Повествование от Вадима

Часть 12

Глава 12

Встреча Учителя с молодёжью в Петропавловке 22 апреля.

2. «Ну, давайте начнём нашу встречу. Слушаю ваши вопросы, и, насколько возможно, будем пробовать раскрывать темы, которые вас сегодня интересуют. Давайте…»

3. «Учитель, первый вопрос мы хотели бы задать чисто организационный. Вчера в Тюхтятах мы собирались и подготовили вопросы, которые сумели обсудить, как-то порыхлить. Мы могли бы сейчас их зачитывать. Сегодня дали дополнительные вопросы, всего вопросов около тридцати. Я могу просто их передать, и Ты сам бы выбрал, какие…»

4. «Нет, здесь читать Мне будет сложно, молча читать и выбирать. Нет, тогда уж спрашивайте».

5. «Учитель! Мне восемнадцать лет. Я заканчиваю школу, никуда не поступила учиться. Живу с мамой. Мама целыми днями занята мастерством, поэтому работу по дому в основном выполняю я. Я также работаю и помогаю в гончарной мастерской. Мама часто говорит, что очень мною довольна и что без меня ей было бы сложно, но между тем она иногда упрекает меня в том, что я не занимаюсь чем-то серьёзным, что сама не зарабатываю и не обеспечиваю себя. В гончарке я зарабатывать не могу, так как мастерская принадлежит единой Семье, а я в неё не вхожу. В гончарку хожу просто по своему желанию. Но когда меня мама так упрекает, то меня это очень задевает и мне хочется всё бросить и уехать в город, пойти учиться, работать. Как быть в такой ситуации?»

6. «Самое главное мастерство – это, конечно же, умение не зажигаться от упрёков, которые к вам могут быть направлены.

7. Если вы не научитесь справляться с собой, то, куда бы вы ни поехали, у вас на жизненном пути обязательно будут складываться обстоятельства, серьёзно ударяющие по вашему чувственному миру. И чем более неуравновешенные реакции возникают в обстоятельствах, то есть трудно контролируемые, тем более непростые у вас начнут складываться испытания в жизни.

8. В жизни людей бывают такие вот таинства… С одной стороны, вы можете попадать в испытания, связанные с людьми, не всегда единомышленниками являющимися вам (то есть когда вокруг вас эти испытания создаются человеком или группой людей, не устремлённых сделать правильный шаг, не имеющих такую особую устремлённость делать как можно точнее, правильней по Истине). Либо, с другой стороны, вы попадаете в испытания в другой среде, где вместе с вами есть единомышленники, и в силу своих слабостей они тоже создают вам испытания. Вот это две разные воспитательные среды, которые возникают в человеческом обществе сейчас на данный момент. Они могут создавать и свои плюсы, и свои минусы; их имеет и та, и другая сторона.

9. Если вы собираетесь среди единомышленников, тоже устремлённых постигать Путь Истины, то, создавая вам испытания, они в то же время являются теми, с кем вы имеете возможность обсуждать характер каких-то ошибок. Как бы горячи ни были эти обстоятельства, всё-таки по мере их успокоения у вас есть возможность пообсуждать некоторые моменты и уяснить характер ошибок и дальше совместно попытаться сделать как можно правильней. Эти люди имеют больше заинтересованность учиться быть терпеливыми.

10. Обычно этому не торопятся учиться. Терпят обычно в силу неизбежности, когда видят, что по-другому невозможно что-то изменить, что ты вынужден терпеть. Не будешь терпеть – тебя выгонят. Не будешь терпеть – тебе просто, грубо говоря, надают по какому-нибудь месту, и будет очень больно и нехорошо. А надавать могут здорово. Хорошо ещё, если голова потом целой останется и работать будет нормально.

11. Мир живёт по суровым законам. Пока вы не втянулись в эти взаимоотношения, вам может легко показаться, что всё элементарно просто. Нет, там очень непросто. Законы мира стали проявляться очень жёстко и достаточно сурово.

12. Вы сейчас формируетесь в этой среде, здесь, на этих землях, где, конечно же, очень многое неудачно ещё пока исполняется, взаимоотношения не складываются пока так, как хотелось бы. Но эта среда более мягкая. Со своими накладками, но, как бы трудно что-то ни произошло, вас могут простить.

