Одиннадцатого октября, в понедельник, после долгого перерыва Слово звучало в Петропавловке. Учитель говорил с балюстрады Дома Благословения. Слушали Его более тысячи человек.
2. «Давно не виделись, да? Соскучились? Ну, хорошо. Тогда, насколько позволит время, мы сегодня чуть-чуть можем побеседовать … Согласно проявленной просьбе, вами были поданы письменные вопросы, чтобы их легче можно было озвучить … Итак, давайте начнём».
3. «Можно ли сестре помочь увидеть недостатки её любимого человека, если она сильно идеализирует его и в течение нескольких лет любит его односторонне?»
4. «Надо ли (если вопрос с другой стороны перестроить) разрушить любовь у ближнего? Будет ли это делом верующего человека, который учится видеть положительное? Будет ли правильным разрушить положительное видение у ближнего? — с улыбкой спросил в ответ Учитель. — Видите, многие из вас уже улыбаются …
5. Нет, конечно. Так нельзя делать. Вы и любите-то друг друга в связи с тем, что вы можете в какой-то мере идеализировать друг друга. И это действительно в какой-то мере должно быть вам присуще.
6. Вы не можете видеть фактическую сторону, ту, которая в реальности существует, потому что эта сторона очень многогранна, многослойна, многосложна. И фиксируя её при первом прикосновении своим сознанием, своим полем, энергией своей, вы, конечно, не сможете считать всю полноту информации, касающейся человека, к которому вы прикасаетесь.
7. Со временем вы этому научитесь. Пройдёт какой-то период времени, и вы сможете, прикасаясь просто лишь полем своим к человеку, к объекту, к явлению, считать касающуюся его информацию, и вы будете хорошо понимать, с чем вы соприкасаетесь.
8. Поэтому многие явления в вашей жизни впоследствии однажды немножко упростятся. Но это даст больше силы в руки вам и возложит соответственно большую ответственность на плечи ваши.
9. Но в данный период времени вы больше воспринимаете друг друга не этим считыванием информации фактической, которая касается какого-то явления или конкретного человека, — вы больше влюбляетесь в собственный образ этого человека, в свои желания относительного кого-то из ближних, то есть в то, что бы вы хотели в нём видеть (насколько это соответствует вашим каким-то древним мечтам, внутренним глубинным ожиданиям).
10. Ведь у вас внутри большая своеобразная претензия к окружающей реальности, у вас много своих собственных ожиданий, которые разнятся между собой.
11. И получается: вы, соприкасаясь с миром, не стремитесь понять, какой он на самом деле, а стараетесь его сразу сравнить с тем, что у вас внутри, насколько он соответствует вашему представлению. И если не соответствует, вы чаще уже готовы отвернуться, отторгнуть от себя это явление как малопонятное и не отвечающее вашим интересам.
12. И тем более когда очень активно интерес внутренний проявлен, то всё, что с ним не совпадает, как правило, вообще не вызывает у вас заинтересованности исследовать, посмотреть с какой-то другой стороны на то, что существует независимо от ваших желаний.
13. Поэтому вы сейчас пока делаете выбор исключительно часто в связи с собственными ожиданиями, со своими идеалами, которые у вас сформировались. И конечно же, с течением времени узнавая реальность такой, какая она на самом деле есть, многие могли увидеть, что возникшая ранее любовь почему-то быстро как-то растаяла … Потому что вы узнали то, чего раньше не предполагали.
14. Появляются дополнительные претензии, которые вы более активно начинаете выражать ближнему, требуя от него соответствовать вашим собственным ожиданиям. И если он им не соответствует, то он, получается, виноват в том, что не соответствует тому, что бы вы хотели видеть в нём.
15. И вот так вы пробуете выстраивать жизнь друг с другом … Но на самом деле это уже не жизнь становится у вас, это что-то такое бесформенное, страшноватое … и там счастье искать, конечно, будет трудно.
