Повествование от Вадима

Часть 16

Глава 7

Утром седьмого июня Учитель был уже в Москве, а вечером этого дня — в Петербурге, где вместе с Колей Онищенко подготавливал картины, закрепляя их на новой основе, к выставке в Кишинёве.

2. Девятого июня по инициативе доктора философских наук, профессора Петербургского университета Зобова Романа Алексеевича состоялась встреча Учителя с небольшой группой учёных университета, среди которых были социологи, философы и религоведы.

3. Событие это состоялось на Разъезжей улице в офисе одной из политических партий по причине того, что в стенах учебных заведений было запрещено проводить встречи с представителями религиозных движений.

4. Отвечая на вопросы в этой долгой беседе, Учитель пояснил смысл рождения человека, необходимость в настоящее время кардинального изменения отношения человека к происходящей реальности, необходимость создания теми, кто способен услышать Зов, новой общности с основами новых взаимоотношений между людьми, необходимость единого понимания Учения меж теми, кто принял его…

5. Также Учитель сказал о том, что носителем Учения является не группа людей – Учение несёт Тот, Кто знает.

6. «Учитель движим Отцом, у Него нет своего пути» – одна из фраз Учителя в завершение встречи.

7. Около полудня следующего дня Виссарион был уже в Кишинёве. В аэропорту Учителя, прибывшего рейсом из Москвы, встречали цветами, черешней, хлебом-солью, который преподнесла председатель Русской общины Молдовы Людмила Алексеевна.

8. После съеденного вместе с учениками большого количества черешни, объёмом с ведро, Учитель согласился оказаться в заранее заказанной сауне. Весь следующий день был также посвящён потреблению черешни. Так проходила подготовка к открытию выставки.

9. В полдень двенадцатого июня, в День России в Молдове, в светлом просторном выставочном зале-фойе театра кукол Кишинёва, где и разместилась экспозиция картин «Духовный путь и искусство», состоялось открытие выставки.

10. На открытии много людей, несколько телевизионных каналов Кишинёва, съёмочная группа из Тирасполя, пишущие журналисты разных изданий.

11. Ведущая открытия Людмила Алексеевна представляла выступающих: директора театра, известного художника и скульптора, молдавскую певицу, живущую в Петербурге, слаженный хор, исполнивший несколько псалмов, начинающую певицу, проникновенно исполнившую «Аве Марию», художников сибирского духовно-экологического поселения…

12. По окончании открытия выставки Учителю подарили большую корзину, наполненную черешней с лепестками роз цвета черешни.

13. После открытия Учитель дал два интервью, одно из них – телевидению Тирасполя. Фрагменты этого интервью.

14. «Ваше пребывание здесь связано только с выставкой или есть ещё какие-то планы?» – был один из вопросов женщины-журналиста.

15. «Прежде всего с выставкой. Мне хотелось бы, чтобы люди прежде знакомились с творениями рук, а не со словами на эту тему.

16. Слов можно говорить много прекрасных, но очень важно для человека прикоснуться к делам рук. Это играет очень важную роль в выборе дальнейшем, в осмыслении дальнейшей жизни», – было сказано в ответе Учителем.

17. «Что лично Вы вкладывали в произведения, когда их создавали?»

18. «Когда хочется петь песню, мало задумываешься о том, что надо вложить в песню. Желание петь возникает естественно, когда человек умеет любоваться жизнью, радоваться жизни.

19. Каждую минуту окружающий мир сам диктует тему, какую хочется в этот момент спеть. Поэт и должен так петь, выражая в искусстве – в живописи, в камне, в стихах – то, что его привлекло.

20. Может быть, на первый взгляд это что-то незначительное, но всё равно этим надо уметь любоваться. Надо уметь любоваться каждой частичкой окружающей жизни и пробовать поделиться этой радостью.

21. Но это не должно быть целью – поделиться, принести кому-то что-то. Для поэта важно петь. А дальше путь прокладывается через желание людей: они сами начинают приглашать, если им нравятся произведения.

