В Москве 9 и 10 июля встречи с Учителем проходили в большом зале Дворца культуры Московского авиационного института.
2. «Начинаем нашу встречу. Я буду отвечать на ваши вопросы, а вы продолжите узнавать то, что вам сегодня хотелось бы дополнительно приоткрыть для себя, и укрепитесь в общении, которое произойдет. Я надеюсь, что как-то помогу вам и вы еще лучше сделаете какой-то следующий свой шаг.
3. Жизнь у вас непростая сейчас, много своеобразных задач выросло перед вами. Не всегда можно сориентироваться в таком бурном потоке событий, но учиться нужно. Пока жизнь идет, есть надежда какой-то следующий свой шаг сделать еще лучше, еще больше раскрыться в качестве человека, как дитя Великого Бога.
4. И изменить тем самым мир, в котором вы живете, облагородить его еще больше вашей способностью замечательно улыбнуться, несмотря ни на что улыбнуться, выразить благодарность за все, что дано вам во благо ваше.
5. Ибо все, что дано, на самом деле только и способствует тому, чтобы вам расцвесть. А вот умение воспользоваться тем, что дано, бывает разное, оно по-разному проявляется. Но тем не менее учиться нужно, и сейчас это задача великой важности.
6. Ну а сейчас, пока есть такая возможность, давайте ею воспользуемся, и вы Меня спросите то, что на сегодня вас интересует.
7. Итак, Я слушаю как вопросы, которые будет зачитывать Вадим, так и ваши вопросы с места, если потребуется уточнить что-то с какой-то иной стороны, что-то переспросить».
8. «Как быть, когда меня незаслуженно оскорбляют? Одно дело, когда правду говорят, но когда просто оскорбляют от плохого настроения или от такого воспитания, это больно, незаслуженно. Как себя на мир настроить в таком случае?»
9. «Нельзя дать какой-то простой ответ, который может сразу быстро помочь вам настроиться на мирный лад в этой ситуации. Это большая работа, чтобы изменить свой чувственный мир, именно эгоистический мир, настолько, чтобы в этой ситуации перестать ощущать какие-то сложные, болезненные переживания.
10. Это целый комплекс усилий, которые нужно делать, он должен проявиться во многих направлениях вашей жизни. Поэтому здесь нет ответа одного.
11. Это ваше старание, которое должно в этом случае начать проявляться. Где вы, проявляя силу воли, стараетесь каждый новый шаг сделать как можно правильней. Именно в период, ущемляющий вас, когда вам становится неудобно, внутри что-то зажигается каким-то негативным огнем, вы учитесь выразить свою благодарность.
12. Ибо если уже сам факт, само обстоятельство смогли вас так задеть, значит, лечить эту сторону нужно. А как вы узнаете об этой стороне, если ее не задевать?
13. Тем более что лечить благоприятно в момент, когда это зажигается, а не в какой-то другой момент. Вот и получается, что все, что вам действительно нужно изменить, все это надо болезненно задеть, и никак по-другому.
14. Вот такую параллель попробуйте суметь провести в отношении всего того, что может происходить с вами в жизни, в быту, в каких-то, казалось бы, непримечательных событиях, но которые всегда являются очень важными. События, которые происходят у человека, казалось бы, в самом незначительном виде, всегда остаются очень важными.
15. И тут нельзя распределить происходящее в вашей жизни, касающееся вашего духовного мира, на какие-то очень значительные обстоятельства и незначительные. Вводить саму градацию каких-то значительных проявлений будет в этом смысле неверно.
16. Любой шаг, который способен задеть вас, который подталкивает вас к применению какого-то усилия в изменении себя, в изменении присущих вам действий, играет величайшую роль в вашей жизни. И нельзя эти маленькие камушки, которые появляются на пути, просто так отодвинуть.
17. И так, опять же от эгоизма, в поисках: «Дайте мне побольше. Что же мне эту мелочь? Как-то неинтересно с ней работать. Дайте-ка мне глыбу побольше, я вот над ней поработаю», — так нельзя смотреть на обстоятельства, которые могут развернуться в вашей жизни.
18. Из этих маленьких камушков очень многое составляется впоследствии. Они разбросаны на пути на разных расстояниях, но они-то как раз играют очень важную роль, когда вы, вовремя подбирая их и решая свой шаг, постепенно становитесь все более способными преодолеть то, что дальше находится в конце череды этих маленьких камушков.
19. И если какой-то один или, тем хуже, два, три, еще хуже, если вы их пропустите, не обращая внимания, как на что-то мелкое, пока еще как будто бы не заслуживающее вашего замечательного взгляда, так можно здорово обеднеть, подойдя к серьезному выбору.
