Седьмого августа после воскресного слияния Учитель отвечал на вопросы верующих.
2. «Как можно любоваться процессом работы, если видишь, что занимаешься в материальном смысле ерундой? Старший даёт задание, я как будто смиряюсь и исполняю, но внутри у меня несогласие, потому что вижу, что с целью экономии времени и материала можно эту работу сделать проще.
3. И второй вопрос: действительно ли таким отношением к работе я как бы неправильно формирую свой внутренний мир?»
4. «Когда вместе пребывают люди и делают какое-то целенаправленное усилие, то для благоприятности требуется ставить старшего, потому что слишком большое разнообразие во мнениях.
5. Если каждый сделает так, как видит, всё сломается, ничего не построится. И получается, это обстоятельство (назначение старшего) связано с таинством человека, то есть это необходимость, это как подсказка Божья.
6. И когда старший тебе говорит что-то сделать, но ты видишь это как будто бы не совсем правильным, то правильно отнестись к этому можно, только лишь когда ты будешь в этом видеть Волю Бога.
7. Не в смысле, что именно тебе приходится делать (надо засыпать что-то — не надо засыпать, нужно прибить что-то — не надо прибивать), а когда ты за этим усматриваешь проявление священного таинства — Божьей Воли.
8. И когда ты сосредотачиваешься на Божьей Воле, у тебя и появляется необходимое отношение к тому таинству, в котором ты пребываешь.
9. То есть нужно за этими суетливыми проявлениями учиться усматривать Волю Божью, не терять эту нить очень важную.
10. Когда смотришь на переплёт окна, горизонта за окном не видно. Поэтому, когда ты смотришь на гвоздь и молоток, Божье не увидишь, — улыбнулся Учитель. —
11. Так, когда в быту человек делает многие дела, с суетой связанные, то чем больше он концентрирует своё внимание на этой суете, на этом материальном переплёте своеобразном, он уже не видит того, что скрывается за этим переплётом вдали. И он всё больше поглощён именно этой суетой, она его начинает вести, он теряет нить Божественную — и всё.
12. Нельзя человека освободить от той суеты материальной, в которой он строит свою жизнь на этой Земле. Люди будут заботиться друг о друге, переживать друг о друге и всегда будут озабочены тем, как быть полезными друг другу.
13. И это, естественно, будет связано нередко прежде всего с материальной какой-то суетой: кому-то что-то надо поднести, кому-то что-то поддержать, кого-то накормить. И такой заботы у вас будет немало, тем более сейчас. Со временем эта суета убавится, но пока её очень много, пока вы от неё зависите.
14. Вам надо учиться за всем этим видеть Божье. Не подходить примитивно ко всему этому, отвернувшись от суеты, пытаясь уйти куда-то (даже и в этом случае невозможно полностью отказаться от материальных ценностей, всё равно будет какая-то зависимость сохраняться). Вы рождены не для того, чтоб уйти друг от друга в отшельники, в одиночки, — а чтобы составить одну большую Семью. А это большая забота друг о друге.
15. У кого-то больше сил, у кого-то меньше. Тот, у кого меньше сил, быстрее начнёт падать — его надо поддержать, а не пойти дальше, пользуясь методами естественного отбора в природе: «Упал … нет сил — умирай, должен выжить сильный». Так вы не должны жить.
16. А забота друг о друге — это часто опять же бесконечная суета, связанная нередко именно с материальными ценностями какими-то условными.
17. И во всём этом пребывая, понимая, что ваше тело нуждается в пище (а значит, хлеб надо вырастить), за самим процессом выращивания хлеба для своего тела, вот тут главное — не потерять Бога, не забыть за этим Божественное.
18. И вы эту школу прежде сейчас и проходите. Очень серьёзную школу.
19. Где чем больше вы увлекаетесь суетой, меньше читаете Писание, меньше уделяете время молитве, слиянию, какому-то общению на священные темы, тем быстрее вы уходите от Бога, даже не замечая того.
20. Забот очень много, вы легко погружаетесь туда с головой. Тем более, живя на земле, в деревне, вы понимаете, как много, оказывается, сил от вас требуется. И вот в этой-то суете как просто потерять Бога! Вы начнёте это чувствовать многие. Но это будет хорошая возможность переоценить то, что с вами происходит.
21. То есть для человека немаловажно попадать во многие трудности, чтобы лучше научиться ценить истинные ценности священные и научиться им следовать.
