В мае месяце Учитель много рисовал. Пятнадцатого мая Он завершил портрет сына Святогора, двадцать первого мая – натюрморт «Астры». Обе работы были выполнены пастелью.
2. В конце мая Вадим ездил в Москву, где принял участие в передаче «Принцип домино» по приглашению телеканала НТВ.
3. В воскресный день двадцать девятого мая в долине слияния Учитель отвечал на вопросы верующих.
4. «Учитель, правильно ли я понимаю: удержаться в Вере – это значит исполнить Твоё, то есть не обидеться, не осудить?»
6. Вера подразумевает не только, что вы стараетесь исполнить, но и что вы не допускаете сомнения в истинности того, что приняли. То есть вы не можете допустить мысли какой-то провокационной.
7. А если она возникает в вашей голове каким-то образом (её подаёт либо ваша собственная слабость, какие-то страхи, либо кто-то из ближних соблазняет вас), вы умеете держать себя достойно, не вовлекаясь в соблазны.
8. То есть Вера вообще не подразумевает сомнения. Сомнение – это противовес Веры. Насколько больше у вас сомнений, настолько меньше Веры. Поэтому если вы говорите о белом, то о чёрном одновременно говорить нет смысла. Это несовместимо, иначе получается серое.
9. А чем больше у вас страхов, тем больше у вас благодатной почвы для сомнений. И зёрна туда найдётся кому бросить.
10. Таких сомневающихся во всём и боящихся всего вокруг очень много. Все вроде бы хорошие люди (они же рождены Богом и имеют внутри хорошие основы, в глубине), но за определённый долгий путь на этой Земле они накопили очень много страхов, и получилась очень хорошая почва для сомнений.
11. Хотя сомнение влечёт за собой, как правило, рассуждение и нахождение чего-то более интересного в понимании, потому что оно подталкивает к обсуждению чего-то. Для развития разума это нормальная закономерность – сомнение.
12. Когда вы сталкиваетесь с какой-то информацией, с каким-то явлением, до конца вам непонятным, вы сомневаетесь в тех выводах, которые формируются в вашем сознании. Естественно, вы не знаете многих явлений, многих фактов, истин, поэтому вы можете засомневаться в каких-то своих умозаключениях и, продолжая рассуждать, постепенно находите правильные умозаключения.
13. Но если (Я опять повторяюсь) для того, чтобы развивалось ваше сознание, сомнение – это нормальный движитель, то для Веры оно даёт губительный эффект, очень опасный. Тем более что в Вере вы пробуете доверяться тому, что вы не можете сразу узнать и что узнать вы сможете через десятки лет. Кто-то, может быть, быстрее дозреет, но многие ещё долго будут дозревать до многих истин.
14. И поэтому сразу не объяснить многого. А вам хочется сразу сделать заключение, потому что страшно, и хочется обозначить быстрей опасность. Страх заставляет вас быстрей определить опасность.
15. Это очень скользкий путь. Потому что вы сделаете примитивные выводы. Как правило, очень примитивные. И если на них остановитесь, то вы упадёте. Это не та точка опоры, она подведёт.
16. Уметь доверяться – этому надо учиться. Вы доверяетесь прежде тому, что ваше сердце нашло. Значит, учась полнокровно отдаваться Вере своей, уходя от страхов, вы, в общем-то, и учитесь одновременно верить себе. Это тоже очень важно для жизни. Вы же себе прежде учитесь доверять.
17. А то Мне нередко приходилось сталкиваться с тем, когда человек от сердца вроде бы говорит: «Вот, я нашёл, я почувствовал!» (и он весь ликует, он нашёл сердцем своим, нашёл какие-то доказательства), а потом он столкнулся с чем-то, что для него неудобным оказалось (и это дал Учитель – неудобное, не то, чего он ожидал), – и всё, он начинает уже смущаться, сомневаться, а кто-то даже умудряется и отвернуться. Ну так он же сам себя не принял! Он забыл, что именно его сердце нашло это, и он так легко отвернулся от самого себя.
