Повествование от Вадима

Часть 17

Глава 23

Фрагменты из воскресных встреч с Учителем после слияния девятого и шестнадцатого сентября.

2. «Учитель! Можно ли обращаться к Богу, представляя, что Он здесь рядом, вокруг? Или правильнее обращаться, представляя, что Он на небесах?»

3. «А в каком месте на небе? В какое место ты на небо смотришь?»

4. «Но мы творим молитву, говорим: на небесах и на Земле…»

5. «А если Я тебе скажу, что внутри тебя, куда ты смотреть будешь?

6. Везде… Просто обращайся к Нему, как ты сможешь. То есть не надо искать местоположения в пространстве. Ты просто внутренне как-то пробуешь это представить и всё, как обращение. Ты же обращаешься, и достаточно того, что ты просто само обращение делаешь. Оно сразу попадает куда надо.

7. Поэтому не думай, что ты как-то так случайно отвернёшься, в сторону посмотришь. Нет, ты всегда будешь смотреть туда, куда надо».

8. «Ещё вопрос такой. В Храме у меня была ситуация: я подошёл и кончились свечки. Могу я подойти туда, где основная свеча горит, и, не ставя специально свечу от себя, рядом с этой свечой помолиться за кого-то? Будет ли происходить таинство, когда к человеку тепло будет идти?»

9. «Дим! Ты читал в Писании, чтобы Я говорил: «Если вы хотите кому-то помочь, идите обязательно найдите свечку, иначе просто впустую будете молиться. Обязательно надо, чтобы свеча горела. Слепите её хоть из чего-то, хоть из пластилина, если подручного больше нет ничего, потому что без неё никак у вас молитва не пойдёт!»? Дим, ну?!»

10. «Тогда не обязательно ставить свечку? Вот горит свеча, можно каждому человеку подойти и помолиться? Или вообще и не подходить даже?»

11. «Можешь сесть прямо там, где стоишь, в любом месте, и помолиться».

12. «И свеча это таинство будет переносить?»

13. «Не свеча будет переносить, ты будешь переносить. Ты своей верой будешь это делать. Верой своей нужно ворочать горами, а не свечками!»

14. «А свеча играет какую-то роль в этом таинстве? Как происходит таинство? То есть я так понимаю, что, пока она горит, продолжается вот этот ток».

15. «Ты рассуждаешь как человек, – улыбнулся Учитель. – Как всегда хочется улучшить, сделать как лучше. То есть даёшь самое большое, а ты всё равно: а вдруг ещё есть больше? Показываешь прямой путь – а вдруг ещё прямее где-нибудь есть?

16. Молись где возникла у тебя возможность, там и твори. Не ищи наилучшего.

17. Наилучшее – это твоё пожелание, твоя вера, твоя мысль! Сила твоя собственная и твоя жажда выразить эту помощь кому-то – вот это и есть самое главное!

18. А остальное… Есть возможность свечечку рядом зажечь – пожалуйста зажги. Конечно, это тоже благоприятно.

19. Но самое главное – это ты сам. Не может быть ничего предметного рядом, что можно назвать ещё главнее, без чего ваша молитва – это будет мелочь. Нет, так неправильно смотреть.

20. Поэтому не ищи большего, чем то, что уже имеешь в своём сердце. А большее… чем больше ты будешь развиваться, тем больше это у тебя и будет получаться. Но это опять же всё ты».

21. «А для чего мы тогда зажигаем свечу?»

22. «Хочешь зажечь – зажги, не хочешь – не зажигай. Это всё человеческое. Люди всегда хотят прямее, больше. А если много – то ещё больше. И вот это – поиск всегда чего-то дополнительного.

23. Конечно, это может играть определённую роль. Если в этом человек сам испытывает большую нужду, это сыграет свою положительную роль. Но это от него зависит. Он нуждается – пускай зажжёт. Значит, для него это благоприятно.

24. Если ты очень хочешь зажечь, а тебе сказать «не зажигай» — будет неправильно. Зажги, если тем более ещё есть что зажечь».

25. «И ещё вопрос. Крест в круге… Когда мы крестное знамение накладываем на себя, оно как бы в пространстве остаётся или как?»

26. «Всё зависит от силы твоей веры. Чем больше твоя вера, тем дольше начинают сохраняться те таинства, мысли, которые ты созидаешь и из себя выводишь вовне, направляешь куда-то, тем сильнее эти мысли изменяют это пространство».

27. «Допустим, я сотворил крест в круге возле себя и пошёл дальше. Он как, на том же месте остаётся или со мной?»

28. «Зачем ты это спрашиваешь? При движении каждый шаг создавать новое крестное знамение?»

29. «Ну да. Смысл креститься тогда теряется, если я куда-то перемещаюсь…»

30. «Но ты покрестился для чего? Крестное знамение ты же для чего-то сделал? Какой-то мотив у тебя был?

31. Ты, допустим, сел помолиться, создал крестное знамение, облагородил в этот момент пространство вокруг себя, исполнил молитву и пошёл дальше. Или для чего? Если ты тут помолился, облагородил пространство, то зачем тебе его тащить за собой?

32. Это мотив. Ты создал пространство. А тот мотив, о котором ты говоришь, какой? Тебе что, хочется идти и везде оставлять крестный символ в пространстве?»

33. «Я и хотел разобраться, как это происходит. Смотрю: некоторые люди покрестятся и пошли дальше».

