Семнадцатого июля Учитель со спутниками, каковыми были Соня, Борис и Вадим, прилетели в Москву.
2. Николай Онищенко приехал в Москву на несколько дней раньше, чтобы успеть оформить бумаги на вывоз картин в Литву, где на двадцать первое июля в портовом городе Клайпеда в Центральном концертном зале было намечено открытие выставки сибирских художников «Духовный путь и искусство».
3. В Москве Учитель провёл три дня. На квартире у Саши Комогорцева, который помог заранее оформить путешественникам визы в Литву, Виссарион вместе с Николаем подготавливали картины к предстоящей выставке.
4. Двадцатого июля путники поездом прибыли в Вильнюс. Здесь в центре города в старинном доме, основание которого закладывалось в средние века, Учитель принял трапезу вместе с друзьями у гостеприимной, сердечной Данутэ.
5. Потом Учитель отправился с друзьями в Клайпеду через Тракайский замок, где была запланирована остановка с осмотром замка и его окрестностей.
6. В солнечный тёплый день Учитель прогулялся среди старинных стен, останавливаясь в некоторых местах, чтобы дотронуться до стен…
7. Домом в этом путешествии стал для Учителя и учеников гостеприимный хутор «Провинция», расположенный в пятнадцати-двадцати минутах езды от Клайпеды недалеко от песчаного берега Балтийского моря.
8. Двадцать первого июля в выставочном фойе Центрального концертного зала Клайпеды состоялось открытие выставки живописи трёх сибирских художников.
9. Прозвучали короткие приветствия от Игоря Гончарова, Николая Онищенко, Вадима Редькина, несколько трогательных слов сказали организаторы выставки.
10. Учитель, слегка наклонив голову, находился среди открывающих экспозицию, но не сказал приветственных слов, предупредив учеников перед самым открытием, что говорить сегодня не будет и что достаточно будет слов учеников.
11. Друзья-цыгане, приехавшие в Клайпеду из Латвии, устроили на открытии небольшой яркий концерт-приветствие и для художников, и для всех пришедших на открытие, среди которых были и литовцы, и латыши, и эстонцы, и русские…
12. Вечером следующего дня недалеко от хутора «Провинция» (дома Учителя в этой поездке) на поляне у костра собрались друзья и последователи Учителя из трёх прибалтийских государств. Они очень хотели побыть рядом с Учителем и подарить Ему и друг другу свою радость жизни через песни и игру на музыкальных инструментах.
13. Когда все собрались большим кругом и развели костёр, позвали Учителя. Учитель пришёл тихо из-за деревьев и сел среди друзей своих на заранее подготовленное место.
14. Вопросов к Учителю в этот вечер не звучало. Звучали песни. Начали цыгане, продолжили народной музыкой латыши, потом зазвучали литовские песни, которые поддержали эстонцы.
15. Учитель раскачивался в такт музыке, иногда хлопал в ладоши. Получился радостный и трогательный вечер рядом с Наставником. Была подарена Ему по-детски искренняя радость сердец, обретших Его.
16. В эти дни на хуторе «Провинция» рядом с Учителем жил Ромас Бричкус, американец литовского происхождения, бизнесмен, член республиканской партии США. Он приехал специально в «Провинцию», чтобы познакомиться с Учителем, увидеть Его своими глазами.
17. Ромас познакомился с Учителем, был представлен Ему, трапезничал с Учителем и учениками за большим круглым столом. Но долгого общения с Учителем с вопросами к Нему у Ромаса не было. Учитель не чувствовал, не видел необходимости такого общения с Ромасом со своей стороны и посоветовал это сделать ученикам.
18. Вадим вместе с Вандой из Каунаса провели несколько часов в общении с Ромасом Бричкусом, рассказав ему о целях и задачах существования общины и о жизни Учителя.
19. Двадцать пятого июля, в завершающий день своего пребывания в Литве, Учитель принял участие в прощальном обеде, который устраивал для своих новых знакомых Ромас в Вильнюсе, в старинной части города.
20. За разговором в течение обеда Ромас поделился, что хочет по прибытию в Америку подробно рассказать своим высокопоставленным друзьям и знакомым в республиканской партии, среди которых и государственный секретарь США Кандолиза Райс, о большой развивающейся общине в Сибири и о её основоположнике и духовном лидере Виссарионе.
21. Ромас также сказал, что хотел бы поучаствовать в организации выставки картин сибирских художников в Америке и в организации встреч Учителя с теми политиками, которые обеспокоены складывающейся ситуацией в мире, в развитии современного технократического общества и нуждаются, на взгляд Ромаса, в той информации, которую имеет Виссарион.
22. «Я готов встретиться и выступить где бы то ни было, и в конгрессе, если только там есть действительно интересующиеся и нуждающиеся», – улыбнулся Учитель.
23. Вечером этого дня Учитель отправился поездом в Москву. А выставка оставалась в Клайпеде ещё на несколько дней, продолжая всё больше привлекать тех, кто должен был увидеть её в эти дни в этом месте Литвы.
