Повествование от Вадима

Часть 12

Глава 35

 

200. Ну а чтобы сказать просто о Вечности… ух, это, конечно, очень непросто… Тут уже лучше разбивать тему на какие-то дополнительные, более конкретные вопросы. Потому что в Вечности заключено всё. Так же и с вопросом, а что же такое Истина. Истина – это всё то, что существует, с одной стороны можно сказать. Если это существует, значит, это Истина, то есть оно не может быть не Истиной.

201. В то же время можно посмотреть истину смерти, истину развития, то есть уже можно на более мелкие темы разбить эту тему. И если говорить о духовной стороне Истины, то Истина – всё то, что помогает развиваться душе человека. По-другому и не сказать.

202. И тогда уже дальше можно сказать, а является ли какое-то конкретное действие действием, относящимся к духовной Истине развития. Вот тут уже можно посмотреть: именно это действие к духовному развитию не имеет отношения либо, наоборот, именно это действие, которое вы приводите, к духовному развитию имеет отношение.

203. Но это уже надо переводить именно в плоскость практики. То есть призыв любить друг друга, любить врагов своих на самом деле недостаточен. Почему не случайно в одной из встреч с людьми, находящимися в местах заключения, один человек просто искренне спросил: «Что такое любить ближних? В моём понятии, любить ближних – это что-то, связанное с сексуальными взаимоотношениями». У него нет другого понятия.

204. Значит, если Я не спрошу его, какое у него понимание этой темы, а просто скажу: «Друзья мои, любите друг друга» и пойду, Я ведь призову их к беспорядкам, Я их призову к невероятным хаотическим проявлениям, где каждый из них искренно будет говорить: «А Учитель-то ведь меня научил. Я и делаю всё, как Он научил». Так вот мало теперь призвать, надо рассказать, как именно в том или ином случае этот закон начинает действовать.

205. Что такое быть смиренным? Начинаем рассматривать: в этом случае, в том, в третьем, четвёртом… в сотом, тысячном… как правильно проявить это смирение. Вот это большая школа, её очень важно сейчас внимательно рассмотреть.

206. Потому что, столкнувшись с этой глыбой непонимания, многие просто пришли к простому выводу: «Мы грешные, мы стараемся, но… ничего не получается. Ну ничего, мы, главное, пойдём в храм и исполним обряд». И как будто бы забронировали место для спасения. А делателями беззакония продолжают оставаться.

207. Поэтому, даже если они будут говорить: «Мы Твоим Именем чудеса творили», Я скажу им: «Отойдите от Меня, Я не знаю вас, делатели беззакония». То есть нужно прежде научиться делать дела достойно, праведные дела научиться делать.

208. И если Истина дана о любви бескорыстной, значит, человеку это посильно. Ему надо просто правильно сориентироваться, довериться Богу, и всё получится. И говорить, что это не получается, нельзя. Это может сказать только неверующий человек. Если он твердит это постоянно из года в год, это неверующий человек. Не бывает такого на Земле человека, который стараясь не сможет это сделать.

209. Надо просто постараться, и стараться постоянно, и это обязательно получится. Заповедь любви всем доступна: не мог Бог давать Закон, когда заранее видно, что человек это не сделает. Тогда надо уже действительно будет Бога уличить в том, что Он создал соблазн нарушения Закона.

210. Ведь это же прямая заповедь: когда сознательно приносят соблазн, это очень большой грех. Так не мог сделать Отец. Если Он дал законы вселюбия, всепрощения, это посильно человеку. Но это надо сделать.

211. И вот приехали люди в места сибирские, они стали учиться жить и поняли, какие они, оказывается, слабые. Знаний много, но какие они слабые, оказывается, ничего не получается (здесь не удаётся потерпеть, здесь он легко, оказывается, раздражаться способен…). И вот тут-то мы начинаем подробно рассматривать разные обстоятельства: каким образом лучше выстраивать взаимоотношения.

212. Ведь они должны учиться вместе решать все жизненные проблемы. Но желательно, чтоб они решали их на равных. Здесь не должно быть руководителя, за исключением случая, когда проявился мастер в какой-то области. Тогда, выслушав мнение многих, он может сделать последнее заключение: «Давайте, друзья, всё-таки поле вспашем вот так, как я сейчас вижу. Я выслушал, но всё-таки давайте так». Но это только мастер. И если проявится мастер ещё больший, ему будет это доверено. Но руководить жизнью здесь нельзя.

