97. «Учитель, я хочу для себя уточнить: Земля-матушка и Природа-матушка… образ у неё один и тот же?»
98. «Как пожелаешь. Это же всё образы. Образы можно менять на своё усмотрение и по своим желаниям как хочешь».
99. «Нет, но можно же образ другой придумать. Она же живая, у неё же свой образ есть».
100. «Образы в данном случае можешь придумать какие посчитаешь нужными, какие тебе ближе».
102. «Какие тебе ближе, да. Фантазия человека не регламентируется какими-то чёткими границами, что можно придумывать, что нельзя придумывать. Всё, что хочешь, всё, что тебе ближе, то и можешь придумывать, потому что думать ты всегда будешь об одном и том же.
103. Это так же, как и о Боге. Не вносится какой-то обязательно чёткой границы, как надо представлять, в каких оттенках, с какими границами, какими размерами.
104. Да пускай люди назовут по-разному, но всё равно думать-то будут об одном и том же. Как бы они ни кичились друг перед другом, что бы друг другу ни доказывали, как бы друг с другом ни спорили на эти темы, они всё равно будут думать об одном и том же».
105. «Когда в молитве сливаешься с Отцом, чтобы это триединство было, то как нужно правильно удерживать этот образ, чтобы слиться с этим со всем?»
106. «Ты сольёшься, даже если ничего не будешь удерживать в образах. Образы эти все свободны, то есть их создание свободно в жизни человека. Как сможешь, так и создавай. Главное, чтобы это была прежде всего твоя искренность, чтобы твой самый добрый, самый хороший позыв внутренний проявился у тебя, чтобы ты позволила этому хорошему выйти из тебя. Но в какие образы ты это облечёшь – это свободно, твоя фантазия. Пожалуйста, это нормально, тут накладки никакой не произойдёт».
107. «А вот ещё вопрос. Так как дети у меня находятся на расстоянии, мне хочется их согреть, поговорить с их душой. Иногда как-то получается, только не могу понять: это я с собой разговариваю или всё-таки с душой с этой?»
110. «Что ты делаешь то, что хочешь».
111. «Сливаюсь с тем человеком, кто мне нужен, да?»
113. «А с высшего мира приходят такие подсказки? Или идут от того образа, с которым я сливаюсь?»
114. «Откуда угодно могут прийти. Это то, что ты контролировать пока не имеешь возможности».
115. «Пока не получается, да?»
116. «Просто не имеешь возможности даже это сделать, нет у тебя таких качеств. Поэтому к этому можешь отнестись проще.
117. Поэтому и не даются чёткие границы. Каждая дополнительная чёткая граница – она обязывает, обязывает сделать что-то уже лучше, чем ты делала до этого, когда не знала этих чётких границ.
118. И если в чём-то Я говорю вам «вы свободны», значит, туда вам пока нельзя лезть с такими более чёткими определениями, иначе вы неизбежно примете большую ответственность. Но вы тогда должны и быть готовы, в этой ответственности находясь, делать должную работу. А для этого уже другие качества должны быть у вас.
119. Поэтому многое мы ещё оставляем на уровне сказаний поэтических, хотя за этим есть и конкретное. Но не время многое из этого конкретного сейчас определять. Хотя уже многое открыто».
120. «Но всё равно с этим работать надо?»
122. «Чтобы сливаться с кем хочется».
123. «С кем? Кому хочется помочь?»
125. «Сливаться, если хочешь кому-то помочь,– конечно. Ты начинаешь думать об этом человеке, как можно более отчётливо пробовать его представить и желать ему того добра, которого ты действительно желаешь, которое хочешь выразить».
126. «А разговаривать с ним можно пытаться?»
127. «Лучше не пытаться. Вот тут уже лучше не могу посоветовать. Ты просто посылаешь и всё, не принимая ничего оттуда».
128. «Но когда сливаешься, всё равно что-то соединяется».
129. «Соединяется. Так вот и посылай. Но соединяется не для того, чтобы ты принимала. Посылай – вот это и нормально, этого достаточно будет.
130. Не обращай внимания на обратное, что вернётся. Вернуться может очень много разного и от разных источников, с разным смыслом, рассчитанным на примитивное сознание человека. И крючочек ты проглотишь, он покажется очень вкусным, но потом его не вытащить».
131. «Можно вопросы по детям? Дети между собой ссорятся, дерутся. И у воспитателей-педагогов две позиции. Одна – не разбираться, просто дети помирились и всё. Другая позиция – всё-таки разбирается ситуация: отчего, почему это произошло. И как правильно поступить?»
132. «По ситуации. Нет здесь категоричной никакой подсказки».