16. Как правило, пока это всё очень сильно вам присуще. Вы пока следуете тому, что соответствует вашему истинному естеству, а там ещё менять надо очень-очень много. Поэтому сейчас приходится сталкиваться со многими трудностями. И Я бы хотел, чтоб вы не торопились отчаиваться, расстраиваться, хотел бы, чтоб вы умели мудро, трезво смотреть на происходящую реальность.
17. Если вы выбираете Путь Истины, Я бы хотел, чтоб вы понимали, что вы не выбрали какой-то более лёгкий путь для своей жизни. Этот Путь имеет Свет, истинный Свет. Но чтобы следовать за этим Светом, трудиться придётся чрезвычайно много. И, как правило, усилия будут делаться во многом вопреки вашим собственным ожиданиям, желаниям, потому что ваши идеалы начнут разрушаться. Вы встали на Путь, где будут разрушены ваши иллюзии.
18. Этот Путь научит вас мечтать, видеть какую-то свою фантазию, мечту в более интересном свете. Потому что человеку всегда будет присуще фантазировать и мечтать. Это интересное явление, интересное качество сознания человека, его внутреннего мира, его чувственного мира.
19. Но он должен научиться мечтать и фантазировать согласно Истине. Когда внутренний мир его правильно сформируется, его ожидания, мечты будут наиболее соответствовать истинному направлению, они будут поинтересней.
20. Ну а пока … пока, конечно, это большая, большая трудность. Получается, что вы на самом деле вступили на Путь, который до основания разрушит все ваши иллюзии и ожидания, ничего от них не оставит. Но на этой основе, на этом очищенном месте вы будете выстраивать совсем другой мир, другое видение, с другими качествами и ценностями. Но этот труд будет чрезвычайно сложным.
21. Приходится рушить какое-то ваше родное строение … А вы так к нему прикипели, оно ведь вашу суть составляет. А тут пришёл Учитель и говорит: «Нет, так не пойдёт! Давай Я под корень сейчас это всё …» И вы сразу пугаетесь, боитесь: «Ой! Как? Нет. Наверное, ошибся Учитель. Он, наверное, недопонял. Что-то я не то сказал Ему, наверное …»
22. Или ещё хуже: «Он, наверное, вообще не Учитель. Ну как так? Разве можно это рушить? Столько лет строил своими руками — все в мозолях, а Он говорит: разрушить, это совсем никому не нужно. Ну как же так? Столько времени потрачено!»
23. Но так оно на самом деле и будет происходить. Поэтому Я и говорил вам, что на этом Пути устоит только верующий. Все остальные засомневаются быстро. Вот теперь загляните в себя: насколько какое-то сомнение могло тронуть ваше естество? Вот по этому и определите степень своей веры. На самом деле циферки будут ма-аленькие такие — степень эта.
24. И если кого-то ещё не коснулось сомнение, оно ещё коснётся, потому что жизненный путь ещё не закончился, мы ещё много порушим в этих иллюзиях. Кто ещё там сохранил какое-то строение? Сейчас Учитель зайдёт, быстро развалит его, — Учитель засмеялся. —
25. Но хотелось бы, конечно, чтоб вы умели подходить к этому грамотно, внимательно. Потому что созидать внутренний мир — это великое искусство. Здесь надо многое уметь правильно видеть, грамотно осознавать и, соответственно, грамотно прилагать какие-то усилия созидающие, где вы, как скульпторы, должны будете слепить свой мир, слепить удивительным его.
26. Но главное — не пугаться. У вас уникальные условия, они создадут много страхов, замечательных страхов, чудесненьких таких, лохматеньких … Они вас подзудят немножечко, тихонечко так … из темноты неожиданно, из-за угла ли … Вы повизжите немножечко, поподпрыгиваете …
27. Ну ничего. Я надеюсь, вы быстро сориентируетесь, поймёте, что это всё вам нужно. Вы просто нуждаетесь, чтоб эти «лохматики» выскакивали из-за углов или чтоб вы их друг другу подсаживали так … с добрыми пожеланиями.
28. Вы же добрые! Вы ж принесли сюда желание своё делать добро друг другу! Вы ж пышете потребностью служить друг другу! Ну сейчас мы это всё и наблюдаем — плоды этих замечательных устремлений … И по-прежнему надеемся, что это будет лучше и лучше получаться … и однажды всё-таки получится.