34. «Главное, для чего ты хочешь это понять. Человек познаёт что-то для того, чтобы этим пользоваться. Так вот, ты хочешь понять что?

35. То есть ты же хочешь что-то использовать. Ты должен понять, для чего ты эту информацию хочешь узнать. Просто так, чтобы других поправлять, которые тебя не спрашивают? Или смутила ситуация и спрашиваешь, а сам даже и не знаешь, для чего спрашиваешь?

36. Каждый свой шаг не надо покрывать крестным знамением, каждый метр пространства. Достаточно того, что ты находишься как верующий в нужном состоянии, думаешь о хорошем.

37. Понимаешь, главное – для чего. Тебе надо резко как-то облагородить какую-то сложную ситуацию? Атмосферу ты хочешь усилить не только своим мысленным воздействием на это пространство, но ещё и знамением? Пожалуйста. Конечно сделай. Но это – нужность.

38. А идёшь по дороге и… То есть у тебя личного вопроса пока как будто бы нет на эту тему. Ты просто увидел, что делают другие. Это не твой вопрос. Если ты хочешь переложить на себя, то и подумай разумно.

39. Ведь всё гармоничное разумно, оно познаваемо, но в пределах, допустимых человеку, его разуму.

40. Значит, всё это можно осмыслить. Это доступно сознанию человека, то есть сам подход к осмыслению этой реальности. И если мы говорим о разумном познании этих законов, значит, ты должен, говоря об этом таинстве, тоже для себя задаться вопросом: а для чего ты хочешь? что тебя смущает? надо ли тебе что-то делать?»

41. «При входе в храм, на храмовую площадь принято так просто. Поэтому я заинтересовался этим вопросом».

42. «Вот ты так прямо и говори: “Обязательно ли при входе…”»

43. «Обязательно ли креститься, поклониться и идти?»

44. «Нет, при входе в храм нет такой обязательности, но если тебе хочется – пожалуйста.

45. То есть в данном случае это не говорит о чём-то постоянном, каком-то пошаговом проявлении. Ты зашёл, сделал таинство, вышел – хорошо, ладно. Конечно, это усиливает освящённость пространства вокруг тебя, но просто оно опять потихоньку изменится по мере того, как другие люди будут появляться на этом месте. Просто насколько это нужно?

46. Конечно, это не значит, что, если ты освятил, и другой зашёл и освятился этим светом и теперь постоянно тут бьёт источник света после твоего символа, который ты оставил в этом месте. Нет, это пространство изменится в зависимости от того, какие люди туда будут попадать.

47. И они своим информационным полем его могут очень здорово опять же зачернить, сделать ещё чернее, чем оно было до того, как ты поставил там символ и освятил место. Оно меняется.

48. Ведь освободить мир от этой тьмы должны все люди, а не один какой-то человек и не какая-то узкая группа людей. Все люди должны в этом направлении работать. Тогда это пространство начнёт очень сильно, коренным образом изменяться, и повсеместно.

49. А так – один освящает, другой приходит и опять его пачкает. И так вы друг за другом ходите: освящая – пачкая, освящая – пачкая… И вроде бы живёте, трудитесь, а как будто бы и просвета нет, потому что немало следом идут и пачкают.

50. Надо всем в изменение себя включаться».

51. «То есть меня не должно заботить, остаётся он там или куда-то перемещается? Я чувствую – я и делаю».

52. «Конечно, ты делаешь, да, посильное себе. А насколько оно остаётся – не надо об этом беспокоиться. Простое помнишь: чем больше твоя сила, тем дольше это действует, тем больше это кому-то помогает.

53. Но это, опять же, какое-то пространство должно быть особенное, где ты часто молишься, а не когда просто идёшь по улице, позади себя как бы колечки оставляя».

54. «У меня такой вопрос. Понятно, что в трудностях развивается душа. А если у меня возникают трудности во взаимоотношениях с девушкой, с которой я собирался составить семью? Могу ли я сказать ей, что я устал от таких взаимоотношений и что мы можем быть только друзьями просто? Это будет нормально или нет? Это не будет бегством от трудностей?»

55. «Нет, не будет. Бессмысленно составлять семью, если такое психологическое напряжение есть. Потому что очень быстро у мужчины может возникнуть неспособность воспринимать её как жену. То есть относиться как к жене, выражать какую-то нежность – это будет невозможно.

56. Всё зависит уже от силы вашего духовного мира дальше – продолжительность ваших отношений как мужа и жены. Чем меньше сила, тем быстрее это всё закончится, больше сила – ну, чуть дольше, но всё равно закончится, если не изменится поведение кого-то из ближних, выражающего какую-то несдержанность очень часто, проявляющего какую-то грубость.

57. То есть тут надо понимать, что как бы вы ни старались (Я уже так обобщаю вопрос) сдерживать свою грубость в своей семье (хотя грубость может всё меньше и меньше проявляться с вашей стороны), но сам факт проявления грубости будет давать плоды. И у ближнего может просто к вам исчезнуть то отношение, которое позволяло ему воспринимать вас как мужа, если это со стороны мужа идёт грубость, или как жену, если эта грубость идёт со стороны жены.

58. И тут уже ваши претензии впоследствии нет смысла проговаривать: «Ну я же старалась!» или «Ну я же старался! Почему ты перестал воспринимать меня как члена семьи?» То есть это вполне естественно может закрыться. И это плод того, что вы сеете. Тут уже будет неуместна такая претензия.

