Шестого июня в Петропавловке в большом зале Дома творчества произошла общая встреча с Учителем.
2. Зал с трудом вместил всех желающих. Встреча продолжалась около двух часов. Некоторые фрагменты этой встречи…
3. «Женщина служит мужчине. А мужчина служит женщине? Так можно говорить? Или он служит Богу?»
4. «Когда мы начали затрагивать эту тему, что-то, конечно же, мы успели проговорить. Но все нюансы предусмотреть сразу же трудно, да и оговаривать их нет смысла до тех пор, пока человек не соприкасается с какой-то конкретной проблемой.
5. Поэтому, конечно же, только по мере развития разных событий, в которых вы участвуете, стараетесь сделать всё правильно, уже могут выявиться какие-то проблемы конкретного характера, где, естественно, будет требоваться дополнительное пояснение.
6. И когда Я говорил, что мужчина – прежде всего это тот, кто прокладывает путь, а женщина стремится служить ему, торопится быть ему другом, посвящая свои интересы его интересам, учась жить в этом единстве, то, конечно же, проговаривая прежде всего эту часть Истины, Я не подразумевал, что мужчина вообще может не обращать внимания на женщину и не устремляться как-то к ней, а только лишь служить Богу и выстраивать свой творческий путь.
7. Конечно же, единство предполагается в любом случае: двое ли соединяются, вообще ли вы вместе здесь, приезжая для сотворения священного края, места своего пребывания, служения Богу. Единство предполагает совместное усилие – идти навстречу друг другу.
8. Нельзя построить единство, когда один к кому-то другому или к обществу стремится, а все остальные к этому одному или к какой-то группе людей не стремятся. Единство предполагается, когда все стремятся друг к другу. Независимо от количества людей, пытающихся создать единую Семью детей Бога, они все должны устремиться друг к другу. Тогда образуется настоящее единство.
9. И если мы затрагиваем природные семьи и говорим о женщине как о той, кто служит строителю пути, то обязательно предполагается, что мужчина тоже устремляется к женщине, он тоже раскрывается пред ней. Он же доверяется ей и старается всячески ей помогать. Она же его друг, значит, он старается учитывать какие-то её интересы.
10. И если Я говорю, что прежде женщина стремится где-то даже пожертвовать своим интересом во имя интереса ближнего, её избранника, мужчины, то, конечно же, и мужчина должен быть уважителен к интересам женщины, он должен бережно относиться к тому, что может её интересовать и по возможности идти ей навстречу.
11. Потому что нельзя сказать, что нормальное служение женщины – это когда она закроет глаза на все собственные творческие устремления. Это будет неправильно. Это может сильно погасить её жизненную, жизнеутверждающую силу, и это будет негативно сказываться на их совместном проживании.
12. Поэтому, говоря о служении каком-то, теперь вы должны понимать это уже с дополнительной подсказкой, которую Я сейчас оговариваю, соприкоснувшись с вашими отклонениями в понимании тех или иных истин на тему взаимоотношений мужчины и женщины.
13. Я надеюсь, сейчас у вас сгладятся какие-то шероховатости на эту тему, возникающие в вашей жизни. Но если они вновь проявятся с какой-то иной стороны, Я опять же готов буду дать ещё какие-то подсказки, пояснения.
14. Но любить друг друга – это всегда стараться понять друг друга и попробовать помочь друг другу. Это касается всех одинаково».
15. «Нормально ли, что у жены пропадает желание интимной близости и желание иметь детей от мужа, если муж диктует ей конкретный коммерческий подход к творчеству, запрещает ей реализовывать себя в творчестве, в живописи так, как она видит и хотела бы?»
16. «Да, конечно, это естественно. Я говорил до этого и уже успел упомянуть, что это может негативно сказаться на жизнеутверждающих особенностях женщины. Это и есть результат именно этого угасания жизнеутверждающих качеств. Потому что всё, что связано с рождением детей (а это порождение новой жизни), это таинство, потребность в нём начинает гаснуть. Это неправильное отношение прежде всего мужчины к женщине. Здесь надо быть тоже внимательным.
17. Хотя Я не говорю это как однозначную истину, потому что вполне может быть это связано и с тем, что где-то и женщина перегибает в своих требованиях и своим же собственным требованием гасит в себе эти жизнеутверждающие начала».
