Общая встреча в Петропавловке первого октября.
2. «Пока ещё возможность позволяет нам встретиться вот так: погода благосклонна. Наверно, Земля очень хочет, чтоб вы успели внять Слову максимально благоприятно, ну и, естественно, какая-то отдача чтоб с вашей стороны произошла.
3. Итак, начинаем встречу. Как мы изначально договаривались, Вадим будет зачитывать вопросы, чтоб это было наиболее благоприятно, чтоб исключить максимально путаные рассуждения, а, насколько возможно, выбрать вопросы, которые действительно вам наиболее удались и лучше касаются каких-то сторон вашей жизни, которые сейчас очень важно уяснить. Начинаем».
4. «Учитель, как правильно молиться за родственников, оставшихся в миру? Мне сказали, что нужно в молитве единой на словах «Укрепи силы братьев и сестёр моих» представлять людей, за которых молишься, что так у меня самой останутся силы. Как правильно молиться наиболее эффективно? И ещё мне подсказали, что надо просто молиться за всех, а не только за них, иначе это очень эгоистически».
5. «В зависимости от какой-то нужды, когда у вас может она возникнуть, конечно же, можно исполнять молитву индивидуально за кого-то из ближних и за любого другого человека.
6. Но если вы стараетесь подумать обо всех, то, конечно же, вы не сможете представить лица всех. Это невозможно. Тогда вы просто пытаетесь обнять Землю, людей, можете представить большую какую-то массу людей. Тоже возможно.
7. Но чтобы перейти на какие-то индивидуальные, личностные качества кого-то отдельно, для этого отдельно и исполняется это таинство, где после молитвы вы вспоминаете того, кому хотелось бы вам передать силы, и это делаете».
8. «Есть ли это моя слабость, что у меня есть чувство к женатому мужчине, а с мужем в близких отношениях я являюсь инициатором?»
9. «Есть ли слабость – сама любовь или слабость – в инициативе?»
10. «Да, в инициативе».
11. «Нет. В этом случае слабостью это не является».
12. «Может ли пенсионер, находясь в Семье, распорядиться своей пенсией? Или должен полностью отдать её в Семью?»
13. «Это в зависимости от того, какие условия оговаривались для той или иной Семьи. То есть здесь может зависеть от каких-то исключительных моментов.
14. Но так как то, что касается Семьи, пока находится в очень своеобразном состоянии, можно допустить, что пенсионеры пока ещё придержат пенсию свою и самостоятельно распорядятся ею, как сочтут нужным».
15. «На одной из встреч для себя вдруг услышала, что надо обязательно признаться в своих чувствах понравившемуся мужчине, что это важно как для женщины, в плане реализации природного желания, так и для мужчины, в плане развития. Правильно ли я поняла это из Твоих ответов другим женщинам об обязательном признании женщины в своих чувствах избранному мужчине?»
16. «Нет, неверно. Обязательного признания ни в коем случае не должно ставиться.
17. Вообще, признание в своих чувствах торопиться выразить не нужно. Если уж задаётся вопрос на эту тему, тогда ещё где-то можно ответить. Но торопиться сказать вначале – не нужно.
18. Дружите, знакомьтесь, узнавайте друг друга глубже. И если в каком-то случае уже впоследствии где-то вы увидите потребность так высказать – пожалуйста. Конечно же это можно.
19. В данном случае здесь нет такого сухого правила, что, начиная знакомиться, ни при каких условиях нельзя торопиться говорить о любви. А нужно ли торопиться сказать, обязательно ли торопиться сказать – вот в таком срезе если… не надо так торопиться делать.
20. Но если в какой-то момент вы чувствуете особо большую какую-то потребность (и прежде это, конечно, касается женщин) выразить что-то, касающееся вашей любви, – пожалуйста, конечно же, сказать вы можете. Но не исходите из того, что это нужно быстрее сделать или обязательно это нужно сделать. Нет.
