113. «Вы обращались к Папе Иоанну II, к Алексию II, к Путину. Хотя бы один из них ответил, откликнулся на Ваше обращение?»
114. «Нет, ответа не было. Что касается Алексия II, то те, кто принял в канцелярии письмо, прямо сказали: «Нет, мы не отдадим Алексию. Категорически нет».
115. И всё, что касается других имён, — аналогично. Правителя в государстве делает свита. Как гласит древняя пословица: «Царя делает свита». Так и здесь. Что может дойти до правителя — это будет решать свита. И если правитель, может быть, и мудрый, то в свите не всегда бывают мудрые …
116. Но это ещё не конец всего. Я буду смотреть возможность, вероятность предложить то, что имею. Потому что Я знаю (по крайней мере, это Меня касается, Моего существа и Моей личности), как решить эти проблемы.
117. Но просто этих слов: «Я знаю, как решить», конечно же, недостаточно. Тем более что, как Я предполагаю, Президенту приходит немало писем с разными предложениями, как спасти Россию …
118. Людей у нас много в обществе своеобразных, которые считают, что они имеют право решить судьбу человечества и знают как будто бы, как это делать. Таких беспокойных голов очень много в это время, и не только в России. И письма, конечно же, они должны были тоже написать. Как же разобраться во всей этой массе желающих предложить решение глобальной проблемы? Это, конечно, очень непросто.
119. Чаще это может решаться через какие-то личные контакты, знакомства, где уже будет передано не само обращение, а когда будет передан эмоциональный какой-то фон, связанный с каким-то событием. Тогда это тоже интересным может стать. Но это ещё пока не решается в данный момент».
120. «Как мне реализоваться как женщине? Врачи говорят, что у меня потомства не будет, потому что у меня шизофрения … Я уже как-то у Тебя спрашивала, могу ли считать себя больной. Я так поняла, что нет, что должна жить, как все люди. Так планировать ли мне свою дальнейшую жизнь как одинокой?..»
122. «Либо всё-таки надеяться на то, что кто-то найдётся?..»
123. «Вот Я даю тебе подсказку: планировать жизнь не надо. И если ты хочешь надеяться на что-то хорошее, надеяться на хорошее надо. Планировать что-то, что тебе не нравится, не надо. Надо идти всегда с верой в хорошее.
124. Тогда, даже если тебе не предстоит это в полной мере реализовать, ты сможешь (при том, что ты имеешь в себе) наиболее правильно прожить свою жизнь. Ты сможешь обрести то недостающее, что тебе нужно обрести, проходя этот экзамен. Но не надо планировать негативное».
125. «Нормально ли желание быть с мужчиной, который может меня полюбить?»
126. «Желание женщины, чтоб рядом был мужчина, который мог бы полюбить её, конечно, нормально. Сказать себе: «Да нет, этого никогда не будет» и планировать, что этого не будет, — это неправильно, это не максимальное проявление своих положительных возможностей. Ты выбираешь худшее положение.
127. И если даже такое появление рядом мужчины возможно, то своей верой в то, что ты запланировала, ты всё испортишь. То есть тогда уже точно ничего не будет. Поэтому всегда надо идти с положительной верой.
128. Вы проходите экзамен, немаловажный экзамен, потому что у вас сложный опыт, который вы приобрели в жизни, за века приобрели. Очень сложный! Там много разных накладок своеобразных, проблем, связанных со взаимоотношениями мужчины и женщины. Очень много!
129. Это понесло не только сложный опыт внутри духовной ткани, который вы накапливаете со временем, но и в психике человека эти искажения дают тоже серьёзный негативный плод, потому что психические параметры потом передаются от родителя к детям, и эта сложность начинает множиться.
130. И получается, что и духовный опыт сложный, и в природной оболочке есть сложные предрасположенности к каким-то слабостям. Конечно, это сложно тогда сочетать и выкарабкиваться из ситуации, в которую вы попадаете.