18. «Правильно ли я понимаю, что при взаимном чувственном тяготении друг к другу мужчина и женщина не должны торопиться соединяться в браке без чёткого обоюдного осознания целей и намерений: для чего они соединяются, куда идут вместе и во имя чего? Или достаточно того, что они любят друг друга и считают себя верующими?»
19. «Затронуть эту тему так, как был задан вопрос, будет непросто, потому что мера понимания вашей собственной жизни (как вы её понимаете, как вы её видите) у всех у вас разная. Поэтому для кого-то какой-то взгляд кажется вполне серьёзным, а для кого-то тот же самый взгляд может показаться несерьёзным. Всё зависит от внутреннего опыта.
20. И когда мы говорим с вами, что лучше, конечно же, хорошенечко понять друг друга (насколько это будет возможно за какой-то, может быть, даже небольшой период времени), понять то, для чего вы хотите посвятить себя друг другу, это всё равно будет касаться и того и другого человека, и мужчины и женщины. А не когда только лишь рассматривается, что женщина посвящает свою жизнь мужчине, а он как будто бы и не думает на эту тему. Взяв ответственность за женщину, он уже тем самым посвящает и свою жизнь ей.
21. Поэтому, конечно же, хорошо уметь более-менее разумно осмысливать эту серьёзную ответственность. Взяв её, дальше надо уметь отвечать за ношу, которую вы принимаете на свои плечи.
22. Значит, вы уже не должны торопиться отказаться от неё, как бы неожиданно ни показалась она тяжела. Вы уже должны будете попробовать сделать всё от вас зависящее, чтобы выправить положение дел, на ваш взгляд пошатнувшееся. Вы должны попробовать разрешить эти проблемы, терпеливо подходя с разных сторон к решению этой темы и проблем, которые между вами возникают.
23. И только лишь тогда, когда ваши взаимоотношения переходят уже в разряд того исключения, где уже просто не видится возможным дать ещё подсказку о сохранении семьи (вы оказались бессильны решать проблему, а она приводит к ещё большему какому-то осложнению ваших взаимоотношений), тогда уже, конечно, можно дать и другого рода подсказку – о том, что в данном случае вам уже нет смысла прилагать усилия к совместному житию дальше.
24. Но это должно быть что-то исключительное, когда, подходя к этому вопросу, вы уже действительно могли твёрдо внутри себя признаться, что вы сделали действительно всё от вас зависящее и силы ваши исчерпаны, то есть вы дальше не можете ничего уже сделать.
25. Но скажет ли этот вывод ваша мудрость, то есть когда действительно вы очень мудро и полноценно проявили свои качества, или скажет это ваша леность, трусость или ещё какая-то негативная черта, – тут уж не дать никакой рекомендации, по которой можно это точно будет определить. Вам надо учиться искренне это взвешивать самостоятельно, и соответственно получать те плоды, которые вы же и сажаете.
26. Жизни нельзя научить, дав очень точные рекомендации по всем случаям жизни. И давая даже, казалось бы, точную рекомендацию, её трудно дать с учётом всех отклонений человеческого сознания, которые существуют на данный момент.
27. Потому что одну и ту же подсказку вы воспринимаете с большим разнообразием, порой даже с тем пониманием, которое совершенно не подразумевалось в подсказке, и даже с тем пониманием, которое противоречит данной подсказке. Но вы искренне воспринимаете своё собственное умозаключение как правильное.
28. Поэтому эта задача очень непростая, и всё, как правило, сводится к тому, что вы учитесь жить, делая собственные шаги. Делайте, взвешивайте, анализируйте… но делайте смелые шаги и дальше, учитесь жить.
29. Грех прежде всего там, где вы хотя бы немножко в сознании успевали отметить какой-то поступок как неправильный, но всё-таки делали этот поступок. Вот там начинается греховное проявление. Уже какая-то часть вашего сознания понимала, что это нельзя, но всё-таки вы нашли какие-то (естественно, ненормальные в этом случае) оправдания, что сделать это как будто бы надо, но это делать было не надо, нужно было найти какие-то другие решения, – вот тогда это уже разрушительно действует на вас.
30. Если же вы делаете искренне шаг, действительно считая, что это правильно, то это нельзя назвать греховным поступком. Это происходит естественный, нормальный процесс познания мудрости, жизни, обретения опыта, который только лишь и может умножить ваши духовные богатства.
