201. Хотя, если ему не дать увидеть, что могло бы быть, он, конечно, будет недовольным, скажет: «Да ты чего? Не мог просто потолкать в плечо, мягко шепнуть на ушко: “Просыпайся, Петенька”», будет ругать вас. Может и такое быть. Ну, это уже ваша особенность.
202. Вы, бывает, лучше оцениваете происходящее, когда знаете, что могло бы получиться в случае, если бы вам дали что-то сделать. Если вы видите, что могло бы получиться хуже, то вы тогда благодарны, что вам не дали это сделать.
203. Если вы не знаете, какие могли быть негативные последствия, от которых вас увели, то действия, которыми вас увели от этих негативных последствий, вы не сможете правильно оценить. Вы порой бываете недовольны по поводу того, как именно к вам применили те или иные действия, и в какой-то мере вот так, по неведению, выражаете неблагодарность свою Богу. То есть вы неправильно принимаете реальность.
204. Вот поэтому, чтоб не допустить таких ошибок, учитесь благодарными быть ко всякого рода проявлениям реальности.
205. Научитесь владеть собой, но не пугайтесь, если где-то как-то эмоционально что-то выразили. Да не страшно. Ну выразили, покричали – подумаешь!
206. Ближние-то ведь смотрели в суть того, что вы высказываете. Верующие-то ведь не смотрят, как это подаётся. Верующие же смотрят в суть того, о чём вы говорите, правильно ведь? Ну а все остальные… А как о всех остальных говорить? Мы же говорим о верующих. А они смотрят в суть. Им неважно, кричат на них – не кричат. Они смотрят: «Да, подсказывается правильно. Да, действительно надо сделать». Они совершенно не обращают внимания, кричат на них или не кричат, повышает ли кто-то голос или не повышает.
207. Верующий сразу присматривается, а что именно хотят ему донести. «Ага, да, действительно это так. Замечательно! Благодарю за подсказку. Всё, пошёл делать» – вот верующие-то так реагируют. Поэтому не бойтесь вы его напугать».
208. «А если человек внешне спокоен…»
209. «Можно ли однозначно подразумевать, что если внешне человек не выразил эмоции, то внутри переживаний у него нет соответствующих? Этот вопрос?»
210. «Да».
211. «Может такое быть, но не всегда. Если человек хорошо владеет собой, внутренние переживания он может не показать на своём лице. Многие специально этому даже обучаются, проходят определённую школу. И по выражению их лица вы можете не увидеть, что на самом деле у них внутри происходит. Разное бывает».
212. «Я нашёл деньги (больше тысячи). Я уверен, что знаю, кто их потерял, но не отдаю. Я уверен, что он их пропьёт. Он их и потерял, будучи пьяным. Женщина в этом доме тоже пьёт. Может, это их проблема? Пусть что хотят, то и делают? Но внутри что-то сопротивляется. Человека уберегли от запоя, а я ему вновь дам эту возможность. Может, вернуть продуктами? Маленьких детей там нет. Что делать с деньгами?»
213. «Хитрый такой вопрос, да… Вот это вопрос вы задали! Я даже боюсь вам отвечать. Чувствую, как вы можете на это отреагировать. Но это на ответственность того, кто так видит ситуацию, от чьего лица написан этот вопрос. Ведь всё зависит от того, насколько действительно точно видит этот человек эту ситуацию.
214. Ведь если описано именно так (Я пользуюсь сейчас описанным), а в описанном есть однозначное выражение, куда это будет использовано, и если это действительно так, твёрдо в этом человек убеждён и знает, то, конечно, можно использовать на что-то другое эти деньги. Лучше не на себя использовать. На что-то, связанное с людьми, с общим каким-то действием, это лучше использовать. Это может быть что-то, связанное со строительством (таким, где вы вместе проявляете свои духовные устремления). Главное – не на себя использовать эти деньги. В крайнем случае, если таких нет творений, можно просто выбросить, не пользоваться.
215. Но если человек посчитает своей большой заслугой то, что эти деньги он отдал на храм, конечно, это он самообманом будет заниматься. Это не его достижение и не плоды его усилий, он просто лишь явился посредником в данном случае. Хоть как-то во благо это было использовано.