22. Но будет неправильно, если люди не приглашают, торопиться навязывать им искусство…»

23. Интересную оценку выставки сибирских художников и особенно живописи Виссариона дал присутствовавший на открытии художник-скульптор Юрий Канашин, заслуженный деятель искусств Молдовы, доктор философии, академик Международной кадровой академии ЮНЕСКО:

24. «Эта выставка, я считаю, достойный подарок всем гражданам Молдовы. В эстетическом плане, в плане тематики, в плане профессиональной этики меня поразила глубина пространственности, глубина самой эстетики живописной.

25. Видел я очень многое, будучи в музеях Европы и мира. Казалось, искушённого зрителя вряд ли что-то может удивить, – ан нет.

26. В простоте Виссарион увидел нечто такое, что просто поражает. Как можно из простой фигуры создать такой образ?! Имею в виду идущую по воде. Нет ничего, что склоняло бы зрителя к какой-то сексуальности, нет даже намёка на пошлость. Во всём сквозит эстетика! Это поражает!..

27. В натюрмортах Виссарион открывает другую нишу. Он стремится создать образ детализированного портрета, не теряя целого…»

28. Во дни выставки Учитель почти не принимал участия в каких-либо встречах. Ученики проводили встречи, собрания, концерты.

29. Четырнадцатого июня Учитель согласился поехать посмотреть скальные монастыри Молдовы. Дорога сопровождалась красивыми пейзажами, просторами живописной страны.

30. В первом монастыре Учитель дошёл до намоленной кельи монаха, пришедшего в эти места первым и прожившего в уединении пятьдесят лет (позже пришли другие и расположились по соседству, таким образом появился монастырь). Виссарион задержался в этой строгой келье с одним окном, приложив ладони к старым скальным стенам…

31. Теперь в этих местах православный монастырь с поздними просторными строениями, святым источником и большим туалетом, пронизывающим округу сильным запахом.

32. Учитель попросил спутников своих не задерживаться для дальнейшего осмотра этих мест. А по дороге в другой скальный монастырь, который тоже был намечен с утра для посещения, по просьбе Учителя повернули обратно в Кишинёв.

33. На пятнадцатый день июня в зале театра кукол была намечена встреча художника Виссариона с художниками и творческими людьми столицы Молдовы. А на вечер этого дня намечалась встреча Учителя со всеми желающими задать Ему вопросы.

34. Виссарион приехал в театр к назначенному времени для встречи с людьми творческих профессий. Зал был почти заполнен. На сцене стоял стул, который был предназначен для Учителя.

35. Но Учитель не пошёл на сцену, что в подобный ситуациях случилось, на памяти Вадима, впервые, а встал спиной к сцене, слегка облокотившись на неё, расположившись таким образом ближе людям.

36. Началась встреча, на которой, как впоследствии оказалось, присутствовали и прихожане одного из православных храмов Кишинёва.

37. Учитель отвечал и на вопросы из записок, и на вопросы, звучавшие из зала. Мгновения этой встречи.

38. «Художнику, мастеру надо найти свои духовные ценности, важные, истинные, на которые он должен опереться, благодаря которым он должен успокоиться, потому что нужна успокоенность. Творить красивое надо спокойно, с любовью. Нельзя торопиться, нельзя быть в суете.

39. В основном многие произведения, которые можно встречать на выставках, – это то, что можно сделать в течение нескольких дней (а может быть, даже и одного дня), или несколько произведений можно за один день сделать. Но это неправильный подход, потому что начинаешь нервничать, суетиться, как-то всё начинает получаться быстро, резко.

40. В таком произведении трудно найти покой, трудно будет найти какое-то вдохновение, наполниться от него очень сложно, беспокойство появится.

41. Поэтому если мы говорим уже о нужности того, чтобы искусство обрело какое-то возрождение новое, очередное, то это прежде должно быть связано с духовным ростом человека. Уже недостаточно будет того техничного умения, которым обладали древние мастера.

42. Потому что, какими бы прекрасными они ни были умельцами, талантливыми, им трудно было выразить красоту духа. Изображалось нечто, чем они пробовали любоваться, но там отражалось время.

43. Всегда у художника будет отражаться время, если он пытается это время правдиво передавать. А время характеризуется какой-то вибрацией, какой-то напряжённостью, многими неприятностями.

44. И насколько чувствительнее человек, настолько глубже он начнёт чувствовать, что скрывается за изображённым. И если в этом обществе много сложностей, это всё передаётся произведением».

