Двадцать шестого января Учитель вместе с Соней, Борисом, Вадимом прибыли в Петербург, откуда им предстояло вместе с художниками, участниками передвижной выставки «Духовный путь и искусство», отправиться в Таллин, где на третье февраля в одном из выставочных залов государственной библиотеки Эстонии было намечено открытие выставки художников сибирского духовно-экологического поселения.
2. Двумя днями раньше в Петербург приехал Николай Онищенко (Петербургский). Из Обители Рассвета Николай ехал через Москву, где оформлял бумаги на вывоз картин, составляющих выставку, за границы России.
3. Днём позже в Петербург приехал ещё один участник выставки, художник Игорь Гончаров, приехал вместе с женой своей Натальей.
4. Двадцать седьмого января Вадим сдал документы участников творческой группы в эстонское консульство для оформления виз.
5. На следующий день в xрамовом зале центра «Другой мир» состоялась встреча Учителя с теми, кто волей событий узнал о ней.
6. Фрагменты встречи, начавшейся со Слова Учителя.
7. «…Встреча пройдёт в таком же русле, как и все предыдущие встречи. Мне хотелось бы прежде услышать ваши вопросы, которые вы попробуете сформировать, насколько возможно конкретно. Это так важно.
8. Если человек не может сознанием своим фиксировать то простое и конкретное, с чем сталкивается каждый день, то сам факт общения на уровне сознания в какой-то мере превращается просто в игру, где создаётся очень много разных иллюзий успокаивающих, но на самом деле к Истине мало относящихся.
9. Ведь из всего, с чем вы соприкасаетесь, вы в состоянии взять только то, что вы в состоянии понять, на что вы настроены. И если дать то, чего вы не можете понять и чего пока внутренне не ищете, не предрасположены к восприятию такой информации, то словесная игра на уровне сознания на самом деле не даст никакого богатства. Хотя у вас возникнет совершенно естественно иллюзия, что вы что-то поняли. Но это будет только иллюзия.
10. Сам процесс духовного развития – это непростое занятие. И творится он опытом жизненным, методом множества ошибок, которые вы пробуете понять. И конечно же, всю эту трудность нельзя исключить.
11. И самым благоприятным, что в этом случае может вам помогать двигаться через эти трудности, быстрей набираться мудрости, является только одно условие – чтобы вы не торопились осуждать в этот момент всё то, что вам непонятно (но то, что пугает, то, что настораживает).
12. Очень много страха накопилось у вас, у ваших ближних. Этот страх воспитывался веками, создавались прекрасные для этого условия, по-своему прекрасные.
13. Поэтому этот опыт, связанный с испугом внутренним, боязнью, которая кормится неуверенностью, конечно, создаёт свои уже условия, позволяющие вам преломлять всю окружающую реальность очень своеобразно.
14. И соответственно, если вы боитесь, значит, внутри есть тяготение и предрасположенность оценить что-то как опасное для вас. То есть вы будете искать виновного. Опасность – это значит есть виновный, кто-то, кто может вам навредить.
15. Поэтому соприкосновение со всем, что может принести вам боль, переживания, настороженность, – это особенные, по-своему благоприятные условия, которые рождают осуждение, очень опасное событие в жизни человека. Потому что тут же сразу включается обида на что-то из действий ваших ближних.
16. А обида – это совершенно неграмотное восприятие реальности со стороны того, кто обижается. Потому что в этом случае он не принимает действия ближнего, он недоволен тем, что тот делает, и, более того, он готов оценить этого человека как какого-то нехорошего, пытаясь дать ему какие-то ещё дополнительные нехорошие названия.
17. Поэтому опыт жизни придётся набирать через множество ошибок, трудности очень многие, и этого вам не избежать.
18. Улучшите условия духовного постижения, исключив обиду в себе! Не обижайтесь ни на кого, не пытайтесь дать оценку, что какие-то действия сделаны неуместно, не так, как вам хотелось бы, а значит, как будто бы неправильно. Всё делается так, как этому надо делаться.
19. Это не значит, что Бог любит какие-то нехорошие поступки и позволяет этому быть. Так нельзя это рассматривать. Есть вынужденность, которую нельзя обойти и нельзя обходить. Её надо правильно пройти.