213. То есть многие вопросы они должны научиться решать вместе и именно на равных. И вот тут-то у них, оказывается, возникает большая сложность договориться вместе, когда каждый горит сердцем, говорит: «Да нет, вот так…» Ведь он же переживает за благо тех людей, с кем живёт. Так переживает каждый, кто с ним общается, и тогда загорается спор. И порой то, что можно решить за пять минут, решается несколько часов, и они сами улыбаются. Но это школа.

214. То есть, не увидев ошибку, исправлять её невозможно. Надо сначала научиться видеть её, ознакомиться с ней. И вот эти мудрые люди, размышляющие, такие горячие сердцем, никак не могут толком договориться.

215. И вот тут надо уже вмешиваться, и мы начинаем подробно рассматривать пошагово многие обстоятельства: где, в каком случае, как правильно было бы вести разговор; где правильно было сделать ударение, можно ли было что-то затрагивать или это нельзя было затрагивать… И вот так многое мы подробно рассматриваем. То есть проявляется школа жизни, человек учится жить. Это самый главный акцент.

216. А ритуальная сторона – это та сторона, которая относится к творческим проявлениям человека, её ни в коем случае нельзя догматизировать. Творчество, где люди ищут пути выразить свою любовь к Богу, восславить Его. Им хочется выразить радость – и вот тут включается их творчество.

217. Там много музыкантов замечательных, которые способны создавать псалмы, и это уже на кассетах существует. И Я думаю, если вы послушаете, это вам понравится. Это замечательное пение, которое они выстраивают грамотно, умело выстраивают, красивое пение. Оно может меняться, это пение, в зависимости от развития творчества в этом смысле. Но это всё вспомогательное.

218. Прийти в тот или иной храм, который они могут построить, воспеть псалом Богу, восславить Его литургийным пением – пожалуйста. Но это вспомогательное. Оно никак не определяет полноту духовного движения, только вспомогательную роль играет.

219. Вся полнота духовного развития заключена в конкретных шагах, в быту, в жизни человека. Поэтому, если христиане, покидая храм, думают, что они исполнили всё необходимое, а теперь можно и слабостям позволить быть, – это большая ошибка.

220. Потому что, когда человек выходит из храма, как раз всё и начинается самое главное. В храме совсем другое: там не духовное развитие, а нечто, что энергийно на уровне информации корректирует искажения, которые принёс туда человек. Это поле позволяет немножко скорректироваться, настроиться в духе на Божественное, но дальше-то он должен отдать это Божественное людям, научиться творить с этой позиции.

221. А, выходя из храма, он чему отдаётся? Надо бежать за покупками… вот тут на работе договорились… вот там нужно заплатить, вот тут надо долги отдать… и пошло… И на самом деле всё, что он обрёл в храме, быстренько-быстренько в течение краткого времени улетучивается. Всё, духовное движение закончилось в его жизни. Начался спад.

222. Поэтому здесь нужно будет научиться не искать спасения кратким путём, громким криком: «Господи, я верю Тебе!» Да нет, верить Ему – это значит исполнить Его. А верить в Его существование… это бессмысленно повторять. Дьявол, если так уж выражаться, прекрасно знает, что Бог есть, ему и верить даже не надо, он просто знает, что Он есть. Ну и что? Он таким и остался, какой он есть.

223. Поэтому поверить Богу – это исполнить Его. А Его – это заповедь всепрощения: когда вы никогда ни о ком не посмеете даже подумать плохо, что бы эти люди ни делали. Вот главная основа Учения, которое Я готов открыть. Никогда ни при каких условиях даже не подумать о ком-нибудь плохо. Вот это главная цель, и к ней надо устремиться. Иначе человечество просто не выживет в том, как всё проявляется».

224. «В связи с этим меня один вопрос очень волнует. Может ли энергия, допустим, небольшого замкнутого коллектива или общины большой, большого количества людей, настроенных сердцами, своей энергией на добро, влиять на события в мире вот таким образом? То есть не словесно, не какими-то действиями, а вот именно воздействием как бы от Бога через себя на определённые события в мире».

225. «Конечно же, чем больше людей соединяются в духе между собой и устремляются в правильную сторону, формируясь духовно, положительно, тем сильнее, более упругим становится вокруг них поле. Информационное такое красивое поле.

