Тридцатого января Учитель вместе с учениками спустился на снегоходах из Обители Рассвета в Петропавловку.
2. Три дня в Петропавловке продолжались индивидуальные встречи с Учителем. Двадцать пять участников этих встреч каждый день определялись жребием.
3. Третьего февраля в Доме Благословения после общей встречи с верующими, где на их вопросы отвечал Вадим, было слияние с Учителем.
4. Когда слияние закончилось, Учитель позволил произойти небольшому разговору с верующими.
5. «Учитель, Ты бодро выглядишь. У Тебя какие-нибудь трудности бывают?» – бодро спросил молодой человек.
6. «А вот вы все и есть трудности», – улыбнулся Учитель.
7. «Я имею в виду личные моменты»,– пояснил спрашивающий.
8. «А вы и есть личные моменты. Любое Моё соприкосновение с вами – личное для Меня. Всё, что с каждым из вас происходит, это Моё личное дело. Это личное переживание, личное ощущение.
9. Открыв вам таинство слияния, Я несу ваши тяжести. Чем более сложно вам, тем сложнее Мне становится. Так что от вас зависит теперь, как Я буду выглядеть дальше, – вновь улыбнулся Учитель. –
10. Но чем больше устаёшь, тем более уязвимым становишься. Поэтому всё только от вас зависит».
11. «Ты вроде бы постоянно весёлый, жизнерадостный», – продолжил общение с Учителем тот же человек.
12. «Не постоянно… Это хорошо, что вы не ходите постоянно рядом…
13. Всё, что вы испытываете, сложите вместе – получится то, что испытываю Я.
14. Но если вы видите Меня бодрым как будто бы, улыбающимся, тогда где ваша бодрость и улыбка?
15. Так надо идти по жизни – улыбаясь, стараясь быть бодрее.
16. Вы же приехали отдать себя. Не разбрасываться своими глупостями и слабостями, а отдать то положительное, то замечательное, что у вас есть. Ну так и отдавайте его. Это надо стараться сделать.
17. Я же не позвал вас сделать то, что вам присуще. Вы должны здесь научиться делать правильное. А учиться – это значит большой труд, это бесконечное старание сделать как можно лучше.
18. А ваша трудность, как Я уже не раз говорил, заключена в психологической предрасположенности добиваться всего очень быстро. И если процесс растягивается во времени, вам становится неинтересно.
19. Это особенность психики человека. Вы живёте в конечном мире, где всё так быстро меняется. Пока вы быстро стареете, для вас время летит очень быстро. И такие короткие категории в восприятии реальности становятся для вас характерными: хочется быстро всё сделать.
20. А ведь то, что есть у вас сейчас, было две тысячи лет назад. Вот представьте: прошли века, а вы всё те же самые.
21. Поэтому, когда вы берётесь за духовное развитие, не считайте годы. Они здесь – ничто. Это измеряется гораздо более длительными категориями.
22. Вы можете отмечать, как изменились внешне, как растут дети, деревья, как движутся сутки… Но как изменяется духовный мир, вы не сможете видеть.
23. Изменение духовного мира – большая, трудная работа. Поэтому претерпевший до конца – спасётся.
24. Где будет конец – вы не должны знать. Для того чтобы всего себя без остатка посвящать служению. А если вы будете знать пределы, вы начнёте думать, соизмерять… и обязательно проиграете.
25. Для вас допускается ощущать, думать, рассуждать о будущем. Но вы не должны его знать. Вы всегда должны без остатка отдавать себя служению. И тогда вы действительно сделаете то, что от вас требуется.
26. Учитесь отдавать силы, не пытаясь отметить, что получилось, а что не получилось. Старайтесь!
27. Если будете только стараться, вы никогда не будете впадать в отчаяние.
28. Отчаяние возникает от оценки, что сейчас что-то не получилось. А кто сказал, что именно сейчас должно получиться так, как вы считаете правильным? Это ваша ошибка, на основе которой вы легко загоняете себя в тупик. И начинаете смущаться…»
29. «А не страшно Тебе, когда мы приходим и рассказываем свои глупости?» – спросил тот же собеседник.
30. «Нет. Мне не страшно. Но грустно видеть некоторые вещи, которые у вас давно должны были исчезнуть.