22. Ну а тот, кто не склонен их замечать, им следовать, он, конечно, погрузится быстрее в суету и уйдёт в сторону незаметно, тихо. Но это его жизненный опыт.
23. Многие из вас приехали сюда, как правило не имея никакого духовного опыта. И вот сейчас из года в год вы будете тренировать себя.
24. Чем выше вы начнёте подниматься, тем быстрее начнут молодые люди, дети ваши склоняться к вашему выбору истинного пути, тем больше вы начнёте сплетать вокруг себя жаждущих поиска такого и тем крепче будет ваша Семья.
25. Вам сейчас многому надо будет учиться. Но научиться этому нельзя, как в школе, за партой, в течение какого-то времени, когда вам только лишь дают информацию, вы запоминаете и как будто бы уже умеете что-то. Этому так не научишься. Нужны годы.
26. И вот вы вступили на Путь, где всё будет решать ваш опыт, который вы будете обретать. Где всё будет определяться тем, что вы ищете. То вы и будете находить.
27. И в зависимости от того, что начинает у вас накапливаться, делайте простой вывод: вы это искали. Накапливаются сложности, болезни — вы их искали. Накапливаются трудности какие-то, переживания сложные — вы их искали. Вот вы их и находите — пожалуйста! Это ваш поиск.
28. И учиться быть благодарным очень важно … Но как научить в теории? Нужна практика. И на практике вы, стукаясь, будете переосмысливать вновь и вновь то, что с вами происходит.
29. Так вот учитесь за той суетой, в которой вы неизбежно сейчас находитесь, видеть Божье, не терять эту нить главную, ради которой вы бросили что-то в одном месте и поехали в другое место, приняв многие трудности земных дел.
30. Но вы приехали прежде не за поиском этого земного труда (вы могли найти его где угодно), а за очень важным, духовным, истинным, священным.
31. И в едином порыве все вместе вы начнёте, помогая друг другу какими-то очень специфическими, присущими вам усилиями, кристаллизовать в себе эти духовные ценности, собирать их, стяжать их.
32. Так что давайте трудиться и учиться видеть за всем прежде Волю Божью. Если что-то вас заставило что-либо сделать, учитесь видеть Волю Божью и не придирайтесь к тому, что на самом деле приходится вам делать.
33. Вспомните ещё такие простые образы: когда кто-то учит другого смирению и сажает в грядку вверх ногами зелень (ботвой в землю, а корешком наверх), то тот, кто учится, должен уметь следовать этому, а не придираться: «Зачем так сажаем? Ведь это же всё пропадёт!»
34. При чём здесь разумные рассуждения? Они здесь становятся уже неинтересны. Именно для духовных ценностей они теряют смысл.
35. Что же вы ищете? Стараетесь собрать сокровища земные? Куда вы с ними пойдёте дальше? Не отяготят ли они вашу жизнь? Не привязывайте их к крыльям своим, учитесь крылья расправлять.
36. Так что надо учиться видеть Бога всегда. Особенно когда вы живёте вместе. Учиться подчиняться, казалось бы, абсурдному (когда вы вместе что-то решаете) немаловажно. В этом вырабатываются ваши семейные качества, ваше умение быть друг с другом.
37. А когда вы постоянно доказываете своё, не слушая друг друга, так вы не сможете жить в обществе, совместно вам трудно будет строить что-то очень ценное. Вы будете, как в древности, разноязыкие, которые не смогли продолжить строить вавилонскую башню дальше. Они ничего не понимали, общаясь друг с другом, и разошлись. То есть они перестали иметь способность строить нечто великое, обретя разноязычие.
38. Так вот пока вы не понимаете друг друга — вы разноязыки. А значит, строить единое целое что-то вы не сможете в принципе. Это невозможно. Вы просто будете шумящая толпа, которая организована только лишь какими-то преходящими ценностями, легко уходящими. Но это всё нестабильно, это несерьёзно.
39. Поэтому учитесь говорить на одном языке, языке своего сердца, на одном языке Слова Божьего.
40. Так что эта школа для вас продолжает существовать, и вы должны учиться дальше. Но на это должны уйти годы. Вся ваша жизнь. Где вы по чуть-чуть, но что-то начнёте приобретать уже действительно истинно ценное. Так не теряйте время, каждый день у вас очень дорог».
41. «А если нет старшего, я сам где-то работаю и не делаю качественно то, что как бы не является лицом изделия и что не видно другим?»