24. Двадцать седьмого июля Учитель был уже в Абакане. А в воскресный день тридцатого июля отвечал на вопросы верующих после слияния в долине папоротников. Некоторые ответы Учителя на вопросы, прозвучавшие в этот день.
25. «Я заметил ситуацию, где пятилетний сын сказал неправду. Я с ним поговорил, объяснил, что лучше всё рассказывать так, как было. И в следующей ситуации через некоторое время заметил, что он опять говорит неправду. Когда я разговаривал с ним в первый раз, я сказал: «Если ты будешь говорить неправду, то мне придётся проявить строгость: наказать, в угол поставить либо ремешок применить». И когда второй раз ситуация произошла, нужно ли мне после разговора с ним применить ту строгость, которую я уже пообещал?»
26. «Такое возможно. Но, может быть, и не стоит. То есть не обязательно быть таким последовательным: если сказал, что ремнём накажешь, то обязательно уже теперь вынужден наказать».
27. «А не отложится ли у него такое: папа говорит – ну и ладно?»
28. «Нет, нет. Не должно отложиться так. У него отложиться может другое: что ты всё-таки не такой суровый, ты добрый человек и ты стараешься всё-таки идти ему навстречу, то есть что ты склонен прощать его.
29. А не просто что ты такой суровый и что стоит перед папой ошибиться, то обязательно он получит ремня. Тогда он ещё будет искать другие пути, как сохранить какую-то тайну, которую тебе не хочется открывать.
30. Поэтому, даже если он напроказничал, но правдиво говорит об этом, тут уже надо попробовать понять, что произошло, как произошло, с чем связано, показать ошибку… Но, может быть, не торопиться сразу наказать за это. То есть поддержать его правдивость».
31. «Нужно ли ему объяснить: «Хотя я тебе и говорил, что накажу тебя, но не буду наказывать»? Или просто промолчать?»
32. «Можно сказать: “В данном случае – хорошо, давай не будем сейчас применять строгость, давай ещё раз попробуем”».
33. «Я говорю: «Ну а как же быть тогда?» Он говорит: «Скажи строго». Я говорю: «Но я же уже говорил строго». А он: “Ой, не надо бить меня!”».
34. «“Нет, – скажи, – тогда уж придётся. Ну что ж сделаешь? Ты мальчик, ты должен учиться быть достойным”.
35. Попробуй выяснить, почему он боится сказать правду. И покажи ему, что если он скажет правду о том, что он что-то нарушил, то не обязательно должно последовать наказание. Вовсе не обязательно.
36. Покажи, что ты можешь понять его, понять, что где-то там действительно по-детски это всё происходит: не успевает ребёнок вовремя оценить какие-то обстоятельства, ему просто интересно.
37. И нельзя сказать, что это ошибка какая-то грубая, когда специально он делает что-то нехорошее. Нет, ему просто интересно это сделать, зажигается какой-то огонёк романтический внутри, когда хочется ребёнку, грубо говоря, залезть в какой-то огород посторонний и что-то там сорвать. Он туда лезет не потому, что ему не хватает на своём огороде (там тоже, может, это есть), но сам романтический вот этот акт – залезть тайно, тихонечко подкопать под забором ямку, пролезть, такое ощущение испытать интересное!.. – улыбнулся Учитель. –
38. Ты можешь, насколько можно, попробовать даже свои многие нюансы вспомнить из детства. Это просто особое ощущение! Не просто желание навредить, хотя понимаешь, что, конечно, будет неприятно кому-то (это как-то в стороне остаётся). Главное – ощущение вот это… лезешь испытать вот это ощущение, оно как-то романтично, как в боевике каком-то, как пират, залез куда-то… Для детей это немножко другая окраска идёт.
39. Поэтому его сразу за это поругать будет нельзя. Это детская окраска, она всё окрашивает так специфически, ему трудно через эту окраску сделать более трезвую оценку.
40. Это со временем взрослый движется по жизни, и у него эти окрасочки во многом стираются, поэтому он по-другому уже начинает оценивать действия.
41. А у ребёнка – это особенность, её надо чувствовать, понимать и не требовать от него быть взрослым, то есть мыслить точно так же, как и вы мыслите в этот момент. Тут надо быть осторожнее».
42. В ответе на один из вопросов Учитель сказал: «Если мы касаемся чего-то образно, не торопитесь образ понять, разобрать его. И на самом деле это не так важно, это просто пометочка.
43. Но к этому образу правильно подойдёте вы только тогда, когда уже сделаете всё то множество конкретных усилий, которые уже пора сегодня затронуть, которые сегодня вас касаются и в которых вы уже сегодня путаетесь: сделать или не сделать. Или торопитесь делать неправильно, даже не задаваясь вопросом, а надо ли это переспросить. Хотя, может быть, где-то и чувствуете, что что-то не то, но ищете себе новое оправдание, чтоб продолжить делать ту же глупость…
44. Сейчас Мне во множестве приходится соприкасаться с этими обстоятельствами, где делается ну просто глупость полная. Вы раньше ещё и не делали таких вещей, а теперь многие начинаете это делать.