31. Труд большой пред вами. Надо учиться его исполнять. Ориентиры вы знаете, к ним надо стараться идти. Стараться, максимально полно отдавая свои силы.
32. А в это время ваши страхи будут материализоваться. И чем вы больше предрасположены к этим страхам, тем больше они будут вас доставать, с течением времени – всё больше.
33. И тут будет важно, за что вы взялись, куда вы стремитесь, какой маячок вас ведёт. Этим будет определяться ваше психическое состояние.
34. Надо уметь правильно держать руки на штурвале корабля, который ведёте по штормовому морю. Надо правильно видеть цель. Цель не должна определяться вашим страхом.
35. А пока вы те, которых в фантастических сказках кто-то из вечно живущих называет смертными. Вы действительно рассуждаете как смертные. Суждения очень узкие. Но пока они естественны.
36. И вы должны научиться мыслить по-другому – как живущие вечно. Это совсем другой взгляд на мир, где будут отсутствовать ваши страхи (в какой-то мере переживания естественны, но страхи должны отсутствовать).
37. Ваша задача – максимально полно сделать то, что от вас зависит. Хотя при этом вы не знаете, что от вас зависит. И хорошо, что не знаете.
38. Только когда вы веруете, отдаёте все силы, вы сделаете как раз то, что от вас требуется.
39. Но горе вам, если вы попробуете отмерить то, что вы делаете, попробуете взвесить и оценить. Вот тут вас ждёт большая неприятность. Это уже будет глупость, а не мудрость. Вы будете загонять себя в угол и, соответственно, быстро уставать.
40. А чем больше усталость, тем больше страхов, сомнений, и собственные «черви», которых вы будете рождать, будут грызть ваш внутренний мир…»
41. «Учитель, а Ты вообще ничего не боишься?»
42. «А чего можно бояться? Бояться можно только того, что вы не до конца исполните то, что Я вам дал. Единственное, чего можно бояться Мне: а вдруг вы не сделаете?
43. Но пока такого страха нет. Есть только переживание, когда вижу, что вы не делаете.
44. Ибо Я знаю, что это можно сделать, но вы не делаете. Если не делаете, значит, не до конца правильно прикладываете свои усилия, значит, вера ваша слаба.
45. Чем слабее ваша вера, тем меньше у Меня возможностей вам помочь. Возникает переживание: как же тогда помочь вам? Мне же хочется вам помочь, а вы не даёте. Но пришли за помощью…
46. Учитесь действовать. Смотрите реальней на то, что с вами происходит. Учитесь прилагать правильные усилия.
47. Меньше заботьтесь о том, что у вас происходит внутри и от чего это происходит. Всё, что происходит у вас внутри, прежде подталкивает к каким-то действиям. Подталкивает либо говорить слова, либо свершать действия руками или ногами. К чему-то конкретному всегда располагает ваше внутреннее переживание.
48. Вот тут вы и должны смотреть: а правильно ли будет верующему делать это или надо сделать что-то другое. Вот это очень важно!
49. И воспитывайте свою веру. Она пока очень слаба. С такой верой пока ещё мало что можно сделать.
50. Всё, что есть сейчас у вас, неизбежно должно было быть. Просто хорошо, что мы все, и Я в том числе, не знали, насколько это трудно, – Учитель улыбнулся (вместе с Ним засмеялись и слушающие) и продолжил: – Но в этом своя неизбежность.
51. Я знал, что будет очень трудно. Но слова «очень трудно» не ощутишь. Ощутить можно только реальность, которая есть. А в воображении больше ощущаешь то, на что настроен прежде сам.
52. Но Я не мог быть на такое настроен. Это Я сейчас вижу: да… взялись мы… – продолжал улыбаться Учитель. –
53. Поэтому то, что мы должны сделать, может в принципе вызывать отчаяние. Та задача, которую вы пробуете решить, очень сложная.
54. Но Я говорил: победит верующий, а не теоретически рассуждающий о чём-то человек.
55. Вы как будто бы уже знаете, как правильно поступить в той или иной ситуации, но, зная это, вы стараетесь так не делать.