226. Его скоро очень многие будут фиксировать уметь уже и со стороны науки. Вы время от времени слышите, что кто-то видит какие-то энергии, но на самом деле каждый человек научится это видеть. Это огромное красивое поле начинает формироваться в этом случае от этого круга людей.

227. Но хотя Я могу сказать, что и формирующееся общество способно повлиять, несомненно, на энергийное поле пространства, в котором находится эта группа людей. Я не смогу пока добавить, что она способна сильно изменить это пространство.

228. Потому что слишком плотное по-своему уже поле другого, минусового, характера. Оно слишком велико. Слишком сильно сейчас формируется страх у человека и напряжение. Рассеять его нельзя, со стороны воздействуя. Человек спасти себя должен, только меняя себя, от него зависит его собственное спасение. Нельзя со стороны спасти человека.

229. Можно помогать, немножко разряжать эту среду. Но если сам человек упорно выбрал линию поведения неверную и упорно делает шаги, которые мешают духовному развитию и формируют негативные качества, это остановить нельзя насильно.

230. Если б это было можно, это можно было остановить ещё давно-давно, когда общество было не так велико на Земле. И через те духовные устремления, которые формировались, удалось бы, если б таким образом было можно, повоздействовать на происходящее вокруг этих людей. Но воздействие изменить эту ситуацию не могло, оно могло её немножко разрядить.

231. Это так же, как человек желает здоровья другому. Это не значит, что, если он пожелает здоровья, у того другого человека тут же исчезнет вся болезнь. Нет, желая здоровья, он облегчает поле негативное этого человека.

232. И он может где-то даже почувствовать, что какой-то приток хороших сил к нему идёт. Но убрать болезнь нельзя, потому что убирается она от того, как сам человек меняет своё отношение к происходящей реальности. И именно в этой связи очень многие болезни на самом деле легко убрать, меняя своё отношение к реальности, даже если они страшные.

233. Даже рак можно изменить в течение короткого времени, когда у человека начинает коренным образом меняться отношение к происходящей реальности. Он может значительно на это повлиять и убрать эту болезнь, она может просто бесследно исчезнуть.

234. Но возникает заболевание такое на основе очень серьёзного отклонения в понимании реальности, определённой агрессии, которую внутри человек таит, и склонности его неправильно требовать от того, что происходит вокруг. И тогда эти заболевания просто блокируют вот эти ненормальные его отклонения. Просто в целях сохранения его духовного мира. Это сказывается на его теле.

235. И поэтому в какой-то мере можно справедливо рассматривать болезнь на самом деле как благо человеку. Её торопиться убрать от него нельзя, если этот человек сам не меняет своё отношение к происходящей реальности.

236. Но вот на вопрос, воздействует ли духовное единство какой-то группы людей на окружающую атмосферу… опять сейчас кратко повторюсь: оно воздействует, но поменять не может, тем более сейчас, потому что формируется очень сильное негативное поле. Очень мощно формируется, и очень трудно ему противостоять.

237. Конечно же, в кругу этих людей другая среда, это как другой мир. И порой у кого-то из верующих, которые там находятся, ностальгия, воспоминания (откуда-то он приехал)… Он говорит: «Может быть, мне съездить… посмотреть… как-то скучаю». Я говорю: «Ты, конечно же, сам это решаешь. Ну попробуй, если видишь, что это нужно. Пожалуйста». Конечно же, это должен решить сам верующий.

238. Но вот факт в другом – уезжая, они очень быстро возвращаются и говорят: «Ой, я туда больше не хочу ехать. Это какой-то другой кошмарный мир. Там я не вижу родных людей. Хотя здесь мы, может быть, где-то и ругаемся друг с другом, общаясь, споря о чём-то…» Он уже видит разницу: эти люди – одна Семья, он во многие дома может войти как в свой дом.

239. Конечно, туда приезжая, тот, кто настроен постигать Божье, ощущает эту атмосферу, и, присматриваясь, он легко может увидеть многие положительные моменты. Хотя туда приезжают не только стремящиеся постигать Божье, но и те, кто хотят просто спастись, «погреть руки», понимая, что если есть религиозное учение, значит, там, видимо, и какой-то приток есть денежный («Приедешь – там, может быть, и квартирку справить удастся»)… Таких тоже немало.