59. Если вы сеете зло, обязательно будет злой плод. Меньше сеете зло – будет злой плод. Пусть вы крохотно сеете злые зёрна, всё равно будет злой плод. Он всё равно будет, всё равно будет негативным результат.

60. Положительный будет результат, только когда вы сеете положительные зёрна, с положительным зарядом. Тогда да, это даёт уже только положительные плоды.

61. Другие зёрна, в каком бы количестве вы их ни бросали, всё равно дают по характеру один и тот же плод. Может быть, меньше, но он всё равно нехороший, всё равно с негативными последствиями ваши посевы будут.

62. Так что учитесь, учитесь всегда, чтобы в конечном итоге не получилась претензия вот эта. Она будет очень глупой, когда вы, если потеряете семью, скажете: «Ну вот, я же старалась» или «Я же старался».

63. Чтоб не было такой оценки, когда скажете: «Ну всё, тогда я стараться не буду, если стараюсь, а всё равно получается так». Вот чтобы такого какого-то вывода не было. Потому что стараться надо и дальше до тех пор, пока не начнёт уже только положительное из вас исходить.

64. Пока негативное – учитесь быть благодарными за то поучение, которое вернётся вам на ваши негативные посевы, потому что оно будет поучительным. Оно очень нужно вам.

65. Если оно вернулось, значит, есть возможность у вас, принимая благодарно вернувшееся, подчистить ранее брошенное, то есть закрыть этот долг. У вас исчезнет какая-то часть долга, если вы отнесётесь с благодарностью к вернувшемуся к вам кирпичу, на ваши светлые лица.

66. Если вознегодуете, вы не закроете долг. Вам надо будет вновь послать какой-нибудь предмет на то же самое место. Так что смотрите внимательно, негодовать вы мастера!»

67. «Однажды (это было ещё в Гуляевке) Ты представил нам старшего и сказал, что в дальнейшем мы будем из своего числа выбирать наиболее трудолюбивых, способных работать и желающих трудиться и назначать их старшими. Ты сказал, что они будут вдохновлять и вести за собой. Мне это понравилось, и я всегда видел этот образ. А потом мне сказали, что есть другой образ: старший – это чиновник, который сидит дома и руководит, и что я должен быть примерно таким же: набрал себе людей и руководишь. Зачем мне именно…»

68. «…бегать и трудиться, да?»

69. «Да, зачем перерабатывать?»

70. «И ты у Меня ещё раз спрашиваешь, что вернее: что сказали ближние или что сказал Я, да?»

71. «Я помню, что Ты проговорил, что старший – это тот, кто трудится больше всех, а остальные ему помогают. Мне это ближе, но не образ чиновника».

72. «Так у Меня что спросить хочешь, Коля? Надо ли тебе трудиться или сидеть дома за партой со счётами?»

73. «Я примерно уже понял. Спасибо, Учитель».

74. «Здорово! Правда, Я ничего не понял, но ладно. Хоть тебе понятно, – засмеялся Учитель. –

75. Коля, беречь здоровье своё, конечно, важно. Но когда труд делает сам руководитель, замечательно делает, это очень хороший пример. Лучшего примера трудно придумать. Когда мастер ведёт своим трудом и задором, вдохновляет других, это самое лучшее.

76. Но дальше возможности смотрим: а есть ли возможности? Если нет возможности, а заменить этого человека некем, тогда ему, может быть, придётся действительно из окна покрикивать: где-то там, к койке привязанный, машет рукой… сипит в мегафон что-то, у него единственные силы остались…- улыбнулся Учитель. —

77. Ну, достаточно этого, пусть хоть это. Уже тем, кто доверяет, любит этого человека-руководителя, достаточно этот сип его услышать какой-то. Уже как-то они вздрагивают, подскакивают и бегут, рады, что руководитель живой и ещё пальцем шевелит».

78. «Я об этом-то и спросил. Я косноязычный, как Моисей».

79. «Тогда ты, получается, спрашиваешь: «Надо ли мне ползти на участок, если у меня ничего не двигается? Надо ли мне зубами хотя бы держать топор и хоть что-то рубить?»»

80. «Учитель, зная это дело, я могу его организовать…»

81. «Коль, если ты знаешь, то делай. Но если не можешь, не делай».

82. «А если не могу сам работать, можно оставаться и чиновником – тем, который может просто дать задание?»

83. «Но если другого нет, и ты можешь действительно вести это дело, и тебе доверяют, то конечно — у тебя безвыходная ситуация. Ты просто исходишь из возможностей. И это не страшно.

84. Другое дело – у тебя есть больше возможностей, а ты стараешься спрятаться в комнатку, надеть на себя пиджачок, портфельчик прижать крепко к груди и что-то покрикивать каким-то холёным голосом.

85. Если можешь делать – делай. Если не можешь, чувствуешь: здоровье где-то не тянет – не надо, это не страшно. Одно твоё присутствие, грамотный взгляд, подсказка умелая – это уже многого стоит. Хотя бы рядом даже ходишь – уже здорово!

86. Тут надо возможности учитывать, потому что здоровье тоже немаловажно. Я не ставлю вам условие, чтобы вы упали как можно быстрее, отдав жизнь за строительство коммунизма нового типа».

87. «Но принцип один – рассчитывать только на себя? Это путь верующего человека – рассчитывать только на себя».