56. То есть во многом вы правильно рассуждаете, когда у вас всё хорошо. Но вы не стараетесь отслеживать сам момент, когда вас начинает задевать что-то из действий ближних. И вот тут вы начинаете позволять своим переживаниям властвовать над собой.
57. И если в этот момент вы отпустили вожжи таких «чёрных лошадок», они начинают нести, а вы начинаете рассуждать уже в том русле, куда несут вас эти «лошадки», то есть мыслить совсем неправильно.
58. Поэтому надо отслеживать сам момент, когда начинает вас что-то волновать. В этот момент начинайте себя тормозить, выстраивать равновесие с помощью своей веры, молитвенного состояния, с помощью слияния.
59. Надо найти успокоение, равновесие внутри себя надо обязательно установить. И потом спросите себя: а как любящий человек что вы должны сделать?
60. Вот эта работа ведётся чрезвычайно слабо. Чрезвычайно слабо! Поэтому вы по-прежнему обжигаетесь, позволяете быть тем переживаниям, которые уже странно было бы видеть у действительно верующего человека.
61. Такая практическая работа должна вами достойно выполняться. Старайтесь. Это большой труд.
62. Желаю вам счастья. Шлифуйте свою веру. Ею вы будете побеждать. Именно Верой».
63. Когда беседа закончилась, Учитель благословил хлеба, которые держал в руках священнослужитель Сергей.
64. В этот же день Учитель возвратился домой на Гору на снегоходе.
65. Двадцать седьмого февраля в долине папоротников после воскресного слияния Учитель отвечал на вопросы. Фрагмент этой встречи.
66. «Учитель, можно презирать или ненавидеть свои слабости? Не будет ли это агрессией по отношению к самому себе?»
67. «Презирать слабости в себе нельзя. Ты правильно понимаешь – это агрессия, которую нельзя проявлять ни в каком случае, ни к себе, ни тем более к окружающим. Её вообще нельзя проявлять.
68. Агрессия – это то, что унижает, то, что имеет цель уничтожить, разрушить. Поэтому, проявляя агрессию хотя бы к себе, ты разрушаешь себя, ты уничтожаешь свой чувственный мир. Значит, ты будешь в конечном итоге погублен, но уже собственными усилиями. Тут даже не нужен какой-то посторонний враг, ты сам себе враг.
69. Поэтому нельзя ненавидеть свои слабости. Их надо понимать: да, это слабость, это нечто, от чего тебе надо уметь уйти, что тебе надо уметь преодолеть, победить.
70. Но настоящим победителем или настоящим воином (если даже такой образ применить) может быть только тот, кто уважает врага. Только такой человек имеет больше возможностей к победе.
71. А если вы ненавидите врага, вы будете больше проявлять какую-то свою ненужную значимость излишнюю, у вас появится определённая доля самоуверенности, вы станете слепыми в своей ненависти, и тогда вам победить будет трудно.
72. Нужно уважать, нужно понимать, нужно принимать как данность то, что есть и с чем надо научиться справляться. Только когда вы так принимаете что-то негативное, у вас появляется возможность глубже осмыслить это негативное.
73. А когда вы это ненавидите, вы не осмысливаете. Вы просто горите в ненависти, вы негодуете. Всё ваше существо отторгает то, что вам не нравится, вы отталкиваетесь от этого, вы бежите от этого либо нападаете и стремитесь сразу разрушить, не разбираясь ни в чём. Вы обречены на провал, на проигрыш. Вы не победите. Или, если и будут какие-то победы, они будут временные и больше будут вами ложно восприниматься как победы.
74. Если у вас будет возможность заглянуть чуть глубже в эти обстоятельства, вы увидите, что на самом деле вы проигрываете, вы с каждым разом становитесь слабее, вы всё больше становитесь рабом собственных негативных страстей, вызывающих у вас ненависть, злобу, агрессию. Это обязательно вы как верующие должны понять. В какой-то мере это даже ваша обязанность – понять.
75. Мир захлебнётся сейчас в страхе, который рождает, и в ненависти, которая этому будет сопутствовать. Захлебнётся агрессией, которая обязательно разольётся вокруг очень широко.
