Повествование от Вадима

Часть 16

Глава 11

Праздничные дни августа. Учитель спустился в Петропавловку семнадцатого числа.

2. Утром в День Слова, уже по традиции, священнослужитель Сергей принял огонь молитвенного таинства, и дальше действо продолжилось детской литургией. Вскоре действие переросло в большое литургийное шествие от Храма к острову. И был Праздник…

3. Тем временем в Храме Учитель встретился с участниками Первой международной научно-практической конференции «Новое сознание – Новый человек – Новое общество: образы, пути перехода, проекты и технологии».

4. Эта конференция проходила с шестнадцатого августа в Черемшанке в помещении туристического дома и собрала учёных разных направлений и званий, обеспокоенных судьбой современной цивилизации потребления, поиском и созданием нового мировоззрения, которое определяло бы смысл и цель жизни человека. Среди участников конференции были академики Болотов Э.С., Болотова Л.С., Минин Б.А.

5. Встреча участников конференции с Учителем, построенная на вопросах к Нему, продолжалась около двух часов и вовлекла учёных в процесс творческого осознания Мировоззрения Истины, принесённого Словом Божьим.

6. В этот же праздничный День Учитель дал интервью журналистам Первого канала телевидения Швеции. Интервью началось с вопросов на темы творчества.

7. «Как Вы научились рисовать?» – был первый вопрос.

8. «Трудно что-то сказать – как. Много рисовал. Старался делать лучше те места, которые видел, что они Меня не удовлетворяют…»

9. «Вы не учились где-то в художественной школе, в институте?»

10. «Сейчас очень много литературы разнообразной на тему искусства. Многое можно почерпнуть из книг. Очень много можно почерпнуть, наблюдая картины в музеях. Очень много можно, опять же, увидеть из того, что можно посмотреть в книгах, иллюстрации картин. То есть наше время характерно тем, что очень много запечатлено, и это можно увидеть».

11. «Как Вы вдохновляетесь, чтобы рисовать, и как находите время?»

12. «Желание рисовать само появляется. А дальше надо смотреть по обстоятельствам, особенно сейчас. Не всегда есть возможность порисовать, даже если хочется, потому что Я могу быть либо в поездке, либо встречаться с людьми. В этот момент Я не могу всё оставить и пойти рисовать. Поэтому, как только появляется эта возможность, Я её использую.

13. А первые годы, когда Я начинал рисовать, рисовал до тех пор, пока в глазах не начинала помеха появляться. То есть было, что и по двенадцать часов в день рисовал».

14. «Можно назвать Ваши картины реалистическими?»

15. «Наверное. Правда, бывает, Я использую элементы фантазии. Но в целом можно так назвать».

16. «Почему Вы выбираете именно реализм?»

17. «Законы Гармонии… Мир гармоничен вокруг. Его нет нужды искажать больным сознанием. От такого искажения он красивей не станет. Поэтому реализм – это желание изобразить красивое по законам Гармонии. И тем более это же язык, через который ты делишься с ближними своими переживаниями, язык должен быть понятен».

18. «А какое у Вас мнение о деструктивном искусстве?»

19. «Изобразительное искусство очень сильно передаёт внутреннее состояние художника. Оно способно его очень сильно запечатлевать в предмете, который творит рука человека. Очень сильно. Поэтому, какой внутренний мир художника, такая энергия начинает запечатлеваться в творении.

20. Человек может измениться после того, как сделает произведение, но произведение, запечатлевшее какую-то больную форму переживаний этого человека, будет продолжать излучать эту болезнь. И излучать будет эту энергию до тех пор, пока будет существовать произведение. Это могут быть тысячелетия. И у всех, кто будет находиться рядом с этим произведением, будет накладываться эта негативная информация и разрушать жизненные энергии человека».

21. «А Вы когда-нибудь нарисовали что-то, что Вы сейчас не хотели бы показывать никому, на чём Вы не хотели бы поставить своё Имя, так сказать?»

22. «Если Я делал что-то и Мне это не нравилось, Я это сразу же уничтожал. Но, естественно, по мере того как учишься лучше исполнять произведения, давние произведения вызывают смущение, потому что там многое видишь как недостаточно интересное, можно было бы сделать лучше, это смущает».

23. «Что такое совершенное искусство?»

24. «Которое может наполнять человека животворящей силой и вдохновлять его на творчество. И чем больше произведение может действовать так, тем оно интересней. Но не может быть такого совершенного искусства, которое одинаково нравится всем. Такого не может быть».

25. «Слышали, что у Ваших картин есть сила, которая может излечивать. Вы можете что-нибудь про это рассказать?»

26. «А что можно рассказать? Если людям нравится, это им помогает, что здесь рассказать ещё? Наверное, есть, если они излечиваются».

