Четырнадцатого марта в Небесной Обители в своей мастерской Учитель ответил на вопросы корреспондента газеты «Абакан» по имени Евгения. Фрагменты этой беседы…
2. «В обществе есть верующие люди и есть неверующие. Это же правильно? Так и должно быть?»
3. «Нет, не должно. Вера — это нормальное отношение к законам Гармонии, от которых зависит жизнь человека. Если человек проникается этими законами, то начинается его нормальная жизнь, нормальное развитие.
4. Предполагать человека неверующим — это значит предполагать того, кто сомневается в этих законах, кто ещё пока оставляет за собой право бороться с законами Гармонии, а значит, страдать, болеть, умирать, видеть своих детей больными, прилагать те же глупые усилия и губить своих детей.
5. Но сказать, что это должно быть, нельзя. Этого не должно быть. Это пока ещё человек в слепости пребывает и пробует бороться с этими законами. Но в конечном итоге на Земле должны быть все верующими и все именно одного понимания законов развития.
6. Должно быть одно понимание Истины. И тогда сознание людей начинает сплетаться в одном поле и происходит качественный скачок в развитии человеческого общества…»
8. «Любовь многогранна… Часто любовь ассоциируют с чувством между мужчиной и женщиной. Тот, кто такое чувство испытал, пробует об этом говорить…
9. Но любовь духовного характера имеет совсем другие характеристики. Если говорить вообще о любви человека к человеку, это чувство заключено в стремлении людей жить во благо друг друга, для себя ничего не требуя. Когда они просто желают это делать. Не когда они осознают, что это надо сделать, иначе будет плохо, а когда у них есть чувственное желание, чувственная потребность это делать — жить во благо друг друга.
10. Вот это ощущение потребности жить во благо людей, беспокоиться о том, как они живут, находиться в заботе о том, что ещё можно сделать, чтобы помочь, чтобы быть полезным в одном месте, в другом… вот эта потребность быть полезным для всех — это и есть способность любить. Чем больше эта потребность, тем больше любовь человека.
11. Если человек говорит о потребности быть полезным только в том случае, когда ему это выгодно, — это не любовь.
12. Он может говорить: «Ну я же помогаю и там, и там», но, если внимательно посмотреть, он делает это только потому, что видит это выгодным. Это к любви не имеет отношения, это исключительно форма проявления эгоизма — делание доброго из-за собственной выгоды…»
13. «Как насчёт свободы личности, свободы выбора?.. И как, будучи верующим, не потерять индивидуальность, не стать роботом? Почему-то иногда верующие каких-то конфессий напоминают роботов, их индивидуальность куда-то теряется…»
14. «Если человек пока ещё неуверен в себе, он неизбежно будет искать чьё-то мнение и следовать этому мнению.
15. И законы Истины должны учить человека верить в себя, открывать свои внутренние возможности. И когда он обретает достаточную духовную силу, ему нет смысла говорить о какой-то свободе, он естественно становится свободным.
16. Несвободен человек, пока он неуверен в себе. Вот тогда он говорит о свободе, хотя на самом деле никто её у него не забирал. Она всегда остаётся за ним — свобода выбора.
17. Да, предлагаются человеку какие-то изначальные условия. Вот он родился в такой-то семье, непростой может быть. Но он может и выйти за пределы этой семьи. Вокруг мир… Всё зависит от того, как человек будет стремиться, стараться, как будет оценивать что-то и делать выбор.
18. Но часто выбор не делают, боятся нового и держатся за старое, хотя оно не нравится. Боятся нового, думая — а вдруг это новое ещё хуже…»
19. «Может быть, они боятся того, что, решившись на новое, причинят кому-то боль?»
20. «Это зависимость от мнения ближнего. И человек перестаёт в таком случае жить своей жизнью, он живет жизнью других. А потом сетует, почему у него не удалась жизнь. Так он не жил своей жизнью!
21. Но его не заставляли так жить. Хотя он видел, что такая жизнь возможна. Ближние же через свой эгоизм будут переживать за него, если он делает не так, как они хотят. Но так это же нормальное условие, и тут надо выбирать, чью жизнь ты живёшь. Если свою — действуй смело, как ты видишь правильным…»
22. «То есть ты ответственность за другого не несёшь?»
