Фрагменты воскресных встреч после слияния в долине папоротников августа месяца.
2. «Я пошел в туалет, через несколько минут стал бить колокол. Я не успеваю оправиться. Молитву можно читать?»
3. «Вы не утрируйте ситуацию с колоколом. Колокол вам напоминает о Боге, так как прежде вы сами склонны к суете, к тому, чтобы думать о чем-то другом. И у вас есть возможность воспользоваться напоминанием о Боге.
4. Но не надо доводить до абсурда, в анекдот не превращайте эту ситуацию. Будьте проще, естественнее, смотрите разумно, мудро на ситуацию. Не сводите ее к чему-то такому несерьезному.
5. Ведь то, что вы сейчас проговариваете, это какая-то странная картина, как будто у вас какая-то обязанность независимо ни от чего сейчас включиться в какое-то таинство. Вы же в разной ситуации можете быть.
6. Колокол в этих местах напоминает вам просто лишь, чтобы вы не забыли о Главном. И если у вас есть возможность, погрузитесь в это Главное, чтобы чаще у вас было священное состояние внутри.
7. Желательно, чтобы те работы, которые вы здесь делаете, делались именно в хорошем, правильном расположении духа. И колокол просто напоминает вам, в каком духе вам нужно находиться.
8. Но это не обязывает что-то немедленно бросить, что-то немедленно куда-то передвинуть, нет такого.
9. Есть какое-то принятое правило, которое благоприятно для вас, но оно не закон.
10. Запомните, закон — это то, что ни при каких обстоятельствах не нарушается! Нет оправдания нарушению закона, не существует.
11. А в вашей жизни есть вещи, которые к закону не относятся, они могут быть пожеланием. И если все-таки у вас возникают какие-то исключения, вы можете поступить по-другому. Как закон они не существуют.
12. Для такого пожелания, правила, которое дополнительно может быть вам введено, существуют исключения, поэтому оно не вводится как закон. Иначе возникнет серия разных накладок, которые начнут выглядеть абсурдными.
13. И в данном случае, про колокол — это не закон. Это хорошая возможность, когда можно вам напомнить о Божьем. Вы очень часто увлекаетесь не теми мыслями, вы очень часто создаете не то настроение, забываясь, по инерции.
14. И колокол вам напоминает, чтобы вы немножко отряхнулись, отвернулись от мыслей ненужных и обернулись взором к Божьему, еще раз скорректировали свое внутреннее состояние, приступили к работе; чтобы ваше благостное состояние могло передаться через ваш труд тому, к чему вы прикасаетесь: в камень, в дерево. Вот что такое колокол».
15. «Мы уже год не в Семье находимся, муж работает на промзоне, которая находится в нашем селе, очень много посвящает времени играм компьютерным … У меня возникает чувство, что мне дома как бы нечего делать, поэтому хочется уйти на Гору, побыть с ребятами здесь. Почему у меня такая реакция происходит? Оттого, что я требую от мужа, чтобы он в Семью вступил, ходил на Гору?»
17. «Не надо требовать? Но мне кажется, что если я не требую, то я разрешаю ему играть, делать, что он хочет. А мне не хочется находиться дома».
18. «Значит, не разрешила. Ты говоришь, что разрешаешь, а внутри не разрешила. Ты рядом с ним живешь почему? Потому что он верующий или потому что тебе хочется быть ему другом?»
20. «А разве, чтобы другом быть, надо дополнительные условия? «Я хочу быть ему другом, только пусть он вот это сделает, пусть он вот это сделает и пусть вот этому соответствует». Разве нужно условие? Нет.
21. Если ты хочешь быть другом человеку, так и будь человеку другом. Он дитя Бога в любом случае, верующий он или неверующий. Вот и начинай дружить, начинай быть другом. Учись служить, учись помогать.
22. А если какая-нибудь другая получается ситуация, которая тебя смущает и как-то мешает тебе, может быть, постигать Веру, то есть какие-то возникают условия, которые тебя вынуждают исполнять какую-то прихоть, то это уже немножко другой пойдет аспект взгляда на вашу семейную жизнь. Где можно сказать: здесь уже слушаться тебе нельзя, вот здесь надо быть тверже. Уже, может быть, потребуются какие-то дополнительные Мои подсказки».