13. Вот эта способность простить, она в мире, где всё больше преобладают материальные ценности в устремлениях человека, начинает стираться. Просто стирается понимание, что такое «простить». Может успокоиться кто-то, если долг ему вернут. Если не вернут, то это уже становится большой неприятностью, она начинает растягиваться во времени, может тянуться всю жизнь.

14. Конечно, если вы, обидевшись на своих родителей, на ближних, сказав: «Ну почему вы нам не даёте то, что мы хотим?», только на одной примитивной обиде устремитесь в мир, можно будет сказать: «Хорошо, конечно, езжайте, попробуйте». Но Я бы вам не советовал. С тем взглядом, который вы здесь имеете, вас там могут ждать только большие неприятности, очень большие. За те требования, которые вы безнаказанно можете здесь проявить, там вас накажут, и очень серьёзно. Отобьют очень быстро желание предъявлять требования и претензии.

15. Здесь (опять же повторюсь) хоть и проявляются многие неумения в ваших ближних, в ваших родителях, они всё-таки приехали сюда постигать Истину, и они больше склонны к какому-то терпению. Они, по крайней мере, понимают, что этому надо учиться здесь. Может быть, не хватает терпения. Чаще, может быть, где-то срываются. Предъявляют тоже какие-то капризы, претензии, которые связаны с их слабостями. Но тем не менее это условия очень-очень мягкие. Это как барокамера, которая, вообще-то, на самом деле охраняет вас от многих-многих тяжелейших обстоятельств.

16. Почему, вы думаете, так быстро растёт в мире число беспризорных? Их больше, чем было после войны, когда шло массовое уничтожение взрослого населения. А сейчас при живых родителях огромное количество бездомных детей, которые не желают вернуться домой. У них есть родители, но они не хотят туда возвращаться.

17. Суровые условия жизни начинают формироваться, и многие к этому не готовы. Потому что тут действительно требуется несколько поколений, чтоб постепенно принять новую форму мышления человеку в условиях рыночной экономики. Это совсем другое мышление должно быть у человека. В мире бизнеса в Европе, Америке, других странах это мышление уже формируется веками. У вас нет такого мышления. Они претерпели уже многие изменения непростые, и выработался какой-то определённый взгляд, характерный для этого общества.

18. И, конечно же, это свой мир, свой взгляд на жизнь, где, вообще-то, на самом деле почти отсутствует способность воображать, фантазировать. Потому что бизнес не предполагает воображение. Он предполагает чёткое, конкретное мышление, способность считать цифры, видеть выгоду. То есть это определённое характерное качество, где человек, который слушает вас, может ничего не понять, если вы пытаетесь применить образы.

19. Однажды, когда Я проезжал по дорогам Америки, Меня немножко удивило, когда Я употребил в одной из бесед образ «сосуд наполненный» и человек искренне спросил: «Что это такое? Как это понять? У меня в голове нет соответствующих понятий». Хотя это человек трезво мыслящий, хороший. Понять человеку, как применить образ «сосуд наполненный», – это сложно. Что такое? Как – «сосуд наполненный»?.. У него вот это элементарное понятие никак не может сопоставиться.

20. И поэтому, когда мы заводим разговор о том, как Писание, Слово распространить, Весть донести, есть простое предложение: Последний Завет переложить в комиксы. То есть чтоб были картинки с небольшими надписями. Вот это читается. Если просто Книга большая, много написано – это не читается. Нет на это времени, и вообще интереса нет читать какие-то большие тексты. А вот картинки с надписями – это читается. То есть так вот Весть можно донести.

21. В какой-то мере сейчас Россия, включаясь в эту гонку развития рыночной экономики, начинает ломать форму мышления человека. И возникает масса неурядиц, накладок в этом случае. Человек учится по-другому мыслить, а у него выработалось совсем другое отношение к жизни до этого. И, конечно же, это сейчас по-своему несёт много интересных таких, непростых обстоятельств.

22. Когда широко вы не сталкиваетесь с разного рода явлениями в этом обществе, вам сейчас будет сложно сделать правильную оценку того, чего бы вы хотели на самом деле. То есть ваши пожелания, умозаключения, которые сейчас способны возникнуть внутри вас, на самом деле оценить вам будет очень сложно правильно. Вы не имеете способности дать им правильную оценку. У вас будет это настолько далеко от Истины, от реальности, что вы даже не представляете, как вы оторваны от реальности.