21. Если есть возможность знакомиться дольше и вы ещё сомневаетесь в своих чувствах, так, в общем-то, и проговаривать торопиться нет смысла. Продолжайте дружить, продолжайте знакомиться и лучше узнавать друг друга. Ну а дальше время само поможет вам уяснить, ошибаетесь ли вы в своих ощущениях или нет».
22. «Учитель, можно ли снимать стресс кружкой пива?»
23. «Конечно же, кружкой пива стресс вы снять не сможете. Если только это будет не одна кружка…
24. Но в этой связи вам надо иметь в виду одну очень важную закономерность: когда стрессовая ситуация ваша снимается посторонними методами, искусственным каким-то воздействием, способность ваша преодолевать стрессовую ситуацию не увеличивается, но уменьшается. Чем больше вы будете прибегать к таким методам, тем менее способными вы окажетесь в преодолении сложных психологических обстоятельств.
25. Вот почему Я и говорил о том, что где-то, может быть, Я и позволил бы, и сказал бы: «Да ничего, если кто-то счёл нужным употребить чистое, хорошее вино без спиртного. Именно в таком чистом, хорошем виде виноградный сок, перестоявший где-то какое-то время». Ну, где-то Я ещё мог бы (опять повторюсь) сказать, что это возможно. Но Я ведь говорил вам о некой исключительности, которую вы должны уметь ощущать.
26. Это таинство, которое нельзя выстроить с помощью каких-то дополнительных чётких определений. Оно больше ложится на вашу совесть, на ваше умение трезво оценивать ситуацию, в которую вы попадаете.
27. Многие из вас имеют серьёзную предрасположенность к алкогольным отклонениям, очень многие из вас. Вы получили эту программу от своих родителей. Это по роду передалось для многих достаточно сильно. Поэтому, если кто-то из вас немного пережмёт в этом смысле, то, конечно, могут начаться сложные процессы в вашем организме. Вам будет труднее.
28. Ибо, когда вы таким образом проходите стресс, в следующий раз потребность опереться на то же самое будет выше, сил у вас будет меньше. У вас будет больше потребность именно к этому вновь прибегнуть. В следующий раз вы почувствуете в трудный момент ещё большую потребность именно к этому вновь прибегнуть. И вот так вы будете втягиваться. По-другому вам будет крайне сложно преодолеть стрессовую ситуацию.
29. Поэтому прибегать к этому как к какому-то методу, который наиболее благоприятный (такой ускоренный метод по хорошему прохождению каких-то сложных психологических ситуаций), неверно. Хотите ускорить благоприятность – за неё нужно платить.
30. Поэтому здесь мы говорим об исключительности, а не о какой-то норме. Иначе эту норму Я б сразу с вами оговорил и не ставил бы никаких границ. Но, тем не менее, оговорив всё, Я упоминаю об исключительности, где тут уже нужно уметь за собой проследить: действительно ли вы считаете, что в данном случае нужно такое действие.
31. Поэтому тут будьте внимательны: не торопитесь к этому так легко прибегать.
32. Другое дело, если б поколение ваше прошло такой путь (и не только ваше – следующее поколение, ещё одно), когда с этим явлением в обществе у вас не было бы проблем. Тогда – да. В подсознании, в клетках тела информация такого характера бы была крайне минимальна, и это было бы не столь опасным.
33. Но слишком велика информация негативного характера у многих из вас. Слишком велика. Многие из вас даже об этом не подозревают. Эта информация есть. Поэтому тронете её неразумно – и начнутся определённые процессы, осложняющие вашу психику. Поэтому будьте внимательны.
34. Преодолеть нужно уметь именно в молитве, именно через умение создавать положительные образы. Это крайне необходимое усилие: оправдывать происходящее. Чем больше вы торопитесь оправдывать происходящее по мелочам, тем меньше вероятность привести вас через те или иные испытания к сложному психологическому состоянию. Вы легче будете проходить жизнь, и у вас реже будут возникать какие-то сложности.
