Петропавловка. 28 июня. Общая встреча с Учителем у Дома Благословения началась с вопросов к Нему.
2. «Как справиться с негодованием, агрессией на насекомых, возникающих от их многочисленных укусов, если они мешают даже войти в молитву, в слияние, не дают ни спать, ни работать в огороде и в лесу?»
3. «Нет такой подсказки, чтобы надавить на кнопочку и агрессии не стало. Вы никогда не ищите ответ, как справиться с какими-то негативными переживаниями внутри. Вы не найдёте такого ответа, его не существует.
4. Негативные переживания связаны с вашим внутренним миром, с какими-то специфическими качествами чувственного мира, сложного чувственного мира, где очень много лишнего. И это лишнее вы будете убирать годами.
5. Приезжая сюда, соприкасаясь с Последним Заветом в полной мере, вы сейчас начинаете ходить в Школу, которая будет изменять вас много лет. И не надо ожидать сейчас вам быстрых побед, вы их не сделаете.
6. Вы не должны концентрироваться на результате, это одна из наиболее важных ваших ошибок. Внимательность свою вы проявляете прежде к результатам, и если результат вас не удовлетворяет, то есть не соответствует каким-то вашим внутренним требованиям, у вас начинается сильное расстройство, неуместное переживание. Это большая ваша ошибка.
7. Вы всё время тяготеете прельститься плодами рук своих, а вам нужно научиться любоваться процессом. Вы живёте, вы видите массу трудностей, вы видите массу задач, которые нужно исполнить, нужно оказать помощь в одном месте и в другом… и нужно суметь любоваться процессом исполнения этих задач.
8. Как бы трудно ни было, вы должны научиться радоваться тому, что вы можете хоть как-то участвовать в каком-то процессе, помогая кому-то.
9. Вы должны уметь радоваться также процессам победы над собой, процессам, а не ждать: «Ну когда же это исчезнет внутри? Да сколько же можно этому быть внутри?» Это неправильно. Вы должны любоваться процессом. Вы стараетесь, вы прилагаете усилия, это так здорово.
10. И вот это простое надо уметь видеть прежде. А когда получится? Получится тогда, когда нужно, когда действительно созрело. Но не торопите эти плоды, не подгоняйте их.
11. Такое стремление подогнать их быстрее к созреванию никак не приведёт. Если будете упорно трясти дерево с плодами, плоды зелёными оторвутся, они не успеют поспеть.
12. Чтобы изменить чувственный мир, надо решить очень много задач. А каждым днём вы затрагиваете какую-то маленькую часть чего-то очень большого, и пока большое не изменится так, как требуется, явных изменений вы не увидите.
13. Поэтому чем больше внутри это скрывающееся большое, тем больше сторон вам нужно будет тронуть, и неоднократно. И постепенно победа придёт.
14. Но если вы будете сразу смотреть на древо таким образом, когда вы прежде ищете плоды, вы не вырастите нужных плодов. Вы измучаетесь от того, что почему-то никак их не можете увидеть. Вы изведётесь, думая, что вы недостойное древо, потому что никак почему-то не растут плоды.
15. И вот так вы каждый день дёргаете это деревце. Оно ещё маленькое внутри у вас растёт, но вы его трясёте порой очень судорожно, как будто бы пытаясь плод вытряхнуть: «Ну когда же появится плод? Сколько ж можно ждать?»
16. Но одно дело – если б вы знали, что уже на таком дереве должны быть плоды, а другое дело – вы выращиваете дерево, которого никогда не видели, вы даже не знаете, какие плоды должны на нём вырасти.
17. Почему же вы это маленькое деревце трясёте так сильно? Ему надо дать расти дальше. Не надо бояться, всё вырастет в срок; не надо пугаться, что, если не вырастет, вы погибнете. Успеет вырасти, если вы стараетесь это вырастить достойно. И даже если вы как будто бы не увидите плоды, вы не погибнете, всё будет замечательно.