20. Вы можете попробовать преодолеть поставленную задачу в тот момент и где-то даже с горечью успеть осознать: «Как жаль, что вот там было пропущено, как жаль, вот там не обратил внимания. Сейчас это нужно, но этого нет». То есть не хватит каких-то крупин опыта, который бы мог здесь как раз и помочь вам правильно преодолеть эту преграду.
21. Конечно же, мелкая преграда не требует отдачи всех сил, но эти мелкие преграды рождают ту помощь, которую можно назвать маленькой соломинкой, которую в последний момент пробуют ухватить.
22. Вроде бы большая задача может развернуться, требующая от вас всех сил, но вы можете почувствовать, что недостает именно вот этой маленькой крупинки, чтобы разрешить эту большую задачу.
23. И поэтому очень прошу вас быть внимательными, бдительными в своей жизни и не пропускать каждую мелочь. Если в какое-то мгновение вы ущемились, стало как-то неуютно, больно, внимательно проанализируйте, что было у вас ущемлено. Почему вам стало больно? Какая сторона у вас заболела?
24. И тогда уже, оценив по возможности точно, что это защемилось, постарайтесь найти противоположное решение тому, что у вас просит эгоизм. Он просит, чтобы было так, и вам кажется, так бы успокоило вас, а вы решите наоборот и сумейте благодарно принять это «наоборот».
25. Сумейте оправдать это «наоборот» или то действие, которое привело вас к болезненным переживаниям, сумейте это принять благодарно, сумейте выразить благодарность.
26. Напомню, что для того, чтобы излечить что-то, подчистить какие-то качества своего внутреннего мира, это качество обязательно нужно защемить, его нужно заставить активно себя проявлять. И тогда вы начинаете в этих условиях менять установку, способную вызывать эти негативные переживания. Именно в этот момент.
27. Вот это и есть та работа, которая призвана привести человека к очищению и спасению. Это и есть огненное крещение, которому нужно подвергать человека постоянно и через которое он очищается.
28. И действительно принимающий такое крещение становится более чист с каждым разом и становится достойным чадом Бога, решающим предначертанную великую задачу, развернутую через человека в Мироздании Вселенной.
29. Поэтому тут будьте внимательны и, имея в виду аналогичные вопросы, не ищите в этом случае какой-то один ответ, если вы затронули такую серьезную тему.
30. Если переходить конкретно, то тут уже должно рассматриваться не то, как убрать это, а как правильно сделать или какую мысль в этом случае правильно проявить, если возникает вот такое защемление, возникает ваша неправильная мысль, которую вы уже можете фиксировать. И мы начинаем тогда конкретно рассматривать, что именно надо применить, чтобы начать изменяться, а не чтобы это быстро ушло. Быстро оно не уйдет.
31. И та работа, которую Я сейчас обобщенно обозначил, духовная работа, работа над своей психикой — это работа, первые плоды которой при вашей активной деятельности в этом направлении действительно могут начать приносить вам радость. Вы можете увидеть: да, вот теперь вам, оказывается, удается. Вот истинные ценности, истинный плод этой работы.
32. Эти первые плоды, как правило, появляются через несколько лет, не через месяц, не через год, а именно через несколько лет. Но это зависит от степени активности защемления вашего внутреннего мира.
33. Конечно, чем больше защемляется эгоизм, тем быстрей можно измениться, но это становится опасней. В этом случае будет все определяться тем, насколько велика вера ваша, насколько надежен тот друг, который в этот момент постоянно находится рядом, потому что он увидит через вас кошмар, который вы начинаете проявлять, когда глубоко защемляется ваш собственный эгоизм.
34. Из вас может выйти нечто, что очень серьезно напугает ближних. И ближнему нужно суметь правильно сориентироваться, многое вытерпеть, подставляя вам плечо. Это многое может решить, но способен ли ближний?
35. И в зависимости от того, что многие имеют малые возможности, степень защемления эгоизма проявляется не так ярко у них. Хотя многим, конечно, кажется, что если у них так защемилось, то уже дальше некуда как будто бы. Нет, есть еще куда.
36. Но здесь учитываются некоторые ваши особенности и степень вашей Веры Священной, потому что в этот период очень серьезно может возникнуть соблазн разувериться в какой-то истине, которую вы приняли своим сердцем. Ваш эгоизм кричит вам: «Надо сделать вот так», — а вы видите: Учение учит сделать совершенно другое.