45. «А разве это плохо?»

46. «А для чего? Кому нужны эти сложности? Как они могут вдохновить?»

47. «Но это же правда жизни, наверное».

48. «Ну да. Но как она может вдохновить? Может быть, она опечалит, сделает ещё грустнее и так человека грустного? Правда жизни, если её покопать, такая бывает страшная. А зачем тогда её изображать?

49. Сейчас мы можем увидеть хороший пример: «Новости», фильмы… они о красивом? Нет. Там то, что сейчас как будто бы требуется страстям человека, чтобы скрутить людей, сдавить, чтобы у них выброс адреналина килограммами шёл ежеминутно. И потом они, как наркоманы, без адреналина жить не могут. Это тоже своеобразная настройка физиологии человека.

50. Значит, дальше ему будет плохо, если этого адреналина не будет, он будет чувствовать: у него падает настроение, ему нужен впрыск. Для этого нужна опять какая-то сцена, но уже не обычная, которую он уже не раз видел, какая-то там страшилка, а она должна быть новая, с какими-то ещё большими эффектами, только тогда она его заденет.

51. Тогда он начнёт жить после этого, он почувствует, как взбодрилась кровь, ему надо подвигаться теперь… Но это ненормально, то есть это психика начинает отклоняться в больную сторону, к клиническим таким состояниям.

52. Поэтому когда мы говорим об искусстве, то хорошо бы, конечно, подразумевать то, после чего человеку станет просто приятно, хорошо, легко, ему захочется творить дальше. И если после того, как человек побывал где-то, на какой-то выставке, посмотрел какие-то произведения рук (лепнину какую-нибудь, рисунки или ещё что-то), а может быть, даже и песни послушал какие-то интересные, у него возникала потребность побежать быстрей в какую-нибудь мастерскую и что-то попробовать сделать руками – вот это нормально. То есть у человека пробуждается творческий потенциал.

53. А для этого в произведение надо действительно вкладывать позитивное видение мира, и тут очень важно тогда уже духовность свою менять. Только тогда человек начинает по-другому воспринимать реальность, а значит, у него по-другому начинает твориться что-то.

54. Ведь произведение искусства – это своеобразный инструмент, который через годы, века способен стабильно действовать импульсами, которые туда заложены. Это как батарейка долговечная. Пока произведение существует, из него идёт импульс, заложенный туда человеком.

55. И вот тут уже, чтобы говорить о произведении хорошем, если хочется быть полезным своему обществу, очень важно, чтобы эти импульсы были положительные.

56. После каждой выставки вы можете сами проверять такой эффект: расслабиться, пройтись по выставке и попробовать сравнить ощущения – когда вошёл на выставку и после неё. Очень часто это бывают тяжёлые ощущения, усталость.

57. Но это неправильно, выставка такая не должна существовать. Может быть, там технически и интересно что-то решено, но это произведение нельзя выставлять. Оно негативно действует на психику зрителя. Это информация, это излучение, которое идёт постоянно от произведения.

58. И если говорить опять же об ответственности художника перед людьми, с которыми он соприкасается, это гигантская ответственность. Он обязан духовно формироваться, он просто не имеет права прикасаться к созданию произведения, когда у него подавленное настроение, когда у него суета какая-то, думы какие-то о чём-то ненормальном.

59. Так лучше не прикасаться, лучше успокоиться, походить, посмотреть на что-то хорошее… Потом – пожалуйста, можно начинать творить. Но вот эта духовная успокоенность крайне необходима, иначе не получится создавать что-то хорошее.

60. И тем более сейчас время, как вы видите, движется по нарастающей, оно заставляет бегать, всё больше бегать, иначе у всех возникает ощущение: если не успеешь, выжить будет трудно в этих условиях, надо успевать. И психика начинает перегружаться.

61. В городах все эти информационные изменения, которые в обществе происходят, создают постоянную потребность чему-то учиться, иначе не выживешь, иначе не заработаешь денег. А это психику приведёт к катастрофе. Уже психика начинает страдать от этого.

62. Поэтому, опять же к искусству возвращаясь, очень важно найти вот эту успокоенность, уверенность, суметь быть благодарным за всё, что даётся на Земле, за то, что каждый день даётся человеку. То есть надо научиться действительно по-настоящему верить Богу, уважать Его, уважать то, что Он даёт, и быть за всё это благодарным.