20. Если эта вынужденность рождается, её надо правильно оценить, надо, значит, изменить характер своего поведения, восприятия. И эта вынужденность исчезнет, в ней нужды не будет: некого будет учить.
21. Поэтому прежде всего надо в себе как раз и посмотреть самые главные такие корешки, которые мешают вам познавать счастье. А всё для счастья у вас есть.
22. Бог всегда рядом с вами, где бы вы ни были, в каком бы состоянии вы ни находились. Он всегда близок к вам очень. Может это быть каким-то недостаточным обстоятельством в вашей жизни, которое может омрачить вашу жизнь? Нет, это самое большое, что уже есть у вас.
23. А всё остальное… оно может быть – может не быть. Но оно не должно так круто играть какую-то значимую роль в вашей жизни.
24. Поэтому уметь быть благодарным за всё, что вы видите, с чем соприкасаетесь, – это та мудрость, которую очень важно уметь приобрести. И научиться выражать благодарность жизненно важно.
25. А жизнь у вас очень непростая (если уж так её посмотреть с разных сторон), испытаний очень много, соблазнов очень много, и с каждым разом они, казалось бы, всё больше растут.
26. Это тоже характер времени, своя неизбежность, но которую нельзя обходить. Её надо будет пройти. Хотя кто-то может не выдержать как будто бы, может сорваться. Но это тоже некоторая неизбежность, которая должна быть.
27. И тут важно, кто сколько сил торопится отдать в познании Истины, в стремлении сделать правильный шаг. Если вы все имеющиеся силы отдали (и пусть их у вас очень мало, но вы отдали их все), вы победили на этом отрезке жизни, который вам дан.
28. И пусть (на ваш взгляд, может быть, или на взгляд ваших ближних) вы сорвались в чём-то, это не значит, что вы проиграли. Вы победили, но просто дальше началось событие, которое явно было вам не под силу. Но всё, что предстояло непосильному, вы достойно преодолели.
29. Это как раз от вас и ожидалось. А значит, в целом в мире события пойдут гораздо лучше, чем они могли бы пойти, если бы вы не сделали этого.
30. И вам будет трудно оценить на самом деле, удалось вам что-то сделать или нет. Это обстоятельство, которое сознание человека не в состоянии увидеть во всей его широте, глубине.
31. Поэтому всё упрощается простыми подсказками: не судите ближних, не торопитесь расстраиваться от того, что они делают, хотя, может быть, это в какой-то мере и неприятно. Не заостряйте своё внимание на этом неприятном. Это нужно, нужно по очень многим причинам. И надо уметь терпеть, надо уметь понимать происходящее.
32. Ведь если ваши маленькие дети или дети ваших друзей чего-то не умеют, вы же не ругаетесь за всё, что они не умеют делать, вы же не переживаете по очень многим моментам, которые они не умеют сделать, понимаете, что они и не могут по-другому. А ведь вы спокойны в этом случае в отношении детей потому, что вы понимаете их.
33. Вот это ваше умение понимать то, что делают ближние, и должно принести необходимое равновесие внутри вас, создать условия благоприятные для хорошего отношения к тому, что рядом происходит, для правильного отношения. Вы должны отнестись с пониманием.
34. Встречаясь с кем-то из ближних, вы стараетесь его понять: почему он так делает? У него ведь есть некоторые особенности, которые он пока не в силах преодолеть, и для него определённое действие становится естественным.
35. Значит, относясь к нему с пониманием, вы обыгрываете ситуацию. Но вы разрешаете ему быть таким, какой он есть. Вы с пониманием допускаете ему деятельность какую-то, которую по-другому он сделать не может. Вы понимаете его и спокойно, насколько этому в данном случае будет помогать ваш духовный мир, стараетесь к этому отнестись.
36. А когда вы с ближних требуете то, что сами считаете правильным, это ведёт к агрессии. В этом и заключается вся сложность, как правило, в общении людей друг с другом, в их неумеренном таком, ненормальном стремлении друг другу помочь. Они хотят навязать друг другу то, чего ближний не в состоянии понять.