37. Более того, противоположное действие надо сделать, против которого эгоизм всячески пробует защититься. Он кричит вам: «Нет, только не так! Сделать надо по-другому». И вот тут вам надо выбрать.
38. Но чем сильнее защемляется внутренний мир эгоистический, тем сильнее раздается голос эгоизма. Он начинает перекрывать слух, он начинает мутить сознание, и возникает сильнейший соблазн сделать так, как кричит эгоизм, потому что это голос того, к чему предрасположен весь ваш чувственный мир, и с этим справиться очень непросто.
39. Активность, которую сейчас вы испытываете, у каждого разная, в зависимости от ваших сил, возможностей. Ситуации, в которых вы пребываете, даются с разной степенью интенсивности.
40. Кому-то чуть дольше с чем-то придется бороться, потому что чуть-чуть ущемляется его какое-то качество. Кому-то нужно быстрее с чем-то справиться, потому что позволяют его силы и обстоятельства. Тогда сильнее защемляются его качества, и он начинает гореть достаточно ярко. Но ему в этом случае будет возможность быстрей очистить себя.
41. Правда, выбор опять же будет оставаться за ним. Чем сильнее будет зажигаться эгоизм, тем больше будет соблазн сорваться. И тут, конечно, будет очень опасный момент. Но по-другому тут подойти нельзя.
42. Поэтому вы уж старайтесь, как бы что ни происходило, как бы вы ни защемлялись. Постарайтесь, это нужно, это очень важно. Не пугайтесь и учитесь благодарными быть.
43. Постарайтесь проговорить слова благодарности, хотя у вас все кипит и ничего подобного благодарности нет внутри вас. Но все-таки надо суметь выдавить эти фразы и поблагодарить за то, что ближний помог вам увидеть что-то, с чем надо справиться.
44. Попробуйте выразить благодарность Богу, что так заботливо Он помогает увидеть вам недостающее, помогает вскрыть это явление внутри вас, чтобы приступить к исцелению.
45. Ведь без этого вскрытия говорить об очищении бессмысленно. Таинства, связанные с какими-нибудь биоинформационными проявлениями энергий ваших, молитвы, медитации, литургии, таинства, которые говорят: «Будешь покаяние делать, это очищает человека», — это все относится к тому, что можно обозначить как вспомогательное, но не само очищение.
46. Сам шаг очистительный связан с тем, что Я сейчас обозначил. Поэтому учиться делать по Истине — это первостепенная задача.
47. А насколько часто вы приходите в какой-то храм, насколько часто вы исполняете ту или иную литургию, это только относится к категории вспомогательной. Вы можете там быть, можете не быть. Но дальше все зависит от разных ситуаций, как вы делаете тот или иной выбор.
48. Это надо обязательно хорошенечко помнить и стараться себя менять, не пугаясь обстоятельств, которые порой ошеломительно могут вас защемить. Вот тут будьте осторожны.
49. Потому что голова создаст столько соблазнов, это настолько логично будет выглядеть, и оно будет сносить каким-то мощным внутренним течением однозначно в сторону, в которую вы уже приучили себя плыть. И устоять в этом случае очень непросто.
50. Вам же надо сделать что-то не присущее себе. Значит, в этом случае вы начинаете пробовать опереться на ориентиры, которыми никогда не пользовались. А они новые, они незнакомые, и поэтому все это пугает. Но надо все-таки устоять.
51. И вот тут вера ваша и должна вам помочь твердо удержаться в необходимом направлении. Вот тогда можно впоследствии уже говорить о победе.
52. Но это серьезный труд. Поэтому не пугайтесь сейчас и попробуйте хорошенечко уяснить то, что Я сейчас попробовал вам выразить. Но если что-то будет недостаточно ясно, вы переспрашивайте».
53. «Чтобы не поддаться этому потоку, который ошеломляет, верно ли будет обрести способность всегда наблюдать себя со стороны, чтобы отделить от него себя, каждое свое действие?»
54. «Отделиться от потока — это значит перестать чувствовать что-то, связанное с этим потоком. Это имеется в виду? Потому что Я говорю о потоке, связанном с вашими собственными переживаниями, на которые вы способны. Именно это уносит.
55. И вызванные чувственные переживания начинают диктовать определенные характерные условия, в которых начинает проявляться ваше сознание уже впоследствии. И сознание очень четко контролируется вашими внутренними переживаниями, поэтому мышление происходит очень характерное в русле вашего переживания. Вот это и есть поток.
