Начался новый год. Продолжились встречи с Учителем после слияния в долине папоротников. Эта долина продолжала оставаться единственным местом, где в некоторые воскресные дни Учитель проводил встречи, отвечая на вопросы верующих.
2. Фрагменты из встреч с Учителем 25-го января и 25-го февраля.
3. «Является ли моя фраза брату о том, что его реакции похожи на реакции эстонца…»
6. «Но это уже унизительно по отношению к эстонцам, если в это вкладывается негативный смысл».
7. «Когда говорят о том, что эстонцы очень медлительны».
8. «Но если ты нормально относишься к понятию «медлительность», то можно, конечно, так говорить. Но, в общем-то, нет смысла проводить с эстонцами тогда эту параллель.
9. То есть ты тогда так и улыбнись по-хорошему, чтоб у человека однозначно возникло ощущение, что ты по-доброму, по-хорошему оценил его медлительность, а не как что-то презрительное, как что-то недостойное.
10. У вас же разный темперамент, разные особенности. Некоторые из вас делают некоторые дела настолько медленно, что тому, кто рядом, хочется подбежать, выхватить из рук что-нибудь и быстренько это сделать. Смотреть будет трудно, как это медленно делается, – улыбнулся Учитель. –
11. Но это всё зависит от вашего внутреннего темперамента. Надо учиться к этому тоже относиться по-доброму. Потому что человек другим не сможет быть в одночасье какое-то, это его особенность.
12. Значит, надо его уметь поставить на такое место, где это может быть наиболее благоприятно, и по-простому, по-хорошему к этому относиться».
13. «А можно ли обобщать? Когда сравниваешь человека с чем-то, то это как нарушение заповеди…»
14. «Сравнивать с чем-то можно только в хорошем смысле. Когда говорят человеку: «Ну, ты как солнце светишь, приятно рядом, тепло!» – это же не значит, что у него сразу конфуз наступит, он обидится, ему трудно будет жить дальше. Нет, ему радостно станет. То есть смотря дальше какое сравнение пойдёт.
15. Поэтому принципиально запретить сравнивать с чем-то нельзя. А вот что вкладывается в сравнение – вот это как раз и надо смотреть.
16. Вы ко всему должны относиться с пониманием. Понимание позволяет вам принять ситуацию такой, какая она есть, и обыгрывать её. Если там есть излишняя медлительность, а надо чуть ускорить, значит, надо как-то обыграть. Но не запрещать человеку жить со своей медлительностью. Он ведь по-другому не сможет жить.
17. И когда вы ему позволяете жить и можете его благодарить, можете выразить какую-то свою радость по поводу его действий – ему и хочется жить дальше. Это его единственная возможность быть полезным, ну он с такими вот возможностями! Надо уметь к этому благодарно отнестись».
18. В одном из ответов Учитель сказал: «Вот в этом-то у вас все проблемы и кроются. Вы друг с друга трясёте доброту и сами теряете возможность её делать.
19. Пусть вас пинают, гоняют, валяют… как угодно, плюют в вас – вас не должно это особо интересовать. Вы заслуживаете этого, если к вам так относятся. Ну и всё, чего вы переживаете так особенно? Вы этого стоите.
20. Поднимайтесь, идите дальше, учитесь жить, учитесь идти к Солнцу, дарить тепло, которого у вас мало внутри. Ну, дарите его… Только этим вы и должны быть озабочены – как вы относитесь к остальным, вокруг вас живущим.
21. А вы Меня всё спрашиваете, как к вам относятся другие. Да какая разница, как к вам относятся! Неважно.
22. Вы должны спросить только о себе: где вы переживаете, не перегнули ли вы сами палку в каком-то действии и не треснет ли эта палка от ваших грубых усилий. Вот это и спросите, беспокоясь, сами вы не причинили ли кому-то боль своим действием. Вот это интересный вопрос, приятный вопрос.
23. А вы всё о других… Неправильно так подходить. Поэтому многие вопросы Мне становятся неинтересными. Мно-о-гие! Их очень много продолжает быть…
24. Учитесь быть смиренными. Не дают вам, значит, не надо вам. Не переживайте на эту тему. А то вы, когда начинаете переживать, как будто бы подразумеваете, что вы заслуживаете этого, а вам не дают. Но вы уже себя определяете заслуживающими многого. Это нескромно, верующий не должен так делать.
25. Это рождает много проблем психологических в вашей жизни, когда вы так воспринимаете жизнь. Не дают – не надо. Плюнули в вас – вы достойны этого. Нормально, идите дальше. Извинитесь и идите дальше, старайтесь опять же быть достойными.
26. Но правды в этом случае не добивайтесь какой-то своей. Вы не Божьего будете добиваться, вы будете человеческого добиваться, какой-то эгоистической правды…»
27. «Правильно ли такое понимание, что если есть одинокий мужчина и есть женщина, которая питает к нему чувства, но мужчина не видит возможным по каким-то причинам составить с ней семью, то он не проявляет инициативу зайти к ней в гости пообщаться?»