131. Но вам нельзя сделать искусственно тело, взять и каждому заменить, сказать: «Вот у него уже никуда не годится тело, он с ним уже не справится», и раз — взяли из воздуха слепили тело, дали наиболее интересное. Так не получится. Нужно будет использовать тело, которое рождает человек.
132. И если вы хотите хорошее, тогда и живите по-хорошему, и ваша психология начнёт меняться, меняться начнёт информация на уровне ваших клеток тела и энергий. И тогда начнёт выправляться всё ваше существо. Но это не может исправиться за один день.
133. Чтобы выправить психику и приучить её, к примеру, не поддаваться на предрасположенность обижаться, потребуется немало лет.
134. Я не говорю, что если вы сделаете вот так-то, то через недельку у вас всё пройдёт … насморк пройдёт. То есть про насморк ещё можно сказать … Но чтобы прошла способность обижаться через неделю — не пройдёт, и вы будете попадать в одно и то же условие или похожее условие и вновь чувствовать сильное тяготение обидеться.
135. И вот тут нужна ваша работа. Работа, которую упорно вы учитесь делать правильно, усилие волевое над собой — не сметь сказать какие-то обидные слова … Если вас несёт, когда вы обижаетесь, самое первое, на что надо обратить внимание, — насколько вы способны сорваться и проговорить обидные фразы. Поймайте эти слова, прикусите свой язык. Это будет самое такое простое, примитивное, что надо сделать.
136. Потом — сложнее, уже надо справляться с тем, что творится у вас в мыслях, суметь контролировать появление информации в тех образах, которые располагают вас к обиде. Потому что вас обижает не действие человека на самом деле, а информация об этом действии, образ, который тут же у вас формируется.
137. Поэтому вы можете увидеть на самом деле совершенно безобидное усилие какого-то человека, но склонность находить для себя опасность быстро рождает образ, через который именно в этом действии человека видится, что он к вам нехорошо относится. И всё, у вас быстро вскипает желание защититься от него, наговорить ему кучу неприятных слов, а он даже и не предполагал думать о вас плохо.
138. Эта предрасположенность очень велика у человека — создавать внутри вот такие образы и быстро на них реагировать. И над этим, конечно, требуется серьёзно работать.
139. И опять же мы касаемся конкретных обстоятельств, где вы учитесь тому, как нужно оправдывать действия человека, если он сделал вот так-то или вот так-то, что можно положительного в этом увидеть. То есть вы учитесь рассматривать всё именно с положительной стороны.
140. Всегда рассматривайте любую неприятность как то обстоятельство, которое вас чему-то учит, — именно вас эта ситуация чему-то учит.
141. Поэтому самым мудрым будет в этой ситуации для вас (если вы попали в какую-то трудность, большую проблему и она вас возмутила, принесла вам боль, смущение) сразу подумать: чему это вас учит? что вам хотят сказать? что Гармония и Отец вам хотят донести? чему учит эта ситуация именно вас?
142. А не когда вы задаётесь вопросом: «Ну почему он так поступает? Ну почему она такая?» Вы не задаётесь этим желанием осудить человека, вы просто думаете, что вы должны извлечь из происходящих событий. Вы-то должны стремиться быть мудрее, значит, вы и должны подумать, что вам надо извлечь из происходящих событий. Вот что нужно мудрому человеку.
143. Эта Школа всегда происходит. И этому не научит ни одно упражнение, которые нередко пробуют пропагандировать как что-то, благодаря чему как будто бы будешь духовно развиваться. Глупости! Никогда никто так духовно не развивался.
144. На самом деле развитие человека — это умение правильно относиться к окружающей реальности, то, как вы воспринимаете эту реальность, как вы позволяете себе на неё реагировать. Вот это и есть духовное развитие.
145. А то, что появилось очень много всего в это время, где говорится о духовном развитии, конечно, это больше связано с тем, что там предлагается очень быстро достичь духовного развития. Вот такой оттенок имеется.