42. «Если ты делаешь какое-то действие, то учиться делать интересно, красиво каждое действие очень важно для организации внутреннего мира. И стараться меньше следовать тому правилу, когда можно недоделку какую-то объяснить: «Да это всё равно никто не увидит!» Вот такими образами лучше как можно меньше пользоваться.
43. Но если уж время явно не позволяет вам уделить какому-то действию больше внимания (сколько, на ваш взгляд, требуется) — ну ладно. Вы недоделали, но не в силу того, что вы отказались, а вы вынуждены были принять что-то большее, отложив меньшее в сторону, поэтому вы и недоделали. Но это не ваша личная лень какая-то …
44. Поэтому пользуйтесь другими образами. Есть своеобразные такие мудрости из жизни человеческой … Какие-то мастера сделали интересные замки, снаружи инкрустированные, и когда кто-то заглянул внутрь замка, куда никто не заглядывал (туда только ключик вставлялся), он увидел, что внутренняя стенка тоже инкрустирована. Он сказал: «Зачем там-то вы делаете такую ювелирную отделку? Там ведь никто не видит!» А они говорят: «Но мы-то ведь знаем, что там», — улыбнулся Учитель. —
45. Это их удовлетворение душевное, духовное такое, своеобразное. Мастер сделал как можно красивее, он научился выражать свою любовь, он научился в каждом действии выражать поэтические качества своей души. То есть это его внутренняя песня.
46. Поэтому пробуйте всегда делать насколько можно интересно всякий труд, каким бы мелким он ни был. Другое дело, если время не позволяет …
47. У многих поверхностное отношение к делам. Очень поверхностное! И пока вы не умеете иметь в себе необходимую ответственность за делаемое, вы не сможете создать что-то хорошее. Потому что, соединяясь вместе, вы делаете всё очень поверхностно.
48. Пока вы не ощущаете личную заинтересованность в каком-то действии, вы нередко делаете его очень поверхностно, а это многое ломает. Этого поверхностного очень много в ваших действиях. Поэтому надо учиться быть другими.
49. То есть вы пока не хозяева в этой жизни. Вы как гости, которые перемещаются с места на место: пришли … попользовались тем, что вам дают; не будут давать — пойдёте в другое место пользоваться.
50. Вы не привыкли создавать, не привыкли отвечать за то, что вокруг вас находится, как за что-то очень ценное, что надо поддерживать своими умениями, силами, умом. Эти хозяйские качества надо развивать каждому из вас.
51. И когда каждый из вас более-менее приблизится к этому нужному уровню хозяйских качеств, вот тогда в целом вы в своём большом объёме и сложите хорошую, качественную Семью, она естественно сложится у вас.
52. А пока вы разнолики очень, хозяйских качеств нет. И эта разноголосица ваша внутренняя не позволяет вам соединиться в одну Семью. Вас много, но вы просто толпа. Толпа, объединённая каким-то общим лозунгом. И всего лишь! На вас положиться пока очень сложно.
53. Поэтому смелее учитесь, учитесь трезво осмысливать многие явления в своей жизни, критически подходить ко многому, учитесь не терять время. Это очень важно».
54. «Учитель! Ведение хозяйства без мужчины привело меня к физическому и психическому напряжению. И я отказалась от коз, чтоб облегчить себе труд. На самом деле мне стало легко. Не есть ли это проявление моей слабости?»
55. «Не знаю. Это как раз ты и должна оценить.
56. Если человек что-то не тянет, значит, не хватает сил. Слабость — что такое? Это нехватка каких-то сил.
57. Если ты говоришь: «Мне тяжело, я не могу тянуть», — от слабости ли это? А какой ещё можно дать тебе ответ? От силы что ли? Разве от силы, от обилия силы отказываются от чего-то? Такого не бывает. У тебя странный получается вопрос.
58. На самом деле лень это твоя или не лень — это как раз тебе надо оценить. Ты же оцениваешь, что ты можешь и что ты не можешь. Это не Я должен буду оценить.
59. Я могу это дополнительно оценить, если Мне точно назовёшь свои мотивы. Но, Я думаю, это даже не требуется, потому что, лень это или нехватка сил, человек в состоянии сам оценить. Поэтому посмотри, действительно ли ты не тянешь это.
60. Если ты говоришь о психической усталости … Нередко психическая усталость возникает от неправильного отношения к труду, к действиям, происходящим вокруг. Хотя, конечно, и большая физическая нагрузка ведёт к психической усталости.