31. Без опыта жизненного духовные богатства не умножить. Можно умножить знания в сознании вашем, ваша голова может преисполниться многих каких-то понятий, которые вы умудрились запомнить в тот или иной период времени, но от этого не приобретаются духовные богатства.
32. И когда вы покинете своё тело, знания, которые вы приобрели сознанием своим, но которые не переработались в духовный опыт, утратятся вместе с растворением в информации Земли энергий, связанных с вашим сознанием, природных энергий. Когда душа пойдёт дальше, эта информация будет уже отсутствовать.
33. Поэтому важен духовный опыт вашей жизни, чтоб вы старались сделать как можно лучше, старались это сделать искренне.
34. И очень важно, чтобы вы не обращали внимания в этом случае, а как делают это другие. С той позиции, когда вы прежде всего на самом деле сейчас наиболее склонны следовать негативным проявлениям ближних, то есть их слабостям. И в проявлении слабостей ближних вы находите какое-то глупое оправдание тому, чтобы сделать и собственные аналогичные слабости, думая, что «ну они же сделали, они же так поступают», и вам, естественно, хочется как-то очень своеобразно во всём этом участвовать.
35. То есть пока у вас происходит очень большая зависимость от того, что делают ближние. А вы должны учиться жить по-другому – прежде всего отвечать за свои собственные шаги.
36. И что бы ни делали ближние, если вы понимаете, как надо сделать правильно, так делайте, вы и должны это делать обязательно. Как бы ни грешили ближние, как бы ни лицемерили они, вас особо не должно это волновать. Это печально может быть, но не заостряйте своё внимание на этом, потому что ближних вы не переделаете своим собственным желанием.
37. Переделать человека можно только его личным опытом, но этот опыт человек может приобрести только сам, когда пожелает и устремится делать правильные шаги, – его нельзя заставить это сделать. Поэтому позвольте ему делать так, как он умеет.
38. Вы все в какой-то мере одинаковы, вы все одинаково в какой-то мере ищете Бога. И конечно же, вы найдёте все Его, в разный период времени вы по-своему будете находить ту или иную истину и уже изменяться, созревать до этого уровня и становиться соответствующими требованиям Гармонии. Но это будет в разное время происходить.
39. Это нормально для вашей жизни, значит, и позвольте друг другу в разное время к этому приходить. Не трясите друг друга, как грушу, заставляя вместе с собой изменяться так, как вы способны изменяться.
40. Потому что ваш брат в чём-то может сложнее воспринимать какую-то истину, которую сейчас вы воспринимаете, но на следующем каком-то этапе времени какую-то уже следующую истину, которую вы будете сложно воспринимать, он воспримет быстрее. И если на всё взглянуть в целом, получится, что вы приблизительно одинаково двигаетесь.
41. Поэтому не торопитесь себя сравнивать с ближними и их сравнивать с собой. Я объяснял вам уже: процесс сравнивания связан прежде всего со страхом вашим, вашей собственной неуверенностью. Это соревнование, это негативное проявление человека.
42. Не надо соревноваться друг с другом. Отвечайте за свои собственные шаги. Будьте готовы подсказать ближнему, если видите явные какие-то накладки серьёзные и знаете, что он тоже стремится всё понять, разобраться. Тогда, конечно, пробуйте подсказать, найти возможность пообщаться, прийти к какому-то одному пониманию.
43. Но пусть прежде у вас проявляется желание взять понимание для себя. Не дать его кому-то, а взять для себя. Чаще приходится встречаться с тем, что вы носитесь с переживаниями, что кто-то никак не берёт у вас подсказку, и вы переживаете за них якобы так справедливо, вы хотите помочь ближним, но никак вам не удаётся это сделать. И находитесь на самом деле в ненормальном переживании.
44. Это эгоистическое переживание, оно ненужное для вас, и оно никак не прибавит духовных ценностей, каких-то богатств вам. Оно, наоборот, приведёт вас к обнищанию, вы окажетесь нищие духом, вот так ненормально беспокоясь друг о друге.
45. Поэтому эта тема очень непростая. И конечно, надо её обязательно постараться понять. Иначе одни лозунги у вас получатся, в которых вы как будто бы видите свою любовь к ближним, но на самом деле любви там не будет, там прежде проявляется ваша любовь к самим себе.
46. Так что эти темы давайте внимательно осмысливать продолжайте, и по возможности мы будем их трогать с разных сторон через какие-то дополнительные конкретные ваши вопросы».