146. И так как человек всегда склонен искать победу каким-то коротким путём, как-нибудь быстренько, эффектно, с шумом, хлац — и победил, то для него, конечно, соблазнительно погрузиться во всю эту огромную массу всевозможной литературы. Всем хочется быстро стать хорошими. А оказывается, быстро не станешь, это очень долгий и очень сложный путь постоянной работы над собой …
147. Вот тут один из вопросов передо Мной: человек говорит о своей неуверенности, спрашивает, как открыться людям, как не быть замкнутым. Это тоже один из моментов, которые относятся к такому экзамену, где надо проанализировать, а что именно вы боитесь сделать.
148. Вы находитесь в какой-то среде и чувствуете, что вы как будто бы боитесь людей или как будто бы вам говорят, что вы замкнутый. Но тогда начните рассуждать, что именно вы боитесь сделать. Вот вы закрываетесь … вы находитесь среди людей, но чего-то избегаете. И вот выделите, чего вы избегаете и чего вы боитесь. И дальше начинаем рассуждать, а как на самом деле надо было в этих условиях себя повести.
149. То есть если находится какая-то компания людей, разговаривающих друг с другом, а вы стесняетесь к ним подойти и включиться в разговор и при этом считаете: «Вот, наверное, я замкнутый, я боюсь подойти и начать разговор» — это не означает обязательно однозначно, что это замкнутость какая-то. Это может быть нормальная стеснительность, которую однозначно нельзя обозначить как что-то отрицательное.
150. Тут нужно уже посмотреть подробней, что именно вам мешает и надо ли именно в этих условиях сделать какое-то усилие, чтобы тем самым развивать в себе открытость перед людьми. Вот эти конкретные обстоятельства и должны сейчас с духовных позиций рассматриваться.
151. Просто призыв: «Иди к людям, общайся, будь открыт» — этим почти ничего не сказано. А как это сделать? Вот тут потребуются более точные, конкретные рассмотрения. Это Школа, её надо серьёзно постигать».
152. «Понятно, что негативные образы чаще возникают у людей в сложных ситуациях. А иногда бывают просто мимолётные отрицательные мысли. Вопрос: каждой ли негативной мысли нужно противопоставлять положительную, каждому ли негативному образу — положительный образ?»
153. «Нет, на многие негативные мысли можно не обращать внимания. Потому что мысль негативная, мгновенно появляющаяся в вашем сознании, — это в какой-то мере соблазн, где вы делаете выбор: реагировать на это или не реагировать.
154. Если чувствуете, что начинаете реагировать, что эта мысль вас цепляет и заставляет двигаться по своим правилам, то вот тут уже вы должны учиться на неё правильно реагировать, чтобы не вовлечься в переживания, которые диктует вам эта мысль.
155. Но нередко бывает так: появилась плохая мысль, но ты не обратил на неё внимания — она и забылась, исчезла.
156. Поле вашего сознания — это своеобразная антенна, которая соприкасается с полями всего окружающего мира. Своё поле у камня, у дерева, у человека, у животного … Этих полей очень много, и вы с ними соприкасаетесь. И когда ваши поля соприкасаются, вы быстро снимаете информацию друг с друга, и потом какие-то разные мысли начинают почему-то появляться в вашей голове …
157. Эти мысли, как волны энергии, вокруг вас везде растекаются. Поэтому вашу голову может заполнять огромный объём всевозможной путаной информации.
158. Есть какая-то информация ваша личная — когда вы целенаправленно прилагаете усилия в осмыслении чего-то.
159. Но есть немало как раз вот этой пустой информации, которая не вам была предназначена, но вы к ней прикоснулись, ибо она промелькнула у вас в голове. В таких обстоятельствах вы, как правило, легко вовлекаетесь в осмысление такой, как бы случайно коснувшейся вас, информации. Но этот энергийный поток совсем не в вашу сторону был направлен.
