Первого апреля Учитель с учениками спустились в Черемшанку, где, как часто бывало при выходах Учителя, пообедали у Гели, мамы Вадима.
2. Переночевал Учитель в Петропавловке в Доме Благословения. Рано утром путники выехали в аэропорт Абакана, откуда и вылетели в Москву.
3. Пообедал Учитель уже в Подольске, в квартире у Игоря и Ирины. За столом произошёл разговор с мужчиной, который, выйдя на свободу из мест заключения, предполагал изменить дальнейшее течение жизни своей.
4. Уже имея мудрость от шагов своих и желая разговора с Учителем, он понимал, что после разговора его выбор сузится и ему предстоит быстро решать судьбу свою. Но он сам попросил об этом разговоре…
5. А уже вечером этого долгого дня Учитель был в Киеве, где Его ждали тёплые, радостные встречи и в аэропорту, и дома у Василя.
6. Тёплая встреча сопровождалась роскошным, украшенным свежей зеленью горячим ужином, приготовленным Галой, женой Василя. Здесь же Учитель дал первое интервью одному из украинских телеканалов.
7. Утром третьего апреля Учитель вместе с художниками отправился во Дворец творчества – Украинский дом, в выставочном зале которого в пятнадцать часов этого дня предстояло быть открытию выставки «Духовный путь и искусство».
8. Виссарион знакомился с залом и вместе с другим участником выставки, художником Николаем Онищенко, размещал картины на стенах белого цвета.
9. После обеда Учитель вернулся во Дворец творчества к открытию выставки. На ступенях Украинского дома – живой коридор из множества встречающих Учителя, кто собрался к этому дню из нескольких городов Украины, России и даже Болгарии и Латвии. Цветы, улыбки, желание коснуться Учителя…
10. Выставочный зал переполнен людьми. Василь начал открытие приветственной речью… Но директор Дворца творчества Наталья Филипповна, извиняясь, попросила провести открытие в большом фойе, так как выставочный зал не вмещает всех желающих и вентиляция зала не рассчитана на такое количество людей.
11. Сотни людей вместе с Учителем перешли в фойе. Пока готовилась усиливающая звук аппаратура, Он дал короткие интервью газете «Сегодня» и украинскому телевидению.
12. Продолжение открытия. Василь представил художников, каждый из которых (Игорь Гончаров, Николай Онищенко, Виссарион) сказал несколько приветственных слов.
13. Виссарион в коротком Слове своём сказал о том, что творчество – это плоды рук человека, который не торопится говорить многословные выражения, что произведение должно быть простым.
14. «Вы видите простую красоту вокруг, и для того чтобы порадоваться этой красоте, не нужно кому-то со стороны много объяснять вам, что за всем этим стоит, не надо много кому-то говорить вам, насколько красиво солнце или насколько красивы деревья, мир вокруг. Вы имеете глаза, вы имеете сердце, и вы все в состоянии взять настолько полно, насколько имеете сейчас свои естественные возможности…
15. Если то, что вы увидите на выставке, прибавит вам радости, прибавит тепла в вашем сердце, мы от этого будем счастливы. Прошу вас, прикоснитесь…» – улыбнувшись, завершил Учитель приветствие своё.
16. Далее несколько слов сказал профессор института философии Академии наук Украины Анатолий Колодный о том, что религии познаются через их проявления, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, а значит, жизнь человека должна сводиться не к вознесению просьб к Богу, а к творческому деянию рук…
17. Завершил приветственную часть открытия выставки гетман украинского казачества Анатолий Попович. В горячей речи своей он сказал, что Виссарион своей жизнью, тем, что Он сделал в Сибири, показал, что люди на всей Земле могут жить по Божьим законам без разделения внутреннего, без разделения социального, без разделения с Богом.
18. «Благодарю Его и Его собратьев за всё, что они сделали», – подытожил гетман.
19. Открытие выставки происходило под огромным круглым циферблатом с остановившимся временем…
20. После открытия Виссарион дал интервью съёмочным группам «Пятого канала» и канала «Культура». Фрагменты из этих интервью.
21. «Насколько важно общение посредством живописи, картин, посредством искусства?» – спросила журналистка «Пятого канала».
22. «Это очень важная составляющая развития человека. Люди должны уметь творить красивое, они должны уметь воспевать красивое. Желание человека сотворить что-то красивое – это одна из главных черт существа человека, его бытия.