18. Вера – это очень богатое таинство, оно очень многого касается, для человека оно очень важно. Учась верить, надо учиться доверяться полностью, особенно если касается это Истины, а не просто доверия друг другу.
19. Потому что, доверяясь друг другу, вы вправе засомневаться в чём-то, ведь любой из ваших ближних может что-то и не уметь сделать. И тогда, конечно, вы можете, проконтролировав, что-то поправить или вовсе не доверить что-то, потому что видите: это непосильно человеку.
20. Но то, что касается Истины, – это для вас жизнь. Вы можете хорошо узнать Веру только в одном случае – когда вы сумеете полностью довериться.
21. Пока вы этого не сделаете, вы всё равно не узнаете Веру. Вы будете пробовать её, надкусывать, но на самом деле истинной ценности её вы не поймёте.
22. И чем больше вы будете просто пробовать и надкусывать, тем быстрее вы уйдёте от этого надкусывания, потому что вы не узнаете истинного вкуса. Вы отвернётесь. Это блюдо вам не понравится, постепенно оно надоест вам, оно станет чем-то серым. И это у вас так и происходит у многих.
23. Не научившись доверять, вы, естественно, начинаете вкушать плоды собственного маловерия. Это действует как своеобразный яд: вы оставили его в себе хотя бы чуть-чуть и он потихонечку отравляет всё – дело за временем.
24. Так что в Вере вам надо учиться определяться. Это подразумевает стремление всем сердцем исполнить всё, что даёт вам ваша Вера. Вы стремитесь каждую букву исполнить, стараетесь понять, стараетесь рассуждать на эту тему, вместе друг с другом осмысливать её, переспрашивать друг у друга, учиться на многое смотреть не только собственными глазами, но и глазами ближних: как они думают, как они видят, почему они так видят. То есть вы учитесь мыслить по-другому.
25. Касаясь чего-то, вы касаетесь только эпизода в вашем развитии. Не забывайте этого. Поэтому, когда вы делаете окончательный вывод о чём-то, здесь вас подстерегает опасность. В чём-то – да, можно сделать окончательный вывод, но не во всём.
26. Что-то для вас даётся как вечное, а что-то даётся только для того, чтобы исправить какую-то погрешность, сейчас у вас существующую. И то, что для этой поправки вам давалось, оно уже вам не потребуется. Потребуется что-то другое, опять же учитывая ту погрешность, которая возникнет однажды; но оно будет временно.
27. Поэтому категоричным мышлением надо пользоваться очень осторожно, лучше его не торопиться использовать. Если что-то вас смущает, это то, что просто вам непонятно, непонятно в силу естественных причин: вашего склада ума, состояния психики, того опыта, который вы накопили, маленького опыта и очень страшного.
28. Поэтому тут надо быть очень осторожными в суждениях, которые толкают вас к обиде. А если обида начнётся, начнётся осуждение. И всё – вот тут вы попали. Осуждая ближнего, вы и не замечаете, как вы осуждаете Бога. Очень легко и просто делаете это. Тогда какой толк вам говорить о Вере?
29. Сейчас у вас немало трудностей, но они должны были быть у вас, потому что у вас есть что-то неотработанное. Вы жили в этом, но вы не жили правильно, вы не учились к этому правильно относиться и правильно выстраивать взаимоотношения.
30. Сейчас вас накрывает то, что у вас не прошло и от чего вы не излечились. И ваша болезнь быстро начинает выходить наружу, очень ярко, мощно.
31. Ну, тут уже, если вы не забыли про Веру свою, вы сумеете быстро сориентироваться. Сейчас потребуется некоторое время, чтобы сориентироваться. Потому что вы сейчас набьёте носы и головы очень сильно. Но тот, кто Веру сумеет удержать, он сориентируется. Остальные – нет, просто не смогут сориентироваться.