216. И где-то даже, можно сказать, такой тонкой-тонкой связью (потому что она тоже существует) в этом строительстве храма поучаствует и тот, кто потерял эти деньги. Ведь он их заработал, они были им приобретены. И пусть даже таким образом, но всё-таки его труд поучаствовал в храме. Ну, это тоненькая такая ниточка, но тем не менее она тоже есть».
217. «При слиянии с Тобой удерживаю вибрации и ощущения, а Лик встаёт перед взором нечётко. Меня это смущает. Есть ли в этом неразвитость способностей? И как совершенствовать это таинство?»
218. «Не надо пугаться таких обстоятельств. Надо просто продолжать познавать мир, изменять себя.
219. Ведь все ваши качества, которыми вы обладаете, очень сильно зависят от того, в каком порядке, каком качестве находится ваш духовный мир. Чем он лучше, тем интересней и правильней вы видите происходящую реальность. И наоборот. Поэтому здесь всё определяется духовным миром.
220. Давайте остановимся, не осложняя эту тему, на простом: если что-то в этом случае вам видится как что-то, что у вас не получается, не пугайтесь. Здесь главное в этом случае – не пугаться. Если с вами происходят какие-то неудачи, которые вы можете увидеть в своих действиях, самым важным для вас является на сегодняшний день ваша способность не пугаться.
221. Большая склонность напугаться может повредить вам. И вредит, как правило. Поэтому здесь надо научиться не пугаться, спокойней относиться к своим неудачам каким-то. Тем более, на первый взгляд, бывает, видится неудача, хотя на самом деле процессы бывают нормальные. То есть здесь не торопитесь сами себя пугать.
222. Многое зависит от того, каков духовный мир у вас внутри. И поэтому Я не тороплюсь вас обучать разным упражнениям, которые могут быть связаны с чем-то (со зрением, с сознанием, со слухом, ещё с чем-нибудь). Нет. Мы прежде говорим о духовной стороне.
223. Это основа, это тот стержень, вокруг которого дальше всё остальное начинает расцветать. И пока мы этот стержень правильно не тронем, пока вы истинные усилия не приложите, всё остальное через упражнения править – это тоже может оказаться бессмысленным.
224. Поэтому не пугайтесь. Ничего, это не так страшно. Продолжайте делать так, как у вас получается. Главным здесь будет старание».
225. «Заметил, что не только у меня, но и у братьев такое: если съел вкусное, возникает внутри страх, что придут и увидят…»
226. «Внутренние страхи, связанные с вашей неуверенностью в себе, что делает вас зависимыми от мнения окружающих, – это большая-большая тема, которую каким-то одним психологическим упражнением, конечно, не разрешить.
227. Ведь зависимость от мнения у вас очень большая, от того, как о вас отзовутся ближние, что они о вас скажут, не назовут ли вас слабым человеком и не перестанут ли с вами дружить после этого (то есть как поступят ближние в отношении вас, если будут знать, что вы там-то или там-то не умеете правильно себя вести).
228. Вот эта боязнь, что вы можете оказаться где-то на задворках жизни, что от вас все отвернутся, делает ваши действия специфическими: уже вы начинаете поступать и осмысливать реальность очень особенно, характерно уже этому страху. Логика мышления выстраивается характерная. Это уже не логика сильного человека, это логика человека, обречённого на поражение.
229. Потому что чем больше вы держитесь за этот страх и пробуете прятать что-то, тем больше он развивается внутри. И создаётся поле вокруг вас, когда вас начинают действительно как будто бы отторгать. Но это не они отторгают, ближние, а вы создаёте поле своего собственного самоотторжения от них. Но вам будет казаться, что это отторгают вас. То есть у вас начинают, естественно, срабатывать такие разнообразные, сложные по-своему внутренние закономерности, связанные с вашей психикой.
230. И поэтому, конечно же, если вы учитесь делать что-то правильно, вы делайте смелее свои шаги, не боясь ошибиться. Вот если вы понимаете, что что-то вы делаете неправильно, тогда вы не должны этого делать. Ведь смысл-то сводится к тому, чтобы не делать осознанно то, что связано со слабостью.
231. Но в случае со сладким Я опять же не оговорил вам категорично, что вы не имеете права, потому что это противозаконно, оно разрушает духовную ткань человека и так далее. То есть чего-то такого категоричного Я вам не поставил. Значит, это может быть где-то использовано, как-то использовано, как вы увидите дополнительно ещё благоприятным. Значит, это допускается. Если категоричного запрета нет, значит, допускается какая-то свобода употребления, какая-то условная свобода неизбежно.