23. Все ваши пожелания сейчас выглядят, конечно, мягко говоря, очень наивными. В этом случае, конечно, опять же можно сказать: «Ну, пробуйте реализовывать, ибо на ошибках только вы учиться, как правило, можете». Но с другой стороны, если вы всё-таки учитесь постигать Истину и в какой-то мере уже дорожите в своём сердце этой Истиной, то, конечно же, будьте внимательны сейчас с тем, что внутри у вас происходит.

24. Вы проходите уроки очень важные, очень важные. И где благоденствие построить в обществе возможно только в одном случае – когда вы по-настоящему сможете правильно воспринимать друг друга. Быть мастером, конечно же, очень важно, но самым важным будет являться умение ваше терпеливо воспринять друг друга, терпеливо воспринять своих родителей. Не дистанцироваться от них, ибо в этой дистанцированности вы часто возносите себя над ними, думаете, что они более несообразительны в какой-то области. Да, в какой-то области – да. Но в другой какой-то области они более мудры. И вот этот контакт друг с другом найти вам очень важно. Научиться многое терпеть очень важно.

25. То, что будет на вас направлено в качестве давления со стороны родителей, часто можно, конечно же, рассмотреть, как ошибочное с их стороны действие, потому что многое они не умеют. Но с другой стороны, это давление не случайное. Оно вскрывает в вас то, чего вам очень не хватает.

26. А вы мало имеете способности терпеть. Быстро можете зажигаться, быстро приходить к выводу, что вас недопоняли, вам не дали то, что, казалось бы, нужно вам дать. Но это будет очень большая ошибка.

27. Такое мнение, что его недопонимают, ему недодают, человек, неправильно воспринимая реальность, проносит в течение всей своей жизни.

28. То есть это сейчас вам кажется, что вас не понимают, в детстве. Потом, если вы не измените свой взгляд на окружающую реальность, у вас то же самое мнение останется на завтра, на послезавтра, после года, через десять лет, через пятьдесят лет у вас будет сохраняться ощущение, что вас не понимают, вам недодают. И вот вы постоянно среди своих ближних чувствуете себя чужим, вы чувствуете себя одиноким. Но делаете одиноким вы себя сами.

29. Поэтому можно иметь, конечно же, большое общество (сюда много людей приехало), но научиться жить друг с другом – у них большая проблема. Им это сделать очень трудно. И они с этим столкнулись и начинают понимать, что, оказывается, они очень слабы.

30. Хотя ехали сюда с убеждением, что они постигают веру, они верующие, они сейчас такие счастливые, сейчас они перевернут горы. Вот предложили им сдвинуть маленькие кучки, не говоря о горах, – и тут-то они начали ломаться. Оказывается, они ничего не умеют. Признать вот эту неумелость оказалось очень сложно.

31. И тогда на смену вот этого искусства признать себя неумелым приходит агрессивная потребность утвердить свою какую-то мнимую умелость. И вот так начинает выстраиваться сейчас общение, когда многие агрессивно пробуют утвердить свою значимость. Но это выливается в какие-то грубые формы.

32. Только неуверенный в себе человек агрессивно что-то доказывает. Сильный человек не нуждается в доказательствах чего-то своего. Он спокойно может это рассказать вам, но, если вы не видите, не воспринимаете, он и не будет дальше доказывать, ему нет нужды. Он не боится, он уверен в своих силах.

33. А вот посмотрите, как вы общаетесь друг с другом. Когда возникают какие-то спорные моменты, вы сами проследите за собой, как вы стремитесь к этому относиться. Действительно ли вы спокойно к этому относитесь? Или вам хочется утвердить, доказать, убедить? Но если у вас это проявляется, смело признайте: вы очень неуверенны в себе, вы очень слабы. Это качество легко заметить за собой в общении друг с другом.

34. И вот тут-то и надо будет учиться по-новому смотреть на жизнь, обретать настоящие силы, которые вам нужны, очень нужны. А это выстраивается именно каждым днём из того, как вы друг к другу относитесь, как вы воспринимаете родителей, как вы воспринимаете взрослых в принципе, и как, естественно, своих сверстников, и тех, кто младше вас.

35. Ибо эти все моменты самовозвышения во всех этих случаях очень сильно начинают проявлять себя. Ну, в примитивном виде – это когда вы разговариваете с теми, кто младше вас. Посмотрите, как вы общаетесь… Щёлкнуть по лбу: «Чего ты, пацан, бегаешь тут?» – это так просто. Но ведь в этом уже проявляется ваша неопрятность. Конечно, он младше, но вот так нужно ли действительно демонстрировать, что вы сильнее?