28. «Правильно, правильно. Если мужчина не предполагает составить семью, то инициативу ему со своей стороны лучше не проявлять. Он может быть дружен с этим человеком, быть благосклонным к каким-то инициативным проявлениям с его стороны, но сам он не должен инициативу проявлять, потому что тогда он будет рождать надежду».
29. «А относится ли Твой ответ к такому случаю, когда женщина не влюблена, а просто друг, то есть у неё нет чувств? Или тоже мужчина не проявляет инициативу?»
30. «Нет, в этом случае возможно. Но дружба подразумевает какие взаимоотношения? На основе чего дружба происходит? Просто хорошо пообщаться? Можно ли зайти просто поболтать?»
33. «Учитель, что есть истина Болсиба [деревообрабатывающее производство в Петропавловке – Вад.]?»
34. «Истинность Болсиба? Ну, это возможность что-то построить тем, кто из вас будет в престарелом возрасте, чтобы жить где-то и кушать.
35. Потому что, не строя Семью нормально, многие из вас окажутся ни с чем в условиях, где выжить вы не сможете. Вы не сможете натопить свой дом, вы не сможете добыть дрова. То есть вы сами загоняете себя потихонечку в сложные условия.
36. В нормальной Семье, когда вы дружно строите всё, вы будете обеспечивать тех, кто становится пожилыми из ваших соратников на этом поприще сложном, серьёзном, грандиозном. Вы должны уметь лечить больных, их же надо взять под опеку.
37. Вы живёте так, что прежде всего более-менее как-то ещё можете только себя обеспечить. Но очень мало усилий на то, чтобы помочь ближним. И не строятся такие условия, которые могли бы эти задачи решить.
38. И, получается, взирая на всё это, хотелось бы как-то эту часть перекрыть, чтоб не было у вас больших трагедий (к чему вы очень активно идёте).
39. Поэтому это своеобразная такая сторона, которая перекрывает огромнейший недостаток, связанный именно с проявлением вашей жизни. Хоть как-то это сгладить и как-то закрыть…
40. Тем более строить надо школу, надо строить очень много культурных каких-то центров, в которых вы могли бы развиваться. Но так, как всё движется, это не строится. Оно так и не построится при том движении.
41. Получается, надо подождать, когда каждый из вас серьёзно обогатится и уже сможет со своего плеча сбросить кому-то на нужду, выделить какую-то маленькую часть на строительство дороги, на что-то ещё… Кому-то дом нужен, потому что человек, может быть, ничего не имеет, но все силы отдаёт на то, чтобы Церковь процветала…
42. Тогда откуда это взять? Дождаться вашего богатства такого? Вряд ли это получится. Вы так не сможете здесь зарабатывать, вы только-только будете свою семью содержать и всё. А огромная часть людей окажется неработоспособной постепенно. И что с ними сделать потом?
43. Многие церкви существуют, потому что люди живут в городах, продолжают работать на разного рода производствах, и достаточно приличный доход возникает от всяких пожертвований, продаж, коммерческой деятельности, возникает большая какая-то дополнительная сумма, которую можно тратить ещё на что-то благотворительное. Там это проще решается.
44. Но вы приехали в условия, где не так-то вам просто заработать будет. И вы можете здесь жить только сплочённо, создавая действительно по-настоящему одну Семью, когда, как бы вам трудно ни было, вы опекаете и ближнего, вы всегда беспокоитесь о том, что с ним происходит, в чём вы можете быть полезны. Поделить последний кусок хлеба, если такое требуется. Но эта забота, это единство должны строиться. Это не строится пока.
45. Вы знаете об этом, вы пробуете. Где-то хлипкие усилия прилагаются, где-то – более интересные, но пока в основном эти усилия слабоваты. И сразу идёт серьёзное отклонение. Оно как посевы, которые впоследствии дадут уже не очень благоприятные для вас плоды.
46. Вот поэтому и хочется хоть как-то это чуть-чуть подрешать с той позиции, к которой вы всё равно тяготеете. Хоть как-то это организовать, хоть как-то из этого какое-то благо выделить.
47. Вот только так это всё и рассматривалось. Поэтому сначала это ничего и не планировалось, но только лишь по тому, как у вас всё движется, увиделась такая благоприятность.
48. Поэтому, если вы бросаетесь зарабатывать деньги, нельзя сказать «выбросьте их». Конечно, вы сейчас не сможете многие задачи жизненные решить без них.
49. Но вы должны просто помнить, откуда эти деньги берутся, и вот тут дальше уже смотреть, а что вы делаете к тому, чтобы потом этим не пользоваться. А действительно ли вы что-то для этого делаете? Или вы живёте так, чтобы этим пользоваться всегда, рассчитывая: «Да потом видно будет»? Так не решить эту проблему.
50. Так что вы сейчас стоите в условиях поклонения мамоне. Но не забывайте хоть об этом. И старайтесь смотреть другую сторону. Больше тут сказать нечего. Сказать «отвернитесь» Я не могу. Вы не сможете, ничего не получится.
51. Если б вы были одинокими (и то с мужчинами прежде это было бы проще), мы бы собрались просто, где-то построили что-то, вырыли бы яму и спокойно бы там жили. Без проблем! Это не такой особый подвиг.