160. Поэтому попроще относитесь к тому обилию мыслей, которое возникает в вас, как в приёмнике. Когда ручку крутишь у приёмника, каналы двигаешь — какая только информация не попадает! Вот так и у вас в голове».
161. «Хочу спросить об оценке действий ближних. Когда положительная оценка идёт — нормально. А что делать, когда идёт отрицательная оценка?»
162. «Когда идёт отрицательная оценка действий ближнего, тогда надо дополнительно осмыслить, на самом деле почему вы считаете их негативными, и попробовать найти положительное, то есть нужно постараться обязательно оправдать.
163. Но в принципе негативная оценка как оценка нейтральная тоже может существовать у человека. Хотя по большому счёту если сказать, то нейтральным у человека восприятие реальности не может быть, оно всегда будет происходить через чувственный мир. Но тем не менее (пусть даже если мы это условно обозначим) какая-то нейтральность всё-таки может существовать.
164. То есть, оценивая действия другого человека, если его действия вас не задевают, вы можете как будто бы нейтрально сказать: «Да, нехорошо поступил». Но вы даже не переживаете эту тему. Вы часто переживаете, когда вас лично начинают касаться какие-то действия; тогда вы начинаете включать свои переживания, потому что это как будто бы вам опасно.
165. И в этом случае — если сама по себе оценка существует — это ничего. Но если вы склоняетесь к тому, чтобы оценить, что человек плохой, — вот это уже опасно, потому что тут начинает возникать соблазн осудить человека.
166. Осуждение — это когда вы даёте негативную оценку человеку. Когда вы говорите: «Ты поступил нехорошо, ты поступил неправильно» — это не предполагает, что человек нехороший. Это предполагает, что вы его любите, вы его уважаете, но в данном случае он поступил неправильно.
167. А когда говорится: «Ты нехороший, ты поступил вот так-то» — это уже вы в целом осудили человека. Вот этого нельзя ни в коем случае допускать в себе.
168. Поэтому наблюдайте, как у вас возникает переживание вокруг неправильных поступков ближних и мыслей, которые на эту тему возникают. И если всё-таки чувственно вас начинает что-то задевать, пробуйте порассуждать, как вы можете оправдать этого человека».
169. «Оправдать получается, но именно оценка меня смущает …»
170. «Ничего. То, что мгновенно оценка происходит, — это ничего. Это естество ваше реагирует, и вы не сможете опередить своё естество.
171. То есть вы имеете определённые особенности, которые позволяют вам реагировать на происходящие события. И если вы склонны давать какую-то оценку мгновенно, то опередить её вы не сможете, — чтобы заранее приготовиться и не делать эту оценку. Она будет у вас возникать. И поэтому ваша задача — как только это возникает, сразу включать правильное отношение к тому, что формируется в вашем сознании. Вот это и есть работа.
172. А дальше — самое главное — должно быть изменение внутреннего мира, от которого уже возникают вот эти реакции.
173. То есть в ситуации, где что-то вас зажигает, где вы чувствуете, что что-то вас испугало (а вы знаете, что всё-таки это сделать надо), тогда вы, несмотря на свой страх, мобилизуете силу воли и учитесь делать грамотно правильные усилия. Вот это развивает уже духовный мир человека, увеличивает духовную силу.
174. А так как она увеличивается, она гармонизирует поле сознания вашего, и уже сознание обретает такое качество, где, соприкасаясь с окружающей реальностью, мгновенная реакция уже немножко другого рода будет происходить — не та, которая была, когда вы были более слабыми.
175. Это процесс, которого пугаться не надо. А то, если вы начнёте пугаться этого, вы себя загоните в угол, будете думать: «Вот, какая я плохая!» или «Какой я нехороший!» Да нет, не волнуйтесь.
