Ранним утром шестого ноября Виссарион прилетел в Новосибирск, где вечером этого же дня в зале дворца культуры, носящего наименование «Энергия», произошла встреча с Учителем.
2. «Добрый вечер, дорогие друзья. Сегодня и завтра Я имею возможность с вами встретиться. И сейчас Я готов отвечать на вопросы, которые могут у вас существовать ко Мне к этому часу.
3. Встречи в последнее время Я больше строю на ваших собственных вопросах, так как тема, связанная с человеком, с его развитием, расцветом, очень велика, о ней можно говорить очень много, с разных сторон.
4. А времени немного у нас, поэтому вы спросите прежде о том, что вас интересует. А уже в зависимости от того, что вы затронете, Я посмотрю, насколько широко можно тронуть эту тему, и постараюсь ответить на всё, что вы желаете уяснить.
5. Спрашивайте смелее, не смущайтесь и не бойтесь смутить Меня. Хотите спросить, вас это мучает, вы нуждаетесь в этом — спрашивайте, Я буду отвечать. Итак, Я слушаю ваши вопросы и готов на них ответить».
6. «Говоря об экзаменах, Вы имеете в виду, что не все души пройдут экзамены? И что будет с теми, кто экзамены не пройдут? К каким экзаменам нам готовиться?»
7. «Бояться не надо. В этом и заключена Мудрость Великого Бога, когда учитываются качества, которые вы обретаете при рождении. Где учитывается вероятность вашего развития, проявлений, предрасположенность ваша к тому или иному действию; это всё видно с самого рождения.
8. Вы имеете возможность менять судьбу. Но это непросто, для этого надо сделать многое, не присущее себе.
9. Если вы относитесь к этому пассивно в своей жизни, отдаётесь течению, которое вас увлекает, то вы идёте по тем судьбоносным точкам, которые видны с самого рождения до момента завершения жизни, и никуда шага в сторону, ни вправо ни влево, вы уже не сделаете. То есть вы обязательно пойдёте по уже заведомому изначально пути.
10. Так вот, каждый из вас, ваше истинное существо, душа, воплощается обязательно с учётом того, какие у вас будут характеристики. И вы появляетесь на Земле в тех жизненных обстоятельствах, где именно для вас становится вся эта жизнь наиболее благоприятной.
11. И сетовать на то, что вы имеете сейчас, может только невежественный человек. Вы имеете то, что наиболее благоприятно на данный момент времени для каждого из вас.
12. И говорить о том, почему же, за что же, и проявлять зависть: у кого-то как будто бы лучше жизнь протекает, — нет, у всех у вас она одинаково протекает. Она выглядит по-разному, но в сути она очень близка у вас. И характерные экзамены в корне одинаковы у всех.
13. Просто тому, кто больше имеет сил, большее испытание создаётся. Меньше сил — меньшее испытание. Но каждому из вас даётся то, что для него наиболее благоприятно.
14. И поэтому, если сейчас мы говорим о том, что наступает период великого экзамена перед всем родом человеческим, конечно же, здесь есть задачи и большие, которые будут спрашиваться с тех, кто способен был сделать, и те задачи, которые меньше. Где сразу видно, что эту большую задачу тот человек, который слабее, не сделает. Так с него это и спрашиваться не будет.
15. И если он, однажды прикасаясь к Истине, начинает ругать Её, не может Её понять, выражает негодование, уровень его сознания не позволит ему взять эту ответственность. Потому что любая ответственность за жизнь у человека всегда берётся именно уровнем понимания той задачи, которая перед вами встала.
16. И как только вы что-то начинаете понимать в качестве правильного, ни в коем случае не сделайте по-другому. Вы должны будете постараться и сделать так, как вы уже почувствовали правильным.
17. Хотя в этот момент, как только вы почувствовали, что надо сделать, следующим мгновением вы начнёте испытывать на себе определённое искушение, ваше сознание начнёт показывать вам другие варианты.