37. Вы начинаете торопиться говорить там, где вас не спрашивают, и вы переживаете, почему вас не слушают. Ведь вы сочли необходимым донести и вы уже посчитали, что вы должны донести что-то ближнему. Иначе, если он это не услышит, вы считаете, это будет хуже для него.
38. Но это вы так считаете! А это уже агрессия своего рода. В желании помочь ближнему, как правило, ставится подножка, потому что вы навязываете то, что он не в силах взять.
39. Вот так очень многое происходит в обществе. Поэтому там, где стараются навязать что-то в условиях, где об этом не спрашивают, это опасное явление, это серьёзная такая агрессия, рождающая страх и прочие, прочие явления, омрачающие вашу жизнь.
40. Учитесь понимать происходящее, всё, что вас касается. Отнестись ко всему этому нужно с пониманием. Поэтому, пробуя это сделать, вы и сделаете как раз всё то, что от вас требуется. У каждого из вас это получится особенно, как-то по-своему, и это тоже будет нормально.
41. Вот эти главные простые условия очень важны для того, чтобы сейчас вам суметь идти дальше. Здесь при таких обстоятельствах не требуется каких-то ещё глобальных познаний в области строения мира, таких больших вопросов, которые, как правило, по невежеству человек торопится прежде всего познавать, уходя от главного, от того простого, что мы сейчас в какой-то мере оговорили.
42. Много говоря о красивом, о чём-то очень большом, каждый день человек обижается, он осуждает кого-то, он вечно недоволен тем, что делают ближние.
43. А когда этого недовольства много (и вы можете обратить на это внимание), то и жить не хочется. И многих из вас время от времени посещают эти мысли, что жить как будто бы и неинтересно, и не хочется, как всё грустно и сумрачно.
44. Надо менять свой взгляд, как бы трудно ни было. А трудно будет, и трудность увеличивается, потому что она уменьшится может только в одном случае: когда большая часть живущих на Земле начнёт правильные усилия делать, изменяя в себе отношение к реальности, и когда вот этот положительный взгляд на реальность начнёт преобладать. В этой связи он начнёт гасить негативные проявления психических энергий человека более слабого.
45. Но этого пока мало. Наоборот, в большей мере проявляется негативная энергия. Она реальна сейчас в жизни человеческого общества, её надо уметь трезво, правильно оценивать.
46. И будет очень глупо думать, что, собравшись где-то в отдельные кружки единоверцев, вместе как-то подумав о хорошем, можно значительно это всё изменить. Нет, это не так-то просто. Очень непросто!
47. Насильно невозможно никого спасти. Можно пробовать создавать благоприятные условия, но, если внутри человек начнёт искать Истину именно так, как это требуется делать, а не как ему вздумается от очень разгорячённого, неуравновешенного внутреннего состояния, только тогда начнёт изменяться что-то в хорошую сторону.
48. Поэтому события, которые разворачиваются, имеют свою неизбежность, и они должны будут увеличиваться дальше в своих красках, сочности, масштабах.
49. Потому что нельзя быть верующим, только лишь крича о вере и только лишь регулярно исполняя какую-то обрядную часть проявления своих внутренних потребностей восславить Бога только лишь песнопениями, движениями какими-то, которые вы видите красивыми, поэтичными. Это хорошая часть ваших таинств жизненных, но она не главная.
50. Главное – это как вы встречаетесь друг с другом на улице, на работе, дома, в любых местах, которые ожидают вас каждый день и где вы друг с другом встречаетесь, как вы друг о друге думаете, как вы общаетесь, что вы говорите друг другу. Вот там свершается главное таинство. Славите ли вы Бога там? А вот это большой вопрос.
51. Ведь именно этим вы занимаетесь большую часть времени, если сравнивать в отношении того, что человек может выразить, приходя в храм. Он побудет там лишь какую-то маленькую часть времени, а всё остальное он служит вне храма, служит как будто бы Богу. И вот эту часть времени как вы проводите?
52. Когда выражаете вы своё недовольство ближнему, думаете ли вы, вспоминаете ли вы, что сейчас у вас есть возможность славить Бога? Правильно ли вы воспользуетесь этой возможностью? И действительно ли вы думаете, что вы славите Бога, ругая кого-нибудь, активно выражая своё недовольство? Но ведь это же минуты славления!