88. «Прежде всего, конечно, он не должен ходить и требовать от всех внимания к себе. Но и ощущение, что рядом братья, которые тоже готовы помочь, – это тоже не надо забывать. То есть не быть таким отчуждённым: «Не прикасайтесь ко мне, я сам выздоровею». Такого чтоб не было у вас. Пусть прикоснутся, если они хотят тебе помочь. Это хорошо, они же родные».

89. «Учитель, ещё второй вопрос: материальное благополучие в единой Семье может быть разным в зависимости от приложенных усилий? Или оно должно примерно быть одинаковым, чтобы не было катализаторов…»

90. «Да нет, одинаково невозможно сделать. Есть что-то, что можно стараться уровнять. Но в принципе, будет сложно уровнять, потому что всё зависит от ваших возможностей. Сейчас обобщёнными прикосновениями к этой теме нельзя будет эту тему полно раскрыть.

91. Если у человека достаточно сил, он трудолюбив, он везде крутится: и там успевает, и там успевает, и там успевает, – конечно, у него благосостояние будет лучше в семье, чем у другого, кто это меньше делает.

92. Всё зависит от того, как вы живёте, как вы любите работать, как вы на всё обращаете внимание, как вы вообще способны уметь видеть проблемы одновременно.

93. Может быть хороший человек, он готов трудиться, но у него нет тех качеств, чтобы следить за всем, и он легко выпускает многие вопросы, не замечает их. Он готов был бы решить их, но он их не умеет видеть. Его постоянно надо организовывать, тогда он это сделает. А так он не сделает. Сказать, что он лентяй, тоже нельзя. У него нет качеств организаторских, когда себя он правильно может организовать, куда-то направить.

94. Но от этого будет всё, конечно, по-разному. У разных людей, у разных хозяев разное хозяйство по качеству будет».

95. «Но наша забота в единой Семье предполагает, что если мы все братья, то надо помочь выровнять благосостояние хотя бы до примерно одинакового уровня. Или это невозможно?»

96. «Это будет сложно, наверное, выровнять. Если вы стараетесь это сделать, да пожалуйста, прекрасно, что стараетесь. Тут сейчас Я не могу ставить вам задачу, что вы это обязаны сделать и только тогда, когда у вас всё будет равно, у вас будет замечательная Семья, нет».

97. «А могут возникнуть соревновательные процессы: у кого лучше генератор, у кого лучше компьютер и прочее, прочее?»

98. «По эгоистическому принципу могут возникнуть. Но по эгоистическому принципу. Надо смотреть, надо ли это действительно. Или в этот момент вы просто поможете, если есть такая возможность, тем, у кого нет ничего этого? Или действительно явная нужда в чём-то другом есть, где просто нужна помощь. Вот это было бы интересно.

99. Но вот это как раз ваша задача. Вы будете сейчас жить в этом, у вас такие возможности появляются. И вот тут как раз вы будете всё ярче проявлять своё истинное качество.

100. Сумеете подметить – подправите, не сумеете – продолжите идти в прежнем негативном направлении.

101. Но такие нюансы лучше освещают недостатки. Потому что очень трудно подправлять себя, если многого не видишь, то есть ситуация не позволяет видеть какие-то оттенки вашего мира внутреннего. А чем больше таких соблазнов, тем лучше открываются эти качества, запрятанные где-то внутри.

102. И если они открываются, мгновенно начинает увеличиваться мера ответственности, ложащаяся на ваши плечи, потому что вы начинаете это видеть. И вот тут уже будете ли исправлять или продолжите лелеять эти негативные особенности?

103. Одно дело – искренне не видите и не исправляете, другое дело – вас носом вынуждают прикоснуться к вашим собственным негативным качествам, и тут уже ответственность соответственно, конечно же, больше становится».

104. «Учитель, аскетизм – это не свойственно человеку?»

105. «Всё должно быть разумно. Здесь подвиг такой не нужен, когда вы во что бы то ни стало как можно больше приводите себя к аскетизму.

106. Вы должны смотреть гармоничность ваших взаимоотношений. Вы строите общество. Нельзя общество построить на полном отказе от всего. Тогда вам трудно будет всё развивать.

107. А тогда как же мы будем двигать искусство? Или перейдём на то, что сажей на скалах будем рисовать? Образы коней, охотников, как и в древности это делали… сажей или глиной что-то там вымазали…

108. Мы же говорим о развитии искусства, о красивом созидании чего-то удивительного, значит, какие-то технологии с этим связаны, они уже неизбежны, их надо двигать. Кто-то должен этим увлекаться, этим надо гореть, гореть всей душой. А когда этим горишь, другое не успеваешь подправить. Значит, кто-то другой уже начинает это перекрывать.

109. Вот и начинается взаимосвязь, когда вы рационально, целесообразно начинаете выстраивать свою жизнь друг с другом, взаимодополняя друг друга. Как всё это взаимодополняется в законах гармонии Мира Материи, так же и вы между собой начинаете сплетаться правильно».

110. «У нас лежат книги по искусству, их никто не берёт. Но в компьютерах заложено, наверное, очень много информации по искусству…»

111. «Да, огромное количество информации».

112. «И сейчас увлечение такое массовое компьютерами как раз помогает в этой связи? Ведь в той литературе, что там находится, наверное, материал богаче?»

