Москва. Десятое июля. Мгновения второй общей встречи с Учителем во Дворце культуры Московского авиационного института.
2. «Учитель, Ты вчера говорил о том, что нужно вырвать страх. Может быть, есть какой-нибудь способ, чтобы женщина справилась со своими буквально захлестывающими чувствами и могла уйти от этого страха, пойти за Истиной».
3. «Называй отдельный страх, и посмотрим. Что именно ты не знаешь, как правильно сделать?»
4. «Сыну восемнадцать лет. Иногда он меня слушается. Пытаюсь контролировать, давать советы, идет ответная агрессия. У меня за него патологический страх».
5. «Называешь один конкретный случай, где ты не знаешь, как правильно что-то сделать».
6. «Хочу, чтобы сын был послушным».
7. «Ты хочешь сделать его послушным? Ты не сделаешь его таким».
8. «Он может ошибок много наделать».
9. «Он будет делать, он должен сделать их. Почему ты ему мешаешь делать ошибки и узнавать то, что он не знает?»
10. «А как мне ему помочь не делать ошибок?»
11. «То есть оставить его глупым? Ведь ошибка помогает узнать недостающее. Оберегая от ошибок вообще, ты лишаешь его возможности узнавать мир и недостающее. Ты хочешь его таким глупым и ограниченным оставить?
12. Ты хочешь сделать его мудрым, без ошибок, чтобы он делал только так, как ты хочешь делать. А когда он останется один, что он должен, умереть? Как он будет дальше жить? Твоих подсказок не будет, которые он должен слушать по твоему желанию во всем. А как потом?»
13. «А вот здесь-то у меня и страх».
14. «Так вот ты начинай думать. Я сейчас прорисовываю картины, пробуй начинать думать: что тогда страшно?
15. Во-первых, мы назвали очень важное обстоятельство: делая ошибки, узнается недостающее. И если ты действительно хочешь, чтобы он был умным или даже не просто умным, а мудрым, тогда другого пути нет — ошибаться и узнавать недостающее».
16. «У меня страх за его жизнь».
18. «Если вдруг наркоманы какие-то будут, какая-то компания; если вдруг девушка какая-то у него со временем появится, если он неправильно выберет …»
19. «Он будет находить то, что для него самым благоприятным является. Он уже несет в себе качества, которые будут позволять ему находить наиболее благоприятное для познания.
20. Твое вмешательство в этом случае, попытка навязать ему то, что ты считаешь благоприятным, будет для него еще хуже. Ты на самом деле, боясь, стремишься сделать жизнь ему хуже, чем она у него может быть.
21. Тогда какой смысл так любить сына, если ты навязываешь ему более тяжелые последствия? У него они гораздо легче будут, чем ты можешь ему навязать. Он будет выбирать то, что для него наиболее благоприятно.
22. Тем более что он развивается мужчиной. Ты, как женщина, не знаешь этих законов, его особенностей, его видения окружающей реальности. Поэтому ему надо позволить развиваться как мужчине, а не как женщине.
23. Все, что ты видишь, как правило, несет оттенок женского взгляда. Зачем ты тогда пробуешь ему навязать это видение? Ты хочешь сделать из него женщину? Будь осторожна с навязыванием своих пожеланий и видения. У него свое будет видение. И оно именно так, как у мужчины, должно формироваться.
24. И о нем забота уже выражена очень большая. И все, что он находит, конечно же, это серьезная школа, особенно в этот период времени.
25. Для молодёжи очень много соблазнов сейчас. Но он и родился не случайно именно в это время, чтобы пройти определенную долю испытаний, характерных испытаний, и кое-чему очень важному научиться.
26. Тогда ты попробуй просто определить, что ты для него на самом деле хочешь. Если ты хочешь, чтобы в конечном итоге он становился все более послушным Богу, тогда будь осторожней с навязыванием своих желаний. Тем более что ты еще сама не умеешь быть послушной Богу.
27. Тогда надо учиться вместе с ним быть послушной. Надо учиться доверять. Отпускай, учись отпускать, учись разрешать ему делать то, что он счел нужным сделать, несмотря на твои подсказки.
28. Если он тебя спрашивает, значит, ты должна поучаствовать. И подсказать что-то, посоветовать — пожалуйста.
29. Не спрашивает — ты можешь в какой-то момент что-то попробовать упомянуть, но, если видишь, что тебя не слушают, отпускай, позволяй, пускай учится. Не бойся последствий. Они будут такие, какие для него действительно благоприятны.
30. Надо учиться ориентировать свое сознание на понимание того, что жизнь все-таки не заканчивается жизнью одного тела, она есть дальше. Вот это главное, что должно помочь человеку избавиться от глубинного страха потерять свою жизнь.
31. Страх, который существует у человека, как сигнал, который может показывать вероятную опасность для жизнедеятельности организма, в этом случае в какой-то мере должен остаться.
32. Как только вы столкнетесь с ситуацией, которая может быть опасна для жизни вашего организма, конечно, ощущение какой-то опасности вы будете испытывать. Это нормально.