47. «Правильно ли моё понимание, что если мужчина женат, но испытывает одностороннее чувство к другой женщине, то третьей женщине будет неправильно организовывать их встречи, просить сделать совместный труд (мотив – дать возможность реализоваться чувству мужчины)?»
48. «Конечно же! Ни в коем случае никто не должен искусственно создавать условия встречи женатого мужчины с другой женщиной. Это очень ненормальное явление, потому что это будет относиться к той области, где как раз сами женщины и боятся решать эти вопросы, получается небезосновательно не доверяя своим подругам, склонным к чему-то аналогичному.
49. Поэтому будьте внимательны, когда стараетесь понять заповедь уважения любящих, в стремлении помочь любящему как-то реализовать свои чувства. Потому что бывают уместные проявления, а бывают, можно сказать, очень неуместные, очень неправильные усилия с вашей стороны. Поэтому будьте осторожны здесь.
50. Если женатый мужчина проявляется в чувствах к какой-то женщине, самое правильное – это когда жена сможет сделать какие-то усилия, если она увидит, что она хотела бы, может и видит мудрым это сделать. Но никто больше не должен прилагать этих усилий, тем более сам мужчина.
51. До сих пор встречаются такие накладки, которые прежде показывают слабость того или иного человека, неправильное понимание тех истин, которые уже неоднократно мы трогали ранее с вами. Поэтому будьте осторожны и внимательны в этом случае.
52. Тем более что природная любовь (Я уже объяснял вам) – это очень своеобразное чувство, исключительно больше природного характера. Поэтому оно очень сильно обостряет эгоистические ваши особенности природные, и там легко можно перейти границу духовных ценностей, уйти за пределы допустимого. Это будет уже разрушительно для вашего духовного мира.
53. Поэтому будьте осторожны. Лучше много раз переспросите на эту тему, прежде чем предпринять какие-то усилия, если точными подсказками вы не владеете».
54. «Правильно ли моё понимание, что деньги и денежная система – это несколько разные вещи и соответственно отношение к ним разное? Например, во времена Советского Союза была просто зарплата как плата за труд, а ростовщичество, банковская деятельность и коммерция считались уголовно наказуемыми деяниями. Верно ли понимание, что ростовщичество (в наибольшей степени) и коммерция (в несколько меньшей степени) как раз и являются ключевыми пунктами уничтожительной для человечества программы?»
55. «Что бы в Советском Союзе раньше ни было, денежная единица всё равно участвует во всей мировой системе денежной, она не отдельно находится. Поэтому, если однажды было сказано, что Божье и мамона находятся в разных направлениях, так оно и остаётся. Это истина.
56. И чтоб научиться выйти из-под этой зависимости, вам надо многое, многое суметь сделать правильно. Просто кричать, что деньги – зло, и ничего не делать к тому, чтобы вывести свою жизнь из-под этой зависимости, – это просто уже будет несерьёзно, потому что вы сами же себя загоните в сложнейшие условия.
57. Это хорошо было бы говорить только с какой-то очень узкой группой людей, самоотверженных личностей, с которыми можно уйти в тайгу, построить какой-то скит, есть коренья, пить ключевую воду и отлично пребывать на лоне природы. Ну, там это ещё как-то допустимо было бы.
58. Но вы строите общество, где надо воспитывать и детей, где надо уметь поддерживать немощных, пожилых своих собратьев, где и вообще развивать нужно культуру, где надо уметь творить много произведений искусств… Мы говорим о жизни, где немало должно быть у вас производств открыто в ваших взаимоотношениях друг с другом.
59. Поэтому если раньше цель ставилась, что вы должны научиться выйти из-под этой зависимости, то мы и оговаривали, что вы должны прежде поставить достаточное количество мастерских, их должно быть много. Это должны быть десятки кузниц, это должны быть десятки гончарных производств, десятки ткацких производств… То есть очень много, много того, где производят то, в чём вы нуждаетесь.
60. И тогда взаимообмен, который вы сможете сделать друг с другом, сделает вас способными не зависеть от денежной единицы. То есть тогда и можно будет говорить о чём-то наиболее благоприятном в вашем проявлении на этой Земле.
61. Но этих мастерских не было сделано. Если они и есть, то очень мало, это крайне незначительно. А жизнь идёт, время движется, вы меняетесь, меняется ваше материальное благосостояние. Нередко у вас очень сильно возрастает нужда, потому что что-то исчезает из того, чем раньше вы могли пользоваться.