23. «Например, я в огороде работаю, а он играет на компьютере, выходит и говорит: «Приготовь мне лепешек». Я говорю: „Ты можешь приготовить себе сейчас сам, потому что я занята огородом“».
25. «Получается, что я ему не служу в этом случае».
26. «Подожди. Служить — это не значит делать все, что тебя попросят. Разве Я это сказал? Служить друг другу — значит, как только он открывает рот, ты уже догадываешься, что он хочет, ты бросаешь все и мгновенно бежишь исполнять это действие? Разве Я так сказал? И ты действительно подразумеваешь, что Я это выразил?
27. Почему же тогда ты именно с этой позиции Меня сейчас продолжаешь спрашивать? Я тебе говорю: «Вот так можно сделать». А ты говоришь: „Но я же ведь тогда не служу“».
29. «Если друг попросил, это не значит исполнить все, что угодно. Это значит, что что-то вполне ты должна как друг сделать, и что-то ты ни в коем случае, опять же, как друг не должна сделать.
30. А если родитель наказывает ребенка каким-то образом, это обязательно означает, что он ребенка не любит и в данном случае родителем не является? Нет, он является родителем и делает это потому, что очень любит ребенка, очень переживает за него, хочет ему помочь. И если будет грозить опасность ребенку, этот родитель тут же за него жизнь отдаст.
31. Он сохраняет за собой качество быть родителем, даже если он где-то строго пробует наказать ребенка, ограничить какие-то его действия. Будет ли справедливым сказать, что он в этом случае не друг? Друг.
32. Значит, друг — это не только тот, кто делает только положительное, на взгляд того, кто просит у него что-то. То есть твой рядом находящийся мужчина в этом случае увидит друга в тебе, только когда ты исполнишь все его пожелания. Нет, это не так.
33. Ты другом останешься, если ты порою в каких-то случаях, оценив, что что-то для него будет вредно, вопреки его просьбам не сделаешь этого.
34. Ты видишь, что это ему повредит, и ты это не сделаешь. Он в этот момент тебя будет ругать, он скажет, что ты не друг, но это не означает, что ты не друг. Ты остаешься другом.
35. Друг — это категория, подразумевающая какой-то комплекс грамотных усилий со стороны того, кто хочет учиться быть другом. Это грамотные усилия, правильные усилия.
36. Дальше давай смотреть, возможно ли как другу в том-то и том-то случае сделать так-то или так-то, или как вообще в этом случае можно сделать.
37. И вот теперь, переводя в эту плоскость практическую, ты спрашиваешь: «Я работаю на огороде, вижу, что нужно сейчас сделать что-то именно для огорода важное, иначе огород начинает терпеть потери. И в этот момент мой муж просит меня приготовить лепешки, хотя он свободен и я вижу, что он вполне может это сделать. Можно ли в этот момент сказать ему «сделай сам» и не оставлять огород?» Можно. Нормально.
38. И ты как друг ему ответишь. И не смущайся, если после этого он начнет много раз говорить тебе, что ты не друг. Ты поступишь как друг.
39. Вам всем нужно научиться делать грамотно свои усилия, чтобы сделать доброе действие, это грамотно исполненное действие, по закону Бога. Это действие никак не может противоречить особенностям законов Бога. Проявленное действие всегда способствует развитию человека, такое грамотное ваше усилие всегда помогает развиваться человеку. Но это надо грамотно сделать, правильно.
40. И вот этого мы и касаемся, когда Я прошу вас задать многие конкретные вопросы, чтобы вы каждый свой шаг научились делать правильно, чтобы это действительно было благом вам всем, помогало вашему развитию.
41. И если вас кто-то спросит: что такое истина в вашей жизни? Истина — это то, что помогает вам сделать наиболее благоприятное действие для вашего развития, это есть наиболее благоприятное разрешение той или иной жизненной ситуации. Это есть истина, все остальное — часть истины.
42. Чем полнее оно будет соответствовать истине, тем больше будет истиной; чем менее соответствует, тем меньше истины там будет.