32. У вас будет выбор: ваши собственные страсти, ваши собственные слабости, страхи или то, что будет касаться Истины, то, что ломает ваши страхи, ваши привязанности, ваши удобства. Истина будет это ломать. Значит, она, естественно, будет в какой-то мере неугодна – сразу соблазн, сразу сомнения…
33. А вот тут-то червь и полез, и начнёт грызть потихонечку, по кусочку. Но чем дольше вы будете позволять ему грызть, тем больше он разгуляется и тем быстрее осыплется, как труха, то, что у вас было цельным, на что ещё можно было опираться. Потом это будет прах.
34. Так что будьте сейчас особенно внимательны. Особенно! Сейчас у вас такой решающий этап, чтобы окончательно определиться, кто дальше будет строить и достраивать, а кто пойдёт в поисках другого дозревать».
35. «А если всё-таки эти мысли недостойные появляются, это всё-таки из-за страха? Я правильно поняла?»
36. «Да, это прежде всего из-за страха. Человек боится ошибиться, ошибиться смертельно, то есть боится того, что ошибка может привести его к гибели. Он боится погибнуть. Поэтому сомнения, бывает, рождают такие страшные образы, они подталкивают к осмыслению чего-то. Но с позиций страха мышление становится очень специфическим.
37. Тем более что человек склонен доверять прежде всего образам. Не чему-то явному, конкретному, не точным фактам, а придуманному, сфантазированному. И не только собственным фантазиям, но и фантазиям ближних. То есть вы легко поддаётесь воздействию друг друга.
38. И когда вы вместе боитесь, то картина, конечно, страшная возникает, и вы воспринимаете это как факт. Уже не как додумывание какое-то, а просто как факт вы начинаете это воспринимать. Это сейчас явление вообще очень серьёзное, и оно сильно мешает жить человеку.
39. Но такова пока специфика человека – он не умеет рассуждать, опираясь на знание точных фактов, он не может опираться на информацию, разделяя её быстро в голове своей на точную и неточную информацию, и разделяя правильно.
40. Когда вы применяете эти термины – «точная» и «неточная» информация, вы даже неправильно, бывает, используете их по отношению друг к другу. Мне уже пришлось столкнуться с этим у вас.
41. Но это тема, которую надо уметь внутри правильно формировать. Потому что ответственные лица в государстве, наделённые властью, тоже легко пользуются неточной информацией. Настолько примитивно пользуются, что просто диву даёшься, как человек ответственный так легко этим пользуется.
42. Это наглядно было показано. Пригласили нас на очередную передачу попробовать порассуждать на тему сект (на эту тему идут рассуждения сейчас в обществе очень активно). Вам уже в какой-то мере известна передача «Пять вечеров»… А тут позвали на другую. Но Я уже не поехал – поехал Вадик.
43. Так сначала договаривались об одном, а по приезду он увидел картину другого рода – она получилась ещё сложнее, ещё серьёзней, чем на той передаче. На удивление! Просто получилось то, что очень ярко показывает характер общества.
44. Когда серьёзный человек, депутат Госдумы, говорит: «Я точно знаю, что у вас одноразовое питание». Он точно знает! И Вадик пробовал показать, что человек пользуется информацией неправильно. Так он обиделся, весь изнервничался…
45. Другой – ещё больше. Переспрашивает Вадика: «Вы же вегетарианцы?» – «Да». – «А я обладаю достоверными сведениями, что Виссарион кушает курицу», – и начинает показывать, как Я делаю это, как Я кушаю её. Так он же заявляет в эфире, при людях! Человек, ответственный от православия. Вот представьте!
46. Так это ж… можно только одно сказать: горе тому государству, в котором пытаются править или как-то решать судьбоносные задачи люди такого характера, такого склада мышления, такого внутреннего мира.
47. Люди не замечают, как в событиях развивающегося сейчас времени сердце легко наполняется ненавистью, злобой. А об этом вы даже в Ветхом Завете можете увидеть, Соломоном хорошие слова были сказаны, очень мудрые (но как-то на них мало обращают внимания): «У скрывающего ненависть уста лживые».
