Утром шестого сентября Учитель вместе со спутниками своими был в Красноярске, откуда предстояло долгое путешествие с выставкой картин в Софию, Петербург, Ригу.
2. Предстоящая выставка имела название «Духовный путь и искусство» и включала в себя работы трёх художников, живущих в общине: Виссариона, Николая Онищенко (Петербургского) и Игоря Гончарова. Чуть более половины выставляемых работ составляли картины художника Виссариона.
3. Николай и Игорь с женой Натальей ехали в эти дни вместе с картинами в поезде Москва — София в столицу Болгарии, где девятого сентября в одном из центральных выставочных залов («Сезони») должно было состояться открытие выставки картин художников сибирского духовного экопоселения.
4. Визы в Болгарию получили все участники творческой группы, кроме Виссариона. И вот Учитель вместе с Вадимом и Борисом отправился из Красноярска в Москву, чтобы в болгарском консульстве получить окончательный ответ по поводу возможности въезда в Болгарию на открытие выставки, участником которой Он являлся.
5. В этот раз в дороге рядом с Учителем, кроме Бориса и Вадима, была девушка по имени София. Уже два года София помогала в Небесной Обители семье Учителя, гармонично войдя в жизнь дома. И увидел Учитель необходимым присутствие Сони в этой поездке.
6. В Красноярске путники остановились у своих друзей в семье Николая и Людмилы.
7. Вечером Учитель дал интервью доброжелательно настроенному журналисту Максиму для Седьмого канала красноярского телевидения.
8. Интервью продолжалось около часа. Некоторые фрагменты.
9. «Так сложилось, что средства массовой информации, как правило, негативно относятся к общине Виссариона. Как Вы думаете — почему?»
10. «Люди делятся на тех, кто верит в хорошее и на тех, кто очень боится всего, что происходит вокруг. Когда человек боится, он торопится искать опасность, выявить её, предупредить как будто бы других. Но в этом случае человека прежде ведёт его внутренний глубинный страх.
11. Поэтому всякий ищущий зло всегда его находит, где бы ни находился, в силу специфики своего сознания и психики. Все зависит от того, что ищет человек».
12. «В современном мире так: если у нас насморк, мы идём к терапевту; если душа начинает болеть, то всё чаще мы начинаем прибегать к услугам психологов. Может быть, психология — это религия будущего?»
13. «Психология — это попытка научными методами осмыслить реакции, происходящие в чувственном мире человека. Во многом есть интересные находки, но, конечно, есть немало и неправильных оценок.
14. Это естественный путь — когда человек уже уходит от тех духовных канонов, которые исповедовали его предки; когда уже новое сознание не принимает старый подход, но хочет как-то по-другому — глубже и шире — прикоснуться к тому, что говорили древние.
15. Это естественный шаг человека. Но это не есть будущая религия. Просто теперь человек, естественно двигаясь таким образом, лучше дозреет к восприятию той Истины, которая уже раскрыта на Земле, и найдет согласованность в своих поисках с Истиной. И это всё увяжется в одно».
16. «Статистика показывает, что именно в вашем районе самый большой порог рождаемости, минимальный порог смертности. Как Вы можете объяснить это?»
17. «Это нормально. Потому что человек, находящий Истину, перестаёт бояться жить.
18. А если он перестаёт бояться жить, он смелее рождает детей. Он больше испытывает радости и благодарности в жизни, то есть у него нормально раскрываются жизненные функции, которые призваны продолжать род его. Это естественное явление».
19. «Согласитесь ли Вы с тем, что если вы будете активно развивать у себя в общине спорт, то это продвинет район в рамках края, что позволит более громко заявить об успехах в общине?»
20. «Спорт в том виде, как он развивается в обществе, конечно, развивать нельзя. Потому что это разрушает психику человека. Это развивает как раз те качества, которые желательно подчистить внутри себя. Эти качества связаны с эгоизмом — желание быть первым, сильнее другого. Вот здесь надо быть очень осторожным.
21. Поэтому если в какой-то мере и развивается спортивная тема в общине, то там прежде учатся не одерживать победу над другим, а извлекать то, что может принести пользу организму человека.
22. Но главное — чтобы это не навредило его душе; чтобы он никогда не мог обидеться на ближнего из-за какой-то неудачи, если эта неудача как будто бы связана с неправильными действиями ближнего; чтобы он никогда не возвысился ни над кем из тех, с кем пробует составить совместные спортивные усилия.
23. Поэтому в общине не будет преследоваться цель родить чемпионов, которые потом защитят честь края».
24. «В мегаполисе говорят: вера — удел слабых. Действительно ли это так?»