27. «А Вы когда-нибудь сами испытывали, что какая-то картина может повлиять таким воздействием на Вас, в смысле, что какая-то картина может лечить?»

28. «Нет, Я в этом не нуждаюсь. Я не раз встречал картины в хороших музеях, которые радовали. После просмотра этих картин хотелось идти рисовать, вот это важно было».

29. «А вот можно как пример – какая-то особенная картина, которая Вам понравилась?»

30. «Очень часто Я смотрю картины, не наблюдая за названиями картин и за именем художника. Мне важно видеть само произведение. Поэтому сейчас сразу сказать Мне будет даже сложно, Я не смогу назвать название».

31. «Как духовность взаимосвязана с искусством? И как это происходит?»

32. «До этого мы уже проговорили, что хорошее произведение – это то, которое приносит радость и вдохновение на создание какого-то произведения. Но для того чтобы запечатлеть нужную положительную силу в произведении, этой силой надо обладать.

33. А силу приобрести можно, только лишь правильно двигаясь по пути духовного развития. Чтобы делать качественные произведения любого рода, надо иметь много уравновешенности внутри, надо уметь быть спокойным, сдержанным, терпеливым.

34. Иначе неуравновешенное состояние человека, его беспокойство постоянное подталкивает его постоянно торопиться. Но когда он торопится, произведение хорошим никогда не сможет быть.

35. И если он поторопится и сделает произведение, в этом произведении уже запечатлится его беспокойство, его суета, и оно уже негативно будет влиять на всех, кто прикоснётся к этому произведению. Поэтому современное искусство отличается тем, что все произведения можно сделать за один час, любое из произведений».

36. «Значит, временем определяется, какое искусство более истинное?»

37. «Да, хорошее искусство будет храниться людьми, они будут дорожить хорошим. Всё остальное промелькнёт и забудется».

38. «А длительность творения произведения как влияет?»

39. «Если дольше делаешь произведение, это вовсе не означает, что сделаешь хорошее произведение. Человек может долго прикасаться к произведению, постоянно находясь в нехорошем состоянии, прикоснулся – оторвался, через время опять прикоснулся, он может долго делать, но всё-равно оно будет наполнено негативным».

40. «Что Вы хотите показывать для зрителей своим искусством?»

41. «У Меня нет желания что-то показывать, Я просто пою Песню руками, и всё. А люди просят посмотреть, и Я им даю посмотреть. Но изначально у Меня желания что-то показывать нет.

42. Искусство – это не политическое что-то. В политике стараются навязать какую-то идею. В искусстве этого не должно быть.

43. Искусство – это поэтическое прикосновение человека к миру, который он любит, который его окружает, который ему хочется воспеть, которым хочется полюбоваться. Это только слабый человек, желая утвердить себя, пожелает через искусство что-то очень громко говорить».

44. «Вот если, например, человек рождается в стране, где происходит война, и если этот человек хочет выразить свои переживания через искусство, это неправильно?»

45. «Надо посмотреть, какое переживание. Переживание подразумевает много разных проявлений. И если ему хочется выразить негодование по поводу войны, нельзя это запечатлевать. Это негодование будет существовать долго, пока существует произведение. И в мирное время оно будет действовать так, как будто идёт война».

46. «А если человек хочет рассказывать другим про какие-то события войны? Допустим, если он увидел мёртвого человека и хочет другим рассказывать?»

47. «Чтобы вызвать что?»

48. «Чтобы рассказывать, что он переживал. Ну, как пишешь книгу, только как искусство».

49. «Чтобы не только он переживал боль, но и переживали тысячи людей ту же боль, которую он пережил? Чтобы боли и этих переживаний стало больше?»

50. «Чтобы рассказывать, что есть война».

51. «Это не придаст людям хорошего настроения. Люди переполнены злобой друг на друга, страхом друг перед другом, и такие рассказы не уменьшают, а умножают эту злобу и страх.

52. Если хочешь, чтобы о чём-то забыли, чтобы что-то перестало быть, это надо предать забвению, а не напоминать постоянно об этом.

53. Неправильно будет думать, что, если показывать ужасы войны, люди будут на этом учиться и не будут воевать. Они будут запоминать и применять то же самое».

54. «Вы получаете как руководство какое-то Бога, когда рисуете?»

55. «Это ни к чему. Такое руководство не нужно никакому человеку. Каждый, кто скажет, что у него есть такое руководство… это уже надо насторожиться».

56. «Мы читали в интернете, что Вы придумали новые способы использовать пастель. Можно немножко про это?»

57. «Нет, новое Я не придумал. Не знаю даже, как ответить. Так-то нового Я ничего не придумал, это делали и раньше. Но не многие, может быть, так серьёзно уделяли внимание пастели.

