Из встречи после слияния в Долине папоротников 11 августа.
2. «Виссарион, вот у меня такая ситуация… По своей импульсивности, я веду себя так, как чувствую. Но после моих поступков такое бывает!.. Насколько я должен обращать внимание на то, как ближние меня воспринимают? В одном случае я чувствую, что делаю это нормально, в другом случае – это какие-то нездоровые моменты. Насколько с моей стороны правильно сдержанно вести себя?»
3. «Насколько надо быть сдержанным? Процентов на семьдесят шесть, – улыбнулся Учитель. –
4. Ну, у тебя вопрос очень странный. Насколько в состоянии быть более чутким, настолько и надо стараться быть. Максимально более чутким. Нельзя сказать, что вот настолько-то ты чувствуй, а вот настолько – не обязательно чувствовать. Насколько в состоянии, ты максимально должен проявить свои качества положительные.
5. Но если сорвался, если где-то импульсивность ты оказался не в состоянии контролировать в себе, – ну ладно, произошло так произошло. Ну, сорвался другой, послушав тебя. Но это уже ему тоже задача – разбираться с собой. Главное, чтоб ты отдал все свои силы, чтоб держать себя в руках.
6. Учиться общаться насколько можно добро, насколько можно благожелательно, в стремлении понимать ближнего, разрешая ему делать ошибку. Но к себе будь построже, с себя учись спрашивать.
7. Если в принципе поступок твой не противоречит закону Истины, смело так поступай. Главное – смотри внимательно, что ты делаешь.
8. Потому что для одного громко кричать и ругаться – нормально (он сам вырос в такой среде). Для другого громко кричать и ругаться – уже ненормально, он скажет: «Ой-ой-ой, у меня что-то с ушами. Ты громко кричишь». Так тогда лучше всегда учиться разговаривать нормально, спокойно.
9. Поэтому в принципе… смотря что ты делаешь, насколько твой шаг нормален. И если в принципе он не противоречит Закону, то он нормальный. Тогда не смотри, как реагируют на твои шаги. В каком-то случае, конечно, можно пойти навстречу какой-то слабости человека. Но в основном не надо подстраиваться под окружающих. Главное, чтоб твои собственные шаги были правильные.
10. Да, вы, многие, узнали, как правильно поступить, но потом начинаете внезапно делать дополнительную оценку: «А не будет ли во вред ближнему, что я так сделаю по-доброму? А вдруг он воспользуется этими добрыми моими качествами и ему будет хуже?» И дополнительный такой контроль начинаете вводить в истину. И получается, там, где надо поступить по Истине, у вас находится аргумент так не делать.
11. Как будто бы вы беспокоитесь о ближнем. На самом деле – нет. Это просто ваш разум самостоятельно в этом случае находит наилучшее решение удовлетворить ваш собственный эгоизм. Но ему нужна формула благородная какая-то. Он же должен обмануть вас, ваш собственный эгоизм. И вы начинаете заниматься вот таким самообманом, создавая какие-то лозунги беспокойства о ближних, о человечестве, а делая совершенно неуместные шаги.
12. Поэтому здесь надо быть очень внимательными. Как можно больше надо учиться быть добрыми. Не смотрите, как это пойдёт во вред кому-то. Это уже мы с ним потом будем разбираться, почему он так воспользовался.
13. Но человек не сможет безнаказанно (пусть даже такой образ Я подскажу) пользоваться просто так добрыми делами другого человека. Не получится. Получится очень серьёзное смещение в его судьбе. Начнут накладываться какие-то нагромождения сложных обстоятельств, но они не позволят ему просто так пользоваться добрым поступком, не позволят. Для него будет возникать дальше очень важное поучительное обстоятельство, которое будет учить его правильно на это смотреть и аналогичное делать.
14. Поэтому не бойтесь этого явления. Смелее делайте доброе. А оно, в свою очередь, всё поставит на место.
15. Оно не сразу даёт необходимый, желанный плод. Когда, сделав доброе, вы хотите тут же увидеть, какой результат оно может принести, какой удивительный человек сразу стал рядом с вами после вашего доброго поступка, – нет, не сразу. Он начнёт присматриваться.
