Повествование от Вадима

Часть 18

Глава 1

Рано утром девятнадцатого января Учитель вместе с Вадимом выехал из Обители Рассвета в аэропорт Красноярска. Так, из заснеженной морозной тайги, начиналось движение Учителя в Индию по приглашению известного духовного наставника Шри Шри Рави Шанкара, основателя международной организации «Искусство жизни».

2. Эта поездка Учителя была подготовлена красноярскими учениками Рави Шанкара Константином и Евгением, которые ещё в конце ноября прошедшего года лично передали Учителю в Небесной Обители приглашение индийского Гуруджи. Теперь Константин, Евгений и переводчица Юлия отправлялись вместе с Виссарионом к Рави Шанкару.

3. Из Красноярска путешественники вылетели в Ташкент, где заночевали в одной из гостиниц города, а утром следующего дня побывали в прикладной мастерской при мечети. В Ташкенте была необычная для этих мест морозная зима и шёл снег.

4. К вечеру двадцатого января путники были уже в Дели, откуда утром вылетели на юг Индии, в Бангалор.

5. Восьмимиллионный тропический Бангалор, где не бывает ни зимы, ни лета, а круглый год держится приблизительно одинаковая температура воздуха, встретил Учителя солнечным днём, тридцатью градусами по Цельсию в тени и высокими, мощными кокосовыми пальмами.

6. У первой пальмы при выходе из аэропорта, обратившей на себя внимание Учителя, сибирские общинники сфотографировались с нескрываемым детским восторгом.

7. Спустя недолгое время они заметили, что кокосовые пальмы растут повсюду и занимают в ландшафте южной Индии приблизительно такое же место, как пихты и ели в тайге южных районов Красноярского края.

8. Из аэропорта Бангалора путники выехали в международный ашрам «Искусство жизни», находящийся на окраине города и созданный усилиями Рави Шанкара.

9. Ашрам среди холмистого ландшафта естественной природы представлял собой большое пространство с чередой гостиниц, школой мальчиков, медицинским колледжем, бизнесколледжем, аюрведическим центром и просторным, многоуровневым, вместительным храмом для медитаций, занятий йогой, песнопений (баджанов) и встреч с Рави Шанкаром, к которому преданные приезжали большим числом со всего мира. Приезжали, чтобы увидеть наставника, задать ему вопросы на общей встрече в храме, пройти семинары по йоге и дыхательной медитации.

10. Когда Учитель приехал в ашрам, Рави Шанкар ещё находился в поездке по Индии. Приближённые Гуруджи (так обращались к наставнику ученики) предложили Учителю из России, приезд которого был ожидаем в ашраме, подождать два-три дня возвращения Рави Шанкара, а за это время познакомиться с жизнью ашрама и отдохнуть.

11. С утра двадцать второго января гости из Сибири отправились на организованную экскурсию по ашраму в сопровождении первого помощника Гуруджи. Учитель с интересом посетил религиозную школу мальчиков, будущих брахманов, представителей высшей касты, которые с большим удовольствием и радостью фотографировались с духовным Наставником из России.

12. После экскурсии Учитель сказал Вадиму: «Хорошо бы всё же к океану…»

13. Приблизительно в это же время Константином и Евгением, сопровождавшими Виссариона в этой поездке, было принято окончательное решение лететь к океану, так как Рави Шанкар, по их мнению, так сложил обстоятельства своей задержкой в поездке по Индии, чтобы почтенный гость из России мог отдохнуть у океана до ожидаемой встречи.

14. «Гуруджи хочет подарить Виссариону несколько дней у океана», – сказал, улыбнувшись, Евгений, почитающий своего наставника, как и другие преданные, как явление Кришны, а значит, тем, кто выстраивает обстоятельства Мира реальности.

15. Уже вечером этого дня самолёт с Учителем и его спутниками приземлился в аэропорту Тривандрум штата Керала, родины Аюрведы, откуда стремящиеся к океану отправились в местечко Павэр, находящееся почти в самой южной точке Индии. Заночевали они в небольшой гостинице на горе, построенной на лужайке среди кокосовых пальм.