58. Но Я решил расширить подход к пастели, чтобы это стало ещё более ценным, чем живопись маслом, потому что на самом деле вижу, что она более ценная. Я это чувствую: должна стать более ценной».

59. «А есть другие художники, которые тоже используют именно вот эту технику в пастели?»

60. «Есть в Дрезденской галерее такая пастель хорошая – «Шоколадница». Произведение интересное. Но Я не во всех музеях был. Может быть, где-то ещё интересное есть».

61. «А Вы продали много картин, которые Вы нарисовали?»

62. «Нет, немного. Я стараюсь этого не делать».

63. «А почему?»

64. «Ну, они очень ценные для Меня и сейчас особенно для тех, кто здесь живёт, собирается. Эти люди считают, что это для них очень важная ценность. Поэтому Я стараюсь картины не продавать.

65. Я склонен сделать на заказ портрет, но картины Я стараюсь не продавать. Их непросто восполнить для следующей выставки, а выставки происходят очень часто ещё вдобавок».

66. «Самая дорогая картина, которую Вы продали, сколько она стоила?»

67. «У Меня что-то язык не поворачивается о деньгах говорить. Это не Моя область, Мне сложно говорить о деньгах».

68. «Говорится, что Вы некоторые картины в миру продаёте за очень большие деньги сейчас».

69. «Ну и ладно, пускай говорится. Если кому-то нравится так, пускай делают.

70. Есть картины [других авторов– Вад.], которые стоят многого, а есть картины, которые ничего не стоят, но за то, что связано с такими картинами, платят большие деньги. Такие картины есть, которые по ценности их собственной можно выбросить в ведро, но за них отдают огромные деньги».

71. «А есть какое-то место, где Вы очень хотели бы показывать свои картины?»

72. «Нет такого места. У Меня нет таких желаний. Тут можно добавить: ведь Я хочу показывать только там, где хотят их видеть. Поэтому Я сначала слышу предложение и откликаюсь на него. Но если предложения нет, у Меня и нет желания никакого там показывать. Всё зависит от того, как хотят смотреть».

73. «Получается, что Ваше искусство как бы способствует продвижению Учения?»

74. «Да, способствует.

75. До этого времени Я много ездил, рассказывал о духовном. А теперь Я не вижу нужды ехать и рассказывать. Едут картины, и люди, соприкасаясь с ними, сами начинают спрашивать, искать, узнавать. Сами картины их ведут дальше».

76. «А Вы занимаетесь какими-то другими видами искусства кроме живописи?»

77. «Если бы было время, Я бы занимался любым видом искусства. Но у Меня просто нет времени. Искусство требует очень много внимания. И заниматься несколькими видами возможно, но тогда понемножку будет произведений разных, их будет мало. Поэтому Мне хочется в одном это выразить. Когда будет время другое сделать, Я сделаю другое».

78. «Вы хотели бы, чтобы Учение в Швеции узнали через Ваше искусство?»

79. «Там, где нужно, чтобы кто-то обязательно прикоснулся к Учению, обязательно произойдут события, которые позволят этому быть.

80. Моё Учение нельзя чтобы взяли все. Оно непосильно для всех. Но это серьёзная тема. Моё Учение должно собрать здесь тех людей, которые заложат основу будущего человечества. Всем остальным нужно будет уйти из жизни за определённый период времени долгий.

81. Формировать новую основу – это очень большой труд. Нужен подвиг. На это мало кто способен. Сейчас люди должны здесь сделать за короткий период то, что они не могли сделать за тысячелетия».

82. «У Вас есть какой-нибудь совет для художников в мире сейчас? Это последний вопрос».

83. «Стараться изображать своё любование миром, а не какие-то болезненные переживания, не какие-то острые мгновения жизни.

84. Люди всегда живут острыми мгновениями, им не хватает любования. Те, кто не умеет любоваться, критикуют процесс любования. Но критикуют по своему невежеству, а не от мудрости. Надо уметь любоваться, и это можно запечатлевать. Это всегда вызовет радость, а значит, и желание жить вызовет. Это главное».

85. «С какой целью Вы занимаетесь живописью (кроме того, чтобы передать своё Учение)?»

86. «Творчество, через которое человек может проявлять свою любовь к миру, – это одно из очень важных обстоятельств, связанных с духовным развитием человека. И именно на эту тему должен заговорить Духовный Учитель. Этого не делалось никогда. Поэтому было много ошибок.

87. В творчестве выражается смысл, ради которого был рожден человек на Земле. Смысл, которого не знал ни один человек на Земле до этого времени. А вот теперь этот смысл надо узнать».

88. «А почему это происходит именно сейчас?»