48. То есть, если человек хранит ненависть, озлобленность, ему трудно сказать правду, он начинает говорить какой-то… ну просто можно резко сказать – бред больного человека, потому что диктует это страх.
49. И он не успевает разделять информацию на правильную и неправильную, он не может квалифицировать ни собственную информацию, которая у него внутри рождается, ни ту, которую он слышит где-то со стороны. Он доверяется тому, что подсказывает ему его страх.
50. Если страх стремится найти врага, человек быстро начинает определять врагов там, где что-то не совпадает с его собственным мышлением. Для него проще найти там врага.
51. И соответственно там же, у Соломона, сказано: «А кто разглашает клевету, тот глуп». Поэтому если кто-то из таких лиц попробует выразить своё благосклонное отношение к Ветхому Завету, тут можно сказать: «Ну, друзья мои, тогда вы просто глупцы, в соответствии с Писанием, которое признаёте». Нельзя распространять то, чего вы сами не знаете.
52. Но это опять же очень характерное качество времени. И эту предрасположенность – пользоваться неточной информацией – вы несёте в себе все. И когда вы начинаете бояться, когда начинает брать верх внутри вас какой-то глубинный страх, переживание, то вы начинаете проявлять склонность пользоваться как раз ложной информацией, которая идёт от страха других людей, ваших ближних.
53. Но они говорят это убедительно, они говорят это, потому что верят сами. И соответственно, это выглядит очень веско как-то. И тот, кто склонен этому доверять, он сразу на это ловится очень просто. Для него эта информация становится близкой, она отзвук имеет в его собственном страхе.
54. Поэтому чем больше вы боитесь, тем меньше вы отличаетесь от тех, кто вокруг вас убивают друг друга и считают это нормой жизни. Пока вы отличаетесь только тем, что вы как будто бы захотели себя поменять. Но это как будто вы захотели себя поменять, как будто вы нашли Истину.
55. Теперь же надо показать, что вы действительно Её нашли. Значит, вы должны меняться, реально меняться, и очень серьёзно относиться к тому, что с вами происходит, к слабостям, которые прорываются время от времени. С ними надо уметь работать, надо правильно обращать на них внимание.
56. Вы должны быть аскетами в смысле желания выразить что-то негативное в отношении друг друга. То есть тут вы должны жёстко себя держать, не позволять себе этих вольностей.
57. А вы друг друга унижаете легко. В семьях друг друга унижают легко. Женщины легко допускают оскорбления, выражения, унижающие мужчину, какие-то образы, высказывания…
58. Когда приходится со всем этим сталкиваться, то, конечно, тут грустная картина. Потому что если вы всё это ещё храните внутри, то вы ничего не построите. Вы будете по-прежнему мыкаться, вам будет очень трудно, пока вы себя просто не загоните, не вымотаете свои силы. А потом и вовсе в депрессию останется удариться. Но ведь это ж вы стараетесь так делать!
59. Поэтому к познанию Истины, к познанию Веры надо относиться очень серьёзно. Это ваша жизнь, и с этим баловаться нельзя, как балуются с огнём. Огонь может греть, может готовить пищу, но он может и сжечь дом. Поэтому если вы неправильно повернёте свои усилия, неправильно их направите, распределите, то вы легко зародите внутри то, что вас погубит, оно принесёт вам много неприятностей.
60. Верить надо уметь. А вы по каждому случаю, который приносит вам какие-то неудобства, легко выражаете своё недовольство, хотя вы же должны быть благодарны за всё.
61. Поэтому учитесь. Ещё раз говорю: у вас решающий период наступил, он окончательно определит переломный момент в вашей судьбе – куда вы дальше пойдёте.
62. Но чтобы строить Великое, Великому надо соответствовать. И не словами, а внутренним естеством. У этого есть своя цена, где нужен огромный труд. Над собой прежде всего. Тогда победа будет ваша.