29. Так что верить в хорошее очень важно. Пока это будет не всегда правильно получаться, потому что если коснуться конкретного — того, что относится к вашему личному, индивидуальному видению хорошего, то, конечно, можно будет неизбежно соприкоснуться с ложными представлениями о хорошем.
30. Ведь сейчас по сути был задан вопрос тоже однозначно (можем в это смело верить) от хорошего побуждения человека: он почувствовал потребность помочь ближнему. Он же считает, что это как будто бы хорошо. Он же искренне хочет помочь. Ну что она любит? Любит то, чего на самом деле там нет как будто бы. И хочется вскрыть: ну сколько ж можно-то любить то, что недостойно любви?
31. Хотя если сейчас начать всех вскрывать, то вообще никого как будто бы любить нельзя. Вы такое несёте в себе, что если каждому это всё открыть, так вы все друг от друга убежите, как от разбойников, вы будете, как от прокажённых, друг от друга отталкиваться: так всего этого много …
32. Поэтому такой подход — навести хорошие какие-то порядки, поставить кому-то мозги на место — это, конечно, будет совершенно неверный путь.
33. Что такое представление о хорошем — вот этому вы учитесь. Согласно Истине вы должны научиться видеть, что такое хорошее, а что недостойное, что является праведным, а что неправедным. Во всём этом нужно будет хорошо разобраться, о многом надо научиться размышлять.
34. Ведь не всегда есть возможность каждому из вас в ту минуту, когда вы как будто бы нуждаетесь, дать ответ. Значит, это естественно заданы условия, где вы активизируете свою потребность размышлять, думаете на эту тему, пробуете осмысливать происходящее рядом с вами, пробуете сопоставлять с Истиной, которая вам хорошо известна.
35. На некоторое время мы даже прекратили вот такие наши совместные встречи. Ведь на самом деле это тоже было очень важно, очень нужно. Вы должны активизировать потребность свою правильно мыслить и видеть, что с вами происходит.
36. Вы должны учиться друг у друга. А не когда вы пытаетесь не видеть друг друга, не слушать друг друга и только у Учителя спрашивать, у Вадика или у кого-то, кому как будто бы больше доверяет Учитель. Вы Учителя должны видеть друг в друге.
37. Соприкасаясь друг с другом, вы должны уметь извлечь какой-то важный для себя урок, должны уметь извлечь какую-то мудрость для себя очень важную, на которую вам надо в данный момент опереться. Не торопиться думать, что ближний однозначно сказал неправильное или что он не мог сказать правильное, потому что он вам не нравится. Так не должно быть.
38. Любой человек, который пробует вам что-то сказать, он что-то важное пробует вам донести, может быть не до конца осознавая, почему он это говорит. У него есть какое-то личное побуждение. Он может даже говорить неправду, но какое-то побуждение прозвучало внутри, и он именно вам говорит эту неправду. Он вас просто испытывает, не понимая того. И вы проходите урок. Эти уроки активно вы друг другу создаёте сейчас.
39. Поэтому на самом деле вы сейчас попадаете в условия, где сито всё сильнее и сильнее начинает колыхаться, и те, кто хоть как-то цеплялся за какие-то там ячейки, ещё пробовал удержаться в нём, они начинают уже уставать, выпадать начинают, просеиваться.
40. Сейчас мы будем отбирать: шелуху — в одну сторону, зёрна достойные — в другую. Но вы это будете делать сами. То есть вы, общаясь друг с другом, начнёте потихонечку вот так разделяться.
41. Но условия у вас замечательные! Надо учиться сейчас видеть всё, что вы имеете. Вы такие богатые, так много имеете, но почему-то всё время тяготеете к тому, чтоб считать себя бедными. Вам очень нравится страдать, то есть считать себя ничтожными, никчёмными, ничего не умеющими, которым никогда уже не повезёт.