25. «Если бы вера была уделом слабых, смог бы сохраниться этот мир к этому часу? — улыбнулся Учитель. —
26. Нет, конечно, вера — это удел не слабых. Вера — это прежде удел созревших к чему-то большему, чем то, что есть вокруг них.
27. Говорить, что вера — удел слабых, — это прежде попытка оправдать свою слабость. Ведь верующий человек — это тот, кто признал свою болезнь и захотел исцелиться. А главная слабость — это когда человек боится признать свою болезнь. Ему лечиться тогда очень сложно.
28. Его трудно излечить, пока он самоуверенно считает, что у него всё в порядке. И тогда требуется ряд обстоятельств, после которых, упав очень больно, он всё-таки сознается: «Да, я всё-таки слаб, помогите мне». Вот тогда он созрел слушать и идти дальше.
29. Поэтому, если человек пришёл к вере, это не есть удел слабости».
30. «В общине люди стараются жить плодами собственного труда. В мире с давних времен существует понятие «деньги». Деньги — зло?»
31. «Сами деньги нельзя назвать злом. Глупо будет называть какой-то предмет злом. Предметы злыми не бывают. Всё зависит от того, как они используются.
32. Но денежная единица была введена для того, чтобы уничтожить человека.
33. Было бы гораздо полезней, когда человек мог бы обменять плоды своих рук на плоды рук другого человека. Это был бы полезный обмен: тогда человек, который хочет жить, учится быть именно мастером.
34. Денежная единица может легко этот вопрос нивелировать. То есть человек может совсем не быть мастером и вовсе к этому не стремиться, но может на основе денежных средств как будто бы замечательно выстраивать свою жизнь. Хотя он никчёмный в этом обществе и никому сам по себе, как человек, полезным быть не может.
35. Поэтому построение этой системы сильно подорвало очень многие явления в жизни человека и сейчас будет как раз играть окончательно свою негативную роль, для чего денежная система и была введена однажды».
36. «Ваша община даст возможность построить другую — новую — жизнь?»
37. «Она призвана практически приступить к формированию нового общества, которое должно пройти много сложных этапов в жизни, где люди должны пройти серьёзную закалку, провести титаническую работу сами над собой, чтобы в конечном итоге создать ту основу, на которой возможно дальнейшее становление нового типа человечества.
38. Нельзя уничтожать существующее. Это неправильно. Ждать конца света, после которого пойдёт отделение более праведных, — это глупый взгляд на Истину.
39. Каждый должен творить то, что он в состоянии делать. Но когда видна уже опасность, сформировавшаяся в движении общества, нужно закладывать параллельно в определенный момент то, что должно показывать пример и формировать уже Новое.
40. Где у всех, кто может с этим соприкоснуться, всегда есть возможность сравнить и сделать какой-то выбор для себя.
41. Но сюда прежде должны быть собраны те, кто наиболее к этому созрел. Нельзя это предложить всем, но выбрать наиболее созревших — требуется, и на них возложить эту огромную задачу».
42. Утром седьмого сентября Учитель вместе с друзьями вылетел в Москву, где была предпринята ещё одна попытка получить визу в Болгарию.
43. Но консул развёл руками и пояснил, что отказ идёт из министерства иностранных дел Болгарии.
44. «Значит, есть возможность отдохнуть», — улыбнулся Учитель и принял окончательное решение о поездке к российскому побережью Чёрного моря, в Геленджик.
45. Вечер и ночь в Москве путники провели у друзей, в семье Саши Комогорцева, помогавшего в оформлении виз в Болгарию.
46. Утром следующего дня путешественники начали движение к Чёрному морю поездом Москва — Новороссийск…
47. На станции в Воронеже их встречали друзья, родственники, последователи. Получасовое общение, фотографии на память, прощание до новой встречи…
48. До полудня девятого сентября поезд прибыл в Новороссийск. Через час путники были в Геленджике в доме Яны и её мамы, которые с радостью предоставили Учителю и спутникам Его кров для отдыха. Запах моря, разлитый в тёплом южном дне конца лета, быстро привёл Учителя на побережье…
49. В этот же день в Софии должно было произойти открытие выставки картин сибирских художников в галерее «Сезони».
50. Но за несколько часов до открытия выставки Николай и Игорь, приехавшие с картинами в Софию, и их болгарские друзья получили известие о том, что проведение выставки в этой галерее отменено. Накануне в телефонном разговоре представитель православной церкви не рекомендовал директору галереи проводить эту выставку…
51. Но выставка всё же была открыта девятого сентября в Софии. Это произошло в зале американского университета, недавно построенного на территории студенческого городка.
52. Выставка продолжалась до восемнадцатого сентября. Немало болгар, в том числе художники, смогли увидеть, оценить творчество Виссариона и Его учеников, почувствовать их мир.