18. Конечно же, то, что вы в первую очередь внутри начнёте чувствовать как правильное и что хорошо было бы это сделать, это будет трудная задача. В этом случае не ставится что-то лёгкое, потому что человек может развиваться, набираться сил, только делая всё более смелые шаги, только когда он берётся за всё большую ответственность. А это всё время ощущение какого-то труда, какого-то усилия над собой. Это нормальное проявление, от него нельзя бежать.
19. Если вы чувствуете трудность в своей жизни и стараетесь всё сделать достойно, значит, вы идёте нормально.
20. Если становится вам легко, вот тут надо быть осторожным, потому что, как правило, вы выбираете, значит, что-то удобное и идёте не туда. Поэтому не бойтесь трудностей.
21. И вот таким образом, с учётом внутреннего состояния человека, его характеристики, каждый находится на своём месте.
22. Экзамен пред всеми сейчас встал, но у каждого будет своя задача. И здесь, главное, не засуетиться: «Успею ли я сделать, не успею ли я сделать? Нашёл ли правильно Истину, а вдруг это неправильная истина?» — и человек суетится. Эта его суета только ещё больше ему навредит.
23. Не надо бояться. Искренне доверяйтесь тому, что вы уже начинаете видеть, с чем начинаете соприкасаться, осмысливайте теперь это. Не бойтесь этой жизни.
24. Не надо бояться сделать ошибку, потому что когда вы стараетесь делать как можно лучше, то все ошибки, которые вы в этом случае допустите, это не греховные ошибки. Это нормальное творческое постижение реальности, вы на этом обретаете мудрость. Ибо вы ошибаетесь там, где что-то пред этим не понимали. Ну и ладно. Сейчас, делая это, вы почувствуете и вы поймёте.
25. У человека не будет получаться учиться на чужих ошибках только от одного понимания своим сознанием того, что у кого-то происходит. Человек, пока сам не почувствует, не будет следовать тому, что уже мог зафиксировать своим сознанием в отношении кого-то из ближних …
26. Каждый из вас особенно чувствует этот мир. И то, что подсказывает ближний, вам не будет дорого, потому что он будет подсказывать согласно своим чувственным восприятиям.
27. И конечно, вы, пытаясь подсказать что-то ближнему, не входите в большое переживание, если кто-то не воспринимает вашу подсказку.
28. Он обязательно воспримет это на уровне сознания, но должен сделать дальше согласно своим чувственным восприятиям этой реальности. Это его судьба, она построена на его чувственном проявлении, но не на вашем чувственном проявлении.
29. Поэтому не пытайтесь менять жизнь ближнего. Вы можете подсказывать, но оставайтесь более-менее ровными, спокойными, разрешая ближнему сделать так, как именно он чувствует это правильным, а не как вы чувствуете правильным.
30. И вот так от правильного понимания своего мира вы и начнёте всё точнее осмысливать жизнь, которая связана с человеком. И тогда многие осложнения, которые постоянно возникают сейчас в жизни человеческой, быстро отойдут. Здесь нужен правильный взгляд».
31. «Скажите, пожалуйста, смог бы человек, ищущий Истину, параллельно находиться в социальных, экономических кругах, в органах государства?»
32. «Человеческая жизнь всегда призвана проявляться в единстве между всеми людьми. Человек не должен жить обособленно. Это ложное стремление у человека, когда он тяготеет к обособленному проявлению.
33. Хотя человек неповторим и, конечно же, в любом случае он проявит себя неповторимо, но он должен стремиться к единению всегда.
34. И тогда естественно надо будет рассматривать многие законы, по которым человек должен правильно сформировать жизнеустройство своего общества.
35. До сих пор, конечно же, многое складывалось неверно, многое основано было на слабостях человека. Угол восприятия реальности был неправильный, поэтому всё, что к этому часу сформировалось, имеет очень много ложных проявлений, много недостатков, которые не смогут гармонично существовать в том виде, в котором существуют. Это всё нужно будет пересматривать.