113. «Так-то да. Компьютер, конечно, облегчает очень многое. Вы можете действительно прикоснуться к информации, которую никак не сможете иметь на своих полках, у вас и денег не хватит. Одно дело – купить какой-то диск, другое дело – скупить ту литературу, которая займёт огромное пространство на полках, будет пылиться и создавать неудобство. В этом случае, конечно, тут есть свои удобства, их стоит признать.

114. Но какой ценой вы чего достигаете, добиваетесь – вот тут уже надо смотреть…»

115. «Это относительно компьютера?»

116. «Да. Это же всё-таки тоже ценности немалые. А как вы к этому подойдёте: прикрываясь тем, что хотите изучить искусство народов мира, как можно быстрее к этому прикоснуться, тем самым перешагивая друг через друга, или как? То есть тут уже надо посмотреть, как именно вы к этому подходите.

117. Если это далось вам, ну ладно, пускай далось. Тут уже задача для других – не завидовать, если у них этого нет. Ну и ладно, нет так нет.

118. Но если кто-то это приобрёл, то на него уже ложится ответственность, с этим связанная: как этим будет человек пользоваться.

119. На всё надо учиться смотреть правильно, чтобы не было у вас зависти, злых разговоров, злых суждений.

120. Со всякого, кто больше приобретает, с него больше и спрашиваться будет. Это неизбежно».

121. «Генераторов очень много в Городе. Они требовать будут бензина, нужно будет постоянно зарабатывать на их обслуживание. Я живу в самой нижней точке Города, а стоки, идущие от смеси бензина с маслом, очень ядовитые…»

122. «Если они начали появляться, это надо прекратить».

123. «Я вечером не могу заснуть от того, что этот запах, как в городе…»

124. «Всё. Вот это играет важную роль. Если это действительно на ком-то сказывается, то источники, которые это создают, должны быть закрыты ради здоровья, ради чистоты в этом случае. Вы можете пользоваться, если это как-то явно не наносит вреда».

125. «Это явно заметно».

126. «Исследуйте эту область теперь уже совместно. Если это действительно реально так, эта часть должна быть закрыта. То есть это важнее. Теперь сориентируйтесь».

127. «Я-то ориентировался на то и терпел потому, что Тобой было сказано, что мы не будем жить, как пещерные люди, у нас будет какое-то электричество. Это не имелись в виду эти генераторы?»

128. «Конечно нет. Если есть возможность действительно красиво это как-то решить, более-менее доступно и интересно, да пожалуйста. Нельзя сказать, что нельзя этим пользоваться. Но рассчитывать, что весь Город будет в генераторах… это, конечно, будет некрасиво, нехорошо».

129. «Я знаю деревенские практики: стоит один генератор и он задействован на всё село».

130. «Это чище. Пожалуйста решайте эту тему так».

131. «Деньги лучше потратить не на генератор, а на провод – протянуть по всему Городу».

132. «Пожалуйста, Коля, это лучше. Конечно, Я не в восторге буду, если у всех вас в каждом дворе начнёт тарахтеть, всё в дыму станет… Мы говорим о генераторах, когда это как явная необходимость, с чем-то жизненно необходимым связанная».

133. «Добрый день! Я не знаю, как поступить в данной ситуации. Приготовила блюдо – сочетание определённых продуктов и специй, ребята кушали его очень хорошо. А потом один брат мне говорит: «Ой, Нина, так здорово! Прямо молодая телятина». И я перестала это блюдо делать, потому что выходит, что я создаю соблазн возврата этих воспоминаний. Или пусть они едят, раз им это нравится?»

134. «Можно ли добавлять специи? Про что ты спрашиваешь? Или готовить им так, чтобы ощущалось, что это сухая кора дерева, и никоим образом не напоминало что-то из прошлого? Чтобы как сено жевали…

135. Ты у Меня сейчас как у повара спрашиваешь, каким образом сделать так, чтобы было вкусно, но не напоминало телятину? Или как?»

136. «Мне не хочется, чтобы они возвращались к прошлому. Мне хочется, чтобы они жили этим днём».

137. «Вопрос, вопрос… Сейчас что ты хочешь спросить? Добавлять ли приправу или нет?»

138. «Готовить так же продолжать или…»

139. «Или что? Или делать так, чтобы пусть жуют как хотят? Главное, чтобы оно не напоминало телятину, а там: протолкнут в горло – их победа, застрянет – значит, не умеют воспринимать благодарно. Характер вопроса сейчас Я никак не соображу».

140. «Ну ладно, пусть едят».

141. «Я уже насторожился: что пусть едят? Пусть едят вкусно – вот это важно. Чтоб если уж кушали, то с удовольствием. Вот это на самом деле играет важную роль.

142. Ну, пусть ассоциируется у человека вкус с телятиной, которую он очень хочет есть. Ну ладно, это нестрашно на самом деле. Главное, чтобы вкусно было, чтобы Мне не приходилось слышать: «Ну что такое? Едят непонятно что. Трудятся, отдают силы – и с трудом пропихивают всё это, потому что невкусно, даже нельзя назвать съедобным!» Чтобы таких высказываний не последовало, а сразу говорили: «Да, готовят замечательно! Так вкусно, как на празднике». Ну и замечательно, можно порадоваться! А у кого какие ассоциации идут – это нестрашно, можно не обращать внимания, ничего».