23. «Меняя себя, ты меняешь ближних. Ибо, когда ты делаешь уверенные шаги в каком-то направлении, у ближних появляется возможность переосмыслить свою жизнь, предположить: а может быть, это они неправильно думают…
24. Но если ты подчиняешься тем, кто навязывает какое-то решение, то те, кто навязывает, начинают быть более уверенными в том, что они навязывают правильно, ведь им подчинились. Но тогда им и дополнительно осмысливать это не требуется».
26. «В законах развития, касающихся человека, — нет. Но я ставлюсь в очень своеобразные условия. Я живу с людьми, веря в людей. Я не должен знать, что у них на самом деле внутри каждый день, каждую минуту. Потому что если бы Я это узнал, то тогда Мне было бы очень трудно творить и верить в человека.
27. Поэтому Моя жизнь за счёт веры происходит: когда Я соприкасаюсь с человеком, разговариваю с ним и он слушает Меня, Я начинаю верить в то, что он это сейчас исполнит…
28. Но жизнь, бывает, показывает, что это не делается. И Я начинаю как будто бы ошибаться: Я считал, что он делает, а он не делает. Вот такого рода ошибки есть, они естественны для Меня…»
29. Двадцать первого марта Учитель дал интервью съёмочной группе красноярской студии документальных фильмов, создающей фильмы об общине. Фрагменты этой встречи…
30. «Если говорить о Писаниях… Истинно ли Писание Корана?»
31. «Да», — коротко ответил Учитель.
32. «Как тогда понимать, что там неоднократно говорится, что «война вам предписана»?»
33. «Понятие «Истина» на самом деле несколько шире отражает происходящую реальность, чем это часто рассматривает человек.
34. Истина — это всё, что существует в законах Бытия Вселенной. Поэтому смерть тоже истинна, так как она существует.
35. Неистинно то, что не существует, что иллюзорно, что может быть придумано. Хотя и то, придуманное, становится истинным, потому что, думая, человек начинает создавать образы, которые начинают быть реальными…
36. Если под Истиной понимать всю полноту законов, связанных с развитием человека, то ни одно из существующих учений не является истинным.
37. Потому что определённое учение несёт только частичку, относящуюся к полноте. Вся остальная информация учитывает уровень разумения того поколения человечества, которому давалась та или иная истина. Шло определённое преломление на тот уровень восприятия человека. Поэтому тогда было многое, не относящееся к полноте, но то, что помогало человеку двигаться».
38. «Последняя битва, Армагеддон, уже случилась или ещё будет?»
39. «На самом деле битва, о которой упоминается в Писании, идёт постоянно в жизни людей.
40. Но однажды должен наступить рубеж, когда окончательно нужно разрешить свою судьбу всему человечеству. Нельзя бесконечно создавать горе, где-то должен обязательно наступить предел.
41. И человечество подошло к этому рубежу, когда человечеству не будут отмеряться дальше ещё века с надеждой, что, может быть, оно однажды одумается».
43. «Люди уничтожают себя сами».
44. «А каким образом? Будет война?»
45. «Люди создают все условия для уничтожения себя, как в виде военных действий, так и в виде психологических потрясений, которые обязательно приведут к значительному отклонению в физиологии человека от нормы, что приведёт к самоуничтожению физиологию человека — психика человека будет быстро разрушаться. Это сейчас можно наблюдать. Это будет активизироваться дальше».
46. «Ты своим верующим говоришь, что не надо брать в руки оружие. Если существует Россия, то нужна ли России армия?»
47. «При том жизнеустройстве, которое существует, это становится неизбежностью. Но назвать существующее жизнеустройство нормальным нельзя, больно всё человеческое общество.
48. Поэтому, чтобы говорить о каком-то новом жизнеустройстве, нужно принципиально изменить систему жизни на всей Земле. Нельзя будет создавать какой-то уголок благоденствия в каком-то отдельном регионе Земли, оставляя агрессию во всех остальных регионах. Обязательно будет конфликт.