36. Ведь если у вас уже есть такое отношение к младшим, значит, будьте уверены, у тех, кто старше вас, и у тех, кто ещё пока не способны себя контролировать, обязательно будет возникать потребность щёлкать вас сверху. Обязательно. Потому что вы сами вызываете эту реакцию на себя, вы создаёте предрасположенность эту сами. То есть всё, что вы изливаете из себя в окружающий мир, будьте уверены, то же самое будет направлено к вам обязательно.

37. Оно может быть не направлено только в одном случае – когда рядом с вами очень сильные люди. Потому что они будут себя контролировать и не ответят вам слабостью какой-то. Он почувствует потребность вас щёлкнуть, но он остановится, скажет: «Ну, глупости какие! Конечно, я не буду щёлкать». Он не будет щёлкать. Но потребность чисто природная у него возникнет. Это реакция на ваше состояние.

38. И если он не щёлкнет, а вас щёлкнуть, вообще-то, требуется по законам природы, тогда возникнет другой момент, тогда либо должна выскочить собака почему-то из чьей-то ограды и цапнуть вас, либо где-то сук от дерева должен отвалиться и вас обязательно по голове трахнуть. То есть что-то должно произойти. Но в этом случае это может быть более трагичным.

39. Взрослый может щёлкнуть, и он как-то всё-таки контролирует свои действия. Но если падает сук или кирпич, или вы где-то оступились… или собака выскочила – контролировать она не будет. Она с таким хорошим азартом вас хватит – и вы взвизгнете. Будет очень тяжело, больно.

40. Так вот здесь, конечно же, не забывайте, что, пока вокруг вас есть те, кто ещё не всегда способен себя контролировать, у вас очень хорошие условия посмотреть на то, какие вы на самом деле.

41. И что бы вам ни сделали ближние, помните, они будут вас ущемлять только с той стороны, с которой вы сами предрасположены проявлять слабость, ту же самую слабость. Не торопитесь сказать, что у вас её нет. Просто нет условий, которые помогли бы вам вскрыть эти слабости. Но эти слабости есть.

42. И, разговаривая со взрослыми, Я постоянно с этим сталкиваюсь и помогаю им это увидеть. Часто Я слышу, когда кто-то из взрослых говорит: «Да у меня такого нет», и такое у него осуждение идёт на какие-то слабости собрата или сестры, мощно идёт. Потом проходит небольшой период времени, возникают аналогичные условия в жизни у этого человека, и из него начинает та же самая слабость такого объёма выходить, что он потом сам смотрит и удивлён: «Вот это да!». А ему казалось, что у него этого нет. Но просто условия не возникали ещё, чтоб это всё вышло. Но оно выйдет.

43. Ибо все вы развиваетесь в одинаковых условиях, по сути. И значит, аналогичные слабости есть у всех вас. Одинаковые. Они просто в разной степени проявлены. Так вы помогите друг другу их преодолеть правильно.

44. Учитесь видеть мир по-другому, проще, красивее, бережней, интересней. И вот этот момент сейчас будет очень важен. И формироваться начнёт с самого простого: как вы относитесь к тем, кто сейчас уже находится рядом с вами. А к ним-то вы действительно правильно относитесь?

45. Если этого нет, искать что-то большее уже теряет смысл. Вы уходите от главного, что на сегодняшний момент стоит задачей. Не решая её, вы потащите её за собой, и она начнёт накапливать, эта слабость ваша, дополнительные трудности. Эти трудности вас ударят. На этих трудностях вас обязательно поймают. Но условия могут быть более суровые. Поэтому не торопитесь из этих условий убегать. Пробуйте их оценивать достойно.

46. И в данном случае, если мама так реагирует (вот сейчас Я возвращаюсь уже к записке после столь длительного, обширного ответа), конечно же, торопиться обижаться на то, что мама говорит, не надо.

47. Пробовать найти место и в мастерстве как-то проявиться?.. Можно пробовать искать. Не получается – не надо. Пробуйте по дому хотя бы помогать. Это тоже очень важно.

48. Ибо, смею вас уверить, далеко не все женщины способны очаг держать в нормальном состоянии. Ну, просто они не умеют. И это, конечно, очень важный момент. Потому что это – как картина, как искусство.