18. Надо учиться быть хорошими садоводами, чтобы внутри себя вырастить удивительный сад.
19. Но для этого многие ориентиры надо поменять вам. Вам надо научиться видеть главное прежде. А главное часто скрывается за яркими второстепенными деталями, малозначительными деталями, которые, ещё раз повторюсь, могут быть очень яркими.
20. Но вам надо не потерять главное. Когда вы всматриваетесь в окно, а за окном замечательный пейзаж, красивая природа, хорошо ли вы сможете рассмотреть эту природу, если прежде внимательно рассматриваете переплёт окна?
21. Попробуйте поэкспериментировать: когда переплёт окна вы видите чётко, в это самое время пейзаж за окном видится как-то смутно, расплывчато. Что-то вроде бы есть, но никаких чётких очертаний, почти ничего не видно.
22. Вот так вы и смотрите на мир, вот так вы смотрите друг на друга. Вы не видите главного. Вы смотрите на какие-то внешние, настолько неуместные, второстепенные детали. Но они почему-то вас очень привлекают, вас это почему-то очень интересует.
23. Вы думаете, что внешнего вида ближнего достаточно будет, чтобы узнать его внутренний мир; того, как он одевается, уже достаточно, чтобы понять, что у него внутри; того, какое он дело делает, уже достаточно, чтобы ознакомиться с его богатством внутренним; от того, как он разговаривает, как будто бы уже вам всё ясно.
24. И получается, что кто-то смотрит: вот идёт мимо костюм, на костюме шляпа такая замечательная и дорогостоящая… а вот едет костюм в машине… а вот тут платье (ну надо же, прошло платье какое! смотрите, какая ткань!), там туфли идут…
25. И вот так вы видите друг друга… А человека нет. Там идёт кто-то лохматый, волосы какие-то скрученные… И очень много можно назвать второстепенных деталей, которые на самом деле к человеку относятся постольку-поскольку. Они к нему прилеплены, где-то надеты на него, но они не человек.
26. Человек – это глаза, в глазах душа видна. Уметь присмотреться к главному очень важно. Увидеть это главное друг в друге очень важно, а пока вы прельщаетесь совершенно неуместными ценностями.
27. Стоит приехать кому-то, у кого больше кошелёк, и вас почему-то внезапно начинает интересовать этот человек: «Какой он интересный!» Вы чаще посещаете его дом, у вас много появляется интересных замыслов. И это, к сожалению, приходится наблюдать среди тех, кто как будто бы между мамоной и Богом выбрал Бога.
28. Присмотритесь к этим простым, очень-очень важным подсказкам. В них вы должны найти истину.
29. А то, вот так присматриваясь к второстепенным деталям, вы ведь не только друг друга не можете увидеть нормально – вы Учителя не можете увидеть. Вы на Меня накладываете столько разных условностей, чтобы Я вёл себя так или так-то, чтобы Я ни в коем случае не делал ни то, ни другое.
30. И если Я что-то как будто бы не делаю так, как вам бы хотелось это видеть, вы сразу склонны подумать: «Да, Он, наверное, не Истина. Мы, наверное, ошиблись».
31. Вы Мне не даёте учить вас. Потому что, если Я посчитаю нужным что-то сделать для вас, это может напугать вас в какой-то мере, может смутить. И Я это вижу.
32. Вы очень склонны тут же отвернуться. Определённые яркие примеры встречаются на Моём пути. Общаясь с вами, Я это замечаю.
33. Я на прошлой встрече говорил вам, что сейчас мы будем чередовать наши встречи. Будут какие-то Мои отдельные беседы индивидуальные, и через них Я буду видеть, что ещё вам сказать, даже если вы не спрашиваете на общих встречах. Потому что в индивидуальных встречах проявляется то, что в каждом из вас есть в какой-то мере.
34. Ибо этим внутренним миром вы мало отличаетесь друг от друга. Проявляется разная степень силы каких-то привязанностей, но по сути мало отличается.