61. Но, насколько Мне приходится видеть, вы прежде устаёте от неправильного отношения к происходящему. Просто лишь сами себя пугаете, создаёте неправильные образы и ломаетесь на том, на чём те, кто привык в этом жить, не ломаются.
62. Вы можете параллель всегда проводить с людьми, которые от рождения живут в деревне, — смотрите на них. Это хорошая возможность посмотреть посильность для человека. Если они справляются с куда большим хозяйством, значит, у вас есть этот запас сил, вы можете с этим справиться.
63. Но вы не привыкли, вы не воспитаны в этом. Поэтому, когда вы видите этот труд, вы психически начинаете сами себя перегружать, и начинаются срывы, усталость. Но это вы, как правило, себя загоняете в эту усталость».
64. «А как правильно находить эту грань? Ведь вести хозяйство можно по-разному …»
65. «Смотри сама, чтоб это не во вред было тому, за что ты взялась. Если ты держишь коз, но кормишь их через неделю по одному разу, то, конечно, для коз это неблагоприятно, — их нет смысла держать. Хотя ты могла бы сказать: «Ой, я ещё умудряюсь и коз держать!» — а они через месяц упали бы уже от недоедания …
66. Конечно, в какой-то мере ты как будто можешь их держать, потому что одно то, что они у тебя закрыты в клетке где-то, означает, что ты уже как будто бы их держишь. Но их надо накормить, ещё что-то … И это всё взвешивать надо: ты должна смотреть, что ты в состоянии сделать, не будет ли это твоё уже урезанное внимание во вред тому, по отношению к чему ты пробуешь проявить заботу.
67. Смотри, оценивай … Грань эту нельзя выразить образно. Это образный вопрос. А козы нуждаются в конкретной пище, не в образном к ним подходе. И все остальные …»
68. «Учитель, в Писании есть такие понятия: «дух творчества» и «дух действия». Правильно ли моё понимание, что вообще дух — это энергия, которая несёт каким-то особым образом информацию? Можно ли подробнее, что такое дух действия, дух творчества? И при обучении у мастера, допустим, какие наиболее правильные шаги ученика и мастера в передаче вот этого духа?»
69. «Так лучше не говорить. Пробуйте иметь в виду в таком случае что-то высказанное в Писании, анализируйте … Пробуйте не так подходить, не с такого рода вопросами. Упрощайте своё отношение к жизни.
70. Если ты мастер и ты не знаешь, что и как передать ученику, тогда ты задаёшь вопрос: «Могу ли Я сделать так-то или так-то?» Тогда это другое дело».
71. «А правильно ли абсолютно полное следование указаниям мастера со стороны ученика?»
72. «Обязательно! Если ты учишься у мастера, то ты должен следовать тому, что он будет говорить».
73. «И сливаться с внутренним миром мастера?»
74. «Слияние с внутренним миром мастера — это будет неверно. Потому что внутренний мир мастера — это не одно творчество, там есть не только какие-то положительные моменты, там есть масса того, с чем лучше не сливаться, — улыбнулся Учитель. — Это лучше слить в другое место … по трубам. Поэтому не надо так сливаться.
75. Если мастер действительно горит творчеством, он передаст свой заряд сразу же тем, кто будет рядом с ним в общении находиться, просто в общении. Ты неизбежно начнёшь испытывать на себе воздействие этих творческих потоков, которые от него исходят.
76. Если он энергичный, деятельный такой, он будет заражать. Ты будешь находиться рядом и чувствовать: что-то тебе тоже хочется делать. Его состояние передаст всё нужное, и здесь задаваться какой-то целью даже уже не потребуется.
77. А если мастер другого толка, то чем меньше будет у него творческого потенциала, как огонь, гореть, тем меньше он, естественно, будет и заражать тех, кто находится в его поле жизни, рядом с ним.
78. Так что здесь не просто что-то надо изучить и приложить целенаправленные усилия к передаче чего-то, — это само по себе происходит. Всё зависит от человека.
79. Учитесь зажигать всегда внутри себя огонь действия! Потому что, если загоревшийся этим огнём ученик появляется рядом с вяло движущимся мастером, у мастера тоже может возникнуть горение такое, которое подтолкнёт его к большим действиям каким-то, к большей подвижности.
80. Вот вы друг друга и должны так поддерживать своим желанием творить, вот его и надо вырабатывать. Тогда вы во многих поддержите этот творческий огонёк».