23. Если люди не умеют творить красивое и не учатся этому, то говорить о нормальном развитии общества не приходится. Это горькое событие, и оно горьким свершается уже многие века.
24. Люди должны пересмотреть подход к этой области и впрямую увязать развитие творчества с духовным становлением. Это нельзя ни в коем случае разделять.
25. Поэтому именно Мне, как тому, кто прежде основывает духовное становление, нужно касаться и развития творческой стороны очень много».
26. «Как Вы выбираете, кого Вам писать и что?»
27. «Это происходит на уровне чувств, когда в какой-то момент ощущаешь, что вот это хотелось бы сделать. И тогда просто берёшь и делаешь, любуясь этим.
28. То есть каждое творение – это своеобразное любование без каких-то сложных идей…»
29. В ответе на один из вопросов журналиста канала «Культура» Учитель сказал: «Достижения науки, разума человека должны быть направлены прежде всего в помощь духовному становлению человека.
30. То есть человек имеет право находить, создавать и развивать в техническом плане то, что действительно будет ему помогать в его правильной деятельности на Земле.
31. А правильная, истинная деятельность человека на Земле – это умение воспевать красивое. Способности человеческой психики выстроены таким образом, чтобы, воспевая красивое, человек изменил информационную среду материального Бытия.
32. Умение творить красивое жизненно важно для человека. Надо, чтобы все люди учились рисовать, учились чувствовать красивое, чтобы почувствовали веру в свои силы, в то, что их руки могут созидать красивое.
33. Это нужно развивать. Иначе человек будет продолжать оставаться диким, претендующим на корону в Природе, но на самом деле продолжающим творить невероятные глупости, которые ведут к самоуничтожению».
34. К вечеру этого насыщенного дня Учитель оказался в сауне, куда пригласили Его Василь с друзьями. Компания вместе с Учителем получилась интересная: Владимир – заместитель главного врача правительственной больницы, священнослужитель Юрий – настоятель автокефальной православной церкви, народный депутат Украинской рады, Михайло – полковник министерства чрезвычайных ситуаций, Василь – экс-депутат Верховного Совета Украины.
35. Между заходами в парилку велась увлекательная беседа, где большую часть времени все участники этого вечера внимательно слушали Учителя.
36. «…Творить красивое дано всем. Но дальше сказывается опыт. У кого-то от рождения будет что-то замечательно получаться, потому что у него очень богатый опыт. У другого такого опыта нет.
37. И когда опыта созидания нет, преобладает опыт инстинкта. Инстинкт – это то, что благоприятно для себя. И тогда такой человек всегда выбирает пространство, где что-то для него выгодно, он для себя это тянет, он не умеет созидать, он не знает этих ценностей.
38. У него, конечно, многое не будет получаться. Но надо учиться. Просто надо понять, что не надо терять время, надо учиться.
39. Каждый человек должен уметь творить красивое, уметь быть мастером в любой области, той, которая на благо человеческого общества…» – говорил Учитель, отвечая на вопросы Владимира и расщёлкивая пальцами орешки.
40. Собеседники затронули тему инквизиции в христианстве. «В вопросе взаимоотношений мужчины и женщины в те времена в христианстве были сделаны и заложены колоссальные отклонения в ненормальную сторону, в результате чего в женской психике уже нарушено восприятие этих отношений, – сказал Учитель. – И естественно, женщина, развиваясь, захочет вырвать себя из всего того, что на неё наложено. И конечно, в этой попытке она сделает другие перегибы. И она их делает…
41. Тему взаимоотношений мужчины и женщины с позиции Истины теперь надо рассматривать широко: какова истина рождения женщины, мужчины? что они несут в предначертании своём? каковы правильные законы составления семьи? в каком случае мужчина и женщина могут быть разведены, в каком нет?..
42. Неверно полагать, что если мужчина и женщина повенчаны, то не имеют права разойтись. Мне в реальности приходилось встречаться с ситуацией, когда жена священника ненавидит своего мужа уже до отклонений в психике, испытывает отвращение к близости, навязываемой этим человеком. Но она боится оставить его, потому что боится кары Божьей… Но куда же тогда хуже: жить рядом с человеком и продолжать его дико ненавидеть?!
43. На многие такие нюансы надо по-другому посмотреть».