62. И получается масса непростых обстоятельств, которые уже начинают задавать сложность большую, отчего и возникает потребность подтолкнуть некоторые обстоятельства в вашей жизни, задать движение в каких-то производствах, которые могут некоторые обстоятельства разрешить, хотя эти производства не должны стоять как какая-то большая цель на долгие времена. Но это сейчас мы посмотрим, насколько всё-таки таким образом удастся вам помочь.
63. Но если леность будет проявляться и дальше, и мастерские вы ставить не будете, и развивать ремесло не будете, не будете осваивать те умения, которыми вы должны пользоваться, живя на земле, – конечно, вам тогда будет чрезвычайно трудно, очень сложно.
64. И если сейчас где-то ставится какое-то производство, где потребуется зарабатывать, то не торопитесь сейчас к этому относиться с поверхностными умозаключениями. Это не есть то, что Я вижу наиболее благоприятным в вашем развитии. Но это то, что сейчас видится благоприятным, чтобы вы не загнали себя в чрезвычайно сложные обстоятельства.
65. Это один из манёвров, который призван поддержать вас, вернуть к тому, о чём мы говорили много лет назад (уже можно говорить – «много лет назад»), и ещё как-то подтолкнуть эту ситуацию, чтоб вы её сдвинули в нужном направлении. Поэтому вам надо быть очень осторожными в этом смысле.
66. А в денежной системе есть свои правила, которые надо будет учитывать и относиться к этому разумно. Иначе, если будете вы за это браться, у вас совсем ничего не будет получаться. Там требуется своя организация, там своя дисциплина требуется. А это в себе вам придётся воспитывать».
67. Завершая встречу, Учитель сказал: «Вы же приехали созидать Святыню!.. И когда Я слышу, бывает, упоминания о переживаниях, удастся ли вырастить урожай или не удастся, получится ли из вас хороший огородник, чтобы выжило ваше тело на этой земле, или не получится это сделать… это не тот вопрос, которым вы должны быть озабочены.
68. Хотя он, надо сказать, конечно же, важный, потому что, чтобы продолжать в течение долгого времени здесь жить, кормить детей, надо уметь выращивать и огород, правильно общаться с землёй, с природой, лесом, который вас окружает. Это всё важные вопросы.
69. Но правильно работать с огородом, правильно работать с природным каким-то материалом, который вас окружает, вовсе не значит делать священное место, пространство священное. Таким образом оно не созидается.
70. Можно создать красивую деревню, культурно как-то украшенную: улицы ровненькие, всё чистенько, тротуарчик отсыпан песочком ли, камушками, цветочки растут… Это всё может быть ровненько сделано, это возможно. Но достаточно ли, чтобы при попадании в это пространство сразу ощущалась некая духовная, особенная атмосфера? Да нет вовсе, вовсе нет!
71. Заставить людей ровненько выстроить постройки какие-то – это можно и в местах лишения свободы, и ещё где-то… Мы можем знать из истории, что при построении концлагерей бараки стоят тоже ровненько. То есть это не означает духовную среду – когда всё ровно, и чисто, и аккуратно подметено.
72. Так же и здесь. Это хорошо было бы, чтоб у вас делалось всё красиво. Конечно, вы должны стремиться к этому, учиться, пробовать. Но построить священное пространство – это когда вы созидаете его мыслями, думами друг о друге, о Божьем, вообще об окружающем мире.
73. Вы приехали сюда прежде всего не для того, чтобы возделать огороды. Это дополнительно. Это естественно для вашего тела, это пока играет роль какую-то, и вы пробуете решить эти вопросы с помощью каких-то известных уже сельскохозяйственных орудий труда и усилиями, стратегией какой-то своей.
74. Но вы приехали сюда, чтобы здесь объединить духовные устремления в своих мыслях, научиться думать о хорошем, когда эти мысли только позитивные, когда вы верите друг в друга, когда вы постоянно терпеливо воспринимаете какие-то, может быть нередко ошибочные, действия друг друга, стараетесь понять ближнего.
75. Ведь понять ближнего – значит разрешить ему быть таким, какой он есть. Конечно же, в какой-то мере вы будете переживать по поводу того, как же ему помочь, но вы понимаете, что помощь можно оказать только с течением времени. И на самом деле удастся оказать, может быть, даже и небольшую помощь человеку, ведь она только тогда будет действенна, когда он сможет действительно понимать вашу помощь, когда он сможет её увидеть, когда он сможет опереться на руку, которую вы подставляете.