232. Ну а если это допускается, почему надо торопиться бояться этого? Надо просто научиться присмотреться: а как лучше? а может быть, вот так? а правильно ли вот так? Но если сделал, ошибся – это не страшно. Потому что ты пробовал сделать правильно.
233. Вот если б это категорично было нельзя, а ты пробовал сделать – вот это неправильно. Вот это серьёзная ошибка.
234. И это нужно уметь сначала научиться видеть. Если категорично не запрещено, не бойтесь ошибиться. Смотрите, переспрашивайте у ближних. Не смущайтесь, не прячьтесь, делайте смелее.
235. Понимайте, что, если что-то вы неправильно делаете, ближние успеют вам подсказать. Вы не смущайтесь, не прячьтесь, главное, от них, и в нужный момент они подскажут вам. Посмотрите, порассуждаете вместе, придёте к более верному, точному решению.
236. То есть очень важно не бояться делать ошибки. Я говорил вам только об одном – бойтесь делать осознанно ошибку. Всё остальное… не бойтесь ошибиться. И вот так внутри себя надо настроиться, не бояться.
237. Неважно, как скажут о вас ближние. Главное, что вы стараетесь понять, как правильно. И обязательно сделаете правильно, если поймёте, как это правильно сделать. Вот эта внутренняя установка должна быть у вас. Вы обязательно будете стараться делать правильный шаг, если уразумеете, как именно в том или ином случае его правильно сделать, и обязательно приложите к этому все силы свои. Всё замечательно. Если так будете стараться делать, вы сделаете хорошо, нормально. Даже если вам покажется, что как будто бы вы ошиблись, это был нормальный шаг.
238. Вот надо учиться твёрже, уверенней делать свои собственные шаги. Верить в себя надо научиться.
239. И постепенно (не только через то, что Я назвал сейчас, но и через многие уже конкретные обстоятельства, где вы будете спрашивать: «А вот тут как мне сделать? Надо ли мне смелее вот тут так сделать?») вы, ещё больше продолжая делать уже точные усилия, правильные усилия, будете выправлять свой чувственный мир. Вы будете приходить всё больше к уверенности в своих возможностях, вы будете верить себе всё больше. А это будет всё больше выводить вас из-под влияния мнения ближних. То есть мнение ближних не будет так на вас действовать. И твёрже, твёрже вы будете идти по жизни.
240. Но это… это большая тема, связанная с неуверенностью в себе, очень большая».
241. «Как сочетать свою малость с тем, чтобы быть уверенной в себе?»
242. «Малость признать – это не значит, что вы вместе с этим признаёте свою неспособность чему-то научиться. Признание малости правильное – это когда вы понимаете, что вы пока ничего не умеете, но вы-то очень хотите научиться и верите, что вы, отдаваясь Воле Отца всё смелее, обязательно этому научитесь. Не может быть другого, вы обязательно этому научитесь. И у вас, естественно, появляется взгляд в будущее, когда каждый день вам должен принести всё большее прозрение. То есть вы с интересом начинаете идти вперёд.
243. А если вы признаёте свою малость, при этом понимая, что ничему вы не научитесь, ни на что вы не годны в этой жизни, – вот тут может прийти такая уже опасная ситуация психологическая, сложное обстоятельство, где в таком самоуничижении вы можете закончить свою жизнь печально, трагично. Это заблокирует ваши возможности, которые у вас в малости существуют и которые вполне могут прорастать при нормальных усилиях. Но вы их заблокируете и не дадите им прорасти.
244. И тогда начнёт уже сложность возникать большая психологическая. Вы просто себя убьёте. Не дадите развиться тому, что вполне могло развиться. А вы зациклитесь на том, что вы неспособны, что вас никто не любит и никто не полюбит, как это нередко бывает. Вы ходите переживаете, говорите: «Меня никто не любит», канючите… Конечно, так сложно вам встать на ноги и правильно расцвесть.