56. И весь чувственный мир имеет некоторую предрасположенность либо гораздо сильнее поддаваться этим чувственным переживаниям, либо благодаря вашей духовной силе меньше испытывать эти переживания.
57. Ведь кто-то при чьих-то эмоциональных всплесках может настолько сильно испытывать страх, что у него полностью блокируется мышление, он весь теряется, сжимается, он перестает размышлять.
58. Человек сразу, как маленький кролик перед каким-то большим хищником, начинает замирать. У него все отказывает, и он двигаться порой даже перестает. Здесь все зависит от степени качества вашего внутреннего мира.
59. А для кого-то громкий крик мало что означает, он может даже вскипеть и еще больше накричать на того, кто кричит.
60. А кто-то вообще перестанет обращать внимание на какие-то шумные эмоции. Он будет смотреть, что человек громко шумит, но у него не колышется внутри страх. У него совсем другое направлено к этому человеку.
61. Качество духовной силы определяет степень ваших способностей не поддаться какому-то энергийному воздействию, которое направляется к вам от того или иного источника, от того или иного человека. Вот это и есть поток.
62. И когда вы попадаете в это чувственное переживание, проговорить вам какие-то подсказки, которые могли бы помочь вам как будто бы посмотреть на себя со стороны, вырвавшись из этого потока, не получится. Надо просто отсоединиться от всех ваших переживаний.
63. Но тогда мы можем поговорить об упражнениях, связанных с таким известным термином, как медитация. В какой-то мере эти упражнения призваны помочь человеку выйти из потока переживаний.
64. Но, перестав переживать, вы не сможете нормально работать над тем, что у вас защемилось. У вас болеть в этот момент перестало, работать как будто бы и нет смысла.
65. Поэтому выходить из потока в этом случае, чтобы на себя посмотреть со стороны, не требуется. Вам нужно просто знать, как в этом случае по Истине нужно поступить.
66. Вот поэтому мы и рассматриваем огромное множество конкретных обстоятельств, которые вы четко стараетесь уяснить, через которые вы пробуете представить более-менее ясную систему видения той или иной затронутой темы.
67. Порой тема требует много разных оттенков рассмотреть, чтобы она какую-то ясность обрела в вашем понимании. Другая тема какое-то множество вопросов, пунктиков небольших, из которых состоит эта тема, требует рассмотреть.
68. И чем больше вы выясняете эту тему через разные конкретные, очень точные, простые определения, тем более ясно начинает формироваться у вас видение этой ситуации.
69. И тогда, как только вы в нее попадаете и у вас зажигается внутренний мир, как обычно, характерным образом, и если все-таки он не сметет ваше сознание, не ослепит вас, то у вас будет обязательно возможность параллельно с тем, что внутри несет куда-то в сторону, задать себе вопрос: а как верующий должен поступить? Просто самого себя взять и переспросить, задать очень важный отрезвляющий вопрос самому себе.
70. И попробовать посмотреть, а как действительно верующий, который говорит, что он любит, говорит, что он хочет быть смиренным, в этом случае должен поступить.
71. И может быть, не в какой-то полной ясности, но, можно сказать, достаточно хорошо вы можете увидеть нужное решение. Может быть, где-то неточность какая-то будет, но тем не менее будет вероятность, что решение, которое вы сможете в этот момент увидеть, будет обязательно носить положительный характер.
72. И вот тут надо суметь сделать так, не обмануть себя, потому что это понимание не будет зажигать вас. Вас уже зажгло что-то, и оно горит прилично. А это понимание не несет какого-то чувственного отклика. Оно где-то тихо-тихо, как сигнальчик, просквозит, мелькнет, и вот тут ваша задача — ухватиться за этот сигнал и попробовать, прилагая волевые усилия, уже сделать шаг именно в этом направлении. Вот эта работа в этот момент требуется.
73. Главное в этом потоке — не себя со стороны увидеть, еще раз повторюсь, а вот так, точно успев определить нужное усилие, попробовать его именно в этом потоке сделать».
74. «Верно ли, что можно, чувственно не уходя от этого потока, переключить свое внимание с боли эгоизма на позитив?»
75. «Мы сейчас об этом и говорим. Именно попробовать переключить внимание. Но желательно не просто на какую-то отвлеченную другую тему положительную, хотя в каких-то отдельных обстоятельствах такое возможно, а попробовать в этой ситуации, которая вас зажигает, определить, что именно вас зажигает, что вам не нравится, и учиться это оправдать и рассмотреть уже как положительное.
76. То есть то, что вам не нравится, вы учитесь рассмотреть именно с положительной стороны. Вот это и есть изменение своего существа, естества на уровне сознания.