240. Вот они приезжают, а там задача: «Ну давайте работать. Что ж, будем хлеб выращивать своими руками». А не хочется: надо рано вставать, летом так много надо на огороде работать. А это как-то трудно, лучше поговорить о духовном. И таких говорунов немало.

241. Конечно же, они в скором времени быстро начинают расстраиваться. Некоторые из них начинают просто потом ругаться даже, потому что они не нашли то, что искали. Но искали-то они не Божье, они искали удобство для себя.

242. А как показала практика, оказывается, в России у нас не очень-то человек склонен поработать руками. Потому что воспитание-то очень специфическое.

243. Вот сейчас приезжают из многих стран люди, немцы приезжают… и что интересно (на это, конечно, любо посмотреть) – женщины встают конопатить дом, эти приезжие им в помощь предлагают свои усилия – и тук-тук-тук-тук, не останавливаясь, не говоря ни одного слова друг другу, рядом работают. И им непонятно: стоят русские и постоянно разговаривают, тук-тук, а потом говорит-говорит-говорит; тук-тук – опять говорит-говорит…

244. Конечно, ничего так не построить. Там у нас нельзя заставлять. И практика показывает – долго не строится многое, если так относятся. Реальность именно это показывает.

245. Но опять же… это надо видеть, надо учиться. Они начинают это понимать, начинают изменять своё отношение. Немцы говорят: «Нам бы вашу чувственность и ваше отношение друг к другу». А тут говорят: «А нам бы ваше умение работать. Ну что ж, тогда давайте рядышком учиться друг у друга». И такой опыт благоприятный начинает появляться. Но вот главная основа – это, конечно, учиться жить вместе. Это самое важное.

246. Ну а что касается опыта предков, который может существовать в человеке… он действительно существует. Опыт, который записывается не только на подсознание, передаётся по клеткам от рождения, от мамы к младенцу. Это родовая линия несёт свой опыт положительный или негативный.

247. Но есть ещё опыт, который касается духовной ткани. Он запечатлён там не на таком уровне, на котором фиксируется в биологическом организме, а на уровне энергии более тонкого характера в виде радуги определённой. И этот опыт тоже сказывается.

248. То есть, когда ребёнок рождается с большим каким-то творческим опытом, он с самого детства легко тяготеет к творчеству, хотя родители могут не иметь таких качеств. Это опыт души будет в нём сказываться, именно духовный опыт. И такое сочетание духовного опыта с телом, которое формируется, рождается на Земле, здесь очень важно: таким образом Отец помогает человеку накапливать жизненные духовные важные ценности, порой вопреки усилиям самого человека.

249. То есть, если человек тяготеет к каким-то сложным привязанностям, ему сначала предлагается самостоятельно порвать их через знаки, подсказки, которые к нему приходят. Но если он до конца жизни так и остался приверженцем этого ненормального опыта, его надо заставить разорвать этот опыт. Но тогда ему надо позволить повести себя таким образом, где сами условия начнут рвать эту привязанность, позволяя ему накапливать положительные ценности, убирая таким образом негативные. Я тут сейчас кратко затронул другую очень непростую тему…

250. Но Я хочу сказать, что у человека на самом деле, когда он уже родился на Земле, стал жить, сказываются два опыта: опыт по родовой линии и духовный опыт. И это серьёзно влияет на его жизнь. И почему неслучайно можно в глазах ребёнка увидеть порой умудрённого старца.

251. Некоторые родители просто пугаются, посмотрев на младенца, только что рождённого, когда у него глазки начинают смотреть так, как будто смотрит кто-то гораздо более старший, чем они сами. Это не случайно, уже здесь переплетена эта реальность. И эти законы тоже сейчас надо будет узнать человеку».

252. «“Комсомольская Правда”, журналист-международник. У меня очень простой вопрос. За последние десять-семнадцать лет мы наблюдали как минимум несколько явлений, и каждый из них объяснял, что он истина в последней инстанции. Можете сказать, чем Вы истинней всех остальных? И просьба – если можно, уложитесь в один абзац. Спасибо».

253. «Наверно, тем, что Я есть тот, кто Я есть, и отличаюсь от них всем, чем только можно. Кроме того, что имею такое же человеческое тело похожее, а в остальном Я всем отличаюсь».