42. Надо учиться видеть доброе. Это действительно очень серьёзное занятие … Верующий старается научиться любить, видеть хорошее в реальности, которая происходит, и благодарно к ней относиться.
43. Вот с этих позиций попробуйте дальше оценить: стоит ли делать то-то или то-то, если вы стремитесь любить, и видеть положительное, и быть благодарными по отношению к тому, что рядом с вами происходит, с чем вы соприкасаетесь?
44. Уже вот одна такая попытка выстроить такой подход к проблеме многое позволяет вам самим увидеть, потому что вы уже многое знаете. Вы уже должны во многом разбираться. Многое вами прочитано, и вы как будто бы пробуете продолжать читать то, что вам даётся … И Я надеюсь, вы обогащаетесь, дни не теряете.
45. Задачи и проблемы не ждут, прочитаете ли вы или не прочитаете какую-то главу в очередной раз, — они происходят. Вы получаете подсказку раньше, прежде чем вас будет ждать преграда. Она уже стоит на пути вашем, и в нужный час она должна проявиться. Но вы имеете подсказку раньше.
46. Если вы её пробуете отложить — вы попадаете в ситуацию, в проблему, но быстро сориентироваться уже не можете: вы когда-то отложили эту главу, эту подсказку и вы не можете ею воспользоваться. Потом, конечно, пробуете поискать её, прочитать. Это тоже полезно. Пусть хоть позже, но что-то вы уже осознаете и мудрее станете.
47. Но хорошо было б, конечно, вовремя всё принимать и стараться осмысливать глубоко, анализировать и пробовать устремляться уже достойно дальше на своём жизненном пути».
48. «Есть такой образ — жить интересами мужа. А если муж часто влюбляется, проявляется к женщинам, то как жене правильно себя вести? Ведь в это время интерес мужа, наверное, должен стать и интересом жены?»
49. «Здесь проявляется невнимательность к тому вопросу, которому мы в последнее время нередко уделяли много времени. Ведь если мы касались вопроса служения одного другому, то прежде Я вам рисовал образ мужчины-творца. Он творит, и женщина учится выбирать того, с кем она хотела бы быть рядом в созидании каком-то замечательном.
50. Но где она выбирает его по его творческому потенциалу, когда он проявляет этот потенциал. Он творит, и вокруг него естественно созидается какая-то творческая среда. Может быть, она в чём-то неумелая … может быть, в чём-то замечательная … Но она своеобразная какая-то, со своими уголками, со своими хорошими какими-то сторонами …
51. А если мы говорим о слабостях, где рассматриваем мужчину не как творца, созидателя, а как того, кто пока ещё ищет возможность удовлетворить какую-то свою слабость или природные какие-то желания, — это другое.
52. Эти желания однозначно сразу слабостью нельзя назвать. Это естество человека. И слабость уже может проявляться только в каких-то объёмах этих желаний, но не в самой сути того, что есть.
53. То есть, если вы хотите кушать, нельзя сказать, что вы слабы в этом смысле. Нет. Просто организм у вас выстроен пока так, что он нуждается в каком-то поступлении «топлива» в виде такого-то продукта питания.
54. Но как вы начинаете питаться — чрезмерно или недостаточно — вот тут уже может появиться и слабость, а может и болезнь какая-то психическая проявиться. Тут уже могут быть отклонения. Но не в самой сути того, что вы хотите кушать.
55. Поэтому если мы касаемся каких-то других инстинктов, то однозначно говорить, что это слабость, нельзя. Это нормальное явление. Но то, как человек старается удовлетворить инстинкт, — вот тут уже могут закрасться какие-то элементы слабости, некрасивого чего-то, неопрятного. Это уже будет другая сторона взгляда на эту реальность.
56. Поэтому если в данном случае мы говорим о мужчине, который не творит, а прежде устремляется удовлетворить свои желания (может, даже не будем обозначать их как слабости; не слабости, а просто личные желания), не в созидании, когда хочется творить и он творит, а когда хочется ощутить сладость какую-то, то есть просто удовлетворить своё желание вот такого рода, — то, конечно, это нельзя рассматривать как творческий интерес, которому надо уже служить в полной мере. Женщине здесь нельзя так рассматривать этот вопрос. Тут она не может посвящать себя этому интересу. Это будет неправильно.