35. И Я встречался с обстоятельствами, где как будто бы кто-то пробует говорить Мне, что он верующий, он не отвернётся от Меня, но, как только Я его загнал в угол, трогая его эгоизм, который он пробует выставить вперёд себя, между собой и Мной, он здорово смутился и обиделся на Меня. Хотя тут же перед этим, за несколько минут, он очень уверенно пробовал сказать, что Мне верит и ни в коем случае не отвернётся от Меня.
36. А есть простые вещи, которые легко могут показать вам, а на самом ли деле вы выбрали истинный Путь.
37. Потому не торопитесь смущаться, когда кто-то здорово вас задевает. Вы внимательно присмотритесь: а вы действительно верующий? Вы действительно ли устремились посвятить жизнь свою постижению священной веры?
38. Тогда почему же вы так много обращаете внимания на то, как к вам относится ближний? Почему вы так много внимания уделяете тому, насколько вас не любят? Почему вас не замечают, почему вам грубят, почему вас гонят… Почему вас это интересует?
39. Вас прежде должно интересовать, а что вы делаете в отношении ближнего, как вы живёте с теми, кто окружает вас, как вы стремитесь служить им. Ведь в этом будет заключена ваша вера прежде. В этом вы будете видеть прежде Учителя и стремиться исполнить то, что Он вам говорит.
40. А если эти главные ценности не видеть, всё превращается в то, что выражается поговоркой мастеров искусств, когда они говорят простую фразу: «Весь мир – театр». И вот вы просто играете какие-то роли. А роль – это усилие, где надо притвориться кем-то.
41. Посмотрите простую суть этой фразы – «играть роль». Может быть, тот, кто считался мастером искусств и высказывал такую речь, что-то иное подразумевал. Я бы хотел, чтобы вы именно так внимательно посмотрели на эту фразу.
42. Роль сыграть – это значит притвориться. Если вы играете какую-то роль, так подо что вы притворяетесь? Какими вы хотите выглядеть? Что вы выбираете в этой жизни, какие ценности вам на самом деле дороги и какую роль бы вам хотелось играть всегда? Или вам хотелось бы временно играть ту или иную роль?
43. Посмотрите внимательно на те мотивы, которыми вы всегда руководствуетесь, но, может быть, порой боитесь в этом признаться. Смелее взгляните на то, что внутри у вас проявляется, раскрывается. Если вы заботитесь больше о том, как вы выглядите и что о вас могут сказать ближние, то, конечно, вы играете не те роли.
44. Конечно, пожелать быть верующим не значит стать им сразу. И в какой-то мере это тоже будет похоже на то, что вы играете роль верующих. Но это, наверное, одна из тех ролей, которые всё-таки допустимы для человека и с которыми он может сживаться навечно.
45. Ибо сначала это будет роль, потом это станет его сутью и не нужно будет ему отказываться от такой роли. Это станет его сутью, и он начнёт жить замечательно, он будет счастливым.
46. Но для этого сначала надо научиться стараться делать то, что никак не получается, надо научиться делать выбор среди каких-то очень блестящих предложений, возникающих в вашем сознании, и каким-то очень неубедительным внутренним голосом.
47. Когда вы делаете какой-то выбор, обратите внимание – вам предлагается чаша весов, где на одной чаше очень знакомые, очень яркие предметы (какие-то очень, на первый взгляд, убедительные доводы), на другой чаше весов — очень слабый, неубедительный голос, идущий изнутри. Он совершенно неубедительный – вот в чём трудность.
48. А соблазн такой громкий, он кричит в ухо, чуть ли не сбивая вас с ног. И тут для вас выбор становится очень непростой. Что же вы выберете прежде? Сумеете ли услышать это неубедительное изнутри? Оно тихо-тихо звучит, оно не навязывает, оно не стремится доказать, оно просто чуть-чуть подсказывает.