44. «Сама по себе такая жизнь – это грех», – сказал Владимир.
45. «Конечно», – кивнул Учитель.
46. «Есть священники у нас, которые заставляют своих жён исповедоваться непосредственно у них, – сказал священник Юрий. – К сожалению, это имеет место».
47. Юрий, будучи настоятелем храма святых Бориса и Глеба, являлся также художником, автором икон. Вспоминая открытие выставки сибирских художников, Юрий сказал, что видел там немало знакомых православных священников Украинской патриархии в мирской одежде, которые пришли посмотреть на событие своими глазами.
48. Прощались участники вечера в сауне добрыми друзьями. Юрий пригласил Учителя с учениками в храм, настоятелем которого он являлся и строительство которого было недавно завершено, предложив посмотреть оформление храма, алтарную часть, старые и новые иконы, которые только готовились к размещению на стенах храма.
49. Четвертого апреля в кабинете директора Дворца творчества произошла встреча Учителя с Петром Ющенко, депутатом Украинской Рады, старшим братом и советником президента Украины Виктора Ющенко.
50. Пётр приехал на выставку художников сибирской общины с авторитетным украинским художником, чтобы не только самому оценить мастерство живописцев, но и услышать мнение профессионала, каковым и являлся народный художник Украины Гайдамака Анатолий.
51. И конечно, Пётр приехал для разговора-знакомства с Виссарионом, так как сравнительно недавно его брат, президент Украины, получил письмо от Учителя с предложением познакомиться с духовными принципами существования общины на юге Красноярского края не по слухам, а в живой беседе.
52. В том письме, которое Виктор Ющенко получил в ближайшие месяцы после своего избрания президентом Украины, были такие строки:
53. «…Весьма нелёгким оказался путь к заветной должности, что, по всей видимости, вполне можно воспринимать как нечто знаменательное, ибо дальнейший путь вряд ли будет легче.
54. В этой связи думаю, что шаблонно говорить о победе будет несвоевременно, ибо побеждает не тот, кто сумеет крепко ухватиться за штурвал судна, а тот, кто сумеет благополучно провести это судно через шторм к вожделенным берегам.
55. Время же показывает, что существующий шторм в общественной жизни всех людей на Земле ныне не только уже достигает опасных масштабов, но и имеет неумолимую тенденцию к гораздо более трагическому усилению.
56. Такая критическая ситуация глобального масштаба жизненно необходима в развитии человеческого общества, ибо является тем обстоятельством, которое, определённым образом активизируя психику человека, создаёт благоприятные условия для нахождения особо важного, как правило нестандартного, решения проявившейся задачи.
57. Именно с таким нестандартным предложением пути разрешения основной проблемы, надо признать, любого в мире условно «цивилизованного» общества я и устремляюсь к вам обратиться…
58. Жизненно важно создать условия, когда тема духовности станет восприниматься и обсуждаться всем обществом как нечто гораздо более значительное, чем вопросы, касающиеся политики и экономики.
59. Но такой высокий уровень значительности теме духовности по естественным объективным причинам не сможет придать ни один лидер, надо подчеркнуть, традиционных конфессий. Несмотря на своеобразную масштабность, с которой можно сталкиваться в деятельности этих духовных движений.
60. Есть только исключительно один путь к благоприятному разрешению такой задачи…»
61. Вот такое письмо (с сокращениями) предшествовало беседе брата президента Украины с Виссарионом.
62. «Работы понравились?» – спросил Учитель в начале беседы за зелёным чаем.
63. «Потрясающе!» – сказал народный художник Украины, который пришёл вместе с Петром Ющенко посмотреть живописные работы Виссариона.
64. «И моё мнение непрофессионала то же самое», – сказал Пётр.
65. «Мне, как профессионалу, трудно представить, что можно так писать пастелью», – добавил художник.
66. Совсем недолго беседа касалась темы творчества и особенностей пастели, потом Петр Ющенко перевёл разговор в ожидаемое русло, сказав: «Вот всё мечтаю побывать у вас в общине».
67. После этой фразы Пётр был приглашён в общину на Праздник 18-го августа.
68. «А какой праздник в христианстве восемнадцатого августа? 19-го августа мы празднуем Преображение, а 18-го августа – не знаю», – сказал Пётр.
69. «Вместе с нами можете отпраздновать Преображение», – предложил Вадим.