53. Вот так очень важно просмотреть всю свою жизнь, каждый день. И так должен повести себя именно верующий, и именно верующий в основе своей будет проходить наиболее благоприятно условия, в которые вы всё больше вовлекаетесь. Не тот, кто прикрывается словами о Боге, а тот, кто каждым своим шагом выражает доброе к ближним, терпеливо, с пониманием.
54. На этом и будет строиться спасение человеческому роду. Поэтому очень важно не забывать этого самого главного.
55. И сейчас, переходя дальше к вопросам, вы, конечно, можете в вопросах коснуться очень много ещё разных оттенков своей жизни и проблем, с которыми вы сталкиваетесь (это мы, по возможности, сейчас посмотрим), но то, что Я сказал вам вначале, является самым важным.
56. И если Я вам это сказал, не забудьте об этом. Это не случайно. Это сейчас главная слабость, которая очень активно проявляется. Всё остальное будет ходить вокруг этого. Все ваши вопросы, которые вы сейчас зададите и которые будут зачитаны, будут ходить вокруг этого главного…»
57. В ответе на большой эмоциональный вопрос о трудностях оказания помощи ближнему, у которого развивается психическое нездоровье, Учителем было сказано:
58. «…Нельзя будет его спасти, если он сам круто не начнёт менять свой взгляд на окружающую реальность. Так же как и миллионы людей на Земле, которые находятся в аналогичных ситуациях, и это у них прогрессирует дальше.
59. Это достаточно непростое явление. Но именно они должны поменять многое в себе. Они сами!
60. Поэтому ближним во многом останется только лишь пробовать терпеливо многое воспринимать, пробовать создавать какие-то вспомогательные условия. Но они не спасут их, если эти люди сами не сделают правильных усилий.
61. Поэтому нельзя остановить это время. Его невозможно остановить, невозможно остановить развитие этих событий. Это как естественное явление, как естественные плоды всех тех семян, которые бросались долго и упорно. Невзирая ни на что люди упорно бросали зёрна, ядовитые зёрна.
62. Теперь надо быстрей многое переосмыслить, потому что события развиваются в какой-то мере, может быть, даже лавинообразно. Надо быстро поймать себя и, оценивая происходящее достаточно правильно, удержать себя в руках. Не заострять своё внимание на каких-то моментах, которые, опять же, вас пугают, настораживают и которые прежде связаны с вашим личным желанием что-то поменять.
63. Но вы не знаете, можете ли вы это вообще изменить. У вас есть просто желание, и, раз оно не исполняется, это тоже соблазн расстроиться.
64. Умение не погрязнуть в этих расстройствах (потому что их очень много может быть, потому что многое развивается не так, как вам бы хотелось, очень многое) – вот это будет немаловажно.
65. Иначе, – даже если вы имеете хоть какие-то возможности действительно играть положительную роль в развитии человеческой жизни, – погрязая в таких переживаниях, которых может быть очень много, вы сами сорвёте свои собственные силы и даже то малое потеряете, что имеете.
66. Поэтому умейте накопить, увеличить, умножить то хорошее, что у вас есть. Иначе через неправильные усилия у вас заберётся и то, что вы имеете. А могли бы иметь и дальше умножать. Но это уже от вас будет зависеть.
67. Так что – терпение! И, не впадая в панику, стараться решать так, как на этот момент времени видится возможным решать. Вот так старайтесь проще взглянуть на многое. Это должно будет помочь немножко успокоить ваши переживания.
68. Потому что просто убрать у вас переживания неверно будет. Сказать вам, что всё в руках Божьих, а вы радуйтесь и живите, только смеясь, – это будет неверная подсказка. Трудно будет так радоваться.
69. Это нормальное состояние – когда вы можете сопереживать. Тогда вы ближе человеку, которому сопереживаете.
70. Но если вы неправильно включаете сам процесс переживаний и проявляете требования – вот это может навредить ближнему, вот это опасно.
71. И борясь с требованиями, будет неправильно полностью убрать способность сопереживать ближнему. Если не сопереживать ближнему – значит не чувствовать его боль. Если не чувствовать его боль – вы не будете в состоянии оценить момент, где вам надо оказать ему помощь (вы же её не почувствуете!). Так можно многое свести к большим неприятностям в борьбе над собственными переживаниями.