36. Но сказать, должен ли, не должен человек принимать в этом участие, нельзя. Если человек сам чувствует и понимает то, что Я пред этим сказал, и его уровень восприятия реальности помогает ему увидеть благостность в каком-то действии, и он видит: хорошо было бы принять участие в этом действии (в политике, экономике), — пожалуйста, он может это делать. Здесь запрета никакого ни в коем случае ставить нельзя. Всё должно строиться от уровня понимания.
37. Единственное, надо будет посмотреть сейчас всю полноту характерных особенностей, связанных с жизнью человека.
38. Пока не удастся осмыслить, что такое душа человека, каковы её законы проявления, что такое закон развития человека, каковы его истинные особенности, пока это не удастся уяснить, невозможно будет правильно выстроить жизнеустройство, потому что всегда оно будет строиться на чём-то другом, на незнании истинных особенностей человека.
39. И всё, что будет тогда находить усилие человеческой мысли, часто будет разниться с истинным развитием человеческого существа.
40. И даже до сих пор область науки и многие другие области жизни развиваются так, когда они вовсе не способствуют развитию духовного мира человека, а часто даже очень сильно препятствуют этому развитию.
41. Это так же, как образ, который можно взять из огородничества. Если надо посадить растение, так надо уяснить, как его вообще можно посадить, что для него является корнем, который надо сажать в землю, а что может раскрываться после того, когда корень будет погружён в землю. Какова должна быть почва, нужно ли сажать зерно на голый камень, или всё-таки его надо прикопать в землю, нужно ли поливать, нужно ли подвергать его воздействиям мороза или жары?
42. Это же надо уяснить в самой основе. Потом уже растение сажают и за ним ухаживают. А не так: бросили и присматриваются — получится, не получится? Вверх ногами посадили деревце и ждут: будет ли оно расти, не будет ли расти?
43. Чтобы вот так не экспериментировать, надо уяснить, что есть человек. Вот к этому сейчас всё начинает подходить.
44. Так как сейчас на Земле разные общества, разные умственные проявления, разное сознательное восприятие, то, конечно же, в этом обществе будут и те, кто должен будет продолжить активно участвовать в том, что считает правильным. Но это то, что уже присуще человечеству, то, что уже существовало всю историю человечества, только слегка видоизменяясь.
45. И будет часть общества, которая в принципе начнёт новое, то, чего раньше не было. И они начнут пробовать, у них будет круто меняться сознание, они начнут по-новому смотреть на жизнь.
46. Это не будет получаться сразу, будет много разных накладок, потому что выйдут разные слабости. Много будет осложнений, но это будет процесс активного формирования, когда параллельно тому, что существует, но уже не сможет дальше в таком темпе развиваться, должно зарождаться истинное, что, укрепляясь, расцветая, потом позволит уже этой Истине дальше растечься по всей Земле, занимая место того, что было до этих пор.
47. Поэтому время перехода, время истинное, о котором говорит и Писание, это не есть то время, где кто-то даёт своеобразную отмашку руки, и тут начинает рушиться что-то, валиться куда-то, что-то горит, начинается некий суд над человечеством. Это переходный период, где очень круто необходимо повернуть. И сейчас именно этот период времени и наступил.
48. Другой благоприятной возможности уже не может быть, потому что психика и сознание человека дошли до уровня, где, если поворота не произойдёт, может случиться большая трагедия.
49. И это сейчас уже можно испытывать на себе. Вы видите, как развиваются сейчас в обществе разные события, и где есть разрушительные события, которые вообще остановить нельзя. Можно о них упоминать изредка, время от времени, но их остановить нельзя при той системе, которая существует. Это невозможно, надо просто менять в корне всю систему.
50. Но это непростая тема, её так быстро в кратких словах не выразишь.