35. Они ещё могут возникнуть, если слишком активная среда какая-то негативного характера рядом с вами и вас просто неудержимо втягивает, независимо от того, прилагаете вы усилия оправдать или не прилагаете, но что-то явно активно очень выбивает вас из равновесия. Вот тут, если вы в конечном итоге всё-таки придёте к усталости где-то, это будет, может быть, и исключительный случай.
36. Но в основном, если вы прилагаете правильно усилия, прийти к сложному состоянию будет не так-то просто.
37. Учитесь оправдывать, смотрите на многое гораздо легче. И каждую мелочь, которая уже сегодня начинает вас хотя бы чуть-чуть напрягать, учитесь рассматривать с положительной стороны.
38. Больше смейтесь, больше шутите. Внимательней относитесь вот к такой стороне своей жизни. Это очень нужно: уметь шутить, на многое посмотреть с улыбкой и легко.
39. Но это (сразу параллель можно провести) – умение разрешить ближним быть такими, какие они есть. Ведь всё сводится именно к этому. Разрешите им быть такими, какие они есть, – вы не будете их оценивать и осуждать».
40. «Учитель, программа алкоголизма передаётся от отца к дочери? Или только мужчинам передаётся? Я замечаю, что и у женщин есть тяга в трудную минуту успокоить себя спиртным (пиво, вино)».
41. «Здесь нет какой-то особенной разницы. Всё зависит от того, как будет складываться новое тело, формируемое в утробе матери, и каким образом начнут сплетаться клеточки. От этого многое может зависеть. Но как-то отдельно проводить черту – от отца ли к дочери, от отца ли к сыну, от мамы к сыну или от мамы к дочери – здесь так смотреть не надо. От того, какие программки где-то будут преобладать, как они при том или ином сочетании себя проявят, уже дальше зависит появляющийся новый организм, какой объём программ будет уже в него передан впоследствии.
42. Табакокурение? Можно сказать, что передаётся. Потому что, вообще, это слабость психологическая серьёзная, где выход вы находите, как правило, в том, что общепринято. И эти программки легко могут срабатывать. Потому что один и тот же способ расслабления своего организма, помощи себе вокруг демонстрируется. И, конечно же, программка, к этому располагающая, быстро найдёт выход именно в этом. Поэтому можно сказать, что и в табакокурении тоже такое вполне может происходить».
43. «Учитель, стали болеть ноги. Как выправить? Чувствую, что это чистка. Терпеть или лечиться?»
44. «Советоваться надо друг с другом. И у нас есть медицинский центр на эту тему.
45. Только будьте внимательны: слово «чистка» не означает, что надо просто потерпеть. Где-то можно потерпеть. Но чистка бывает очень непростая, сложная.
46. Конечно, любая болезнь – это очищение. Горит что-то, что связано с вашими сложностями внутренними, горят какие-то программы. В связи с этим возникают те или иные физиологические отклонения. Любая болезнь – это чистка.
47. Но не любую болезнь можно просто перетерпеть. Порой, если есть возможность помочь своему организму, конечно, нужно было бы и воспользоваться этой помощью. Нужно только посмотреть, каков характер отклонения в вашей физиологии и насколько действительно нужно то или иное медицинское вмешательство.
48. Здесь всё может быть по-разному. Это уже нужно конкретно смотреть в каждом случае. Но не подходите к этому примитивно, что если вы это обозначили чисткой, то, значит, никакого медицинского вмешательства не требуется совершенно, надо просто потерпеть и подождать. Нет, это будет неверно».
49. «Как убрать страх быть непонятой ближними, страх жить естественными, приемлемыми для себя поступками, страх поступить некрасиво?»