76. Я об этом говорил вам: что меняется атмосфера вокруг вас, изменяются её характеристики, и в основном это зависит от изменения вибраций Земли.
77. А ваша психика – это энергия, которая в общем-то рождена в этой материнской среде Земли. Вы сильно связаны с ней. Значит, резко изменяясь, параметры характеристик Земли будут резко изменять параметры вашей психики, и страхи начнут активизироваться у всех на Земле.
78. Выбор вы сделали. Те, кто отринул Божье, попадут в свои страхи очень сильно; для них они будут казаться всё более и более материальными. А вы имеете шанс в Вере своей пройти этот колдовской туман.
79. Но действительно ли вы верите? Действительно ли вы крепко держитесь за руку Истины? В этом шторме многое определится сразу. Кто Истины держится, он пройдёт. Все остальные в лучшем случае, если и удержатся, будут сильно потрёпаны.
80. Так что тут будьте внимательны сейчас к тому, как вы постигаете Божье. Будьте бдительны. Если мы говорим о любви, о терпении, так и надо это стремиться постичь каждым днём своим, каждым шагом.
81. Если вы где-то допускаете невнимательность, сохраняя в себе самоуверенность, что вы достаточно интересный, хороший человек, и только думаете о своём положительном, но не сохраняете бдительность по поводу того, что может всё-таки и негативное в вас вскрыться, – то обязательно это вскроется. Потому что оно внутри-то есть у вас и с течением времени обязательно обострится. Обязательно! И прорвёт.
82. Если вы долго не работали над этой своей стороной, она рванёт, как сломанная плотина, и поток бурный, который однажды как будто бы удачно удерживался этой плотиной, уже не будет удерживаться. Он может хлынуть наружу с большой яростью, агрессией, что сразу проявится в виде сильной обиды, и тут вы начнёте вести себя, как дети малые.
83. Но это для вас опасно. Недостойно верующего будет действие, которое вы начнёте делать под влиянием такой разбушевавшейся, безудержно устремившейся лавины ваших эгоистических страстей. Поэтому надо быть очень бдительными.
84. Вы решаете много разных задач, и здесь ещё один фактор немаловажный может сказываться: чем ближе вы узнаёте друг друга, чем роднее вы как будто бы становитесь, сживаясь вместе, тем больше будет у вас открываться предрасположенность ругать друг друга, смелее это делать. И вот это будет очень опасно.
85. Если вы по своей взрослости как-то ещё учились более-менее сдержанно относиться к проявлениям другого взрослого человека, не живущего с вами в одном доме (то есть какие-то нормы приличия вас ещё как-то ограничивали в обществе и это считалось нормальным воспитанием), то чем дольше вы начинаете жить рядом, общаться, тем смелее вы будете раскрываться в своих проявлениях в отношении друг друга. И тогда то, к чему вы действительно предрасположены в своём существе, всё смелее начнёт вырываться наружу.
86. Так же происходит в природной семье: когда мужчина и женщина находят друг друга, любят друг друга, они так осторожно знакомятся, живут и многое в себе сдерживают, боясь напугать друг друга…
87. Но время проходит, и если это внутри не убирается, оно всё смелей и смелей начинает проявляться. И потом уже общаются как какие-то враги в своём доме, говорят друг другу смело то, что раньше и подумать не могли сказать. Этот эффект психологический на вас сказывается.
88. Вы живёте в одном пространстве и пробуете решать одно дело. И если вы его правильно решать не будете, вы очень сильно обозлитесь друг на друга, так незаметно, шаг за шагом. И если где-то раньше сдерживались, умели с терпением принять какие-то болевые действия ближнего по отношению к вам, то с течением времени вы можете сильно в ответ ударить, уже не сдерживаясь.
89. Не забудьте: вы находитесь в этом законе и неизбежно будете подчиняться характерным закономерностям, с этим связанным. Поэтому вы и должны управлять этими закономерностями.
90. Вы – дети Божьи, а значит, познавая законы, вы становитесь обязаны управлять этими законами. А иначе зачем вам они открываются?
91. Дети малые мало знают о мире внешнем – на них и не ложится эта ответственность. И только по мере развития своего разума, чувственного мира, раскрытия духовности они всё больше проникают в законы материи, для того чтобы учиться этим управлять. Тогда уже и спрос с них другой.
