысление с вашей стороны, чтобы найти и предпринять какие-то решения и усилия после каких-то происходящих событий, конечно, прежде важно это равновесие максимально выстроить. А дальше уже думайте, осмысливайте и находите решение.
49. Важно зажигать свечечку, когда свет меркнет вокруг. А это ваши мысли, ваши пожелания добрые, хорошие. Как бы грустно, как бы трудно ни было, это надо делать. Это работа, работа праведная. Она очень трудная, но её надо делать, и делать надо усилием воли.
50. Думать о хорошем в хорошем настроении – труда не требуется, это естественно делается, само по себе, а именно в трудный момент это надо делать.
51. Верующий этим и характеризуется, что он не следует первым каким-то позывам своего ущемлённого эгоизма и не даёт развиваться мыслям негативного толка, проявляя слабость пред этим, а он тормозит эти соблазны внутри, он работает, он заставляет себя сдержаться и начинает действовать правильно, по крайней мере старается делать правильно.
52. Поэтому это важно, конечно, и вы не должны об этом забывать. У вас этих соблазнов каждый день очень много, они на всех на вас наваливаются большой массой, на каждого в отдельности. Вам не надо забывать об этом. Это то святое, ради которого вы приехали сюда и должны просто утвердить этот путь. Утвердить, обозначить, проявить в мире Вселенной вот этот труд праведный детей Бога. Это ваша задача, это ваша миссия, это ваша цель жизненная.
53. Без этих усилий ваша жизнь хуже животных, потому что даже животные так не живут, как человек, который позволяет себе следовать своим слабостям.
54. Животное не позволяет себе этого, у них нет такого соблазна даже, у них особый склад психофизических особенностей, которые, ощущая окружающую среду, позволяют им действовать только гармонично, исключительно только гармонично. Если только не возникает заболевание, делающее животное с большим отклонением от этих норм. Но это редкий случай. В основном это гармония. Поэтому, как бы животное себя ни вело, оно ведёт себя гармонично.
55. А вот человек, позволяя себе следовать своим слабостям, ведёт себя хуже животного. И конечно же, такой человек… ему бы лучше не жить. Но он живёт в силу того, что другого пути у него нет. У него этот трудный путь, который он должен понять, должен разобраться и научиться пользоваться тем невероятным сокровищем, которым он обладает, могуществом, которое у него есть.
56. И путь только один – идти по этому трудному пути и учиться видеть, понимать его, разбираться в нём и направлять свои стопы в нужном направлении. Это задача человека. Так что учитесь трудиться, быть достойными детьми Бога.
57. Некоторые угадывают, что на Земле уже формируются те, кто будут впоследствии едиными на Земле, их по-своему обозначили – «анонимные земляне» (сейчас такое понимание есть).
58. Со всех позиций если разумно смотреть, на Земле нормально жить может только один народ, одна Семья. Иначе – это не жить, это бесконечно соревноваться друг с другом. Если люди не объединены, они неизбежно будут соревноваться, отстаивать своё, а не то, что принадлежит другой группе людей. Это ненормально, это не гармония.
59. Всё, пока закончим. Желаю вам счастья и не забывать о том главном, священном, что вы имеете. Не позволяйте мирскому править внутри себя. Этого много вокруг, вы находитесь в этом мирском, но учитесь различать Божественное и мирское и всё-таки Божественное хранить.
60. Потому что мирского много. Божественного внутри мало наработанного имеется опыта. Его надо терпеливо камушек за камушком собирать. Хорошие камушки, драгоценные камушки… а не то, что может быть просто балластом, нагромоздить в себе и от земли голову не суметь поднять.