133. «Чтобы ребёнок извлёк урок и дальше, допустим, уже задумался над тем, что он делает».
134. «Пожалуйста, пожалуйста».
135. «То есть насколько острая ситуация?»
136. «Всё зависит не только от того, насколько острая, а ещё и от того, как это делается. Но как это делается – это надо увидеть, посмотреть, какие нюансы смутили в данном случае. А потом уже переспросить: «А стоило ли в этом случае повысить голос и накричать вот такими-то словами?» Тогда уже можно сказать: «Да, вот тут перегнули, этого уже не стоило бы делать».
137. То есть это всё творческий поиск. Вы пробуете и так и этак. Ваша задача – помочь детям понять свою ошибку. Как это сделать?
138. Можно молча, как ни в чём не бывало, это бывает очень действенно. Когда ребёнок понимает, что он неправильно поступил, он ждёт от вас наказания – а вы не наказали. Но он знает, что вы понимаете, что он действительно неправильно поступил.
139. И если вы не будете его наказывать, это вовсе не означает, что всё прошло для него гладко. Нет, оно может быть очень действенным: ему будет очень стыдно и нехорошо. Но это всё надо умело видеть, применять, это никак не оговоришь здесь».
140. «Урок литературы. Устное творчество, русские народные сказки. Нужно дать знания ребёнку по этому материалу. Беседуем. И ребёнок говорит: “А я и не люблю эти сказки. Мне они вообще неинтересны”».
142. «Я думаю: да, действительно, там очень много негативного опыта нашего».
143. «Нет, у них просто уже другой уровень взгляда на реальность, совсем другой. Ему нравится негативное, но другого уровня. Оно должно быть уровня не былин, не таких сказаний русских, а уровня фэнтази, там зомби должны быть и тому подобное. А что там Змей Горыныч – ящерица ползает какая-то, мутант! А тут скелеты ожившие, зомби, солидные монстры!..»
144. «Но вот какой интересный аспект возник: мне нужно дать ребёнку задание – почитать русские народные сказки, а они ему не нравятся, но материал-то освоить нужно…»
145. «Тут просто надо говорить, что это надо сделать. “Я понимаю, – скажи, – что это ерунда, конечно, но надо, потому что иначе не получится школу закончить”».
146. «Да, экзамены-то сдавать придётся».
147. «Скажи: “Да, тогда идём работать. Тогда сейчас надо с советом переговорить, просто в бригаду наниматься. Что время терять-то с этой литературой?”»
148. «А если ребёнок хочет сочинить свою сказку, сам написать картинки к ней маслом?»
149. «Попробовать можно дать».
150. «Вот я дала ему это задание: раз хочешь, попробуй».
151. «Отлично. Пусть пробует, верно».
152. «А потом будем рассматривать, подвиги какие совершаются».
153. «Верно, верно: где перегиб – где что-то интересное. Просто посмотреть, как излагается мысль его. Может быть много любопытного.
154. Но действительно сейчас уже дети получают такой объём информации! Литература сейчас резко будет терять свою привлекательность. Она и в наши школьные годы не особо привлекала, а сейчас вообще…»
155. «Учитель, я на уроке ребёнка назвала «тормоз». Как-то пыталась его растормошить, видела, что на перемене он был очень активный, а на уроке никак не могла его расшевелить. Я понимаю, что это грубость моя такая ещё…»
156. «А потом сказала: “О, блин!”» (Смех слушающих.)
157. «Ну вот, наверное, скоро уже скажу. Нет, я буду стараться не говорить, конечно. Просто я пытаюсь с ними как бы на одном языке разговаривать. Правильно ли мне сейчас извиниться перед ним в присутствии класса?»
158. «Лучше, конечно. Скажи: “Ребята, сказала и почувствовала, как всё-таки нехорошо говорить такие слова”».
159. «Да, пытаешься с ними в одну волну, а оно чревато».
160. «Нет, в этом смысле в одну волну не надо входить. Тогда чего же учить-то их? В волну как зашли все – и всё… и с рогатками учителя вышли». (Смех слушающих продолжался.)
161. «Да умножит Аллах дни Твоего пребывания среди нас! Высказывание «Хочешь быть мудрым перед Богом – стань безумным перед людьми» относится к тем, кого мы называем блаженными?»
162. «Дело в том, что, когда вы стараетесь делать Божье, вас перестают понимать многие вокруг, те, кто особо и не старается делать правильно.