16. А когда Виссарион проснулся, Его взору предстала тёплая тропическая картина, освещённая мягкими розоватыми лучами утреннего солнца: внизу расстилалась «тайга» из кокосовых пальм, уходящая вдали в бесконечную серебристую кромку океана… Так начиналось пятидневное пребывание Учителя у Индийского океана с температурой воды двадцать девять градусов.

17. К полудню путники перебрались в гостиницу «Изолла до Коко», которая и стала им домом на эти пять дней.

18. Три дня Учитель с детским восторгом купался в океане, по нескольку часов ныряя в мощных волнах прибоя.

19. В эти дни Его мысли были погружены в процесс игры с океаном, а не в решение множества человеческих вопросов, несущих в себе проблемы. Это был действительно подарок Гармонии Сыну Человеческому.

20. Иногда в эти дни в разговорах с Вадимом Учитель прикасался к теме об ашраме и Шри Шри Рави Шанкаре.

21. Учитель напомнил, что когда-то ранее говорил о том, что предпоследней ступенью в развитии общества, предшествующей именно духовному единству, является ступень дружбы, ибо дружба не предполагает единства пониманий.

22. То, что делает Рави Шанкар, – это яркое свидетельство этой ступени. Он создаёт условия для сближения людей, где не надо ругать друг друга, надо дружить, не затрагивая принципиальные вопросы миропонимания.

23. То, что даёт и делает он, сглаживает сложности пребывания человека в создаваемой им самим реальности. Учитель же пришёл поменять реальность.

24. Говорил Виссарион и о том, что у Рави Шанкара, конечно, должно быть много последователей, многие дозрели до этой ступени, люди тоскуют по дружбе, по хорошим отношениям, по улыбке. В сибирской же общине так много людей не будет, потому что там надо совершить подвиг по кардинальному изменению самого себя.

25. На четвертый день отдыха в волнах прибоя Индийского океана Учитель сказал: «Всё, накупался. Хорошо бы домой. Надо работать».

26. В оставшиеся два дня Учитель уже не купался так активно, много фотографировал разные состояния океана.

27. В один из вечеров на небольшом листочке бумаги Он нарисовал изящный кувшин. А в процессе неторопливого рисования рассказывал Вадиму, что каждое традиционное учение представляет собой какую-то часть единого целого. В одной традиции люди получили истину горлышка, другие получили истину изгиба сосуда, третьи получили истину ручки, четвертые – донышка…

28. Каждый из них не получил цельный кувшин, а получил отдельное звено или фрагмент общей картины. И те, кто хранит, например, донышко, естественно, захотят дорисовать всё остальное, но наиболее точно будут понимать (если им удалось сохранить это в традициях) только то, что касается донышка. Кто-то, имея ручку, будет придумывать весь сосуд, исходя из линий этой ручки, но предствлять и понимать точно будет только истину ручки.

29. И получается: так как целые сосуды попытались прорисовать многие, исходя из пониманий отдельных частей, то эти многие увидели в конечном итоге разное. И если сравнить не с чем, то каждый дорожит тем, что он придумал.

30. В такой ситуации кто-то должен открыть истину единения, чтобы из этих разрозненных частей появился цельный сосуд с законченной точной формой, как он и замышлялся.

31. В этом случае знающие «истину донышка» должны будут отказаться от того, что достроили своим воображением. Те, кто имеет «истину ручки», так же отказываясь от своего видения целого, радуются тому, что они достаточно точно сумели сохранить «истину ручки»…

32. Получается, для начала надо признать, что каждый несёт какую-то ценную часть одного общего сосуда. И тогда уже можно задумываться, что же особенного несёшь ты, а что несут другие, и не менее ценное.

33. И если понимаешь, что у другого в традиции может быть правильнее понимание какой-то твоей дорисованной части, то это самый перспективный взгляд для принятия новых пониманий.

34. Если каждый сможет понять, что он носитель только части правильного понимания, то это максимально благоприятно для принятия единой Истины…

35. Двадцать восьмого января Учитель со спутниками вернулись в ашрам к Шри Шри Рави Шанкару. Гуруджи к этому времени уже был на месте.