50. «Это та сторона жизни, о которой Я однажды говорил вам: забудьте про себя. Переспросите себя: что прежде волнует вас в этой жизни? Прежде волнует вас ваше собственное благосостояние. Но научитесь прежде видеть то, как живут окружающие вас люди. Научитесь прежде заботиться об окружающих. Не задавайтесь вопросом, будете ли вы поняты. Торопитесь понять окружающих.
51. От того, насколько вы научитесь понимать окружающих и будете правильно выражать к ним своё отношение, с их стороны будет выстраиваться аналогичное к вам отношение. Поэтому, чтобы многое выправить в отношениях к вам лично, прежде вы должны сделать то же самое в отношении окружающих.
52. Учитесь служить ближним, не особенно-то заботясь, как ближние могут послужить вам. И только в зависимости от того, насколько правильно вы начнёте служить ближним, настолько активней, интересней будет их служение вам.
53. И здесь мало будет первых каких-то шагов, которые, на первый взгляд, истинны. Истинный шаг – это не когда внешне вы сделали грамотный поступок. Это когда и внутри у вас будет правильное к этому отношение.
54. Если где-то внутри вас сидит желание дождаться быстро какой-то ответной доброй реакции на ваш добрый поступок, то это значит, что вы свой поступок делаете с условием, вы его продаёте. И пусть даже ярко вы это не осмысливаете порой. Если (ещё раз повторюсь) у вас в глубине где-то такое условие и ожидание есть, ответной реакции доброй к вам не должно поступить. Значит, у вас затянется такой период взращивания дерева, которое должно дать добрые плоды. И оно не даст их сначала.
55. Поэтому будьте достойными в этом таинстве и выращивайте упорно, терпеливо дерево добра, не ожидая плодов. Они придут в нужный час, но тогда, когда внутри у вас начинает к этому выстраиваться правильное отношение.
56. Поэтому недостаточно (опять же повторюсь) будет одного лишь грамотного исполнения какого-то шага. Грамотный шаг – это как ориентация ваша внутренняя в каком-то направлении, но туда надо ещё пойти, этим надо ещё проникнуться душой, этим ещё надо пропитаться.
57. Поэтому нужно время, где за какой-то период вы будете упорно торопиться делать грамотные усилия сначала, а потом вы научитесь делать это и душевно».
58. В ответе на вопрос, касающийся творчества, Учитель сказал: «Когда ты конкретно договариваешься с кем-то и делаешь для этого человека, ты видишь его реакцию. Вы оговариваете, что нравится, что не нравится, где подходит, где не подходит; в процессе общения это легко можно увидеть.
59. Но если ты делаешь что-то и куда-то отсылаешь, то, конечно, здесь сложнее увидеть, какая реакция там может происходить. Но, если тебе никак на это ничего не говорят, здесь желательно просто поинтересоваться тем, удалось что-то сделать правильно или не удалось. Чтоб не получилось, что вы что-то шьёте, что-то вяжете, куда-то посылаете, а там никто не знает, носить или не носить, уместно это надевать или не надевать это. Что-то странное сшито – и никто не знает, как это надеть. Конечно, поинтересоваться тогда уж требуется, чтобы уяснить, получается или не получается у тебя помогать ближним.
60. Если ты замечаешь, что эти одежды носят с удовольствием, можешь больше не спрашивать у них, нравится или не нравится. Продолжай делать в том же духе».
61. «Учитель, есть понимание, что без вопроса Тебе единая Семья не имеет права вывести своего члена из состава Семьи за негрубое нарушение. Вначале пишется вопрос, а после ответа принимается решение. До ответа человек, нарушивший какой-либо закон, остаётся в составе Семьи? В данном случае нарушение – неоднократный (четыре раза) невыход на работу, определённую хозяйственным собранием Семьи».
62. «Может быть выведен до времени, пока окончательно вы не уточните. Временно может быть так. Это уже сами решите. То есть в Семье такое можно самостоятельно допустить. В зависимости от характера нарушений».