76. Если он не видит подставленную вами руку, он может о неё запнуться (ведь он же не видит!). Он может сделать неловкое движение и, наоборот, зацепиться так за вашу руку, что упадёт и будет справедливо возмущён: что вы мешаете ему жить? А вы: «Как мешаю? Я же тебе помогал! Я столько времени руку протягиваю, хочу поддержать, а ты не понимаешь моей помощи…» И получится казус какой-то, абсурдная ситуация, где и тот и тот вроде бы искренни, но говорите о противоположных обстоятельствах. Одному кажется – он помогает, а другому кажется – он вредит такими же действиями.
77. Поэтому на самом деле оказать помощь ближнему – это большая, непростая задача, это серьёзное искусство. И торопиться навязывать помощь – это часто будет вредить ближнему. Можно предложить что-то, но надо быть ещё и очень осторожным – а как это потом сделать, чтоб это действительно оказалась помощь.
78. Важно умение уважать друг друга, верить друг в друга – когда вы верите, что у ближнего получится (он же приехал для этого!). Он сейчас попробует сделать так… по-другому… ошибётся в пятидесятый раз – ну ничего! Всё равно где-то у него обязательно пробьёт в сознании, где-то озарение возникнет, он поймёт эту ошибку, и вы терпеливо ему постараетесь опять помочь.
79. Не ругайте его, не унижайте его, тем более какими-то оскорбительными выражениями. Но где-то проявляйте строгость, пробуйте встряхнуть. Это возможно. Но будьте осторожны, чтобы не навязать свою строгость, чтобы она не стала методом ваших действий в отношении ближних.
80. Потому что на основе слабости строгость проявить очень просто (как будто бы строгость). Но часто это будет уже неуместное проявление, которое больше будет относиться к грубости, к неумелости вашей, а не к любви, не к желанию помочь. То есть учиться помогать надо.
81. И как вы думаете друг о друге, как вы при этом уважаете Божье, трепетно к этому относитесь, осмысливаете, касаетесь своими речами — вот так вы созидаете духовное пространство.
82. И когда эта энергия начинает формироваться информационно, такая чистая, красивая, вы её уплотняете своими ежедневными трудами праведными в этом направлении — вот так созидается священное пространство, которое начинает чистить сначала место, где конкретно вы действуете, но, уплотняясь, оно начнёт расширяться, расширяться в разные стороны, затрагивая людей, которые в него начинают попадать дальше от вашего места пребывания, всё дальше, дальше…
83. Потом это пространство начнёт стягивать сюда негативную энергию, и тут её перерабатывать оно будет. Оно начнёт её тянуть на себя, ослабляя эту негативную энергию на всём остальном пространстве Земли.
84. Это и есть работа верующего человека. Вы её прежде приехали сюда исполнить, а не сделать здесь хорошие огороды (это не стоит такой важной целью, хотя мы говорим о ней как о жизненно важной).
85. Но если вы увлечётесь земным, забыв о том, что самым главным является у вас, вы не построите священное пространство. Ну, будет ещё какое-то сельхозотделение такое в России… вроде неплохие труженики села… с высшим образованием. (Слушающие засмеялись.) Ну и что?
86. Ну и искоренится ваш род очень быстро, потому что дети ваши уедут. Всё равно опять поедут познавать городские условия, бизнес и так далее… Им интересно будет там, а не здесь у вас. Ваш пыл духовный, который был у вас изначально, просто погасится, но замены ему не будет. И вам тогда будет трудно решить уже ту задачу, ради которой вы действительно сюда приехали.
87. Поэтому не забудьте о главном – о создании вот этого духовного пространства. А это пространство, где хочется жить, это пространство, где хочется творить. Там тебя везде поддержат, везде стараются понять, везде стараются взбодрить, вдохновить везде стараются. Вот элементы священного пространства, где всегда можно найти успокоение у любого из ближних – прийти и успокоиться. Пожалуйста! Вы поддержите, вы выслушаете, вы скажете ободряющие слова, вы проявите свою веру в человека, и он пойдёт окрылённый дальше творить.
88. И пусть он сотни раз ошибётся рядом с вами, терпеливо позвольте это ему сделать. Он ищет, он пробует, и он обязательно, значит, найдёт, а вы поддержите.