51. Поэтому ещё раз вернусь к тому, что было спрошено. Если есть часть людей, которая увидит благостным заниматься этим, конечно, они могут это делать.
52. Но всегда надо быть внимательным к себе. Когда однажды чувствуешь, что что-то не то, тяготеешь к чему-то новому, надо вставать и делать, искать новое, находить его и принимать участие в этом новом.
53. Тому, кто уже чувствует невозможность участвовать в том, что есть, тогда надо посмотреть, что он хочет сделать, насколько дальше будут верны его шаги, насколько действительно сильно он должен отойти от того, что существует, и будет ли уместным так сильно отходить.
54. То есть нужно сейчас подробное рассмотрение многих жизненных обстоятельств с позиций Истины, чтобы здесь были шаги как можно более точные, как можно более правильные. Тогда ещё многое можно выправить».
55. «Скажите, как определить, развивается у меня душа или не развивается?»
56. «Ну, в этом случае единственное, что можно отмечать, — это когда вчера ты могла в каких-то обстоятельствах сорваться психологически, а сегодня видишь, что выдержала, не сорвалась, то есть уже смогла удержать себя в руках.
57. Вот по таким моментам можно замечать, что ты приобретаешь какие-то чувственные качества, богатства, которые позволяют тебе всё проще и мягче проходить какие-то сложные психологические обстоятельства.
58. Потому что главное проявление истинного качества вашего существа сказывается как раз в момент, когда вас что-то обжигает изнутри, когда какие-то обстоятельства принесли вам психологическую боль, вы чувствуете, что у вас что-то ущемилось внутри, вам стало очень больно.
59. В этот момент проявляются у вас истинные качества, а не тогда, когда у вас всё хорошо, вы поёте песни. В этот момент вы можете все равно искренно сказать, что вы любите весь мир.
60. Но как только кто-то приходит и начинает ущемлять вас, щипать, тут вы уже забываете обо всём, вы уже никого не любите, вы начинаете видеть этого человека в качестве какого-то немыслимого врага, который только и думает как будто бы о том, как бы разрушить вашу жизнь и так далее. Вы начинаете соответственно агрессивно на это реагировать.
61. Так вот, истинные качества у человека проявляются в трудный психологический период. Именно в этот период как раз и необходимо приложить истинное, праведное усилие, именно в этот момент.
62. И как только возникает эта психологическая задача, вы должны помнить, что это появилась возможность реально себя изменить в нужную сторону.
63. Если вы не предприняли никаких усилий, просто подождали время, немножко как-то всё развеялось, потому что время, как правило, лечит, успокаивает, — на самом деле это не будет означать, что вы изменились в какую-то лучшую сторону.
64. Если вы не предприняли нужных усилий, вы изменились и стали ещё хуже. Просто время немножко успокоило, загладило, убрало препятствие, убрало испытание, при котором вы могли сделать себя лучше.
65. Но делать себя лучше можно только в этот момент. И это особенно характерно для настоящего человека, который пока существует, для его внутренних качеств.
66. Чтобы изменить в лучшую сторону чувственный мир, надо порвать все ложные привязанности, которыми человек, как правило, сейчас дорожит, и обрести истинные привязанности, которыми он должен дорожить. Ибо вся боль связана с надрывом какой-то чувственной привязанности, только в этом случае боль и возникает.
67. И вот тут нужно суметь правильно на это пойти. Если надрывается что-то ложное, тут нельзя отдёрнуть себя. Палец можно отдёрнуть, если вы дотронулись до горячей печки, потому что, действительно, тут разрушение начнётся в клетках вашего тела.
68. А что касается духовного мира, вот здесь нужна правильная реакция, здесь нельзя отдёрнуть себя. Если надрывается, надо дать этому надорваться полнее. Только в этот момент нужна ваша правильная психологическая настройка. Только тогда вы правильно пройдёте этот огненный рубеж, и у вас исчезнет то, что вам мешало жить.