81. «Учитель! Когда заканчивается работа и остаётся какой-то неубранный мусор, у меня всегда возникает желание сказать: «За собой надо убрать. Тебе что, нужна нянька?» А внутри у самого возникает сомнение, нужно ли вообще это говорить …»
82. «Если ты видишь, что надо убрать, надо ли говорить ближним, чтоб они тоже в этом поучаствовали?»
83. «Да, да. Если человек за собой оставил мусор …»
84. «Лучший пример будет, когда ты просто молча берёшь и с удовольствием всё убираешь за всех».
86. «Это будет самый лучший пример».
88. «Просто удовольствие, что будет видно на твоём лице, — ты пышешь, ты просто не дождёшься, чтоб кончилась работа и с песней ты начал всё за всеми убирать, — это будет просто чудесно!»
89. «Учитель, сначала я занимался живописью, мне было интересно. Потом я окунулся в скульптуру и увидел, что камень более основательный материал: он такой внушительный и продолжительность его сохранения более длительна, а живопись … она как бы тленна. Это что? Это эгоизм базируется на том, что именно в веках останется моё творение в камне?»
90. «Да, да. Здесь больше эгоизм будет срабатывать.
91. Надо подходить к этому, как подходят в некоторых восточных религиозных движениях, когда рисуют мандалу песочком, то есть цветным песком высыпают красивый узор священный. И когда узор завершён, его вскоре сметают весь. А его кропотливо-кропотливо надо было вырисовывать этим песочком …
92. То есть произведение не может быть вечным всё равно, в любом случае, и ты не должен привязываться к этой вечности.
93. Ведь тут важна твоя песня. Может быть, ты её раз спел в лесу красиво, от души, никто тебя не услышал, но твоя душа возрадовалась, ты восславил Бога, ты выразил красоту своей души, — и это уже здорово! Это твоя душа пела, значит, она расцветала. Вот это и есть главное.
94. А когда ты заботишься о чём-то второстепенном — как что-то твоё запечатлится, то ты уже идёшь не в ту сторону, ты больше печёшься о своей славе…»
95. «Учитель, я пытался всё это понять. Но когда я прохожу вдоль дороги мимо камней, таких больших, мощных, меня это будоражит … И с первых дней мне хотелось ими заниматься, они очень интересные и привлекательные. Понимаешь?»
96. «Здорово! Это здорово — из камня что-то сделать! Но не должна вести тебя какая-то надёжность на века, а просто в данный момент именно камень привлёк тебя и ты хочешь в нём спеть песню. Пожалуйста, спой!»
97. «Я-то думал: почему меня привлекает именно камень? Может быть, из-за того, что он останется после меня как утверждение, что я в жизни что-то успел сделать? И какое-то удовлетворение есть от того, что где-то это всё стоит, и большое, основательное, и останется надолго … Я всё думал, думал, а почему я живопись-то оставил …»
98. «Ну, неправильно оценил просто».
99. «Я, наверное, решил всё-таки, что здесь более основательно …»
100. «Как раз вот эта оценка и важна, внутренняя, самостоятельная. Как раз только сам человек и должен это взвесить.
101. Если ты видишь, что единственная причина — это то, что живопись не так долговечна, то, конечно, это неправильно. Потому что тогда не тот ориентир у тебя взят в творчестве. А важно именно выразить эту песню — твою фантазию, твоё внутреннее переживание».
102. «Ещё я столкнулся с тем, что, когда однажды займёшься скульптурой, потом очень сложно перейти опять на живопись».
103. «Ничего страшного. Если продолжаешь жаждать именно скульптуры и этого объёма — пожалуйста. Значит, время пока это твоё именно в этой области, а однажды оно перетечёт в другое.
104. То есть вечным это не будет. Не в этой жизни, так в другой, но ты обязательно войдёшь в другое русло творчества.
105. Когда человеческая жизнь начнёт раздвигаться всё дальше и дальше во времени (а творчество является важным, главным компонентом в вашем развитии, потому что через творчество вы должны видоизменять окружающее пространство), это не означает, что, проживая века, вы будете только лишь заниматься одной скульптурой. Нет.
106. Это предполагает всестороннее ваше развитие — когда время от времени вы будете переключаться в другое русло и учиться выражать песню уже в другом виде, подтягивать себя в этом умении.
107. И в конечном итоге это приведёт к тому, что вы будете уметь всё, и очень высоко это умение будет проявляться у вас. То есть вы всесторонни …»