36. Вечером Учитель посетил храм, где не менее двух тысяч человек из разных стран мира пели баджаны в ожидании Рави Шанкара. Баджаны, песни с мелодичными, запоминающимися фразами, которые повторялись всеми присутствующими в храме вслед за задающим мелодию, звучали во всё более нарастающем темпе по мере приближения мгновения встречи с наставником.

37. Ученики Рави Шанкара попросили Учителя сесть в кресло для почётных гостей. Все прихожане храма располагались на каменном полу с использованием специальных подушек.

38. Рави Шанкар в окружении учеников вошёл через основные врата храма, имеющего круг в своём основании, и продолжил движение к полукруглой алтарной части в виде сцены, расположенной ближе к центру храма. Все преданные встали во время движения наставника под сводами храма.

39. Когда Гуруджи сел в алтарное кресло, темп баджанов продолжал нарастать и ритмически, и эмоционально. Потом Гуруджи допел последнюю фразу вместе со всеми и началась встреча с ним.

40. Часть встречи Рави Шанкар отвечал на вопросы на языке хинди для присутствующих в храме индийцев, а большую часть встречи общался на английском.

41. Мягкими ответами с юмором он создавал комфортную среду взаимодействия, где люди улыбались и не оценивали друг друга. В храме часто звучал смех.

42. На вопрос: «А что такое ад?» он с улыбкой, развеселив всех, ответил: «Я там не был».

43. На следующий день Учитель и Рави Шанкар встретились. Гуруджи принимал Виссариона со спутниками в своей резиденции – просторном светлом помещении для индивидуальных встреч.

44. Когда Гуруджи, обаятельный человек небольшого роста, в белых одеяниях, с красивыми проницательными глазами, с улыбкой на лице, входил в это помещение, Учитель уже ждал его там. Рави Шанкар поздоровался и обнял Виссариона. Продолжительность объятия-приветствия была долгой, как ни с кем из находящихся в эти мгновения рядом.

45. Рави Шанкар сел в красочное кресло, окружённое разнообразными подарками, фруктами, сладостями. Попросил недолго подождать начала общения, так как в помещение вошли несколько мужчин-индусов, которые ждали благословения Гуруджи.

46. Каждый из этих мужчин преклонял колени перед сидящим в кресле наставником, Рави Шанкар легко прикасался к голове каждого и вкладывал ему в руку какой-нибудь фрукт (чаще мандарин или апельсин) из того обилия, которое окружало его кресло.

47. Когда благословлённые мужчины, сияющие радостью и благодарностью ушли, Гуруджи сказал гостям из Сибири, что эти мужчины, занимающиеся крупным бизнесом, построили огромный храм в Бангалоре, а сейчас пришли выразить свою благодарность в том, что им дозволено было принять участие в священном.

48. Одиннадцатого февраля предстояло быть открытию этого храма, и Рави Шанкар пригласил Виссариона вместе освятить открытие храма в Бангалоре.

49. Учитель поблагодарил за приглашение и сказал, что приехал ненадолго и уже на днях вылетает домой. И с улыбкой поблагодарил Шанкара за возможность побывать у океана.

50. Эта встреча проходила достаточно долго, около часа. Общение шло через переводчика. На зрительно-логическом уровне это был обмен общей информацией, чувственное знакомство. Рави Шанкар поинтересовался тем, что предствляет собой сибирская община, что создано общиной.

51. Путники показали ему фотографии храмов общины, людей, живущих в общине, мастерских, мгновений праздников и работы.

52. Рассматривая фотографию Небесной Обители и Храма (снимок был сделан с высоты птичьего полёта), Гуруджи сказал, что этот Храм напоминает буддийскую ступу (буддийский храм).

53. «Каково Твоё послание миру?» – задал Рави Шанкар вопрос Виссариону.

54. «Отныне люди призваны стать одной Семьёй родных людей, любящих друг друга без меры», – сказал коротко Учитель о Большом.

55. Гуруджи ответил с радостной улыбкой, что это прекрасная задача.

56. «Мой ашрам – Твой дом. Ты всегда можешь прийти сюда, когда пожелаешь», – сказал он в завершение и выразил пожелание, чтобы Виссарион после этой встречи посмотрел фильм о праздновании двадцатипятилетия ашрама и пятидесятилетнего юбилея Рави Шанкара.