143. «Учитель! При строительстве домов используют разные пластики: пенопласт и прочее, прочее. Не обращать внимания на их экологическую вредоносность определённую?»

144. «Ты знаешь, хорошо бы услышать, что за экологическая вредоносность. А то Мне показывают, что вроде бы ничего. Я  не могу исследовать сейчас, в чём именно их конкретная вредоносность. Допустим, когда горит, может быть, газ выделяет какой-то вредный – одно дело. Но это если горит. А если не горит, он выделяет что-то или нет? То есть вы уж тогда определитесь, в чём именно сложность.

145. Если это действительно может как-то, к примеру, утеплить ваш дом и меньше потребуется рубить дров, то конечно, это было бы интересно. Потому что вы вырубаете лес очень сильно, мощно, обогревая то, что трудно обогревать, тепло не держится. Тогда уже можно согласиться: ладно, уж делайте с пенопластом, если потребуется меньше дров.

146. То есть можно даже на это согласиться, чтобы не уничтожить быстро вокруг вас лес. Потому что потом непонятно откуда его тащить на дрова каждый новый год. То есть надо исходить из этой рациональности».

147. «А если существуют исследования учёных, которые доступны, можно опираться на это? Или не надо смотреть на это, а просто исходить из необходимости, из того, что нет средств, что это проще делается? Или как это рассмотреть?»

148. «Вы посмотрите рациональность. Вы живёте в условиях непростых сейчас. И требовать какой-то большой чистоты максимальной будет сложно. У вас может просто не хватить сил жить в таких условиях».

149. «Вот сейчас парень живёт в таком пенопластовом доме. Он говорит, что он там вообще не восстанавливается».

150. «Обращать на это внимание можно: как это делается, где используется пенопласт, в каком качестве он используется».

151. «В стенах в основном».

152. «Смотря в каком месте в стенах. Одно дело – он где-то внутри дома находится…»

153. «Перекрывается дыхание дома…»

154. «Но с другой стороны, Мне показывают исследования, что есть пенопласт, который дышит. То есть, если от ветра закрыться, через него будет проходить воздух. Но он держит тепло. Он хорошо держит, но он и пропускает. А есть пенопласт, который не пропускает.

155. Так значит, уже смотря какое качество его используется. Тогда вот тут уже внимательней к этому надо отнестись. Может быть, просто неграмотно его использовали по месту – тогда, конечно, накладка.

156. Конечно, на всё это обращать внимание следует, внимательней ко всему относиться надо. Есть что-то и интересное в достижениях технологий, которые действительно способны что-то облегчить у вас. И вы, быстрее сделав что-то, направите силы на что-то другое, тоже не менее ценное, а может быть, даже гораздо более ценное.

157. Тут уже гибкий ваш подход вполне может быть. Но надо опять же внимательно следить, чтоб тем самым вы просто не испортили ту среду, в которой живёте».

158. «Я слушал интервью академика, который отвечает за все эти материалы сверхсовременные в строительстве. Он говорил о том, что именно закрытые помещения герметичные очень вредны, потому что нет обмена воздуха. Делаются стеклопакеты, пластики всевозможные, которые со временем начинают выделять токсичные вещества. Учёные-медики говорят, что при выдохе человека в таком пластиковом помещении обнаруживают до четырёхсот канцерогенов».

159. «Ну да… Есть, опять же, дом-термос. Тоже общепринятое строительство, когда тепло хорошо сохраняется и очень мало надо, чтобы протопить его. Там утром, может быть, бросил закладку, вечером бросил одну закладку – и тепло целый день в доме стоит. Это тоже неплохо, конечно же. Но тогда вентиляцией надо хорошо заниматься.

160. Надо грамотно ко всему этому подойти. Если неграмотно, то, конечно, тут может быть много разных накладок.

161. Но если это приведёт к тому, что вы мало будете вырубать лес, то это тоже неплохо. Ради этого тоже можно на что-то пойти.

162. Ну, давайте исследовать. Очень сложно сейчас какую-то выдвигать отдельную теорию. Время идёт, и лес вокруг очень здорово уничтожается. И насколько этого хватит?.. Да, ненадолго.

163. Уголь сюда вы не завезёте. Лесом топить дальше – лысое место будет здесь, всё выгорит. У нас одна палатка, где живут ребята приглашённые уже который год, сжигает, наверное, леса больше, чем весь Город сжигает. Это куда же годится такое?!

164. Поэтому, конечно, что-то надо быстро сделать. Если другого качественного чего-то нет и придётся купить это качественное, ну ладно. Если оно действительно что-то ускорит, облегчит, то пускай будет куплено.

165. Крышу, к примеру, трудно закрыть. И если легче что-то купить из пластика или металла, и если позволяет возможность, давайте приобретём, пусть будет красиво. Ну, хоть как-то надёжно будет работать. А то каждый раз крыша протекает и непонятно чем её накрыть. Не хватает своих сил настрогать что-то другое, более гармоничное – исходить из возможностей приходится.

166. Тут вы уже лавировать начинаете, гибко подходить. Здесь жёсткую какую-то схему нет смысла ставить. Слишком непросто вы живёте. И всё это успеть при нехватке умений, знаний в этой области, при нехватке сил даже, как правило, во многом… Рассматривать варианты, как что-то облегчить, – это становится в какой-то мере даже неизбежным».