63. Так что давайте трудиться. Я уже сказал вам, что у вас наступил очередной этап очень важный. Ну, теперь вперёд! Вперёд! И очень внимательно смотрите за своими действиями, за своим мышлением. Это сейчас многого будет стоить».
64. «Учитель, если возможно, дай, пожалуйста, определение, что для человека значит созидание, а что – разрушение. В чём их суть? Ведь чтобы что-то создать, часто, если не всегда, приходится что-то разрушить».
65. «Разрушение связано с понятием «развитие». Прекращение развития – это разрушение. Поэтому там, где идёт процесс развития, там надо быть осторожным. Что вынуждает вас остановить процесс развития?
66. Если вы рушите старое здание, чтобы именно на этом месте возвести новое строение, то это допустимое разрушение. Вы не прекращаете процесс развития, там его не было. Здание ветшает, оно уже стареет, оно разрушается само. Вы просто помогли быстрей разрушиться, чтобы перейти к процессу созидания.
67. Но там, где процесс развития идёт, жизнь цветёт, деревья растут, люди живут вокруг вас, вот чтобы здесь вы были очень внимательны и не устроили разрушение, не имея на то явных причин.
68. Ведь если вам нужно построить дом где-то среди деревьев, то, бывает, какие-то деревья вам мешают действительно, они в этом случае могут быть помехой. Но тогда вы знаете уже, как обратиться к Природе.
69. Вы возблагодарите Природу за то, что она отторгла для вашей жизни, помогая развиваться вам. А вы, в свою очередь, поможете благоденствовать Природе. То есть вы уже вступаете в какое-то своё общение с Природой. И относитесь к этому очень ответственно.
70. Вот, если кратко коснуться… Здесь нет смысла очень глубоко как-то расширять эту тему. Потому что глубоко – это значит надо переходить ко многим, многим конкретным деталям, но их очень много, этих разнообразных деталей.
71. И тут уже, если кто-то из вас, сталкиваясь с каким-то явлением, попытается рассуждать на эту тему (уже непосредственно в каком-то обстоятельстве) и если вам трудно будет определить большее, тогда уже вы, исходя из той ситуации, попробуете задать более конкретный вопрос. То есть лучше тогда переходить на точные описания».
72. «Учитель, что будет благоприятней: свозить детей в Абакан или же эти средства и усилия направить на приобретение снаряжения для походов, которое можно будет использовать неоднократно, чтобы ребятишек свозить по озёрам, по островам, в горы?»
73. «По озёрам свозить всех ребятишек (и маленьких) будет, наверное, трудно. А свозить на качельки, на карусельки маленьких ребятишек вам легче, наверное, будет. И то и другое хорошо.
74. Если у вас нет возможности здесь предоставить детям какое-то развлечение интересное, которое может принести им какие-то краски сейчас именно, то зачем вам отворачиваться от возможности свозить их куда-то, думая о чём-то, что ещё только будет?
75. За много лет вы ещё толком не смогли здесь городок детский построить. А ведь были мысли: «Вот, надо ж детям построить!» Но проходят годы – ничего нет. То того не хватает, то другого не хватает… Отложите средства на потом, чтобы купить что-то, а эти средства кто-то унесёт, или приобретённое потонет, или ещё что-нибудь… И опять: «а потом», «а вдруг», «а если»…
76. Если уж есть хорошая возможность сейчас что-то детям предоставить, не скупитесь. Вспомните свои ощущения детства, если они у вас есть, аналогичные. Это может быть ярким эпизодом, когда дети могут съездить что-то посмотреть. Потерей это нельзя назвать.
77. Ну а дальше торопитесь создавать то необходимое, что в дальнейшем для них будет интересным.
78. Просто сейчас вы находитесь в условиях, где, исходя из малого, вы пробуете быстро сделать выбор. И тут у вас возникает немало соблазнов сделать ошибочный выбор, хотя рассуждаете как будто бы логично. Ничего.
79. Не забывайте, про Веру что Я говорил. Это для вас сейчас самое главное.