57. На прощание, после объятий и дарения праздничных платков, которые Рави Шанкар накинул на плечи всем участникам этой встречи, он захотел что-нибудь подарить каждому по желанию из того, что находилось рядом с его креслом. Выбор предстоял между сладостями и фруктами.

58. «Что хочешь? Сладенькое или фрукт?.. Сладенькое?» – спросил Рави Шанкар у Вадима.

59. «Сладенькое», – согласился Вадим и взял из предложенной коробочки сладость.

60. Для Учителя Рави Шанкар не спеша и старательно выбирал фрукты, в том числе светлый и темный виноград, что пожелал Учитель.

61. Потом показал какой-то неизвестный жителям сибирской общины фрукт и, переспросив, знают ли они такой, выбрал и положил несколько таких фруктов в пакет для Учителя. (Впоследствии эти светло-коричневые фрукты были съедены путниками из Сибири и напомнили им по вкусовым ощущениям и грушу, и хурму одновременно.)

62. После этой встречи Учитель сразу же посмотрел в помещении секретариата Рави Шанкара рекомендованный фильм о юбилее ашрама и Гуруджи.

63. Фильмом было представлено грандиозное празднование пятидесятилетия Шри Шри Рави Шанкара в феврале 2005 года.

64. Праздник проходил три дня в пространстве большого военного аэродрома рядом с Бангалором. На празднике присутствоволо более двух миллионов человек.

65. Рави Шанкар во время празднования находился на большой специально подготовленной сцене, а люди, приехавшие на торжество со всего мира, выходили на один из уровней этой сцены и выражали поздравления юбиляру и почтение его духовно-просветительской деятельности. Среди поздравляющих были и члены парламентов, и премьер-министры, и президенты (действующие и бывшие) разных государств Азии и Европы. Президент Индии тоже поздравлял Шри Шри Рави Шанкара и находился на сцене рядом с ним.

66. Ниже располагался оркестр в полторы тысячи (!) человек, который исполнял баджаны и песни народов мира.

67. В фильме были показаны мгновения, когда огромное количество людей (наверное, несколько сот тысяч) одновременно и ритмично выполняли несложное упражнение из дыхательной йоги, предложенное Рави Шанкаром…

68. Вечером этого насыщенного дня, завершающего пребывание в ашраме, когда Учитель уже собрался отдыхать, ученики Рави Шанкара сказали Виссариону, что Гуруджи очень ждёт Виссариона в храме.

69. Когда Учитель появился в храме, Рави Шанкар уже общался с многотысячной аудиторией.

70. Секретарь Гуруджи пригласил Учителя на сцену, для того чтобы Рави Шанкар мог представить Виссариона аудитории, а потом они вместе, Гуруджи и Виссарион, могли бы продолжать встречу, отвечая на вопросы преданных, заполнивших храм.

71. Учитель, вежливо улыбнувшись, отказался от пребывания в алтарной части рядом с Рави Шанкаром в процессе ответов на вопросы и расположился в кресле для почётных гостей, от которого Ему отказаться не удалось.

72. Когда Гуруджи закончил общение с преданными, на сцену был приглашён ансамбль из пяти сидхов, уважаемых мусульман-служителей, приехавших к Рави Шанкару из штата Пенджаб.

73. Их песнопения продолжались около часа. Красивыми крепкими голосами они пропевали с импровизацией суры из Корана, славя деяния Господа. И сопровождали своё пение игрой на клавесине и этнических барабанах. Когда славление закончилось, Учитель, улыбнувшись, сказал: «Наверное, сейчас нас снова позовут на сцену… И ведь придётся идти».

74. Мгновения спустя Гуруджи позвал Учителя к себе на сцену, помощники Рави Шанкара подошли к путникам из Сибири и пригласили их к Гуруджи.

75. Рави Шанкар представил Учителя многотысячной аудитории как своего друга и духовного лидера из России, основателя многотысячного ашрама в Сибири, одел на плечи Виссариона гирлянду из цветов тропического дерева и обнял Его. И три раза сказал Учителю на русском языке: «Я люблю Вас!»

