Повествование от Вадима

Часть 17

Глава 28

196. Вопрос: Меня волнует вопрос, связанный с проблемой творчества в жизни женщины. Согласно Вашему учению, женщина никогда не может стать Мастером. Это привилегия мужчин. Но встаёт закономерный вопрос: если женщина одарена Природой или Отцом талантом создавать произведения искусства не хуже, чем это делают мужчины, то как быть с этим Даром? Неужели она должна ограничиться лишь творчеством в рамках семьи? Может ли она обучать других тому искусству, которым владеет на достаточно высоком профессиональном уровне? Выставлять свои произведения на широкую публику? С огромным уважением, Ваш последователь из далёкой Алматы. (С огромным удовольствием посетила в сентябре выставку Ваших работ и работ Ваших единомышленников.)

197. Ответ: Вы написали: «Согласно Вашему учению, женщина никогда не может стать Мастером».

198. В этом твоём высказывании выразилось недостаточно правильное понимание.

199. По существу, женщина, конечно же, вполне может проявиться мастером, но в условиях формирования гармоничного человеческого общества такое обстоятельство допустимо только в крайне ограниченном проявлении.

200. И это вовсе не потому, что женщина якобы в принципе на это не способна.

201. Чтобы проявляться по-настоящему именно мастером, для этого естество человека максимально должно быть настроено именно на само творчество.

202. Если женщина имеет такой настрой, она, надо признать, совершенно естественно окажется не в состоянии быть нормальной мамой и хранительницей домашнего очага, как имеет призвание проявляться именно женщина.

203. Для хоть какой-то домашней семейной гармонии такой устремлённой к мастерству женщине неизбежно потребуется мужчина с подобным женскому внутренним складом характера.

204. Иначе, если такой мужчина не найдётся, женщине, страстно увлечённой творчеством, нужно быть психологически готовой к одиночеству, ибо составить нормальную семью вполне может оказаться весьма проблемно.

205. Вопрос: А если женщина ориентирована на самореализацию не в рамках семьи, а в искусстве, творчестве?

206. Допустим, если у неё нет детей, мужа и она искренне не чувствует в этом потребности. Её миссия – это творческая реализация, желание своими творениями нести свет и добро в мир. Как Вы считаете, это имеет место быть? Или с Вашей точки зрения можно назвать такую женщину (не могу подобрать слово) ущербной, что ли, то есть недополучающей того, что ей должно исполнить?

207. Ответ: Вы написали: «Как Вы считаете, это имеет место быть?»

208. Конечно же, такое может быть.

209. Но лучше по такой теме не спрашивать подобным пространным образом и не пользоваться такими крайностями, как «миссия» или «ущербность».

210. Слишком много взаимоисключающего за всем этим может скрываться.

211. Миссия и ущербность очень тесно взаимосвязаны по существу.

212. Если человек, к примеру, не может нормально заниматься ничем, кроме изобразительного искусства, то один из вариантов такого обстоятельства вполне может означать такую неразвитость и агрессивность внутреннего мира этого человека, когда такой его труд стал единственным положительным проявлением, которое ему оказалось хоть немного доступным.

213. Творения рук такого человека главным образом нужны будут ему самому, а не окружающим его.

214. Вот я привёл один из вариантов того, что может скрываться за упомянутым тобой обстоятельством.

215. И уж, конечно же, надо понимать, что сам этот человек, как правило, будет психологически склонен воспринимать свою деятельность как некое особое призвание.

216. Для данного случая это будет допустимо.

217. Поэтому ещё раз подчеркну: во избежание психологически опасной путаницы при осмыслении такой темы благоприятнее не пользоваться теми терминами, которые подразумевают крайности, ибо в одном случае можно легко приобрести ненормальную самоуверенность, а в другом – клиническую неуверенность.

218. На упомянутое в теме обстоятельство прежде нужно посмотреть проще. Если женщина видит для себя на данный момент единственным основным полем жизнедеятельности только поле творчества в искусстве, пусть смело пробует реализовываться.

219. Проблему, с этим связанную, благоприятнее будет рассматривать только тогда, когда она реально как-то проявится.

220. Вопрос: Я работаю в театре актрисой и веду детскую театральную студию. Раньше не задумывалась о театре и религии, их совместимости, а недавно услышала вновь общеизвестное мнение христианства: актёрство от лукавого. Но если почитать Станиславского, основателя русской актёрской школы, то становится видным его высокое требование к моральным и этическим нормам актёра, к воспитанию духовности актёра. Где Истина? Действительно ли актёрство является недостойным или неблагоприятным для развития души?