57. Женщинам надо прежде пробовать ориентироваться на мужчину, который всё-таки учится творить и уже старается быть творцом. Тут должна быть построена такая схема ваших взаимоотношений, где, понимая эту ситуацию, юноша подрастающий начинает чувствовать потребность быть мастером.
58. Иначе говорить о вероятности создания семьи будет просто несерьёзно. На него никакая девушка не посмотрит: он не мастер — нет смысла пока ещё смотреть, ему надо ещё учиться. И женщина выбирает прежде того, кто старается быть мастером, то есть уже по его стремлению проявить себя мужчиной-творцом. Вот если б такая у вас психологическая среда начала создаваться, мальчишки бы чувствовали потребность именно учиться чему-то обязательно, что-то уметь.
59. А так как этого нет, всё перемешано очень своеобразно, то они видят, что могут достигать какие-то свои желания, связанные со своими инстинктами, совершенно независимо от того, будут они творцами или не будут. Умело болтать языком, и всё — желания будут достигнуты. Поэтому среда пока задаёт очень сложные перспективы в воспитании молодёжи.
60. Ну, что есть пока — то есть. И только лишь со временем, Я надеюсь, потихонечку набираясь опыта, набираясь мудрости, поколение за поколением вы и выстроите как раз необходимую воспитательную среду. Где вы, не задаваясь идеей воспитания, но устремляясь правильно каждый в своём направлении, неизбежно создадите эту замечательную, благоприятную воспитательную среду уже для подрастающего поколения».
61. «Как мне реагировать, если сестра на мою подсказку отвечает: «Я тут живу уже пять лет, а ты только приехал, и поэтому ты не можешь мне подсказывать»?»
62. «Хорошо реагировать. Ну сказала — так сказала. Улыбнулся: «Спасибо, замечательно».
63. Это немножко неправильный вопрос. Здесь лучше посмотреть с другой стороны: насколько вообще уместно торопиться делать подсказки? Вот если б вы так попробовали посмотреть, это было б поинтересней.
64. Эту тему мы трогали и продолжаем трогать, и связана она прежде всего с вашим внутренним, глубинным пожеланием себя утвердить на этой Земле.
65. Ведь когда есть возможность вам увидеть ошибку ближнего, у вас срабатывает определённый психологический принцип, по которому вы начинаете чувствовать в себе, что именно эту ошибку вы не совершили бы. Вы ведь знаете, как не надо делать, и в данном случае вы понимаете, что это вы бы не сделали; вы хорошо осознаёте, что это неправильно.
66. То есть, видя ошибку ближнего, вы уже в какой-то мере начинаете чувствовать, что вы-то сильнее в этом случае, вы лучше. И соответственно это подстёгивает всегда вас к тому, чтобы поучать ближнего.
67. И это не обязательно до конца вам осознавать. Этот механизм сам начинает проявляться, и вы, не осознавая, торопитесь сказать подсказку, которую вам лучше было бы не делать.
68. Но зная многое, вы во многом уже умеете разбираться (всё-таки кто-то действительно не один год постигает Истину). И конечно, возникает какое-то такое внутреннее ощущение авторитетности собственной, значимости — что вы-то как будто бы больше знаете. Хотя пребывать здесь много — вовсе не означает больше знать.
69. Мне известно, что есть люди (к примеру, в Болгарии) такие: несколько месяцев назад человек узнал о Свершении — он уже прочитал весь Завет, все тома прочитал. Ну-ка, вы похвастайтесь таким! И кто тогда больше из вас знает? Этот человек ещё сюда не приехал, он ещё пока решает свои дела там, но он уже прочитал больше, чем многие, можно смело сказать, многие из тех, кто долго здесь находится.
70. Это всё определяется вашей заинтересованностью: как и что вы оцениваете, на что вы ставите какое-то ударение и как вы стараетесь двигаться по этому Пути. Конечно, это всё зависит от вас. Поэтому быть здесь долго (именно на этой земле) — вовсе не означает знать больше.