63. Только тогда приходит успокоенность, только тогда приходит удовлетворённость всем, что ты видишь. И ты пробуешь тогда уже любоваться, не беспокоясь, а как проживёшь завтра. Да неважно, как проживёшь завтра. Сегодня хочется любоваться – и любуешься. Просто, никому ничего не навязывая в искусстве.

64. И тогда постепенно, если художник творит, появятся вокруг те, кому нужны эти творения, то есть люди начнут сами просить: «Дай посмотреть! Приезжай к нам, мы хотим очень посмотреть. Нам трудно приехать, лучше мы поможем тебе приехать». И естественно у художника складываться начнёт тропа, дорога, которая позволит ему реализовывать свои возможности.

65. И тогда не нужна будет ему отчётность, «галочка», что надо обязательно выставиться. Член Союза художников – надо бы выставиться! Хотя работы его мало кому интересны, но ему надо выставиться, он торопится выставиться, пробует собрать людей. Туда мало кто приходит, потом сам расстраивается: «Что-то мало людей, не ходят».

66. Начинает искать какие-то ненормальные причины, которые как будто бы оправдывают их неприход. Нередко они сводятся к тому, что люди не понимают его искусства. Он такой замечательный, он так много вкладывает! Они просто не смыслят, значит, ничего в искусстве, если не приходят. Какие-то глупые, примитивные оправдания начинают возникать. А это просто произведения такого уровня, вот люди и не приходят.

67. Надо уметь критически подходить к своим произведениям, уметь анализировать, что ты делаешь, чтобы дальше меняться. Только тогда есть возможность учиться дальше, когда критически так подходишь, ведь прежде всего в себе ищешь причины. Если в людях искать, это ненормально.

68. Поэтому в искусстве сейчас нужно будет неизбежно очень многое пересматривать, вернуться ко многим традиционным умениям, которые были, но вложить туда уже именно духовные глубины.

69. Не пытаться придумать то, что уже, по сути, придумано, а уметь изобразить красиво реальное, когда ты разговариваешь со зрителем языком для него понятным, а не приходишь говорить речь какую-то на непонятно каком языке, придуманном оратором. А все слушают и пробуют догадаться, что же за образы он вкладывает, пробуют по мимике его додумать, по его состоянию пробуют представить, что он туда вкладывает… Но они не понимают, что он говорит.

70. Нельзя так разговаривать с ближними, если хочешь им что-то рассказать. Расскажи понятным языком, но расскажи то красивое, что через этот простой, понятный язык им будет интересно, что их вдохновит, наполнит, принесёт им радость.

71. Многое интересное, по сути, в искусстве уже достигнуто, и остаётся лишь не торопиться искать свою значимость в искусстве, пытаясь найти что-то новое и как-то по-новому, как никто, выразиться. Это пустая трата времени, потому что люди имеют одну информационную среду воспитания, имеют одни и те же особенности физиологические, которые позволяют воспринимать окружающую реальность. И поэтому, как бы они ни старались что-то сделать, если посмотреть по сути, они все одинаково делают. Всё равно они друг на друга похожи, им не удастся выразиться как-то неповторимо.

72. Это ненормальная гонка за чем-то необычным. Это как попытка в одежде искать какую-то моду. Мода – она какая-то сиюминутная: сегодня одна выставка моды, завтра уже другая выставка, она постоянно меняется. Но сказать, что она красива, если постоянно другая, нельзя.

73. И в искусстве точно так же не должно быть моды. Есть нормальная техника выражения, понятная, доступная для восприятия любого человека, когда не будет он чувствовать себя ущербным, пытаясь нередко (что приходилось очень часто слышать), когда спрашивают у него, как он видит произведение, сказать: «Ну я не понимаю ничего в искусстве». Вот эти слова он пытается добавить, как бы оправдать, что, может быть, неудачная какая-то оценка у него дальше последует.

74. Но вот это предваряющее высказывание унизительно. Как может человек не понимать красивое? Красивое невозможно не понимать, потому что, рождаясь в красоте, рождаясь в гармонии, клетки тела, физиология, психика настроены уже самой природой воспринимать красивое и вдохновляться, трепетать.