221. Ответ: В этом случае правильнее будет сказать, что актёрское мастерство (лицедейство) очень легко способно, по крайней мере доныне, создавать благоприятные условия для развития негативных последствий как для самого актёра, так и для соприкасающихся с его творчеством.

222. Неверно будет однозначно обозначать актёрское мастерство недопустимым вообще.

223. Полезность этого всего полностью зависит и от того, какую роль стремится играть актёр, и от того, как он сам старается совершенствоваться духовно.

224. Так как в выборе роли актёр недостаточно свободен, особенно начинающий, главным его старанием становится стремление мастерски вжиться в тот или иной образ, независимо от того какого качества негативные эмоции и поступки ему придётся демонстрировать. А в этом случае он совершенно естественно приложит все свои усилия, дабы вызвать у зрителя максимум негативных переживаний.

225. Это полезным никак назвать нельзя!

226. А если учесть ещё и то, что искусство прежде тяготеет к тому, чтобы угождать, а не направлять, то масштаб негативных последствий от деятельности представителей так называемого искусства многократно способен превысить объём положительных.

227. Вопрос: Оправдывают ли поставленные цели средства их достижения?

228. Ответ: Если на это смотреть исключительно только с позиций логики, то, конечно же, да.

229. А если на всё это смотреть со стороны законов духовного развития, тогда никакого одного однозначного ответа дать будет неправильно.

230. Вопрос: Правильно ли верующей женщине, желающей научиться служить мужчине, просить верующего мужчину, проживающего у неё в доме, класть на место хотя бы свои вещи, а не разбрасывать их по всему дому, убирать за собой мусор, если насорил, не садиться в грязной одежде за стол? Или не обращать внимание мужчины на всё это, а молча делать самой что может, и в этом будет её служение? Важно ли в этом случае, муж этот мужчина или просто брат?

231. Ответ: Попробовать подсказать можно, но надо понимать, что такая подсказка как бы зрелому человеку вполне может не дать желанного результата.

232. Если мужчина при женщине проявляет некоторую неопрятность, то это показывает его уже сформировавшиеся качества, менять которые ему будет чрезвычайно трудно.

233. Будь готова к тому, что ничего не изменится после проявленных тобой пожеланий этому мужчине.

234. А значит, тебе неизбежно придётся выбирать между тем, продолжать ли изо дня в день упорно и назойливо напоминать о необходимости соблюдать установленный тобой порядок, либо спокойно приводить в порядок все возникающие в этом отклонения, заботясь об уюте и благостной атмосфере своего жилища.

235. Конечно же, последнее будет наиболее благоприятным для духовного совершенствования.

236. Вопрос: Служить мужчине – не значит прислуживать. Безусловно, женщина является хранительницей домашнего очага, на неё возлагается основная работа по дому. Но это лишь малая доля в служении мужчине. Тем не менее, мужчина должен проявлять элементарное уважение к труду женщины и к женщине вообще, а не воспринимать её как обслуживающий персонал. Гармоничные отношения – это когда обе стороны стараются идти навстречу друг другу.

237. Виссарион, Вы учите женщин служить мужчинам. Может, есть необходимость научить мужчин должным образом воспринимать это стремление?

238. Ответ: О-о-о! Знакомые нотки, которые по своему опыту достаточно обширного общения весьма нередко мне приходится встречать.

239. Не стоит торопиться делать поспешные выводы, основанные исключительно на собственных эмоциях.

240. Хотелось бы пояснить, что я пробую помогать только тем, кто спрашивает.

241. А если спрашивает, то только подразумевая необходимость собственного изменения, а не изменения окружающих.

242. Девчонки, не нужно рассматривать мужчин в качестве соперников!

243. Такое, поверьте, в конце концов, как правило, приводит к одиночеству и нескончаемому переживанию по поводу неудавшейся судьбы.

244. Если вы проявляете убеждённость, что помогать мужчинам надо только тогда, когда они будут по достоинству, именно на ваш взгляд, платить вам за это своими проявлениями, то тогда вопросы, с этим связанные, правильнее будет задавать не мне, а директору рынка, несоизмеримо лучше меня ведающему о рыночных отношениях.

245. Моё поприще – это бескорыстная самоотдача!

246. Когда в стремлении научиться делать кому-то по-настоящему доброе вас не беспокоит вопрос, ответят вам добром или же нет.

247. Вы написали: «Гармоничные отношения – это когда обе стороны стараются идти навстречу друг другу».

248. Замечательное понимание!

249. Но неужели оно подразумевает, что если одна из двух сторон по каким-то причинам не предпринимает правильных шагов, то и другая также не должна их предпринимать?