16. Сначала он воспользуется вашим добром как чем-то корыстным с вашей стороны (он будет это так преломлять). Потом будет видеть, что это, оказывается, у вас не временное явление, а постоянное. Оказывается, это вам присуще, а не просто вы притворяетесь. И он всё больше будет убеждаться, что это ваше существо и как это хорошо, оказывается, – быть таким человеком. Он будет чувствовать к вам уважение.
17. Но если он хочет уважения к себе, чтобы его так же любили, могли к нему так же хорошо относиться и воспринимать его, он увидит, что ему надо сделать точно так же, как делаете вы. Но нужно время.
18. И надо терпеливо творить, творить истину, не смотреть, как этим пользуются другие. Делайте свой добрый шаг и этим живите. А оно всё своё сделает.
19. Это такое важное искусство, где как раз вот эта сторона, связанная с тем, что плоды сразу не всегда увидишь, она-то и становится соблазном. В том смысле, что человек, сделав доброе дело, увидел, что нет реакции, которую он ожидал бы (кто ругался, тот как будто бы продолжает ругаться и ещё больше этим начинает пользоваться и ругаться), – и возникает соблазн не делать добрый поступок. Нет, надо делать его! Делать постоянно!
20. Тем более, вы делаете не для того, чтобы получить что-то в ответ. Это – форма вашей жизни. Поэтому вас не должно заботить, что вам дадут в ответ. Вы живёте добрым началом – так творите это добро! Как бы вам ни ответили, вас не должно это интересовать. Это – суть вашей жизни.
21. Бывают определённые исключения, где вы стремитесь встряхнуть ближнего. Образно говоря, заспался, заигрался где-то – и надо строго встряхнуть. Бывает, применить строгость требуется, обыграть каким-то образом. Но это пусть лучше дополнительно мы рассмотрим, в каком случае каким образом это можно сделать, допустимо это сделать.
22. Просто здесь будьте внимательны. Потому что обыгрывать друг друга, встряхивать друг друга – вы как будто бы живёте этим постоянно. Вам всегда хочется друг друга трясти. И здесь нужно максимально это убрать. И отдельные случаи отдельно оговорить.
23. Но быть осторожными в самостоятельном приложении усилий, очень осторожными. Лучше переспросите много раз у ближних, как бы они в этом случае поступили, если нет возможности вот так прямо задать вопрос.
24. Эти случаи строгости определённой, хитрости даже определённой возможны, если действительно эта хитрость может где-то немного подтолкнуть, помочь ближнему осознать что-то очень важное. Возможна какая-то шутка. Но это надо будет оговорить. Потому что это настолько тонкое явление, тут надо быть очень грамотным, чтобы не натворить глупостей и не последовать за собственным эгоизмом больше, чем за стремлением помочь ближнему».
25. «В своё время я развелась с мужем, была инициатором разрушения своей семьи. В то время я не видела другого выхода. Дети подросли, осталось это чувство вины, что я что-то недодала им. Оно мне мешает. Как освободиться от этого?»
26. «Когда человек чувствует, что он что-то где-то недодал, это должно стимулировать его ко всё большему творчеству, ко всё большему стремлению что-то дать из того, что раньше он не мог дать. Дать пусть не тем, кому недодал, но дать и другим, кто точно так же в этом может нуждаться.
27. Ощущение это необходимо. На нём не надо концентрироваться, на своём чувстве вины. Но какой-то уровень ощущений должен сохраняться определённый.
28. Просто это не тот случай, где Я мог бы сказать: сбросьте на десять единиц своё переживание – и тогда будет нормально. Это не ручка радиоприёмника, где мы можем покрутить и с одной волны перевести на какую-то другую волну.
29. Здесь можно упростить подсказку, хотя она в какой-то мере не совсем будет понятна: не концентрироваться особенно на своём чувстве вины. Если будешь на этом особенно концентрироваться, ты не сможешь радоваться, ты будешь постоянно переживать, и в гораздо более узком смысле переживать за окружающих. Это уже не будет просто переживание за окружающих, а только за своих детей. И это переживание твоё не поможет им.