92. Вот вы выросли… вы пришли постигать Истину и слушаете законы. Я раскрываю их вам. А для чего? Чтоб вы учились управлять. Если вы этого делать не будете, то, взяв ответственность, вы претерпите сильные негативные изменения внутри себя.
93. Если вы пришли трудиться над собой, так не забудьте: вам надо много трудиться сейчас, чтобы ещё и отдавать вовне труд свой. Вы всё больше понимаете, как важно уметь трудиться, делая многое руками, в творчестве проявляясь. Конечно, это очень важно в общении вашем друг с другом, в помощи друг другу.
94. Но остаётся первостепенным то, о чём Я вначале вам говорил, – работа над собой. Она ведь не отменяется потребностями в проявлении вашего творчества какого-то, в искусствах ли, в ремёслах.
95. Как бы вы ни были этим загружены – стремлением утвердиться материально на земле в построении нового общества, вы не должны забыть о работе над собой. Она главная, эта работа.
96. Куда б вы ни пошли: идёте ли вы в баню, ложитесь ли спать, в столовую идёте, куда угодно – вы везде находитесь в этом законе, который проявляется внутри вас и над которым вы должны уметь правильно работать. Вы всегда с этим законом ходите.
97. Если вы ушли из мастерской, где проявляется ваше творчество, то частично творчество уходит вместе с вами. Вам трудно будет развивать мастерство, не делая что-то руками. Вы будете только теоретически осмысливать какие-то возможные усилия, которые хотелось бы вам приложить. Но пока вы их не сделаете, вам трудно будет их понять на уровне теории – нужна мастерская.
98. А вот работа над собой – это то действие, где вы всегда находитесь в мастерской. У вас есть всё к тому, чтобы работать и совершенствовать своё истинное «я». Куда бы вы ни пошли, вы всегда в мастерской. А эта мастерская – Храм Божий. Вся Земля – это Храм Божий, и вы в нём учитесь постигать вот это искусство владения собой, учитесь владеть тем инструментом, с помощью которого вы призваны изменять весь мир вокруг вас.
99. Работать над собой всегда надо. Не забывайте об этом. С каждой мелочью будьте внимательны, чтоб её, эту мелочь, сделать правильно. Каждая мелочь играет большую роль.
100. И что касается агрессии, это то, что вообще должно быть у вас исключено. Её не должно быть. Я не говорю, что с этим должно исчезнуть недовольство по поводу каких-то обстоятельств, явлений. Нет, недовольства будут.
101. Недовольство – это сигнал, говорящий вам о неприятии чего-то вокруг вас происходящего. Либо это неправильный у вас внутри сигнал, то есть эгоизм реагирует на что-то правильное (эту подсказку вы уже слышали); либо вы правильно реагируете на что-то негармоничное. Это можно обозначить как недовольство.
102. Вы недовольны, то есть не испытываете удовольствия от того, что рядом происходит, оно как-то вас задевает. Это сигнал допустимый. Это норма, которая заложена Природой и призвана отмечать вам недостатки, чтоб вы учились делать более совершенными ваши качества или что-то ещё.
103. Но если это недовольство рождает ещё и агрессию – это уже опасный перегиб в том, что Природой изначально в вас вложено. То есть в вас это чрезмерно, значит, проявляется. И эту чрезмерность вы обязаны срезать, счистить из своего чувственного мира. Тогда будет нормально. Но над этим сейчас нужно серьёзно поработать.
104. Так вот, ни в коем случае агрессия или обида не должна быть у вас. Больше спрашивайте, когда чувствуете какое-то недовольство. Если вы испытали недовольство, то вот простая вам подсказка: при недовольстве у вас идёт какая-то реакция, которая подталкивает вас к каким-то действиям; и тут вы должны задаться вопросом – а как верующий должен поступить, любящий, устремлённый быть достойным, любвеобильным, устремлённый быть другом для ближних (именно другом: когда он служит ближним, а не они ему)?
105. Если ни у кого не можете спросить, хотя бы сами задайтесь этим вопросом и прислушайтесь: внутри вы немало можете найти правильных отголосков, у вас уже есть немало качеств, которые способны рождать правильный ответ.