250. Вопрос: Правильно ли верующей женщине, желающей научиться служить мужчине, исполнить просьбу верующего мужчины, проживающего у неё в доме, и переодеть не нравящуюся ему майку на другую? Или для неё не будет духовной потери, если она этого не сделает, так как этот мужчина ей не муж и составлять семью она с ним не собирается, а в этой майке ей удобно?

251. Ответ: В этом случае можно не исполнять такую просьбу. Тем более что она некорректна со стороны мужчины, проживающего под кровом женщины, временно ему предоставленным с её стороны.

252. Вопрос: Правильно я понимаю, что если женщина подсказывает о моей нечистоплотности, то лучше приложить все усилия, чтобы выполнить её пожелание? То есть мужчине вообще лучше заботиться без напоминаний о своей чистоплотности, так как это важное дело?

253. Ответ: Заботиться о своей опрятности мужчине – очень даже полезное дело!

254. Вопрос: Правильно ли я понимаю, что эта подсказка верна и для женщины? И если мужчина-друг (бывший муж), ныне проживающий в её доме в качестве брата, делает женщине подсказку, что её домашняя одежда, на его взгляд, недостаточно чистая или опрятная, то для её духовного развития будет благоприятным прислушаться к этой подсказке и переодеться? Или дома для женщины допустима некоторая помятость одежды, т.к. она постоянно занята хозяйственными делами и одежда быстро пачкается?

255. Ответ: Если женщина будет нуждаться в такой подсказке, то можно будет ещё добавить, что именно для женщины эта подсказка имеет много большую значимость.

256. Но для более конкретного прикосновения к такой теме использованного тобой в вопросе выражения «некоторая помятость» будет явно недостаточно. Так как под такой формулировкой у каждой женщины проявится в сознании образ, который вполне может разительно отличаться от аналогичного образа у другой женщины.

257. Эта разница будет полностью зависеть от воспитания и развития каждой женщины.

258. Вопрос: Так где та Любовь? Где Суд Божий?

259. Ответ: Весьма странные вопросы.

260. Человеку полезнее было бы постоянно стремиться познавать происходящую реальность, знакомиться с ней, а не заниматься постоянным поиском в этой реальности своих собственных представлений и фантазий.

261. Ведь человеческие фантазии и представления основываются на том, что призвано развиваться и совершенствоваться, а не устанавливать нормы.

262. Вопрос: Мы тут с папой разговаривали… Он живёт в Черемшанке. Он туда переехал уже давно… Мы с мамой остались одни. Я очень люблю их обоих. Папа нам помогает всем чем может, приезжает иногда… Мы с ним читаем книги вместе. Но маме это не нравится, она считает, что папа болен. Вот ему тяжело уже приезжать, здесь нет того, к чему он стремится. Я была в Черемшанке, когда мне было девять лет, там здорово! Очень хорошо! В следующем году я получу паспорт и, наверно, смогу приехать к папе. Но я очень боюсь за маму. Она очень нервная. Мы живём в военном городке, и когда приезжает моя старшая сестра, которой уже 23 года, мама так боится, когда сестра уходит гулять на ночь! Целую ночь может не спать и мучиться, ждать её… Мне больно видеть её такой. Мне очень хочется к папе, но я знаю, что из-за этого решения маме может стать очень плохо. Как мне поступить?

263. Ответ: В твоём обращении видится хороший взгляд на происходящую реальность, но подсказать ответ, который ты бы хотела услышать от меня, я не вправе.

264. Именно такую задачу жизненно важно решать исключительно самостоятельно.

265. Решай её смелее. Уверен, ты решишь её правильно!

266. Вопрос: Однажды в разговоре мой близкий друг спросил меня, считаю ли я его верующим, я искренне ответил: «Нет», объяснив, что многие его действия не соответствуют Истине (сам он считал себя верующим). Сейчас он прямо говорит, что он неверующий, и то, что я тогда ему так сказал, сыграло для него большую отрицательную роль в отношении к общине и Учителю. Правильно ли я тогда ответил? Действительно ли мой ответ мог стать для него решающим в выборе жизненного пути?

267. Ответ: Ты не допустил никакой большой ошибки.

268. Твой упомянутый тобой шаг был нужен для создания благоприятных условий в развитии твоего друга, но негативным твой шаг не является.

269. Помни только, что верующий главным образом характеризуется тем, что он старается прикладывать все свои силы в исполнении тех законов, которые он через веру свою воспринял как соответствующие Истине.

270. Назвать его неверующим справедливо будет только тогда, когда ты точно будешь знать, что он осознанно не стал делать усилие, которое понимал по вере своей как правильное.