77. Потихонечку вот так меняя себя на уровне сознания, приучая себя к новому видению, вы начнете следом за этим усилием своего сознания тянуть свой чувственный мир к этой новой установке, подтягивать его.
78. Но чтобы перетянуть, тут потребуется время очень немалое. И конечно, тут труд должен быть постоянный. Здесь раз, два, три попробовал, и как будто бы результата нет, что-то не помогает: «Пойду-ка я к бабке сбегаю, может быть, она меня обольет воском …» Так будет несерьезно на это смотреть.
79. Эта работа очень большая. Надо будет, как барану, упереться и пошел, и каждый день, если потребуется, месяцами, годами, это надо делать.
80. Еще можно образ представить: вам как будто бы дали какой-то самородок, но очень грубый, и вам нужно сделать из него замечательный камень святящийся, сверкающий, с ровными гранями, но сделать это ваткой, не напильником, не каким-нибудь резцом, ваткой.
81. И ваша задача — шлифовать, шлифовать этой мягкой тканью, пока вы его не отшлифуете. Вот здесь просто надо набраться терпения. Это может показаться невероятным, разве такое может быть? Может. И так именно и должно быть. И в это надо поверить.
82. Как правило, ваша психология настроена на очень быстрые результаты. И если они никак не проявляются, у вас теряется интерес.
83. Это как у ребенка, у которого нет опыта созидания. Он точно так же реагирует на явления. Ему дайте сложную задачу, он чуть-чуть ее подергал, попробовал, бросил, она ему не интересна.
84. Не получилась сразу, он не подходит к ней. Может быть, однажды попробует еще раз подойти. Но как только почувствует, что не получается, он сразу бросает.
85. И в зависимости от того, насколько велик духовный опыт ребенка, настолько более терпеливым он становится в каком-то делании.
86. Он больше старается сделать все-таки ту задачку, которая перед ним возникла: пирамидку собрать, которая никак не получается. Вот она падает, он ее крепит, она падает, он опять ее крепит.
87. Но у него больше проявляется терпения, его внутренний мир, духовные качества позволяют ему быть более усердным в этом направлении. Вот это очень важно.
88. И неразвитый духовный мир сейчас в обилии проявлен на Земле. Или, можно сказать, духовный мир развит в какой-то мере, но, конечно, этого пока еще не достаточно. И вы легко можете подметить, что часто какие-то неудачи легко стирают у вас заинтересованность в этом направлении.
89. И поэтому здесь надо обязательно внутри настроиться на терпение. Как человек, рожденный для великого, вы обязаны потерпеть годами вот эту шлифовку. Надо открыть для себя род ответственности, который перед вами возникает.
90. Вы просто обязаны будете потрудиться над качествами вашей души вот таким образом. И не каким-нибудь там рубанком, напильником, молотком что-то срубил — хрясть! бух! — и вот замечательный камень получился. Нет, надо все отполировать.
91. Такой вот образ попробуйте удерживать и попробуйте на него настраиваться, не пугаясь. Это очень важно.
92. И вы начнете менять свою внутреннюю предрасположенность бежать от трудностей, искать быстрых результатов, а если их нет, то расстраиваться быстрее. Надо это качество внутри обязательно перестроить. Такой большой труд поставлен, и только терпение, терпение, терпение должно быть.
93. А сейчас время очень характерно разделяет людей. Есть люди, которые многое способны были воспринять. Они восприняли, время пошло. Они многое стали делать на волне той эйфории первых событий, которые коснулись, зажгли их. Они многое начали делать хорошо, интересно, красиво. Во многом можно было радоваться.
94. Но дело в том, что требуются годы. Время идет, и вот тут начинается самое главное. Эйфория немного начинает тухнуть, а внутренние устремления недостаточно правильно сориентированы, и неправильно были использованы те периоды, которые до этого были. И человек начинает легко ощущать, что какая-то заинтересованность в нем как будто бы притухает.
95. Но требуется усердие, огромное усердие, о котором Я уже упомянул вам, приводя соответствующий образ. А на усердие не всегда хватает силы воли.
96. И начинается ожидание: когда сила воли появится? Она не появляется сама, ее надо вырабатывать. Поэтому взялись, определились: да, надо так. Вот теперь делайте это, посвятите этому жизнь.
97. Вот это и есть взять свой крест, отвергнуть себя и пойти вослед Тому, Кто ведет вас. Но надо суметь отвергнуть многие свои желания, выделяя самое ценное и никогда не прекращая работу прежде над этим самым ценным. Все остальное добавится».