106. Но если ещё есть возможность это переспросить у кого-то, переспрашивайте смелее: а как другой отреагировал бы на вашем месте? Ищите мудрость и учитесь действовать правильно в этих обстоятельствах именно тогда, когда вас что-то защемляет.
107. Если вы не будете рассуждать в этот момент правильно над тем, что с вами происходит, вы будете поступать по инерции – так, как вам присуще, по-детски, наивно, глупо, далеко от мудрости.
108. Эти программы легко проявляются в детском возрасте. Вы можете вспомнить своё детство: как вели себя вы или как вели себя ваши ближние в детском садике, в ясельках. Вы можете повспоминать многие нюансы… и просмотрите: ведь вы действуете сегодня точно так же, как в ясельках. Тогда в чём же проявилась ваша взрослость?
109. Вот тут надо учиться размышлять и работать над собой. От общения с вами у ближнего должен возникать комфорт. А вы, когда общаетесь с ближним, спросите, как он себя чувствует…
110. Конечно, это не совсем полная подсказка. Потому что вы по-разному общаетесь и ближние по-разному чувствуют. Вы, может быть, даже и говорите правду, правильно говорите, но он, додумывая что-то, чего вы не подразумевали, будет переживать.
111. Но тем не менее всё-таки заботьтесь о том, что может чувствовать ближний, присматривайтесь к нему. Если ему становится тяжеловато, плохо в общении с вами, тогда будьте осторожны, умейте вовремя остановиться, переспросить, чем вы принесли тяжесть ближнему. Может быть, вы действительно что-то неправильно делаете и перегибаете в чём-то – побеспокойтесь о его состоянии.
112. Когда вы будете заботиться друг о друге, тогда после общения, даже бурного какого-то, у вас будет хорошее удовлетворение. Но если вы об этом не заботитесь, вы будете друг друга терзать так, что потом просто человеку останется только как-то искать пути снять тяжесть, что-то сделать для этого (употребить ли алкоголь или ещё что-то он захочет сразу). Ему потребуется как-то снять эту нагрузку, иначе он и заснуть не сможет, и будет просто в каком-то чрезвычайно сильном перевозбуждении.
113. Но это уже крайность, до которой, Я бы хотел, чтоб вы не доходили. Поэтому надо учиться общаться правильно.
114. Не торопитесь судить друг друга. Учитесь различать слова, которые вам говорят: где есть осуждение, а где осуждения вовсе нет. Разные бывают слова. Одно дело, человек говорит: «Ты плохой», а другое – говорит: «Ты поступаешь как плохой человек». Это разные высказывания.
115. Когда говорят: «Ты плохой», тебя осудили. Когда говорят: «Ты поступаешь как плохой человек», это вовсе не означает, что тебя принимают плохим; тебе как бы говорят: «Ты хороший, но в данный момент ты поступаешь как плохой». То есть вот такая простая подсказка вам.
116. Поэтому, если кто-то вам скажет: «Ты поступаешь как человек нехороший», он вовсе вас не осудил. Не пугайтесь.
117. Хотя вы можете испугаться этой фразы, начнёте защищаться и начнёте делать глупости, как ребёнок, как в детском садике. Вы начнёте подчинять окружающих своей обиде, своему страху, негодованию… А они быстро на это подключатся, потому что они тоже приблизительно находятся в той же среде, и у них есть аналогичное. Но это будет массовое неправильное усилие, которое мешает вам нормально развиваться.
118. То есть это большая тема, серьёзная тема. Хотелось бы, чтоб вы не забывали рассуждать на эту тему, переспрашивать друг у друга и задавали вопросы Учителю, когда эта возможность появляется. Чтоб вовремя вы могли сориентироваться и приложить достойные усилия.
119. Но надо учиться. Не забудьте: вы в Школе, всё ещё в Школе и будете в ней теперь уже до конца своей жизни. Хотя, сколько б вы ни жили на Земле, вы всегда в Школе. Так давайте пользоваться возможностью (пока у вас есть такая возможность) общаться с Учителем. Он не всегда рядом, когда может прямо сказать вам подсказку. Теперь уж умейте пользоваться этим временем».