49. Если в доме не выстроен правильно порядок, то это не дом. Туда не хочется заходить, просто не хочется. Он может быть холодным, вычурным, этот порядок, может быть просто разбросано всё беспорядочно… Но это целое искусство, где надо действительно учиться это чувствовать…

50. Поэтому, если женщина сможет очаг вот так раскрыть правильно, то туда всех будет тянуть войти и остановиться, отдохнуть. Это как таинство, как таинственная такая, волшебная пещера какая-то или что-то ещё (можно термин из сказок сейчас здесь употреблять), куда очень тянет войти, просто отдохнуть, сесть отдохнуть, наполниться какой-то атмосферой.

51. И вот это большое искусство, которому действительно надо научиться, потому что это обойти нельзя.

52. Вы не будете бегать всегда под открытым небом, и спать под кустиками, и так радоваться миру, как делают животные. Нет. Хотя если мир животных взять, то в зависимости от того, какой мы вид животных возьмём, мы можем увидеть, как они обустраивают своё жилище. Это достаточно интересное сооружение порой, и там очень многое предусматривается: всё к месту, всё в нужной мере, там нет какого-то излишества (ну, разве что это не гнездо сороки, куда она может стянуть всё блестящее).

53. Поэтому вести дом так, чтоб это было таинственное что-то, удивительное и хорошее, – это замечательное таинство, которому надо учиться.

54. А так (ещё раз повторюсь) из всех, кто сюда приехал, далеко не все могут вести это правильно. Поэтому не во всякий дом вообще хочется зайти.

55. Не стесняйтесь этому учиться. Это будет очень важный момент. Тем более это можно впрямую отнести к девочкам, потому что это таинство, которое надо учиться постигать с самого начала. В дальнейшем это будет играть очень важную роль.

56. Ибо если говорить о встрече с мужчиной, общении с ним… вообще для него это будет важным моментом, ведь он воспринимает женщину через её способность создать мир, в котором ему хотелось бы находиться, а не просто забежать, встретиться с женщиной и быстренько-быстренько убежать. Не хочется там быть. Вот пока зовёт инстинкт, забежим. Пока не обращаем ни на что внимание. Вот есть женщина, мы с ней пообщались быстренько – ну и всё, спасибо, хорошо, теперь пора идти: работа зовёт, работа. Быстренько-быстренько из дома… Находиться там не хочется.

57. Так вы не попадите в эти условия. Это немаловажный момент. А то вы будете потом сами себе таким образом трудности создавать. Вроде бы и желается, чтобы принц забежал, хочется, чтоб он остался, а если не сделаете нужного, то принц и будет такой добрый, вежливый, но всячески будет искать повод быстренько убежать из вашего замка, потому что лучше в конюшне находиться со своим конём, там гораздо приятней. Ну, вот такой момент, таким языком смешным выраженный, он, конечно же, немаловажный.

58. Это целое искусство… Вот если мама (опять вернёмся к записке) считает, что что-то в доме неправильно делается, надо поговорить: что правильно, как лучше видит она правильным сделать. И попробовать так сделать.

59. Но если она вроде бы довольна, что вы делаете по дому всё, но где-то претензии какие-то: «Всё-таки ты должна зарабатывать» или ещё что-то, как будто бы выражается некоторая неблагодарность с её стороны (как будто бы!), не надо на это обращать внимания. Иначе, если вы обращаете на это внимание, включается ваша обида на то, что не заметили, не оценили ваш домашний труд. А это уже примитивная реакция. Примитивная реакция, которая делает вас способной на самом деле стать предателем.

60. Вообще, Я б тут сразу хотел ещё добавить. Вы уж не смущайтесь, что Я, взяв одну записку, расширяю так тему. Это для вас жизненно важно. К понятию «обида» нужно относиться очень серьёзно, очень строго. Тот, кто способен обижаться, этот человек – потенциальный предатель. Вот это запомните.

61. Обижаться – это очень нехорошо вообще. Потому что в этот момент человек становится способным прежде дорожить собственным интересом, ибо сам момент обиды уже говорит о том, что свой интерес уже поставлен выше интереса кого-то. Раз так, то в ответственный момент вы предадите. Как только возникнет ответственный момент, у вас включится механизм обиды – вы будете предателем. Вы обязательно сделаете по-другому. Это настолько опасное явление, и Я бы хотел, чтоб вы с самого начала пробовали относиться к нему как можно правильней.