245. Да, никто не любит. А почему это вас должны любить сразу так? И что это вы о себе такого мнения? А вы-то любите окружающих? Ведь с этого начинается истинное проявление человека, а не от того, любят вас или не любят. Вот когда вы полюбите правильно окружающих, то, конечно, найдётся масса тех, кто захочет вас любить. Очень большая масса найдётся.
246. Но если их нет, тогда будьте повнимательней к тому действию, когда вы говорите, что вы любите окружающих: как это проявляется у вас и почему это вы так торопливо таким образом оцениваете. Может быть, что-то изменить надо в своём отношении к окружающим и по-другому как-то это сделать, чтоб это действительно к любви имело отношение? Вот этому уже надо учиться. Вот к этому вы сейчас и подошли, и пробуете этому научиться.
247. Так что умение признать свою малость – это хорошее, важное искусство, к которому обязательно надо прийти, обязательно сейчас надо приходить.
248. Хотя Я это вам говорил уже много лет назад, и почти каждый год Я это говорю: о смирении, о той грядочке, полянке, к которой надо прийти, от которой начинается истинная дорога Восхождения. Так вот это – смирение. Все вы бьётесь, бродите вокруг, пытаетесь обойти, как бы это вас не коснулось, а всё приходите к одному и тому же, где, пока не познаете эту полянку, дорогу не узнаете, Восхождение не начнётся.
249. То есть смирение надо хорошенечко понять: что это такое, как оно должно у вас проявляться. А смиренный человек никогда не предъявляет претензии к действиям окружающих. Его мало волнует, как к нему относятся. Он понимает: ну а за что ж его можно сейчас ещё пока любить?
250. Единственное, конечно, ближние уважают в тебе частицу Бога, но больше-то ведь пока у тебя ничего не получается нормально сделать. Ну и ладно. Ты учишься, ты хочешь научиться, значит, обязательно научишься.
251. И как только начнёшь что-то уже уметь, обязательно найдутся те, кому это нужно, и они обязательно выразят свою благодарность неизбежно в этом случае. То есть было бы хорошее что-то от вас, а спрос на это большой, найдётся много желающих брать это хорошее.
252. Поэтому учитесь творить, учитесь. А то вы похожи на нерадивых художников: наделали картин и ругают зрителей, что они воротят нос от их творений и не приходят на выставку.
253. Так и вы со своими делами носитесь и думаете, что незаслуженно вас не замечают, ваши добрые усилия. Вы так волнуетесь, вы так хотите, чтоб всё было хорошо, а ближние почему-то этого не понимают и отворачиваются от вас. Ну так вы присмотритесь внимательно, с чем на самом-то деле вы носитесь. Может ли на том, что вы держите в руках, действительно что-то расти? Поэтому тут учитесь…»
254. На вопрос, касающийся отчаяния, Учитель сказал:
255. «Отчаиваться – ни в коем случае. Ни в коем случае! Это очень опасное явление – отчаяние.
256. Вот Я упомянул слово «самоуничижение», говоря о трагических последствиях большой неуверенности в себе, – это как раз сочетается именно с отчаянием. Когда человек отчаялся и у него нет надежды, что всё может выправиться, это опасное явление.
257. Когда затягивается трудность, очень часто начинает сквозить отчаяние. Не обращайте на него внимания. Это очень опасное явление. Если вы начнёте его допускать к себе, вы будете чувствовать, что вы как будто бы теряете силы. Опасное явление, ещё раз подчёркиваю, не допускайте его до себя, не верьте этому. Надо обязательно с верой идти вперёд и видеть положительное в будущем.
258. А когда вы чувствуете, что от вас отворачиваются, и всё время ищете подтверждения, что вас не любят, то, конечно же, у вас взгляд в будущее будет обречённый. И тогда каждый новый день не обнадёживает вас, что будет что-то лучше. Вы уже пробуете ожидать, что что-то ещё хуже дальше вас ждёт.
259. Но тогда как вы так пробуете идти в будущее, когда постоянный страх перед этим новым днём? Тогда просить вас: «Больше улыбайтесь, шутите» – это уже бессмысленно. Вы просто неспособны будете это сделать при таком страхе перед жизнью.
260. Нет, надо именно правильно видеть эту реальность. Надо, умея признать свою малость, неумелость, позволить ближним учить вас. Ведь это правильное признание малости – ваша способность разрешить ближним вас учить.