45. То есть у вас какие-то ограничения видоизменяются внутри, выходит то, что раньше где-то вы ещё могли удерживать. И начинается… Много видеть приходится полной ерунды какой-то, то есть вы допускаете огромные, серьёзные ошибки порой.
46. И главное – вопрос-то не звучит! Я не вижу этих вопросов. Звучит от кого-то отдельно, кто попадает очень горячо в эту ситуацию, он ещё, может быть, настолько разволнуется, что умудряется всё-таки спросить. Другие, кто задают эту ненормальную задачу, они не спрашивают, они уверены, что правильно делают.
47. Хотя, как только вы от своих действий, рассуждений, высказываний видите возбуждение в другом человеке, видите, что ему что-то не нравится в этих действиях, он заволновался, это уже ваша задача – попробовать понять, что же смутило человека. Ведь либо он неправильно понимает, либо вы неправильно действуете.
48. Но вы должны прежде всего переживать не на ту тему, что он, может быть, неправильно понимает, а что вы, может быть, неправильно сделали что-то. И вы пробуете выяснить, а как человек видит ваше действие, как вы должны были сделать или что его смущает в ваших действиях.
49. Потом просто порассуждать внутри себя, насколько действительно ваши действия, ваше понимание собственных действий соответствует Писанию. Либо, если не можете точных определений найти, задайте вопрос. Но вы выясните, какие ваши действия смущают ближних. Ну, простая ситуация… Это простой ориентир должен быть.
50. Но Мне приходится слышать то там, то там о каких-то ситуациях, где возбуждается множество людей, а вопрос не звучит.
51. И продолжают делать в том же направлении. Знают, что кто-то не выдерживает, переживает, но продолжают гнуть свою линию и не задают вопроса — а правильно ли вообще продолжать действовать так, если ближних это смущает? То есть никто про свои собственные действия не спрашивает – вот здорово!
52. Это серьёзная сейчас задаётся проблема, этого стало очень много. Раньше как-то это не отмечалось, но сейчас это начинает отмечаться. Ну, работайте…»
53. «Учитель, как благоприятней поступить в ситуации, когда на собрании, достаточно для меня напряжённом, жена пытается донести какую-то подсказку, которая, я считаю, не относится к данной ситуации?»
54. «На собрании ты должен вести себя как ведущий, если ты ведущий».
55. «Нет, я не ведущий. Идёт разбор ситуации, в которой я участвую».
57. «Да, мне задают вопросы, я должен отвечать на эти вопросы. А жена пытается донести до меня подсказку».
59. «Говорит: «Вот в этой ситуации Учитель подсказывал так делать…»»
60. «Подожди, в разговоре вы с женой участвуете? Где разговор-то идёт?»
61. «Разговор идёт общий, а жена мне потихонечку на ухо шепчет эту подсказку. Я увидел, что эта подсказка к данной ситуации не относится, и сказал ей».
62. «Можно ли сказать жене? Или про что вопрос будет сейчас? Не с этим будет связан вопрос?»
63. «Да, с этим будет связан. Она мне один раз говорит, я отвечаю: «Подожди, потом обсудим». Она второй раз говорит…»
64. «Можно ли ей сказать: «Потом обсудим»?»
65. «Можно ли эмоционально это сказать?»
67. «Эмоционально сказать: «Или покинь собрание, или перестань давать мне эту подсказку». Причём собрание оценило, что с моим уровнем эмоций невозможно продолжать дальше собрание. То есть она три раза мне говорила, а я три раза ей отвечал: «Подожди, не сейчас, в следующий раз». Она за руку меня дёргала, я руку отодвинул её, потому что мне сложно было сконцентрироваться, мне ведущий задавал вопросы…»
68. «Ну, жена неграмотно себя ведёт. Видимо, жена ещё пока не познакомилась с тобой и не знает твои особенности. Потому что, если она, зная твои особенности, это делает, тогда это не в её сторону плюс можно поставить, – улыбнулся Учитель. – Это неправильно.
69. Если ты такой эмоциональный, тебя вывели на это, получается, то тебя можно оправдать. С этим можно проводить дальше собрание, просто стараться не делать таких соблазнов.
70. И тогда уже, если мудрый там находится человек, ведущий собрание, он должен вывести жену. Он не должен тебя остановить, а вывести жену должен, потому что в данный момент мешает жена ведению собрания, но не твоя эмоциональность.
71. То есть, если человек эмоциональный, это, конечно, определённая слабость. Но если вы специально провоцируете его и он эмоционирует, то ругать надо не того, кто эмоционально реагирует на провокацию, а того, кто провоцирует.
72. Либо он это делает по неведению, либо по глупости, получается. По глупости – это что? Человек знает это, но делает. Ну, тогда это умным никак нельзя назвать. Это уже будет больше глупостью. Так что тут тоже смотрите за своими действиями…»