163. Развитие всегда связано с тем, что активность проявляет меньшее число среди общей массы людей. Развитие начинается с единиц. Прорывы какие-то, прогресс – все эти достижения чего-то большого начинаются с единиц. С тех людей, которые, посвятив этому всю свою жизнь, с помощью своего таланта, всех своих сил, на многое не взирая, устремляются к чему-то высокому, большому, и они открывают это высокое и большое. Но их мало.
164. И естественно, оторвавшись от окружающей массы, они остаются в непонимании у этой массы людей, их не понимают. Для них такой вырвавшийся как безумец: он говорит какую-то ерунду, им непонятно. Для них он как ненормальный становится.
165. А потом только через время они все радуются, уже портреты его пишут, скульптуры делают, барельефы, открывают мемориальные доски, говорят: «Какой замечательный был человек!» Хотя в своё время считали его вообще негодяем, проходимцем каким-нибудь, ещё как-нибудь обзывали, «тормозом» и так далее. А на самом-то деле он действительно открывал хорошее.
166. Так вот, когда и к Божьему так же устремляются люди, одно дело – есть массовое какое-то восприятие Божьего (это когда считает себя человек верующим, но не особо-то он и стремится делать что-то хорошее, делает только то, что ему легко даётся; а где надо приложить силы, не особо-то и прилагает).
167. И есть такие, которые начинают действительно прилагать все свои силы. Они тоже остаются в меньшинстве, и большинство может их не понять. Начнут искушать, соблазнять: «Да что-то ты уж слишком всё правильно делаешь!» То есть хоть как-то начнут потихонечку его подтачивать, его силы, его уверенность, его упорство.
168. Вот на эту тему прежде такая простая человеческая мудрость: если хочешь устремляться к Богу, хочешь быть мудрым пред Ним, не смотри на то, как о тебе скажут ближние. Потому что это некоторая неизбежность получится, что ты будешь непонятен им.
169. А раз непонятен, вряд ли они скажут, что ты умнее их. Они наоборот скажут, что ты глупее стал, что что-то с твоей головой произошло ненормальное. То есть им легче ощущать себя, когда они другого назовут более глупым, а не более умным, нежели они сами.
170. Вот только лишь с этим связанная простая мудрость. То есть, если тебя ближние называют безумцем, не волнуйся, всё нормально. Значит, всё в порядке у тебя», – засмеялся Учитель.
171. «О воспитании ребёнка. Если ребёнок спрашивает, задаёт какой-то вопрос, лучше ли будет его переспросить, что он сам об этом думает, чтобы он самостоятельно начал развиваться?»
172. «Нормально. Можно так стимулировать немножко какими-то дополнительными вопросами, чтобы он проявил свою мысль какую-то, попробовал поразмышлять, подумал, представил, а потом уже поделиться и своим, сопоставить это, вместе подумать о чём-то. Нормально такое».
173. «Почему мне хорошо, когда мне грустно, и не очень – когда мне весело?»
174. «Грусть – это такое хорошее на самом деле явление в жизни человека. Она позволяет гораздо тоньше и поэтичнее воспринимать реальность.
175. Когда весело, немного поверхностно на всё начинаешь смотреть. Это как бы немножко уплотняет всё и на поверхности жизни тебя держит. А когда грустно, начинаешь погружаться в жизнь, в ней растворяться и очень многое замечать.
176. Творческий человек чаще в грусти пребывает. Ему это помогает многое видеть гораздо глубже и интереснее, чем когда хохочешь – немножко так легковесно пребываешь в мире.
177. Хорошо и то, и то на самом деле, потому что улыбка тоже очень полезна для здоровья, но и грусть очень важна для познаний».
178. «Учитель! Скажи, пожалуйста, есть ли критерий затянувшейся односторонней любви со стороны женщины?»
179. «Зачем? Ты просто спроси: если затянулась любовь, ответа нет, можно ли… что сделать дальше? Прекратить любить? Не получится. Надо ли полюбить другого? Не получится. Тогда спросить-то что ты хочешь про критерий? Критерий… и что? Обозначили критерий, а дальше что делать?»
180. «А вот понятие навязчивости…»
181. «Навязчивость – это уже другое дело. Тогда это с действиями какими-то связано. Просто любить кого-то упорно – это не значит быть навязчивым, это нормально.
182. Навязчивость – это действие: когда ты идёшь что-то делаешь, а человек уже отпихивает тебя: «Да уйди ты с глаз долой!» А ты всё стараешься на глаза его появиться, пред ясны очи его предстать, а у него уже волосы дыбом встают. Тогда конечно», – улыбнулся Учитель.
183. «В принципе мою помощь он принимает с удовольствием и поддерживает, если я о чём-то прошу, он никогда ни в чём не отказывает».