53. Учитель тем временем, благодаря отказу МИД Болгарии во въезде в страну, радовался солнцу и морю. Много купался, много загорал, фотографировал море в разных состояниях: и в штиль, и в шторм.
54. Вместе с друзьями, при помощи Николая из Геленджика и его «заслуженной» машины марки «Жигули», Он объездил живописные места, расположенные по береговой линии недалеко от Геленджика (Голубая бухта, Тонкий мыс, Дивноморск, Джанхот, скала Парус).
55. Учителю понравилось купаться в море у пирса пансионата «Алые паруса», где Он и пребывал с друзьями последние дни отдыха.
56. Утром двадцать второго сентября в доме у Яны Учитель встретился с последователями, живущими в Геленджике и его окрестностях.
57. В этой встрече, продолжавшейся менее часа, главным было для присутствующих — побыть рядом с Учителем. Вопросы, заданные в эти мгновения, не предполагали долгих, развернутых ответов.
58. После обеда, попрощавшись с гостеприимными Яной и её мамой, а также Николаем и его «Жигулями», путники отправились в Краснодар.
59. Ольга с друзьями, приехавшие за путешественниками в Геленджик из Краснодара, доставили их до родины Учителя за полтора часа. В Краснодаре Учитель сразу поехал к отцу своему…
60. Рано утром следующего дня на квартире у Ольги произошла короткая встреча Учителя с последователями. В небольшой, почти пустой комнате поместилось более пятидесяти человек, среди которых было немало знакомых лиц.
61. Учитель вошёл к ним, поприветствовал, окинул долгим взглядом, пожелал счастья…
62. В полдень Виссарион был уже в Петербурге. Остановились путники у Лидии.
63. Николай и Игорь приехали из Софии на день раньше и уже размещали картины в Длинном зале петербургского Дома художников.
64. Двадцать четвёртого сентября в 15 часов было открытие выставки. Ведущий, Андрей Люминарский, поэт и друг художников, прочитал свои стихи. Петербургский художник, преподаватель академии, сказал добрые слова о качестве и настроении картин, представленных на выставке. Выступил с тёплыми словами художник и друг Митко из Болгарии. Небольшие приветственные речи произнесли из стана участников выставки Николай, Игорь, Вадим…
65. Виссарион стоял, немного склонив голову, в ряду художников — участников выставки. В руках Его было много цветов.
66. Большое количество людей из разных городов присутствовало на открытии выставки, среди них было много последователей Свершения.
67. Задержался Учитель на открытии выставки недолго. Слишком большое внимание было направлено к Нему, что мешало и присутствующим, и Виссариону осмотреть экспозицию.
68. Выставка продолжалась семь дней. В эти дни Учитель посетил Эрмитаж вместе с болгарами, приехавшими увидеться с Учителем; посмотрел на фонтаны и дворцы Петергофа; ответил на вопросы религиоведа в прямом эфире радиостанции «Открытый город».
69. Двадцать седьмого сентября Виссарион был в Репино, пригороде Петербурга, в гостях у Юрия Андреева, известного целителя, ученого, автора популярных книг о здоровом образе жизни, о самосовершенствовании человека.
70. Юрий рассказал гостям о своей жизни, о книгах, о созидании храма здоровья в своём доме и его окрестностях.
71. Учитель ответил на вопросы Юрия о происходящем в России и в мире.
72. В одном из ответов, говоря о Себе, Учитель сказал: «Моя энергоинформационная Суть такова, что Я, как своеобразный прибор, могу ощутить происходящее и сформировать в понятные образы ответы на любые вопросы о развитии человека».
73. Юрий рассказал о методах оздоровления плоти, применяемых им в храме здоровья, продемонстрировал лечение звуком (для чего он использовал било-листы из металла разной величины, излучающие от прикосновения к ним звуки разной частоты), показал гостям свой кабинет, повторяющий пропорциями и формой египетские пирамиды, предложил им побывать в верхней части пирамиды — энергетически максимально активном пространстве.
74. А Лидию, хозяйку квартиры, где остановился Учитель, Юрий уложил на полчаса под макет пропорционально увеличенного панциря черепахи, что позволяло, по его расчетам, увеличить продолжительность жизни и замедлить некоторые процессы возрастных изменений организма…
75. Днём тридцатого сентября Учитель встретился с Виктором, художником, скульптором, преподавателем Академии декоративно-прикладного искусства, который недавно вернулся из Дании, где получил первую премию в международном конкурсе-фестивале скульпторов.
76. Сначала разговор шёл об искусстве. Виктор назвал картины Виссариона открытием двадцатого века…
77. Потом разговор перешёл в русло духовных вопросов: о назначении человека, о процессах в обществе…
78. Вечером этого дня в одном из выставочных залов Дома художников происходило закрытие выставки художников сибирского экопоселения.