49. И не смутиться, суметь удержаться за это главное будет величайшей ценностью. Тогда вы сможете достойно идти вперёд, тогда вы действительно сможете победить, вы по-настоящему прославите Бога на Земле так, как это требуется. Всё будет замечательно.
50. Но пока… пока выбор непростой, и Школа у вас очень сложная. Вам надо научиться доверять друг другу правильно. Вы должны внутренне разрешить другим учить вас, потому что ближний, проявляя какую-то слабость, вас учит. Проявляя какую-то грубость, он вас спасает. И вы должны это уметь так увидеть – именно спасает.
51. И вам надо обязательно остановиться и не выпустить в ответ какую-то тираду негодования, каких-то слов, которые не должны срываться с уст устремлённого постигать Божье. Крепитесь, умейте терпеть.
52. Умейте признать прежде малость, о чём мы раньше не раз говорили. Ведь если кто-то вас ругает, тем самым он показывает, что вы что-то не умеете. И в ответ сорваться у вас может негодование только потому, что вы не хотите признать того, что вы что-то, может быть, не умеете.
53. Вы очень боитесь признать неумение. Поэтому у вас, если этот страх действительно существует, будет неизбежно проявляться агрессивная потребность доказать своё умение. И это будет очень агрессивно, вы будете грубо в этом случае проявлять себя, доказывать что-то ближнему, очень негодовать на то, что он вам пытается сказать.
54. Учитесь видеть Учителя. Вы Учителя должны увидеть в каждом, с кем вы встречаетесь.
55. Но если, тем более, вы встречаетесь с Учителем непосредственно, уж тут присмотритесь, как вы ведёте себя, как вы пробуете что-то спросить.
56. И действительно ли вы хотите услышать то, что Я бы хотел вам сказать? А то вы начинаете сразу кривляться, пытаться оправдываться, говорить: «Да нет, да я вот то…» – и ищете какую-то глупость, и пытаетесь Мне это рассказывать.
57. Раньше Я на это часто смотрел, теперь у Меня возникает всё большее желание останавливать вас и говорить прямо вам некоторые вещи. Я бы хотел увидеть с вашей стороны вашу веру, а не то, что вы можете тут же подскочить, и уйти, и сказать: «Ну всё, мне тут не место. Учитель так ко мне относится!», и всякую ерунду собирать в своей голове.
58. Оказывается, у вас вера своеобразная, но Я по-прежнему надеюсь и жду, что вы всё-таки сумеете оценить те уроки, которые вам обильно предоставляются каждый день, пусть не непосредственно из Моих уст, но от ближних.
59. И надо в них увидеть то, что хотел бы подсказать вам Учитель, то, что хотел подсказать вам Отец.
60. Ближние должны вас учить. Как же тогда вы увидите недостающее? Ведь вам нужно увидеть себя глазами ближних, как бы посмотреть на себя со стороны. Это немаловажно. Изнутри себя очень сложно увидеть, со стороны больше открывается разных деталей.
61. И вам надо научиться относиться к этому очень мудро. Если будете к этому хорошо относиться, у вас будет замечательное состояние, вы не будете столь перегружены эмоционально, как перегружены сейчас.
62. Тем более на прошлой встрече Я уже сказал причину, которая ведёт к перегруженности. Вы многое узнали из Последнего Завета о том, как должен вести себя ближний. Вы как будто бы оттуда тоже узнали, как вы должны себя вести, но это остаётся за кадром.
63. Вы как будто бы поняли, сказав так: «Мне понятно», но внимательно смотрите, а делает ли ближний по Истине, и очень придирчивы, и устали, измотались уже.
64. Вы подходите не к тому дереву, которое вы должны вырастить, а к дереву другого садовника и его начинаете трясти: «Ну когда же тут будут плоды? Вы почему плоды не даёте?»
65. И если действительно вы сможете на себя вот так со стороны посмотреть, применив правильно образы, вы улыбнётесь, скажете: «Ну какие же мы ещё глупые». Посмотрите на это правильно, не впадайте в смущение.