184. «Это навязчивым здесь что-то не видится. Это что-то другое. Навязчивость – это когда ты стараешься сделать что-то, чего другой человек не хочет, не желает видеть».
185. «С его стороны инициатива не проявляется, то есть он только поддерживает».
186. «Если ты засмущалась, переспроси его: в данном случае это нормально, что ты пробуешь предложить? не смущает его? То есть тут уточнения вполне уместны будут, если действительно смущение возникло. Но если ты видишь: он это поддерживает, может быть, даже и не стоит беспокоиться так уж быстро. То есть что-то должно смутить. Но если смутило, переспроси для большей точности, это будет нормально».
187. «Учитель, подскажи, пожалуйста, по такому вопросу. Правильно ли я понимаю, что мне надо вырабатывать смирение в моей ситуации? Я архитектор, и в миру мой объект многократно используется и не упоминается моё авторство. То есть первая постройка – с упоминанием моего имени, а дальше уже по городу тиражируется. Я так понимаю, что мне уже там не надо контролировать ситуацию, что мне эта ситуация на смирение».
188. «Верно, верно. Если уж так пошло, ну и отлично. Это и будет к тому дару относиться, о котором мы вначале говорили. Чем меньше вы испрашиваете платы за свой труд какой-то, тем больше переходит ответственность в сторону Природы, в сторону законов Гармонии, что она тогда уже будет обязана вам дать. Но у неё в таком случае не бывает дешёвых подарков. Они гораздо ценнее, чем те суммы, которые могут предложить люди».
189. «И второй вопрос. Иногда приходят заказы спроектировать рестораны, казино. У меня сейчас такое понимание появилось, что следует отказываться от этого».
190. «В этом случае да. Потому что это объекты… там уничтожается человек. То есть ты там крематорий спроектируешь такой».
192. «Если это подразумевает доброе использование, конечно, нормально».
193. «Учитель! Скажи, пожалуйста, можно ли мне не пойти навстречу жене в следующей ситуации? Я занимаюсь фотографией. Для меня это своего рода искусство. Я сделал ей одну её фотографию, где она получилась, на мой взгляд, очень удачно. То есть этот снимок для меня такой маленький шедевр. Но она там в такой облегающей маечке, которая очень чётко подчёркивает её грудь, и она просит: «Не печатай эту фотографию и никому больше не показывай». Можно ли мне не пойти навстречу?»
194. «И выставить в интернете?»
195. Задавший вопрос рассмеялся и продолжил: «Хотя бы дома повесить, чтобы я на неё любовался. То есть для меня там изюминка в другом совсем, но её смущает вот эта маленькая деталь».
196. «Если ты дома повесишь, а ей не будет нравиться, её будет смущать всё время, то так-то тут, наверное, стоило бы её послушать. Но опять же – спрятать… Что такое спрятать? Ты действительно собираешься так спрятать, что никто не найдёт?»
197. «Ну как? Будет у меня там в электронном виде, скажем, только я смогу посмотреть».
198. «И как только тебя не станет, там тоже исчезнет? Или куда-то пойдёт дальше? Смотри, всё, что осталось, в тайне удержать будет сложно. Всё, чему ты позволил быть, будь готов, будет известно всем».
199. «То есть мне просто поговорить с ней как-то более мягко, разъяснить ей, может быть?»
200. «Чтобы она согласилась, что на неё будет смотреть… народ». (Смех слушающих сопровождал ответ Учителя.)
201. «Понятно. И второй вопрос. Ты сейчас говорил про Гармонию и так немножко заинтриговал её подарками…»
202. «Где бы найти, да? Про места поговорить?..» – улыбнулся Учитель.
203. «Нет. Я просто подумал: ведь здесь может нечистый умысел закрасться в таком бесплатном делании друг другу, что Гармония получше за это расплатится. Может такое в душу закрасться?»
204. «То есть корыстное такое: «А вдруг выгоднее будет, чем я сейчас деньги попрошу?» – да? Ну, при вашем подходе к жизни, я думаю, у многих это появится. Но пусть, ладно уж, хоть что-то сделают. Пусть хоть с таким умыслом, но хоть что-то сделают бесплатно».
205. «Я просто представляю: вот я делаю кому-то что-то бесплатно, а у меня сразу в голове слова Твои вспоминаются, что у Гармонии подарки-то получше. И как с этим справиться?»
206. «И можно подумать: а так как их в течение года-двух нет, то Учитель наврал; никакой Он не Учитель вообще уже, если неправду говорит. И пошло поехало…
207. Как на всё это смотреть? На всё это смотреть – тогда Мне надо просто молчать. Да и то уж вы найдёте какую-нибудь причину и это будет истолковано очень своеобразно и странно.