49. Значит, должен наступить решающий рубеж, когда на Земле должны остаться только те, кто всем сердцем устремлён думать только хорошее…»
50. «Этот рубеж должен быть каким-то ярким эпизодом, когда все прозреют?»
51. «Нельзя так сделать, чтобы все одновременно за какой-то короткий период времени прозрели. Можно напугать человека, создав что-то непривычное для его восприятия. Но этот страх только на время подвигнет его к чему-то. Но когда страх пройдёт, всё будет делаться так, как делалось прежде. Поэтому так нельзя заставлять прозревать.
52. Но выбор человеку даётся. Активизирующиеся события заставят человека видеть то, что происходит с ближними, с его родными… И у него будет масса разных обстоятельств, которые будут учить его, помогать ему что-то почувствовать, увидеть, осмыслить. Но дальше всё будет решать его собственное осмысление…»
53. «Виссарион, так что делать людям, которые просто работают, живут, например, в Курагино, в Ирбе… руду добывают? Как им быть?»
54. «Каждый пусть учится нести свою ношу, которую он в состоянии нести при тех возможностях, которыми он обладает. Пусть прежде учится не обманывать самого себя. Ведь, как правило, это постоянно делается каждый день…»
55. «Возможные катастрофы — это что-то природное? Или что-то случится с самим человеком, с его психикой?»
56. «Природное и психическое взаимосвязано. Психика человека задаёт активность в изменении природных вибраций. А это изменение действует в обратную сторону на психику человека, изменяя её. Этот тесный, взаимосвязанный контакт вывел психику человека на финишную прямую к трагедии…»
57. «Есть ли у Тебя лично какие-то кумиры в искусстве?» — был один из вопросов режиссёра предполагаемого фильма.
58. «Нет. Кумиров не может быть в этом отношении. Если на каком-то этапе времени может понравиться что-то интересное в творчестве, что может обогатить тебя в опыте сотворения красивого, то в этот момент можно смело этим пользоваться, осмысливать, опираться на это, двигаться дальше…
59. Потом какой-то твой опыт начнёт кого-то другого тоже подталкивать на каком-то этапе времени. Человек должен в этом развиваться, двигаться. Здесь кумира как чего-то недосягаемого просто не должно быть…»
60. Девятнадцатого марта в помещении столярной мастерской Небесной Обители Учитель встречался с Семьёй деревни Таяты. Мгновения этой встречи…
61. «В декабрьской встрече Ты сказал, что если жена делает какое-то грубое действие — ударяет, кидает предметы, то тогда муж может поставить условие… И если жена это условие нарушает, то муж может себя считать свободным. Но тогда же Ты проговорил, что если жена всё-таки в принципе как-то старается изменяться, то тогда можно терпеть какие-то моменты…»
63. «И вот у меня получилось, что есть ситуации на обе Твои подсказки. То есть я вижу, что жена в принципе изменяется… Но была такая ситуация, где она…»
64. «Ну, теперь спроси, надо ли потерпеть… Или что ты хочешь спросить?»
65. «Была ещё подсказка, что если мужчина не исполнит то своё условие, которое он поставил, то он не мужчина».
67. «Ну, допустим, он поставил жене условие, что если она ещё раз так сделает, то он снимает с себя ответственность».
68. «Я так не мог сказать, без всяких оговорок, что это не мужчина. Так не могло быть сказано, что если он не сделает теперь так, то это не мужчина».
69. «То есть так не было сказано?»
70. «Нет. Мало ли какое было условие… Там могли быть разные условия. Тем более ты уже проговорил, что где-то она сорвалась, а потом сказала «извини»…»
71. «Там вообще интересная ситуация получилась: она сорвалась, потом попросила прощения…»
72. «Ну, сейчас для себя что ты хочешь спросить? Должен ли ты бросить её, уйти, если не видишь нужным…»
73. «Меня смущает одна деталь, которая там произошла. И я в принципе не знаю, нужно ли мне на это обращать внимание или не нужно».