30. Помогают друг другу не переживания друг о друге, а радость друг за друга, когда вы вдохновлённо желаете друг другу здоровья, а не сопереживаете о болезни. Когда сами сморщитесь и говорите: «Ой, как больно ему, как же ему тяжело!» – и непонятно, кому из вас тяжелей в этот момент, кто кому помогает.
31. Вы должны желать здоровья, но для этого надо излучать это здоровье. Поэтому, желая счастья, излучайте счастье. А иначе как вы его пожелаете другому?
32. То есть нужно хорошее проявление в жизни вашей личности, вашего существа, и тогда это хорошее проявление действительно сможет помогать ближним. Поэтому радуйтесь больше.
33. Ну, а где-то чувство грустинки, сожаления есть – так стремитесь не повторять эту ошибку, стремитесь десятикратно перекрыть её добрыми делами.
34. Если нет возможности, как в данном случае, где-то детям что-то добавить… ты видишь: детей вокруг полно, очень много – отдавай им это же самое, и в ещё большем объёме. Вот это и есть необходимое правильное отношение к этому.
35. А так концентрироваться не надо. Это будет очень опасно. Хотя эгоизму где-то этого очень хочется.
36. Если вы болеете, эгоизм ваш захочет, чтобы кто-то сопереживал вам, чтоб он тоже болел рядом. Иначе будет зависть возникать. Но тут-то надо быть внимательным: это эгоизму захочется так. Но это будет неправильно, если вы на это пойдёте».
37. «Благоприятно ли верующим заниматься изучением управления энергиями?»
38. «Какими энергиями?»
39. «Ну, материальными, наверно».
40. «Они разные. Смотря какими энергиями. Маг учится какими-то энергиями стаканы двигать… Какие энергии?»
41. «Практика цигун».
42. «Укрепление здоровья, уравновешивание сил внутри энергийных – вот такое возможно, конечно. Такое возможно.
43. Но, вообще, важно, когда вы душевно сможете быть уравновешенны, когда у вас действительно наступит хорошее, радостное отношение к окружающему миру. Это самое первое, что должно быть.
44. И только если оно начнёт выстраиваться, вот это мирное, хорошее отношение к окружающему миру, эти энергии сами начинают балансироваться внутри, выстраиваться в равновесии. Потому что это – естество человека.
45. Можно грубо провести сразу параллель с животным: животному не требуется специально садиться, дышать как-то, изгибаться в какую-то позу, чтоб у него наладилась энергия. Нет. Он просто живёт, и энергия сама функционирует нормально.
46. Так у человека тот же самый организм, та же самая природа. И единственное – он выбился из всего этого, эмоционально неправильно реагируя на окружающую реальность. Всё. И у него сломалась эта система внутри, нарушилась, теплообмен и прочее, прочее.
47. И, конечно же, прежде сейчас нужно выправиться духом. Если всё внимание на практику, дух не выправляется. Ну, тогда это как резину растягиваешь, а она длиннее не стала (это явление, которое держишь в руках). Она коротенькая, но ты её пробуешь растянуть. Но она однажды оторвётся и стрельнет очень здорово под глаз.
48. Лучше, конечно, прежде менять себя. А дополнительно – пожалуйста. Можно всё, что связано с укреплением здоровья. Пожалуйста, пробуйте.
49. Но главное – дух. Без него нет смысла выправлять это всё.
50. Пусть лучше стрельнет пораньше вам по здоровью. Вы тогда, по крайней мере, заболев, быстро проанализируйте, что вы делаете неправильно.
51. А так… поддерживаете, вроде бы и боли никакой как будто бы нет, а в душе продолжают делаться ошибки. И это может быть очень опасным, потому что время растягивается, а вы не решаете главные проблемы.
52. Ибо в этом случае болезнь – это как звоночек. Говорит, что вы куда-то отклонились уже далеко от нормы. А вы пытаетесь звонок убрать. И тогда вот отсюда и надо посмотреть: получается, вы начинаете в себе сохранять какую-то опасность уже для своего внутреннего мира.
53. Поэтому болезней не надо бояться. Их просто надо уметь проанализировать вовремя, просмотреть, что до этого как-то неправильно делалось, и быстро включаться в изменение этих неприятностей, которые из вас вышли где-то».