89. «Это должно происходить в решающий для всего человечества час. Таков закон выбора – его надо поставить в последний момент. Это наилучшее условие, которое сыграет спасительную роль в жизни всего человеческого общества.

90. Для этого ещё должны быть благоприятные условия, когда к открывающейся Истине имеют возможность прикоснуться все люди на Земле. Если бы это было раньше, открывающаяся Истина имела бы принадлежность к какому-то народу. А сейчас к Ней могут одинаково прикоснуться все, Она принадлежит всем».

91. «А искусство, как Вы считаете, будет иметь большое значение для нового человечества?»

92. «Оно будет самым главным на Земле. Каждый человек должен уметь выражать свою любовь к окружающему миру разнообразными способами и на очень высоком уровне.

93. Не научно-технический прогресс должен вести человеческое общество, а искусство, умение творить красивое. Поэтому люди будут уметь проявлять себя во всех видах искусств. У людей есть реальная возможность жить вечно».

94. «Какая у Вас будет роль в будущем искусстве?»

95. «Я лишь расскажу многие Законы, которые нужно помнить, и всё. И покину людей на какой-то период времени. Буду помогать по-другому. Не буду соблазнять, находясь рядом, когда всем так и хочется подойти и что-то спросить. Они должны учиться, учиться сами думать».

96. Вечер праздничного Дня. Море огней у Храма. Слияние с Учителем под мерный колокольный звон. Слово Учителя.

97. «Праздник – это прежде день, где человеку очень хочется выразить свою благодарность, благодарность за дарованное ему, где он радуется и хотел бы с ближними умножить эту радость, отдавая торжество своего сердца вовне. Но в этом случае никакая погода не может помешать.

98. Поэтому думаю, верю, надеюсь, что ваши побуждения были хорошими и вы выразили радость свою в меру сил, возможностей и того объёма этой радости, которым вы обладаете. И очень хочу, чтобы вы всегда помнили эту особенность, каждый день. Ведь верующий человек благодарен всегда за то, что ему даётся. И возможность выстраивать праздник у него есть каждый день, возможность отпраздновать каждый день у него всегда есть…

99. Учитесь радоваться, что бы ни происходило. Учитесь быть благодарными, как бы трудно ни было. Находите то, чему вы учились, здесь пребывая, прикасаясь к Написанному для вас уже в немалом количестве.

100. Учитесь держаться за радость. Богу угодны радостные дети, ибо в радости жизнь творится, но не в скорби. Горевать вы умеете, давайте учиться радоваться. Учиться радости праведной. Не когда эта радость возникает от того, что у ближнего что-то погибло… (Слушающие оживились улыбками.) Как сразу вы отметили злободневное! – ответил улыбкой Учитель. – У некоторых народов есть такая поговорка: «У соседа скотина погибла – мелочь, но приятно». Но, надеюсь, вы другому учитесь и что-то уже можете сделать по-иному.

101. Я понимаю, как велика привязанность, как велики соблазны и слабость, под эти соблазны настроенная. Но победить надо. Обязательно!

102. Ну а теперь мы помолчим о Вечном, после чего День праздничный подойдёт к завершению. Но Праздник Жизни не закончится. Вы пойдёте в дома свои, в дома друзей, особенно в дома тех, кому трудно, и разделите с ними свою радость. И будете помогать им обретать радость трудом тяжким, но тем трудом, который только лишь и можно жизнью назвать».

103. И был салют под колокольный перезвон…

104. Три последующих дня в Доме Благословения в Петропавловке проходили индивидуальные встречи с Учителем по жребию.

105. Двадцать первого августа Учитель вместе с семьёй своей и учениками вылетел из аэропорта Абакана в Краснодар, где предстояло быть выставке трёх художников сибирского духовно-экологического поселения.

106. На следующий день Виссарион с Соней и сыновьями Святославом, Елисеем и Святогором проведал отца своего Анатолия и дом детства своего, увиделся также с семьёй брата двоюродного Валерия, с которым в детстве и юности Его связывала крепкая дружба.

107. Двадцать третьего августа в Центральном выставочном зале Краснодара состоялось открытие выставки живописи «Духовный путь и искусство».

108. Зал был заполнен. Три телеканала снимали событие. Учителю не хватало рук, чтобы удержать цветы, подаренные Ему в эти мгновения.

109. Виссарион привёз в родной город не только замечательные картины, несущие свет и радость, но и долгожданный грозовой ливень, который после иссушающей духоты омыл город накануне открытия выставки.

110. На следующий день при участии жизнерадостной, искренней Ольги, организовавшей отдых друзьям, Учитель с семьёй и друзьями отправились к морю в местечко Бета, где и пробыли до третьего сентября среди шума прибоя и неограниченного количества арбузов и дынь…

111. Пятого сентября загорелые путешественники вернулись в Петропавловку.