66. Вы должны правильно понять, что действительно пока ещё многое не умеете. А если уж будете подходить к этому пониманию, умейте правильно и контролировать свои действия. Не требуйте от ближних ничего.
67. Ведь на самом деле, когда вы общаетесь друг с другом, составляете ли вместе семью, вы должны друг другу разрешить всё что угодно.
68. Когда вы пробуете подойти и переспрашивать Меня что-то о семейных взаимоотношениях, о том, как правильно будет повести себя в отношении каких-то действий ближнего в семейных взаимоотношениях, то, конечно же, мы можем детали какие-то посмотреть.
69. Но если упростить всё, очень просто сказать о вашем правильном поведении, то вы должны разрешить вообще всё. Всё, что сочтёт ближний нужным! Эта готовность вот так разрешить ему всё должна быть проявлена с вашей стороны очень хорошо.
70. Я, конечно же, не включаю сюда действия, несущие какое-то сильное разрушение, какие-то трагические последствия. Потому что, если тут вы увидите нужность кому-то помочь, когда ближний может проявить агрессивные действия, то вы должны вмешаться и остановить агрессивные проявления.
71. Я говорю о вашем внутреннем разрешении. Вы не должны торопиться выразить сильнейшее негодование в отношении этого человека. Он такой, и вам надо с этим согласиться. Он просто такой, он многое ещё пока не может правильно сделать, ему не хватает сил.
72. Поэтому не надо негодовать. Вы можете выразить строгость, останавливая его, но его не ругайте. Он не заслуживает того, чтобы вы его поругали.
73. Да в общем-то вы и права не имеете никого ругать, потому что тут вы можете легко ошибиться и не сможете сделать правильную оценку, пока ещё по крайней мере.
74. Осуждение срывается очень легко. Будьте внимательны к тому, как вы воспринимаете друг друга. Этому учиться очень важно. Это большая-большая и очень непростая школа.
75. Вы все хотите, чтобы вас очень хорошо воспринимали, но вы других не воспринимаете, соответственно, правильно, а ждёте, чтобы прежде воспринимали вас.
76. И так ждёт каждый, ждут все. А первыми никто не может решиться служить ближним, не задаваясь вопросом, а будут ли ближние служить вам. Это не должно вас интересовать.
77. Если есть те, кому можно послужить, ну так будьте счастливы: у вас есть возможность реализовываться как верующему. А какая разница, будет ли он в ответ отвечать, не будет?
78. Хотя, конечно, определённая разница есть: приятно, когда вы имеете и ответные хорошие побуждения. Но если их нет, это не горе.
79. У вас уже есть возможность служить кому-то. Так помогайте, умейте это проявить. Будьте терпеливыми к действиям друг друга. Вот это крайне важно понимать, крайне важно.
80. Есть Писание, вы прежде смотрите на то, что вы должны сделать, именно вы, а не то, что должен сделать ближний.
81. Если ближний спросит: «Как вы думаете, а как бы правильно было себя повести? Что-то никак не уразумею»,– тогда вы, вспоминая, что вы знаете из Писания, начнёте подсказывать, объясняя что-то.
82. Но не торопитесь прежде поучать. Терпите. Терпите всё, что может сделать ближний, если это не касается каких-то явно трагических последствий, где можно было бы что-то остановить (там вы попробуйте проявить твёрдость и попробуйте остановить).
83. Но во многом, с чем вы соприкасаетесь, вы больше пыхтите эмоционально, ибо внутренний мир у вас не склонен нести сильные разрушения, вы имеете очень маленькую склонность и способность физически проявить какие-то разрушительные действия. То есть ваши качества уже несут определённый на себе отпечаток опыта, который вы приобрели.