33. Но здесь понимание, которое должно формироваться у вас с течением времени, духовное видение многих вопросов должны уменьшить этот сигнал, связанный с переживанием какой-то опасности, до минимума, который не будет ослеплять вас и вынуждать вас делать какие-то недостойные усилия в отношении кого-либо из ближних или самих себя. Тут надо будет учиться.
34. И здесь Мне не ответить сейчас на твой простой вопрос, который ты попробовала задать в самом начале, где можно было бы дать подсказку, как быстро вырвать страх, тем более ты говоришь про женщину.
35. Но вообще у мужчин и у женщин во многом страхи характерны и где-то одинаковы. Есть некоторые оттенки различные, но во многом страхи имеют один корень.
36. И чем слабее мужчина, тем больше видно в нем тех страхов, которые часто можно видеть в женщине. Он тоже истеричным становится, очень быстрым на оценки, быстро срывается, делает то один вывод, то другой вывод, взаимоисключающие одновременно друг друга.
37. Но это особенность чувственного мира, который пока еще не обрел нужную силу, нужное развитие пока еще не произошло в нем. Но эта характерная особенность везде.
38. Поэтому мы не будем говорить о том, как быстрее вырвать страх прежде, к примеру, у женщины. Нет, мы начинаем рассматривать каждую отдельную ситуацию, где ты учишься ее видеть, но не говоришь, что ты учишься ее не бояться.
39. Хотя, когда ты учишься видеть, ты уже создаешь благоприятную психологическую среду, в которой легче учиться и не бояться тоже. И вот это видение надо обязательно более ясно обретать.
40. И вот сейчас мы немножко начинаем касаться одной из сторон страхов. И, пробуя задавать тебе наводящие вопросы, Я показываю, что видеть картину надо немножко по-другому, не так, как видишь ты. Надо учиться отпускать, доверяясь Богу.
41. Где-то будет опасно, опасность может как будто бы ощущаться тобой, но часто она будет ощущаться от твоего воображения. Сам человек, создавая в сознании своем те или иные образы, легко может заставить себя что-то ощущать.
42. И вы можете проверить сами себя в элементарном жизненном проявлении, когда разговор о ребенке идет. Его нет дома, он куда-то ушел, он не возвращается. Время — он должен был вернуться, его нет. Час нет, два нет, поздно уже — его нет.
43. Что у вас в голове происходит? Один кошмар. А зачем вы о нем так торопитесь думать? А почему бы вам не подумать: «Ну, задержался с замечательным человеком. Ему сейчас очень важно … Он сейчас веселится, сидит радуется».
44. А у вас волосы дыбом, голова набок. А у него все хорошо. Ну, забылся, не мог предупредить никак. А может быть, даже и понадеялся, что кто-то предупредит, кого-то попросил, чтобы сказали, а тот человек забыл. И он спокоен, думает: предупредят родителей, что он задерживается. У него все хорошо.
45. И научиться прежде создавать положительные образы было бы очень важно. Это трудно, но именно это надо учиться делать. И больше стараться создавать эти образы, стараясь в них верить, хотя в них верится с трудом, но ты стараешься в них верить, не берешь другую мысль, веришь в хорошее.
46. Это уже важная работа, которую надо научиться проводить. Старайся верить в хорошее. Не пугай сама себя, и ты уже тем самым значительно уменьшишь объем негативных переживаний, которые возможны в тебе.
47. Тем более что ты называешь некоторые стороны жизни, которые прежде пугают тебя со стороны твоего собственного воображения. Ты говоришь: «Я боюсь за него». Но ты не говоришь о том, что он уже творит что-то недостойное, ты как бы предполагаешь недостойное. Ты говоришь: «А вдруг наркотики?» Ты говоришь: «А вдруг …»
48. И ты всем вниманием своим сконцентрировалась на этой опасности. Но когда ты на ней начинаешь концентрировать свое внимание, ты начинаешь ее притягивать. Это ты начинаешь создавать для него эту угрозу.
49. Нужно верить в него, в его силы, в его умение вовремя почувствовать опасность, в его умение вовремя разобраться …
50. Он, конечно, что-то обязательно будет пробовать по чуть-чуть. Особенно в городе большом вероятность того, что ребенок попробует чего-то по чуть-чуть, очень большая.
51. Но поверь, что, попробовав, он все-таки сравнение сделает, он разберется. Вот эта твоя вера в него важна как раз ему.
52. И если ты действительно хочешь рассматривать возможность, как помочь ребенку, действительно помочь, верить в него это и есть самая большая твоя помощь.
53. А остальное — уже при случае. Спросит — подскажешь, выразишь какое-то свое понимание. Не спросит — не подскажешь. Но, главное, ты в него веришь.
54. И вот это немаловажный момент — психологическая поддержка, которая тем более у родителя очень ярко и очень активно способна проявляться. Думая так, ты уже хорошо будешь помогать.