79. На закрытии добрые слова о выставке сказал петербургский художник, заведующий кафедрой рисунка Академии декоративно-прикладного искусства, профессор Владислав Пугин. Он поблагодарил авторов за то, что они показали возможность не только рождать красивые идеи, но и воспитывать людей, которые эти идеи могут реализовать.
80. «Выставка понравилась добротой, искренностью. Это в творчестве самое главное. В этих работах нет равнодушия. Видно, что авторы вложили в работы свою любовь к красоте, грации, гармонии природы и человека.
81. Насыщенность выставки добротой должна обязательно найти своих почитателей… У многих людей эта выставка оставит глубокий след в жизни.
82. За это мне хотелось поблагодарить участников выставки и организаторов», — сказал Владислав.
83. Несколько вопросов от пришедших на закрытие выставки было адресовано Виссариону. «Чем обусловлен переход от масла к пастели?» — был один из вопросов.
84. И сказал Виссарион, что в пастели есть что-то нераскрытое, недосказанное, что в этой технике есть некоторый философский смысл: «Вы берёте горсть сухой цветной пыли и из этой пыли творите жизнь … творите воду, материал, позволяете этому дышать, росе блестеть так как же, как она блестит на солнышке ранним утром … И это всё возможно с помощью сухой пыли, которую берёте в свои руки!
85. Это в Моей жизни по-своему закономерный шаг — когда Я увидел потребность войти в эту область живописи … Пока Я не могу насладиться до конца. Погрузившись в это, Я купаюсь в этом мире … И пока буду купаться всеми своими чувствами».
86. ««Духовный путь и искусство» — так называется выставка. Можно ли назвать это направлением в искусстве?»
87. «Вы прекрасно знаете, что каждый человек по-своему, индивидуально воспринимает окружающую реальность. Нет одинаковых людей в восприятии того, что они видят вокруг себя, с чем соприкасаются каждый день своей жизни.
88. Так же и любой художник — как бы ни воспитывала его та или иная школа — не будет видеть мир одинаково с другими; он по-прежнему будет видеть мир так, как его естественные, индивидуальные чувственные качества внутреннего мира могут преломлять окружающую реальность. И это преломление будет неповторимо.
89. Искусством нельзя удовлетворить всех одинаково. Нельзя будет добиться того, чтобы кто-то из художников удовлетворил всех одинаково. И искусство не должно преследовать такую цель.
90. Но когда мы говорим об индивидуальном восприятии реальности художником, который впоследствии желает как-то это запечатлеть, то, конечно же, очень важно, чтобы внутренний мир художника обязательно базировался на духовном становлении, чтобы художник следовал законам Истины, Божественным законам.
91. Тогда его внутренний мир будет гармоничен, не будет переполнен какими-то суетными волнениями, которые заставляют его переживать о том, о чём не следовало бы переживать желающему сотворить что-то красивое.
92. Ибо, чем больше человек в суете мира материальных ценностей беспокоится об этих ценностях, тем сложнее ему будет сотворить что-то хорошее.
93. В таком случае человек проявляет себя очень беспокойным, и если позволить ему сделать что-то особенное, где надо спокойно подойти к созиданию, то это станет для него большой трудностью: ему захочется очень быстро это сделать, движения будут резкими, нетерпеливыми … Но тогда сделать что-то мягкое, нежное ему будет крайне трудно.
94. И в основном в искусстве вы можете это наблюдать. Видно, что многие работы переполнены большой неуравновешенностью, то есть человек очень беспокоен: ему надо делать очень быстро, суетно, и он делает не до конца красивым то, что пробует сделать.
95. Так что формироваться духовно художник, можно даже сказать, обязан. Потому что, пробуя созидать что-то своими руками, он неизбежно вкладывает вибрации своего внутреннего мира в произведение и дальше предлагает прикоснуться к этому всем остальным.
96. И если сам художник, будучи, может быть, неплохим мастером (он может красиво запечатлеть линии, цвета), внутренне агрессивен, обеспокоен какими-то низменными переживаниями, то он неизбежно запечатлит это в своих произведениях, хочет он того или нет.
97. И тогда, проходя по выставке, где может быть множество таких работ, вы можете почувствовать большую-большую усталость, тяжесть внутри. А это передаётся энергия того мастера, который запечатлевает тот или иной образ на своём полотне…
98. Поэтому, если уж человек — представитель той части общества, которая стремится созидать что-то красивое и делиться этим красивым с ближними, то, конечно, ему крайне важно очень внимательно отнестись к своему духовному становлению.
99. И соответственно, чем чище человек будет внутри, тем своеобразнее он будет видеть окружающую реальность.