89. Конечно, строгость, где-то и будет нужна. Но Я бы хотел, чтоб вы были очень осторожны в этом смысле. Потому что скатиться вам на повышенные чрезмерные требования очень просто, и тогда начнётся разрушение.
90. Потому что ближний легко сорвётся на этих требованиях, начнёт творить свои глупости, на которые он сам склонен срываться. Требование спровоцирует его собственные слабости. И если он слабее, чем вы (тот, кто требует), конечно, он сорвётся обязательно. Но виноват будет уже тот, кто требует.
91. А так как требующий увидит, что ближний сорвался, у него как будто бы ещё больше разгорятся требования (ещё больше что-то попросить и потребовать), потому что увидит уже реальный какой-то срыв.
92. И так получается замкнутое пространство, разжигающее недовольство друг другом. А вы к этому склонны, вы легко поддаётесь на этот соблазн. Поэтому, чем больше его вы создаёте, тем больше вероятность, что вы просто погрузитесь в сплошное недовольство друг другом. Это уже опасно, это уже начало трагедии.
93. Поэтому (ещё раз повторяюсь) не забудьте о главном, ради чего вы сюда приехали. Вы приехали созидать священное пространство, которое призвано создать нечто очень важное, что до конца вам трудно оценить, осознать.
94. Но это, в общем-то, и не требуется, чтоб не слишком увлекаться чем-то очень большим, глобальным, а попробовать сначала понять то, что находится под ногами, под вашими руками, рядом с вами, чтоб вы попробовали почувствовать это, происходящее рядом, и правильно в этом поучаствовать.
95. Но поучаствовать так, чтобы у любого из ближних после общения с вами возникало ещё желание опять пообщаться с вами и дальше, то есть чтобы он чувствовал, что вы помогаете, и ему хотелось бы вновь и вновь вернуться к вам за помощью.
96. И вот тут опять же надо умение быть терпеливым, потому что слабый человек, находя более сильного, бывает назойлив в своих требованиях, у него уже нередко возникает требование, чтобы с ним обязательно общались. Вот тут уже надо искать пути, как это сделать. Может быть, где-то придётся отказать. Но это, опять же, надо сделать бережно, порою твёрдо, чтобы не всегда пойти на поводу каприза.
97. То есть начинается такая школа очень непростая, где вы учитесь правильно любить, а значит, учитесь правильно помогать. Потому что любить – это прежде всего должно быть в положительном смысле связано с помощью ближнему.
98. Если говорить о любви, но в действиях будет проявляться подножка, то тогда ваша любовь на самом деле никому не нужна, она мешает жить. Поэтому когда мы подразумеваем слово «любить», то уже нужно гораздо глубже рассматривать это слово, за которым подразумевается какая-то серия усилий, связанных действительно с помощью, с вашей грамотной помощью ближним, на которую они могут опереться и сделать ещё более решительный, умелый шаг в исполнении Божьего. Вот что самое главное.
99. И насколько вы ушли от этого главного, насколько вы заблудились, отклонились ли за эти периоды времени, которые сейчас здесь проходите (а у вас метания многообразные происходят, разные отклонения приходится замечать)… И сейчас надо вполне серьёзно переосмыслить многие свои действия, потому что, как правило, замечаются эти отклонения от нормы, от той главной задачи, которую вы как будто бы приняли на себя, но отклоняетесь в другие стороны, больше связанные с вашими слабостями. Поэтому ещё раз надо пересмотреть всю эту тему.
100. И учитесь создавать это пространство – пространство улыбки, пространство радости. Ну так несите эту радость, помогите её зажечь друг другу, чтобы меньше было каких-то сумрачных выражений лиц, чтоб вы всегда могли пошутить, поддержать, извиниться в какой-то момент, где видите, что, может быть, сглупили, поступили грубо… Но попробовать отнестись с пониманием к ближнему.
101. Но это ж целая школа! И очень важно, когда вы это пробуете осмыслить сами и где-то уже умудряетесь задать интересные уточняющие вопросы, чтоб мы всё больше рассматривали конкретные действия, где будет проявляться грамотное ваше участие в жизни друг друга, а не как кому вздумается.
102. Потому что очень часто приходится наблюдать такую какую-то упёртость в своём собственном понимании помощи, когда человек пытается оказывать её именно так, как ему это видится. И он даже не торопится оценить, что тому, кому он хочет оказать эту помощь, становится просто неприятно от этой помощи, она начинает явно мешать этому человеку.