55. Не бойся! Надо отпускать, учиться разрешать делать человеку то, что он сочтет нужным, делать то, что не будет согласовываться с твоим пожеланием. Это нормально для познания.
56. Все страхи разделяются на огромное множество разных конкретных обстоятельств. И каждую детальку можно брать и отдельно ее с разных сторон двигать и рассматривать: одну сторону, другую сторону.
57. «А давай вот так посмотрим. А почему ты так не смотришь? А вот это …» И вот так, вместе разбираясь, вы друг другу должны учиться помогать.
58. Беседуя друг с другом, надо действительно научиться помогать друг другу. Не просто когда вас кто-то защемил, а вы беседуете с другом, и он тут же стал на вашу сторону, и вы вместе уже осуждаете того, кто защемил.
59. А надо наоборот, вместе объединившись, посмотреть: а что это в тебе тут защемилось, а почему это оно защемляется, что это ты так реагируешь? Может быть, это твое требование, выраженное к действиям ближнего, или у тебя самомнение слишком велико, и ты возвышаешь себя над ближним?
60. Вот в таких аспектах очень часто можно попасть в болезненные переживания, связанные с действием кого-то из ближних по отношению к вам. Это достаточно часто может зажигать.
61. И вот тут надо уметь посмотреть на это с другой стороны. И одно умение посмотреть правильно начнет успокаивать.
62. И дальше надо будет учиться вот так делать постоянно: из месяца в месяц, из года в год. И потихонечку твои сначала волевые усилия постепенно подтянут чувственный мир именно к этому уровню.
63. И ты начнешь это чувствовать. У тебя это будет получаться легко, элементарно. Стоит ситуации развернуться, у тебя мгновенно мысль пойдет уже в правильном русле, и ты не будешь впадать в панику.
64. Но это надо выстроить внутри, построить именно в самый сложный период, когда тебя защемляет.
65. Наступил момент, когда ты выбиваешься из равновесия, вот это наступает период работы над собой. Работай на здоровье, не теряй ни минуты. Начинай строить новый взгляд на какую-то реальность, учись выразить благодарность.
66. Тебе сделали больно? Ну что ж, тебя лечат. Замечательно! «Оказывается, я еще могу реагировать на это? Как здорово, что мне показали, что у меня еще есть такой недостаток! Ну надо же, какой сегодня счастливый день! Меня унизили — замечательно». Это уметь надо с другой стороны посмотреть.
67. И чем крепче эта установка психологическая будет у вас утверждаться, уже истинная, тем легче вы многое начнете проходить, действительно правильно проходить, проще проходить, больше улыбки будет на лице. Надо смелей так и жить.
68. А то вы утвердили установки страха и держитесь за них. И стоит только обратиться к ближнему за помощью, у него те же самые установки, и он включается в ту же самую волну и начинает разогревать еще больше ваше собственное переживание.
69. Вы к ближнему приходите, и мало у кого, бывает, хватает мудрости на слова: «У меня сын не пришел домой ночевать» сказать: «Да все замечательно! Наверняка где-то задержался». Вы вместо этого говорите: «А ты в милицию звонила? А ты в морг звонила?» Тут можно здорово друг другу подножку поставить.
70. Конечно, надо уметь поддерживать друг друга и правильно с этим разбираться. Это большая задача, которую как раз и нужно сейчас решать.
71. А страхи начнут перестраиваться в зависимости от того, насколько то или иное новое видение, правильное видение начнет все больше занимать место внутри вас.
72. Чем больше вы будете этому доверять, располагаться к этому, тем больше начнет это внутри утверждаться, и соответственно сниматься будет степень испуга».
73. «Учитель, меня давно мучает мысль о моем отце. Он некоторое время работал в разрушенной после революции церкви. Там организовали толевый заводик. Повлияло ли это на его загробную жизнь и на его поколение? Есть ли этому прощение? Был он добрым, глубоко порядочным человеком, но атеистом, как и большинство в то время».
74. «Какие-либо негативные последствия, о которых можно говорить как о чем-то очень опасном, способном принести сложные переживания, возникают от того, насколько явно проявляется агрессия от самого человека.
75. Насколько сильно он осуждал Божье; насколько сильно он пробовал бороться с тем, что связано со священными таинствами, Божьим опять же; насколько он мог бы в какой-то момент участвовать в разрушении места, которое могло быть священно.
76. Но если вы говорите о ситуации, где человек мог быть как будто бы добрым, особо и агрессию не источающим, но где место либо характер работы как будто бы положительными не назовешь, то сказать о каких-то разрушительных последствиях в его жизни будет неуместным. Этого не будет.
77. Тут все определяется тем, насколько сам человек агрессивно реагирует на происходящую реальность. Тут уже, какой бы он ни был, как бы вы его ни назвали: верующим, неверующим, добрым, не добрым, по самим действиям его определяться будут последствия.
78. Чем больше он внес каких-то негативных проявлений, что-то разрушая, на кого-то направляя агрессию, тем больше это принесет ответные негативные плоды в его внутреннем мире».