254. «Нужно конкретней. Это не ответ».

255. «Как? Вы же попросили в одну строчку».

256. «В один абзац».

257. «Не получается. Это слишком серьёзная тема, о ней сложно сказать кратко. Ну, ещё если кратко – тем, что Я есть Истина, а они нет. Но опять же это вопрос: а как определить? Дерево узнают по плодам.

258. Я уже здесь упомянул, но, может быть, вы не услышали: то, что сделано на земле России сейчас, на юге Красноярского края, – в мире аналога даже близко не существует, и никогда не было. Так людей не сможет объединить ни один человек, который может называть себя Истиной. Это невозможно. Это можно собрать только Духом, предначертанным от Бога. И оно будет развиваться дальше».

259. «Нам раздали всем буклеты, и здесь написано «Земля Обетованная». Вы живёте на Земле Обетованной, очень хорошо. Но Вы не можете игнорировать проблемы большого общества общероссийского. И в связи с этим я хотела бы спросить Вас об отношении к тем дискуссиям, которые идут на формальном и неформальном уровне об общенациональной российской идее. Вообще, правильна ли такая постановка вопроса?

260. И второй вопрос. Вот Вы сказали, что к Вам приходят люди и они решают проблемы глубинные, которые их мучают. Значит, они становятся счастливыми. Вот Ваше представление о месте счастья в системе ценностей?»

261. «Конечно, серьёзная тема опять затронута. Но Я буду стараться выразить кратко, хотя Я такой многословный, так много тороплюсь сказать. Потому что Я неоднократно сталкивался с тем, когда мы вели такие беседы, что краткие ответы на самом деле ясности никакой не дают. Поэтому Я сразу тороплюсь немножко расширять многие моменты.

262. Конечно же, те дискуссии, что сейчас происходят в обществе, должны были происходить. И то, что появляется много разных устремлённых людей в поиске Истины, – это очень важный момент в формировании и созревании общества к тому уровню, при котором появляется благоприятная возможность максимально полно, опять же исходя из того, что удастся сделать человеку, воспринять Истину уже окончательно.

263. То есть это идёт процесс дозревания, когда многим можно смело позволить своё творческое проявление утвердить и увидеть результаты того, к чему они стремятся. Потому что на самом деле остаться на Земле сможет только Истина. Всё остальное помыкается, посвистит, покричит, пошумит и угаснет, оно не сможет долго быть. Но оно будет вести к созреванию.

264. Пока человеку не дают творчески выразиться, ему сложно отказаться от идеи, которую он имеет. Порой поэтому ему надо дать её реализовать, пусть попробует. А потом сразу будет видно, в чём суть ошибок тех или иных идей. Так что эти процессы очень важны, которые происходят.

265. И общаясь с вами, Я сейчас где-то уже проявляю свою надежду, что вы начнёте внимательней, больше касаться этой темы. Я готов, можно даже сказать, бесконечно отвечать на любой ваш вопрос в этом смысле, позволяя открыть вам всё то, чего коснётся ваше сознание или ваше любопытство. Опять же, конечно, Я буду смотреть, насколько это будет вам благоприятно.

266. То есть эта тема важная, и она должна привести постепенно к единому пониманию Истины. И конечно же, людей должна повести не система жизнеустройства, которая существует и о которой Я упомянул, а правильная идея понимания себя на этой Земле.

267. Где сначала, может быть, даже будет говориться о том, что мы русские… А в конечном итоге всё придёт к пониманию: мы люди, мы дети Бога и рождены, чтоб исполнить Божье. Но это должно быть такое единое целое, как одна Семья.

268. И сейчас идёт процесс дозревания до таких мыслей. Это нормальное явление. И тут, если что-то ещё с другой стороны какой-то нужно тронуть, тогда нужно будет характер вопроса изменить и поконкретней попробовать его определить.

269. А другой вопрос какой был?»

270. «Место счастья».

271. «Счастье у человека будет только тогда, когда он правильно научится воспринимать реальность. Ведь на самом деле все проблемы связаны со страхом человека, с его очень большой боязнью, которую он проявляет в отношении происходящей жизни. Человек очень неуверен в себе, он очень боится оказаться слабым. Потому что древность продиктовала условия жизни, где, если ты слаб, ты будешь рабом, тебя заставят творить то, чего ты не хотел бы делать. И так всегда воспитывался человек.