261. Если вы запрещаете им учить вас, значит, малость свою вы правильно не признали. Вот когда вы спокойно относитесь к поучениям ближних, тогда всё нормально: вы малость свою правильно приняли. А когда вы торопитесь сказать: «Да не учи меня! Кто ты такой?» и пробуете в ответ выставлять что-то ненормальное, ну а при этом ещё будете говорить о своём каком-то смирении, малости, – конечно, это всё будет уже очень-очень неопрятно с вашей стороны.
262. Поэтому здесь надо учиться через разные детальки видеть, куда вы стремитесь, что вы приобретаете на сегодняшний день, правильно ли вы движетесь или отклоняетесь в какую-то сторону, если появились какие-то новые ориентиры, но они уже смущают вас. То есть тут надо уметь размышлять, смотреть за обстоятельствами.
263. И если вы спокойно относитесь к тому, что вас поучают, громко вам высказывают поучения, наставительно как-то, унижая вас, если вы всё более мирно к этому относитесь, – всё нормально с вами происходит, вы идёте в нужную сторону, у вас приходит в норму ваш внутренний мир.
264. Но если вы всё более несдержанны становитесь на то, как вас поучают, вы всё больше придираетесь к форме поучений, которые к вам выражаются, – всё, какое там смирение! Там уже другое начинает расти бурно, колючее такое, мерзкое. Но это, конечно, к смирению не относится. И это надо уметь вырвать из себя. То есть тут уже будьте внимательны».
265. «Можно ли разрушать иллюзии о себе? В каком случае и при каких обстоятельствах?»
266. «Кто-то говорит, что ты великая, а ты при этом говоришь: «Да нет, я не великая», да? Или что? То есть видишь, Тань, здесь нужна конкретность».
267. «Я стою горю, а сестра подошла и говорит: «Можно я с тобой постою? Мне так хорошо с тобой». С восхищением говорит обо мне».
268. «Не обращай внимания на похвалу. Просто не обращай внимания. Когда тебя хвалят, не обращай внимания на похвалу.
269. Когда вы правильно себя оцениваете, то вас не должно особенно затрагивать, хвалят вас или не хвалят. Потому что вы должны смотреть на другие ценности.
270. Конечно, вы можете ощутить, что кому-то приятно от вашего присутствия, и ощутить это в виде чего-то приятного внутри себя. Ну ладно. Ощутить себя полезным – конечно, это приятно. Но не залипайте, не делайте такой особенный акцент туда, не переводите своего внимания в эту сторону.
271. Ведь всё зависит (самое главное) в этом случае от того, как вы воспринимаете эти фразы. Не от того, правильно ли угадал ближний то, что у вас внутри находится, или неправильно, а от того, как вы на самом деле к этому относитесь.
272. Ибо не слава портит человека, а то, как человек эту славу воспринимает. Не богатство портит человека, а то, как он его воспринимает. Там начинается опасность.
273. Так и здесь: неважно, как к тебе относится ближний, как хвалит он тебя. Всё зависит от того, как ты к этому относишься, насколько серьёзное внимание ты придаёшь тем или иным выражениям в отношении тебя».
274. «Мужчина, зайдя в дом, не снимает шапку. Вокруг бегают дети. И я прошу: «Сними, пожалуйста, шапку. Они же с тебя пример берут». Ответ брата: «Не снимал и не буду снимать». Как мне это объяснить детям, мальчикам? Как в подобном случае верующей женщине себя вести?»
275. «Да пошутить: «О, у дяди приклеилась шляпа. Наверно, клей вылил нечаянно. Ну ладно, пусть походит в шляпе так». Можно при дяде поулыбаться».
276. «Среди последователей бытует мнение, что если нет вопросов, то на встречу с Тобой, Учитель, идти не обязательно, так как всё равно будут кассеты, их можно будет прослушать. Я с этим мнением не согласна. Вопрос: насколько важно присутствовать лично на встречах с Тобой?»
277. «Лучше, конечно, такой вопрос так не задавать. Потому что это больше вопрос о других.
278. Если сам человек сомневается, нужно ли ему приходить на живую встречу… всё равно будет кассета… Я ведь прихожу на встречу с желающими встретиться со Мной. Поэтому сюда приходят точно так же те, кто хотят так тесно пообщаться. И тут как-то говорить про другое (что это нужно или не нужно) – это уже будет неуместно».