75. Настройка уже существует, её нельзя вдалбливать дополнительно какими-то книгами, тем, что напишет кто-то, каким-то образом по-своему преломив эту красоту.

76. Она у каждого по-своему воспринимается, одинакового восприятия ни у кого не было и не будет. Там есть свои определённые оттенки, которые отделяют восприятие одного человека от восприятия другого. Поэтому что-то одно никак не дашь, никаким одним произведением нельзя удовлетворить всех. По настроению, по состоянию всё равно люди по-разному будут его воспринимать.

77. Конечно же, сейчас будет крайне необходимо, чтоб люди нашли некую духовную успокоенность. А для этого надо впрямую это связывать с духовным развитием.

78. Духовное развитие связано с тем, как человек реагирует на окружающую реальность и, самое главное, как он реагирует на своих ближних, как человек относится к другому человеку, как он его воспринимает, как он реагирует на его поведение. Когда человек к вам подходит, что-то делает и как вы должны в ответ отреагировать – вот здесь кроются самые главные духовные законы развития человека.

79. Без них рассматривать духовность – как человек может успокоиться, посмотреть на окружающую реальность, на облака… это очень мало. Прежде всего – как он воспринимает ближних. Потому что человек рождён для того, чтоб создавать своё общество и в этом едином целом видоизменять законы материи своей способностью психически правильно относиться к этой реальности, к законам материи.

80. То есть человек может менять структуру вибраций законов материи окружающего мира своей способностью любоваться. Чувство – это тоже вибрация. И так как человек умеет с любовью отнестись к окружающему миру, это позволяет миру меняться очень сильно, то есть характеристики его начинают меняться. Это уникальная особенность, ради которой был рождён человек, чтобы таким образом видоизменить весь Закон материи, всю Вселенную.

81. И поэтому он начал жить на Земле, как на первом этапе, который призван человеку помочь разобраться с самим собой и научиться пользоваться инструментом, который ему дан. Его тело – это инструмент, где его душа должна реализовать тот потенциал творений, который она призвана проявлять через законы материи.

82. И раз человек рождён, чтобы в обществе своём формировать нужную среду, двигаться по Вселенной, по звёздам, заполняя их (потому что это дом человеческий в будущем), то, значит, научиться прежде всего быть друг с другом очень важно.

83. Единое человечество, единая Семья возможна только в одном случае – когда произойдёт полное доверие человека к человеку и где постоянно человек будет думать о том, как он может быть полезным для ближних.

84. Ведь сейчас взгляд у человека наоборот идёт: он рассматривает всех своих знакомых, насколько они в данном случае для него полезны, что он с них может взять, выгодны ли они. Или постоянно ходят что-то просят… Неприятно, это раздражение вызывает, не хочется им давать: да что они всё время ходят? А вот когда вам дают – о-о, это приятно, конечно, познакомиться хорошо с таким человеком!

85. Так это эгоистический взгляд, который не позволяет людям довериться друг другу. Они начинают бояться друг друга. А раз боятся, их сознание раздроблено, то есть оно не составляет единого целого на Земле.

86. И получается, вы огромным количеством живёте на Земле, но вам нужно радио, чтоб узнать, что происходит, телефоны, чтоб узнать, где как какие события происходят. Хотя всё это человек имеет право знать, независимо от таких технических устройств. Это информационное поле, которое должно соединиться в сознании людей, стать единым целым, единым полем сознания. Но это возможно, когда произойдёт полное доверие.

87. К полному доверию могут привести только духовные законы. Никакие материальные законы, никакие политические условия, экономические – это всё совсем к этому не имеет никакого отношения. Оно только больше путаницы создаёт, какую-то дополнительную «футбольную» игру, которой все увлекаются. Это игра, которая на самом деле никак развивать не может человека, она только отвлекает от развития.

88. И поэтому духовные законы крайне важно рассмотреть, осмыслить и просто всей душой попробовать их исполнить. Вот тогда человек придёт к тому, что требуется, что ожидается от человека.

89. И искусство он начнёт проявлять так, как должно ему проявлять, как никто во Вселенной не проявляет. Потому что так любить мир, как любит человек (способен по крайней мере, какие у него заложены качества), во Вселенной не умеет никто…»