272. Поэтому его эгоистическая основа, с которой он пробует сейчас узнавать всё больше и больше, хотя и много путается, постоянно толкает его утвердить себя среди окружающих собратьев. И утвердить в таком случае, когда он где-то внутри предполагает, что вокруг него общество агрессивное, надо утвердить себя в агрессивной среде. А это что такое? Это сила, это напористость, это какие-то волевые качества, где надо учиться утверждать, если нужно забрать у кого-то что-то.

273. И вот так воспитывается ребёнок с самого детского возраста, когда родители говорят: «Что, тебя побили? Ну так пойди и побей его. Как же ты себя дал в обиду?» И начинается, естественно, по фильмам, по литературе воспитываться человек-воин. Это не человек, который способен любить, это человек-воин. Такое восприятие мира, конечно, очень печально.

274. Если формируется уважение физической силы, здесь нет смысла говорить о счастье и о каком-то мире. Физическая сила подразумевает подавление другой силы, которая окажется менее сильной. То есть это определённая информация, которая начинает жить и расцветать в случае, когда культивируется сила.

275. И такое воспитание молодых людей и в армии идёт в одном русле: там не уважается тот, кто проявит слабым себя. Его быстро подавят, его заклюют, его просто выпнут из своего общества. То есть там везде идёт формирование культа силы. Но это одна стезя, и подразумевать там какие-то другие плоды бессмысленно. Это стезя подавления.

276. Но в таком случае, если ты вызвался подавить чью-то жизнь, твоя жизнь будет подавлена. Это закон Гармонии, и его обойти никак нельзя. Пытаясь утвердить себя силой, ты обязательно призовёшь силу, которая будет направлена против тебя, и она окажется сильнее. И однажды, просто лишь дело времени, она тебя сломает. Поэтому так подходить к жизни ни в коем случае нельзя.

277. Поэтому то, что закладывается в воспитании детей, это сразу заведомо обречённое уже становится формирование, которое принесёт большие неприятности этим детям.

278. И чтобы найти счастье в жизни, надо строго пересмотреть сейчас все эти правила. Надо научиться служить и, конечно, понимать, что, если ты делаешь первый шаг в этом смысле, не надо ждать ответных шагов (чтобы немедленно показали: ах, ты добрый – ну тогда на и наше добро в ответ).

279. Нет, начнётся испытание, это тоже немаловажный закон. Чтобы человек понял, что он делает доброе не с условием, что ему тут же заплатят добрыми делами, а потому, что он по-другому жить не может. Он просто хочет быть добрым, и неважно, как ему ответят, это его жизнь, это суть его жизни. И он творит добро…

280. Его пытаются ругать, кто-то считает его сумасшедшим, каким-то ненормальным, шизофреником, прочее, прочее. Если человек пройдёт улыбаясь по улице, у большинства возникнет впечатление, что это больной психически. Улыбаться нормально человек сейчас просто не умеет. Как это он будет улыбаться в таком мире, как сейчас (сложностей больших так много!)? Но это печальное умозаключение.

281. А ведь человек действительно должен уметь улыбаться, правильно улыбаться, красиво, с добрым сердцем своим. Вот этим лучиком света он должен осветить тот мрак, который он может увидеть на пути.

282. И говорить сейчас, конечно же, о каком-то окончательном большом счастье будет пока не время, не к месту. Потому что, пока много горя на Земле, посчитать себя очень счастливым будет очень трудно, когда служишь людям.

283. Когда отдаёшь себя людям, ты не можешь быть счастливым от того, что тебе дали желанное, пароход подарили или ещё что-то такое из материальных ценностей, о которых многие мечтают. Нет, от этого никак счастливым не сможет быть человек, который стремится служить. Он будет счастливым, когда мир вокруг наступит. Вот тогда он будет счастлив. Но если где-то горе происходит, оказаться сейчас очень счастливым будет трудно.

284. Но этого не должно пугаться. Мир-то надо строить. Надо менять его, он не будет по-другому изменяться, кроме как делами самого человека. Надо просто жить и учиться быть счастливым от того, что есть возможность быть кому-то полезным».

285. «Фонд развития культуры и духовности. Я хотел задать вопрос Виссариону-художнику. Есть ли какие-то качества у произведения культуры и искусства, которые позволяют его определить как духовное произведение? Вообще, есть ли эта граница между духовным произведением и недуховным произведением?»