167. «Такой вопрос… Если мужчина, например, предлагает мне сфотографироваться с ним (муж тоже тут поблизости), как мне лучше поступить? Пригласить мужа, то есть сказать мужчине, чтобы он сфотографировал нас вместе? Или сфотографироваться с мужчиной и пусть там где-то будет потом эта фотография ходить, где мы с ним вдвоём? Как лучше женщине сделать замужней?»

168. «Сказать ему, чтобы он спросил у мужа».

169. «Так лучше, да?»

170. «Ну да. Но и с другой стороны тоже – для чего это? Понимать надо, ощущать… Разные нюансы могут быть здесь, последствия разные могут быть.

171. То есть если что-то делается, то для чего? Вы же мыслите, так будьте мыслящими и во всём. Чувствовать, мыслить – это надо. И ощущать. Смутило что-то – подумай, остановись».

172. «Но мотив другого человека я же всё равно не могу определить».

173. «Верно. Ты должна почувствовать и взвесить сама, а нужно ли, для чего. Просто так? Тогда это неразумность начинает проявляться. Но у неразумности тоже свои ценности».

174. «Хорошо. Спасибо».

175. «Учитель, правильно ли будет женатому мужчине не делать такие действия по отношению к понравившейся ему незамужней женщине, как подать ей кофточку, помочь собрать посуду, когда она пришла в гости, пройти вместе по пути, общаясь при случайной встрече (мужчина такие действия сделал бы и по отношению к другой женщине), если эти действия вызывают у жены горения и она, хоть и понимает, что это неверная реакция, справиться не может?»

176. «В этих действиях нет нарушения».

177. «И второй момент: правильно ли будет женатому мужчине выстраивать общение с понравившейся ему женщиной так, чтобы в этом общении жена тоже участвовала, если у жены общение, где она не включена в разговор, вызывает смущение и сложную реакцию?»

178. «Это не надо делать».

179. «Учитель, считается ли долгом взятие минимума на месяц вперёд?»

180. «Зачем опять у Меня это спрашиваете?»

181. «Я считаю, что это неправильно».

182. «А зачем берёшь?»

183. «Я уточняю. Я не беру, просто ситуация…»

184. «А почему ты про других спрашиваешь?»

185. «Я для себя хотела уточнить».

186. «Так ты же считаешь, что это неправильно. Так у тебя вопроса нет. А если тебе хотелось бы взять и ты засомневалась где-то там внутри, тогда у тебя уместен вопрос. А так ты, получается, твёрдо знаешь, как правильно, и спрашиваешь почему-то.

187. Не смущайтесь. Если вы твёрдо знаете, то у вас нет вопроса. Про других не надо спрашивать. Потому что у других это зависит от того, в каком они состоянии находятся, как они всё это понимают.

188. Поэтому одно и то же действие у всех у вас по-разному будет проявляться. И с каждого из вас по-разному будет спрашиваться одно и то же действие. Поэтому вам смысла нет переспрашивать, кто как поступает.

189. Вы внимательно смотрите, как вы хотите поступить, как вы лично осмысливаете ситуацию. Вот это очень важно. А не как другой поступает.

190. Вы, конечно, должны пробовать анализировать происходящее в жизни других людей, но то, как они действуют, это для вас только как информация вспомогательная для рассуждения по поводу того, как вам лично где-то надо что-то ещё раз пересмотреть, но не как пример к подражанию».

191. «Учитель! Два мальчика носят в школу черепа на цепочке. Правильно ли будет детям запретить это делать и объяснить это тем, что для большинства людей этот символ означает знак смерти? Хотя они говорят…»

192. «Так-то смерть существует… Художники рисуют черепа в картинах нередко. Когда изображают философа, нередко в качестве атрибута рисуют рядом череп…»

193. «Но им объяснить так, что это значит, что…»

194. «…что тело может умереть? Ну да, оно может умереть. А плохого в этом что?»

195. «Хотя они говорят, что это такая же косточка, как и любая другая».

196. «Так-то да. В общем-то, они рассуждают трезво».

197. «На это я тогда ничего не могу сказать. Тогда я скажу, что у других это ассоциируется со смертью».

198. «Ну да. Другое дело – для человека это как культ, ему нравится смерть, он хочет всё создавать вокруг смерти. Тогда ещё как-то можно тут опасаться и вести беседу, посмотреть вместе, насколько это нужно.

199. Если для них это простая игровая ситуация, где они к этому совершенно просто относятся (а не культивируют смерть и всё двигают в этом направлении, чтобы всё умерло, чтобы как можно больше таких костей везде валялось), то к этому проще можно отнестись».

200. «То есть хорошо бы провести беседу на тему…»

201. «…как они это понимают, что они в этом видят, почему они решили это носить, что им нравится в этом.

202. А так у мальчишек же романтика такая накрученная! Это не так, как у девочек. У девочек – только любовь. А у мальчишек – там же и смерть, и демоны, и всё им так интересно. Им за рог хочется чёрта схватить, что-то доказать ему. Им всем кажется: всё можно, всё удастся. То есть это как такой запал молодости…

203. Просто надо с пониманием где-то отнестись, пробовать корректировать. Но как-то так строго запрещать – это эффекта какого-то не даст положительного. Они всё равно это будут делать, но уже втайне будут делать».

204. «Являюсь ли я мужу женой, если я не могу исполнить объёма близости, объёма нежности для мужа?»

205. «Объёма, требуемого с его стороны?»