208. То есть тут уж если Истину Я открываю, то Я понимаю, конечно, что вы её можете очень своеобразно, по-разному увидеть. Но как не сказать? Я же рассчитываю на умных. То есть вроде бы у Меня готовность бисер метать, но Я как-то надеюсь, что Я в нужном месте, не среди…»
209. «Я имею в виду, что бояться не стоит того, что эта мысль где-то может промелькнуть в голове?»
210. «Нет. Ты, главное, следи за своими мыслями. У кого что там проскользнёт – это уже не твоё. Ты проследи себя. Но даже если у тебя и проскользнёт, это же не значит: «Нет, тогда уж лучше я продам, чтобы не удовлетворять свой эгоизм».
211. Тогда вот такая крайность к чему приведёт? В целях защиты себя в чистоте вы начнёте торговать, чтобы нигде не вкралась у вас мысль… Да нет уж, пусть лучше плохо, но зато в нужном направлении двинетесь. А там потихонечку оно и выправится.
212. Главное – это понимать внутри… Вы информацию приняли, и она начнёт делать своё дело. То есть она вгрызаться начёт потихоньку, распределяться внутри, менять информацию поля человека, его сознание. Всё это неизбежно сейчас начнётся.
213. Просто первые какие-то позывы будут ложные, постепенно произойдёт дозревание. То есть вы всё равно в соответствие с этой информацией начнёте приходить. Чем больше вы её вспоминаете, тем больше, активнее изменяется ваше естество. И дозревание начнёт происходить неизбежно. Так что потихонечку всё встанет на место».
214. «Учитель! Человеку не хватало денег, и я дала ему. Я шла на жалость, я просто в этот момент была усталая. И вдруг я почувствовала, что я толкнула его в яму».
217. «Ну и ладно. И чего? В яме найдёт нужное сокровище, гораздо более значимое, чем деньги. Нормально всё.
218. Вот если бы ты чувствовала, что, дав деньги, ты толкнёшь, и сделала бы это дело, вот тогда бы это считалось ошибкой.
219. А если, не думая об ошибке, вы как бы так чувствовали, что надо дать, какой-то внутренний мотив у вас был удовлетворить просьбу ближнего и, сделав, вы вскоре почувствовали, что сделали ошибку, – это не ошибка, вы должны были сделать этот шаг.
220. Он был нужен тому человеку, поэтому так и произошло, что вы не смогли вовремя (как будто бы вовремя) оценить нужность того или иного шага.
221. Такое временное помутнение у вас, бывает, нападает. Потом вы вроде бы осознаёте: «Ну надо же! Я же хорошо понимал, что этого делать не надо, как же я сделал?» Это нормально.
222. Ангел крылом прикрыл ваши глаза, и вы толкнули человека в нужном направлении. А то помешали бы ему развиваться, не дав денег и не уронив его в яму. А там так многое нужно было ему!
223. Нормально, не переживайте. Главное, чтобы вы осознано не делали ошибки. Сколько уже Я вам истину эту повторяю: грех – это когда сознательно вы делаете то, что понимаете как неправильное.
224. Но если сделали шаг, не осознавая этой неправильности, то вы сделали нормально. В данном случае это было нужно».
225. «Учитель, как правильно отвечать на вопрос: что запомнилось со встречи?»
227. «Правильно я понимаю, что неправильно говорить: «У меня остался такой образ» или «Мне запомнилось вот это, это, это»? Правильнее сказать, что трогалась такая-то тема?..»
228. «Да можешь. Как хочешь. Как посчитаешь нужным, так и отвечай. Скажи: «Запомнилось, что я летал где-то, так было хорошо! Но вот как передать тебе? Не могу. Рад был бы». Как хочешь, Дим.
229. Нет каких-то правил, чтобы Я сказал: «Ты знаешь, вот в таких случаях вот это надо говорить, а вот это ни в коем случае не надо говорить». Так будет неправильно. Ты же делишься всё равно чем-то, что ты приобретаешь. Поделившись, ты можешь что-то правильно передать, но что-то можешь вполне неправильно передать, тоже возможно. Но нельзя здесь всё равно оговорить это жёсткими какими-то правилами.
230. Просто помни, что неправильной какой-то подсказкой ты, может быть, какую-то и неточно внесёшь коррекцию в жизнь человека. Тогда, может быть, обобщи тему, если точно не помнишь. Точно помнишь – попробуй передать точно, тоже возможно.
231. Тем более у вас многое, что требуется, остаётся на кассете, вы всё равно можете послушать. Это не теряется, было бы желание.