76. На следующий день Учитель вылетел из Бангалора в Дели, а из Дели – в Ташкент. К вечеру первого февраля Учитель возвратился в Небесную Обитель.

77. А спустя несколько дней написал Шри Шри Рави Шанкару следующее письмо:

78. «Дорогой Друг, пишет тебе твой недавний гость из Сибири с пожеланием ещё раз выразить благодарность!

79. Мне было важно не только увидеть порекомендованный тобой фильм, но и услышать некоторые дополнительные рассказы тех, кто всем сердцем следует в указанном тобой направлении.

80. Был очень рад увидеть, что активно реализуются духовные ценности, призванные теснее сблизить между собой разнообразные духовные формирования!

81. Приятно и радостно увидеть в реальности то, о чём раньше многие умные люди могли только мечтать.

82. Видно, что многие люди уже достаточно созрели, чтобы сделать первые шаги к сближению, перешагнув через некоторые свои традиционные догматические предубеждения, на основе которых процветают ненормальные страхи и отчуждённость.

83. После долгой эпохи всевозможных разделений и обособлений люди обязательно должны были созреть к потребности выстраивать между собой дружеские отношения, основанные на стремлении проявлять взаимоуважение тех особых духовных ценностей, которые, имея отличительные особенности, легли в основу формирования духовной идеологии разных общественных формирований.

84. Хотя проявлять такое взаимоуважение начнёт только меньшая часть из всей великой массы разнообразно верующих, но это совершенно естественно.

85. В период благословенных минут, когда мы смогли ближе познакомиться, мне не увиделось уместным в достаточной мере ответить на твой вопрос по поводу характера моей миссии на Земле в это время.

86. Условия к этому не располагали, и я ограничился в ответе очень простым и самым главным определением.

87. По приезду в места своей жизненной деятельности возникло желание не только выразить благодарность, но и, если всё ещё у тебя сохранился интерес, несколько больше упомянуть о том, что мне надлежит открыть и чего коснуться.

88. Прошу простить за вероятное многословие. Постараюсь быть кратким.

89. Если не трогать индивидуальных особенностей устоявшихся традиционных религиозных догматов, создающих характерные отличия одних духовных Учений от других, то всех преданных этим различным Учениям можно будет только, в самых смелых наилучших пожеланиях, сделать добрыми соседями.

90. Которые уважительно относятся к вере верующих, окружающих их, но между которыми неизбежно есть сознательно утверждённая условная граница, глубоко разделяющая между собой всех этих верующих в сердце.

91. Одно дело, когда люди на всей Земле проявляют различные и нередко неповторимые умения выражать свои разные переживания через проявления своего тела, что можно видеть в произведениях искусства и прочих культурных традициях, но совсем другое, когда те же люди начинают по-разному толковать один и тот же единый для всех Закон духовного развития.

92. Разнообразными и неповторимыми творческие проявления людей были и могут быть всегда. Это нормально.

93. Но различные толкования одного и того же Закона допустимы только временно, как естественные плоды начинающей развиваться юной человеческой цивилизации в стремлении осмыслить истинные духовные ценности.

94. Так же как и все цветы на Земле имеют неповторимое внешнее разнообразие, но внутренне развиваются по одному и тому же, одинаковому для всех принципу, психическая и духовная основа всех, без исключения, людей на Земле имеет одни и те же структурные особенности, а значит, и Закон развития всего этого может быть исключительно только один и тот же.

95. Как только люди обретут одно и то же правильное понимание Закона, от которого полностью зависит духовное развитие каждого из них, на Земле появится одна Единая Семья, отражающая истинную ценность человеческой цивилизации.

96. В такой Семье люди уже не будут иметь условных границ, отделяющих их сердца друг от друга, а это и есть единственное условие, только лишь на основе которого может сформироваться единое поле сознания всех людей на Земле.

97. Но для этого им потребуется переосмыслить уже существующие различные религиозные догматы по поводу одного и того же.

98. Разные толкования одного и того же могут основываться исключительно только на разной степени точности и правильности понимания!