206. «Да. Если я этот объём не могу исполнить. Допустим, я не могу к нему ходить в детскую постельку спать…»

207. «А как он туда вмещается сам-то? Выпилил бы стенку заднюю, чтобы ноги свесились на пол…» – улыбнулся Учитель.

208. «Или он спит в пирамидке летом. Должна ли я к нему туда ходить? Если нет, то я ведь тогда не буду ему женой, правильно?»

209. «Нет, так однозначно здесь нельзя подойти. Причуды разные бывают у мужчины. Но это не значит, что все причуды жена обязана исполнить. Что-то она может и не исполнить. Если её ноги не умещаются в эту кроватку…»

210. «Да, не умещаются».

211. «Она скажет: «Ну как? Я пробовала – никак». Ну и ладно, нет так нет».

212. «Правильно ли будет настаивать мне, чтобы дочка занималась фортепиано, если она этого не хочет. Но у неё есть музыкальные способности, голос неплохой. Или лучше ей это самой уже решать?»

213. «Конечно, хорошо бы самой решать. Можно и пробовать настаивать. Но это по-разному у всех получается. Можно своим наставлением вообще отвращение вызвать. Всё зависит от умения, от того, как кто что делает. Здесь нет правила одного».

214. «Учитель! У меня такой образ, что, когда мы все вместе наваливаемся на одно дело, оно быстрее идёт. А у нас силы как бы раздробленные. Может, это и допустимо, потому что много задач и много строек. Но мне видится, что лучше всем вместе навалиться на какую-то стройку, сделать её и потом следующую брать. Но здесь нужно как один, тогда мы как кулак, а не как пальцы растопыренные».

215. «Хорошие слова».

216. «И что интересно: стройки-то не идут, потому что всё раздроблено и каждый на своей стройке спины срывает…»

217. «Верно. И что?»

218. «Объединить или нет тех, которые, знаешь, как в древности, когда цари наши…»

219. «Что ты спросить-то хочешь?»

220. «Варяга какого-нибудь надо, чтобы объединить в деле…»

221. «Так что, Мне надо поискать его или что?»

222. «А где его взять-то?»

223. «Тогда вопрос-то о чём?»

224. «Хотелось бы что-то такое».

225. «Да, конечно, хотелось бы. Сейчас выскажем все что кому хочется. Ну и что?

226. В том-то и дело, что всё надо уметь делать мудро, исходя из того материала, который есть. Не думать: «Вот если бы…» Всё, что «вот если бы», – это не Божье. Божье – это реальность, то, что есть. Всё остальное не Божье, а ваше. Кто как способен придумать – это и есть ваше, но к Божьему это не имеет отношения».

227. «Учитель, можно ли понимать так, что это всё не делается, потому что мы такие?»

228. «Это Божье, это уроки, которые будут учить вас. Вы будете срывать спины – замечательно, продолжайте срывать, очень здорово! Во благо душе вашей. Рвите спины, тазы, колени, что угодно – отлично просто! Ну, если это единственный путь как-то двигаться к познанию, так надо и приветствовать этот путь, он же всё-таки ведёт вас куда-то».

229. «К объединению».

230. «Да. К пониманию, к дозреванию каких-то мелочей, о которых вы много говорили, но не доходило никак. Где-то надо упасть, стукнуться, переосмыслить ещё раз. Ничего, процесс нормальный идёт.

231. Конечно, хочется как-то быстрее. Это нормальное желание у человека – быстрее сдвинуть что-то. Тем более это зависит от темперамента каждого из вас, видения процессов.

232. Кто-то не видит, что это можно сдвинуть. Кто-то видит. Он, естественно, больше начнёт беспокоиться, пробовать толкнуть. И это тоже нормально. Но у него может не получиться. Это тоже нормально, потому что другие этого не видят.

233. Надо шурудить это всё, двигать, надо жить этим. Не засыпать, не сравнивать других между собой или с собой и не думать, что, если они не делают, значит, и самому не надо тогда ничего делать. Нет, надо делать. Если ты видишь, что тебе надо делать, что ты это можешь, пробуй делать. Даже если ничего не получается, пробуй!»

234. «Может быть, всё, что я наблюдаю, идёт через негативную призму моего слабого духовного состояния. И как художник наблюдательный…»

235. «Ты сейчас что спрашиваешь?»

236. «Ну, я считаю, всё-таки всё негативное нужно оправдывать».

237. «Но как оправдывать? Давай по-другому – с пониманием к этому относиться.

238. Нельзя сказать, что это замечательно, если человек что-то ломает. Но ты понимаешь, что в данном случае он не в состоянии ничего другого сделать. У него некоторая неизбежность есть, связанная с его качествами. Он по-другому просто сделать не может. Каждый его шаг – это что-то сломается.

239. Ты просто с пониманием относишься, спокойнее. А не орёшь ему: «Зачем ты делаешь?! Кто тебя этому учил? А ты знаешь, что надо по-другому?!» – и носишься вокруг, и нервничаешь, кричишь. Это будет ни к чему.

240. Он ещё больше разнервничается, сломается ещё что-то, но только уже потому, что ты его пробовал поучить хорошему. Он вообще расстроился и всё развалил. Хотя мог бы что-то небольшое сломать, но от твоих поучений сломал больше.

241. То есть, видишь, смотря как вмешаешься во всё это. Надо с пониманием относиться и помогать уже скорректировать там, где это действительно становится уместным».