43. Но истина — это наиболее благоприятное ваше усилие в том или ином случае в той или иной жизненной ситуации.
44. Вот этому вы и учитесь прежде. Это самое главное. Вот это вы и должны будете спрашивать, преломляя все в разных плоскостях».
45. «Я делаю изделия на заказ. Брат заказал изделие, дал часть денег, я стал делать и почти закончил это изделие. Но тут пришел другой человек, и я увидел, что надо это изделие отдать ему. Как мне поступить?»
46. «Но ты же взял деньги, ты обязал себя. Если б ты не обязывал себя, тогда это возможно.
47. Ты делаешь кому-то, но в процессе делания ты увидел, что это еще кому-то нужно, тогда возможно: мастер самостоятельно предпринимает решение и изделие отдает новому появившемуся нуждающемуся.
48. Если бы ты себя не обязывал, у тебя бы была возможность более свободно делать такой выбор, но ты, взяв деньги, как бы уже поручился за то, что ты именно этому человеку отдаешь. Тогда нельзя уже менять решение.
49. Поэтому не торопитесь никогда брать залог. Вы сами себя ставите в неудобное положение. Вы сами себе создаете соблазн нарушить Волю Бога впоследствии.
50. Ведь ты же начнешь чувствовать то, что раньше мог не почувствовать. А так как ты учишься чувствовать Божье внутри себя, значит, в любой следующий день у тебя может возникнуть что-то очень важное. И ты должен согласно этому ощущению, чувствованию, пониманию внутреннему, которое у тебя впоследствии возникло, последовать этому решению.
51. И ты должен быть свободен в этом случае. И мнение окружающих не должно на тебя воздействовать в этом случае, не должно тебе помешать это сделать.
52. А если ты берешь залог, ты начинаешь создавать дополнительные психологические установки в себе, которые начинают тебя держать, как на веревочке. И ты где-то и склонен сделать по-божьему, но уже земное, человеческое начинает тебя тормозить.
53. И тут уже все зависит от того, Божье в тебе сильнее или земное. Земное — будешь действовать согласно мнению окружающих, чтобы о тебе не подумали плохо, но тогда слава человеческая тобой управляет.
54. Но если больше любишь славу человеческую, не надо тогда лицемерно говорить о любви к славе Божьей. Так выбери что-то одно.
55. Поэтому никогда не берите залоги. Зачем ты берешь деньги? А может быть, что-то случится и ты не сможешь доделать это изделие, и что дальше будешь делать?»
56. «Он дал деньги, чтобы я закупил материал, без которого я не могу сделать заказ».
57. «Да, в этом случае может быть некоторая неизбежность. Прежде, конечно, надо попробовать дать это изделие тому, для кого ты начал делать изначально, с кем договорился.
58. Но в зависимости от того, что это за изделие, можно посмотреть еще и степень значимости его в жизни того или иного человека.
59. Если тебе заказали вырезать ложку, то это не столь будет важно, что надо изменить немедленно свое решение и отдать ложку другому. Наличие ложки в руке человека не решает его жизнь, в какой бы ситуации он ни находился. Любое блюдо можно скушать без ложки.
60. Все зависит от того, что ты творишь. Допустим, ты творишь какое-то снадобье лекарственное хорошее, тебе помогли приобрести какие-то травы, которые у тебя рядом не растут, но их откуда-то привезли, и они очень важны для здоровья человека, ты хочешь помочь в исцелении. И если появился человек более больной, которому надо немедленно дать это лекарство, иначе у него будет трагедия, то, конечно, будет хорошо, если ты это лекарство дашь ему сейчас.
61. Здесь все зависит от значимости того, что ты делаешь своими руками. Но, как правило, в ремесле мало можно найти таких изделий, которые как раз играют такую большую, жизненно важную роль, они играют вспомогательную роль …»
62. «Учитель, есть возможность формировать филиалы в миру, которые потом можно соединить в целое. Что на этом этапе большее: формировать такие филиалы или здесь непосредственно делать свое дело?»
64. «Это непосредственно через регионы взаимодействовать друг с другом и подтягивать мастеров».