62. Помните простую поговорку: «На обиженных воду возят»? Вот чаще к себе и применяйте. Обиделись – и примените к себе разные поговорки, которые могут вас высмеять, показать вам всю эту никчёмность.

63. Хорошо, если кто-то прошёл по жизненному пути, где ближние, друзья, знакомые могли это выжечь путём каких-то острых высказываний, какого-то такого поведения своего (ибо в обществе тоже такой момент проявляется).

64. Есть те из ваших родителей, которые по своему жизненному пути уже проходили такие таинства, где они общались с большим числом мужчин и очень часто многие их слабости подвергались высмеиванию со стороны ближних. То есть, когда они вращаются в большом кругу мужчин, там чаще появляется возможность высмеять многие слабости. И тогда тот, кто желает, кто дорожит этим коллективом, торопится быстро избавляться от этих слабостей. Ему неприятно самому, стыдно за свои слабости, он начинает бороться с ними и быстренько приводить это в порядок.

65. Если такого контакта не происходит, то есть человек по жизни замкнутый, закрытый либо по своим творческим качествам как-то оторван от общения с людьми, больше погружён в какую-то творческую деятельность, если такое есть, – этот человек очень слаб на самом деле духом. У него могут быть замечательные умения, но, как только мы коснёмся его человеческих качеств, он элементарно способен предать многие вещи. Он очень капризный, очень много слабостей у него, как правило, быстро вскрывается. И, конечно, становится это часто большой сложностью в жизни.

66. Так вот и вы сейчас, общаясь друг с другом, не бойтесь этого общения. Чаще собирайтесь вместе, чаще многие исполняйте задачи. И будьте внимательны друг к другу, потому что вы, в большом объёме когда собираетесь, можете очень много друг другу показать. Потому что в этом случае очень многое начинает вскрываться.

67. Если вы будете торопиться уединяться… одиночество – это тоже, конечно, допустимо, но тут вам будет сложнее многое увидеть в себе.

68. Умейте прислушаться к тому, что вам будут говорить ближние. Это школа такая немаловажная, когда вы умеете выстраивать свои взаимоотношения.

69. Ну, вот такой момент… И на этом в ответе на первый вопрос Я бы хотел приостановиться.

70. Поэтому не обижайтесь, как реагируют родители. Помогайте, пробуйте, предлагайте какие-то творческие решения. Может, по-другому попробовать, с какой-то иной стороны подойти к решению какого-то вопроса. Это всё можно вместе решать.

71. Если сейчас не удалось вам организовать что-то типа лагеря или какого-то домика, где вы могли бы вместе пробовать реализовывать свои творческие устремления, – это не страшно. Не пугайтесь, не смущайтесь этого явления. Просто само житие здесь взрослых оказалось не в силах вытягивать многие хорошие замыслы. Но они все остаются в силе, и всё это мы будем обязательно дальше рассматривать.

72. Но нужна ещё и ваша инициатива. Может, не удастся вам самим реализовать то, что вам бы для себя хотелось, но тогда вы поможете это реализовать дальше для тех, кто младше вас и тоже будет в этом нуждаться. Вы сможете организовать эти таинства и помочь этим ребятам попасть в них с интересными устремлениями, вы им поможете их реализовать.

73. Так что не смущайтесь. Это всё надо строить сейчас, этот мир. Будет неверно, приехав сюда, ждать, чтоб быстренько кто-то сделал. Ничего нет, и опыта у взрослых нет это делать. Просто нет. И это надо всё построить своими руками. И где, конечно, терпение требуется очень большое. Вот его и проявите сейчас».

74. «Два вопроса очень близких. Первый вопрос такой: «У нас в природной семье такая ситуация… Мне будет через полтора месяца восемнадцать лет. Родители говорят: «Учись что-нибудь делать». А я учусь в одиннадцатом классе, заканчиваю. И ничего делать пока ещё не хочу. Нет никакого желания что-либо делать, хотя сама понимаю, что всё это понадобится. Как поступить?»

75. И мальчик задаёт вопрос: “В последнее время появилось чувство апатии, незаинтересованности ни в чём. Но устремление жить по Истине есть большое. Вопрос: как с этим бороться?”».