176. Вы находитесь в мире, где этих мыслей много, в плотном таком «болоте» находитесь. Тут таких мыслей так много, что «хоть топор вешай» на это поле мыслительное. Раньше говорили: «Накурено — хоть топор вешай», так и тут можно сказать: «Эмоций негативных так много и такие они грубые и плотные — что угодно можно повесить на них».
177. Поэтому, находясь в этом всём, конечно, вы будете ощущать на себе много разных воздействий, которые либо не совсем вас касаются, то есть просто куда-то направлены мысли, либо какие-то мысли направлены на вас. То есть бывает такое, что, когда перед вашим внутренним взором внезапно быстро промелькнуло лицо человека какого-то, это может означать, что он о вас в этот момент подумал, — и у вас мгновенно возникает образ этого вашего знакомого.
178. Но бывает много всяких мыслей … Вы не всегда обращаете на это внимание. Ну, вспомнилось, и ладно, пошёл дальше. А в этот момент просто тот человек подумал о вас, и эта информация у вас быстро соединилась. И вот так очень многое происходит, чему вы пока не можете дать оценку.
179. Поэтому лучше не разбирать каждую отдельную мысль, а упростить пока подход. Главное, сейчас вам надо научиться правильно реагировать на негативную мысль, правильно с этим разобраться, чтобы не позволить себе вовлечься в соблазн и не сделать ошибок».
180. Из зала прозвучал вопрос о мечтах.
181. «Мечтать можно, это нормально. Только не требуйте, чтоб мечты сбылись. Ни в коем случае! Потому что, если вы привяжетесь к этому очень сильно и начнёте переходить в область уже постоянного ожидания, чтоб это случилось, вот тут можно сильно споткнуться, это будет опасным.
182. Позвольте мечтам быть самим по себе. А вы живите реальностью, в которой находитесь. Она уже сегодня вам даёт всё необходимое во благо ваше», — ответил Учитель.
183. «В детстве у меня было такое яркое, восторженное, красивое восприятие мира! А сейчас уже я мир таким не воспринимаю. Можно ли научиться сейчас воспринимать мир так, как это делает ребёнок?»
184. «Ну, сразу не получится, конечно».
185. «А стремиться к этому надо?»
186. «Можно. Но тут опять же нельзя сказать про упражнения какие-то … Это во многом зависит от окружения. Потому что, если начнёшь вести себя по-детски, ближние и ещё хуже что-нибудь придумают: наденут на тебя что-нибудь, — улыбнулся Учитель. —
187. Но если ты, оставаясь один, хочешь покувыркаться, перекрутиться через голову, как-то так громко посмеяться, как-то попроще себя повести — пожалуйста! Конечно, ты можешь это делать. Не считай, что в этот момент что-то у тебя с головой случилось. Это нормальное желание — по-детски быть простым. Это хорошо.
188. Но вот окружающая среда, в которой вы находитесь, конечно, во многом препятствует этому случиться. Поэтому, конечно, лучше, когда появляется благоприятная компания единомышленников, где можно смеяться громко, шутить, дурачиться, создавать какие-то образы хорошие, интересные, смешные … Если такая возможность есть, это нормально.
189. Когда человек пытается себя контролировать, смотрит за собой всегда — получается, он хочет значимость свою утвердить, он боится, что вдруг увидят, что он не такой серьёзный, а ему хочется очень серьёзно выглядеть. Но это не то усилие, которым надо увлекаться.
190. Хотя можно сказать, что в какой-то мере эта закономерность имеет место быть, — это когда вы желаете быть добрыми. Конечно, тогда вы смотрите за своими поступками и думаете, нужно ли так сделать или так … То есть за собой присматривать в этом можно.
191. Но присматривать за собой, насколько вы серьёзно выглядите, не надо, не тратьте на это время. Это больше на глупость будет похоже.
192. Поэтому, если есть возможность попроще общаться друг с другом, общайтесь проще. Многие ложные установки здесь созданы, и им следовать — это только жизнь свою портить».