69. Но если вы отдёрнетесь, попытаетесь что-то доказать себе неуместное, найти виновного на стороне, но не искать причину в себе, вы можете немного успокоить себя, но эта привязанность усилится у вас ещё больше, вы станете ещё слабее. Вы не прошли это испытание.
70. Поэтому развитие души не определяется объёмами каких-то знаний, которые вы можете каждый день приобретать в качестве информации. Вы прочитали одну книгу, другую, что-то ещё услышали, вам кажется: вы уже столько знаете, все, наверное, знания и мудрости на этой Земле вам известны. Но это вовсе не будет означать, что вы хотя бы чуть-чуть стали лучше.
71. Сейчас можно посмотреть на многих таких мудрецов, говорящих о мудрости, а возьмите его в жизни, начинайте проверять, как он начнёт реагировать на разные жизненные обстоятельства, простые, бытовые …
72. Сидит мудрец, подходит жена и начинает его теребить, а он пытается медитировать. Она его за ухо: «Хватит сидеть, смотри, ребёнок плачет». И посмотрите, что у него внутри будет твориться.
73. У него будут большие сложности происходить внутри, хотя он уже несколько десятков лет медитирует. Как только он начнёт чувствовать реальность, выйдет из медитации, у него начнётся обычная реакция слабого человека. И его спасает только то, что он полностью отрезал себя от реальности и ещё как-то может равновесие выдерживать.
74. Но от реальности уходить нельзя. Это совершенно неправильное усилие. От этого человек никогда лучше не становится.
75. В реальность надо входить, открывая себя, не защищаясь от неё, а именно открываясь. Вам будет больно, но именно открыться вы должны. Вы должны слиться с этой реальностью и научиться влиять на эту реальность теплом своего сердца, хотя бы маленьким, которое вы способны из себя источить, но вы должны попробовать это тепло источить.
76. И на каждую такую реальность, обжигающую вас, вы должны ответить правильно, стараясь благодарно её принимать. Только в этом случае вы изменяетесь реально в лучшую сторону, но не в познаниях.
77. Познания — это подготавливающее что-то, создающее некоторые благоприятные условия для того, чтобы вовремя вспомнить какую-то подсказку.
78. Но реально измениться вы можете, только сделав этот реальный шаг, когда у вас внутри всё кипит и вас подмывает сделать какой-то совсем другой шаг.
79. Когда вы обжигаетесь изнутри, у вас тут же возникает реакция определённая, образно выражаясь, отдёрнуть обожжённую руку. И вот тут надо вовремя вспомнить необходимые подсказки, мудрости, которые вы уже сочли для себя как истинные, и попробовать очень точно сделать этот шаг в этот обжигающий вас момент. Вот тут вы начнёте реально себя менять.
80. Именно поэтому и говорилось раньше для учеников, что вера без дел мертва. Кричать о том, что вы верите, вы принимаете Иисуса в своё сердце, вы любите Его, — кричите сколько угодно, но от этого лучше вы не станете ни насколько, совершенно ни насколько.
81. Скажите о своей любви к ближнему, когда он вас ударит. Попробуйте рассмотреть в ближнем частицу Бога, когда он приносит вам боль, и отреагируйте на эту частицу Бога с уважением.
82. Не на его злобные проявления — это просто слабости, это его определённое несчастье, он ещё узнаёт мир, он, как ребёнок, знакомится с миром, но делает очень много грубых действий. Конечно, в этот момент он может и ударить.
83. Но вы не смотрите на то, что он ударил. Вы попробуйте рассмотреть в нём частицу Бога, вы попробуйте рассмотреть в нём частицу Учителя, который, не ведая о том, учит вас, ударяя в то место, которое пора лечить уже. Пора ударить вас в это место, ибо там уже короста появляется, её надо начинать разбивать, поэтому он больно сделает.