99. Неточное понимание Истины никак не может способствовать полноценному развитию человеческого естества, как бы человек ни проявлял свою священную веру в истинность этих неточностей!

100. Однажды для создания определённых благоприятных психологических условий разным народам в разное время были оставлены в образной форме Части единого Образа Закона.

101. Эти Части легли в основу различных духовных Учений и являются тем, что в этих Учениях имеет наибольшее отношение к Истине Закона, хотя и хранится в тех Учениях в образной и, как правило, недостаточно правильно истолкованной форме.

102. Благоприятность психологических условий такого обстоятельства прежде сводится к тому, что можно одинаково верно сказать и о том, что во всех духовных Учениях есть Истина, и о том, что ни одно Учение не несёт желанную человеком полноту Истины.

103. Избранного особенного народа, как этого хотел бы эгоизм человека, не существует!

104. Все народы одинаково избранны и сопричастны к хранению Частей, составляющих Истину развития духовного мира человека!

105. Но духовные Учения, традиционно утвердившиеся у разных народов, состоят не только из хранимых в них определённых Частей единой Истины.

106. Эти Учения также состоят и из того, что к хранимым Частям было неизбежно добавлено в зависимости от уже существовавших у разных народов традиционных культурных особенностей.

107. Психологически человек настроен на восприятие духовного Учения как заключающего в себе всю полноту Откровений, необходимых для полноценного духовного развития.

108. А так как на самом деле существующие основные Учения хранят лишь какую-то одну Часть, имеющую прямое отношение к Истине, то всё остальное к этой Части обязательно должно было естественно добавиться как якобы недостающее для целостного выражения полноты Истины.

109. Такое, якобы недостающее, у разных народов обрело характерные особенности и, хотя прямого отношения к Истине не имеет, временно должно было оказаться чем-то очень важным в жизни этих народов.

110. Но только временно!»

111. Интересные и впечатляющие результаты, проявившиеся благодаря твоей духовной деятельности, в этот период времени возможны только благодаря тому, что не будет затрагиваться, со стороны необходимости переосмысления, всё сокровенное, лежащее в основе разнообразных духовных Учений.

112. Именно в этом ты достаточно мудро и проявляешь свои усилия!

113. А вот моя деятельность сводится как раз к необходимости затронуть все те многочисленные неточности, в которые свято верит великое множество.

114. Те неточности, на основе которых рождённые от одного Родителя и живущие на одной Земле и в одном Доме опасно разделены между собой.

115. Пришло время показать единство Частей Закона, к хранению которых однажды стали сопричастны многие народы.

116. Конечно же, к полноценному восприятию того, что мне нужно начать открывать, смогут нормально подойти только те, кто внутренне перерос традиционные духовные ценности и чей пытливый ум устремлён дальше границ, утверждённых этими ценностями до этого времени.

117. Для создания таких необходимых благоприятных психологических условий должен был однажды в России появиться тот, на основе идеологических поучений которого смогли бы значительно разрушиться устаревшие догматические религиозные каноны.

118. После чего должен был наступить период, когда человек смог бы наибольшим образом освободиться от ненормальных религиозных страхов и предрассудков и психологически созреть к проявлению жажды более совершенных познаний обо всём, что относится к его духовному развитию.

119. Таких благоприятно созревших появилось достаточно, чтобы именно в этот период времени призвать их к началу практического формирования основ Единой Семьи, для чего они и стали во множестве приезжать в определённые места.

120. При этом самоотверженно променяв привычные удобства плодов «цивилизации» на максимально приближенную к природным условиям форму жизнедеятельности.

121. Этим преданным предстоит на практике познать, что каждый их жизненный шаг в каждый день имеет прямое отношение к Закону духовного развития.

122. Им предстоит узнать всё великое многообразие требований Закона Истины по каждому конкретному их жизненному усилию в каждой конкретной жизненной ситуации, особенно при выстраивании взаимоотношений друг с другом.

123. На этом я тороплюсь остановиться в своём повествовании. Если быть кратким, то тогда это то, что мне и хотелось бы прежде упомянуть.

124. Ещё раз прошу простить, если своим письмом отвлёк от более важных дел. Желаю успешного продолжения твоей духовной деятельности. Мира и счастья!»