76. «Это – обстоятельство, которое показывает необходимость очень серьёзно рассмотреть таинство, связанное с приложением силы воли. Качество очень важное – сила воли. Очень часто требуется приложение силы воли.

77. Сила воли не связана с желанием. Там, где желание есть, как правило, сила воли не требуется. На одном желании очень многое можно уже сделать. Оно горит, желание, оно толкает.

78. Но когда вы сталкиваетесь с какой-то трудностью, желание преодолеть трудность возникает только у человека, имеющего достаточно большой опыт, жизненный опыт. Когда он неоднократно уже преодолел эти трудности, ощутил вкус таких побед, и тогда, сталкиваясь с трудностью, он ощущает очередное желание преодолеть и испытать этот вкус. Он знает уже, что такое победа.

79. Если вы этого не знаете, значит, вкуса победы у вас нет в памяти, он не зафиксирован. И, соответственно, как только вы будете сталкиваться с трудностью, победить которую ещё пока никогда не пробовали, не умели, то ощутить в себе потребность преодолевать очень трудно будет. Больше будет возникать желание не делать. Сразу начнёт возникать мысль: «А может быть, не надо. Да, может быть, завтра». Какие-то такие мыслеобразы, которые будут формироваться в вашем сознании, все будут, как правило, направлены на то, чтобы вам не делать ту задачу, которая встала пред вами.

80. И здесь прежде всё будет формироваться на том, как вы сможете приложить силу воли, ту небольшую, которая пока ещё есть, но которая формироваться может от того, как вы это будете прикладывать. Будете прикладывать – она будет расти. Не будете прикладывать – она будет слабеть. И тогда однажды будет возникать задача, а вы будете чувствовать: «Да не могу я, не в силах я всё это преодолеть».

81. От взрослых очень часто это слышится, когда они понимают: «Да, я знаю, что так неправильно, но я ничего не могу сделать. Нет у меня силы воли». То есть так вот прямо могут многие признаваться, что у них просто нет сил. Они сами понимают, что они рабы теперь уже перед той слабостью, которой позволили формироваться внутри. Тогда, конечно, это уже условие непростое.

82. Помочь такому человеку очень сложно. Можно даже с позиции Истины в какой-то мере закрыть на это глаза. Единственное пожелание остаётся, чтоб он хоть как-то сделал что-то правильно. Но надеяться на то, что он сделает, уже невозможно, потому что сила воли у него отключилась, она не готова проявиться таким образом, чтоб человек всё-таки смог сделать хотя бы полшага вперёд.

83. Поэтому эту сторону не теряйте. Какая бы апатия, какие бы вялые процессы ни стали у вас внутри проявляться, которые тянут вас остановиться, подремать больше, полежать больше, то есть меньше делать, как бы это ни начало у вас проявляться, с какой бы силой это ни стало проявляться, – относитесь к этому правильно. Это – то таинство, которое обязательно вам надо победить.

84. Это как некий колдовской мир какой-то… вот он включается, представьте… какой-то там дядя ворон сидит где-то в кустах и начинает плести какие-то энергии вокруг вас: «Сейчас он уснёт, будет спать. Я сейчас с ним что-нибудь сделаю, превращу его в лягушку. Пусть он только полежит подольше, пусть он ничего сейчас не делает». И вот он так сидит и плетёт что-то, представьте. Ну так тут в какой-то мере даже эгоизм должен включиться: «Да как же так? Что же это, я лягушкой, что ли, буду?» Уже эгоизм сам должен помочь вас подтолкнуть вперёд. Потому что эгоистическая основа имеет в себе характер толкать вас утверждаться в жизни.

85. И вот в этом случае это тоже может сыграть даже спасительную роль: ну как же так, неужели вы действительно хотите превратиться в какую-то лягушку? Но нет. Значит, вы пытаетесь утвердиться. Значит, вы встаёте и пробуете всё-таки сделать что-то правильное. Но вы уже начинаете прилагать силу воли.

86. Вот теперь это и нужно обязательно учиться понимать. Надо учиться её прилагать. Чувствуете: что-то не то, а надо сделать, – надо вставать и учиться делать.

87. Напевайте псалмы, напевайте какие-то другие хорошие песни, которые могут задорными быть, весёлыми. Пробуйте это делать, не останавливайтесь. Иначе это как трясина: остановитесь, начнёте признавать, что это действует на вас, допускать это – оно начнёт втягивать вас, как в воронку, начнёт засасывать, засасывать… И вам будет очень сложно потом себя победить, очень сложно. Чем дальше будет засасывать, тем вам будет сложнее. Надо обязательно остановиться и заставить себя сделать правильный шаг.