63. «Учитель, объясни, почему так происходит… Где-то, не у себя дома, выполняя какой-то большой труд, ощущаешь большой прилив сил, работаешь радостно, работать можно подолгу (это бывает и на святыне, и на чужом картофельном поле, и в коллективе, и в самостоятельном труде, и при обильном питании, и при скудном), но дома всё валится из рук. Месяцами не делается простая работа: психологически трудно к ней приступить. Что этому мешает?»
64. «Тут много разных обстоятельств может быть. Это и личное отношение неверное к тому, что связано с вашим личным хозяйством, с окружением, которое в этот момент может быть у вас (Я имею в виду окружение, именуемое словом «семья родная»).
65. Потому что родная семья бывает такая непростая, что приходишь домой и непонятно, куда попал, на фронт или… И тогда уже остаётся только думать о том, как выжить в этих условиях. Какой уж там труд на огороде или где-то с полочками…
66. Поэтому всё зависит от того, какая среда рядом у вас складывается и что под крышей вашего дома на самом деле происходит. Тут бывает по-разному. Это уже нужно перейти к деталям.
67. Но это то, что, конечно же, надо уметь преодолевать. То есть, даже сейчас не перейдя к деталям, Я уже тороплюсь добавить ответ.
68. Эти трудности, которые вы можете в этом случае испытывать, – это всё то, что надо уметь пробовать преодолевать, чтобы решать задачи вашего дома. В своём доме вы должны торопиться выстроить атмосферу добра, терпения, любви, молитвы. Поэтому, как бы там сложно ни было, учитесь настроиться на этот лад и в доме выстроить храм, связанный с вашим сердцем, с вашей верой, с вашим отношением к окружающему миру. Создавайте этот храм».
69. «Учитель, в последнее время часто вспоминаю любовь своей молодости. Мечтаю об этом парне, представляю его здесь. Часто от этого радостно бывает. Иногда появляется боль, что всё это прошло и не вернётся. Не вредят ли эти воспоминания и мечты тому парню и мне? Может, лучше представлять какой-то нечёткий образ мужчины?»
70. «Боль или радостное состояние – здесь вот два момента, которые уже могут разную роль играть.
71. Если воспоминания несут хороший, светлый отпечаток, улыбку, радость, – да, такие воспоминания нормальны. Если воспоминания связаны с какой-то болью, с какими-то сложными переживаниями, то, пока вы переживаете, конечно, мысли такого характера об этом человеке вряд ли ему будут в виде помощи, как что-то облегчающее. Потому что эта ваша тяжесть, ваше переживание может в этот момент на него воздействовать.
72. Поэтому всё зависит от того, какой характер на уровне чувственного мира происходит в ваших воспоминаниях: положительный или негативный характер переживаний. И какие волевые усилия в своих пожеланиях вы выражаете? Вот тут уже нужно внимательно рассмотреть эти детали, оценить их и дальше подумать, а нужно ли тянуть сюда человека, к примеру; обязательно постоянно желать, чтоб он появился здесь, или просто желать ему здоровья, желать ему счастья, не выражая конкретно свои желания так активно.
73. Потому что всё, что с ним должно произойти, обязательно будет происходить. Всё, что ему нужно, обязательно будет его находить. И дополнительно тянуть его в какую-то сторону, конечно, не надо. Это уже ни к чему. Это будет неверное переживание – думать, что, если вы так не будете желать его приезда сюда, он так и не приедет. Нет. С этим приезд его не должен быть связан».
74. «Допустимы ли мужчине сексуальные фантазии о воображаемых женщинах?»
75. «В принципе это возможно. Но хорошо бы здесь уже посмотреть на характер этих усилий, на то, чем руководствуешься, как выстраиваешь в этом смысле своё к этому отношение, какие преследуешь цели, то есть как вообще психологически выстроено отношение мужчины к данному таинству. Здесь вполне может быть ненормальное отношение, но могут быть оттенки, о которых сказать, что это неверно, будет неуместно.