74. «Как сочтёшь нужным. Если ты сочтёшь нужным пока не обращать внимания — не обращай. Но будет ли при этом угроза того, что тебя можно назвать не мужчиной? Нет, так не торопись бояться. Если ты видишь, что здесь можно потерпеть, потерпи.
75. Если ты видишь, что никак не можешь решительным быть; хочешь быть решительным, а не получается; считаешь, что уже надо сделать, но никак не можешь сделать, не можешь решиться на это — будет ли это мужским внутренним проявлением? Нет, конечно. Какой же ты мужчина? Никак не можешь решиться ни на что.
76. А если ты видишь, что ты мог бы сделать, но в данном случае, оценив ситуацию, считаешь, что торопиться пока не надо, то есть идёт какой-то процесс, который ты считаешь положительным, — ну ладно, попробуй…»
77. «И сколько это будет длиться — это тоже на моё усмотрение?»
78. «Посмотри, да. Не мужчина — это когда ты уже сам себя ловишь на моменте, что ты хочешь сделать, видишь, что пора делать, а никак не решишься… Либо находишь какие-то оправдания, которые вообще неуместны в данном случае.
79. Тогда надо переспросить, уместно ли рассматривать такое-то оправдание такому-то поступку: «Она меня ударила, и я это определил вот так вот… Нормально ли будет?»»
80. «Жена ходит на хор, на танцы. Я ей сказал: «Знаешь, вот ты не успеваешь по дому, давай ты одно что-то себе оставишь». Она говорит: «Нет, я всё равно не оставлю, я буду ходить». То есть просто отказ такой идёт…»
81. «Тогда посмотри на проблему, какая может в доме возникнуть».
82. «Возникает проблема, что она, допустим, не успевает ремонтировать мои вещи».
83. «Это ещё пока не причина. Если есть кого попросить ремонтировать, пусть ремонтирует какая-то другая женщина».
84. «То есть я просто выхожу с нуждой на Семью?»
85. «Да, говоришь: «Девочки, может, кто-нибудь подзашьёт? У меня жена не успевает зашить». Можно так. Потому что, если кто-то найдётся, была бы очень хорошая поучительная ситуация. Если бы они стали шить — всё, нормально, ты бы счастливый ходил: «Как здорово зашили! Ну надо же, девчонки, молодцы! Отлично! Ох, и девчонки у нас!»». — Слова Учителя встретил смех слушающих.
86. «То есть именно вот такой строгой не было подсказки, что если мужчина не исполняет своё условие, то он «тряпка»?»
87. «Нет. Смотря какое условие. И смотря почему он не исполняет. Тут однозначно нельзя сказать».
88. «Если он не исполняет, потому что видит, что жена меняется?»
89. «Если он действительно видит, что изменение идёт, — одно дело.
90. Либо предполагает: «Наверняка, изменения идут какие-нибудь… она лучше стала…» А в чём лучше? «Ну, мне кажется, она лучше стала…» Опять — тресь, получил. «Всё-таки она лучше, она уже не так сильно ударила…» — Смех сопровождал слова Учителя. — То есть смотря какое определение он даёт на самом деле…»
91. «И вот, допустим, между двумя такими грубыми ситуациями прошло два месяца. Если это сейчас опять повторится, то тогда это меня поставит перед фактом, что никаких изменений, оказывается, не идёт? Тогда я просто должен уже предпринять какие-то шаги? Или как?»
92. «Посмотри. Посмотри ещё, что человек говорит, как он сам оценивает ситуацию. Я не даю подсказку, чтоб вы мгновенно срывались и бежали куда-то…
93. В то же время — будьте внимательны. Чем больше вы сами позволяете быть чему-то, тем меньше тогда жалуйтесь на то, что происходит.
94. Потому что помочь женщине стать женщиной должен мужчина. Так же как в свою очередь она помогает мужчине стать мужчиной.
95. Но кто-то сильнее, кто-то слабее на этот момент времени, значит, кому-то из вас просто надо потвёрже решать ситуацию, даже если она будет очень горячей. Но надо твёрдо её решать».