286. «Это тоже важный вопрос. Конечно же, в культуре очень важно будет усмотреть духовную сторону.

287. И в этой связи надо обязательно понимать: как только рука человека прикасается к чему-то, что-то начинает переделывать, обязательно перекладывается энергия самого человека, его внутренний чувственный мир в то, к чему он прикасается. Не только на уровне мыслей, но и когда он это трогает своими руками. Через руки очень значительно может быть передано его внутреннее состояние.

288. Поэтому, если человек учится узнавать, как грамотно и красиво что-то исполнить, учится техническому мастерству, он, конечно, может научиться очень замечательно с технической стороны исполнять произведение. Но если он вложит туда негативное переживание, если он неизбежно вложит туда собственные какие-то неудачи в семье, которые у него могли быть, переживания от неудавшейся любви, от того, что кто-то обманул, то, конечно, произведение понесёт именно эти особенности на уровне энергии.

289. Поэтому если вы будете всё более чувствительными дальше, то вы обязательно начнёте чувствовать, что порой, несмотря на очень грамотное исполнение картины с технической стороны, вы долго на неё смотреть не можете. Идёт какой-то тяжёлый фон, становится как-то трудновато, с выставки уходишь отягощённый, как-то тяжеловато внутри.

290. А это будет сказываться энергия, которая идёт от картины. То есть картина как своеобразная фотография, которая запечатлевает не то, что может запечатлеть фотоаппарат, а она запечатлевает самого художника прежде, и очень сильно – его чувственный мир.

291. Конечно же, сейчас нужно будет большое внимание, во-первых, уделить техническому становлению мастерства, если брать область изобразительного искусства, потому что это очень важный момент.

292. В восприятии человеком окружающей реальности есть свои простые особенности, то есть мир должен восприниматься просто и ясно, не на иностранном языке. И если кому-то хочется поделиться своими переживаниями, это надо сделать так, чтобы не было у того, кто смотрит, вопроса, что это такое, на что это похоже. Нет, это неверный подход.

293. Выразить себя так может каждый человек и имеет право, но это не значит, что он уже стал художником. Поэтому здесь нельзя просто показать: «А я так вижу». Все видят по-своему, но у всех одинаково ценное видение и разное. Но это не значит, что тут же надо это обязательно показать.

294. Произведение искусства должно формировать видение у зрителя, оно должно помогать видеть что-то, что он обычно не видит, пробегает мимо чего-то красивого и не замечает. Это поэзия, это особое волнение души, которое должно в этом случае выражаться.

295. И сам художник должен быть достаточно чистым духовно или, по крайней мере, у него постоянно должно быть стремление к духовному развитию.

296. И если в какой-то момент он мог запечатлеть какие-то свои переживания с какими-то вибрациями негативного характера, то, когда будет развиваться духовно, с каждым разом эти вибрации будут становиться чище. И произведение всё больше будет наполняться его духом. То есть вот так на эту область теперь будет нужно обратить внимание.

297. И так художником, как сейчас многие выпускаются, быть просто нельзя. Сожалеть приходится, что сейчас многие видят в изобразительном искусстве средство зарабатывать деньги. И Я знаю эту информацию: когда соприкасаюсь с художниками, с учителями, которые преподают рисунок где-то в школах, в академии в Петербурге, они признаются, что очень сожалеют о том, что приходят ученики новые, у которых одна идея – научиться рисовать, чтоб зарабатывать деньги.

298. И они не могут передать переживания свои, которые имеют в связи с творением. Они говорят о линии рисунка, о чувстве, о полёте, о переживаниях, о какой-то особой вибрации… И как это можно объяснить тому, для кого важно, чтоб можно было бы легче заработать? Конечно, это будет сильный упадок в искусстве – такой подход.

299. Сейчас происходит такой же процесс, как однажды перед началом возрождения в искусстве, в эпоху Возрождения. То есть определённый кризис наступает очень серьёзный. Он наступил несколько десятков лет назад. И он сейчас просто доходит до своего апогея, пика. Хотя можно сказать также справедливо, что пик нередко проявлялся и раньше. Но дальше пойдёт эпоха Возрождения. То есть в искусстве будет сильный взлёт.