88. Тем более что, принимая Истину, вам не требуется просто гадать, какие правильные усилия вообще надо делать.

89. Вот когда человек не нашёл Истину, ему сложнее. Ему надо где-то рассуждать, думать, что сделать. У вас упрощается момент. Потому что вы многое уже можете черпнуть из того, что сказано до сих пор, и чётко устремиться сделать этот шаг, не боясь ошибиться. Вот это будет очень нужно.

90. И к тому Я ещё могу добавить вам о таком эзотерическом явлении, как энергийное воздействие на состояние человека. Оно сейчас действительно видоизменяется своеобразно. И воздействие на человека идёт достаточно мощное из окружающего пространства. Вы претерпеваете сейчас сильные, мощные воздействия, которые призваны повлечь видоизменение клеток вашего тела и информации, заключённой в вашей психике, в вашем подсознании.

91. Здесь нужна будет ваша помощь. То есть чтоб вы точно старались следовать Истине. Это будет очень важно. Иначе, если процессы, которые воздействуют на клеточный уровень ваш, войдут в противоречие с тем, к чему вы сами стремитесь, тогда у вас пойдёт разлад, в вашем организме начнётся разлад серьёзный.

92. Он очень сильно проявляется сейчас в окружающем мире, очень сильно. То есть давление испытывают сейчас очень многие. Психологическая среда сильно ухудшается, резко.

93. И создаются разнообразные условия, которые в какой-то мере способствуют закрытию ответственности у человека перед окружающей реальностью. А как снять с вас ответственность? Надо сделать что-то с вашей головой.

94. Ответственность у человека определяется его способностью воспринимать реальность. Насколько точно вы воспринимаете реальность, настолько активно вы проникаете в эту реальность. Это всё связано с вашей способностью воспринимать.

95. Чем больше вы изучаете Истину, чем глубже вы её осмысливаете, вы (желая того – не желая) проникаете всё глубже своим сознанием в Законы Материи и сразу начинаете, соответственно, ещё более активно с каждым погружением воздействовать на окружающую реальность своими словами. Если б вы этого не делали, у вас был бы один уровень ответственности. Когда вы это делаете, у вас повышается ответственность. И одно и то же слово, сказанное в разное время, уже несёт разную ответственность, сказывается на вас по-разному одно и то же слово. Чем дальше вы изучаете Истину, тем больше на вас ложится эта ответственность.

96. Значит, для человека становится опасной привычная мера поведения (он не желает себя менять; вот у него сложились какие-то привычки, он так видит мир – и он не желает от этого отказаться). Если вот этот конфликт его внутренний перейдёт норму допустимую и возникнет сильная опасность, что у него начнётся духовный распад достаточно сильный, тогда нужно снимать с него ответственность. Значит, этот человек должен войти в какую-то сферу жизненную, какие-то взаимоотношения, где начнёт что-то происходить с его головой.

97. Поэтому усиленное употребление спиртных напитков, усиленное употребление наркотических веществ – это в какой-то мере попытка снять ответственность. И человек не понимает, что на самом деле он в этот момент делает. Но он интуитивно идёт к этому. Хотя, в свою очередь, это создаёт свою череду очень опасных моментов, потому что потом человек уже начинает иметь минимальные возможности вырваться из этого. А порой и вовсе, если сила воли не развита, это уже конец. То есть тут уже часто может случиться обстоятельство, где вытащить человека невозможно.

98. Но на самом деле это всё складывается в этой связи: когда ответственность человек уже оказывается не в состоянии нести за дальнейшее развитие.

99. Вот сейчас вы можете наблюдать эти все процессы, которые начинают протекать в России особенно. Потому что наркомания начинает развиваться так, уже признаются, что остановить это уже не получается. То есть выходит из-под контроля. И все признают, что это теперь остановить невероятно сложно.

100. Вот Я приезжаю, допустим, в Челябинск (недавно ездил) и слышу разговоры среди людей, что уже просто экспериментируется такое: кто-то пробегает, иголкой тычет, а иголка заражена каким-нибудь вирусом. Вот такой эксперимент сейчас делают. Молодёжь это делает.