84. Так вот попробуйте это правильно рассмотреть, чтоб вы частицу Бога замечали в каждом человеке. И тогда вы начинаете реагировать уже истинно. Только тогда вы научитесь любить врагов своих.
85. А если вы пробуете смотреть на внешние поступки: «Да он такой, да он сейчас сделает это. Как я ему сейчас прощу? А он потом воспользуется и сделает ещё хуже», — вы начинаете осмысливать то, о чём на самом деле вы ничего ещё пока не знаете, — это попытка логически рассмотреть какие-то обстоятельства.
86. Но эта попытка логически рассмотреть очень своеобразная у человека. Потому что вообще все мыслительные операции у человека протекают исключительно предвзято, всегда в зависимости от чувственного мира. Это главная характерная особенность человека.
87. Спорить — это качество человека, потому что у него мысль всегда зависит от чувственного мира. И именно поэтому он собственное мнение всегда держит на особом почётном месте. Он, как правило, всегда дорожит собственным мнением, но не мнением ближнего.
88. Это особенное качество человека, которое нужно правильно понять. Иначе никогда не удастся правильно находить необходимые решения, бесконечные будут споры, и ни о чём всегда будет разговор …
89. Осмысление человека всегда предвзято. Всё будет зависеть от того, в каком он чувственном состоянии находится, к чему он чувственно привязан.
90. И если в этом случае он наполнен больше страхами, то осмысление будет проходить согласно этим страхам, согласно этому эгоизму, который боится опасности. Он постоянно будет думать об опасности, значит, будет рассуждать с позиций: а где будет яма, где может быть капкан?
91. И он будет всматриваться в ваши лица и уже заранее подразумевать: а не враг ли вы, а что вы хотите, приходя к нему, не хотите ли вы поставить ему подножку? Это тот, кто боится, так всматривается. И так смотрит сейчас почти каждый человек, встречая кого-то.
92. Но когда человек наполнен чистыми помыслами, чистыми образами, он верит Богу, он с доверием принимает всю реальность, он уже по-другому смотрит в глаза другого человека. Он уже совершенно не выискивает у него каких-то каверзных проявлений, которые могли бы произойти у того, кто хотел бы вам навредить.
93. А вы уже рассматриваете человека, ближнего, как того, кому бы вы очень хотели быть полезным и у кого могли бы чему-то научиться. И вы тогда присматриваетесь к нему и думаете, что же вам было бы полезно от него взять. И вы не ищете недостатки, вы ищете достоинства его.
94. И вот эти два проявления осмысления реальности у человека происходят в зависимости от качества чувственного мира. Одни ищут только недостатки, потому что боятся жизни, а другие начинают понимать истинную ценность жизни и ищут друг в друге только достоинства. Вот два разных взгляда характерных.
95. И это происходит у каждого человека. И человек вне этих законов осмысливать реальность не может. Поэтому крайне необходимо человеку наполниться положительными образами, научиться правильно видеть мир.
96. Только тогда начнётся мирное, правильное осмысление реальности, для человека присущее. Только тогда он найдёт мирное, правильное решение, только тогда все соединятся и станут одной Семьёй. Но ни в каком другом случае.
97. Поэтому все разговоры о безопасности, когда человек постоянно хочет видеть в ком-то врага, — это всё ненормальные проявления больного разума, полностью подвластного страху, который внутри существует. Так проблему не решить. Ведь её пытаются решить так уже тысячи лет, но кровь льётся каждый день.
98. И так на самом деле она не может разрешиться, её невозможно так разрешить. Нужен совершенно другой взгляд, противоположный тому, который прежде пытается вырваться изнутри. Не надо искать врагов.
99. Жизнь у человека вечна, он не смертен. Это особенное качество, которое тоже надо понять. И только оттого, что человек думает, что живёт краткое время и надо за это краткое время успеть всё, и начинается весь этот сумбур, когда всё перемешивается в непонятном безобразном состоянии… Это всё также очень важно уяснить».