76. То есть тут бы Мне хотелось не в общем вопрос рассматривать, а перейти к более подробному рассмотрению этого вопроса. Я бы уже хотел дополнительно переспросить мужчину ближе к деталям и поглубже посмотреть мотивы, его взгляд, его понимание и после этого уже дать дополнительные более точные ответы.
77. Если свести к принципиальному моменту в этом таинстве, то, конечно, в принципиальном смысле это однозначно поставить как нарушение и как какое-то неправильное действие будет невозможно, потому что часто это именно легко, естественно происходит в вашей жизни».
78. «Была подсказка: «Если верующему говорят, что он украл лампочку, в ответ верующий не оправдывается, а соглашается». А как поступать верующему, если с него начинают требовать эту лампочку?»
79. «Когда мы касались этой темы, вы невнимательно отнеслись к выражению, которое тогда Я оговаривал. Ну, Я ещё раз повторю, если что-то в то время вам оказалось непонятным.
80. Когда кто-то обвиняет вас в том, что вы украли лампочку, Я не говорил вам сказать: «Да, я украл эту лампочку». Я сказал вам другие фразы: «Возможно. Я просто не знаю и не помню этого. Может быть, это и произошло на волне какого-то моего помутнения, но я сейчас ничего не помню». Вот такой ответ. Он предполагает, что, может быть, так оно и произошло; может быть, действительно у вас где-то в какую-то минуту произошло помутнение, но вы-то не в курсе этих событий на данный момент; то есть вы не вполне понимаете, о чём идёт речь.
81. Поэтому, естественно, после этого, когда вам говорят: «Ну, тогда отдай лампочку», вы говорите: «А я пока ещё не вспомнил эту ситуацию. Мне надо вспомнить, куда я её положил».
82. Это игровая ситуация психологическая, где нужно вот так умело выстроить своё в данном случае отношение к происходящему.
83. А если вы скажете: «Да, конечно, я взял», у человека тогда возникает справедливое решение: «Слушай, друг мой, ты уж верни, пожалуйста. Это дорогая мне вещь». И вы уже дальше разводите руками. Но после этого сказать: «А у меня её нету. Я не знаю, где она» – тоже опять странно получится. Вы же прямо сказали: «Да, это я сделал». То есть вы его запутаете, в свою очередь.
84. Вот поэтому, если утверждают, что вы виноваты в чём-то, это не значит, что вы тут же говорите: «Да, я в этом виноват». Если вы действительно не помните, не владеете этой ситуацией, то есть на уровне сознания не запечатлился такой момент нарушения, о котором вам уверенно говорят, не спрашивая вас, то, конечно, как верующий, вы не торопитесь говорить: «Нет, не могло такое быть! Я такое не мог сделать!» Не торопитесь так про себя говорить.
85. Лучше будет, если вы вот так размыто немножко начнёте отвечать, где вы допускаете: «Может быть, да, это так и произошло (ну если так брат уверенно говорит). Видимо, это действительно произошло в минуту помутнения, и это просто отсутствует в сознании сейчас».
86. И вот так вы мягко дали ответ, где вы как будто бы и согласились, но вам ещё надо вспомнить, было ли это на самом деле и что дальше происходило. Чтобы выправить эту ситуацию, конечно же, её надо вспомнить. А выправлять то, что вы не помните, не знаете, – так невозможно. Вот такой ответ поэтому в данном случае вы можете использовать».
87. «Озвучиваю детям-подросткам подсказку: «Мужчина может прикоснуться к женщине более чем к сестре, только если он готов взять за неё ответственность. Если он это не понимает, то ответственность за эти отношения ложится на женщину». Идёт ответ: «А в Писании не сказано, что целоваться нельзя». Они считают себя последователями и признают Тебя как Учителя. В Писании действительно конкретно не сказано, что целоваться нельзя. Как тут правильно подсказать? Многие родители тоже не видят в этих действиях ничего неправильного».