84. Поэтому, когда Я говорю вам: «Терпите», это вовсе не означает терпеть какие-то безумства, которые может кто-то проявить. И где действительно было бы порой неуместно стоять в ожидании, когда это безумство проявится; где вполне может быть проявлено и какое-то дополнительное усилие, останавливающее именно это безумство.
85. Но во многом то, на что вы способны в проявлениях своих в отношении друг друга, даже в трудный момент, конечно, надо уметь терпеть, просто терпеть. Относиться к ближнему бережно, не осуждая, не критикуя ни в коем случае. Вот этому надо учиться. Без этого верующему состояться нельзя, это невозможно. С этого прежде нужно начинать.
86. И вот так вы сможете подняться над своими страхами, над страхами о том, а не будет ли пользоваться ближний, который как будто бы верующим считается, вашим терпением во вредном смысле для себя. Не задавайтесь таким вопросом.
87. На самом деле вы не заботитесь о нём, вы просто ищете лазейку, где вам кажется уже неуместным терпеть, надо бы и поругать как будто бы. А вдруг это ему вредно будет, если он вас ругает, а вы молчите? У вас эта мысль легко может внутри возникнуть: «Не будет ли это для него вредно? Не создаю ли я для него соблазн, что молчу и подставляю вторую щёку?»
88. Хотя есть подсказка прямая: «Ударили по одной щеке – не отворачивайте вторую». Простая подсказка, без оговорок, что присмотритесь внимательно: если вы видите, что ему это вредно будет, не подставляйте щёку.
89. Вы живёте по шаблону, который выработался в мире. А в мире выработалась определённая особенность: кто-то создаёт закон, все остальные ищут пути, как этот закон обойти.
90. И где в число остальных можно включить и тех, кто создаёт эти законы. Они создают, а потом думают, не слишком ли строгие создали, и тоже ищут пути обхождения.
91. И вот эта таинственная внутренняя потребность обходить неудобные законы существует, действует. Вот тут будьте бдительны, будьте внимательны.
92. Из того, что Я создаю, Я не успеваю ещё пока проговорить вам всё необходимое. Не только не успеваю, но есть ещё и другие факторы. Проходя шаг за шагом всё дальше, вы дозреваете до познания чего-то большего, и будут наступать моменты, когда что-то большее нужно будет открыть.
93. Но за какой-то один период краткий выразить всё сложно. Поэтому, если вы попытаетесь проскользнуть мимо каких-то жёстких правил, может быть, не так будет вредно для вас, а где-то, конечно, будет очень вредным.
94. Как Я уже вам раньше говорил, есть законы вечные, а есть подсказки, несущие временный характер. Они как ориентир, выводящий вас на прямую дорогу. А прямая дорога состоит из законов Вечности.
95. Но, так как вы разбрелись от этой дороги в разные стороны, на разные расстояния, Мне порой требуется ставить вам дополнительные ориентиры, позволяющие вам выйти к дороге. Эти ориентиры временные.
96. Но тут же Я проговариваю вам это для того, чтобы вы были внимательны к оценкам того, что Я для вас ставлю. Вы не сможете правильно оценить, что Я вам подсказываю: несёт ли это Закон Вечности в себе (Вечность ли в себе заключает тот или иной закон), либо это ориентир вот такого временного характера.
97. И дополнительно сразу подсказываю: не беритесь это сразу как-то обыграть, если внутри возникнет домысел, что это, возможно, временный ориентир. Не торопитесь. Вот тут вы ошибиться можете очень сильно.
98. Если мы что-то оговариваем как благоприятное, надо обязательно постараться так сделать.
99. Пусть Я порой не утверждаю это как закон категорично, но, даже если просто говорю мягко: «Вот так было бы лучше», старайтесь сделать именно так.
100. Не ищите других путей, думая, что, может быть, есть что-то удобнее, лучше. Удобнее, конечно, может где-то это выглядеть, но в нужном смысле лучше это не будет, в правильном смысле. А удобнее будет, конечно. Это будет связано только с эгоизмом. Для эгоизма это будет удобно.