70. «Так ведь 19-го Преображение», – продолжал Пётр.
71. «Ну, мы празднуем Явление Слова три дня», – сказал Вадим в сопровождении улыбок остальных участников встречи.
72. «С четырнадцатого по двадцать восьмое у нас пост строгий, Успенский. Следует община этому канону?» – спросил Пётр
73. «Там люди на постоянном посту», – ответил Василь.
74. «А как вино на празднике?..» – спросил Пётр.
75. «Не проповедуется употребление спиртного», – сказал Учитель.
76. «А как же причастие вином?» – уточнил Пётр.
77. «Такого там нет», – сказал Учитель.
78. «Нет таинства причастия?» – спросил Пётр Ющенко.
79. «Причастие – это умение принять в себя Слово Божье. Оно же пришло во плоти и крови, так надо принять Слово Божье, а не искать замену Сути в виде вина и хлеба.
80. Это как замена. Употребил вино и хлеб – и, казалось бы, принял Слово… И пошёл делать глупости дальше», – сказал Учитель.
81. «А Христос же пил вино в Кане Галилейской…» – возразил Пётр.
82. «В то время по-другому нельзя было. Люди не могли долго держать виноградный сок. Заготовленный сок всегда бродил, превращался в вино», – сказал Учитель.
83. «А как Пасху празднуете? – спросил Пётр и после паузы добавил: – Я вас не испытываю. Мне интересно идейно-духовное существование общины.
84. Виден определённый успех существования вашей общины. По фотографиям, которые я видел ранее, видно, что люди там счастливы, нет междоусобных расхождений.
85. Я ищу то, что нас объединяет, а не то, что разъединяет. И если я увижу для себя, что вы обнародуете законы, которые продуцируют гармонию, то я буду только счастлив. В нашем светском обществе, к сожалению, нет гармонии».
86. «Не совсем верно будет обозначать происходящее там, в Сибири, как нечто подобное христианству. Нельзя будет провести такое подобие. Христиане ждут Учителя, а те, кто там находятся, уже Его дождались.
87. Поэтому неверно будет справлять те же самые праздники в общине. В одном случае люди вспоминают страдания, когда нет с ними Учителя Любви. В другом случае – не имеет смысла страдать о Нём в то время, когда Он живой и вместе с ними».
88. «А как же будет Спасение без страдания? Я имею в виду Воскресение, то есть Спасение будущее, ведь до этого Христос в пятницу пострадал…»
89. «Это – образ. Как ты посвящаешь жизнь свою во Славу Бога и умеешь благодарно принять то, что Им даётся, преодолевая боль в себе, которая нередко возникает от неудовольствия, – в этом то страдание, которое надо пройти.
90. Если человек будет добиваться справедливости, как ему присуще, то все его страдания никуда не годятся. Они к Богу не имеют никакого отношения…»
91. Далее Учитель сжато коснулся разных тем: о разделении в христианстве на том, что люди придумали сами; о ритуалах и их ценности; о литургии как творческой попытке восславить Бога; о крещении водой и Святым Духом; о точном пошаговом пояснении понятия «любовь к ближним»; о живом Учителе, которого ждут христиане и мусульмане и только благодаря принятию которого они смогут объединиться; о смысле зарождения человека; о Сути Слова Божьего…
92. «Будем планировать приезд к вам летом», – сказал к завершению встречи Пётр Ющенко. А потом неожиданно спросил у Вадима: «А вы откуда родом?»
93. «Из Воронежа» – был ответ.
94. «Ну вот, настоящий украинец», – прокомментировал Пётр, чем вызвал улыбку художников из Сибири.
95. Дальше последовал обстоятельный исторический экскурс от Петра, из которого оказалось, что вся Россия – это Украина; что чернозёмные территории – это казан всей цивилизации, откуда вышла европейская цивилизация вместе с кельтами и галлами; что в санскрите есть украинские слова…
96. Когда прощались, художник Анатолий Гайдамака сказал Учителю: «В пастелях Ваших виртуозность нечеловеческая!»
97. «Человек создан по подобию Бога. Значит, у него есть программа быть творцом. Если Отец – Творец, значит, люди должны быть творцами обязательно.
98. А пастель – это как сухая земля, цветная пыль. Вот берём сухую землю – и творим жизнь…» – улыбнулся Учитель.