103. Но человек, который оказывает эту помощь, не хочет этого замечать. Он просто видит, что он сам хочет эту помощь оказать, ему кажется: значит, он оказывает её правильно (он же сам хочет, он сам этим горит!). А нужна ли эта помощь ближнему – вот этим он не особо задаётся. Он считает, что нужна и всё. А что с ближним в этом случае происходит – это его уже как-то мало интересует. Больше хочется увидеть в этом какое-то негативное проявление со стороны ближнего – что он такой неблагодарный и не замечает помощи. Это ошибка.
104. Тут легко зародиться трагедии в ваших взаимоотношениях. И вместо того чтобы дружить друг с другом, вы станете чужими друг другу, вы удалитесь друг от друга. Но виноваты вы! Виноват, получается, прежде всего тот, кто очень горел желанием помочь ближнему. Получается такая ситуация.
105. И тогда тут же вкрадутся разные ложные утверждения, которые родились в мире: «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Да, если намерение не основывается на правильных усилиях, то, конечно же, под намерением пойдут дальше усилия, но неправильные, которые приведут к большим осложнениям. И тогда возникает такая глупая поговорка, за которой уже можно усматривать вообще ненормальную жизнь, где будут отсутствовать всякие добрые пожелания. Зачем они нужны, если они всё равно в ад ведут? Так можно здорово себя загнать.
106. Поэтому, имея в себе желание помочь ближним, имея вот эти добрые намерения, дальше надо грамотно их сделать. Именно грамотно! Значит, надо осмыслить каждый свой шаг: как вы его делаете? а уместно ли его делать (может быть, это только ваша иллюзия, что это правильно, а на самом деле так нельзя делать)? Вот тут чтоб вы чаще рассуждали и учились помогать друг другу.
107. Тогда у вас возникнет огромная жажда жить друг с другом, потому что вы всегда, посмотрев в любую сторону, будете видеть родной дом, где всегда вы можете получить нужную помощь, где нет чужих людей и где вы никого не боитесь, где не надо себя утверждать каким-то агрессивным методом. Вот эту среду вы и должны создать.
108. Может быть, вы за этот период так и не сможете вырастить ровненькие огороды. Это не страшно. Но если будет такой крепкий дух между вами, единство такое будет доброе – да на деревьях будут расти нужные овощи! Вы не останетесь голодными. Вы тогда вырастите их где угодно.
109. Но как раз вот эта главная часть пока недостаточно у вас проявляется. Вы больше переживаете о том, о чём не требуется переживать, и мучаетесь в проблемах, которые регулярно, упорно создаёте сами.
110. Так давайте учиться, не забывая об этой самой главной цели, ради которой вы сюда приехали. Чтоб именно в этом месте на Земле, в едином пространстве организма Земли, именно в этом месте начать формировать определённую среду. Так делайте её, чтобы было видно, что действительно вы любите друг друга, чтоб очень было приятно и радостно находиться рядом с вами и никто не боялся ближнего своего.
111. Вот на этом мы закончим сегодняшнюю встречу. Это было очень важно вам подсказать, ради этого Я встречу согласился вести.
112. Вы заметили, что в последнее время мы как-то мало встречаемся на общих встречах. Потребность в этих встречах диктуете вы сами своей жизнью. Тем, как вы живёте, что вы делаете, вы создаёте для Меня определённые ощущения желания оказывать ту или иную помощь вам. Поэтому, если вы правильно делаете, вы будете постоянно вызывать ощущение потребности чего-то дальше касаться…
113. Если что-то не решается, то невольно вы создаёте условия, где Мне как будто бы надо повторять неоднократно что-то. Но если повторение переходит ту меру допустимую, которая в этом случае может быть определена, желание встретиться будет исчезать. Но вы сами задаёте это условие. Поэтому всё зависит от того, как вы стараетесь жить.
114. Вот ради того, что Я сейчас вам сказал, на самом деле была вся встреча. Мне это хотелось вам подсказать, потому что Я обратил внимание, что это у вас забывается, стирается, вы как-то теряете эту часть очень важную. Так вот не забывайте её!
115. Ну, а теперь – счастья вам! До встречи. Я надеюсь, мы встречаться, конечно же, будем и дальше. Счастливо!»