71. Кто-то, приехав сюда, может за короткий период быстрее сориентироваться, понять истинные ценности и уже начать быть гораздо более полезным здесь, чем тот, кто прожил уже несколько лет.
72. Здесь не этим должна определяться мудрость, не количеством прожитых здесь дней и лет, а умением человека видеть происходящее, правильно его осмысливать и делать соответствующие умные, грамотные усилия в правильном направлении.
73. Конечно, так как вы учитесь сейчас жить, многое узнавая, много читая, что-то слыша от ближних … и возникает нередко эгоистическая потребность выступить в роли подсказчика — подсказать ближнему, как же всё-таки правильно надо сделать.
74. У вас возмущается даже что-то внутри, возникает какой-то, на первый взгляд, праведный гнев: «Ну как же он не понимает-то? Нарушает Истину! Надо ему подсказать, как надо правильно». И вы торопитесь подсказать. Но оттенок ваших подсказок неинтересный.
75. Ближний легко это чувствует, и его эгоизм быстро срабатывает на ваш эгоизм — начинается конфликт, он вас не слушает, он начинает вас в ответ поучать …
76. И вот так вы конфликтуете. Вы очень часто даёте подсказки, которые можно, в общем-то, и не давать. Учитесь терпеливей отнестись к тому, что делает ближний и как он может ошибаться.
77. Если это принципиально, если действительно надо этот вопрос рассмотреть, чтобы как-то изменить ход событий, — такое возможно, конечно. Но в этом случае следовало бы собрание собрать, где вместе вы, рассмотрев какие-то моменты, начинаете корректировать усилия вашего ближнего, который где-то, может быть, действительно серьёзно ошибся.
78. Либо это серьёзная, опасная ошибка, которая может повлечь какие-то серьёзные, сложные последствия. Тогда, конечно, поторопиться подсказать тоже желательно было бы. Попробовать остановить, уберечь ближнего от каких-то неприятностей, которые вполне могут быть у него от поступка, который он стремится свершить. Тогда, конечно, тоже было б важно попробовать вам проявить инициативу с подсказкой.
79. Но во множестве ваших жизненных ситуаций, которые вы проходите, торопиться подсказывать не требуется. Вы больше примером покажите, как надо в чём-то себя вести. Проявите свою способность терпеть, быть смиренными, покладистыми, такими, когда вы прежде торопитесь оценить свои собственные шаги, чтоб в задаваемых вами вопросах вы прежде показывали свою проблему, именно делали акцент на себя — что вы хотите научиться.
80. А не так, чтобы через полученный ответ от Учителя вы могли подойти и ещё раз подсказать ближнему, по-другому уже, но главное — добиться своей цели, всё-таки подсказать, чтоб он послушал и ничего вам не ответил в обратную сторону.
81. Прежде вы берёте мудрость только для себя! Верующий именно этим должен характеризоваться: он постоянно переживает, болеет где-то внутренне за свою сторону, всегда внимательно относится к тому, что лично сам он делает, правильно ли он поступает.
82. И чем больше он способен переспрашивать, анализировать, тем больше будет проявляться активность видоизменения его внутреннего естества, тем больше у него появится возможностей действительно духовно расти.
83. Но он должен проявить эту заинтересованность. Он должен ближних пытать, что они видят в отношении его действий, как они оценивают его шаги, правильно ли он их делает.
84. К примеру, ближний видел со стороны ваши действия (вы помните, что он был в этот момент) — поинтересуйтесь его взглядом на них, послушайте такого человека …
85. Вот так лучше донимать друг друга, а не когда вы донимаете прежде только именно своими подсказками. Так сложно друг другу будет помочь.
86. Будьте внимательны, когда вы торопитесь подсказывать: что это за условия, да и надо ли торопиться так высказать? Ведь, как правило, человек учится всегда на своих собственных ошибках и не так-то просто научиться ему слушать ближнего.