72. Поэтому в какой-то мере вы, как дети Божьи, обречены на переживания на данный момент времени, пока так много неприятностей ещё ближние ваши делают. Вы будете сопереживать, это нормально.
73. Но не погружайтесь в эти переживания, потому что на самом деле помочь ближнему вы можете, подбодрив его. А если вы подойдёте с таким расстроенным выражением лица, то подбодрить вам будет трудно его.
74. Поэтому это уже ваша задача, как более сильного на этот момент времени, – самого себя взбодрить, правильно оценить ситуацию и подбодрить ближнего, поддержать его, придать ему уверенности в собственных силах. Вот это ваша задача.
75. Поэтому не бегите от переживаний, полностью от них вам не надо убегать. Они нормальны. Это очень тесный контакт ваш с вашими ближними. Когда вы так будете близко чувствовать друг друга, вы на самом деле всегда будете чувствовать, что кому нужно и кому вовремя надо прийти на помощь. Вы всегда почувствуете это.
76. И даже если ваше сознание не успевает фиксировать какую-то информацию, связанную с необходимостью оказать помощь, это не будет помехой. Вы чувственно пойдёте туда, куда и надо пойти, в тот период времени, когда и надо было туда прийти, и окажете нужную помощь. Это особенное таинство в жизни человека, и уметь вот так чувствовать друг друга очень важно.
77. Но если вы открываетесь в чувствованиях друг другу, конечно же, сейчас вас может захлёстывать переживание, потому что со многими ближними вашими, родными, которых вы любите, которые вам близки, происходит много нехорошего, много тяжёлого. Открываясь к этой тяжести, вы будете её чувствовать, её будет много.
78. Не бойтесь! Вам надо суметь справиться с этим бушующим ураганом, удержать себя, взбодриться верой своей, вашим пониманием священного таинства и уже дальше сделать правильные усилия, которые больше будут похожи на волевые усилия, где вы пойдёте и поможете взбодриться ближнему.
79. Но вы должны будете найти правильные слова, добрые, где-то даже, может быть, твёрдые, которые призваны взбадривать, поддерживать, и помочь ближнему. Это очень важно учиться делать.
80. Поэтому с этим всем океаном разных страстей вам надо правильно разобраться. Не пугаться его и не пытаться от него как-то отключиться. Это неправильно будет. Не надо будет отключаться, иначе вы перестанете чувствовать друг друга очень близко.
81. Ведь Бог в каждом из вас. Пытаясь искать Бога вне людей, вы не найдёте Его. Ваша душа соткана из частиц Бога, значит, найти Бога вы можете, правильно всматриваясь друг в друга, приближаясь друг к другу с пониманием, открываясь друг перед другом.
82. Хотя вы становитесь в этот момент очень уязвимыми. Но это надо сделать. Такова, опять же, задача ваша, и именно этот путь поможет преодолеть вам многие страхи. Это надо сделать, потому что только так можно набраться духовной силы.
83. А если вы уйдёте друг от друга, просто как-то отдельно ища Бога… Ну, если, конечно, кто-то видит это для себя важным, пусть ищет. Значит, пока ещё ему нужно это искать именно таким образом.
84. Но если вы хотите познать больше и глубже эту истину, то не надо так искать – уходя друг от друга. Бог в каждом из вас. В целом нельзя сказать, что вся Его личность, всё Его естество в каждом из вас. Нет. Но частица Его разложена в вас всех.
85. Бывает, вы смотрите какую-нибудь сказку, где есть такие своеобразные пароли: берут какой-то ключ, который отмыкает удивительную дверь, замок, но этот ключ делится на множество частей, раздаётся отдельным людям. И кто-то, какие-то герои пытаются собрать эти частички вместе, чтоб этим ключом открыть дверь, открыть какой-то таинственный замок.
86. А вот и представьте, что ключ к вашему счастью разделён на стольких, сколько вас существует на Земле. Соберите эти частички в одно целое, соедините их – и вы откроете дверь в счастье. Вот это простое таинство надо сделать.