88. «Да как-то категорично здесь поставить запреты или какие-то безмерные дозволения, конечно, нельзя. А посерединке ответ тоже дать нельзя, сложно какую-то золотую середину вывести. Она выводится только очень своеобразно, эта середина, где её применить опять же можете только в зависимости от чистоты своих помыслов, от чистоты своих устремлений. И эту меру чистоты никак дополнительно не определишь чёткими формулировками.
89. Всё зависит от того, насколько вы внутри чисты, насколько искренни, красивы ваши устремления, насколько они действительно благородны, насколько вы действительно видите в этом что-то хорошее, священное, замечательное. То есть здесь только вот эта мера прежде и может определить на самом деле допустимость тех или иных усилий.
90. Если это чисто корыстное побуждение, стремление только взять, воспользоваться, использовать… ну, это надо уметь в себе различить.
91. Со стороны посмотрев на такое таинство, которое происходит между кем-то из ваших ближних, оценить вам будет очень сложно на самом деле. Разве что сам человек, целующий женщину, где-то с вами проговорил какие-то свои мотивы, цели, по которым вы увидели, что он на самом деле не преследует что-то чистое и хорошее, а преследует совсем другого характера действие. Вот если он прямо это проговорил, тогда ещё где-то можно вам будет со стороны узнать, что действия эти нечисты.
92. Хотя в то же время он не всегда может сказать правду. Он может просто поиграть, где-то выразив своим эгоизмом какие-то некрасивые вещи, хотя внутри у него было на тот момент замечательное, хорошее отношение. То есть тут разного рода могут таинства такие происходить, где со стороны вы не оцените эти действия.
93. И поэтому в данном случае всё определяется личным мотивом человека. И, конечно же, в зависимости от своей чистоты вы и начнёте делать соответствующий шаг здесь».
94. «У меня есть чувство к молодому человеку. Между нами тёплые дружеские отношения. Очень хочу его обнять и поцеловаться. Как мне правильно поступить: поцеловать его первой, спросить разрешения у него или ждать, когда он первый сделает шаг?»
95. «Дружить, дружить, продолжать дружить, знакомиться. И опять же не скажу, кто первый что должен сделать. Знакомьтесь больше. Ну а дальше может быть и со стороны женщины инициатива, может быть и со стороны мужчины инициатива.
96. Всё определяется характером вашим, какими-то качествами, которыми вы наделены. Ведь есть средь вас те, кто имеет больше способность проявлять инициативу, и те, кто меньше её имеет. Поэтому, если ждать в первую очередь первого шага со стороны того, кто меньше эти способности имеет, этого ждать можно очень долго. И чем дольше это затягивается, тем больше начнёт бояться тот, кто имеет эти меньшие способности, будет больше неуверен в этом случае.
97. Поэтому здесь уже смотрите по ситуации. Но не подходите к этому как-то категорично, предвзято, думая тем более (бывает расхожее такое положение), что девушка первая не должна делать тот или иной шаг. Это неверно. Говорить о своей гордости в этом случае девушка не должна. Это тоже неверно.
98. Долго воспитывали так человека, но на самом деле гордость – штука очень опасная. По мелочам собираете эту гордость – потом вам трудно становится по жизни с этой гордостью: не знаете, куда её сунуть. Она вам потом жить не даёт. Поэтому здесь не надо так подходить предвзято, из тех условностей исходя, которые у вас существовали до сих пор.
99. В этом случае (давайте опять повторим, подчеркнём) неважно, кто проявит инициативу. Она одинаково прекрасна может быть как с той, так и с другой стороны.
100. Единственное – может быть, не надо торопиться сразу проявить свои поцелуи и объятия. Просто дружите, знакомьтесь, общайтесь, трудитесь вместе. И однажды, конечно, вы можете уже дополнительно почувствовать какую-то горячую потребность обнять – пожалуйста, обняли. Увидится потребность поцеловать – пожалуйста, поцеловали.