66. «Центр, который бы взаимодействовал здесь …»
67. «Это не точнее, ты пробуешь говорить все то же самое. Точнее — это значит более конкретно, это не попытка общую тему сказать другими словами, опять же в общих чертах. Пока вопроса не вижу.
68. Надо еще глубже, еще точнее спрашивать, чтобы за твоими выражениями виделось что-то точное и нельзя было подразумевать несколько разных вариантов.
69. Если ты назвал какое-то явление каким-то именем, то мы точно подразумеваем за этим явлением именно то, что ты называешь, и другое не подразумевается. Вот это и есть способность говорить точно и конкретно.
70. Пока вы употребляете термины, за которыми можно подразумевать все что угодно. Это не точный разговор. Учитесь еще глубже, еще конкретней выражать мысль.
71. Вы не темы трогайте в вопросах своих, а пробуйте погрузиться во что-то конкретное, посмотрите отдельные обстоятельства, которые вас интересуют, погрузитесь в эти обстоятельства, посмотрите конкретные действия, которые заключены в этих обстоятельствах, и уже более точно называйте.
72. Действительно ли важно сейчас делать вот это конкретное действие или все-таки нужно переместиться в другое место и сделать другое — опять же называете конкретное действие. Чтобы мы сразу посмотрели на двух чашах весов что-то конкретное, а не темы.
73. Вы много говорите хороших тем, выражаете их какими-то общими понятиями, и во всех этих понятиях можно увидеть замечательные лозунги — вы добрые люди, вы очень много хорошего хотите.
74. Сделать не получается, потому что вы не рассуждаете конкретными деталями. Вы говорите о многом хорошем, но в практику перевести это не можете, потому что детали конкретные вы не видите, вы их не осмысливаете.
75. Чтобы осмыслить конкретность, нужно ее вычленить, увидеть, тогда вы уже не будете рассуждать общими темами, вы сразу будете быстро называть конкретное. Учитесь глубже смотреть в суть вещей, это очень важно.
76. Этому вы сейчас должны обязательно научиться, иначе единое целое здесь, то, что должно дать Спасение всем, вы не построите. У вас другой уровень мышления должен быть, качественно другой. Вы должны рассуждать на тему, о которой никогда всерьез не рассуждали.
77. Люди научились конкретно говорить в какой-то области профессиональной, которая касается узкого круга действий, там можно перейти во что-то конкретное.
78. Если это говорит любитель автомобилей, он уже не будет говорить в общем о двигателе. Если говорить о двигателе, о его механизмах внутри, он начнет точно называть детали этого механизма, а не говорить: «Вот здесь не крутится вот такая деталь». Он будет точно все называть.
79. Ему не потребуется говорить: «Вон там у меня огромная масса чего-то гудящего, и мне надо что-то изменить скрипящее». Он вроде бы и о моторе говорит, но он ничего не сказал. Он скажет точнее, потому что он разбирал его, он смотрел детали, и он знает, где что лежит, но что-то никак не крутится. Он начинает это точно обозначать.
80. В профессиональных областях люди более-менее научились говорить конкретно, а вы начинаете строить мир новый, который соткан из многих профессиональных особенностей. И вот об этом большом мире, включающем в себя многое, нужно научиться говорить конкретно.
81. И это как раз очень сложно. Этого мышления у вас, как правило, нет. В какой-то мере этому мышлению учатся те, кто пытается занять руководящие посты в государстве.
82. Вся остальная огромная масса людей не умеет рассуждать в этой области. Это и хорошо, им отводится другая роль — просто шуметь, болтать, создавать какую-то видимость участия.
83. Но им не дается такое мышление, потому что еще больше путаницы будет, если все начнете в это входить. Та система, которая строится, специфическая. И чем больше там ходит размышляющих, тем больше будет путаницы и неприятностей.
84. Но вы должны построить мир, где вы все должны будете правильно рассуждать, правильно сопоставлять какие-то очень важные элементы вашей жизни. Строить мир надо уже другой, по другой системе, где очень важно правильное мышление каждого человека, составляющего это общество.
85. Вам надо будет учиться сейчас тому, чему вы, можно сказать, никогда не учились и к чему предрасположенности у вас, как правило, нет.