52. Но мы говорим о другом обществе – не просто когда группа какая-то сможет так уединиться и радоваться определённой гармонии с окружающим миром, с Богом. Но это нежизнеспособная группа людей, они не будут жить долго. Они будут жить столько, сколько способно выдержать их личное тело, и всё, на этом всё и закончится. Потом все будут вспоминать, радоваться, ходить поклоняться, просить защиты у духов этих героев. Но и всё!
53. А ведь мы говорим о детях, о том, что хорошо бы, чтоб их много рождалось. А раз хорошо бы, чтобы много рождалось, значит, надо их и учить, хорошо бы их воспитывать с позиций культуры, искусства. Значит, всё это надо развивать, и умело развивать.
54. Потому что искусство – это дело тоже очень такое опасное. Там эгоизм прёт так, что ого-го! Все деятели культуры – это очень большие эгоисты, они не умеют правильно воспринимать дела ближних, им хочется всегда выпятить себя.
55. Поэтому это тоже такая опасная стезя… Где если вы духовно развиваться не будете правильно, то грош цена вам как человеку. Хотя вы можете быть и неплохим мастером, но как человек вы будете не очень приятным. А значит, соответственно, и в делах культуры, в делах рук своих вы ничего хорошего понести не сможете, потому что там будет отражаться именно прежде всего ваш эгоизм.
56. Уметь посмотреть уже на все дела рук своих с позиций духовности – вот это задача, которую вы как раз должны будете суметь решить. Задать вовремя нужные вопросы, сформировать правильно свой дух, и потом уже вы выразить правильно себя сможете.
57. А иначе это всё пустое будет. Такая же гонка, как и всегда во всём, где каждый старается быть первым, старается быть лучше, подчеркнуть недостаток других и так далее. Это всё всегда было, на этом все и ломались. И грош цена всем таким произведениям, где именно этот дух-то как раз и запечатлён.
58. Поэтому это огромная тема – умение воспитать в ближних, в детях что-то очень правильное. Ведь оно начнётся с того, как вы воспитаете это прежде в самих себе.
59. А вот в себе-то это начинается с того, что вы умеете не судить никого, вы умеете принимать ближних такими, какие они есть, вы стараетесь подставить плечо там, где это нужно, не смотря на то, что этот человек сам в ответ может сделать.
60. Потому что не то важно, как вам ответят, – для каждого из вас важно, как вы сами делаете тот или иной шаг. Вот из этого всего определяться должно будущее, замечательное будущее.
61. Так что Я жду конструктивных, интересных ваших вопросов, когда видно уже будет, что вы действительно продвигаетесь вперёд, вам уже нужно глубже, шире приоткрывать какие-то понятия. Но пока вы задаёте вопросы ещё далёкого прошлого, первых лет наших встреч. Так что будьте внимательны.
62. Единство ваше, Семья – вот вся тема, которая должна быть у вас, и вы должны анализировать всё, что у вас внутри происходит. Что мешает вам быть ближе? Почему вы отдаляетесь друг от друга? Как вы хорошо знаете друг друга? Что вы делаете для того, чтоб быть полезными для ближних, чтоб им действительно стало приятно с вами общаться, чтоб они ощущали в вас друзей, а не тех, кто только и думает, как бы кого-нибудь поддеть, раскрыть какой-то недостаток, обязательно ткнуть туда пальцем?
63. Есть вещи, которые надо исправлять, у которых есть свой закон, до которых нужно подняться. А есть обстоятельства, где нет такой планки, и ваши попытки там что-то править бессмысленны.
64. Поэтому тут тоже очень важно разобраться, где уместно на самом деле что-то показать, а где совершенно будет неуместно, потому что там на самом деле планок нет и имеет место любое проявление именно в этом направлении. Именно имеет место любое проявление!
65. Но это Я уже расширяю тему, она очень велика… Но главное – это как раз вот ваше умение воспринимать Божье прежде всего. Не забывайте это главное, ради чего всё происходит.
66. Сейчас серьёзное испытание происходит на самом деле в вашей жизни, вы хорошо испытываетесь всеми трудностями, с которыми сталкиваетесь, они хорошо вас проверяют. То есть вы в этом пламени начинаете являть свою истинную суть.
67. Но вот будет ли из этой сути убрано лишнее? Потому что только в этом пламени возникает удачная возможность удалить это лишнее. Вы как руда, которая расплавляется, но дальше надо примеси удалить в этом расплавленном состоянии.
68. То есть в этом горящем таком, может быть даже очень болезненном, состоянии надо уметь увидеть то лишнее, что действительно вам мешает, и просто удалить это. Постараться, потрудиться, несмотря на боль, несмотря на сложности психические. И тогда только можно стать чище.
69. Так что время идёт, испытания идут, вы выковываетесь. Но не забывайте в этой кузне о главном, ради чего вы сделали этот шаг. Время немалое требуется, и поэтому легко многое забывается. Помнится горячее только, свежее, а то, что говорилось однажды, легко может забыться.
70. Но для вас не должно быть такого. Остаётся актуальным всё, что сказано было много раз, давно сказано. Поэтому старайтесь, не забывайте об этом главном.