87. Но надо сначала понять, что оно именно такое, чтобы частички ключа вы не искали по-другому, не создавали образ какого-то уже мифического ключа, которого не существует (но вы его пробуете искать, придумывая себе всё новые какие-то иллюзии).
88. Частички ключа – это вы. И вы должны соединиться в одно целое, крепкое целое, монолит. А это возможно только в одном случае – доверие, полное доверие друг другу. Только тогда ваши души соединяются максимально.
89. Но сначала полное доверие вызовет страх, оно обнажит страх, потому что вы боитесь друг друга.
90. И вот решая эти проблемы, которые связаны конкретно с тем или иным страхом, вы начнёте движение друг к другу. И чем меньше этого страха будет оставаться, тем плотнее вы будете сливаться друг с другом, создавая единое целое. Вот он – путь спасения.
91. А вот теперь над этим надо поработать. И хотя Я, улыбнувшись, сказал: «Простая такая вот тайна», в реализации она, конечно, очень непростая.
92. Потому что страхов, оказывается, так много! И вы так боитесь не только ближних, а даже боитесь себя. Вы даже не доверяете себе. Какое уж там доверие ближнему! И тут получается огромнейшая задача. Но её надо решать.
93. И время пришло, для того чтобы очень активно многое вскрыть. Потому что это надо. Надо, чтобы активизировать ваши движения в поиске Истины как можно полнее. Это крайне необходимо! Поэтому и развиваются события таким своеобразным, может быть даже мрачным каким-то, образом. Но этому надо быть. Просто надо.
94. Надо пробудиться от многовекового сна, где все спали на самом деле. Им казалось, что они такие верующие. А тут надо будет проснуться и посмотреть, что, оказывается, верующим-то он был в иллюзии, где-то во сне, где-то в каких-то внутренних тайных пожеланиях души.
95. Потому что в глубине своей вы все хотите быть достойными детьми Бога. Но по ряду разных обстоятельств пугаетесь, начинаете капризничать, бороться с Богом даже, находя какие-то оправдательные своеобразные лозунги для этого, возвышенные.
96. Но это просто детский испуг. Его надо преодолеть и по-настоящему, на практике, в жизни, по факту уже научиться быть верующими. Но чтобы этому учиться, нужны и уроки соответствующие, которые к этому ведут, помогают это сделать. С этими уроками вы сейчас обильно сталкиваетесь.
97. Так что, опять же, будьте внимательны, внимательно оценивайте, что же происходит с вами. Какой в данном случае конкретный страх у вас выходит? Какая именно неуверенность вас пугает? Ваша собственная неуверенность? Чего именно вы боитесь что сделать не сможете?
98. На эту тему надо учиться размышлять, чтобы быстрее понять: а вообще, в принципе-то, вы действительно считаете, что это можно сделать (из того, что вам хочется сделать)? Ведь бывает именно так, что вы этого сделать не в состоянии, а вы продолжаете преследовать невозможное.
99. То есть, умея осмысливать очень многие вещи трезво, вы уже одним этим можете немало себя успокоить. Но это надо учиться делать.
100. Когда вы просто эмоционально что-то описываете, это опасно для вас и для ближних, потому что вы легко можете зажигать переживанием ближних. Вы создаёте такой эффект толпы, когда один эмоциональный может легко разжечь эмоции аналогичные в ближних, и это, как пламя, начинает быстро разгораться.
101. И чем больше людей рядом находится с этим человеком, тем более хаотично может проявить себя это переживание. Очень большое может быть переживание, это стихийное может быть какое-то проявление, очень опасное в конечном итоге.
102. Поэтому нельзя так просто выражать эмоции, надо стараться прежде понять, что у вас происходит, чтобы перейти к более простым вопросам.
103. Потому что, когда вы пытаетесь выразить всю ситуацию, у вас опять же проявляется страх. Вы боитесь, что вас не поймут, вы стараетесь очень много сделать описаний.
104. Не торопитесь сразу решить многое. Хотя бы одно маленькое, но правильно решите, и это будет конкретное движение в нужную сторону.
105. Стараясь решить многое, вы не сможете сделать даже маленького шага в нужном направлении. Это будет невозможно. Поэтому не торопитесь сразу многое сделать».