86. И поэтому вы, независимо от возраста, независимо от образования, независимо от блестящих предметов на груди, рассуждаете все одинаково наивно и примитивно, общими чертами и ни о чем.
87. Говорите вроде бы что-то неплохое, но, если послушать и попробовать перевести это в область практики, ничего не понятно, что собирается человек сделать, ничего не видно. Есть хорошее устремление, и он его начинает интересно, витиевато выстраивать на уровне речи, но в практику это нельзя перевести.
88. Этим в основном все пользуются. То есть создается некая видимость, что человек очень умно, как будто бы умно, говорит о чем-то важном. И все успокоенные: ну надо же, как красиво сказал, значит, знает, что делать.
89. А он совсем не знает, что делать, он просто знает, как об этом красиво сказать. И все спокойно ушли. Послушали его выступление, пошли, дел не будет никаких сделано.
90. Как только недовольные опять соберутся, опять будет сказана красивая речь, которая очень убедительно успокаивает, все опять расходятся. И так идут века, а воз где был, там и стоит.
91. Поэтому сейчас очень многое вам надо поменять в себе. Вы качественно по-другому должны научиться мыслить, видеть окружающую реальность по-другому, осмысливать ее.
92. И, уже научившись правильно осмысливать, соединять усилия вместе и направлять их в каком-то одном направлении, чтобы вы не дергали своими замечательными мыслями, лозунгами, песнями, но все в разные стороны. Нет, в одном направлении.
93. А это уже предполагает настолько хорошее ваше осмысление реальности, когда вы, сопоставляя факты, находите наилучшее решение — наилучшее решение одно всегда — и, легко соединяя усилия, движетесь в одну сторону. Вот тогда вы сдвинете все что угодно. Вы горы начнете перемещать.
94. Но пока простую телегу сдвинуть не можете. И тут независимо, сколько вас соберется, если вы все в разные стороны тянете, какая бы легкая эта телега ни была, она будет стоять на месте. Зацепите вы туда какие угодно тросы, канаты, потянете в разные стороны, она никуда не двинется.
95. У вас огромная мощь, а она как стояла, так и стоит, немножко так покачивается, поскрипывает, то туда сместится, то обратно сместится, чуть в сторону задвигается, но в пределах какого-то небольшого пространства.
96. А там революция происходит. «Давайте туда потянем, туда, — все кричат, — нет, в другую сторону». И все замечательные люди, медали друг другу раздают, как они замечательно тянут в разные стороны, грамоты присуждают, премии выписывают …
97. Ну и что? Что они тешат? Свое самолюбие. А договориться вместе — никак, умения нет.
98. Поэтому надо учиться. Очень важно учиться. Я подчеркивал эту тему и буду подчеркивать. Обращайте на это очень большое внимание.
99. Это серьезная школа — научиться рассуждать грамотно, просто, конкретно. Старайтесь исключать образность. Образность хорошо выражать в поэзии, в искусстве, но, если вы хотите найти наилучшее решение и двинуть в одну сторону, запретите себе образно рассуждать. Образ включает слишком много всего, вы не найдете единого понимания. Говорите очень четко, ясно, конкретно.
100. Учитесь, переспрашивайте друг у друга, не бойтесь выглядеть глупыми, неспособными конкретно говорить.
101. Вы часто, бывает, пугаетесь. Попробуете делать шаги, не получается, все показывают вам, что ничего у вас не вышло. Вы раз, два, три дернулись и испугались. И не хочется дальше выглядеть глупым. Замолчали.
102. Молчать нельзя, надо постоянно пробовать и постоянно учиться. Эта задача очень большая и очень серьезная.
103. И Я уверяю вас, вы не единственными будете, кто почувствует себя никчемным в этом смысле. Неумелых в этом смысле огромное множество, почти все вокруг живущие, среди вас и вокруг вас, и вообще на Земле, не только в России, вообще на Земле.
104. Способность мышления у всех приблизительно одинаковая, очень примитивная и ограниченная. Поэтому надо посмотреть на хорошо известные вещи грамотно, правильно и глубоко, в суть вещей».