87. И только мудрый прежде торопится узнавать у ближних, что они могут ему подсказать. Тогда у него появляется больше возможностей не повторять какие-то ошибки, быстрей уйти в иную сторону, не двигаться в прежнем, ложном, направлении».
88. «Могу ли я запретить жене одевать вещи, которые мне не нравятся, так как мне кажется, что такие вещи свидетельствуют о нескромности женщины? Например, обтягивающие вещи, просвечивающиеся … Могу ли я запретить жене одевать на выход футболку, в которой видны все детали её груди? При этом мне нравится, когда она ходит в ней дома. Какое качество в этой ситуации во мне проявилось?»
89. «Поговорить с женой на эту тему можно, но запретить … запретить — это значит какое-то насилие свершить и остановить исполнение того, что вам не нравится. Словесный запрет не обязательно может быть исполнен.
90. Так если вы спрашиваете: «Могу ли я запретить?» — здесь может подразумеваться не просто только лишь словесное выражение, что вам это не нравится: «Прошу не одевать такую одежду». Но дальше может пойти развитие событий, которые могут серьёзно вас задеть и подвигнуть к ещё более каким-то насильственным методам, чтобы добиться своей цели. То есть запретить вы торопитесь уже не только словами …
91. Поэтому «запретить» — так, может быть, неверно будет ставить вопрос. Вы можете попробовать поговорить с человеком, который вам родной, которого вы любите, о том, что вам не нравится, посоветоваться с ним, более откровенно выразить свои взгляды, ощущения и послушать взгляды этого человека.
92. Но если он в конечном итоге скажет: «Нет, я всё равно буду так одеваться и буду так ходить, мне так нравится!» — всё, на этом ваше усилие может быть закончено. Дальше вы ничего сделать и не должны».
93. «Учитель, во снах у меня постоянно мрачный фон, во сне я неверующий, часто дерусь, убиваю, ем мясо, рыбу; вокруг меня груды ржавого металла и разрушенные строения; меня постоянно преследуют, чтобы убить; мои вещи крадут и ломают … Стоит мне проснуться — и всё меняется: исчезают страхи, у меня мир и покой в душе. Как мне относиться к таким моим снам?»
94. «Обращать на них внимание или нет? Да по-хорошему относиться … улыбаться и жить той реальностью, в которой проснулся. Какой смысл на это обращать внимание и выражать излишнюю обеспокоенность по поводу того, что не контролируешь и о чём до конца не ведаешь, что именно это за таинство на самом деле происходит?
95. Если не углубляться в эту тему, простая подсказка: не обращать на это внимания. Живите реальностью, в которой просыпаетесь, потому что в ней вы формируете свой духовный мир. А там вы пока не властны и не стоит в это пока так серьёзно вдаваться. Не обращайте внимания …
96. «Муж просит, чтобы я не называла при нём интимную близость словами «занятие любовью». На его взгляд, любовью не занимаются, а наполняются, и само это выражение мирское и вызывает неприятные ощущения».
97. «Можешь ли ты не употреблять эти слова?»
98. «Да, при нём … если у меня эта фраза ассоциируется с самыми светлыми и чистыми образами …»
99. «Нет, нет, нет. Достаточно первой части. Верующая должна спросить: «Могу ли я не говорить эти выражения, если мужу они не нравятся?» Конечно, можно не говорить.
100. Или: «Должна ли я продолжать говорить, даже если ему и не нравится? Будет ли у нас развиваться любовь?» Вряд ли она будет развиваться.
101. Вот поэтому Я перед этим и говорил, что очень важно именно для себя спросить, именно свой шаг скорректировать — когда вы смотрите именно прежде себя. А не когда вы рассматриваете ближнего и задаёте вопрос, надо ли навязать ближнему что-то. По сути это будет навязывание. Ему ж не нравится, а вы спрашиваете: «Надо ли мне всё равно делать, даже если ему это не нравится?»
102. Лучше переспросите по-другому: «Не будет ли потери какой-то для моего духовного мира, если я больше не буду говорить слова «заниматься любовью»?» Конечно, если не будете говорить, ничего, потери никакой не будет. Совсем никакой».